Научная статья на тему 'Историко-педагогические предпосылки развития хореографического образования в России'

Историко-педагогические предпосылки развития хореографического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2789
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева М. Н.

The article considers the bases of the development of choreographic education as a socio-cultural institution and a pedagogical phenomenon; main tendencies of personnel reproduction in the sphere of culture and arts is being traced; the achievements and contemporary state of professional choreographic education in Russia are evaluated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and pedagogical prerequisites of the development of choreographic education in Russia

The article considers the bases of the development of choreographic education as a socio-cultural institution and a pedagogical phenomenon; main tendencies of personnel reproduction in the sphere of culture and arts is being traced; the achievements and contemporary state of professional choreographic education in Russia are evaluated.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические предпосылки развития хореографического образования в России»

6. Московская консерватория. 1866-1966. М., 1966. С. 557.

7. Благой Д. // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство: сб. / ред.-сост. К.Х. Ад-жемов. М., 1979. С. 8.

8. Пазовский А.М. Записки дирижера. М., 1966. С. 157.

9. Харитонов Б.И. Проблемы камерного ансамблевого исполнительства. Донецк, 1995. С. 8.

10. Майкапар С.М. Детские инструментальные ансамбли. Челябинск, 2005. С. 10.

11. Игумнов К. // Сов. музыка. 1948. № 4. С. 408.

12. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982. С. 148.

13. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. М., 1971. С. 4.

14. Воронина Т. // О мастерстве ансамблиста: сб. науч. тр. Л., 1986. С. 6.

Поступила в редакцию 26.01.2007 г.

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

М.Н. Юрьева

Yuryeva M.N. Historical and pedagogical prerequisites of the development of choreographic education in Russia. The article considers the bases of the development of choreographic education as a socio-cultural institution and a pedagogical phenomenon; main tendencies of personnel reproduction in the sphere of culture and arts is being traced; the achievements and contemporary state of professional choreographic education in Russia are evaluated.

Вопросы профессионального хореографического образования в педагогической науке нашей страны длительное время относили к разряду чисто организационных и по этой причине не включали в планы и тематику исследовательских работ. Поэтому глубоких исследований по определению целей, содержания, технологий учебного процесса в формирующейся системе основных образовательных хореографических учреждений долгое время не проводилось. Кроме того, исследователи художественного образования о хореографическом образовании зачастую попросту забывают.

В этой связи задачи, связанные с пониманием сущности профессионального хореографического образования, особенностей его становления и развития, необходимо решить, рассмотрев деятельность его субъектов в конкретной исторической ситуации.

Профессиональное хореографическое образование в XVII в. носило черты прагматичности, ориентируясь лишь на обслуживании нужд русского общества и государства. Главным содержанием реформ Петра I в области культуры стало приобщение к последним достижениям западноевропейского искусства и создание русской национальной

культуры и светского просвещения. Рассматривая особенности развития художественного образования, в данный период можно говорить лишь о подготовке основы для последующего становления системы различных видов образования в сфере искусства. Все более расширявшиеся общественные потребности, предъявляемые к области светской культуры, приводили к необходимости развития сферы общехудожественного (как средства воспитания дворян, развития любительской инициативы) и специального профессионального образования (как способа обеспечения государственных культурных институтов, помещичьих усадеб - музыкантами, актерами, артистами балета).

Первое балетное училище в России было основано в Петербурге (1738), как «Танцевальная Ея Императорского Величества школа». Школа обучала танцевальному ремеслу, и, как отмечает Л.М. Старикова, образование в ней было узко профессиональным [1]. В подготовке танцовщиков отсутствовали общеобразовательные предметы, что вполне отвечало общим представлениям о целях образования того времени: они виделись лишь в ремесленно-технической подготовке к различным частям государственной службы.

К середине XVIII в. театральное образование культивировалось и в других учебных заведениях: духовных семинариях, Обществе благородных девиц, Академии художеств. В Москве при Воспитательном доме (1773) были впервые созданы классы изящных искусств (драматический, балетный, вокальный и инструментальной музыки). Лить с 1779 г. можно говорить о возникновении регулярного государственного театрального образования, когда на основе Танцевальной школы в Петербурге открылась Театральная школа, получившая статут казенного, императорского заведения. Во всех документах конца XVIII - начала XIX в. фигурируют одновременно два наименования: школа и училище. Принципиальной разницы в этих названиях не видели, но главной особенностью данных учебных заведений была обязательная ориентация на императорские театры, которые выступали единственными заказчиками и потребителями выпускаемой училищами «продукции».

Развиваясь по индивидуальным уставам и «Положениям», Петербургская театральная школа и Московское императорское театральное училище не входили в государственную систему профессионального образования, но в организационном отношении регламентировали критерии и порядок приема (возраст 7-10 лет), установили принципы и содержание учебной работы, точный срок обучения (до 16 лет). Причем качественный уровень программ цикла общего образования ориентировался на требования средних учебных заведений, а специального - на потребности современного уровня развития искусства.

С открытием Петербургской (1862), Московской (1866) консерваторий и драматических курсов (80-е гг.) при Малом и Александрийском театрах в Балетных училищах стали готовить только артистов балета. В эти же годы появились театральные школы, созданные общественными организациями и частными лицами. Таким образом, образование в области культуры и искусств в XVIII в. осуществлялось в трех типах учебных заведений: сословно-профессиональных, общеобразовательных и специальных.

Систематическая и целенаправленная подготовка преподавателей для данных учебных заведений практически отсутствовала. Театр и училища являлись целостным

творческим пространством, где танцовщики театра, как правило, вели преподавательскую работу, обучение совершалось не по программам, а буквально «из рук в руки, из ног в ноги». По существу, каждый учил, как мог, опираясь на собственный опыт и сценическую практику, памятуя уроки тех, у кого учился сам. Тайны ремесла тщательно оберегались от непосвященных. Цеховая замкнутость педагогов даже лучших из них нередко приводила к застою, консервативности, к нетерпимому отношению к новым идеям. В результате - деятельность училищ и театра оказывалась регламентированной крайне произвольно по форме и в достаточной мере беспорядочно по существу. Особенно упрочивал законодательный хаос тот факт, что одно и то же явление театральной жизни определялось в разные моменты юридическими актами совершенно различного характера.

Существенное значение в дальнейшем развитии системы хореографического образования сыграло студийное творчество. Наибольшее значение имели студии: А. Дункан (1900), Э.И. Ребенек (Книппер-Ребенек, 1910 г.) и др., классического танца, частные школы, где обучение приближалось к балетным традициям [2]. Студии преобразовывались в балетные коллективы, театры, ансамбли, но иногда, исчерпав себя в эксперименте, прекращали свою деятельность.

Анализ видов и содержания профессионального хореографического образования в дореволюционный период позволяет выделить ряд особенностей, присущих только данным учебным заведениям: а) театральные училища относились к учебным заведениям закрытого типа (придворные учреждения) и развивались по индивидуальным уставам; б) отсутствие преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, специальной подготовки педагогов для балетных училищ; в) существующие требования к приему (ограничение возраста с 9-13 лет, вступительные испытания по совокупности функциональных, профессиональных и физических данных, эмоциональности, темпераменту, музыкальности, танцевальным и ритмическим способностям); г) образовательные программы строились как узко ремесленные; д) конкурсный перевод из класса в класс, отчисление учащихся за отсутствие профессиональных данных и способностей;

е) общеобразовательный курс равнялся четырехлетнему (позже семилетнему) гимназическому курсу, сроки обучения (7-8 лет);

ж) основой образования явился классический или балетный танец, который обусловливал с первых лет обучения сценическую практику.

Анализируя развитие российской многопрофильной сети государственных и негосударственных учебных заведений, нельзя не обратить внимания на то, что учебные заведения сферы культуры и искусств во второй половине XIX - начале XX в. в большинстве своем были сосредоточены именно в негосударственном секторе. Ряд ведущих учебных заведений, осуществлявших подготовку кадров практически для целых отраслей художественной культуры, развивался под эгидой художественно-просветительских обществ. В дореволюционный период лишь четыре учебных заведения имели статус государственных: Академия художеств (высшее учебное заведение); Императорские Санкт-Петербургское и Московское театральные училища, Строгановское училище (средние учебные заведения) [3].

С момента октябрьской революции бывшие Императорские Театральные училища вошли в общую государственную систему образования как «хореографические техникумы». Это стимулировало бурный поиск новых организационных форм, рост числа хореографических учебных заведений и трупп различной направленности. Разработка организационно-педагогических основ хореографического образования осуществлялась с учетом опыта подготовки артистов балета XVIII-XIX вв., взятого в качестве историко-педагогического ориентира и прототипа.

Интенсивное реформирование советской системы хореографического образования проводилось по нескольким направлениям. Во-первых, театральные училища перестали быть единственными поставщиками профессиональных балетных кадров; во-вторых, устаревшим формам обучения воспитанников в театральных училищах были противопоставлены новые, прогрессивные, формы. Отрицая консервативный дух, царивший в императорских театральных училищах с их ремесленными традициями, ученые И.И. Сол-лертинский, Ю.И. Слонимский, Л.Д. Блок и др. инициировали движение к осознанной

творческой балетной педагогике взамен, как тогда выражались, муштры. В-третьих, реформа хореографического образования инициировала реорганизацию преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин; в-четвертых, проявляется большой интерес к искусству национальностей, входящих в состав Советского Союза.

Несмотря на большое разнообразие учебных заведений, можно установить их наиболее распространенные и важные типы: студии, балетные школы, хореографические техникумы, институты, вечерние курсы, среди них: «Школа русского балета» (рук. А. Волынский); Институт ритма Н.В. Романовой, первые вечерние курсы при Петербургском хореографическом техникуме (рук. А.Я. Ваганова, В. И. Понамарев); студии в Петрограде «Гептахор» З.Д. Вербовой, в Москве - В.В. Майя, И.С. Чернецкой, Н.М. Фор-регера, К.Я. Голейзовского, В.Я. Парнаха, студия «Драмбалет» Н.С. Греминой; балетная школа при Азербайджанском государственном театре (1933); Ереванский техникум ритма, пластики и физкультуры (1930); Бакинская балетная школа (1933) и др.

Кружковое и клубное движение, активно формировавшееся в те годы, было главным стимулом для последующего создания краткосрочных театрально-инструкторских курсов, а также рабочих консерваторий, рабфаков для обучения и воспитания руководителей творческого коллектива в самые сжатые сроки. В 1925 г. был создан Центральный техникум театрального искусства: учебное заведение с четырехгодичным обучением, предназначенное для «воспитания мастеров высшей квалификации».

Отмеченный рост в развитии образовательной сети для подготовки балетных кадров вызвал к жизни ряд социальных проблем, препятствующих ее нормальному функционированию и дальнейшему развитию. Основной являлась проблема, связанная с недостатком квалифицированных артистических и преподавательских кадров. В 1931 г. постановлением Совнаркома РСФСР «О реорганизации системы художественного образования в РСФСР» была регламентирована деятельность художественных высших учебных заведений и рабфаков, а 1 октября того же года решением Совнаркома учрежден театральный вуз (ГИТИС).

Тем не менее отлаженное десятилетиями профессиональное обучение танцу в бывших театральных училищах Ленинграда и Москвы превзойти было трудно. Несмотря на конкуренцию, хореографические техникумы оставались верны своим принципам, являясь по-прежнему оплотом профессионализма в балете. В 1934-1937 гг. в Ленинградском и Московском хореографических техникумах открываются национальные отделения для подготовки кадров для других республик и городов (Башкирии, Киргизии, Туркмении, Казахстана и т. д.), одновременно учреждаются педагогические и балетмейстерские курсы (рук. А. Ваганова, Ф. Лопухов). Возникает новая форма обучения так называемые экспериментальные классы с сокращенным сроком обучения для особо одаренных детей более старшего, чем положено, возраста. Первые учебные планы и программы подготовки преподавателей балета, вышедшие в 1928 г. сборником «Ленинградский государственный хореографический техникум и в издании «Второго сборника материалов по художественному образованию» (1928) разрабатываются А.Я. Вагановой совместно с Л.С. Леонтьевым, А.М. Монаховым, В.И. Пономаревым. В учебном плане четко выделены циклы дисциплин: социально-экономический, общеобразовательный, искусствоведческий, специальный.

Структура образовательного процесса сохранилась в виде семилетней балетной школы. По окончании выдавалось свидетельство о среднем образовании. П.П. Соллер-тинский отмечал: «Специфическая особенность техникума - в принципиальном совмещении высшей школы хореографического усовершенствования и экспериментальной студии, развивающей свою работу по трем направлениям: исполнительскому, балетмейстерско-режиссерскому и педагогическому, где впервые положено начало систематизации методов хореографического тренажа и воспитания» [4].

В конце 30-х гг. хореографические техникумы, балетные школы преобразуются в хореографические училища - средние и высшие учебные заведения СССР, находящиеся в ведении органов культуры и готовящие артистов балета для театров и танцевальных ансамблей. Формально, хореографические училища вплоть до 1990 г., отно-

сились к третьему звену общеобразовательной государственной системы образования (средние специальные учебные заведения), но фактически их с полным основанием можно отнести ко второму или даже к первому звену, т. к. они являлись единственными учебными заведениями, в которых профессиональное обучение детей начиналось в ранние школьные годы, и завершалось к семнадцати-восемнадцати годам, когда основная масса юношей и девушек только подходит к выбору профессии.

В целом, для данного этапа можно выделить следующие организационные формы хореографического образования:

• специализированное учебное заведение, реализующее образовательную программу, интегрирующую общетеоретическую, искусствоведческую и специальную подготовку (базовая подготовка артистов балета - 7 лет);

• дополнительная ступень 2-3-летней педагогической, балетмейстерской подготовки на базе среднего специального образования. В этом опыте ценной является сама идея ступенчатой (аддитивной) подготовки как организационной формы.

Начало следующего этапа развития профессионального хореографического образования приходится на конец 40 - начало 50-х гг. XX в. Несмотря на сложные испытания, связанные с восстановлением народного хозяйства, разрушенного в период Великой Отечественной войны, правительство в эти годы уделяет большое внимание развитию культуры и искусства. В 1947 г. Совет Министров РСФСР принимает решение о создании культурно-просветительных школ, в дальнейшем получивших новый статус - культурнопросветительные училища, задачей которых была подготовка квалифицированных культпросветработников со средним специальным образованием. Первые среди них открылись в Иркутской, Новосибирской Московской, Ленинградской, Ростовской областях.

Подготовка культпросветработников была организована в ряде библиотечных техникумов, музыкально-педагогических и педагогических училищ, в некоторых институтах искусств, консерваториях, театральных и педагогических вузах, а также в высших школах профдвижения. В Москве, при ГИТИСе (1946) открывается кафедра хорео-

графии (Р. Захаров). В Ленинграде (1962) Ф. Лопуховым создается аналогичная кафедра при Консерватории. В советское время ГИТИС был единственным вузом, где артисты балета могли получить высшее педагогическое образование. В 1945 г. при Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского открывается балетмейстерский факультет, а через несколько лет и факультет, ведущий подготовку педагогов хореографии. Рост опернобалетных театров в стране также вызвал увеличение количества балетных училищ, в 1960-е гг. в СССР функционировало 17 хореографических училищ.

Однако положение дел в средних профессиональных учебных заведениях оставалось неблагоприятным. Из отчетов культурно-просветительных училищ за 1971/72 уч. г. явствует, что проблема обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами остается очень острой. Методики преподавания на художественных специализациях не отвечали требованиям времени, в основном дублировали программы учебных заведений искусств, теоретическая подготовка учащихся была изолирована от практики. Учебный план с сокращенными сроками обучения привел к недооценке формирования у учащихся умений и навыков организаторской, методической, воспитательной работы [5].

Исходя из необходимости широкого развития подготовки руководителей творческих коллективов, в 1964 г. библиотечные институты были реорганизованы в институты культуры, которые осуществляли подготовку руководителей художественной (хореографической, театральной и др.) самодеятельности - специалистов высшей квалификации для культурно-просветительных учреждений. В 1973/75 уч. г. в высших и средних специальных учебных заведениях по данной специальности обучалось 73,4 тыс. человек (в т.

ч. 18,8 тыс. человек в вузах), подготовку специалистов осуществляли 11 институтов культуры, 14 факультетов в других вузах, 129 средних специальных учебных заведений, в театральном образовании осуществляли подготовку около 60 высших и средних специальных учебных заведений (свыше 9 тыс. учащихся).

Деятельность институтов культуры способствовала тому, что впоследствии во мно-

гих краевых и областных городах России открываются их филиалы (впоследствии получившие самостоятельный статус), среди них: Ленинградский институт культуры открывает филиал в Казани, Алтайский - в г. Жуковском, в г. Набережные Челны, в г. Норильске, Московский - в Тамбове, Орле и т. д. Перестройка работы средних и высших специальных учебных заведений привела к дальнейшему росту контингента учащихся, позволила значительно расширить профиль культработника-выпускника за счет углубления содержания образования по предметам художественной специализации.

Современный этап развития профессионального хореографического образования, начавшийся в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. и продолжающийся до настоящего времени, связан с реализацией принятых на государственном уровне решений о дальнейшем развитии и совершенствовании подготовки специалистов в области культуры и искусства.

Новые условия социально-экономического развития страны изменили требования к профессиональной подготовке работников культуры и искусства, что отразилось на положении средней и высшей профессиональной школы. Начинается процесс реорганизации, причем происходит создание качественно новых по содержанию образования и профессиональной подготовке учебных заведений. Такими структурами стали институты/академии/университеты культуры и искусств, государственные «классические»

университеты, специализированные академии, колледжи, создание которых обеспечило объединение научно-исследовательских подразделений и учебных структур, готовящих кадры для различных типов учебных заведений и творческих организаций. В единичных случаях хореографические отделения открываются в педагогических институтах/университетах или в других вузах (например: Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой ит. д.). Во многих вузах действуют отделы послевузовского и дополнительного образования, центры повышения квалификации. С целью активизации научных исследований по проблемам хореографического образования, в театральных и театрально-художест-

венных вузах открываются ассистентура-стажировка, в большинстве театральных и ряде институтов культуры - аспирантура в области театрального искусства.

В начале 2000-х гг. по специальностям «народное художественное творчество (хореография)», «преподаватель хореографических дисциплин, хореограф-постановщик», «хореографическое искусство», «педагогика хореографии», «режиссура хореографии»,

«хореограф, балетмейстер-постановщик» в 36 вузах РФ обучалось около 5000 студентов.

По многим причинам непрофильным вузам, где существуют хореографические отделения, трудно удержать высокий профессиональный уровень. Не следует также забывать, что хореографическое образование -узкая сфера, своеобразная «статистическая погрешность» в образовательной системе страны. Число артистов балета невелико, еще меньше тех, кто после окончания трудовой деятельности в театре хотел бы заниматься педагогической деятельностью, поэтому для того, чтобы выжить, непрофильные вузы вынуждены принимать людей без базового восьмилетнего образования и предшествующего стажа работы в балетной труппе. Эти недочеты ведут, с одной стороны, к увеличению числа малоквалифицированных специалистов, а с другой - сближают балетное образование с народно-художественным. Происходит постепенное размывание границ между искусством академическим и народным. Целью образования становится само

образование, а не воспитание специалиста для обеспечения потребностей работодателя.

Безусловно, модернизация системы хореографического образования в целях достижения ее качественного соответствия перспективам развития страны и всей системы общего и высшего профессионального образования России, активно входящей в мировое образовательное сообщество, требует как научно-методического, так и организационнометодического обеспечения инновационных преобразований. Это значит, что наряду с содержательными переменами требуются и организационно-структурные преобразования в системе подготовки современного специалиста, а также поиск новых форм и методических приемов на всех этапах этой работы -довузовской, вузовской и поствузовской.

1. Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны: Документальная хроника, 1741-1750: в 2 ч. М., 2003. Вып. 2. С. 26.

2. Русский балет: энциклопедия / гл. ред.

Е.Л. Белова. М., 1997. С. 53.

3. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. СПб., 1913. С. 345.

4. Соллертинский ИИ Статьи о балете. Л., 1973. С. 58-59.

5. История художественного образования в России XX века. Т. 1 / под ред. Ю.В. Голобокова. М., 2002. С. 234.

Поступила в редакцию 20.02.2007 г.

СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

Н.В. Маркова

Markova N.V. The essence of artistic and pedagogical personality orientation of an education service specialist. The author managed to reveal professionally significant personality features of education service specialists having artistic and technological education, necessary for successful research activity.

Становление личности студента как специалиста в профессиональной подготовке в высшей школе связано с формированием направленности на будущую профессиональную деятельность. Это обстоятельство заставляет нас определить основные позиции в по-

нимании направленности личности, а также формировании художественно-педагогической направленности специалиста образовательного сервиса, получающего базовое художественно-технологическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.