Научная статья на тему 'Международно-правовая жизнь современной России и ее конституция'

Международно-правовая жизнь современной России и ее конституция Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
713
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / INTERNATIONAL POLICY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хижняк Вероника Сергеевна

Статья посвящена влиянию Конституции РФ 1993 г. на ее международно-правовую жизнь, малоизученному и в конституционном, и в международном праве вопросу, представляющему теоретический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Policy of Modern Russia and Its Constitution

The article is devoted to the analyses of the impact of the Russian Constitution 1993on its international policy. This question has a theoretical interest, but it not yet become the subject of analysis no in the Russian science of constitutional law neither in the science of constitutional law.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая жизнь современной России и ее конституция»

10 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2, ст. 348.

11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 167.

13 См.: Петрова М. Развитие процесса интернет-обсуждения законопроектов и легитимация законов. URL: http://krasn.pravo.ru/urgent/view/32881/ (дата обращения: 12.02.2014).

14 Манен Б. Принципы представительного правления / пер. с англ. Е.Н. Рощина; науч. ред. О.В. Хар-хордин. СПб., 2008. С. 238.

15 «Парламент - не место для дискуссий» - сокращение, используемое в прессе. Согласно стенограмме заседания Б.В. Грызлов выразился следующим образом: «Мне кажется, что Государственная Дума - это не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью. У нас с вами есть возможность обсуждать вопросы во время парламентских слушаний. Безусловно, будет общение между лидерами фракций. И я думаю, что Совет Думы именно в таком формате будет работать наиболее конструктивно» (текст стенограммы заседания Государственной Думы, заседание 1 (715) от 29 декабря 2003 г., сборник: Бюллетень № 1 (715). Ч. 1. С. 4-31.

16 См.: Краснов МА., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. М., 2008. С. 86.

В.С. Хижняк

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИЯ

Статья посвящена влиянию Конституции РФ 1993 г. на ее международно-правовую жизнь, малоизученному и в конституционном, и в международном праве вопросу, представляющему теоретический интерес.

Ключевые слова: конституционное право, международное право, международно-правовая жизнь, национальные интересы, правовая политика.

V.S. Khizhnyak

THE INTERNATIONAL POLICY OF MODERN RUSSIA AND ITS CONSTITUTION

The article is devoted to the analyses of the impact of the Russian Constitution 1993on its international policy. This question has a theoretical interest, but it not yet become the subject of analysis no in the Russian science of constitutional law neither in the science of constitutional law.

Key words: constitutional law, international law, international policy, national interests, legal policy.

«В условиях жесточайшего кризиса (финансового, экономического), вызовов XXI столетия Конституция 1993 г. выступает как источник объединения, стабильности и вектор развития нашей страны».

В. Т. Кабышев1.

Конституция РФ 1993 г. определила основы участия России в международной жизни, ее внешней политики, закрепив постоянные, непреходящие национальные и некоторые интернациональные интересы. Как отмечает В.Т. Кабышев, «общечеловеческие ценности, будучи закрепленными в Конституции государства, приобретают свойство конституционных ценностей»2.

© Хижняк Вероника Сергеевна, 2014

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия) 105

В Преамбуле Конституции РФ говорится, что она принимается многонациональным народом России, «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство ... возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократических основ, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества». Исходя из этого, можно сделать вывод, что основными или непреходящими интересами РФ являются обеспечение прав и свобод человека, построение гражданского общества, сохранения суверенитета, государственного единства, развитие демократии, решение экономических проблем, усиление позиций России и ее авторитета в международных отношениях. Такие часто упоминающиеся в юридической литературе национальные интересы России, как решение демографических проблем, обеспечение национальной безопасности, укрепление территориальной целостности и нерушимости государственных границ, укрепление экономики, защита национального производителя, развитие социальной сферы, культуры, образования и здравоохранения можно считать проистекающими из интересов, обозначенных в Преамбуле Конституции РФ, а также положений иных ее статей.

Растущая в настоящее время интеграция государств создает ситуацию, в которой крах интересов одного государства в международных отношениях вызывает поражение интересов другого. Поэтому национальные и интернациональные интересы тесно переплетаются, но между ними продолжает сохраняться определенная грань. Национальные интересы могут совпадать в какой-то мере * (и даже довольно значительной) с интересами всего мирового сообщества в целом ? (интернациональными интересами), но при этом первые продолжают сохранять а. свою национальную принадлежность. Национальные интересы отражают приоритеты конкретного государства и в любом случае обладают индивидуальными 1 особенностями. Полное слияние национальных и интернациональных интересов

1 равносильно отказу государства от его суверенитета. Содержание националь-

го

| ных интересов государства меняется в зависимости от внутренних и внешних

| условий. Однако они всегда определяются внутренними потребностями страны3.

| Взаимосвязь национальных и интернациональных интересов государства и

2 его внешней политики и дипломатии очевидна. Внешняя политика отражает ° все эти интересы и ее эффективность зависит от решения вопроса о соотноше-£ нии таких двух категорий, как национальные и интернациональные интересы. | Дипломатия же, в свою очередь, служит средством достижения этих интересов. о Следует отметить, что интересы государства взаимосвязаны не только с внешней ° политикой, но и с политикой вообще. Функция политики состоит в координации

0

° интересов различных субъектов международного права. «Чем более развита

го

3 социально-политическая система, тем выше роль и шире возможности политики

1 в координации интересов4», — отмечает И.И. Лукашук.

| Наличие общих интересов в политике различных государств — главная пред-

посылка возможности согласования их политики.

Интересы государства способны влиять не только на политику, но и на право. Проблема соотношения интересов и права имеет существенное практическое значение. Особой сложностью она отличается в международно-правовой сфере. В этом соотношении первичны интересы государства и вторично право. Последнее

106

призвано защищать первые. Интересы государства отражаются на формировании

норм международного права. Безусловно, такое влияние будут оказывать только те интересы, которые не противоречат основным установлениям этого права.

На наш взгляд, объективной возможностью повлиять на становление норм международного права обладают в большей степени интересы интернациональные, чем национальные, хотя, как указывалось ранее, национальные интересы тесно переплетаются с интернациональными. Интернациональные интересы объединяют национальные интересы различных государств и, влияя на содержание той или иной нормы, способствуют установлению правовой защиты общих для всех государств интересов.

Безусловно, каждое государство обладает законными интересами, которые следует уважать, но общие интересы, отражающие необходимость решения глобальных проблем, угрожающих существованию самого человечества, стали неотъемлемой частью национальных интересов государств. Реализация национальных и интернациональных интересов государства в международных отношениях оказывает влияние и на международно-правовую жизнь государства, которую можно охарактеризовать в общем теми же признаками, что и внутригосударственную правовую жизнь (связанность правовой жизни юридическими правилами поведения и соответствующими юридическими последствиями; тесная взаимосвязь с экономической и политической жизнью и т.д.). Однако следует учитывать, что международно-правовая жизнь является составной частью международной жизни, а международное право в свою очередь создается путем согласования волеизъявлений различных государств. Оно может быть адаптировано к национальным условиям только при помощи определенных внутригосударственных механизмов. Поэтому у международно-правовой жизни есть некоторые черты, которые не присущи внутригосударственной правовой жизни. Международно-правовую жизнь нельзя назвать частью духовной сущности какого-либо народа. Международно-правовая жизнь отражает те ценности, к которым стремится мировое сообщество в целом. Учитывая то, что интересы мирового сообщества могут быть далеко не однородны, следует отметить, что такая категория, как международно-правовая жизнь, является более абстрактной, чем внутригосударственная правовая жизнь.

В то же время на современном этапе абстрактность такого понятия, как международно-правая жизнь, сводится к минимуму такими процессами, как глобализация и унификация, а также тем фактом, что на первое место выступают интернациональные, а не национальные интересы.

Международное сообщество представляет собой особое социально-политическое образование, обладающее своими интересами, однако этот факт не отрицает существования у каждого из его членов определенных индивидуальных интересов, которые необходимо привести в гармоничное соотношение с интересами иных членов сообщества и сообщества в целом.

Международно-правовая жизнь Российской Федерации - это часть международно-правовой жизни. В ней сочетаются два элемента. Во-первых, она отражает внутреннюю правовую жизнь российского государства и показывает менталитет российского народа; во-вторых, существует на международном уровне и поэтому должна учитывать и отражать интернациональные интересы. Так как она является частью, то она должна как можно гармоничнее сочетаться с целым. Таким образом, международно-правовую жизнь России можно охарактеризовать следующими признаками:

1) является частью международно-правовой жизни и разновидностью общественной жизни;

2) связана как с внутригосударственными, так и с международными юридическими предписаниями;

3) отчасти выражает внутреннюю правовую жизнь Российского государства и показывает менталитет российского народа, а отчасти отражает интернациональные интересы;

4) тесно взаимосвязана с социально-экономической и политической жизнью не только России, но и международного сообщества;

5) отражает уровень юридической действительности не только в России, но и отчасти на международной арене;

6) отражает отношение к праву, прежде всего, такого субъекта, как государство, причем как к национальному, так и к международному;

7) так же как и внутригосударственная правовая жизнь, имеет и позитивные, и негативные составляющие;

8) связана с внутренней и внешней политикой государства.

Тот факт, что международно-правовая жизнь России связана как с внутригосударственными, так и с международными юридическими предписаниями, означает, что она должна соответствовать и тем и другим. Такие предписания содержатся в Конституции РФ, Концепции внешней политики РФ, некоторых других внутригосударственных нормативно-правовых актах, а также в основных принципах международного права и в предписаниях международно-правовых документов. Россия сама участвует в создании таких нормативно-правовых * актов, при этом необходимо, чтобы в них отражались как национальные, так и ? интернациональные интересы. Не последнюю роль здесь играют дипломатиче-а. ские представительства.

Ü Международно-правовая жизнь России отличается от международно-

Í правовой жизни СССР и прежде всего это связано с различиями в их социально-I экономической, политической жизни, что сказывается на авторитете государства

го

J в международных отношениях.

| Россия в своих политических акциях не может с полной уверенностью опе-

| реться на поддержку других государств и на ту экономическую базу, которая

i" была у Советского Союза. Однако СССР часто решал свои внешнеполитические

° проблемы за счет внутренних.

« Само отношение России к международному праву несколько отличается

| от отношения Советского Союза. Советский Союз, придерживаясь принципа

0 добросовестного соблюдения международных обязательств, рассматривал

1 международное право в большей степени как инструмент оказания влияния на ° международные отношения. При этом по возможности ограничивалось влияние

го

§ международного права на национальное. Исключалась возможность прямого ¡ применения норм международного права на территории СССР (т.е. применение | без издания специального внутригосударственного нормативно-правового акта, делающего применение норм международного договора правомерным). Считая нормы своего права наиболее демократичными и прогрессивными, советское государство, естественно, старалось внедрить их в международное право. Отказавшись от разжигания мирового пожара революции, СССР стал разрабатывать идею о направлении других государств на путь развития коммунизма мирными

108

средствами. О прогрессивности норм «буржуазного» права и их демократичности,

как правило, умалчивалось. В реализации прав человека за рубежом, к примеру, усматривались только недостатки. При таком отношении к праву других народов и презумпции большого влияния этих норм на современное международное право, нельзя было ожидать, что советское государство максимально откроет свое право для влияния международного. Отсюда ясно, почему советское право оказывало определенное влияние на международное право и при этом само было не очень восприимчиво к его влиянию.

Российская Федерация в свою очередь делает свою правовую систему более открытой для влияния международного права. Международное право не рассматривается исключительно как инструмент оказания влияния на международные отношения, а добросовестное соблюдение международного права — одно из необходимых правил для полноправного участия государства в международно-правовой жизни.

Конституция РФ 1993 г. стала первой конституцией нашего государства, в которой появились конкретные нормы о соотношении российского и международного права. Статья 15 гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Важно подчеркнуть, что эта норма закреплена не как «рядовая» конституционная норма, а в качестве нормы высшего порядка — общеправового принципа (для права России) и одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ есть и другие нормы, указывающие на характер соотношения российского и международного права (например, п. «г» ст. 106, п. «в» ст. 125).

Тот факт, что Конституция РФ определяет место норм международных дого- ш воров в правовой системе страны, указывает на большую предрасположенность н российского права к восприятию международного права, чем советского. Тем не С

а

менее, существующее соотношение российского и международного права нельзя Т

о

охарактеризовать как приоритет последнего перед внутригосударственным, по- к

о

скольку в самой Конституции РФ установлены механизмы, препятствующие про- о' никновению в российскую правовую систему норм, противоречащих ее устоям. | Позитивными составляющими международно-правовой жизни Российской в

Федерации можно назвать те же факторы, что и для правовой жизни в целом нн

о

(право, как национальное, так и международное; национальную и международ- Ю ную правовые системы, нормативно-правовые акты и т.д.)5. Однако здесь следует и

учитывать, что, когда мы говорим о международном праве, то такие понятия, с

к

как правовая система и система права, совпадают. а

Негативными составляющими международно-правовой жизни Российской д

е

Федерации также можно назвать те же факторы, что и для правовой жизни в | целом (преступления и правонарушения, правовой нигилизм и т. д.)6. В отно- № шении международно-правовой жизни можно выделить еще и такие факторы, 9 как двойные стандарты по отношению к различным субъектам международного 22 права, неоправданное вмешательство во внутренние дела других государств и т. д. 4

Нельзя забывать о политике двойных стандартов, которая существует в современных международных отношениях. После распада т.н. «соцлагеря» в мире остался только один «полюс» — сильное с политической и с экономической точек зрения государство США. В связи с этим деятельность ООН, которая была направлена на уравновешивание таких двух «полюсов», как СССР и США, становится все менее и менее эффективной. Гуманитарная интервенция 109

США представляет опасность для современных международных отношений. Ее сущность сводится к присвоению права применять вооруженную силу против государств, которые, по мнению Соединенных Штатов, нарушают права человека или осуществляют недемократический режим. Подобная политика, безусловно, противоречит принципам Устава ООН. Противостоять этой политике может сильное единое международное сообщество, а не сообщество государств, разделяемых противоречиями. В противном случае мы можем в будущем прийти к ситуации, когда международное сообщество будет руководствоваться не нормами, выработанными сообща всеми его членами, а предписаниями США и даже национальным правом этого государства. К сожалению, среди мирового сообщества нет необходимого для противостояния гуманитарной интервенции и политике двойных стандартов единства.

Среди политологов существует мнение, что место Советского Союза со временем может занять Китай или Россия. Однако сейчас, несмотря на укрепление позиций Китая на мировой арене, наращиванием его военной мощи и роста экономики, по уровню влияния на международные процессы это государство еще далеко от позиций СССР.

Что касается России, то она традиционно более положительно воспринимается азиатскими и арабскими государствами, но имеет гораздо меньшее влияние на европейские процессы и не в состоянии противостоять экспансии Соединенных Штатов.

Безусловно, есть примеры влияния России на решение международных проблем, например, вопроса по Сирии осенью 2013 г., однако общей картины это, к сожалению, не меняет. 14 В то же время имеет место ряд аспектов, способствующих активному участию

? России в международно-правовой жизни:

а. 1) российское право становится более восприимчивым к предписаниям

международного права, пока не наблюдается тенденции к деградации механиз-I ма, предохраняющего национальное право России от нежелательного влияния

1 международного права. Это указывает на сохранение в ближайшем будущем

го

| дуализма в соотношении национального права России и международного права,

| а значит и на продолжение их взаимодействия;

| 2) развивается и организационно-правовой механизм взаимодействия на вну-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 тригосударственном уровне, за счет того, что все большее число государствен° ных органов РФ включается в процесс применения международного права на I территории России;

| 3) на международном уровне усиливается тенденция к влиянию российско-

0 го права и внешней политики на развитие определенных институтов и норм

1 международного права, однако, к сожалению, эту тенденцию нельзя назвать

0

° достаточно устойчивой.

го

Следует также отметить, что международно-правовая жизнь должна осу-

1 ществляется на принципах, общих для всего международного права, таких I как добросовестное соблюдение международных обязательств, суверенного

равенства государств, всеобъемлющего уважения прав человека, неприменения силы и угрозы силой, территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ и т.д.

Для Российской Федерации участие в международной жизни невозможно без учета принципов ее конституционного права. «Конституционализм как синте-110 зированное явление (в широком смысле слова) есть опора, тот фундамент, на ко-

тором должно происходить формирование российского правового государства и

становление гражданского общества» . Нельзя отрицать тот факт, что за последнее время процессы конституционализации международного права не менее заметны, чем процессы интернационализации конституционного права, и регулирование этих процессов осуществляется одновременно нормами конституционного права государства и нормами международного права. В силу этого неоспоримым можно считать влияние Конституции РФ на ее международно-правовую жизнь.

1 Кабышев В.Т. 20 лет Конституции Российской Федерации: становление, проблемы и тенденции развития. Саратов, 2013. С. 10.

2 Кабышев В.Т. Принцип равенства прав и свобод граждан в системе конституционных ценностей России: реалии, тенденции развития // Конституционные чтения: межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2003. Вып. 4. Ч. 1. С. 5.

3 См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.С. 78-95.

4 Там же. С. 90.

5 См.: Малько А.В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999. С. 34

6 См.: Там же.

7 Кабышев В.Т. Российский конституционализм: тенденции и перспективы развития // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: научно-практическая конференция (3-4 октября 2001 г.). Саратов, 2001. С. 54.

Т.В. Троицкая

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ В РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ РОССИИ

В статье анализируются проблемы формирования избирательных комиссий в Российской Федерации и влияние данного порядка на обеспечение принципа независимости в их работе. Исследуются правовые возможности разных политических партий (парламентских, непарламентских) на участие в деятельности избирательных комиссий различного уровня.

Ключевые слова: Избирательная комиссия, политические партии, органы государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, органы местного самоуправления, принцип независимости, равенство прав политических партий.

T.V. Troitskaya

SECURITY PROBLEMS OF INDEPENDENCE IN THE RUSSIAN ELECTION COMMISSIONS

This article analyzes the problem of formation of election commissions in the Russian Federation and the effect of this order to ensure the independence of the work of the election commissions. The author explores the legal possibilities of different political parties (parliamentary or extra-parliamentary) to participate in the activities of election commissions at various levels.

Keywords: The Electoral Commission, political parties, public authorities of the Russian Federation, a senior official of the Russian Federation, local self-government, the principle of independence, equality, the rights of political parties.

Статья 3 Основного Закона РФ устанавливает, что «высшим выражением власти народа являются свободные выборы и референдум». Это конституционное положение делает выборы необходимым элементом общественно-политической жизни нашей страны.

© Троицкая Татьяна Викторовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия) 111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.