Научная статья на тему 'Перспективы информатизации и телекоммуникации в системе банка России'

Перспективы информатизации и телекоммуникации в системе банка России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы информатизации и телекоммуникации в системе банка России»

В мировой законотворческой практике отсутствует специально выделенное понятие «финансово-промышленная группа», однако широко используется термин «транснациональная корпорация» (ТНК). При ООН с 1974г. действует комиссия по ТНК, основная задача которой - выработка широкого круга рекомендаций, в своей совокупности составляющих кодекс норм функционирования данных объединений. Понимание этих фактов привело к разработке проекта «Конвенции о ТНК» (в марте 1998г. была подписана главами правительств семи государств СНГ). В соответствии с этой конвенцией в правовое поле СНГ было введено понятие « транснациональная корпорация», которое включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, концерны, холдинги, совместные предприятия и т.д.

Практическая проработка российской стороной потенциально эффективных «кооперационных цепочек» в рамках взаимно согласованных промышленных приоритетов -важное условие расширения масштабов деятельности транснациональных ФПГ. В последние годы был заключен ряд межправительственных соглашений, имеющих значение прежде всего для определения общих приоритетов (взаимовыгодных сфер) формирования групп. Так, в соглашении между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики об основных принципах создания ФПГ перспективными (приоритетными) направлениями создания транснациональных финансово-промышленных групп определены: производство цветных и драгоценных металлов, выпуск комплектующего оборудования для кораблестроения, радиоэлектронное приборостроение.

Анализ соответствующих правовых документов ряда стран Содружества обнаруживает, однако, ряд существенных нестыковок с названными российским и межпарламентскими актами об ФПГ. Так, если в России действует упомянутый специальный закон, предусматривающий статус ТФПГ и МФПГ, то в Белоруссии принят лишь президентский указ (от 27 ноября 1995г.) о хозяйствующих группах, создание коих с участием иностранных юридических лиц допускается исключительно с согласия Президента Республики Беларусь. В Казахстане создание ФПГ вообще противоречит Гражданскому Кодексу, а принятый на Украине Закон «О промышленно-финансовых группах» не допускает участия украинских предприятий в группах с иностранным базированием головной компании.

На основании вышеизложенного сближение правовых основ создания и функционирования ФПГ в России и в иных государствах Содружества остается актуальной задачей.

В целом в России и других постсоюзных странах идет накопление опыта транснациональной кооперации. Налицо первые результаты, подтверждающие ее эффективность.

Потенциальные иностранные инвесторы внимательно следят из «дальнего зарубежья» за состоянием и эволюцией российских корпоративных новообразований как возможных объектов финансовых вложений. И крайне важно подталкивать зарубежных предпринимателей к нужным России инвестиционным решениям посредством: совершенствования конкретных корпоративных инвестпрограмм, бизнес-планов и управленческих схем их реализации; объявления тендеров по наиболее крупным перспективным проектам; отработки механизмов предоставления гарантий и задействования принципов солидарной ответственности. Следовательно, сложившиеся отечественные корпоративные образования, в том числе формальные и неформальные ФПГ, располагают реальными шансами задействовать в качестве фактора роста привлекаемый иностранный капитал.

Литература:

1. Ленский Е.В., Цветков В.А. «Финансово-промышленные группы Российской Федерации: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития», Москва, 1999г.

Ильясов С.М.

Перспективы информатизации и телекоммуникации в системе банка России

Стратегия развития информатизации и перспективная техническая политика Центрального банка Российской Федерации в этой области изложена в Целевых программах [1,2,3] и Концепциях [4,5,6]. Поскольку они также охарактеризованы в основных чертах в [7], в данной статье мы остановимся на некоторых реализационных аспектах.

Центральной задачей информатизации банковской системы является перевод расчетной системы на электронную основу. При этом заслуживают первоочередного внимания три крупные подзадачи:

- перевод крупных сумм платежей,

- межбанковский клиринг,

- интеграция в мировую банковскую систему.

Учитывая масштабность платежной системы России предполагается выделение и первоочередное совершенствование компонентов, в наибольшей степени влияющих на состояние денежно-кредитной системы и ее сбалансированности.

Анализ движения рублевых сумм в разрезах: платежи внутри РКЦ, внутрирегиональные платежи, межрегиональные платежи, межгосударственные платежи - показал, что основное количество платежей в настоящее время производится внутри РКЦ и на внутрирегиональном уровне, составляя около 90% от суммы переведенных средств.

Результаты анализа платежных потоков позволили сделать вывод о целесообразности выделения в настоящее время в рамках электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР) ЦБ РФ двух функциональных ее компонентов: Системы Перевода Крупных Сумм Платежей (СПКСП) с особыми требованиями к защите информации и технологии ее обработки и Системы Электронного Межбанковского КЛИРинга (СЭМКЛИР) для проведения большинства внутрирегиональных (внутригородских) платежей по технологии клиринга.

Специфика современного этапа развития экономики страны, организации банковской системы, существующей технической инфраструктуры предопределяет необходимость обеспечения следующих наиболее важных параметров функциональной части создаваемой СПКСП:

• вид расчетов - кредитовые брутто переводы;

• кредитный механизм - без предоставления кредита;

• организация расчетов - в режиме реального времени;

• платежи, проходящие через СПКСП - внутрирегиональные платежи на суммы, не менее величины, директивно установленной инструкциями ЦБ, межрегиональные и срочные платежи;

• условия перевода - наличие средств на счете банка-отправителя;

• необеспеченные средствами платежи - ставятся в очередь и могут быть отменены банком-отправителем;

•неоплаченные в течение операционного дня переводы - автоматически аннулируются;

• безотзывность и окончательность платежа - после снятия средств со счета банка-отправителя платеж является безотзывным, после зачисления средств на счет банка-получателя платеж является окончательным;

• часы работы СПКСП - круглосуточно;

• форматы обмена информацией - национальные форматы на базе международных стандартов.

Структура СПКСП, удовлетворяющая перечисленным требованиям, основывается на использовании сети передачи конфиденциальной информации, системы защиты и безопасности данных, современной системно-технической базы.

Проектно- технологические решения для СПКСП увязываются как между собой, так и с системой клиринговых расчетов, развитием телекоммуникационных систем и техническим переоснащением учреждений ЦБ РФ.

Межбанковский клиринг представляет собой взаимозачет платежных документов коммерческих банков (КБ), накопленных в течение определенного промежутка времени, осуществляемый по алгоритмам, позволяющим оптимальным способом урегулировать обязательства КБ друг к другу.

Поскольку система ЭЛСИМЕР обеспечивает межбанковские расчеты на наиболее высоком уровне, встает задача взаимодействия клиринговых систем с данной системой. В связи с этим можно говорить о развитии подсистемы клиринга в рамках ЭЛСИМЕР, что требует решения ряда вопросов: определение интерфейса по данным и оборудованию между компонентами ЭЛСИМЕР и другими клиринговыми системами, то же для клиринговых расчетов и других банковских расчетов, возможности взаимозаменяемости клиринговых систем в случае сбоев. Таким образом, предполагается развитие клиринговых систем сверху, в рамках подсистемы ЭЛСИМЕР, и снизу, по инициативе участников клиринга.

Цели разработки СЭМКЛИР:

- ускорение оборачиваемости денежных средств банков-участников за счет возможности для каждого из них в течении заранее определенного промежутка времени производить платежи, которые не обязательно подтверждаются наличием денег на счете, а основываются на поступлениях средств от других пользователей системы в течение клирингового сеанса;

- сокращение сумм средств, необходимых КБ для осуществления платежей;

- значительное уменьшение документооборота;

- создание предпосылок для развития новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карточек и т.д.);

- повышение достоверности и надежности расчетов.

Одной из главных задач, стоящих перед ЦБ РФ, является интеграция электронных систем межбанковских расчетов России с национальными (международными) электронными межбанковскими системами.

Интеграция представляет собой процесс проведения согласованной межгосударственной политики в области развития информатизации банковской системы, характеризуется установлением валютно-финансовых связей ЦБ РФ с Национальными банками (НБ) государств ближнего зарубежья и с мировым банковским сообществом.

Основными целями интеграции ЭЛСИМЕР с национальными (международными) электронными системами являются:

- совершенствование национальных платежных систем, повышение качества и оперативности обслуживания клиентов;

- ускорение банковских платежно-расчетных операций, проводимых ЦБ РФ с национальными банками других государств;

- обеспечение взаимодействия национальных систем электронных расчетов и возможности их выхода в международную сеть финансовых телекоммуникаций СВИФТ;

- сокращение потерь от инфляционных процессов для клиентов ЦБ РФ по межгосударственным и международным расчетам;

- достижение информационно-технологического и методологического единства при создании и реализации электронных систем расчетов на всех уровнях банковской системы;

- расширение спектра информационных услуг, предоставляемых клиентам и руководству ЦБ РФ;

- формирование единой банковской телекоммуникационной сети ЦБ РФ и НБ государств, взаимодействующей с зарубежными банковскими и финансовыми институтами, обеспечивающей межбанковское взаимодействие в реальном масштабе времени.

Невозможность в настоящее время решения задачи создания системы валовых расчетов в реальном времени (Real Time Gross Settlement - RTGS) обусловлена несоответствием существующей в стране инфраструктуры (в первую очередь системы связи) современным требованиям. Необходимо сперва создать инфраструктуру Центробанка, объединив его учреждения в единую информационную среду. Первоначально ставится задача организовать расчеты внутри регионов в псевдореальном времени (довести время прохождения платежей до нескольких часов, минут), после этого объединить региональные системы в общегосударственную и, по мере развития инфраструктуры Центробанка, перейти к расчетам в реальном масштабе времени.

Перспективным средством развития электронной расчетной системы в банковской сфере является компьютерная телефония. С помощью ее средств любой банк может не только решить задачу информационного обслуживания клиентов, но также и выполнять обычные платежные транзакции.

По телефону представляются такие услуги как: информационное обслуживание, голосовая авторизация пластиковых карточек, прием заказов на проведение финансовых операций, подписка на страховые услуги, оформление кредитов под залог недвижимости и т.д. Все это, называемое "Телебанкинг", точнее "Прямой банкинг" (Direct Banking), позволяет по оценкам экспертов снизить почти на 60% стоимость банковских операций. Специальные шифры и коды, электронная подпись, возможность движения средств только по совершенно определенному и конкретно заданному пути - все это обеспечивает безопасность системы.

Внедрение технологии компьютерной телефонии даст банку ряд преимуществ, основными из которых являются:

- число оперативно обслуживаемых клиентов не зависит от количества филиалов и отделений банков;

- клиент не привязан к банку территориально, банк может обслуживать иногородних клиентов;

- технологию обслуживания клиентов можно строить по принципу модульного расширения, добавляя функции сервиса по мере необходимости;

- позволяет получить дополнительные доходы за счет комиссионных отчислений за дополнительные услуги;

- экономит средства фонда зарплаты и других затрат, так как большее количество клиентов можно обслуживать меньшим количеством отделений (филиалов), меньшим числом персонала;

- повышенный уровень комфорта для клиентов (не нужно каждый раз посещать банк для совершения операций и получения справок), возможность обеспечения круглосуточного сервиса;

- удобство управления своими счетами и совместимость со смежными проектами (например, пластиковые карточки) избавляет клиента от необходимости иметь на руках большие суммы денег, увеличиваются суммы остатков на счетах клиентов.

Для осуществления электронного обмена одной из важнейших является проблема сертификации форматов обмена, их соответствие международным стандартам. Приведение форматов обмена и кодов в соответствие с международными стандартами на основе форматов системы SWIFT, способствуют решению этой проблемы.

Другим концептуальным положением информатизации ЦБ РФ является унификация проектных и технологических решений, предусматривающая использование технологии "клиент-сервер", концепции хранилищ данных, аналитических систем и т.д.

Клиент - это однопользовательская рабочая станция, выполняющая функции взаимодействия с пользователем, необходимые ему вычисления, осуществляющая доступ к удаленным вычислительным ресурсам и базам данных, к средствам их обработки и к средствам организации интерфейсов.

Сервер - одно или многопроцессорный компьютер с разделяемой памятью, разделяемой обработкой данных, разделяемыми коммуникационными средствами и средствами управления периферийным оборудованием. Серверы различаются по выполняемым функциям: файл-серверы, вычислительные серверы, коммуникационные серверы, принт-серверы и т.д..

Данная технология обеспечивает автоматическое исполнение приложения на тех компьютерах (в целом или по частям), которые наилучшим образом справятся с решением задачи.

С помощью коммуникационных серверов, маршрутизаторов, мостов и шлюзов можно связывать локальные сети в более сложные структуры с удаленным взаимодействием, используя глобальные телекоммуникационные системы.

Необходимость накапливать в течение длительного времени большое количество данных и всесторонне анализировать их обуславливает наличие в составе АБС средств ведения хранилищ данных , системы поддержки принятия решений, средств электронного обмена и дистанционного обслуживания клиентов, средств телекоммуникации, связи и передачи данных и, что не менее важно, адекватных средств защиты и безопасности информации.

Такая постановка вопроса определяет использование в АБС профессиональных СУБД типа Oracle и операционных систем типа Unix.

Исследования показывают, что объем накапливаемой информации удваивается каждые 18 месяцев. Реальные аналитические системы и технология хранения данных практически не позволяют большее. Распространенным подходом к обеспечению возможностей растущих объемов данных является увеличение числа серверов и расширение объема дискового пространства. Стратегический подход предполагает использование технологий хранилищ данных (распределенных и централизованных). Несмотря на дороговизну программно-технических средств, такой подход оправдан и средства окупаются. Пока хороших технологий распределенных систем хранения нет, многие сосредоточиваются на существующих технологиях хранилищ данных.

Существует проблема, связанная с аналитическими моделями. При росте объема хранилища данных от 200 Гбайт до терабайта возникают сложности с анализом информации. При меньших объемах центры обработки работают отлично. С переходом терабайтного режима возникает необходимость пересмотра аналитических моделей.

Проблема внедрения высоконадежных систем хранения и онлайновой обработки данных встает перед организацией, когда она достигает такого уровня работы, при котором требуется обеспечить бесперебойное обслуживание множества клиентов. Наиболее распространенные системы не обеспечивают в такой ситуации ни сохранности данных, ни их своевременную обработку. Отказоустойчивость таких систем составляет в лучшем случае 99%. Это означает, что система будет неработоспособна 4 дня в году. Это неоправданно с точки зрения необслуженного в это время клиента.

Дорогие высоконадежные кластерные вычислительные системы рассчитаны на 99,999% надежности, т.е. не более 5 минут в год. Это вполне приемлемо и обуславливает использование кластеризации как универсального решения для всей информационной структуры организации.

Одним из узких мест АБС является обработка и ввод первичных документов. В то же время задача оптического распознания документов решена несколько лет назад. Ошибаемость распознавателя существенно зависит от качества исходного документа. Специально разработанные программы автоматизированного ввода позволяют обойти ряд ограничений. Однако качество бумаги и печати снижает эффективность.

Системы автоматизированного ввода обеспечивают потоковый машинный ввод со сканером, оборудованным на 20-30 платежек, позволяют повысить производительность ввода на 20-25%. Казалось бы не так много. Но такая система освобождает операционисток от ручного ввода и контроля, чреватого большим процентом ошибок и повышенной утомляемостью. Их роль сводится к контролю автоматизировано введенного документа, что обуславливает продолжительность качественной работы оператора.

Для выбора эффективной тактики и стратегии поведения банка необходимо наличие специализированной прогнозно-аналитической системы или системы подготовки принятия решений (СППР), которая позволяет:

- производить комплексный динамический анализ состояния банка и его подразделений;

- моделировать финансовые потоки банка как основу полноценных плановых и прогнозных расчетов;

- осуществлять многовариантные расчеты финансового баланса банка на перспективный период при различных значениях управляющих параметров;

- производить оценку последствий принимаемых решений, разработку вариантов финансовых стратегий,

- определять объемы ресурсов и другие управляющие воздействия, обеспечивающие достижение заданных целей;

- формировать оптимальные программы деятельности.

Известно, что данные сами по себе не представляют ценности. Они становятся ценными, когда позволяют ответить при выборе решения на главный вопрос: "Что будет, если ... ?", т.е. предвидеть будущее. А для этого кроме данных необходима модель предметной области.

Однако отсутствие в банковской деятельности адекватных математических моделей не позволяют проводить исследования количественными методами. Кроме этого в банковской деятельности нельзя провести целенаправленные эксперименты. Значит невозможно формулировать гипотезы и экспериментально их проверять. Накоплению у банкиров бизнес-опыта препятствует характерное для современной России динамичное изменение экономической ситуации, что не позволяет им выработать интуицию, необходимую для формирования бизнес-гипотезы.

В связи с этим прибегают к использованию новых технологий хранилищ данных и СППР.

В системе OLAP и СППР широко используются элементы искусственного интеллекта, базы знаний, экспертные системы.

Если смотреть на техническую платформу с точки зрения удовлетворения требований больших хранилищ данных, распределенной параллельной обработки их, обеспечения прозрачного для пользователя доступа к ним, обеспечения высокой надежности как системы в целом, так каждого его компонента, системы анализа и подготовки принятия решений и многих других факторов, то становится очевидной перспективность кластерных систем.

Кластер - это группа серверов объединенных для разделения данных и обеспечения их доступности. Два или более серверов обеспечивают несколько независимых путей доступа к важным данным так, что при выходе из строя одного из серверов, данные продолжают быть доступными для пользователей системы. Кроме того, распределение вычислительной нагрузки между компьютерами кластера осуществляется без вмешательства пользователей. Каждый из ресурсов кластера может управляться каждым сервером в любое время.

Кластеры используются не только для создания отказоустойчивых конфигураций, но и для баз и хранилищ данных (data warehouse), на которых базируются мощные системы принятия решений (DSS-Decision support system).

Аппаратные решения (кластеры, дисковые массивы и т.д.) лишь частично обеспечивают сохранность данных. Основные потери (ориентировочно 70%) происходят из-за ошибок персонала. Поэтому широко используются аппаратно-программные комплексы, называемые системой резервного копирования. Они позволяют:

- в кратчайшие сроки восстановить функционирование информационной системы в случае разрушения данных,

- создавать и поддерживать архивы данных на съёмных носителях,

- осуществлять физический перенос больших объёмов информации на съёмных носителях.

Изложенные выше концептуальные решения обуславливают также унификацию программного обеспечения, т.е. использование только лицензионно чистых системных и инструментальных программных продуктов и прикладных программ на базе унифицированных типовых решений.

В процессе реализации указанных концептуальных решений в период с 1993 по 1997 год проводились масштабные работы по:

- Созданию, внедрению и совершенствованию программного обеспечения, автоматизирующего проведение учетно-операционных работ,

- Информатизации деятельности Центрального аппарата Банка России,

- Оснащению, модернизации и переоснащению территориальных учреждений ЦБ РФ современными программно-техническими средствами,

- Созданию, развитию и модернизации информационной инфраструктуры Центрального аппарата и территориальных учреждений ЦБ РФ,

- Разработке и унификации проектных решений по банковским автоматизированным системам,

- Разработке концепций и развитию работ по единой телекоммуникационной банковской системе ЦБ РФ,

- Организации, совершенствованию и развитию системы электронных расчетов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Проведению НИОКР по различным направлениям информатизации,

- Созданию и совершенствованию системы защиты банковской информации,

- Созданию нормативной базы информатизации.

Кроме упомянутой ЭЛСИМЕР разрабатываются и другие компоненты АБС.

Для обеспечения информационно-аналитической поддержки реформирования расчетной сети Банка России разрабатывается Информационно-аналитическая система расчетной сети (ИАС РС).

Для обеспечения качественного информационного обеспечения руководства создается Единая информационно-вычислительная система Центрального аппарата (ЕИВС ЦА) ЦБ РФ, составной частью которой является Информационно-аналитическая система (ИАС) руководства ЦБ РФ.

Структура региональных АС должна соответствовать иерархии взаимодействия территориальных учреждений с расчетным центром при создании и вводе в действие Системы валовых расчетов в реальном времени (СВР РВ). Ее функциональная структура включает подсистему: учетно-операционных работ (ПУОР), архивную (АП), транспортную (УТП) и информационной безопасности (ПИБ).

Проект "Региональная АС" включает два взаимосвязанных проекта "АС БР Экономкласс" и "ЕИВС ТУ" и реализуется в три очереди. В результате 1-й очереди осуществляется переход на централизованное проведение расчетов в регионе с электронным документооборотом в расчетах. При реализации 2-й очереди осуществляются:

- опытная эксплуатация и внедрение "АСБР Экономкласса" совместно с УТП и ПИБ,

- внедрение полного электронного документооборота в регионе,

- ввод в опытную эксплуатацию архивной подсистемы,

- реализация технологии централизованных расчетов в региональной "АСБР Экономкласса". В третьей очереди:

- перевод счетов всех КО и клиентов Банка России из ГРКЦ на обслуживание в единый центр расчетов,

- ввод в эксплуатаци ю ЕИВС ТУ.

Реализация изложенных выше подходов осуществляется на базе поэтапного перехода к унифицированной системно-технической среде (HP:OC HPUX; IBM:OCAIX; SUN:OC Solares; NCR:OC NCR SVR4 MP-RAS). Кроме этого унификация предполагает поставку средств для региональных сетей, ЛВС, СКС, телефонных сетей, средств хранения данных и других технических средств.

Формирование ЕТКБС предполагает поэтапное создание:

- региональных сегментов ЕТКБС ,

- магистрального компонента ЕТКБС (от региональных сегментов к центральному),

- системы спутниковой связи и передачи данных „Банкир",

- электронной почты ЦБРФ,

- ведомственной телефонной сети ЦБРФ,

- системы управления телекоммуникационными и информационными ресурсами (СУ ТИР),

- системы обеспечения безопасности СПБИ,

- унифицированной транспортной подсистемы.

Текущей программой развития информатизации и телекоммуникации на 1998-2000г.г. предусмотрены основные направления работ в области обеспечения информационной безопасности :

- перевод системы МЭП на использование сертифицированных средств криптозащиты ,, УТМ - Верба",

- завершение разработки и начало внедрения типовой криптозащиты на базе криптосерверов в системах клиент-сервер,

- внедрение системы защиты электронных платежных документов на базе кодов аутентификации в типовые платежные системы ,

- разработка и внедрение типовых транспортных подсистем с встроенными СКЗИ в региональные АС и ФРЦ,

- внедрение программно - аппаратных средств обеспечения устойчивости работы сетей Х.25,

- разработка и внедрение средств СКЗИ для защиты информационного (неплатежного) обмена между подразделениями ЦБ РФ и КО.

Работы по информатизации в НБ РД проводились в соответствии со стратегическими целями, концепциями и задачами, поставленными Центробанком и изложенными в Целевых программах информатизации. Хронологически работу по автоматизации обработки банковской информации кратко можно представить следующим образом.

Наиболее интенсивное оснащение надежной и современной техникой проводилось с 1994 года. Все основные и около половины вспомогательных рабочих мест оснащены вычислительной техникой. Все подразделения обеспечены необходимой организационной, множительной и другой техникой.

В 1996-97г.г. разработан проект информационной системы НБ РД на базе структурированной кабельной системы и локальных вычислительных сетей. В 1999 г. завершено создание такой системы. В эти же годы осуществлялось проектирование телекоммуникационной системы передачи банковской информации с использованием телефонной сети общего пользования, средств радиодоступа, спутниковых каналов связи.

В 2000 году завершается ввод в действие МЗССС «Сокол-Банкир», что позволит решить проблему связи и ежедневный обмен между РКЦ и НБ отчётными и другими документами.

Осуществляется инженерное обеспечение информационной системы: разработаны проекты систем бесперебойного гарантированного энергообеспечения, приобретены и введены в действие дизель-генераторные установки в НБ и в РКЦ, устанавливаются системы кондиционирования технологических помещений.

Таким образом, поскольку выполнение Национальным банком своей основной задачи немыслимо без современных информационных технологий, последние 4-5 лет велась интенсивная работа в этой области: оснащение подразделений НБ (РКЦ, управлений, отделов) вычислительной, организационной, связной и другой техникой, создание инфраструктуры информатизации, обучение персонала, систематическое повышение их квалификации. В результате этой работы все основные и многие вспомогательные рабочие места оснащены необходимыми программно-техническими средствами, персонал обучен работе с ними. Такое оснащение вместе с продуманной организационной работой позволило НБ одним из первых территориальных банковских учреждений России успешно решить за короткое время задачи перехода на новые правила бухгалтерского учёта, на новый план счетов, деноминации рубля и др.

Все процессы обработки банковской информации в НБ РД базируются на современных технических и технологических средствах: сети, базы и хранилища данных, корпоративная, региональная и межрегиональная электронная почта и т.д. Для реализации Концепции системы валовых расчётов в режиме реального времени Банка России оптимизируется сеть РКЦ, создаётся внутрирегиональная сеть передачи банковской информации, которая позволит осуществлять как внутрирегиональные электронные расчёты, так и электронный обмен с кредитными организациями и клиентами. Ведётся подготовка к переходу на межрегиональные электронные расчёты. Проводится работа по гарантированному энергоснабжению информационной системы банка, а также по внедрению электронной телефонии. Внедряются современные системы и технологии защиты информации на различных уровнях: бумажных носителей, электронных носителей, компьютерных сетей, телекоммуникационных средств.

Вся эта многогранная, технически, технологически и организационно сложная работа ориентирована на обеспечение прохождения расчётно-денежных документов и обслуживания клиентов в реальном времени.

Литература.

1. Целевая программа информатизации ЦБ РФ (на период 1993-94г.)/Ред .2.3/- М.: ЦБ РФ. -1993.

2. Целевая программа информатизации ЦБ РФ (на период 1995-96г.)/Ред.2.4/-М.: ЦБ РФ.-1994.

3. Целевая программа развития информатизации и телекоммуникаций ЦБ РФ (на период 1998-2000г.г) - М.: ЦБ РФ .-1998.

4. Стратегия развития платежной системы России. Утв. решением Совета директоров банка России, прот.№15 от 01.04.96г.- М.: ЦБ РФ, -Вестник банка России, № 17.1996.

5. Концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России. Одобрена решением Совета директоров ЦБ РФ, прот. №20 от 13.06.97г. - М.: ЦБ РФ. -Вестник Банка России, №54(217). -1997.

6. Концепция развития расчетной сети Банка России. Утв. Решением Совета директоров Банка России, прот.№29 от 25.07.97. - М.: ЦБ РФ.- Вестник Банка России, №54 (217).-1997.

7. Ильясов С.М. Об информатизации банковской деятельности.// Данный вестник.

Алиев М. А.

Основные направления воздействия валютного рынка на промышленное производство

Проведение в стране экономических реформ, основанных на принципах построения социально ориентированного рыночного хозяйства, затронуло все стороны и сферы жизни нашего общества, включая финансовый рынок, составной частью которого является валютный рынок. Валютные операции - важное звено в развитии народного хозяй-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.