до 2020 года», «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года» и др. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1, ст. 216; 2010. № 4, ст. 421; 2011. № 38, ст. 5400; 2010. № 40, ст. 5107; 2011. № 39, ст. 5489; 2011. № 8, ст. 1142.
4 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 132.
В.С. Хижняк
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается конституционно-правовой аспект оптимизации правовой политики Российской Федерации посредством ее национальных интересов.
Ключевые слова: конституционное право, национальные интересы, правовая политика.
V.S. Khizhnyak
THE ROLE OF THE NATIONAL INTERESTS OF RUSSIAN FEDERATION IN THE DEVELOPMENT OF ITS LEGAL POLICY: THE CONSTITUTIONAL ASPECT
The article is devoted to the analyses of the impact that the national interests have on the development of the legal policy in the constitutional law field.
Key words: constitutional law, national interests, legal policy.
Национальные и интернациональные интересы можно назвать движущей силой развития любой политики, в т. ч. и правовой. В общих чертах их можно охарактеризовать как политические идеи, отражающие интересы международного сообщества, государства, нации. В СССР, например, существовало такое понятие, как «классовый интерес». Национальные и интернациональные интересы подвержены влиянию процессов, происходящих в обществе и в международных отношениях. В случае, если они не учитываются правом, последнее становится неэффективным. На наш взгляд, в условиях глобализации одно из наиболее важных направлений оптимизации правовой политики государства — выявление и юридическое закрепление национальных и интернациональных интересов.
Под правовой политикой в теории государства и права принято понимать «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности»1.
В юридической литературе часто подчеркивается значение национального интереса для формирования правовой политики государства. Так, В.М. Баранов указывает, что «национальные интересы — реальный базис правовой политики го-
© Хижняк Вероника Сергеевна, 2013
Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и международного права 248 (Саратовская государственная академия права); e-mail [email protected]
В.С. Хижняк • Роль национальных интересов Российской Федерации в формировании ее правовой политики
сударства»2. Т.Я. Хабриева и Ю.А. Тихомиров отмечают, что национальный интерес «является главным двигателем правовой сферы»3. На наш взгляд, с приведенными мнениями следует согласиться, однако необходимо подчеркнуть, что национальный интерес лежит еще и в основе внутренней и внешней политики любого государства.
Национальные интересы России (основные, долгосрочные) отражены и в гл. 1 Конституции РФ. Так, согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти права. В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ указывается, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ч. 2 этой статьи говорится о мерах социального характера, которые Россия осуществляет для реализации задач социального государства. В ст. 10 Конституции РФ закрепляется принцип разделения властей, являющийся демократическим принципом, способствующим построению гражданского общества. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, что также должно способствовать защите прав и свобод человека и построению гражданского общества. Сюда можно отнести и ч. 1 ст. 14, в которой устанавливается, что Российская Федерация — светское государство, и никакая религия не может быть государственной или обязательной. Положениями Конституции РФ, которые являются правовым выражением такого национального интереса, как обеспечение прав и свобод человека, построение гражданского общества, можно считать все положения гл. 2.
Такому национальному интересу, как сохранение суверенитета и государственного единства, соответствуют положения ч. 1 ст. 3, ст. 4, ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ш ст. 11 и 12. Например, согласно ч. 1 ст. 3 носителем суверенитета и единственным н источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный С
а
народ. Согласно положениям ст. 4 Конституции РФ суверенитет России распро- т
о
страняется на всю ее территорию, Россия обеспечивает целостность и неприкос- к
о
новенность своей территории. Часть 3 ст. 5 гласит, что федеративное устройство о' России основано на ее государственной целостности, единстве государственной | власти. В ст. 11 и 12 Конституции РФ также заложены основы развития сувере- в нитета в России. Сюда можно отнести и ч. 1 ст. 9 Конституции РФ. нн
о
Развитию демократии в политической сфере способствуют также положения Ю ст. 13 российской Конституции, т. е. признание идеологического и политического и многообразия, запрета на создание и деятельность общественных объединений, с
к
цели и принципы которых направлены на насильственное изменение основ а конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, под- Л рыв безопасности государства и т. д. Сюда же можно отнести положения гл. 3 | Конституции РФ. •
Национальные интересы России в экономической сфере выражены в положе- 99 ниях ст. 8 Конституции РФ (гарантия единого экономического пространства, при- ^ знаются и защищаются равным образом различные формы собственности), а также 3 в ч. 2 ст. 9 Конституции, в которой закреплено, что земля и природные ресурсы Российской Федерации могут находиться в различных формах собственности.
Укреплению авторитета Российской Федерации в международных отношениях способствуют положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы, а также устанавливается приоритет международных договоров РФ перед ее законами. Этим положением подчеркивается и приверженность России одному из основополагающих принципов международного права — принципу добросовестного соблюдения международных обязательств.
Среди интересов, которые не отражены в Конституции РФ, но имеют важное значение для оптимизации российской правовой политики в условиях глобализации, следует отнести такие, как: повышение престижа государственной службы, борьба с коррупцией, удвоение ВВП, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения, совершенствование системы национальной безопасности, ликвидация локальных конфликтов, взаимодействие с Евросоюзом, США, КНР и другими странами и т. д. Эти интересы в свою очередь подразделяются на внутригосударственные и международные в зависимости от уровня, на котором они должны быть реализованы. Следует отметить, что международные интересы Российской Федерации часто переплетаются с интернациональными интересами, т. е. теми вопросами, решение которых является важным для международного сообщества в целом, а не только для России. Однако не стоит смешивать эти понятия.
Влияние национальных и интернациональных интересов на формирование правовой политики любого государства трудно переоценить. Национальные и интернациональные интересы это именно те идеи и требования реальности, которые побуждают законодателя принимать нормативно-правовые акты, и обычно являются т. н. «духом закона». Наличие определенного национального или интернационального интереса вызывают необходимость принятия нормативно-§ правового акта. Не все эти интересы могут быть отражены в Конституции или ~ федеральных законах. То, в каком нормативно-правовом акте будет закреплен
сп
^ определенный интерес, имеет значимость для общества и государства. Поэтому
| правовая политика государства должна быть направлена на выявление этих
| интересов и их законодательное закрепление.
| Особое место в этой сфере отведено таким государственным органам, как Пре-
° зидент РФ, Правительство, Совет Федерации, Федеральное Собрание, Конститу-
0
| ционный Суд РФ и иные судебные органы. Как известно, национальные интересы | государства обусловливают его внутреннюю и внешнюю политику, оказывают >§ влияние на право, как внутригосударственное, так и международное. Поэтому и | процесс их выявления и законодательного закрепления не может проходить без | участия тех органов, которые участвуют в формировании политики государства. | Кроме того, необходимо отметить, что многие государственные органы, в со-
ответствии с Конституцией РФ, также осуществляют формирование националь-§ ных интересов (на основе тех, которые были выявлены в ходе их деятельности), § а также в их реализации на внутригосударственном и международном уровнях.
1 Ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ являются | еще одним документом, на основании которого можно сделать вывод о наличии
у России того или иного национального интереса.
В своем Послании от 12 декабря 2012 г.4 Президент РФ конкретизировал и развил основные интересы нашего государства, которые получили свое отражение и в предыдущих Посланиях5 (решение демографической проблемы, развитие образования, здравоохранения и т. д.). Особенность всех Посланий 250 Президента Федеральному Собранию РФ состоит в том, что в них всегда содер-
М.А. Еремина
• Вопросы современного нормативного и прецедентного регулирования внешнеэкономических связей
жатся предложения, касающиеся совершенствования правовой политики РФ и ее законодательства.
Следует отметить, что, реализуя внешнюю политику, органы, участвующие в этом процессе, способствуют формированию национальных интересов России и их реализации в международных отношениях.
Национальные интересы выступают одним из основных факторов оптимизации правовой политики Российской Федерации. Роль конституционного права в данном процессе — регулирование механизма оптимизации правовой политики посредством национальных интересов.
1 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009. С. 35.
2 См.: Баранов В.М. Деструктивное воздействие права на национальные интересы // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 87.
3 Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 16.
4 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек.
5 См.: Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апр.; 2006. 11 мая; 2007. 27 апр.; Российская газета. 2008. 6 нояб.; 2009. 13 нояб.; 2010. 1 дек.; 2011. 23 дек.
М.А. Еремина
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО НОРМАТИВНОГО И ПРЕЦЕДЕНТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРОВИНЦИЙ КАНАДЫ !
и
В статье анализируется содержание Конституционных Актов Канады и основных пре- 1
цедентов, регулирующих право субъектов (провинций) Канады на осуществление внеш- Т
неэкономических связей. Обосновывается необходимость совершенствования российского с
законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности субъектов РФ. |
Ключевые слова: канадский федерализм, внешнеэкономические связи провинций °
Канады, Конституционный Акт 1867 г., прецедентное регулирование. д
а ТЗ о ч
M.A. Eremina н
|
SOME ASPECTS OF CURRENT NORMATIVE f
AND PRECEDENT REGULATION OF FOREIGN 1
ECONOMIC RELATIONS OF CANADIAN PROVINCES 1
о
Sc
The article is devoted to the analysis of the content of the Constitutional Acts of Canada 1
and the main precedents in the field of regulation of intereconomical activity of the Canadian м
provinces. The author draw to the conclusion that there is the need to improve Russian legisla- |
tion in the sphere of intereconomical relations of the subjects of the Russian Federation. №
Keywords: Canadian federalism, intereconomical relations of the Canadian provinces, £
Constitutional Act 1867, precedent law. 93
2 о
3
В настоящее время внешнеэкономические связи членов федераций составляют неотъемлемую часть международной жизни. Расширяется круг членов различных федераций, принимающих активное участие во внешнеэкономических связях1.
© Еремина Мария Александровна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).