Научная статья на тему 'Конституционные Основы международно-правовой политики современной России'

Конституционные Основы международно-правовой политики современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1169
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL LEGAL POLICY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / INTERNATIONAL INTERESTS / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY STRATEGY / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / MILITARY DOCTRINE / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Отставнова Елена Александровна

В статье рассматриваются понятие и основные принципы международно-правовой политики России. Основное внимание уделяется анализу национальных интересов Российского государства, их защите в международных отношениях и участию нашего государства в формировании интернациональных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Basics of International legal Policy of Modern Russia

The article are focused on concept and basic principles of the Russian international legal policy. Focus is devoted to analysis of national interests of Russian government, their protection in international relations and our state participation in international interests development.

Текст научной работы на тему «Конституционные Основы международно-правовой политики современной России»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Е.А. Отставнова

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*

В статье рассматриваются понятие и основные принципы международно-правовой политики России. Основное внимание уделяется анализу национальных интересов Российского государства, их защите в международных отношениях и участию нашего государства в формировании интернациональных интересов.

Ключевые слова: международно-правовая политика, национальные интересы, интернациональные интересы, международное право, международные отношения, стратегия национальной безопасности, военная доктрина, внешняя политика.

Н-A.Otstavnova

CONSTITUTIONAL BASICS OF INTERNATIONAL LEGAL POLICY OF MODERN RUSSIA

The article are focused on concept and basic principles of the Russian international legal policy. Focus is devoted to analysis of national interests of Russian government, their protection in international relations and our state participation in international interests development.

Keywords: international legal policy, national interests, international interests, international law, international relations, national security strategy, military doctrine, foreign policy.

Говоря о конституционных принципах, прежде всего, необходимо определиться с понятием «международно-правовая политика». И.С. Сердюкова справедливо указывает, что она является неотъемлемой частью, разновидностью правовой политики государства; выступает в качестве правовой составляющей внешней политики государства; главным субъектом формирования и реализации международно-правовой политики является суверенное государство, обладающее международной правосубъектностью; будучи частью правовой политики государства, она основывается на конституционных принципах, а также договорных и обычных нормах международного права; представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую в процессе межгосударственного правового сотрудничества и направленную на повышение эффективности механизма международно-правового регулирования1. Таким образом, международно-правовая политика - это правовая основа внешней политики государства,

© Отставнова Елена Александровна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)

*Работа выполнена по заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания по проекту «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство»..

базирующаяся на конституционных принципах, принципах международного права и направленная на реализацию как национальных интересов государства в международных отношениях, так и интернациональных - предотвращение глобальных угроз человечеству.

Как следует из преамбулы, принимая Конституцию 1993 г., российский народ осознавал себя частью мирового сообщества, т.е. он признает равноправие и суверенитет других государств, а также ответственность перед нынешним и будущими поколениями не только за свою Родину, но и за будущее всего человечества. Таким образом, международно-правовая политика России ведется в двух основных направлениях: отстаивании своих национальных интересов и участии в решении глобальных проблем. Это достигается как с помощью национального законодательства, так и участия нашего государства в формировании и реализации норм международного права.

Национальные интересы России содержатся, прежде всего, в гл. 1 Конституции России «Основы конституционного строя». К ним, в частности, относятся: государственный суверенитет, единство и целостность Российской Федерации, дальнейшее развитие России как правового и демократического государства, федерализм, идеологический и политический плюрализм, социальный и светский характер государства, свобода экономической деятельности, развитое гражданское общество. Эти идеи выступают основными национальными интересами, поскольку заложены в Основном Законе РФ, принятым непосредственно российским народом. Они отражают базовые социальные ценности российского общества, такие как: ценности права, социальная, историческая справедливость, а ценности демократии, народовластия2, на которых базируется построение ново? го Российского государства. Если они будут исполнены в полной мере, Россия 3 сможет стать сильным как в экономическом, так и политическом плане госу-| дарством, способным оказывать существенное влияние на мировые процессы.

1 Основные, или фундаментальные, интересы не могут быть реализованы само-| стоятельно, в силу лишь их закрепления в Конституции страны. Всегда будут

го

| существовать угрозы их осуществлению. В связи с этим требуются немалые

| усилия для признания их другими государствами. Поэтому на каждом истори-

| ческом этапе перед любой страной, в т.ч. и Россией, встают все новые проблемы,

2 требующие своего разрешения, т.е. возникают угрозы как фундаментальным, ° так и текущим национальным интересам, которые формируются в определенный I период развития государства и направлены на реализацию первых.

| Основную роль в устранении угроз национальным интересам России играет

0 Президент России как глава государства, который в соответствии с Консти-

1 туцией РФ определяет основные направления ее внешней политики, в т.ч. и

0

° международно-правовой, представляет Российскую Федерацию внутри страны

го

и в международных отношениях. Об этом говорит и существование при Прези-

1 денте РФ такого органа, как Совет Безопасности РФ.

| Как основной участник формирования международно-правовой политики

Президент РФ разрабатывает и утверждает Стратегию национальной безопасности России, военную доктрину, а также выступает ежегодно с Посланиями к Федеральному Собранию РФ, где определяет основные направления внешней политики на краткосрочную перспективу.

Так, в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г., утвержден-94 ной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. «национальные интересы Российской

Федерации» определены как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, а «угроза национальной безопасности» - как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства3. Следовательно, национальная безопасность призвана защищать национальные интересы России. В Стратегии определено положение нашего государства в глобализующемся мире, обозначены угрозы его национальным интересам и способы их предотвращения. В частности, в ней отмечено, что на обеспечение национальных интересов России будут оказывать негативное влияние такие факторы, как: односторонние силовые подходы в международных отношениях, угроза распространения оружия массового уничтожения, совершенствование форм противоправной деятельности в сфере высоких технологий, националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм, мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, незаконная миграция, транснациональная организованная преступность, борьба за источники энергоресурсов, увеличение числа государств - обладателей ядерного оружия и др.

Несмотря на это, в Стратегии определены исходные начала, на которых будет базироваться международно-правовая политика России по защите как своих национальных интересов, так и интересов всего мирового сообщества. Это выстраивание международных отношений на принципах международного права; обеспечение надежной и равной безопасности государств; исключение гонки вооружений; рассмотрение Организации Объединенных Наций и ее Совета Безо- е

т

пасности в качестве центрального элемента стабильной системы международных и отношений, в основе которой лежат уважение, равноправие и взаимовыгодное а сотрудничество государств; наращивание взаимодействия в «Группе восьми», о

в

«Группе двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, о

Индия и Китай), со странами СНГ, Евразийского экономического сообщества в з

качестве ядра экономической интеграции, Шанхайской организацией сотруд- Р

ничества, с Европейским союзом; выстраивание отношений с Организацией е

Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления °

всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе; с Соединенными Штата- р

ми Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния Ч

российско-американских отношений на состояние международной обстановки |

в целом. В Стратегии указано, что в сфере международной безопасности Россия К

сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэ- м

кономических, военных и иных инструментов защиты государственного суве- •ии

ренитета и национальных интересов. Таким образом, политические и правовые ¡§

СП

способы поставлены на первое место и имеют приоритет перед всем остальными; 00 военные могут быть использованы лишь в крайних случаях. 2

Эффективность международно-правовой политики невозможна в условиях 4 политической и экономической нестабильности государства. Ее нельзя рассматривать в отрыве от внутренней политики. Не случайно в Стратегии особое внимание уделено таким аспектам, как обеспечение социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия, повышение роста национальной экономики, качества работы органов государственной власти, формирование гражданского общества в целях реализации гражданами Российской Федерации 95

права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

Концепция внешней политики России отражает те же принципы международно -правовой политики, что и Стратегия: равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств. Она направлена на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право, на снижение в них роли фактора силы. Это подтверждается и ролью России в урегулировании конфликтов в Сирии и на Украине, которая не перестает призывать участников событий и представителей Совета Безопасности ООН к решению будущего этих стран исключительно путем мирных переговоров. Не случайно Президент РФ в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ задался вопросом: «Ради чего вся эта трагедия на Украине случилась? Разве нельзя было уладить вопросы, даже спорные вопросы, в ходе диалога, в рамках правового поля и легитимных процессов?»4.

Следует особо подчеркнуть, что Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ, основывается на принципах мирного разрешения конфликтов и добрососедских отношений. В ней закреплено, что военная политика нашего государства должна быть направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников5. Применение Вооруженных Сил допустимо для отражения агрессии против России или ее союзников, поддержа-а ния мира по решению Совета Безопасности ООН, для обеспечения защиты своих ? граждан, находящихся за пределами Российской Федерации. 3 Таким образом, международно-правовая политика России направлена в

| первую очередь на отстаивание своих национальных интересов по возможности

1 мирным путем.

| В современный период глобализации все большее значение приобретают ин-

го

| тернациональные интересы, поскольку объектом «жизненного пространства»

| человечества является вся наша планета Земля, а проблемы его жизнедеятель-

| ности выступают общепланетарными, актуальными для всех6. Они становятся

2 таковыми, когда национальные интересы различных государств совпадают. Их ° осуществление регулируется нормами международного права. Интересы пер-£ вичны по отношению к праву, поскольку его нормы формируются суверенными

0

| государствами. В настоящее время к ним можно отнести следующие: поддержа-

8 ние мира на планете, безопасной окружающей среды, борьбу с международным

1 терроризмом, экономическую интеграцию и др.

0

° К примеру, формированию интернационального интереса в сфере обеспечения

го

3 прав и свобод человека предшествовала Вторая мировая война, по итогам которой

1 вопросы прав человека приобрели особую значимость и показали неразрывную | связь между их соблюдением и поддержанием международного мира и безопасности. В этот момент национальные интересы большинства государств совпали, что послужило созданию в 1945 г. Организации Объединенных Наций7 как ответу на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом. В рамках ООН впервые на универсальном уровне были приняты такие важные международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека

96 1948 г. и два международных Пакта 1966 г.: «О гражданских и политических

правах» и «Социально-экономических и культурных правах»8. Эти три документа составляют международный Билль о правах человека. Большинство европейских государств, принявших новые конституции в этот и последующие периоды времени, имплементировали в них нормы, содержащиеся в Билле9. Причем, положения о правах человека в большинстве из них закреплены в гл. 1 или разд. 1 Конституции.

Исключением не стала и Конституция России 1993 г. Ее гл. 2 посвящена правам и свободам человека, которые впервые нашли свое отражение в международном Билле, а также в главе «Основы конституционного строя Российской Федерации» права и свободы человека провозглашены высшей ценностью. Часть 1 ст. 17 предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека в России является как ее национальным интересом, исходящим из ее Конституции, так и одним из интернациональных интересов, объединяющих различные государства.

В связи с этим необходимо отметить возрастающее влияние международного права на национальное законодательство и все большую связь национальных и интернациональных интересов государств. Как справедливо утверждает В.С. Хижняк, «государство, стремящееся отделить национальные интересы от интернациональных, не учитывает ни долгосрочных интересов своих граждан, ни меняющейся политической ситуации, ни происходящих в международных отношениях процессов. Его политика, противопоставленная интересам мирового сообщества, обречена на поражение»10. е

Важное значение в этом вопросе имеет и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно и которой общепризнанные принципы и нормы международного права и между- а

а

народные договоры являются частью правовой системы страны. Они имеют о приоритет перед законами, но не перед Конституцией России. Это позволяет к России участвовать в формировании интернациональных интересов не в ущерб с национальным. 1

с

Российская Федерация в настоящее время участвует в работе многих надна- е циональных организаций, созданных для защиты интернациональных инте- о ресов государств как в Европе, так и в Азии. Среди них - ООН, Совет Европы, р Азиатская парламентская ассамблея, Шанхайская организация сотрудничества, 1 Арктический совет, СНГ и др. В рамках этих организаций при участии России К

о

было разработано и принято значительное количество деклараций, конвенций, К

подписано существенное число международных договоров. Все они направлены |

на обеспечение как национальных интересов участвующих сторон, так и интер- ии

национальных, способствующих сохранению международной безопасности и №

суверенитета государств. 00

Таким образом, принципы международно-правовой политики, заложенные 2

в Конституции России, позволяют нашему государству в полной мере интегри- 4 роваться в мировом пространстве с учетом отстаивания своих национальных интересов исключительно мирным путем и оказывать существенное влияние на международную безопасность.

1 См.: Сердюкова И.Г. Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: Общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 10.

2 См.: БутусоваН.В. Конституционно-правовой статус Российского государства. М., 2006. С. 141-142.

3 Российская газета. 2009. 19 мая.

4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. 2014. 5 дек.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 7, ст. 724.

6 См.: СорокинВ.В. Юридическая глобалистика: учебник. Барнаул, 2009. С. 137.

7 См.: Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.

8 См.: Права человека: сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1978. С. 1-3; Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990. С. 20-53.

9 См., например: Конституция Италии от 22 декабря 1947 г., Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г., Конституция Испании от 6 декабря 1978 г., Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. и др. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 2 / под ред. Л.А. Окунькова. М., 2001.

10Хижняк В.С. Основные направления оптимизации правовой политики Российской Федерации в условиях глобализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 4. С. 20.

П.Ю. Нечаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена исследованию четырех принципов представительного правления: назначение правящего меньшинства путем выборов через регулярные промежутки времени; независимость представителей в принятии политических решений; свобода общественного мнения и обсуждение государственных решений. Анализируются закрепление и реализация этих принципов в Российской Федерации.

Ключевые слова: народовластие, представительное правление, принцип, периодичность выборов, свободный мандат, императивный мандат, свобода общественного мнения, обсуждение государственных решений.

P.V. Nechaev

ON PRINCIPLES OF THE REPRESENTATIVE GOVERNMENT

This article is devoted to the study of four principles of the representative government, such as: those who govern are appointed by election at regular intervals; those in power enjoy some measure of independence in the policy decisions that they make while in office; freedom of public opinion; public decisions are subject to trial by discussion. This paper attempts to analyze realization of these principles in Russian Federation.

Keywords: popular sovereignty, representative government, principle, periodic elections, free mandate, imperative mandate, freedom of public opinion, public decision.

Принято считать, что из-за обширности территорий и густонаселенности современных государств каждодневное решение государственных дел непосредственно народом является невозможным, поэтому эта задача возлагается на специальные органы, которые действуют в рамках предоставленных им полномочий. Такое делегирование народом либо отдельными входящими в него социальными образованиями части принадлежащих ему прав избираемым на демократических основах представительным органам государственной власти обозначается понятиями «представительное народовластие» или «представительное правление»1.

Доктрина народного представительства, сложившаяся в XVIII-XIX вв., обычно понимается как совокупность следующих принципов: народное представительство учреждается конституцией; народ как носитель суверенитета

© Нечаев Павел Юрьевич, 2014

Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юриди-98 ческая академия); e-mail: nechaevsar@gmaNxom

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.