УДК 342.4 (470+571):341
В. С. Хижняк
Конституция Российской Федерации как правовая основа формирования ее международно-правовой политики
В статье рассматриваются основы российской международно-правовой политики, заложенные Конституцией Российской Федерации, современное состояние данного вида правовой политики и перспективы его развития в условиях глобализации в международных отношениях.
The article discusses the basis of Russian international legal policy laid down by the Constitution of the Russian Federation, the present state of this type of legal policy and the possibilities for its development in the context of globalization in international relations.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право, международное право, международно-правовая политика, международные отношения.
Key words: Constitution of the Russian Federation, constitutional law, international law, international legal policy, international relations.
Осуществление российской международно-правовой политики в настоящее время приходится на активную фазу развития процессов глобализации и унификации в международных отношениях. Эти мировые процессы не являются изобретением ХХ или XXI вв. Подобные идеи и тенденции сопровождали право на протяжении всей истории его развития. Еще в учениях древнегреческих и древнеримских стоиков (Зенон и Хри-сипп в IV-III вв. до н. э., Сенека I в.) были сформулированы космополитические концепции вселенского права, космополиса и мирового согражданства всех людей. Наиболее мощный прорыв в развитии процессов глобализации и унификации произошел после создания ООН и принятия ее Устава в 1945 г. И связан он был с закреплением в Уставе основных
© Хижняк В. С., 2014
принципов международного права, наделением решений Совета Безопасности обязательной силой, а также созданием Международного суда ООН. В то же время, в самом Уставе была заложена бомба замедленного действия - ориентация системы международных отношений на биполярный мир, в результате сразу после его принятия возникло мнение, что система ООН должна подлежать реформированию.
Международно-правовая политика - такое же объективно существующее правовое явление, как внутренняя или внешняя политика. Ее принято определять как деятельность государства, направленную на обеспечение прав и законных интересов личности в соответствии с международными стандартами. Ее целями также являются укрепление государственного суверенитета, реализация национальных интересов в международных отношениях, защита мирового правопорядка1.
Конституция Российской Федерации 1993 г. определила основы ее внешней и международно-правовой политики, закрепив постоянные, непреходящие национальные интересы и некоторые интернациональные интересы. Следует согласиться с В. Т. Кабышевым в том, что закрепленные в Конституции общечеловеческие ценности становятся конституционными2.
Исходя из содержания преамбулы Конституции, можно сделать вывод, что основными или непреходящими интересами РФ являются обеспечение прав и свобод человека, построение гражданского общества, сохранение суверенитета, государственного единства, развитие демократии, решение экономических проблем, усиление позиций России и ее авторитета в международных отношениях. Такие часто упоминающиеся в юридической литературе национальные интересы России, как решение демографических проблем, обеспечение национальной безопасности, укрепление территориальной целостности и нерушимости государственных границ, укрепление экономики, защита национального производителя, развитие социальной сферы, культуры, образования и здравоохранения можно считать проистекающими из интересов, обозначенных в преамбуле Конституции РФ, а также положений иных ее статей.
1 См. Сердюкова И. Г. Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар. 2008. С. 4.
2 Кабышев В. Т. Принцип равенства прав и свобод граждан в системе конституционных ценностей России: реалии, тенденции развития // Конституционные чт.: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2003. Вып. 4. Ч. 1. С. 5.
Основной целью российской международно-правовой политики следует назвать полную и последовательную реализацию идей, заложенных в ее Конституции с учетом особенностей ее социально-экономического развития, национальных и духовных традиций, уровнем ее политической и правовой культуры, а также геополитических обстоятельств и некоторых других факторов.
Международно-правовая политика является частью правовой политики государства и выступает в качестве правовой составляющей его внешней политики. Она формируется непосредственно государством и в ее основе лежат принципы конституции государства, а также общепризнанные нормы и принципы международного права и нормы международных договоров. Международно-правовую политику можно охарактеризовать как целенаправленную деятельность, которая осуществляется в процессе межгосударственного правового сотрудничества и направленна на повышение эффективности механизма международно-правового регулирования.
Эффективность реализации международно-правовой политики зависит и от ее интеллектуального уровня, и этот фактор становится все более значимым день ото дня. Принципиальной основой международно-правовой политики, формирующей в том числе и ее интеллектуальную составляющую, является Конституция Российской Федерации и принятые на ее основе законы.
В настоящее время внешняя политика реализуется через дипломатию, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. Также под дипломатией понимают официальную деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, и по защите интересов этих государств. Дипломатия осуществляется строго на основании норм международного права и одной из ее конечных целей является создание правовых основ для эффективной реализации национальных интересов государства.
Международно-правовая политика обладает своими приоритетами. Приоритет международно-правовой политики - это ее актуальная задача. Для любого государства основным приоритетом является повышение авторитета и полноправия государства в международно-правовых отношениях. Для современной международно-правовой политики России характерны
такие приоритеты, как обеспечение безопасности личности, общества и государства.
В настоящее время к приоритетам российской международно-правовой политики относят: 1) гарантирование соблюдения и уважения общепризнанных принципов и норм международного права; 2) обеспечение в Российской Федерации прав и человека в соответствии с международными стандартами; 3) реализацию национальных интересов России; 4) участие в реформировании сложившегося международного правопорядка; 5) обеспечение взаимодействия международной и национальной (российской) правовых систем и др.
Приоритеты международно-правовой политики России нашли свое отражение в Концепции ее внешней политики 2013 г. Это внешнеполитический программный документ, повторяющий и развивающий содержание предыдущих концепций, строящийся на схожих во многом принципах и приоритетах. В то же время есть некоторые особенности, отличающие его содержание. Так, новая Концепция представляется более структурированной и конкретной, чем предыдущие. Основное отличие новой Концепции от прежних - в ней указывается, что Россия расценивает международные отношения как поле для взаимодействия и сама будет придерживаться в этих отношениях концепции «мягкой силы».
Президент РФ В. В. Путин заявил на встрече с сотрудниками российского МИДа, которая прошла в Ново-Огарево в феврале 2013 г., что время классической дипломатии уходит в прошлое и нужно активнее использовать механизм «мягкой силы». По мнению президента, под этим термином следует понимать «укрепление позиций русского языка, активное продвижение положительного имиджа России за рубежом, умение органично встроиться в глобальные информационные потоки»3.
В то же время, нельзя сказать, чтобы концепция «мягкой силы» находила активных сторонников среди членов международного сообщества. Последние события свидетельствуют, скорее, об обратном, например, международный инцидент с Сирией. Если бы не вмешательство России, применение вооруженной силы со стороны США было бы наиболее вероятным сценарием развития событий. С большим трудом России удалось добиться проведения мирных переговоров.
3 Цит. по Кира Латухина. Впередсмотрящие // Рос. газета. 2013. 12 февр.
50
Многие политологи сходятся во мнении, что в настоящее время происходит «подсистемное перекраивание мира», вызванное повышением роли на мировой арене таких государств, как Китай, Индия, Бразилия, попытками России вернуть себе международные позиции СССР и тенденциями к снижению роли США как мирового лидера4. Последнее вызвано объективными проблемами в экономике и политике этого государства. Отправной точкой для данного процесса исследователи называют войну в Ираке, которая, по их мнению, была проиграна Соединенными Штатами5.
Нельзя забывать и о политике двойных стандартов, которая существует в современных международных отношениях. Европейские государства признали суверенным государством Косово, приветствовали отделение Черногории от Сербии и в то же время не желают признавать подобное право за Южной Осетией, Абхазией, Приднестровской Республикой. Также, например, Европейский союз выражает опасение по поводу принятия Россией закона о запрете пропаганды гомосексуализма и в то же время не комментирует решение властей государств Персидского залива (Кувейт, Омар, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия) осуществлять медицинский тест на гомосексуализм с целью запретить въезд в эти страны представителям сексуальных меньшинств. Европейские государства и США часто критикуют Россию из-за ситуации с правами человека, в то время как в большинстве из них нарушение прав человека носит массовый характер6. Все указанные выше факты негативно отражаются на международной жизни Российской Федерации, наносят ущерб ее авторитету и отражаются на реализации ее внешней политики.
Активное участие в процессах глобализации в международных отношениях необходимо для эффективной реализации и отстаивания ее национальных интересов и реализации ее международно-правовой политики. Сама глобализация, безусловно, оказывает большое влияние на реализацию Россией ее международно-правовой политики, поскольку влияет на изменение государственно-правовых институтов, норм и отношений как на мировом, так и на внутригосударственном уровне. Глобализация стимули-
4 См.: Кременюк В. А. США в современной мировой системе // Россия и Америка в XXI веке: электр. науч. журн. № 2. 2008 // http://www.rusus.ru; Шаклеина Т. А. Современный мировой порядок: на пороге нового этапа развития? // http://perspektivy.info 2013. 8 апр.
5 См.: Там же.
6 См.: О ситуации с правами человека в ряде государств мира: докл. МИД России // http://www.mid.ru
рует ускорение процессов универсализации в области права и деятельности государственных органов. В российской юридической науке эти тенденции, к сожалению, малоизучены.
Следует учитывать, что глобализация в юридической сфере носит комплексный характер, затрагивает все отрасли права, поэтому России необходимо выработать принципы, которых она должна придерживаться в создавшейся ситуации. В первую очередь это касается необходимости разработки научно обоснованных эффективных юридических форм закрепления, защиты и реализации национальных интересов нашей страны. В целях эффективного участия в рассматриваемом процессе Российской Федерации необходимо разработать механизмы влияния на развитие тенденций трансформации международной политики и правопорядка.
Можно выделить основные направления международно-правовой политики Российской Федерации для достижения ее задач на международной арене в условиях глобализации. К ним следует отнести укрепление государственного суверенитета, отстаивание национальных интересов, развитие международного сотрудничества по реализации интернациональных интересов, оказание влияния на развитие международного права, в том числе участие в реформировании норм и институтов международного права, развитие своей правовой системы с учетом мировых тенденций и основных принципов международного права.
Реализация этих направлений невозможна без учета внутригосударственного законодательства. Нормативно-правовой базой для формирования международно-правовой политики являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, нормы международных договоров Российской Федерации. Но и сама международно-правовая политика государства прежде всего направлена на создание в международном праве норм, которые наибольшим образом будут способствовать реализации его внешнеполитических интересов.
Международно-правовая политика реализуется на тех же принципах, что и внешняя политика государства. Прежде всего, это основные принципы международного права. Международное право, устанавливая правила поведения государств в международных отношениях, определяет рамки осуществления их международно-правовой политики. Также при ее реализации должны соблюдаться и принципы внешней политики государства.
Российское право является более восприимчивым к нормам международного права, чем было советское, благодаря тому, что Конституция
РФ отнесла нормы международных договоров к правовой системе. И в то же время говорить о приоритете международного права над российским было бы несправедливо, так как в Конституции присутствуют механизмы, препятствующие проникновению в российскую правовую систему норм, противоречащих ее устоям.
Принципы внешней политики государства не должны по своей сути противоречить принципам международного права, но необязательно должны быть идентичны им. Совпадение принципов внешней политики государства с основными принципами международного права обусловлено тем, что принципы международного права являются обязательными для всех государств. Тот факт, что принципы внешней политики зачастую соответствуют основным принципам международного права, обычно подчеркивает стремление государства реализовывать свои внешнеполитические цели, соблюдая предписания международного права. В любом случае принципы внешней политики отличаются от основных принципов международного права тем, что они адресованы только субъектам национального права, а принципы международного права - субъектам международного права.
Фактической базой для формирования международно-правовой политики можно считать национальные интересы государства. Как указывалось выше, реализация национальных интересов является одним из приоритетов и одной из характерных черт международно-правовой политики. Также значительное влияние здесь оказывают интернациональные интересы.
Эффективная реализация национальных интересов, да и самой внешней политики государства, невозможна без реализации интернациональных интересов. То же можно отнести и к эффективности международно-правовой политики государства, поскольку, если в ней делается упор либо на национальные, либо на интернациональные интересы, выполнение ею своих функций будет значительно усложнено.
Для реализации международно-правовой политики особое значение имеют международные интересы Российской Федерации, которые в то же время могут быть как постоянными, так и временными, как локальными, так и глобальными и проявляться в любой сфере международной жизни.
Интернациональные интересы формируются из национальных интересов различных государств, совпадающих между собой. К ним, прежде всего, относятся: установление всеобщего уважения прав человека, установление суверенного равенства государств, установление и поддержание
безопасности в международных отношениях, борьба с международными преступлениями и международными преступлениями уголовного характера и т. д. Задача международно-правовой политики - балансировать национальные и интернациональные интересы в целях повышения эффективности механизма международно-правового регулирования.
Международно-правовая политика влияет и на международно-правовую жизнь современной России. В условиях современной международно-правовой жизни только укрепление позиций государства может способствовать эффективной реализации его внешней политики, участию в международной политической жизни, только это может дать государству возможность влиять на процесс совершенствования международного права.
Реализация российской международно-правовой политики невозможна без учета принципов ее конституционного права. «Конституционализм, как синтезированное явление (в широком смысле слова) есть опора, тот фундамент, на котором должно происходить формирование российского правового государства и становление гражданского общества»7. Нельзя отрицать тот факт, что за последнее время процессы конституционализа-ции международного права не менее заметны, чем процессы интернационализации конституционного права, и регулирование этих процессов осуществляется одновременно нормами конституционного права государства и нормами международного права. В силу этого неоспоримым является тот факт, что российская Конституция является правовой основой для формирования российской международно-правовой политики.
Список литературы
1. Кабышев В. Т. Принцип равенства прав и свобод граждан в системе конституционных ценностей России: реалии, тенденции развития // Конституционные чт.: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2003. - Вып. 4. - Ч. 1. - С. 4-6.
2. Кабышев В.Т. Российский конституционализм: тенденции и перспективы развития // Рос. юрид. доктрина в XXI веке: пробл. и пути их решения: науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2001 г.). - Саратов, 2001. - С. 53-54.
3. Кременюк В. А. США в современной мировой системе // Россия и Америка в XXI веке: электрон. науч. журн. - № 2. - 2008 // http://www.rusus.ru (дата обр.: 01.02.2014)
7 Кабышев В. Т. Российский конституционализм: тенденции и перспективы развития // Рос. юрид. доктрина в XXI веке: пробл. и пути их решения: науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2001 г.). Саратов, 2001. С. 54.
4. Латухина К. Впередсмотрящие // Рос. газета. - 2013. - 12 февр.
5. О ситуации с правами человека в ряде государств мира: докл. МИД России //www.mid.ru
6. Сердюкова И. Г. Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: общетеоретический аспект: дис. ...канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - 30 с.
7. Шаклеина Т. А. Современный мировой порядок: на пороге нового этапа развития? //http://perspektivy.info 2013. 8 апр. (дата обр.: 01.02.2014)