Научная статья на тему 'Приоритеты международно-правовой политики'

Приоритеты международно-правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРИОРИТЕТЫ / СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ЗАДАЧИ / INTERNATIONAL LEGAL POLICY / INTERNATIONAL LAW / PRIORITIES / SUBJECTS OF INTERNATIONAL LEGAL RELATIONS / TASKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмелева Марина Владимировна

В статье рассмотрены основные задачи международно-правовой политики в мировой жизни современного общества. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что международное сотрудничество в быстроизменяющемся и противоречивом мире требует научно обоснованной и продуманной концепции международно-правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шмелева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF INTERNATIONAL LEGAL POLICY

The article studies the main tasks of the international law policy in the life of modern society. In the result of the conducted research the author comes to the conclusion that international cooperation in a rapidly changing and contradictory world requires evidencebased and well-planned conception of international legal policy.

Текст научной работы на тему «Приоритеты международно-правовой политики»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 341.1/8 ББК 67.91

ПРИОРИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ 1

Шмелева Марина Владимировна

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и международного частного права,

научный сотрудник научно-образовательного центра фундаментальных исследований, Саратовская государственная юридическая академия сш[email protected]

ул. Чернышевского, 104, 410056 г. Саратов, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены основные задачи международно-правовой политики в мировой жизни современного общества. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что международное сотрудничество в быстроизме-няющемся и противоречивом мире требует научно обоснованной и продуманной концепции международно-правовой политики.

Ключевые слова: международно-правовая политика, международное право, приоритеты, субъекты международных правоотношений, задачи.

Современный мир переживает глобальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы не только Российской Федерации, но и других стран. В новом мире международно-правовая политика должна стать одним из важнейших инструментов по-^ ступательного развития всего мира. В связи с этим большое значение приобретает разра-д ботка приоритетов такой политики в решении ^ глобальных проблем.

¡§ В теории права понятие «приоритет» оз-а начает задачи, вопросы и проблемы, требую-Й щие незамедлительного решения сейчас или ® в ближайшей перспективе [4, с. 9]. С учетом

того факта, что международно-правовая политика, как отмечалось выше, призвана решать множество глобальных и сложных проблем, ее приоритетами следует считать наиболее важные, требующие незамедлительного решения задачи, которые являются едиными для большинства субъектов международных отношений и в максимальной степени способствуют реализации поставленных перед такой политикой целей.

Представляется очевидным, что основные актуальные задачи международно-правовой политики вытекают из потребностей человека, общества и государства,

обусловленных современными экономическими условиями.

Потребности человека, в первую очередь, связаны с удовлетворением так называемых «базовых потребностей», в частности, быть здоровым и получать качественную медицинскую помощь, жить в безопасности и т. д. Другими словами, всеми государствами должны не только декларироваться права и свободы, гарантируемые международными договорами, но и практически реализовы-ваться ими.

Потребности общества находят свое отражение в достижении социального согласия, справедливости в распределении общественных благ, росте благосостояния населения, создании органов общественного контроля, сохранении благоприятной окружающей среды.

Интересы государства в первую очередь сосредоточены на развитии плодотворного и взаимовыгодного экономического сотрудничества, укреплении своей позиции на международной арене, защите собственной независимости и территориальной целостности.

На основании вышеизложенного приоритетами международно-правовой политики, на наш взгляд, должны выступать:

Неуклонное соблюдение всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных договоров.

Все государства должны добросовестно исполнять международно-правовые обязательства, поскольку только верховенство международного права может выступать гарантом мирного и плодотворного межнационального сотрудничества при соблюдении баланса разнонаправленных интересов государств.

Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных договоров важно не только для обеспечения государственных интересов, но и интересов физических и юридических лиц.

В условиях глобализации и появления новых угроз мировой безопасности международно-правовая политика должна предусматривать положения, позволяющие мировому сообществу бороться с нарушениями международного права со стороны отдельных государств, международных организаций и отдельных лиц, а также положения, противодей-

ствующие попыткам отдельных государств или группы государств нивелировать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Обеспечение согласованности внутригосударственного и международного права.

Значительной негативной характеристикой действующей международно-правовой политики можно назвать высокий уровень несогласованности внутригосударственных актов и международных договоров.

Взяв в качестве примера Россию, можно отметить, что даже основной закон Российской Федерации - Конституция - не лишен противоречивых друг другу статей. Не говоря уже вообще о том, что в сфере взаимодействия российского права и международного права нет четкого понимания круга принципов и норм международного права, подлежащих обязательному исполнению в Российской Федерации в силу ст. 15 Конституции РФ.

Так, введение в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров неизбежно породило проблему соотношения юридической силы внутригосударственных и международно-правовых норм.

Действующие законодательные акты России во многом повторяют положение Конституции РФ о соотношении международных и национальных норм, а в отдельных отраслях дополняют, развивают или даже изменяют это положение. При этом они также не дают ответа на вопросы: какие международные договоры, принципы и нормы международного права обладают приоритетом над российскими законами и над законами какой юридической силы? существуют ли границы этого приоритета?

В судебной практике мы можем встретить попытки ответа на указанный вопрос. В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [5] разъяснено следующее: правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в

применении в отношении законов Российской Федерации. А правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ).

Как видно, в постановлении речь идет только о ратифицированных международных договорах, в нем не упоминается о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права.

В большинстве других судебных решений, как правило, дублируется положение Конституции РФ без какого-либо обоснования.

По правильному замечанию С.Ю. Ма-рочкина, «преобладающая пока тенденция -суды "автоматически" приводят те или иные договоры в качестве общепризнанных без какой-либо аргументации, возможно, в силу их известности или частой упоминаемости на разных уровнях и по разным поводам (чаще всего международные пакты о правах человека). Но в этом же ряду и регулярные ссылки, например, Конституционного Суда РФ на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Данная Конвенция является региональным (европейским) договором, и здесь особенно необходима аргументация отнесения ее норм к общепризнанным» [3, с. 240].

В Рекомендациях Всероссийского совещания [7] в Москве конституционному суду было предложено подготовить и издать систематизированное собрание своих правовых позиций по применению общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в целях их эффективного использования в работе органов государственной власти, особенно судебных. Возможно, такое собрание правовых позиций помогло бы решить указанную проблему.

Становление справедливых и равных условий международного обмена товарами, работами и услугами.

Указанная задача должна реализовы-ваться в целях ускорения темпов экономического роста государств, повышения уровня

жизни населения и создания новых возможностей для предпринимательской активности.

Становление справедливых и равных условий международного обмена, на наш взгляд, станет возможным после разработки единой нормативной основы для заключения договоров купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

На сегодняшний день основной международной организацией, занятой решением задачи становления справедливых и равных условий международного обмена, выступает Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) [6]. ЮНСИТРАЛ играет важную роль в разработке юридических основ для содействия международной торговле. Структура членского состава этой организации обеспечивает представленность различных правовых традиций и уровней экономического развития. В связи с чем документы, разработанные ЮНСИТРАЛ, получают широкое признание, так как предусматривают положения, подходящие для многих стран, находящихся на различных уровнях экономического развития.

Обеспечение экологической безопасности.

Одним из неблагоприятных последствий глобализации является ухудшение экологической ситуации на планете.

В настоящее время самым крупным в мире экологическим риском является загрязнение воздуха. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения, в 2012 г. порядка 7 миллионов человек умерли, каждый восьмой из общего числа умерших в мире -из-за загрязнения воздуха [8].

Так, директор Департамента ВОЗ по общественному здравоохранению, экологическим и социальным детерминантам здоровья отметил, что «сегодня лишь немногие риски оказывают большее воздействие на глобальное здравоохранение, чем загрязнение воздуха; данные говорят о необходимости совместных действий для очистки воздуха, которым мы все дышим» [там же].

Вынуждены констатировать тот факт, что такое состояние окружающей среды во многом является следствием нерациональной государственной политики, особенно в таких

отраслях, как промышленность, переработка отходов, транспорт и энергетика.

С учетом сказанного считаем, что выделение экологической безопасности как самостоятельной задачи международно-правовой политики является потребностью современного общества, поскольку такая безопасность влияет на общую мировую безопасность и может быть решена только совместными усилиями государств.

Подводя итоги, можно сказать, что взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество в условиях быстроизменяющегося и противоречивого мира между всеми субъектами международных отношений требует научно обоснованной и продуманной юридической формы выражения политических целей и интересов мирового сообщества в виде адекватной и последовательной концепции международно-правовой политики. Концепция должна выступить непосредственным руководством к действию. Именно в данной концепции должны быть логически и четко обозначены цели и приоритеты, стоящие перед мировым сообществом на определенном историческом этапе развития нашей планеты.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Саратовской государственной юридической академии, проект «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство» в рамках задания № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Казанский, П. Е. Введение в курс международного права / П. Е. Казанский. - Одесса : Экон. тип., 1901. - 80 с.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров // Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 1.

3. Марочкин, С. Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации / С. Ю. Марочкин. - М. : Норма : Инфра-М, 2011. - 288 с.

4. Матузов, Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики / Н. И. Ма-тузов // Правоведение. - 1997. - № 4. - С. 6-17.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. N° 5 // Бюллетень ВС РФ. - 2003. - № 12.

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 г. «Учреждение комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : сайт. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901898386. - Загл. с экрана.

7. Рекомендации о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров : (приняты на Всерос. совещании в г. Москве 24 дек. 2002 г.) // Российская юстиция. - 2003. - № 3. - C. 12.

8. 7 миллионов смертей ежегодно связаны с загрязнением воздуха // Сайт Всемирной организации здравоохранения. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/ releases/2014/air-pollution/ru. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Kazanskiy P.E. Vvedenie v kurs mezhdunarodnogo prava [Introduction to the Course oflnternational Law]. Odessa, Ekon. tip. Publ., 1901. 80 p.

2. Konventsiya Organizatsii Obyedinennykh Natsiy o dogovorakh mezhdunarodnoy kupli-prodazhi tovarov [The Convention of United Nations on Contracts for the International Sale-Purchase of Goods]. Vestnik VASRF, 1994, no. 1.

3. Marochkin S.Yu. Deystvie i realizatsiya norm mezhdunarodnogo prava v pravovoy sisteme Rossiyskoy Federatsii [Action and Implementation of International Law in the Legal System of the Russian Federation]. Moscow, Norma, Infra-M Publ., 2011. 288 p.

4. Matuzov N.I. Ponyatie i osnovnye prioritety rossiyskoy pravovoy politiki [The Concept and Main Priorities of the Russian Legal Policy]. Pravovedenie, 1997, no. 4, pp. 6-17.

5. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF "O primenenii sudami obshchey yurisdiktsii obshchepriznannykh printsipov i norm mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh dogovorov Rossiyskoy Federatsii" 10.10.2003 № 5 [The Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation "On the Application by Courts of General Jurisdiction of Generally Recognized Principles and Norms of International Law and International Treaties of the Russian Federation" of October 10, 2003 no. 5]. Byulleten VS RF, 2003, no. 12.

6. Rezolyutsiya Generalnoy Assamblei OON 2205 (XXI) ot 17.12.1966 "Uchrezhdenie komissii Organizatsii Obyedinennykh Natsiy po pravu mezhdunarodnoy torgovli (YuNSITRAL)" [The Resolution of the UN General Assembly 2205 (XXI) of December 17, 1966 "The Establishment of the UN Commission on International Trade Law (UNCITRAL)"]. Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii [E-Fund of Legal and Regulatory Technical Documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 901898386.

7. Rekomendatsii o primenenii obshche-priznannykh printsipov i norm mezhdunarodnogo prava

i mezhdunarodnykh dogovorov (prinyaty na Vseros. soveshchanii v g. Moskve 24 dekabrya 2002 g.) [Recommendations on the Application of Generally Recognized Principles and Norms of International Law and International Treaties (Adopted at the All-Russian Conference, Moscow, December 24, 2002)]. Rossiyskaya yustitsiya, 2003, no. 3, p. 12.

8. 7 millionov smertey ezhegodno svyazany s zagryazneniem vozdukha [7 Million Deaths Annually Are Connected With Air Pollution]. Sayt Vsemirnoy organizatsii zdravookhraneniya [The Website of the World Health Organization]. Available at: http:// www. who. int/mediacentre/news/releases/2014/air-pollution/ru.

PRIORITIES OF INTERNATIONAL LEGAL POLICY

Shmeleva Marina Vladimirovna

Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Department of Civil and International Private Law, Researcher, Scientific Educational Center of Fundamental Research of Saratov State Academy of Law [email protected]

Chernyshevskogo St., 104, 410056 Saratov, Russian Federation

Abstract. The article studies the main tasks of the international law policy in the life of modern society. In the result of the conducted research the author comes to the conclusion that international cooperation in a rapidly changing and contradictory world requires evidence-based and well-planned conception of international legal policy.

Key words: international legal policy, international law, priorities, subjects of international legal relations, tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.