Научная статья на тему 'Проблемы информатизации подразделений Национального банка республики Дагестан'

Проблемы информатизации подразделений Национального банка республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информатизации подразделений Национального банка республики Дагестан»

Данная система призвана помочь в процессе принятия решения (начиная от малых, заканчивая глобальными) и прогнозировать эффективность принятого решения. Большое значение при этом имеет моделирование ситуации, т.е. система может смоделировать последствия каждого возможного варианта принятого решения. Это удобно для высшего менеджмента, например, в процессе планирования объемов производства, расчета издержек, проектировании стратегии маркетинга и т.п.

С движением прогресса все большую важность приобретают информационные технологии. Хозяйственные риски, связанные с ИТ, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. В последнее время высший менеджмент стал внимательней относиться к ИТ. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере.

Можно выделить несколько заинтересованных, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

- высшее руководство, которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом предприятия;

- специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации специальных функциональных задач;

- менеджеры отдельных хозяйственных подразделений, которые должны использовать ИТ в силу логики своей хозяйственной деятельности, чтобы удовлетворять запросы клиентов, снижать издержки и т.д.;

- менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия:

- поставщики ИТ, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих потребителей;

- собственное информационно-технологическое подразделение.

В связи с ростом значения ИТ в обеспечении успеха фирмы, общефирменное руководство должно точно определить, какой вклад должна внести ИТ в процесс производства товаров и услуг. Внимание здесь заслуживают следующие аспекты: 1) ИТ как функция обеспечения производственного процесса, например в области коммуникаций или автоматизации производства, а также генерации и передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями; 2) ИТ как интегральная составная часть продукта; 3) ИТ как организационный инструмент для создания виртуальных форм предприятия. А также необходимо установить, кто должен выполнять перечисленные и другие функции.

Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников (а также внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решений может стать критически важным фактором успеха для многих предприятий.

Гугаев Д.Б.

Проблемы информатизации подразделений Национального банка Республики Дагестан

Одним из приоритетных направлений деятельности Центрального банка Российской Федерации последних лет, наряду с проведением денежно-кредитной политики и поддержанием устойчивости банковской системы, является создание и поддержание в должном состоянии платежной системы.

Ее реформирование началось в 1992 году, и явилась многоплановой правовой, методологической, организационной и технической работой. За прошедший период платежная система развивалась путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий. Электронные документы все более стали вытеснять традиционно использовавшиеся ранее документы на бумажных носителях. Соответственно стали внедряться и новые формы передачи информации в сети учреждений Центрального банка.

В настоящее время Банк России наметил основные среднесрочные перспективы дальнейшего совершенствования платежной системы. С этой целью планируется создание современной автоматизированной системы расчетов, работающей в "режиме реального времени". Для этого ЦБ намерен предпринять все необходимые меры для создания современной телекоммуникационной и информационной среды. Подготовительная работа к этому уже проведена. В том числе, разработаны все необходимые материалы нормативно-правового характера: "Стратегия развития платежной системы России", "Концепция развития расчетной сети Банка России", "Концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", "Целевая программа развития информатизации и телекоммуникаций Центрального Банка РФ на период 1998-2000 гг.", "Положение о системе сопровождения и распространения типовых программных средств " и др.

Конечной целью ЦБ является выработка основных направлений комплексной автоматизации деятельности структурных подразделений территориальных учреждений Банка России, выбор и обоснование методологии информатизации с учетом существующего системно-технического обеспечения и перспектив его развития.

С этих позиций остановимся на оценке уровня автоматизации и развитии телекоммуникаций Национального банка Республики Дагестан Центрального банка Российской Федерации.

Развитие информатизации и телекоммуникаций НБ РД начинает отсчет своей истории с конторских счет, 4 арифмометров, одного автомобиля и 38 лошадей, которые имелись в распоряжении Дагестанской республиканской конторы Госбанка СССР на 1 января 1942 года. Собственно информатизация Национального банка началась с 1994 года, когда на базе вычислительного центра (ВЦ) Главного управления ЦБ РФ по РД был образован региональный центр информатизации (РЦИ), который с тех пор определяет уровень информационного обеспечения не только банковской сферы, но и всего региона в целом.

На сегодня НБ РД и подведомственные ему расчетно-кассовые центры (РКЦ) располагают достаточно мощным машинным парком, оснащены вычислительной и организационной техникой. Все службы переведены на современную компьютерную платформу. В целях автоматизации банковской деятельности, ускорения межбанковских расчетов, защиты банковской информации Национальным банком РД принимаются соответствующие меры.

Приобретено и введено в эксплуатацию более 500 ПЭВМ с соответствующим системным и инструментальным программным обеспечением. Во всех РКЦ Национального банка РД введен в действие программный комплекс "Операционный день РКЦ", разработанный управлением информатизации Главного управления ЦБ РФ по Тульской области. Разработан и введен в действие ряд локальных задач в РКЦ, управлениях и отделах НБ. Проводятся обучение и повышение компьютерной квалификации операционных работников РКЦ, работников НБ, начальников, главных бухгалтеров на базе РЦИ с привлечением специалистов вузов республики.

Кроме того, введено в действие 7 локальных вычислительных сетей в управлениях НБ, в том числе учебная вычислительная сеть в РЦИ. Функционирует в устойчивом режиме малая земная станция "Сокол - Банкир", установленная в НБ РД в 1994 году и абонентский пункт с электронной почтой РЕМАРТ и "Банком". Приобретено и введено в действие также 96 единиц множительной техники разной спецификации, 35 электронных телетайпов, 20 факсимильных аппаратов и другой техники.

В настоящее время в НБ РД ведутся работы по созданию в регионе электронной почты с использованием каналов связи общего пользования. Существующая сейчас телекоммуникационная сеть эксплуатируется в 20 РКЦ и практически всеми подразделениями (отделами и управлениями) НБ. Среди наиболее крупных задач внедренных в НБ РД: УОС РАБИС-1 - "Операционный день РКЦ", "Зарплата", "Бюллетень банковской информации", "Кредиты", "Хозяйственный учет (основные фонды, материалы)", "Финансовая отчетность коммерческих банков", "Справочник банковских идентификационных кодов (БИК)", "Штатное расписание", "Кадры", информационные системы "ГАРАНТ" и "Консультант^' и комплекс бухгалтерской и статистической отчетности (более 30 форм).

Иными словами, обработка информации в Национальном банке переведена на компьютерную основу. Однако, это всего лишь первый шаг в направлении информатизации на базе современных и перспективных информационных технологий, платформа для перехода к более совершенным технологиям.

Следующий этап предполагает создание информационной системы НБ на базе локальных сетей и структурированных кабельных систем, ввод в действие средств модемной связи между подразделениями НБ и создание телекоммуникационной системы.

В условиях республики создание телекоммуникационная система может быть эффективной только на базе интегрированной системы связи, основу которой составляет спутниковая связь, а линейно-кабельная, радиорелейная и другие типы связи являются альтернативными, дополняющими. В этом плане НБ РД согласовал с Департаментом телекоммуникаций ЦБ РФ вопрос о поставке НБ РД 7 спутниковых станций и заключил договор о создании на их базе фрагмента телекоммуникационной системы с перспективой дальнейшего расширения системы до 40 спутниковых станций. Эти работы продолжаются.

В настоящее время в регионе функционирует 24 расчетно-кассовых центров - ГРКЦ и 23 районных РКЦ. В связи со слабым развитием в республике телефонных сетей связи общего пользования, относительно качественными каналами (для использования модемов) обладают лишь РКЦ, расположенные в городах и крупных районных центрах.

С целью обеспечения бесперебойной работы спутниковой связи и оперативного устранения неполадок с передачей информации в НБ РД целесообразно было бы иметь 24-26 комплектов малых спутниковых терминалов (МСТ) "Сокол-ОМ" (23 комплекта для всех РКЦ региона и 1-3 комплекта холодного резерва). Согласно распоряжению Банка России от 12 февраля 1999 года "О перебазировании малых спутниковых терминалов (МСТ) выделенной сети спутниковой связи и передачи данных "Сокол-Банкир" и решения Департамента телекоммуникаций, НБ направила заявку о требуемом количестве МСТ "Сокол-ОМ" и местах их установки по всем РКЦ. Распоряжением ЦБ РФ заявка вскоре была удовлетворена.

Установка МСТ позволит снять напряженность в передаче банковской информации (в том числе ограниченного распространения) между подразделениями НБ РД, внедрить в регионе внутрирегиональные электронные платежи, обеспечить бесперебойную и устойчивую работу электронной почты, своевременное предоставление оперативной отчетности, облегчить работу по сопровождению программных комплексов.

В Национальном Банке Республики Дагестан сегодня эксплуатируется также один сервер-маршрутизатор и шесть абонентских пунктов (АП) КНС «Инфотекс». Среднесуточный объём передаваемой /принимаемой информации -3579,22/9227,2 (Кбайт). Режим эксплуатации - дежурный. Учитывая целесообразность дальнейшего использования КНС «Инфотекс» в нашем регионе, НБ обратилось в Банк России с просьбой выделить дополнительно 23 АП КНС «Инфотекс» для передачи информации по корпоративной сети ИНФОТЕКС через выделенную сеть спутниковой связи «Сокол - Банкир» с выходом на НБ РД ЦБ РФ. Это стало особенно актуальным в связи с плановой передачей Национальному Банку Республики Дагестан 23 МСТ «Сокол-ОМ» и установкой их в районных РКЦ для обмена банковской информации.

Что касается уровня автоматизации обработки информации, то на данный момент НБ РД не готов к переходу на централизованную обработку учетно-операционной системы из-за невозможности ежедневной передачи расчетно-денежных документов в электронном виде на обработку в ГРКЦ по следующим причинам:

- передача банковской информации в регионе осуществляется по каналам связи общего пользования. Устойчивой связи с районными РКЦ нет.

- текущая конфигурация системно-технических средств (отсутствие мощных серверов на базе РІЗО процессоров) также не позволяет рассматривать вопрос о централизованной обработке информации.

При наличии указанных выше условий, для решения вопроса централизованной обработки учетно-операционной системы, предполагается использование типового программного комплекса нового поколения - УОС РАБИС-2.

Вместе с тем успокаиваться на достигнутом рано. Ведь несмотря на то, что в структуре НБ функционирует РЦИ (согласно положению о нем РЦИ, как правило, создаются в территориальных учреждениях ЦБ экономически развитых регионов России с большим количеством и многообразием хозяйственных связей, а также с ежегодным объемом обрабатываемой банковской информации не менее 2000 тыс. документов), он еще далек от того какую роль он может играть в системе Национального банка. На то есть и объективные и субъективные причины.

Примечателен, например тот факт, что, несмотря на упоминавшееся положение об РЦИ и общепринятой, в подавляющем большинстве территориальных управлений Банка России практике, директор РЦИ не является по совместителю заместителем руководителя территориального управления ЦБ (в нашем случае - заместителем председателя НБ).

Вместе с тем, хоть подразделение информатизации Национального банка и имеет "солидный титул" регионального (!!!) центра информатизации "де-юре", он отнюдь не является таковым "де-факто". Особенно это наглядно выявляется при сравнении с деятельностью подразделений других, "ведущих" главных территориальных управлений (ГУ), национальных банков ЦБ. Так, в отличии скажем от Тулы, Твери, Саранска, Нижнего Новгорода, Алтайска, Казани и других региональных центров, которые являются опорными центрами информатизации Банка России по разработке новых типовых программных комплексов (ТПК), Национальный банк республики не может этим похвастаться. Он является лишь "потребителем", пользователем ТПК, разработанных в других регионах и только осуществляет их внедрение и сопровождение в подразделениях Национального банка.

Недостаточной, несоответствующей "реалиям дня" остается и уровень компьютерной грамотности работников НБ, особенно среди специалистов среднего и высшего звена. Еще более плачевная ситуация среди руководителей расчетно-кассовых центров. В этом плане предстоит кропотливая, неформальная работа.

Кроме того, хотелось бы остановиться на роли операторов ПЭВМ в РКЦ. На сегодня они числятся по штатному расписанию бухгалтерами, либо экономистами. Видимо назрела необходимость ввести в РКЦ непосредственно должность оператора ПЭВМ. Причем, отнести ее к номенклатуре управления Национального банка. Ибо нередки случаи, когда руководство РКЦ, без ведома РЦИ, организующего внедрение и сопровождение программного обеспечения, а также ремонт и обслуживание электронновычислительной и организационной техники в РКЦ, произвольно осуществляет возложение обязанностей на подчиненных, включая на сотрудников, занятых на участке автоматизированной обработке информации. В такой ситуации РЦИ затруднительно осуществлять свои функции по развитию информатизации и телекоммуникаций подразделений НБ. Возможно, имеет смысл ввести в составе РКЦ и единицу либо инженера-программиста, либо инженера-электронщика. Это позволило бы существенно уменьшить нынешние расходы на командировки специалистов РЦИ (командировочные, гостиничные, транспорт, бензин и т.д.) по незначительным, несущественным поводам.

Необходимо также, координировать работу РЦИ с отделами автоматизации кредитных организаций, действующих на территории республики. Это становится актуальным и в том плане, что рано или поздно Национальный банк РД включат в перечень регионов, участвующих в системе межрегиональных электронных расчетов. К этому надо "быть готовым во всеоружии". К примеру, в отношении осуществления электронных внутрирегиональных расчетов между РКЦ и кредитными организациями.

Словом Национальному банку республики, в целом, и его региональному центру информатизации, в частности, в ближайшем будущем предстоит "непочатый край работы". От того насколько его деятельность в этом направлении окажется эффективной во многом зависит ситуация с осуществлением бесперебойных, в кратчайшие сроки расчетов в банковской системе НБ РД. А это в свою очередь положительно скажется на всей социально-экономической ситуации в республике.

Магомедова У.А.-И.

Управление формированием саморазвивающихся структур в промышленности региона

Механизмы, которые определяют постановку целей и разработку задач развития для каждой компании являются специфическими в смысле определения рынка, определения способа конкурентной борьбы и т. п., однако общие исходные положения, которые определяют порядок разработки стратегии и создание механизма ее реализации остаются неизменными. В этой связи на основе мирового опыта функционирования саморазвивающихся компаний можно выделить следующие необходимые условия, последовательная реализация которых позволит компании вырасти в саморазвивающуюся структуру:

- наличие заинтересованного в развитии компании собственника;

- оценка современного состояния компании и перспектив его укрепления на рынке;

- постановка целей и формирование задач (определение бизнес идеи);

- разработка стратегии (разработка механизма реализации бизнес идеи);

- формирование структуры для реализации стратегии (создание структуры, которая будет реализовывать стратегию);

- создание механизма управления структурой.

В данной связи наиболее актуальными на современном этапе для нашей страны, по нашему мнению, являются два последних пункта, которые определяют кто и как будет реализовывать стратегию развития компании, при условии обеспечения максимального эффекта. Наибольшая важность данных этапов должна определяться исходя из того, что особенность функционирования современной российской экономической системы состоит в том, что нормативная база экономических реформ создается с учетом мирового опыта построения рыночной конкурентной среды, причем в расчете на опыт развитых мировых держав, что само по себе не всегда оправдано, в то время как почти вся экономическая инфраструктура осталась неизменной с советских времен. Вопрос о необходимости совершенствования рыночной инфраструктуры с параллельным совершенствованием субъектов рыночных отношений является в настоящее время определяющим фактором наполнения федерального бюджета и, как следствие, обеспечения неуклонного роста расходной части бюджетов всех уровней.

Таким образом, любая развивающаяся компания для постоянного роста своего функционирования должна находиться в одном из трех состояний:

- выживание (обеспечение существования компания на рынке всеми доступными средствами. Данный процесс может происходить как на начальном этапе развития, так и в момент кризиса предприятия);

- мобилизация (данный этап начинается, когда выживание компании уже обеспечено и необходимо подготовить ее к периоду роста);

- развитие (непосредственно период роста компании, в финале которого необходимо закрепить достигнутый уровень, обеспечив выживание компании на новом или увеличившемся рынке).

Для оценки максимизации эффекта от реализации описанных механизмов предлагается использование динамических математических моделей

n2 n1

N = £Civ =ni - XKivmax' (1)

=1 i=i

где Cj;- размер элемента потока платежей по доходам в году j, j=1,2,.. .,П2; К/- размер элемента потока платежей по расходам в году t, t= 1,2... .,ni; v - дисконтный множитель по ставке i (ставке приведения, принятой норме доходности); ni - продолжительность расходного периода; П2 -- продолжительность доходного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.