Научная статья на тему 'Межбанковские расчетные отношения как одно из направлений развития платежной системы'

Межбанковские расчетные отношения как одно из направлений развития платежной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2134
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латышева Н. В.

Национальные платежные системы развитых стран являются продуктом длительного эволюционного развития. Платежная система России является результатом более чем десятилетнего периода реформирования банковской системы, и ее сегодняшнее состояние отражает незавершенность этого процесса. К числу наиболее значимых результатов реформирования можно отнести создание системы межбанковских расчетов и внедрение современных банковских технологий, основанных на системе электронных расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межбанковские расчетные отношения как одно из направлений развития платежной системы»

Межбанковские расчеты

межбанковские расчетные отношения как одно из направлений развития платежной системы

н. в. латьшеба

поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, г. Саратов

Национальные платежные системы развитых стран являются продуктом длительного эволюционного развития. Платежная система России является результатом более чем десятилетнего периода реформирования банковской системы, и ее сегодняшнее состояние отражает незавершенность этого процесса. К числу наиболее значимых результатов реформирования можно отнести создание системы межбанковских расчетов и внедрение современных банковских технологий, основанных на системе электронных расчетов.

до начала 1990-х гг. в российской экономической практике термин «межбанковские расчеты», по существу, не применялся, а расчеты между несколькими существовавшими тогда банками проводились в централизованном порядке через корреспондентские счета, открытые в Правлении Госбанка ссср. Многочисленные же учреждения банков были связаны внутрибанковскими расчетами по межфилиальным оборотам (МФО), введенными в 1933 г. Поистине революционное значение имеет внедрение с 1991 г. и последующее отлаживание в россии межбанковских расчетов, роль которых в современных условиях трудно переоценить. именно они явились главным проводником коренных изменений отечественной банковской системы.

Межбанковские расчеты позволили обособить ресурсы каждого из банковских учреждений, что стало решающим фактором в преобразовании их в коммерческие банки, а Центральному банку рФ — задействовать инструменты денежно-кредитного регулирования экономики, принятые в ми-

ровой практике. В борьбе за выживание, за клиента именно рынок расчетно-кассового обслуживания стал отличаться наиболее острой конкуренцией между банками. расчетные операции являются самостоятельной сферой деятельности банков. на их выполнение приходится 70 % операционного времени банков.

современные расчеты банков в россии осуществляются через корреспондентские счета, открываемые в обязательном порядке в подразделениях Банка россии — расчетно-кассовых центрах (ркЦ), а также по желанию банков — в других банках (или кредитных учреждениях) россии, ближнего и дальнего зарубежья при установлении между ними прямых (минуя ркЦ) корреспондентских отношений. расчетные операции банков по корреспондентским счетам базируются на установлении корреспондентских отношений, которые прежде, опосредуя внешнеэкономические связи, в своем классическом виде имели место только с зарубежными странами.

Основными требованиями к расчетам в процессе межбанковских корреспондентских отношений являются достаточная оперативность и предсказуемость платежей, высокая надежность, безопасность, экономическая эффективность и широкое их разнообразие в соответствии с потребностями пользователей. Межбанковские расчеты осуществляются согласно принципам, присущим всем безналичным расчетам, но вместе с тем они выделяются своей особой ролью. Главный основополагающий принцип — поддержание банками своей ликвидности на уровне, обеспечивающем

бесперебойное, в полном размере, проведение расчетов с другими банками, особенно по платежам клиентуры. именно в сфере межбанковских расчетов понятие ликвидности обретает свое значение в полной мере. Банк должен в любой момент суметь удовлетворить требования своих клиентов о снятии денег со счетов и осуществлении платежей по их поручениям. Хотя корсчет — аналог расчетного счета предприятия, однако, если отсутствие средств на последнем — обычное явление, то отсутствие средств на корсчете и падение ликвидности банка даже в течение небольших сроков могут повлечь тяжелые последствия.

Банки должны обеспечивать управление своей ликвидностью, а соответственно, и своевременное поступление необходимых средств на свои корсчета. соблюдение рассматриваемого принципа межбанковских расчетов является залогом предотвращения платежных рисков, которые наиболее опасны для экономики, если они перерастают в системные риски. инструкцией ЦБ рФ от 16.01.2004 №110-и «Об обязательных нормативах банка» предусмотрен контроль за соблюдением банками нормативов ликвидности, который осуществляется один раз в месяц на основании ежемесячных балансов и рассчитанных банками фактических значений обязательных нормативов. существующая система регулирования деятельности банков предполагает соблюдение банками ряда обязательных нормативов, в том числе нормативов ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей, а также по операциям с драгоценными металлами).

существующий контроль за ликвидностью кредитных организаций недостаточно эффективен. Порядок расчета нормативов чрезвычайно сложен, использовать такую методику в целях оперативного управления ликвидностью невозможно. с этой целью Банком россии в составе финансовой отчетности, ежемесячно составляемой в соответствии с требованиями Указания Банка россии от 16.01.2004 № 1376-У. «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрена форма №125, в которой активы и пассивы банка распределены по срокам востребования и погашения. Анализ этой формы используется для оценки способности банка своевременно выполнять взятые на себя обязательства, а также для прогнозной оценки ликвидности.

тем не менее данные отчетности не обладают в полной мере инструментами оперативной ликвид-

ности, в связи с чем банки вынуждены создавать систему оперативного управления риском потери ликвидности, позволяющую банку ежедневно принимать решения, направленные на поддержание ликвидности. как правило, банки вынуждены поддерживать на корреспондентских счетах определенный неснижаемый остаток, гарантирующий им проведение расчетов в полном объеме. данное обстоятельство с учетом невозможности подкрепления мгновенной ликвидности за счет кредитов ЦБ рФ можно рассматривать как фактор, снижающий эффективность расчетов.

Большое значение имеет и принцип проведения контроля за правильностью совершения межбанковских расчетов и обеспечением безопасности в корреспондентских отношениях. специфика его заключается в постоянном взаимном контроле за синхронностью и полной идентичностью проводимых сумм по счетам клиентов в банках, по корреспондентским счетам банков в ркЦ (или в банках-корреспондентах), и по счетам и по балансам собственно самих участников расчетов — коммерческих банков-корреспондентов при расчетах их между собой.

Усиливается также значение контроля за технологическими рисками, связанными с ошибками или сбоями в расчетах. Главная роль в этом контроле принадлежит учреждениям центрального банка. на следующий день после совершения операций по списанию или зачислению средств по счету корреспондента ему в автоматическом режиме передаются выписки по счету с комментариями по каждой проведенной сумме с указанием плательщика, получателя средств, назначения платежа.

Платежная система россии может быть условно разделена на две составляющие — платежная система Банка россии и частные платежные системы. наиболее значимым участником платежной системы россии является платежная система Банка россии.

Банк россии при этом выступает, во-первых, как оператор платежной системы Банка россии, во-вторых, как орган надзора за частными платежными системами. В условиях нашей страны, заново создающей платежную систему, серьезное значение имеет законодательно закрепленный подход к надзору, так как его потенциальные преимущества очевидны.

Платежная система Банка россии включает в себя, во-первых, собственно расчетную сеть Банка россии, под которой понимается совокупность подразделений Банка россии, во-вторых, совокупность кредитных организаций — банков, их филиалов, небанковских кредитных учреждений, которым в

подразделениях Банка россии открыты корреспондентские и субкорреспондентские счета, в-третьих, иные клиенты Банка россии. По состоянию на 01.01.2008 Банком россии зарегистрированы 1 293 кредитные организации, в том числе 1 240 банков и 53 небанковских кредитных организаций.

Платежная система Банка россии является системно значимой платежной системой, поскольку отвечает некоторым из признаков, сформулированным в докладе рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам банка международных расчетов, а именно: основная система по совокупной стоимости платежей. Кроме того, она используется для расчетов операций на финансовых рынках. По нашему мнению, значимость платежной системы Банка россии может быть выявлена, прежде всего, по ее роли на рынке межбанковских расчетов.

За 2007 г. было проведено всего 2 455 668,4 тыс. платежей на общую сумму 746 076,2 млрд руб., что на 68 % больше по количеству и на 60 % по объему, чем за 2006 г. соотношение между платежной системой Банка россии и частными платежными системами в объемах и по количеству проведенных ими платежей приведены в табл. 1.

К платежам, проведенным платежной системой Банка россии, отнесены платежи кредитных организаций (филиалов) и их клиентов, платежи клиентов Банка россии, не являющихся кредитными организациями, и собственные платежи Банка россии, направленные получателям через учреждения Банка россии.

К платежам, проведенным частными платежными системами, отнесены платежи клиентов кредитных организаций (филиалов) и собственные платежи кредитных организаций (филиалов), проведенные расчетными небанковскими кредитными организациями через их платежные системы, кредитными организациями (филиалами) через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях (филиалах), и через счета межфилиальных расчетов, открытые в подразделениях одной кредитной организации, а также платежи в пределах одного подразделения кредитной организации (головной кредитной организации или филиала).

В структуре платежей, проводимых частными платежными системами, значительное место (47 %) занимают платежи, проводимые в пределах одного подразделения кредитной организации и между подразделениями одной кредитной организации (15,6 %). Это позволяет сделать вывод о неэффективности функционирования в целом частных платежных систем, когда основная масса платежей осуществляется в пределах одной кредитной организации.

Количество платежей, проводимых платежной системой Банка россии, падает, а частными платежными системами — растет, при этом структура объема платежей остается практически неизменной. Средний платеж, проведенный платежной системой Банка россии в 2007 г., равен 5 34 млн руб., частной платежной системой — 185 млн руб., т. е. примерно в 3 раза меньше.

На рынке межбанковских расчетов платежная система Банка россии является монополистом,

Таблица 1

Структура платежей по количеству и объему в разрезе операторов1

Участники расчетов 2006 г. 2007 г.

Кол-во, тыс. ед. Удел. вес, % Объем, млрд руб. Удел. вес, % Кол-во, тыс. ед. Удел. вес, % Объем, млрд руб. Удел. вес, %

1. Платежная система Банка россии 696 259,5 42 267 308,0 60 833 867,7 34 445 753,2 60

2. Частные платежные системы, в том числе 976 362,3 58 178 702,0 40 1 621 800,8 66 300 323,0 40

расчетные небанковские кредитные организации 3 446,4 0,2 5 436,6 1,2 2 777,5 0,1 3 006,2 0,4

Кредитными организациями через корсчета, открытые в других кредитных организациях 57 139,5 3,4 18 707,2 4,2 83 651,9 3,3 35 057,5 4,6

Между подразделениями одной кредитной организации 266 613,4 16 56 448,7 12,6 386 750,7 15,6 102 153,5 13,6

В пределах одного подразделения кредитной организации 649 163,0 38,4 98 109,5 22 1 148 620,6 47 160 105,8 21,4

Всего 1 672 621,8 100 446 010,0 100 2 455 668,5 100 746 076,2 100

1 Таблицы 1, 2, 3, 4 составлены автором по данным http://www. cbr. ru/publ/BBS/Bbs0802r. pdf.

частные платежные системы еще долго не смогут оказывать сколько-нибудь значимого влияния на развитие национальной платежной системы, что отрицательно сказывается на эффективности проведения расчетов. Монопольно положение Банка России в платежной системе определяется также и другими обстоятельствами: 1) Банку России по национальному законодательству предоставлены исключительные права в части определения «правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов»; 2) на Банк России возложена функции лицензирования, регулирования и надзора за деятельностью частных платежных систем.

Платежная система Банка России ни в какой мере не способствует развитию частных платежных систем — банков, небанковских кредитных организаций. В этой части Банк России не способствует реализации рекомендаций Комитета по платежным системам и расчетным системам Банка международных расчетов, в соответствии с которыми Центральный банк РФ «там, где банковский сектор недостаточно развит или не имеет необходимых ресурсов для эффективного вклада», должен взять на себя ответственность за это развитие. Для России это имеет особое значение, поскольку именно частные платежные системы непосредственно предоставляют расчетные услуги юридическим лицам.

Структура платежей, проводимых с использованием бумажных и электронных технологий по количеству и объему проводимых операций, представлена в табл. 2.

к платежам, проведенным с использованием электронной технологии, в платежной системе Банка России и в частных платежных системах отнесены платежи, по которым не требуется передачи в платежной системе расчетных документов на бумажных носителях, а зачисление средств получателем осуществляется на основании электронных платежных документов; остальные платежи относятся к платежам с использованием бумажной технологии.

Как уже говорилось ранее, за 2007 г. платежной системой Банка России было проведено всего 833 867,7 тыс. операций, при этом 831 019,7 тыс. (99,7 %) — с помощью электронных технологий и 2 848,0 тыс. (0,3 %) — с использованием бумажных технологий. Частными платежными системами было проведено 1 621 800,8 тыс. операций, из которых 887 421,1 тыс. (54,7 %) — с помощью электронных технологий и 734 379,7 тыс. (45,3 %) — с использованием бумажных технологий.

Из табл. 2 можно сделать вывод о том, что электронные технологии занимают значительную часть в составе платежей, при этом платежная система Банка России работает намного эффективнее, так как преимущества электронных технологий перед бумажными очевидны.

Нельзя не отметить, что по-прежнему значительной остается доля операций, проводимых с помощью бумажных технологий. Это объясняется отсутствием средств как у банков, так и у клиентов на приобретение программно-технических средств, их внедрение, обслуживание, а также отсутствием технических стандартов на форматы передаваемых платежных документов и защищенные протоколы связи, единообразного программного обеспечения.

Одним из направлений совершенствования платежной системы России в «стратегии развития банковского сектора до 2008 года» является проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий и методов передачи информации, повышению защищенности информационных систем, обеспечению эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов. Предполагается также осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Как известно, банки в России имеют возможность осуществлять расчеты между собой (как для клиентов, так и для себя) в двух вариантах: через РКЦ, созданные Банком России; по корсчетам, от-

Таблица 2

Структура и объем платежей, проводимых с использованием

бумажных и электронных технологий, %

Участники расчетов Виды технологий 2005 2006 2007

Кол-во Объем, Кол-во Объем Кол-во Объем

1. Платежная система Банка России Электронные 98 97,75 98,9 97,9 99,5 99,7

Бумажные 2 2,25 1,1 2,1 0,5 0,3

Всего 100 100 100 100 100 100

2. Частные платежные системы Электронные 64 64 69 69 54,7 61,7

Бумажные 36 36 31 31 45,3 38,3

Всего 100 100 100 100 100 100

крываемым ими друг у друга на основе соглашений. Первые коммерческие банки были вынуждены сразу же отказаться от работы через систему межфилиальных оборотов (по указанию Госбанка) и стали работать через систему корреспондентских отношений — открывать корреспондентские счета в рКЦ. Это было прогрессивное решение. Но, как оказалось, прежде чем перенимать мировой опыт, надо было подумать о последствиях. с увеличением количества коммерческих банков резко возрос объем операций, которые должны обслуживать расчетно-кассовые центры. рКЦ технически к этому готовы не были. В результате возникли задержки платежей, снизился контроль за их происхождением, стали появляться фальшивые авизо.

Центральный банк сделал попытку защитить расчеты, и были отменены телеграфные платежи на крупные суммы, что привело к еще большим экономическим потерям. Таким образом, первой жизненной причиной ускоренного развития коммерческими банками своих прямых корротноше-ний явился платежный кризис — катастрофическое замедление расчетов через рКЦ как внутри россии, так и с зарубежными странами.

Другая причина — крайняя усложненность возникавшей системы расчетов, даже если бы не было указанного кризиса. Была и третья причина, связанная с первой. Дело в том, что ни один банк, даже центральный, физически не смог бы обслужить расчеты всех банков страны. Более того, это было бы просто нецелесообразно. разумнее, практичнее и эффективнее использовать два взаимодополняющих варианта организации корротношений. Не отказываясь в необходимых случаях от работы через рКЦ Центрального банка рФ, заинтересованные коммерческие банки должны открывать друг другу корсчета и через них проводить свои операции в регионах, где располагаются их корреспонденты. В итоге такая система будет вдвое надежнее.

рКЦ как подразделение Банка россии, осуществляющее расчетное и кассовое обслуживание клиентов Банка россии и проводящее расчетные и кассовые операции в расчетной системе Банка россии от своего имени, имеет самостоятельный баланс, банковский идентификационный код. В законе «О Центральном банке российской Федерации (Банке россии)» не затрагивается правовой статус рКЦ, его деятельность регулируется Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка россии № 336, утвержденным решением Совета директоров Банка россии 07.10.1996.

согласно положению, основная функция рКЦ — проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. расчеты производятся на валовой основе. Вместе с тем рКЦ занимаются эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями неторгового характера в иностранной валюте, осуществлением транзитных и контрольных операций по межрегиональным и внутрирегиональным электронным платежам.

Деятельность рКЦ по обслуживанию его клиентов четко делится на две группы отношений:

— осуществление посреднической деятельности в проведении расчетов между кредитными организациями (организация межбанковского рынка безналичных денежных средств);

— обслуживание особых клиентов, которым разрешено открывать счета в рКЦ, главным образом органам федерального казначейства.

В стране создана широкая сеть рКЦ — свыше одной тысячи, деятельность которых к концу 1990-х гг. находилась в стадии реорганизации. Они функционируют в крупных городах, где есть вычислительные центры, а также в небольших городах и районных центрах. В ряде регионов одни расчетные центры специализируются на выполнении только кассовых операций, а другие — только расчетных. Банком россии был издан справочник рКЦ и обслуживаемых ими банков, который периодически корректировался. С IV кв. 1996 г. стал действовать изданный ЦБ рФ и постоянно обновляемый справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории российской Федерации (Справочник БИК рФ). Каждой кредитной организации (филиалу) открывается один корреспондентский счет (субсчет) в рКЦ по месту ее нахождения. Подразделения банков открывают корреспондентские субсчета на основании положения о филиале.

расчетной услугой Банка россии является услуга по переводу денежных средств через расчетную сеть Банка россии. Количество пользователей системы электронных расчетов Банка россии представлено в табл. 3.

Проанализировав данные табл. 3, можно сделать вывод о том, что 102 кредитных организации (филиала) не являются участниками электронного документооборота с платежной системы Банка рос-

Таблица 3

Сведения о клиентах — участниках платежной системы Банка России, использующих обмен электронными документами с Банком России

Год Действующие кредитные организации и филиалы Органы федерального казначейства Другие клиенты Банка России

Данные на 01.01 каждого года Всего Участвуют в обмене Всего Участвуют в обмене Всего Участвуют в обмене

2005 3 150 2 949 1 162 519 52 351 359

2006 3 179 3 027 1 794 951 42 982 425

2007 3 257 3 140 1 206 657 35 195 394

2008 3 426 3 324 986 521 28 338 485

сии. При этом остальные участники задействованы еще меньше: только 52,9 % организаций федерального казначейства и 1,7 % других клиентов Банка России используют данную систему.

Количество учреждений Банка России сокращается из года в год. В период становления двухуровневой банковской системы на территории Российской Федерации было организовано более 1 300 расчетно-кассовых центров, что определялось необходимостью обеспечения стабильного функционирования платежной системы путем максимального приближения учреждений Банка России к обслуживаемым коммерческим банкам, их филиалам и бюджетным организациям в связи с применением в основном бумажной технологии осуществления платежей.

Если количество учреждений Банка России, занятых проведением платежей, с 2001 по 2003 г. сократилось всего на 9, то с 2004 по 2007 гг. эта цифра уже возросла до 216, что свидетельствует о достаточно эффективной реализации программы технического перевооружения учреждений Банка России. Основную массу платежей составляют внутрирегиональные платежи. Это свидетельствует о значительной доле РКЦ, а также об относительной хозяйственной обособленности регионов.

Главным направлением развития межбанковских расчетов в России является широкое распространение клиринга. Клиринг является способом регулярных безналичных расчетов, основанным на определении и зачете взаимных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценные бумаги, оказанные услуги с последующим переводом сальдо. Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие, упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность

и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.

Сущность зачета взаимных требований заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу. Подавляющий объем зачетов происходит с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. В последнем случае в банк представляется поручение или чек на незачтенную сумму. Наиболее распространенными областями применения клиринга являются товарный рынок, фондовый рынок и банковское дело. В этих сферах клиринг упорядочивает и упрощает подсчет позиций каждого участника, снижает риски непоставки или неуплаты.

Для банков клиринг важен, прежде всего, как способ уменьшения потребности в средствах платежа и упрощения обмена встречными платежами. Расчеты по платежам могут производиться либо на валовой, либо на чистой (разностной) основе. Расчеты на валовой основе (брутто-расчеты) означают, что зачисление и списание средств по счетам в банках производится последовательно по каждому расчетному инструменту. Платежи исполняются по мере их поступления. Выделяют два основных вида систем брутто-расчетов: системы, осуществляющие непрерывное исполнение поступающих платежей, т. е. в режиме реального времени, и системы, в которых исполнение платежей осуществляется в определенное время, т. е. в дискретном режиме.

Впервые клиринг в расчетах между банками стал применяться в Англии в середине XVIII в., а в 1775 г. была создана Лондонская расчетная палата. Позже такие палаты были организованы в Нью-Йорке (1852 г.), Париже и Вене (1872 г.), Берлине (1883 г.). В настоящее время общенациональный клиринг во многих странах ведут центральные банки. Наибольшую роль расчетные (клиринговые) палаты играют в странах, где развито чековое обращение. В Великобритании насчитывается

13 расчетных палат, находящихся под контролем Банка Англии.

В США функционируют межбанковские платежные системы расчетных палат Нью-Йорка и 32 автоматические расчетные палаты ФрС. Каждый федеральный резервный банк является расчетной палатой своего округа. Через палаты ФрС происходит зачет 45 % выписываемых в стране чеков (данные середины 1980-х гг.). Высшим органом, ведающим вопросами безналичных расчетов в масштабе всей страны, выступает межокружной расчетный фонд в Вашингтоне, который, по решению Совета управляющих ФрС, производит телеграфный перевод денежных средств по счетам резервных банков. В Германии существует общенациональная система безналичных расчетов, которая до 1990 г. включала 6 расчетных центров Дойче Бундесбанка (центрального банка).

Что касается практики послереволюционной россии, то здесь расчеты посредством клиринга стали применяться с 1931г., когда при московской конторе Госбанка СССр было организовано первое бюро взаимных расчетов (БВр). Участниками БВр являлись организации, объединенные по отраслевому и территориальному признакам, впоследствии были вовлечены и иногородние участники. Создавались БВр при филиалах Госбанка, которые вели учет долгов. Затем в дополнение к местным бюро появились и центральные (ЦБВр). При правлении Госбанка было создано 8 ЦБВр по различным отраслям промышленности. Со временем их количество возрастало.

В феврале 1993 г. Департамент информатизации ЦБр утвердил два документа, давших российским клиринговым структурам официальное право на существование: 1) Временное положение о клиринговом учреждении; 2) Временное положение о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям.

Тогда же ряд кредитных учреждений получил техническую лицензию Центрального банка рФ на клиринговую деятельность, что дало им право проводить электронные платежи. 19 ноября 1993 г. 4 организации (Межбанковский финансовый дом, Московский клиринговый центр, Банковские информационные технологии, Финансовая группа Урала) получили первые банковские лицензии на открытие и ведение счетов, проведение межбанковских расчетов и клиринговых операций.

В настоящее время в россии приняты две базовые модели клиринга. Модель первая — клиринг с предварительным депонированием средств на

счетах участников в клиринговом учреждении. По этой модели работают, например, Московский клиринговый центр (МКЦ), Банковские информационные технологии (БИТ), Финансовая группа Урала (ФГУ). Механизм расчетов МКЦ схематично выглядит так: на начало операционного дня все участники должны иметь на корсчетах в МКЦ средства в объеме, необходимом для клиринга; расчетные операции производятся в пределах кредитового остатка на счете соответствующего участника; после завершения клирингового цикла участники-дебиторы должны покрыть дебетовые остатки по взаимозачету. В последующем участникам будет предоставляться овердрафт за счет средств резервного фонда оплаты.

Модель вторая — клиринг без депонирования средств на счетах участников в клиринговом учреждении. В россии этой модели придерживается Межбанковский финансовый дом (МФД). Фактически это модель чистого, классического клиринга: каждому банку-участнику здесь открывают корсчет, необходимый только для учета обязательств, деньги на нем, по сути, отсутствуют; на основе поступающих и обрабатываемых документов палата ведет учет взаимных обязательств банков-участников; рассчитывается итоговое сальдо, которое передается на основные корсчета банков в ЦБ рФ.

Все более значимое место в деятельности российских банков занимают международные, расчетные, валютные, кредитные и иные операции. Наибольший их объем осуществляется через крупные банки. При этом последние выступают в качестве организаторов и исполнителей данных операций, кредиторов, заемщиков, гарантов и консультантов клиентов.

Для обслуживания внешнеэкономической деятельности банки используют свои заграничные отделения и корреспондентские отношения с иностранными банками. Корреспондентские счета могут открываться в одностороннем порядке. Принимая решение установить корреспондентские отношения с зарубежным банком, важно исходить из потребности в обслуживании регулярных экспортно-импортных операций клиентуры. При этом необходимо иметь в виду, что для установления корреспондентских отношений существуют определенные требования: квалификационные и технические.

Основные денежные ресурсы сосредоточены в центральных регионах (гг. Москва и Санкт-Петербург). Более наглядную информацию о распределении ресурсов можно получить из табл. 4.

Таблица 4

Количество действующих кредитных организаций России и их филиалов на 01.01.2008, %

Наименование региона Количество кредитных организаций в регионе Количество филиалов в регионе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный федеральный округ 56 22

Северо-западный федеральный округ 7 12

Южный федеральный округ 10,4 14

Приволжский федеральный округ 11,6 21,5

Уральский федеральный округ 5 11,5

Сибирский федеральный округ 6 13

Дальневосточный федеральный округ 4 6

Всего по Российской Федерации 100 100

При установлении корреспондентских отношений с иностранными банками кредитные организации России подключаются к международной системе SWIFT (Общество всемирных межбанковских финансовых коммуникаций). Система передает по каналам спутниковой связи инструкции банков-участников друг другу по осуществлению различных финансовых переводов, расчетов по ценным бумагам и т. д. Банки отправляют и принимают приказы о переводе средств через электронные терминалы. Терминалы соединены с региональными накопительными центрами, которые направляют информацию в главные ретрансляторы, находящиеся в Брюсселе и Амстердаме. Доставка сообщений в этой системе производится за несколько секунд, причем их проверка и подтверждение подлинности осуществляются полностью автоматически. Комбинирование физических и логических мер по безопасности, а также применение различных видов шифрования предупреждают возможность изменения сообщения в процессе его передачи. Поэтому объем передаваемых сообщений по сети SWIFT постоянно растет, ежедневно по сети SWIFT проходят сообщения на сумму 2 трлн долл. США.

На 1 января 2007 г. РОССВИФТ объединил 475 пользователей — ведущих кредитных и финансовых учреждений и корпораций. География пользователей охватывает 52 города в 10 временных зонах страны. В течение 2006 г. в России в SWIFT было принято 50 новых пользователей. В тот же период в связи с реорганизацией и с отзывом Банком России лицензий на осуществление банковских операций из числа пользователей были исключены 23 кредитные организации. Таким образом, в SWIFT представлена почти треть российских кредитных организаций, которые являются крупнейшими финансовыми институтами страны и осуществляют более 80 % расчетов в стране. По количеству пользователей SWIFT Россия занимает 2-е место

в мире, уступая по данному показателю только США.

В территориальном разрезе наибольшее количество сообщений (более половины) российские пользователи SWIFT отправляют внутри страны, далее идут расчеты с США (12 %) и Германией (6 %). Однако установка необходимого оборудования, покупка программного обеспечения, оплата подключения, курсы по обучению персонала стоят около сотни тысяч долларов, данные капиталовложения не окупаются для большинства отечественных банков, поэтому данную систему нельзя рассматривать в качестве единой отечественной системы передачи финансовой информации.

Банк России принял решение об использовании SWIFT наряду с расчетной сетью Банка России в качестве параллельного канала доступа коммерческих банков в систему валовых расчетов в режиме реального времени (ВРРВ). Предварительно в 2003 г. был разработан Альбом соответствия форматов Банка России с международными форматами SWIFT и ISO, а также проведена серия успешных экспериментов по конвертации данных форматов. Решение Банка России использовать SWIFT в ВРРВ демонстрирует серьезный шаг в развитии платежной системы Российской Федерации. Внедрение подобных систем дает многократный рост оборачиваемости денежных средств, повышает эффективность управления ликвидностью и минимизирует риски участников расчетов.

Таким образом, с учетом сложившейся ситуации в России и накопленного международного опыта, следующим логическим шагом по развитию национальной платежной системы является внедрение системы валовых расчетов в режиме реального времени, которая позволит достигнуть более высокого уровня финансовой стабильности в стране и повысить эффективность реализации денежно-кредитной политики. Подобные системы на протяжении длительного времени используются в развитых странах и являются на сегодняшний день самым эффективным механизмом для осуществления крупных и срочных платежей: в США — система CHIPS, в Бельгии — ELLIPS, во Франции — TBF, в Великобритании — CHAPS, в Европейском Союзе — TARGET, в Германии — RTGS plus. Использование данных систем за рубе-

жом доказало свою высокую эффективность.

К основному преимуществу использования системы ВррВ можно отнести повышение экономической выгоды за счет ускорения оборачиваемости денежных средств. Данная система позволяет также применять более гибкие механизмы контроля и управления проведением расчетов. Достигается более быстрая окончательность платежа при меньшей сумме ликвидности. Система ВррВ использует современные средства управления ликвидностью в режиме реального времени. Автоматизация расчетов, их осуществление в режиме реального времени, снижение рисков неплатежеспособности участников платежной системы, повышение надежности и скорости обработки транзакций становятся возможными в рамках реализации «Положения о системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка россии» от 25.04.2007 №303-П и указания ЦБ рФ от 25.04.2007 № 1822-У «О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в режиме реального времени Банка россии».

В настоящее время россия имеет все возможности и располагает необходимым инструментарием для развития платежной системы. Проанализировав накопленный мировой опыт, можно избежать тех ошибок, которые были допущены в свое время другими странами. Вместе с тем важно понимать, что каждая страна уникальна, и все новшества необходимо максимально адаптировать к конкретной экономической ситуации в стране.

В целом выводы, полученные в результате данного исследования, можно свести к следующему:

1. россия в силу своего «догоняющего развития» получила возможность создать платежную систему с учетом опыта развитых стран, а это значит, в достаточно короткое время внедрить современные технологии, в чем-то опережающие потребности участников. Это, прежде всего, касается сети Банка россии. Однако платежная система Банка россии остается в целом децентрализованной системой (56 % кредитных организаций и 22 % их филиалов приходится на Центральный федеральный округ, отражающей региональное деление россии, что существенно снижает возможность национального банка в проведении единой денежно-кредитной политики).

2. За все годы рыночных преобразований не были созданы сколько-нибудь значимые частные платежные системы, через которые могли бы осуществляться межбанковские расчеты. Это в свою очередь определяет то, что в нашей стране практически не используются инструменты дебетового перевода. Слабое развитие частных платежных

систем является причиной отсутствия также такого способа расчетов, как взаимный зачет требований и обязательств, что могло бы стать альтернативой валовой системе расчетов, используемой Банком россии, поскольку использование клиринговых форм расчетов, как известно, резко уменьшает потребность в средствах расчетов, и соответственно, повышает эффективность расчетов.

3. Отсутствие сколько-нибудь значимой конкуренции между платежной системой Банка россии и частными платежными системами на рынке межбанковских расчетов позволяет предположить, что стоимость расчетных услуг, а также стоимость «управления ликвидностью» (цены овернайта) в обозримом будущем снижаться не будут.

4. Платежная система россии в настоящий момент не может быть признана удобной для таких пользователей, как частные лица, что отнюдь не является признаком эффективности.

5. Платежная система Банка россии является монополистом на рынке межбанковских и ни в какой мере не способствует развитию частных платежных систем — банков, небанковских кредитных организаций.

6. Постепенно сокращается количество расчетно-кассовых центров, что свидетельствует о достаточно эффективной реализации программы технического перевооружения учреждений Банка россии.

7. Автоматизация расчетов, их осуществление в режиме реального времени, снижение рисков неплатежеспособности участников платежной системы, повышение надежности и скорости обработки транзакций становятся возможными в рамках реализации «Положения о системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка россии» от 25.04.2007 № 303-П и указания ЦБ рФ от 25.04.2007 № 1822-У «О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в режиме реального времени Банка россии».

8. Необходимо особое внимание уделять мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые расчеты, продолжать работу по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой россии услуг пользователям, включая органы федерального казначейства, осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.