Научная статья на тему 'Вопросы современного нормативного и прецедентного регулирования внешнеэкономических связей провинций Канады'

Вопросы современного нормативного и прецедентного регулирования внешнеэкономических связей провинций Канады Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ПРОВИНЦИЙ КАНАДЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ 1867 Г / ПРЕЦЕДЕНТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CANADIAN FEDERALISM / INTERECONOMICAL RELATIONS OF THE CANADIAN PROVINCES / CONSTITUTIONAL ACT 1867 / PRECEDENT LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремина Мария Александровна

В статье анализируется содержание Конституционных Актов Канады и основных прецедентов, регулирующих право субъектов (провинций) Канады на осуществление внешнеэкономических связей. Обосновывается необходимость совершенствования российского законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Current Normative and Precedent Regulation of Foreign Economic Relations of Canadian Provinces

The article is devoted to the analysis of the content of the Constitutional Acts of Canada and the main precedents in the field of regulation of intereconomical activity of the Canadian provinces. The author draw to the conclusion that there is the need to improve Russian legislation in the sphere of intereconomical relations of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Вопросы современного нормативного и прецедентного регулирования внешнеэкономических связей провинций Канады»

жатся предложения, касающиеся совершенствования правовой политики РФ и ее законодательства.

Следует отметить, что, реализуя внешнюю политику, органы, участвующие в этом процессе, способствуют формированию национальных интересов России и их реализации в международных отношениях.

Национальные интересы выступают одним из основных факторов оптимизации правовой политики Российской Федерации. Роль конституционного права в данном процессе — регулирование механизма оптимизации правовой политики посредством национальных интересов.

1 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009. С. 35.

2 См.: Баранов В.М. Деструктивное воздействие права на национальные интересы // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 87.

3 Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 16.

4 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек.

5 См.: Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апр.; 2006. 11 мая; 2007. 27 апр.; Российская газета. 2008. 6 нояб.; 2009. 13 нояб.; 2010. 1 дек.; 2011. 23 дек.

М.А. Еремина

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО НОРМАТИВНОГО И ПРЕЦЕДЕНТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРОВИНЦИЙ КАНАДЫ !

и

В статье анализируется содержание Конституционных Актов Канады и основных пре- 1

цедентов, регулирующих право субъектов (провинций) Канады на осуществление внеш- Т

неэкономических связей. Обосновывается необходимость совершенствования российского с

законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности субъектов РФ. |

Ключевые слова: канадский федерализм, внешнеэкономические связи провинций °

Канады, Конституционный Акт 1867 г., прецедентное регулирование. д

а ТЗ о ч

M.A. Eremina н

|

SOME ASPECTS OF CURRENT NORMATIVE f

AND PRECEDENT REGULATION OF FOREIGN 1

ECONOMIC RELATIONS OF CANADIAN PROVINCES 1

о

Sc

The article is devoted to the analysis of the content of the Constitutional Acts of Canada 1

and the main precedents in the field of regulation of intereconomical activity of the Canadian м

provinces. The author draw to the conclusion that there is the need to improve Russian legisla- |

tion in the sphere of intereconomical relations of the subjects of the Russian Federation. №

Keywords: Canadian federalism, intereconomical relations of the Canadian provinces, £

Constitutional Act 1867, precedent law. 93

2 о

3

В настоящее время внешнеэкономические связи членов федераций составляют неотъемлемую часть международной жизни. Расширяется круг членов различных федераций, принимающих активное участие во внешнеэкономических связях1.

© Еремина Мария Александровна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).

Соответственно наблюдаются закрепление и детализация прав членов федерации во внешнеэкономической области. Не стала исключением и Канадская федерация.

Решающее влияние на экономическое развитие и хозяйственную структуру Канады в целом оказали такие факторы, как обилие природных ресурсов, огромная и малозаселенная территория, соседство Соединенных Штатов Америки и поступательное развитие интеграции между двумя странами, импорт капитала, а также привлечение большого количества иммигрантов.

В рамках канадского федерализма сосуществуют два конституционно-легитимных уровня власти и управления — федеральный и провинциальный2.

Еще в 80-х гг. ряд зарубежных специалистов отмечали, что канадская федерация являлась одним из самых децентрализованных в мире федеративных образований3. Похожее положение дел сохранилось и до настоящего времени. Действительно, как отмечает Р. Симеон, «относительно положения федерального и провинциальных правительств, Канада является одной из самых децентрализованных федераций в мире», однако одновременно с этим она «сочетает высокий уровень автономии составляющих ее частей с высокой степенью их взаимозависимости»4.

Внешнеэкономическая деятельность членов Канадской федерации представляет огромный интерес, что объясняется как раз высоким уровнем децентрализации и, следовательно, внешнеэкономической активностью канадских провинций. По мнению В.Е. Шило, «феномен непосредственного участия субъектов канадской федерации во внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, если и не является специфическим в мировой практике, то все-таки до сих пор относится к ряду исключений»5.

а С первых лет существования федерации некоторые канадские провинции уча-

? ствовали в контактах на международной арене.

а. Говоря об осуществлении провинциями Канады внешнеэкономических связей,

| хотелось бы более детально рассмотреть такую организационную форму, как право I провинций на заключение международных договоров и их исполнение.

1 Так, в Канаде на протяжении XX в. суды рассматривали дела по спорам о разгра-| ничении так сказать «международных» предметов ведения и полномочий между § федерацией и провинциями именно в части заключения и исполнения между-| народных договоров (вне зависимости от конкретного затрагиваемого предмета

2 данных международных договоров). Исход дела, или итоговое решение в каждом ° конкретном случае, зависел от того, под какую статью Конституции Канады под-« падало заключение договора: касалось ли оно положения ст. 91 о мире, порядке и | надлежащем управлении или п. 2 ст. 91 о федеральном регулировании торговли I и коммерции либо же оно подпадало под ст. 92 о собственности и гражданских 1 правах провинции. Причем в первых двух случаях, независимо от того, какое

0

° имелось в виду положение, речь идет об исключительном ведении федерального

3 правительства Канады, а в третьем — о ведении провинций.

1 Более того, в Канаде сложилась и сохраняется до сих пор довольно своеобразная | ситуация, характеризующаяся некоторым разрывом между исполнительными и

законодательными функциями властей двух уровней. Теоретически федеральные власти обладают всеми необходимыми исполнительными полномочиями для осуществления функций внешнеэкономических сношений, в т. ч. и для заключения международных договоров, даже если их предмет относится к юрисдикции провинций. Однако практически исполнительные полномочия федерального центра 252 на международной арене ограничиваются лишь теми сферами, в которых она обла-

дает законодательной инициативой6. Провинции со своей стороны осуществляют юрисдикцию над целым рядом вопросов, являющихся предметом международных переговоров, не имеют права самостоятельно вступать в международные договоры или участвовать в работе международных организаций. Таким образом, создалась ситуация, когда даже в случае заключения федеральным правительством того или иного соглашения с зарубежной страной, предмет которого подпадает под юрисдикцию провинций, последние могут эффективно заблокировать исполнение взятых на себя Оттавой обязательств по договору со всеми вытекающими отсюда последствиями, т. к. федеральные власти по конституции не имеют права лишь на основании факта заключения международного договора и необходимости его исполнения вторгаться в сферу юрисдикции провинций. По выражению американского исследователя Д. Динера, для деятельности Канады на международной арене после Второй мировой войны было характерно стремление «скрываться в дебрях конституционных положений»7.

Как отмечал Н.Б. Топорнин, в Канаде на функционирование внешнеэкономического механизма, без сомнений, оказывает влияние федеративная форма государственного устройства. Здесь на первый план выходит проблема распределения внешнеэкономической компетенции между центральными органами власти и субъектами Канадской федерации. Конституционное законодательство оставляет этот вопрос за пределами своего прямого регулирования8.

В общих чертах канадская модель разграничения предметов ведения и полномочий представлена статьями Конституционного Акта 1867 г. (Акта о Британской Северной Америке). Так, отношения между федеральным правительством и правительствами провинций регулируются в соответствии с разделением полномочий, ш зафиксированным в ст. 91-92 Акта. Статья 93 посвящена правам провинций в н сфере просвещения. В настоящее время именно эта статья «является основанием С

а

для того, что Квебек называет своим правом заключать соглашения в области т

о

культуры и образования с другими странами и правом участвовать в работе ООН к

о

по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО)»9, т. к. ни одно положение о' Канадской Конституции не упоминает сферу юрисдикции, которая могла бы быть |

1 п Р

связана с иностранными делами или международными отношениями10. в

Неурегулированность нормами Конституции Канады многих серьезных из- нн

о

менений и событий, произошедших в экономической и социальной сферах жизни Ю канадских провинций в первой половине ХХ в., противоречивость некоторых и положений Конституционных Актов, составляющих Конституцию Канады, а с

к

также возросшая значимость сфер, отнесенных к ведению провинций, потребовали а внесения уточнений в разграничение предметов ведения и полномочий между фе- Л дерацией и ее субъектами. Этот процесс протекал в условиях острой политической | борьбы, сопровождаясь сменявшими друг друга периодами усиления роли как • федерации, так и провинций. Так как Канада принадлежит к англо-саксонской 99 системе права, а также в связи с тем, что внутреннее законодательство Канада ^ в решении вопроса предоставления провинциям права осуществлять внешнеэ- к кономические связи в значительной степени основывается не на четко изложенных положениях писаной Конституции, полагаем, что ответ может быть найден в таких источниках, как правовые традиции, обычаи и прецеденты, решения многочисленных имперских конференций, известные вердикты и определения судов, Верховного Суда Канады, Судебного Комитета Тайного Совета Великобритании и т. д.11 Так, канадские провинции добились расширительного толкования 253

собственных полномочий в экономической, социальной и культурной областях, а также признания полномочий провинциальных органов государственной власти в некоторых сферах, не упомянутых в Конституции. Еще с момента образования канадской федерации юридические прецеденты играли немаловажную роль в ослаблении централизующего начала в процессе развития федеративной структуры Канады12. В.А. Качанов в связи с этим подчеркивал, что «значительную роль в толковании конституционных положений о распределении компетенции в федерации исторически сыграли судебные прецеденты»13.

Несмотря на существенные отличия Канады от России, обе федерации могут почерпнуть имеющийся друг у друга позитивный опыт в области регулирования внешнеэкономических связей субъектов в целях совершенствования собственных моделей.

1 Lachapelle G. and Paquin S. eds., Mastering Globalization: New Sub-States's Governance and Strategies (London (U. K.): Frank Routledge, 2005); LUZ, Mark A and C. Marc Miller. «Globalization and Canadian Federalism: Implications of the NAFTA's Investment Rules» (2002) 47 McGill L. J. 951; PATTON, Ryan, «Federal Preemption in an Age of Globalization», Note, (2005) 37 Case W. Res. J. Int'l L. 111.

2 Makarenko J. Federalism in Canada: Basic Framework and Operation. Government & Institutions. Jan 11, 2008. Р. 7-19.

3 Ibid.

4 Simeon R. Federalism and decentralization in Canada // A paper presented at the 2nd International Conference on Decentralization (Published by the Forum of Federations — www. forumfed. org). University of Toronto, 2002. P. 3-4.

5 Шило В.Е. Канадский федерализм и международные отношения. М., 1985. С. 5.

6 Kindred, Hugh. «Canadians as Citizens of the International Community: Asserting Unimplemented Treaty Rights in the Courts» in Stephen G. Coughlan and Dawn Russell, ed., Citoyennete et participation if l'administration de lajustice / Citizenship and Citizen Participation in the Administration ofJustice (Montreal: Themis, 2001) 26 5 21, 181,374; Merica-Stephens, Ana Maria. «Of Federalism, Human Rights, and the Holland Caveat: Congressional Power To Implement Treaties» (2004) 25 Mich. J. Int'l L. 265.

7 Simeon, Richard, Robinson, Ian. State, Society, and the Development of the Canadian Federalism. University of Toronto Press, 1990.

8 См.: Топорнин Н.Б. Государственно-правовой механизм внешних сношений стран Содружества (на примере Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.

9 Dupras D. International Treaties: Canadian Practice. Prepared by Law and Government Division. 3 April 2000. Р. 4-6.

10 Ibid.

11 См.: Шило В.Е. Указ. соч. С. 169.

12 Beaulac, Stephane. « Recent Developments on the Role of International Law in Canadian Statutory Interpretation» (2004) 25 Stat. L. Rev. 19; Symposium. Federal Courts and Foreign Affairs, (2002) 42 Va. J. Int'l L. 365.

13 Качанов В.А. Кризис канадского федерализма (франко-канадская проблема в канадской федерации): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970.

О.А. Угланова

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВХОЖДЕНИЯ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

В статье рассматривается вопрос о процессе федерализации Российского государства путем преобразования субъектов Федерации на основе Конституции РФ, выступающей регулятором общественных отношений.

Ключевые слова: публичная власть, взаимодействие частей Федерации, модернизация, постановления Конституционного Суда РФ.

© Угланова Оксана Александровна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: tatugl@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.