Научная статья на тему 'Основные общеевропейские клиринговые системы, обеспечивающие расчеты в единой валюте (target и euro 1)'

Основные общеевропейские клиринговые системы, обеспечивающие расчеты в единой валюте (target и euro 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2287
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крахмалев С.В.

Банки и другие финансовые организации Европы осуществляют операции по переводу денежных средств через платежные системы своих стран, а также через общеевропейские расчетные механизмы. При этом некоторые национальные клиринговые системы выполняют роль международных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные общеевропейские клиринговые системы, обеспечивающие расчеты в единой валюте (target и euro 1)»

Международные платежи

основные общеевропейские клиринговые системы, обеспечивающие расчеты в единой валюте

(TARGET и EURO 1)

С. В. КРАХМАЛЕВ, заместитель начальника Управления оформления операций АКБ «РОСБАНК»

Перед тем как обратиться к рассмотрению особенностей платежной системы стран зоны единой европейской валюты необходимо отметить, что обращение евро происходит в рамках Евросис-темы (Eurosystem), объединяющей Европейский центральный банк (European Central Bank — ECB) и национальные центральные банки (ЦБ) стран, входящих в зону евро (national central banks — NCBs).

Платежная система зоны обращения евро состоит из платежных систем стран, которые используют в качестве национальной денежной единицы единую европейскую валюту. Изначально эти системы создавались для функционирования в условиях каждой отдельной страны, где обращалась своя собственная национальная валюта. Они значительно отличались друг от друга и во многом не удовлетворяли требованиям, которые стали на них накладываться при появлении единой валюты, когда возникла необходимость создания условий для быстрого и беспрепятственного перемещения денежных средств по всему региону.

Тем не менее непосредственно перед началом обращения евро финансовая инфраструктура Европейского союза (ЕС) достаточно быстро претерпела значительные изменения. Использование единой валюты подтолкнуло европейские страны к ускорению процесса унификации и консолидации своих платежных систем. Движение в этом направлении достаточно активно продолжается и по сей день, сопровождаясь внедрением новейших технологий.

Банки и другие финансовые организации Европы осуществляют операции по переводу денежных средств через платежные системы своих стран, а также через общеевропейские расчетные

механизмы. При этом некоторые национальные клиринговые системы выполняют роль международных. Изменение платежной инфраструктуры Европы наиболее ярко проявилось в появлении платежных систем, рассчитанных на большие объемы переводов в евро. Самый яркий пример — система TARGET (Trans-European Automated Real-lime Gross settlement Express Transfer), которая была создана для осуществления расчетов между центральными и коммерческими банками как в рамках одной страны, так и на общеевропейском уровне. Она является ключевым звеном Евросис-темы, позволяя монетарным властям проводить скоординированную политику и определяя функционирование денежных рынков стран ЕС.

Крупнейшей негосударственной общеевропейской клиринговой системой является EURO 1. Она находится под управлением Euro Banking Association (EBA) и предназначена для осуществления межбанковских и коммерческих платежей.

Что касается розничных денежных переводов на небольшие суммы, то здесь платежная инфраструктура пока не получила должного развития. Во многом это определяется тем, что несмотря на введение единой валюты, количество международных розничных платежей в Европе значительно меньше, чем на внутреннем рынке каждой отдельной страны. Сохраняются значительные различия в качестве, скорости и цене местных и международных переводов. Однако эта проблема решается с помощью использования крупных клиринговых систем и путем создания новых платежных механизмов осуществления розничных переводов.

Кредитовые переводы — наиболее широко используемый вид безналичных платежей в европейс-

ких странах. Их количество составляет около одной трети всех денежных переводов. В шести странах они занимают доминирующее положение на рынке, относительно других инструментов проведения безналичных платежей, при этом их доля в 2003 г. составляла: в Австрии — 50,3 %, в Финляндии — 47,9 %, в Германии - 42,6 %, в Бельгии - 40,2 %, в Голландии — 35,4 %, в Италии — 31,6

Далее по популярности следуют дебетовые переводы. В последние годы они все чаще используются для оплаты коммунальных услуг и товаров в розничном обороте. Поэтому им придается все большее значение участниками рынка. Дебетовые переводы составляют около четверти всех платежей в странах зоны евро. Их доля в безналичном обороте европейских стран варьируется от 5,4 % в Финляндии до 41 % в Испании. Наиболее востребованы они в Германии (39,3 %), Австрии (37,1 %), Голландии (27,8 %) и Италии (22,3 %)2. Такая популярность кредитовых и дебетовых переводов в качестве средств расчетов обусловлена их удобством для проведения платежей. В последние годы наблюдается тенденция постепенного снижения доли кредитовых переводов и увеличения доли дебетовых платежей.

В Европе наблюдается рост количества операций по банковским пластиковым карточкам. В 2003 г. более 30 % всех платежей было осуществлено при помощи карт. При этом в большинстве европейских стран предпочтение отдается дебитным картам, нежели кредитным. Их соотношение составляет примерно 3:1, а используются они в 4 раза чаще.

Платежные карты доминировали среди других платежных инструментов в Люксембурге (63,2 %), Португалии (58,1 %) и Франции (28 %). Они занимали второе место в платежном обороте Финляндии (46,6 %), Бельгии (36,1 %), Голландии (33,7 %) и Испании (32,5 %). Наименее популярным это средство платежа было в Германии (16,9 %) и Австрии (11,2 %)3.

Количество кредитных карточек в 2003 г. в странах зоны евро достигло 447 штук на 1 000 человек. В расчете на одну карточку в среднем было совершено 19 операций за год. Больше всего кредитных карт на 1 000 жителей было эмитировано в Финляндии (952). Самый высокий уровень их использования был зафиксирован в Португалии — 59,1 операций по одной карточке за год. Наиболее

1 ECB. Blue Book Addendum incorporating 2003 figures — EU countries. August 2005., p. 21.

2 Там же.

3 Там же.

активно кредитные карточки использовались также в Люксембурге (45,2 операции по одной карте за год и 749 карт на 1 000 жителей) и Ирландии (48,1 и 467 соответственно). В Испании таких карточек было выпущено 585 на 1 000 жителей, а операций по одной в среднем за год проводилось 19,54.

Дебитные карточки — наиболее часто используемый инструмент среди всех видов платежных карт в Европе. В 2003 г. их было в обращении 938 на 1 000 жителей, а по каждой из них было в среднем осуществлено 38,6 операций за год. По количеству выпущенных дебитных карт лидирует Португалия с показателем 1 407 карт на 1 000 граждан. Больше всего операций по одной карте в среднем за год было зафиксировано в Дании — 162,3. Этот инструмент также весьма популярен в Голландии (53,3 операций по одной карте за год и 1 336 карт на 1 000 жителей), Бельгии (40,2 и 1 323), Люксембурге (50,3 и 945), Финляндии (100,3 и 793) и Франции (97,8 и 722). Несмотря на большое количество де-битных карт в обращении в Германии (1 097 на 1 000 жителей) и Испании (1 396 на 1 000 жителей), ими платили редко — 18,5 и 11,1 раз по одной карточке за год. Такой же низкий уровень использования этих платежных средств был в Ирландии и Италии, где их находилось в обращении на 1 000 жителей 273 и 484 соответственно5.

Конечно же, чеки традиционно остаются очень важным платежным инструментом, хотя во многих странах они вытесняются другими средствами осуществления денежных переводов. В последние годы их использование в странах зоны евро значительно сократилось. Их доля в платежном обороте снизилась с 17,7 % в 1999 г. до 12,4 % в 2003 г. Даже в таких странах, как Ирландия и Италия, где количество выписанных чеков возрастает год от года, их значимость по отношению к другим видам платежей снижается.

В 2003 г. 77 % всех чеков в зоне евро, или 3,9 млрд шт., были выписаны во Франции. На другие страны пришлось всего 1,2 млрд выписанных чеков. Во Франции и Ирландии чеки остаются весьма популярным средством платежа, занимая соответственно 38 и 33 % безналичного оборота этих стран. Они также очень популярны в Португалии (29 % безналичного оборота) и Италии (24 %). В Испании чеки занимают около 9 % всех безналичных расчетов. А вот в Финляндии и Люксембурге наблюдается обратная картина. Там их доля в обороте всего

4 ECB. Blue Book Addendum incorporating 2003 figures — EU countries. August 2005., p. 15, 16.

5 Там же.

около 0,1 %. В остальных европейских странах чеки представляют не более 5 % операций6.

Система TARGET— центральное звено платежной инфраструктуры ЕС (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer) — это клиринговая RTGS-система, предназначенная для осуществления переводов денежных средств в евро. Система производит обработку исключительно кредитовых платежей. Ее основная задача — обеспечить движение потоков денежных средств по всей зоне евро при соблюдении следующих условий: минимальная стоимость, высокая безопасность и короткое время проведения операций. При этом главный акцент сделан на обработке крупных платежей, связанных в основном с операциями на валютном и денежном рынках.

Решение о создании TARGET было принято Советом Европейского финансового института (EMI — European Monetary Institute) в марте 1995 г. 4 января 1999 г. она была введена в эксплуатацию. На тот момент число ее участников составляло около 5 0 007. Ее разработка преследовала три основные цели: способствовать интеграции денежного рынка евро для проведения единой монетарной политики, сделать платежи в евро максимально эффективным финансовым инструментом, создать удобный и безопасный механизм расчетов на базе RTGS. Эти задачи достигаются созданием возможности проводить денежные переводы из одной страны в другую по той же технологии, что и внутри одного государства. При этом одни и те же средства на счетах в центральных банках могут быть использованы коммерческими банками несколько раз в течение одного операционного дня.

Объемы операций TARGET значительно возросли с момента начала ее эксплуатации в январе 1999 г.. В июне 2005 г. система обрабатывала за операционный день в среднем 305 тыс. платежей на сумму около 2 013 млрд евро8.

Переводы осуществляются системой в индивидуальном порядке, т. е. каждый в отдельности (по принципу gross settlement), в режиме реального времени. TARGET мгновенно обеспечивает проведение каждой операции при условии наличия достаточных средств на счете банка-отправителя. Системой не установлены минимальные суммы проводимых платежей.

Основными принципами работы TARGET являются:

6 CPSS - Red Book - 2003, p. 85.

7 ECB. Statistics Pocket Book. September 2005., p. 35.

8 CPSS - Red Book - 2003, p. 90.

1) рыночный подход к осуществлению операций. Банки-участники не обязаны проводить какой-либо объем клиентских или межбанковских платежей через систему. Они могут воспользоваться услугами других клиринговых сетей;

2) безотзывность платежей. Банк-плательщик не может отозвать перевод с того момента, как только средства списаны с его корсчета;

3) окончательность расчетов. Сразу после зачисления средств банку-получателю операция становится завершенной, т. е. эти средства могут быть без какого-либо риска переведены в пользу конечного получателя.

Для того чтобы свести к минимуму время и стоимость внедрения TARGET, было решено синхронизировать национальные клиринговые системы с новой общеевропейской на таком уровне, который бы, с одной стороны, позволял проводить денежную политику ЕЦБ и, с другой, — обеспечивал бы основные требования коммерческих банков к глобальной расчетной сети. В результате TARGET была организована таким образом, что ее использование оказалось гораздо удобнее для участников, чем осуществление международных платежей по стандартным схемам, так как технические и организационные различия платежных систем ЦБ стран зоны евро были удачно преодолены.

Уникальная особенность TARGET состоит в том, что ее услуги доступны во всех странах ЕС, включая те, которые пока не отказались от национальных валют в пользу евро. Это стало возможным в результате того, что участие в TARGET было обязательным для всех стран, вводивших в обращение евро. Время на ее внедрение было ограниченным, а ЦБ стран ЕС должны были инвестировать немалые средства в создание системы еще до того как государствами принимались решения о введении у себя единой валюты. Поэтому в 1995 г. было принято решение о начале эксплуатации TARGET c 1999 г. всеми ЦБ стран ЕС. При этом было оговорено, что для тех стран, которые не введут в обращение на своей территории евро, участие в TARGET может быть обусловлено рядом положений, устанавливаемых ЕЦБ.

По состоянию на июль 2003 г. TARGET объединяла следующие европейские RTGS системы9. Австрия - ARTIS; Бельгия — ELLIPS; Дания — KRONOS; Финляндия — BoF-RTGS;

9 Information Guide For Credit Institutions Using TARGET — July 2003. European Central Bank, 2003, p. 11.

Франция — TBF;

Германия — RTGS Plus;

Великобритания — CHAPS Euro;

Греция - HERMES;

Ирландия — IRIS;

Италия — BI-REL;

Люксембург — LIPS-Gross;

Нидерланды — TOP;

Португалия — SPGT;

Испания — SLBE;

Швеция — Euro-RIX.

Эта информация актуальна и по сей день.

TARGET представляет собой децентрализованную платежную систему, состоящую из национальных RTGS-систем и платежного механизма Европейского центрального банка (EPM — ECB), которые соединены между собой при помощи «связующей системы». RTGS-система каждой европейской страны состоит из информационной системы, обеспечивающей безотзывность платежей и окончательность расчетов участников, и комплекса телекоммуникационных средств, посредством которых операции проводятся в режиме реального времени. «Связующая система» представляет собой набор программных модулей для осуществления клиринга между национальными ЦБ и телекоммуникационную сеть, поддерживающую онлайновую обработку информации. Только участники EPM, т. е. Европейский центральный банк и национальные банки стран-членов ЕС, могут проводить расчеты через «связующую систему».

В качестве технической платформы «связующей системы» TARGET используется телекоммуникационная система SWIFT, которая выполняет роль основного провайдера телекоммуникационных услуг. Центральные банки при обмене платежами применяют общие для «связующей системы» TARGET форматы сообщений, которые определяются стандартами SWIFT. Платежные поручения форматируются согласно стандартам сообщений МТ 103 и МТ 202, которые объединяются по несколько штук в пакеты на базе специальных типов сообщений МТ 198.

Национальные RTGS-системы также могут осуществлять обмен платежными сообщениями со своими банками-членами через SWIFT. Но это не является обязательным условием. Как правило, участники TARGET используют форматы платежных сообщений и телекоммуникационные сети своих местных RTGS-систем.

Правила функционирования TARGET устанавливают обязательные для всех банков процедуры

работы в системе. Они описывают минимальный набор условий, которым должны соответствовать национальные RGTS-системы: обязательные критерии отбора участников, правила ценообразования, время работы, виды обрабатываемых платежей, время обработки платежей, момент признания платежа безотзывным, возможность предоставления участникам внутредневных кредитов и т. д. Этими документами также устанавливаются правила осуществления международных платежей через «связующую систему», стратегия безопасности системы, условия проведения аудита и принципы управления TARGET.

Согласно правилам TARGET прямыми участниками национальных RTGS-систем могут быть только поднадзорные органам государственного банковского контроля кредитные организации. Исключения сделаны для органов государственных казначейств; компаний, уполномоченных на ведение клиентских счетов; инвестиционных компаний и клиринговых организаций, поднадзорных общепризнанным органам финансового контроля.

Установлены также и другие критерии членства. Участник должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица на территории ЕС, финансовые показатели его деятельности должны соответствовать установленным нормам, объем платежных операций должен быть не менее определенного порога. Все банки, участвующие в расчетах национальных RTGS-систем, автоматически являются членами TARGET и имеют доступ к ее услугам по осуществлению международных платежей. Они могут осуществлять через эту систему свои переводы и обязаны принимать от нее входящие платежи.

Кредитные организации имеют возможность подключения к TARGET на основе удаленного доступа. Это означает, что банк, зарегистрированный в одной из стран ЕС, может стать прямым участником RTGS-системы другой страны, открыв корреспондентский счет в евро в центральном банке этой страны. Такие коммерческие банки могут принимать участие в расчетах только на условиях «положительного остатка», т. е. не могут воспользоваться внутридневными кредитами, предоставляемыми в рамках Евросистемы.

Система TARGET может использоваться для осуществления любых кредитовых переводов в евро. Она может обрабатывать межбанковские и клиентские платежи. При этом минимальных или максимальных ограничений на суммы переводов не установлено. Все платежи обрабатываются одинаково вне зависимости от их суммы.

Системой TARGET поддерживаются следующие виды операций:

• платежи, связанные с операциями центральных банков, где хотя бы одной из сторон (получателем или отправителем) выступает Евросистема;

• расчетные операции клиринговых систем, через которые осуществляются платежи в евро;

• межбанковские и коммерческие платежи в евро.

Первые два типа платежей в обязательном порядке проводятся только через TARGET.

Обмен платежными сообщениями между национальными ЦБ происходит на двусторонней основе. Расчеты между ними отражаются по взаимным корреспондентским счетам. В этом проявляется децентрализованный характер системы. Тем не менее Европейскому центральному банку отведено несколько центральных функций TARGET: координация операций и проведение процедур закрытия операционного дня. Национальные RTGS-сис-темы продолжают оставаться уникальными. При этом по некоторым параметрам они приведены в соответствие с различными стандартами, установленными TARGET. Это сделано, чтобы обеспечить возможность осуществления международных платежей в рамках ЕС. Усилия ЕЦБ по координации деятельности национальных RTGS-систем сконцентрированы в четырех областях: внутридневная ликвидность участников TARGET, время работы системы, выходные дни и тарифная политика.

В течение операционного дня ЕЦБ не контролирует процесса обмена платежными поручениями, происходящего между участниками TARGET. Однако для обеспечения правильности обработки системой международных платежей и позиций центральных банков в конце операционного дня выполняются определенные контрольные процедуры. Они осуществляются ЕЦБ с помощью специальных программных средств. Эти процедуры включают в себя проверку всех сообщений, которыми обменивались ЦБ, на предмет того, что они получены адресатом, и что итоговые суммы входящих и исходящих международных платежей, по их данным, совпадают. Ни один из национальных ЦБ не может закрыть свой операционный день, пока не проведена окончательная сверка.

Международные платежи осуществляются через национальные RTGS-системы стран — участников TARGET. Затем местный ЦБ напрямую направляет их ЦБ другой страны. Все участники идентифицируются в системе по коду SWIFT (BIC).

Национальные RTGS-системы и платежный механизм ЕЦБ объединены через «связующую систему», которая состоит из телекоммуникационной сети, подключенной в каждой стране к местному «связующему звену». Эти «звенья» представляют собой техническую инфраструктуру и набор процедур, которые используются местными RTGS-системами для осуществления международных платежей. Одной из основных задач, которые они решают, является конвертация данных платежных сообщений из одного национального стандарта в другой и наоборот.

Техническая архитектура национальных RTGS-систем и «связующих звеньев» — это объект ответственности национальных ЦБ и ЕЦБ. К ней также предъявляется набор общих требований, которые определены для всех расчетных систем, подключенных к TARGET. Такие требования включают в себя параметры безопасности, продолжительность операционного дня, тарифную политику, условия внутридневного кредитования. Ввиду того, что TARGET объединяет национальные системы, организованные по разным принципам работы, платежные услуги, предоставляемые конечным пользователям в разных странах, различаются. Однако процедуры, установленные для «связующей системы», везде одинаковы.

Повторимся, что платежи осуществляются в TARGET в режиме реального времени на основе полного движения средств. Расчеты происходят по счетам участников в ЦБ их стран по каждому переводу в отдельности в порядке очереди. TARGET работает по принципу: любой платеж, списанный со счета коммерческого банка в ЦБ, должен быть в тот же день получен другим банком.

Для осуществления клиентских переводов через TARGET банки используют формат SWIFT МТ 103 либо его эквивалент в своей национальной RTGS-системе. В целях обеспечения эффективного управления ликвидностью участников системы время приема клиентских платежей установлено с 7:00 до 17:00. Поручения, получаемые ЦБ в форматах, которые не соответствуют стандартам SWIFT, автоматически конвертируются «связующей системой» TARGET в сообщения формата МТ 103. Затем они объединяются в пакеты по признаку страны, в которой находится банк-получатель средств. Эти пакеты отправляются «связующей системой» TARGET посредством SWIFT в центральный банк другого государства. Для их доставки используются сообщения МТ 198, особенностью которых является то, что они не контролируются на соответствие

стандартам SWIFT. Проверяется только длина строк (не более 78 знаков) и общее количество символов (не более 10 000). Несмотря на многоступенчатую схему передачи платежных инструкций от одного банка-участника системы другому, вся информация, содержащаяся в первоначальном поручении, ретранслируется получателю полностью, без каких-либо изъятий. Таким образом, TARGET реализует на практике принцип STP.

Межбанковские платежи обрабатываются TARGET аналогично клиентским. Они конвертируются связующей системой в сообщения формата SWIFT МТ 202, которые затем объединяются в пакеты (МТ 198). Межбанковские переводы могут осуществляться через TARGET с 7:00 до 18:00.

При проведении международных переводов кредитные организации направляют платежные поручения в ЦБ своей страны через национальную RTGS-систему. Но при этом сам ЦБ не указывается в качестве получателя сообщения, банка-посредника или банка-получателя. Формально платеж получает другой участник TARGET. Платеж проверяется на соответствие установленным стандартам. Кроме того, проводится контроль достаточности средств на счете отправителя для осуществления перевода. Затем поручение конвертируется в формат, поддерживаемый «связующей системой», т. е. формат SWIFT, и направляется ЦБ страны банка — получателя средств. Так как корректность платежа и достаточность средств на его проведение проверены, средства считаются безотзывно списанными со счета банка-отправителя в локальной RTGS-системе и зачисленными на счет получающего их ЦБ в «связующей системе».

Как только национальный ЦБ получает входящее платежное сообщение, он сразу же проверяет, является ли указанный в нем банк — получатель средств участником местной RTGS-системы. Если это так, то платеж конвертируется из стандарта «связующей системы» в локальный стандарт и направляется адресату. Одновременно сумма платежного поручения списывается со счета ЦБ страны банка-отправителя в «связующей системе», о чем ему направляется уведомление, и зачисляется получателю на его счет в местной RTGS-системе. Затем кредитной организации—получателю перевода направляется платежное сообщение. Если банк — получатель перевода не является участником данной RTGS-системы, местный ЦБ сообщает другому ЦБ, отправившему средства, о невозможности исполнения поручения и просит вернуть деньги отправителю.

На рис. 1 приведена принципиальная схема работы системы TARGET.

Процедура закрытия операционного дня выполняется отдельно для клиентских и межбанковских платежей. До 17:00 переводы по поручению клиентов банков-участников осуществляются в пределах остатков средств на их корсчетах в национальных ЦБ или предоставленных овердрафтов. В противном случае в зависимости от установленных местными RTGS-системами правил они аннулируются либо помещаются в очередь на исполнение. Время окончания приема как международных, так и внутренних клиентских переводов — 17:00. Платежи, которые попали в очередь до этого времени, могут быть исполнены, если остаток на корсчете банка-отправителя будет позволять проведение данных операций. Время окончания приема межбанковских платежей — 18:00. После этого времени ни один международный перевод не может быть обработан TARGET. Местные платежи могут исполняться и позже при условии, что они были направлены в RTGS-систему до 18:00.

Для того чтобы корректно завершить операционный день TARGET, Европейский центральный банк ежедневно осуществляет процедуру выверки операций. Только при условии того, что она успешно отработает, система может быть закрыта. Основная задача производимой сверки платежей — подтвердить, что все операции между банками проведены каждой из сторон. Остатки на корсчетах прямых участников RTGS-систем считаются окончательно подтвержденными только после успешного проведения процедуры выверки.

TARGET проводит клиринг по счетам кредитных организаций в ЦБ, гарантируя при этом безотзывность обработанных платежей. Как уже отмечалось, средства никогда не будут зачислены на счет банка-получателя, до того как они списаны со счета банка-отправителя. Но финансовые институты, получающие средства через TARGET, не застрахованы на 100 % от кредитного риска или риска ликвидности.

Доступность заемных средств и их стоимость — два важнейших момента в процессе осуществления переводов через RTGS-системы. TARGET позволяет эффективно управлять ликвидностью при минимальных затратах. Это становится возможным в результате использования кредитными организациями резервов, депонированных в ЦБ, для осуществления платежей в течение операционного дня, а также в результате того, что предоставление внутридневных расчетных кредитов Евросистемой производится

Рис. 1. Схема работы системы TARGET

на безвозмездной основе. Гибкость в управлении рисками обеспечивается национальными ЦБ также при помощи удобного режима кредитования коммерческих банков и привлечения от них депозитов на условиях «overnight». При этом спектр активов, принимаемых ЦБ в качестве залогов под выдаваемые кредиты, чрезвычайно широк.

Размер комиссий за осуществление международных переводов через TARGET зависит от количества операций, проводимых участниками в течение месяца10:

• первые 100 платежей — 1,75 евро за каждый платеж;

• следующие 900 платежей — 1,00 евро за каждый платеж;

• свыше 900 платежей — 0,80 евро за каждый платеж.

10 CPSS - Red Book - 2003, p. 90.

Комиссии не зависят от маршрута платежа или его суммы. Они взимаются с банков-отправителей средств и не взимаются с банков — получателей.

Однако данные комиссии не включают в себя телекоммуникационных расходов, которые несут банки на связь в рамках своих локальных RTGS-систем. В каждой стране они взимаются по индивидуальным правилам. В местных RTGS-системах могут быть предусмотрены и другие комиссии за дополнительные услуги, например за обработку документов на бумажных носителях.

Размеры комиссий за осуществление переводов в пределах одной страны устанавливаются местным ЦБ на рыночных условиях. При этом в расчет принимается себестоимость операций.

Система EURO 1 банковской ассоциации Euro Banking Association (EBA) наряду с TARGET является важной составляющей платежной инфраструктуры Европейского союза. Она представляет собой рас-

четную систему, предназначенную для проведения крупных денежных переводов в евро между коммерческими банками ЕС. EURO 1 предоставляет своим участникам широкие возможности по осуществлению платежного процесса на базе современной телекоммуникационной инфраструктуры. Клиринг осуществляется через специальный «расчетный» счет в Европейском центральном банке.

EBA — это кооперативное общество, членами которого являются коммерческие банки из стран ЕС, а также европейские филиалы банков из других стран. EURO 1 предоставляет услуги по осуществлению платежей в евро в пределах стран — членов ЕС.

Система управляется тремя органами, зарегистрированными во Франции. Во-первых, это непосредственно EBA, которая является стержнем организации. Ее основная задача — быть форумом для своих участников, где обсуждаются вопросы, связанные с проведением расчетных операций в евро. Во-вторых, это EBA Clearing Company, которая непосредственно управляет системой. Она учреждена EBA, зарегистрирована в Париже, а ее акционеры — клиринговые банки. EBA определяет основные принципы работы этой клиринговой компании. В-третьих, это EBA Administration Company, которая создана для предоставления различного рода административных услуг: кадровой, технической и другой поддержки двух других указанных организаций. Взаимоотношения между EBA, клиринговой компанией и административной компанией регулируются заключенным между ними генеральным соглашением.

EURO 1 — это международная система. По состоянию на 31 декабря 2001 г. ее участниками являлись 73 клиринговых банка из всех стран — членов ЕС и пяти других государств (Австралии, Японии, Норвегии, Швейцарии и Соединенных Штатов). В апреле 2004 г. EURO 1 объединяла 116 банков (из них 71 — прямые участники). Все банки — участники EURO 1 зарегистрированы на территории ЕС либо имеют филиалы в европейских странах. Возможность членства в системе определяется тремя наборами требований к банкам: юридическими, финансовыми и операционными.

Каждый участник EURO 1 должен иметь юридический адрес в одной из стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Хотя бы один из его филиалов или дочерних банков должен находиться на территории какой-либо страны ЕС и при этом он должен состоять членом EBA. Кроме того, существует масса других формальных критериев к кандидатам на участие в EURO 1. Раз-

мер капитала (собственных средств) членов системы не должен быть ниже 1,25 млн евро, а кредитный рейтинг, присвоенный агентством Moody's, не ниже уровня P2 или, присвоенный агентством Standard & Poor's, не ниже уровня A2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные требования операционного характера к участникам EURO 1 следующие:

• каждый член является прямым участником TARGET;

• технические и операционные возможности банка удовлетворяют требованиям EBA Clearing Company;

• EBA Clearing Company должна быть уведомлена членом о всех его обособленных подразделениях на территории ЕС, которые также могут принимать участие в клиринге.

EURO 1 функционирует на основании особого юридического соглашения, заключенного в рамках немецкого законодательства — Single Obligation Structure (SOS), согласно которому каждый участник системы ежедневно в определенное время имеет только одно требование или обязательство по отношению к другим членам, которые выступают в качестве общего кредитора или дебитора. Согласно SOS EURO 1 не предусматривает двусторонних платежей, требований или обязательств между участниками. Также не допускается никаких форм досрочного прекращения двусторонних обязательств. SOS предназначено для недопущения двусторонних расчетов по результатам клиринга в случае, когда один из участников в конце операционного дня не может выполнить своих обязательств перед системой по поставке средств.

Еще недавно EURO 1 была предназначена для проведения исключительно кредитовых платежей. В настоящее время банки получили возможность осуществления еще и дебетовых переводов.

Несмотря на то, что для участников не установлены минимальные размеры проводимых платежных операций, EBA позиционирует EURO 1 как систему для проведения крупных платежей. На обработке розничных переводов специализируются другие клиринговые система EBA — STEP 1 и STEP 2, процесс завершения расчетов в которых производится через EURO 1. Причем участникам STEP 1 и STEP 2 необязательно быть членом EURO 1 — они могут осуществлять расчеты через платежных агентов, т. е. через банки — члены EURO 1.

Расчет требований и обязательств каждого участника EURO 1 производится в специально созданной для этого при помощи SWIFT процессинговой системе. Аппаратное и программное обеспечение,

используемое EBA для управления системой на стадиях клиринга и завершения расчетов, полностью продублировано в целях безопасности. Системой SWIFT организовано два операционных центра (Euro Clearing System — ECS): один в Нидерландах, другой в США. На протяжении всего процесса клиринга операции в каждом из них «зазеркаливаются» с помощью второго комплекта оборудования.

Платежные поручения направляются банками — участниками EURO 1 напрямую друг другу по системе SWIFT. Для этого используются следующие типы сообщений: МТ 103, МТ 102, МТ 202 и МТ 400. С недавнего времени могут применяться МТ 104 и МТ 204, позволяющие проводить дебетовые платежи. Чтобы сообщения, предназначенные для обработки EURO 1, отличались от других переводов, в специальном поле (103) отправитель платежа проставляет значение — EBA. SWIFT автоматически копирует такие сообщения в компьютерную систему, осуществляющую расчет позиций участников клиринга, где обработка каждого поручения происходит индивидуально.

Процессинг платежных сообщений заключается в проверке состояния нетто-позиций отправителя и получателя платежа, а также в последующем изменении этих позиций. В случае невозможности проведения платежа он помещается в очередь на исполнение. Как только система завершает обработку платежного поручения, оно немедленно отправляется в адрес банка-получателя. Каждый раз, когда позиция участника изменяется, очередь его неисполненных сообщений проверяется на возможность проведения этих платежей. При этом они осуществляются в порядке очередности их поступления в систему. Любой перевод может быть аннулирован банком-отправителем до тех пор, пока он окончательно не обработан.

EURO 1 открывается для проведения расчетов в 7:30. Завершение расчетов в происходит в конце операционного дня через ЕЦБ с использованием средств участников, находящихся на их счетах в ЦБ. Эта процедура закреплена в соглашении, которое заключили между собой ЕЦБ и EBA. После завершения клиринга (16:00 по среднеевропейскому времени) банки с отрицательными нетто-позици-ями переводят суммы своих обязательств на специальный «расчетный» счет EBA в ЕЦБ через систему TARGET. После того как все платежи по обязательствам банков получены, ЕЦБ на основании распоряжения EBA Clearing Company осуществляет платежи в пользу участников с положительными нетто-позициями, также используя TARGET.

На рис. 2 приведена схема функционирования системы EURO 1. В процессе осуществления переводов через EURO 1 платежи не могут быть аннулированы, если они уже обработаны системой. Каждая проведенная операция обновляет нетто-позиции участников. Однако расчеты между членами системы происходят только после завершения клиринга. До этого времени у банков сохраняются кредитные риски и риски ликвидности, возникающие при проведении операций в системе.

Для управления рисками каждый банк устанавливает размеры лимитов (кредитных линий) на всех остальных участников в индивидуальном порядке от 5 до 30 млн евро. На основе этих двусторонних кредитных линий система определяет для каждого члена дебетовый лимит (сумма линий всех участников, установленных на данный банк) и кредитовый лимит (сумма линий данного банка на всех участников). Система автоматически контролирует соблюдение этих многосторонних лимитов. При их превышении платежи не обрабатываются системой, а помещаются в очередь. Размеры двусторонних кредитных линий могут пересматриваться членами системы ежедневно.

Участниками EURO 1 создан специальный фонд поддержки ликвидности, покрывающий размер максимально возможной дебетовой позиции в системе и составляющий 1 млрд евро, средства которого размещены в ЕЦБ. Этот фонд позволяет системе завершить расчеты, в случае если один или несколько банков не исполняют обязательства по своим нетто-позициям на общую сумму, которая не превышает его размер. Средства вносятся в фонд членами системы в равных долях. ЕЦБ может использовать средства фонда для завершения процесса расчетов, только если им получены соответствующие инструкции от EBA Clearing Company. Если средства фонда были использованы полностью или частично, он должен быть восполнен участниками до начала следующего операционного дня.

Если средств фонда недостаточно для завершения расчетов по всем нетто-позициям, банки должны предоставить системе дополнительную ликвидность. В случае несостоятельности одного, двух или трех банков остальные участники предоставляют средства на пропорциональной основе в зависимости от двусторонних лимитов. Если более трех банков не в состоянии исполнить своих обязательств, дополнительная ликвидность предоставляется в размере, пропорциональном многостороннему кредитному лимиту. Убытки под-считываются на основании того же механизма.

Короткая iпозиция (-) по результатам клиринга

Длинная лозиция ( + ) по результатам< клиринга

Рис. 2. Схема работы системы EURO 1

Движения денежных средств на суммы длинных и коротких позиций участников, рассчитанных по иторам клиринга .

Критерием тарифной политики EURO 1 является среднедневное количество операций, проведенных за определенный период11:

• менее 800 операций — 0,18 евро за перевод;

11 CPSS - Red Book - 2003, p. 93.

от 800 до 1 500 - 0,16 евро; от 1 500 до 2 500 - 0,14 евро; от 2 500 до 3 500 - 0,13 евро; от 3 500 до 4 500 - 0,12 евро; от 4 500 до 5 500 - 0,105 евро; свыше 5 500 - 0,095 евро.

Кроме того, банки — члены EURO 1 перечисляют в пользу EBA Clearing Company годовую комиссию в размере 10 000 евро. Стоимость годового операционного обслуживания процессингового агента (SWIFT) распределяется между участниками ежеквартально на основании специального алгоритма.

С января 1999 г. объемы осуществляемых через EURO 1 платежей значительно выросли. Среднедневное количество платежей, обработанных системой, в 1999 г. составляло 67 895 шт., что в денежном выражении составляло 170,1 млрд евро. В июне 2003 г. через EURO 1 проводилось в среднем 185 тыс. платежей в день на общую сумму 173 млрд евро12.

Литература

1. Payment and settlement systems in selected countries. Prepared by the Committee on Payment and Settlement Systems of the Group of Ten Countries. April 2003. (CPSS — Red Book — 2003). Bank for International Settlements, Basel, 2003

2. Statistics on payment and settlement systems in selected countries. Prepared by the Committee on

12 ECB. Statistics Pocket Book. September 2005, p. 35.

Payment and Settlement Systems of the Group of Ten Countries. Figures for 2003. March 2005. (CPSS -Red Book statistical update, March 2005). Bank for International Settlements, Basel, 2005

3. Blue Book. Payment and settlement systems in The European Union. June 2001. European Central Bank, Frankfurt am Main, 2001

4. Payment and settlement systems in The European Union. Addendum incorporating 2003 figures. August 2005. (ECB. Blue Book Addendum incorporating 2003 figures - EU countries). European Central Bank, Frankfurt am Main, 2005

5. Statistics Pocket Book. September 2005. European Central Bank, Frankfurt am Main, 2005

6. Information Guide For Credit Institutions Using TARGET. July 2003. European Central Bank, Frankfurt am Main, 2003

7. Интернет-сайт Европейского центрального банка www. ecb. int

8. Интернет-сайт Euro Banking Association www. abe. org

9. Интернет-сайт Bank for International Settlements www. bis. org

Факультет права и финансов Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) при содействии Территориального Института профессиональных бухгалтеров, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, ООО «Издательский дом «Финансы и Кредит» в период с 7 по 9 февраля 2007 г. планирует проведение II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования информации о деятельности экономических субъектов»

Для участия в конференции приглашаются научно-педагогические работники, докторанты и аспиранты вузов, научные сотрудники академических и отраслевых НИИ, специалисты предприятий и студенты вузов.

Основные направления работы конференции:

экономический анализ, бухгалтерский учет, аудит, налоги и налогообложение, информационные технологии в бухгалтерском учете.

Публикация материалов участников конференции

осуществляется по решению редакционной коллегии в сборнике научных трудов

с грифом издательства ЮУрГУ

Более подробную информацию о предстоящей конференции можно получить по телефону кафедры бухгалтерского учета и анализа: (351)775-27-79 или по электронной почте: irina_kiwi@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.