Научная статья на тему 'Основы правового регулирования вхождения новых субъектов в Российскую Федерацию'

Основы правового регулирования вхождения новых субъектов в Российскую Федерацию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТЕЙ ФЕДЕРАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ / PUBLIC AUTHORITY / THE INTERACTION OF THE PARTS OF FEDERATION / MODERNIZATION / DECREES OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Угланова Оксана Александровна

В статье рассматривается вопрос о процессе федерализации Российского государства путем преобразования субъектов Федерации на основе Конституции РФ, выступающей регулятором общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of the Legal Regulation of New Subjects’ Entry into the Russian Federation

The question is considered of аt present the process of federalization of the Russian state is going on by transformation of the subjects of Federation on the basis of the Constitution of the RF which acts as a regulator of social relations.

Текст научной работы на тему «Основы правового регулирования вхождения новых субъектов в Российскую Федерацию»

собственных полномочий в экономической, социальной и культурной областях, а также признания полномочий провинциальных органов государственной власти в некоторых сферах, не упомянутых в Конституции. Еще с момента образования канадской федерации юридические прецеденты играли немаловажную роль в ослаблении централизующего начала в процессе развития федеративной структуры Канады12. В.А. Качанов в связи с этим подчеркивал, что «значительную роль в толковании конституционных положений о распределении компетенции в федерации исторически сыграли судебные прецеденты»13.

Несмотря на существенные отличия Канады от России, обе федерации могут почерпнуть имеющийся друг у друга позитивный опыт в области регулирования внешнеэкономических связей субъектов в целях совершенствования собственных моделей.

1 Lachapelle G. and Paquin S. eds., Mastering Globalization: New Sub-States's Governance and Strategies (London (U. K.): Frank Routledge, 2005); LUZ, Mark A and C. Marc Miller. «Globalization and Canadian Federalism: Implications of the NAFTA's Investment Rules» (2002) 47 McGill L. J. 951; PATTON, Ryan, «Federal Preemption in an Age of Globalization», Note, (2005) 37 Case W. Res. J. Int'l L. 111.

2 Makarenko J. Federalism in Canada: Basic Framework and Operation. Government & Institutions. Jan 11, 2008. Р. 7-19.

3 Ibid.

4 Simeon R. Federalism and decentralization in Canada // A paper presented at the 2nd International Conference on Decentralization (Published by the Forum of Federations — www. forumfed. org). University of Toronto, 2002. P. 3-4.

5 Шило В.Е. Канадский федерализм и международные отношения. М., 1985. С. 5.

6 Kindred, Hugh. «Canadians as Citizens of the International Community: Asserting Unimplemented Treaty Rights in the Courts» in Stephen G. Coughlan and Dawn Russell, ed., Citoyennete et participation if l'administration de lajustice / Citizenship and Citizen Participation in the Administration ofJustice (Montreal: Themis, 2001) 26 5 21, 181,374; Merica-Stephens, Ana Maria. «Of Federalism, Human Rights, and the Holland Caveat: Congressional Power To Implement Treaties» (2004) 25 Mich. J. Int'l L. 265.

7 Simeon, Richard, Robinson, Ian. State, Society, and the Development of the Canadian Federalism. University of Toronto Press, 1990.

8 См.: Топорнин Н.Б. Государственно-правовой механизм внешних сношений стран Содружества (на примере Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.

9 Dupras D. International Treaties: Canadian Practice. Prepared by Law and Government Division. 3 April 2000. Р. 4-6.

10 Ibid.

11 См.: Шило В.Е. Указ. соч. С. 169.

12 Beaulac, Stephane. « Recent Developments on the Role of International Law in Canadian Statutory Interpretation» (2004) 25 Stat. L. Rev. 19; Symposium. Federal Courts and Foreign Affairs, (2002) 42 Va. J. Int'l L. 365.

13 Качанов В.А. Кризис канадского федерализма (франко-канадская проблема в канадской федерации): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970.

О.А. Угланова

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВХОЖДЕНИЯ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

В статье рассматривается вопрос о процессе федерализации Российского государства путем преобразования субъектов Федерации на основе Конституции РФ, выступающей регулятором общественных отношений.

Ключевые слова: публичная власть, взаимодействие частей Федерации, модернизация, постановления Конституционного Суда РФ.

© Угланова Оксана Александровна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: tatugl@yandex. ru

O.A. Uglanova

FUNDAMENTALS OF THE LEGAL REGULATION OF NEW SUBJECTS' ENTRY INTO THE RUSSIAN FEDERATION

The question is considered of аt present the process of federalization of the Russian state is going on by transformation of the subjects of Federation on the basis of the Constitution of the RF which acts as a regulator of social relations.

Keywords: public authority, the interaction of the parts of Federation, modernization, decrees of the Constitutional Court of Russian Federation.

В современном мире утвердились организационные формы межгосударственного общения, Так 28 февраля 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и взяла тем самым на себя обязательство признавать «принцип преимущества права и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами»1. В этих условиях трудно переоценить роль обобщения международного и совершенствования российского опыта законодательства, способного обеспечивать качественную и эффективную государственность на основе федерализма. Процесс федерализации Российского государства идет в настоящее время путем преобразования субъектов Федерации на основе Конституции РФ и усиления интеграционных тенденций и централизованных начал построения государства2.

При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы, принципы федеративного устройства России, права и свободы человека и гражданина, а также ш учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи и субъектов РФ, их социально-экономические возможности (ч. 2 ст. 1 Конститу- р ции РФ). §

Наряду с общими принципами и требованиями Федеральный конституцион- | ный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую у Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» р

о

(в ред. от 31 октября 2005 г.)3 устанавливает условия и порядок принятия в Рос- н

сийскую Федерацию, которые отвечают общепризнанным принципам и нормам |

международного права. Инициатором предложения о приятии в Российскую |

Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части ш

и заключении соответствующего международного договора выступает данное |

иностранное государство в целом. Президент РФ после поступления такого пред- |

д

ложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу Федераль- и ного Собрания РФ, а также Правительство РФ и при необходимости проводит с •

га

ними соответствующие консультации. (

Федеральный конституционный закон от 15 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О между- ~ народных договорах Российской Федерации» предусматривает разные правовые 3 последствия по приему иностранного государства и его части. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства в целом этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области (ч. 3 ст. 4)4. При принятии части иностранного государства этому субъекту может быть предоставлен как статус республики, края, области, так и 255

автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором (ч. 2 ст. 4).

Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с указанным Федеральным законом. После подписания международного договора Президент России обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае, если Конституционный Суд РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции России, этот международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

Проект Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов государственной власти РФ. В проекте могут содержаться и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

Следует на законодательном уровне предусмотреть специальные нормативные акты, которые закрепляли бы права этносов и малых народов, проживающих на территории России по развитию и сохранению их языка, культуры, промыс-а лов, запрещали дискриминацию по национальному признаку, гарантировали ? самостоятельное определение национальной принадлежности и способствовали а. совершенствованию межнациональных отношений.

| Подчеркивая актуальность проблемы сохранения самобытности, языка и

I культуры в национальных автономиях, являющихся участниками объеди-

1 нения, и разработки на законодательном уровне специальных нормативных | актов, которые закрепляли бы права этносов и малых народов, проживающих § на территории автономных округов, по развитию и сохранению их языка, куль-

| туры, промыслов, следует признать, что остаются ещё проблемы прежде всего

и

2 экономического выравнивания, т. к. некоторые субъекты Федерации имеют ° дотационный характер, а также неразвитость социальной сферы.

« Выравнивание развития субъектов Федерации будет способствовать устра-

о

| нению асимметричности в социально-экономическом развитии регионов Феде-

е рации, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, а также развитию

1 сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов

0

° РФ и их социально-экономических возможностей.

го _

¿5 Последнее десятилетие современная российская конституционная история и

1 практика наиболее насыщены. Особенно это проявляется в административно-I территориальной реформе Федерации, где глубокие формационные преобразования, происходящие в стране, не могли не коснуться такой сферы государственного устройства, как реформирование субъектного состава РФ, поиска оптимальной модели федеративного устройства, а следовательно, и форм управления единым государственным организмом — Российской Федерацией. Создана правовая основа объединения и укрупнения субъектов Федерации, на основе Конституции и

256 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О поряд-

ке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Такое объединение осуществляется в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, важнейшими принципами которой выступают сохранение государственной и территориальной целостности, единство системы государственной власти, дальнейшее разграничение компетенции между Федерацией и субъектами, а также равноправие субъектов. Эти принципы закреплены в ст. 5 Конституции РФ как важнейшие компоненты основополагающих начал российского федерализма, суть которого состоит в обеспечении баланса, веса и влияния, различных социально-политических сил в государстве.

Объединение регионов и территорий призвано ускорить социально-экономическое развитие страны и существенно повысить уровень жизни населения, проживающего на указанных территориях. Одним из первых субъектов, реализовавших норму Конституции, стал Пермский край, образованный в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Однако к процессу объединения субъектов необходимо подходить максимально взвешенно, учитывая все негативные факторы и возможные последствия.

1 См.: Устав Совета Европы. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/001.htm (дата обращения: 24.05.2013).

2 См.: Радченко В.И. Конституционные основы государственной целостности Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003; Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2010.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ч. 1, ст. 4916; 2005. № 45, ст. 4581.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 29, ст. 2757.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.