Научная статья на тему 'Роль Национального Банка республики Дагестан ЦБ РФ в регулировании деятельности кредитных организаций'

Роль Национального Банка республики Дагестан ЦБ РФ в регулировании деятельности кредитных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Национального Банка республики Дагестан ЦБ РФ в регулировании деятельности кредитных организаций»

Гаджимирзоева Р.С.

Роль Национального банка Республики Дагестан ЦБ РФ в регулировании деятельности кредитных организаций

Одной из основных функций Центрального банка Российской Федерации является контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций. В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью банков, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора Банк России устанавливает перечень и порядок применения к банкам мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности.

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности банков в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и должен определяться наиболее эффективным решением указанной проблемы.

Во всех экономически развитых странах регулированию банковской деятельности придается приоритетное значение. Во многих странах банковский надзор и контроль рассматривается как одна из важнейших функций Центрального банка. Особенно велико его значение в периоды нестабильного развития экономики, в частности, денежно-кредитных рынков.

Банк России и его территориальные учреждения участвуют в реструктуризации банковской системы в рамках своих полномочий. Под контролем Национального банка Республики Дагестан кредитными организациями самостоятельно разрабатываются и осуществляются планы финансового оздоровления, направленные на восстановление их капиталов и реструктуризацию банковских активов и пассивов. Банк России поддерживает ликвидность платежеспособных банков с использованием стандартных механизмов при наличии залогового обеспечения, отзывает лицензии у нежизнеспособных банков.

В Республике Дагестан банковская система региона по состоянию на 1.10.2000 года представлена сетью коммерческих банков и их филиалов, число зарегистрированных составляет 105 и 72 соответственно. Кроме того, зарегистрировано филиалов 15 иногородних банков.

В Национальном банке Республики Дагестан вопросы контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций закреплены за управлением банковского надзора, в состав которого входят отделы: пруденциального банковского надзора, лицензирования деятельности кредитных организаций, валютного регулирования и валютного контроля. Функциональные обязанности отделов закреплены положениями о деятельности отделов, утвержденными Председателем Национального банка РД.

Отдел лицензирования деятельности кредитных организаций занимается вопросами регистрации кредитных организаций и лицензирования их деятельности, включая вопросы регистрации изменений, вносимых в Устав банка, а также отзывом лицензии на совершение банковских операций. Сбор, обработка и анализ отчетов о деятельности кредитных организаций сосредоточены в отделе пруденциального банковского надзора, который также занимается вопросами контроля за соблюдением банками законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, т.е. осуществляет дистанционный надзор. Контроль за соблюдением банками валютного законодательства в Республике Дагестан осуществляется отделом валютного регулирования и валютного контроля.

Кроме того, созданное в составе Национального банка РД Управление инспектирования кредитных организаций осуществляет инспекционные проверки банков на местах и оценку их деятельности с выводами и предложениями о дальнейших перспективах из развития.

Некоторые вопросы деятельности кредитных организаций находятся в компетенции других структурных подразделений Национального банка. Так, деятельность банков на рынке ценных бумаг и выпуск акций контролируется отделом ценных бумаг и вексельного обращения, а контроль за соблюдением банками обязательных резервных требований и анализ перспектив развития банковской системы в увязке с развитием экономики регионов осуществляется экономическим отделом.

Анализ финансового состояния кредитных организаций Национальный банк Республики Дагестан осуществляет ежемесячно по данным отчетов, представляемых кредитными организациями в соответствии с Указаниями Банка России от 24.10.1997г. № 7-У "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений). При представлении кредитными организациями отчетов, Национальным банком РД проверяется соответствие их установленным формам, действующему Плану счетов и указаниям по бухгалтерскому учету. Учитывая большое число кредитных организаций и значительный объем работы при анализе данных банков, существенную помощь при этом оказывает программа тестирования балансов кредитных организаций, разработанная и доведенная Банком России. Помимо представления сводных отчетов о деятельности кредитных организаций региона в Банк России, данные отчетов используются для составления

ежемесячных показателей деятельности кредитных организаций, включая выполнение ими экономических нормативов согласно Инструкции Банка России от 1.10.1997г. № 1 "О порядке регулирования деятельности банков".

Кроме того, кредитными организациями региона представляется ежемесячная и ежеквартальная отчетность в соответствии с Инструкцией Банка России от 1.10.1997г. № 17 "О составлении финансовой отчетности". Отчетность, представляемая банками согласно вышеуказанной инструкции позволяет кредитным организациям и надзорным органам более реально оценивать показатели ликвидности, платежеспособности и доходности банков и на этой основе определять меры по финансовому оздоровлению банков.

Отделом пруденциального банковского надзора Национального банка РД ежеквартально составляются заключения о деятельности каждого отдельного банка и определяются дальнейшие перспективы взаимоотношений с ними. Во взаимоотношениях с кредитными организациями, Национальный банк РД основывается на соблюдении ими нормативных и резервных требований, которые установлены Центральным банком Российской Федерации. При невыполнении банками надзорных требований к ним применяются меры в рамках представленных полномочий в соответствии с банковским законодательством и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Для разграничение мер воздействия к различным группам коммерческих банков, Национальный банк РД ежемесячно производит оценку деятельности и степени проблем-ности кредитных организаций. Все кредитные организации с точки зрения финансового состояния относятся к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории к одной из двух классификационных групп:

I категория. Финансово стабильные кредитные организации.

Группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельности.

Группа 2. Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

II категория. Проблемные кредитные организации.

Группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности.

Группа 4. Кредитные организации, находящиеся в критическом положении.

Отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится Национальным банком РД на основании мотивированного суждения и отражает содержательное представление о состоянии кредитной организации с учетом тенденций ее развития. Так 79% действующих кредитных организаций республики отнесены к финансово стабильным банкам, а 21% - проблемным банкам.

Анализ складывающихся тенденций развития банковского сектора показывает, что меры первого этапа реструктуризации банковской системы, принятые в 1999 году дали положительный результат. Вступление в силу Федерального закона от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" позволило активизировать деятельность по выведению с рынка банковских услуг кредитных организаций, нарушающих законодательство, имеющих неудовлетворительное финансовое положение и не имеющих перспектив развития. В 1999 году лицензии на осуществление банковских операций были отозваны у 7 банков республики.

Создание благоприятных условий для рекапитализации банков, а также проведение активной политики по отзыву лицензий у неплатежеспособных банков позволили создать фундамент для роста капитала банковской системы республики.

Совокупный капитал действующих банков за 1999 год возрос на 50,8%, активы банковской системы возросли более чем в 2 раза. Улучшилось качество кредитного портфеля: доля просроченной задолженности в кредитах реальному сектору экономики сократилась с 37% до 12,3%. Объем средств привлеченных от предприятий и организаций вырос на 21,7%, депозиты физических лиц увеличились на 61,3%. По итогам за год банки республики получили прибыль в размере 51,0 млн. руб.

Важным итогом первого этапа реструктуризации является уменьшение числа проблемных кредитных организаций, так за 9 месяцев 2000 года их число сократилось с 20 до 9 банков.

Общее тяжелое положение экономики республики не может не влиять на деятельность кредитных организаций. Поэтому активной деятельности почти у половины из числа действующих банков не наблюдается и валюта баланса не претерпевает существенных изменений. Кредитные организации не могут полноценно и эффективно функционировать, если нет реальных программ для вложения финансовых средств. Достигнутый прогресс по ряду ключевых показателей не означает полного преодоления последствий финансового кризиса, необходимо дальнейшее продолжение реструктуризации.

Поэтому на втором этапе процесса реструктуризации перед банковским сообществом стоит среднесрочная задача выхода банковского сектора на траекторию устойчивого роста реальных объемов операций и капитальной базы, сведения к минимуму влияния проблемных банков на состояние банковской системы в целом, а также экономически обоснованного расширения кредитования нефинансового сектора экономики. Основными направлениями деятельности Национального банка Республики Дагестан в области

банковского надзора является укрепление финансовой стабильности банковской системы региона, рациональное определение экономических приоритетов и стимулирование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли региона, развитие которых объективно необходимо с позиции региональных интересов.

Гугаев Д.Б.

Перспективы информатизации территориальных учреждений Банка России

В рамках "Целевой программы развития информатизации и телекоммуникаций Центрального банка РФ", руководством Банка России принята "Концепция типовой Единой Информационно-вычислительной Системы Территориального Учреждения Банка России (ЕИВС ТУ)". Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности территориальных учреждений (ТУ) ЦБ РФ, обеспечения руководства ТУ информационными и аналитическими материалами, необходимыми для качественного и своевременного принятия решений, а также для формирования и передачи всей необходимой информации в ЕИВС Центрального аппарата Банка России.

Главной целью концепции является выработка основных направлений комплексной автоматизации деятельности структурных подразделений территориальных учреждений Банка России, выбор и обоснование методологии информатизации с учетом существующего системно-технического обеспечения и перспектив его развития.

В ней приведены основные требования к создаваемой системе и концептуальные решения по ее реализации, включающие описание функционального состава системы, предложения по архитектуре, организационные аспекты разработки и эксплуатации, подходы по обеспечению информационной безопасности.

Назначение и цели создания типовой ЕИВС ТУ вытекают из характеристики объекта информатизации (в данном случае -ТУ). Качество любой информационной системы во многом определяется тем, насколько полно и всесторонне она учитывает специфические особенности объекта информатизации, прежде всего его функциональные и информационные характеристики. Согласно положению о нем, территориальное учреждение Банка России (ТУ) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, входящее в единую централизованную систему Банка России и осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций.

ТУ имеют иерархическую структуру с многочисленными вертикальными и горизонтальными связями. В связи с тем, что конкретные административные структуры ТУ (включая такие подразделения как головные расчетно-кассовые центры - ГРКЦ и иные РКЦ) могут иметь некоторые региональные особенности (объем обрабатываемой информации, наличие межрегиональных хранилищ, специфические особенности учета, допускаемые нормативными актами Банка России и т.д.), объектами информатизации должны быть не структурные подразделения ТУ, а выполняемые ими функции, а также технологические процессы обработки информации.

Кроме того, являясь подразделением системы Банка России и хозяйствующим субъектом экономики, ТУ осуществляет административную и внутрихозяйственную деятельность и формирует отчетность (в том числе на основании данных кредитных организаций), направляемую в центральный аппарат Банка России.

Предметом концепции и является определение требований к комплексной автоматизация перечисленных выше функций для ТУ и его структурных подразделений и подведомственных организаций, за исключением задач, решаемых в рамках учетно-операционной системы, на основе создания единой информационно-вычислительной системы (ЕИВС), имеющей специфическую архитектуру, систему безопасности и технологию обработки данных.

Процессы обработки данных, поддерживаемые ЕИВС ТУ, включают в себя: сбор данных из многочисленных источников; их контроль и фильтрацию; корректировку (в случае необходимости); расчет и агрегацию показателей; аналитическую обработку; хранение и отображение информации в требуемом (удобном для использования) виде.

Источники информации, обеспечивающие поступление информации в систему, можно подразделить на две основные категории: внутренние - подведомственные территориальному учреждению (РКЦ, ГРКЦ, управления и отделы аппарата ТУ, учетно-операционная система), и внешние - не относящиеся к системе ТУ (прежде всего кредитные организации, клиенты расчетных центров, центральный аппарат Банка России - в части инструктивных материалов, организационно-распорядительной и нормативно-справочной информации). Кроме того, выполняется обмен информацией с организациями, внешними по отношению к системе Банка России, - Министерством РФ по налогам и сборам, Госкомстатом РФ, Федеральным Казначейством, Счетной палатой и др.

Анализируя существующее состояние информатизации территориальных учреждений можно отметить следующее:

1. В большинстве регионов эксплуатируются типовые проектные решения по автоматизации банковских расчетов с элементами автоматизации деятельности ТУ, централизованно сопровождаемые опорными объектами информатизации Банка России (в первую очередь, РАБИС-1, РАБИС-2, РАБИС-Поволжье, АСБР-Рязань).

2. Определенное число функций, выполняемых в ТУ, реализуется централизованно разрабатываемыми и распространяемыми программными комплексами (ГУ ЦБ РФ по Тверской области, ГУ ЦБ РФ по Москве и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.