Научная статья на тему 'Зарубежный опыт функционирования платежных систем'

Зарубежный опыт функционирования платежных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3537
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт функционирования платежных систем»

зарубежный опыт функционирования платежных систем

ю. а. пряжникова

российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

Анализ международной практики функционирования платежных систем в рамках ЕС обусловлен целым рядом причин. Прежде всего, это необходимость тщательного анализа ряда зарубежных практик, поскольку в зарубежных странах функционирование платежных систем имеет более длительную историю, более того — именно за рубежом платежные системы начали свое функционирование. И именно поэтому при создании национальной платежной системы наиболее важным представляется тщательное изучение опыта предшественников, выявление отдельных моментов, которые могут быть имплементированы в национальную платежную систему.

Однако в отношении означенной имплемента-ции существуют определенные трудности — прежде всего, поскольку два банковских (и, соответственно, платежно-расчетных) сектора — российский и зарубежный — фундаментально отличаются друг от друга. Вместе с тем, изучение зарубежного платежного сектора, прежде всего — европейского, может быть полезно и с той точки зрения, что при сравнении с российскими реалиями в европейском секторе речь также идет о централизованном управлении разнообразными финансовыми потоками, имеющими различные национальные принадлежности и особенности — в рамках ЕС это создание единой евро-зоны, в Российской Федерации — концентрация в рамках единого платежно-расчетного пространства.

Платежные системы в Европейском союзе первоначально создавались с целью обеспечивать внутренние потребности. Они были довольно разнообразны по своей сути и необязательно отвечали потребностям единой валютной зоны, которой необходима инфраструктура для обеспечения быстрого и беспрепятственного потока платежей и ценных бумаг с низкими затратами по всей зоне. На этом фоне финансовая инфраструктура в Европейском союзе претерпела быстрые изменения как во время подготовки, так и после введения евро. Введение евро и развитие технологий привели к

пересмотру и изменению инфраструктуры совершения платежей, а также торговли, клиринга и расчетов по ценным бумагам. Кроме того, появление единой валюты также активизировало усилия по унификации и консолидации платежных систем и расчетных систем по ценным бумагам.

Создание трансъевропейской автоматизированной экспресс-системы валовых расчетов в режиме реального времени (TARGET) привело к возникновению системы валовых расчетов в режиме реального времени для всего ЕС, которая используется для проведения расчетов по операциям центральных банков, трансграничных и внутренних межбанковских переводов, а также для других крупных платежей в евро. TARGET является важным инструментом реализации валютной политики Евросистемы, она помогла создать единый денежный рынок в рамках зоны евро.

Она начала функционировать в 1999 г.. Страны — члены Европейского союза могут пользоваться этой системой для посылки обозначенных в евро платежей.

Система TARGET была создана в целях выполнения трех основных задач:

1) обслуживать потребности денежно-кредитной политики Евросистемы;

2) увеличивать эффективность внутриевропей-ских трансграничных платежей;

3) обеспечивать надежный и безопасный механизм для урегулирования трансграничных платежей.

Система TARGET состоит из пятнадцати национальных систем TARGET и платежного механизма ЕЦБ, которые взаимосвязаны между собой таким образом, чтобы обеспечивать унифицированную платформу для обработки платежей по всей зоне ЕС. TARGET предоставляет средства нескольким тысячам кредитных организаций ЕС, чтобы они производили трансграничные платежи через свои собственные национальные системы TARGET.

Различные национальные системы TARGET существенно рознятся, поскольку первоначально они

были разработаны для внутреннего пользования. TARGET трансграничные платежи обрабатываются через посредство национальных систем TARGET Эти системы направляют платежи непосредственно в получающие системы TARGET Даже несмотря на то, что различные национальные системы TARGET отличаются друг от друга, связывающий их компонент делает возможным, чтобы системы с различными структурами сообщались между собой.

Национальные системы ВРРВ в странах — членах Европейского союза составляют критически важную часть системы TARGET Многие из них имеют историю до введения евро. Хотя центральные банки пытались согласовывать функционирование национальных компонентов, последние все еще отличаются друг от друга. Причина в том, что, когда был создан ЭМС, возникла необходимость, быстро и с наименьшими затратами учредить трансъевропейскую платежную систему. Это было достигнуто посредством согласования только критически важных характерных особенностей системы, а именно свойств, которые касались осуществления денежно-кредитной политики ЕЦБ и выравнивания игрового поля для кредитных организаций.

Единственной частной платежной системой ЕС является система Евро 1 Европейской банковской ассоциации (EBA). Евро 1 обрабатывает межбанковские, а также коммерческие платежи.

Система ЕВРО 1 — охватывающая весь ЕС система платежей в тот же день, которая основывается на сообщениях о единственном платеже. Она была учреждена в результате взаимодействия европейских банков под эгидой ЕБА и обрабатывает крупные и средние платежи, обозначенные в евро. Помимо TARGET, ЕВРО 1 является основной системой трансграничных платежей, функционирующей в зоне ЕС. С начала 1999 г. ЕВРО 1 заняла место прежней клиринговой и расчетной системы в ЭКЮ. К началу 2004 г. в системе уже насчитывалось 111 участников. ЕВРО 1 представляет собой инфраструктуру для передачи информационных сообщений, основывающуюся на сети СВИФТ, которая уже используется в международных банковских операциях. Банки-члены системы ЕВРО 1 могут посылать сквозные платежные сообщения напрямую банкам-получателям. Интерфейс ЕВРО 1 рассчитывает двусторонние позиции членов в режиме реального времени и на основе проверок лимитов ликвидности у участвующих сторон. Для снижения риска, каждому банку предписывается лимит, который он не может превысить в течение дня. В конце дня, банки с дебетовыми позициями пере-

водят денежные средства через расчетные системы TARGET своих соответствующих национальных банков на счета ЕВРО 1 в ЕЦБ, после чего банки с двусторонними кредитовыми позициями получают денежные средства через TARGET.

Система ЕВРО 1 основывается на Структуре единого обязательства. Это означает, что в любой момент у каждого участвующего банка имеется только одна позиция (позитивная или негативная) по отношению ко всем остальным участвующим банкам. Эта позиция изменяется в режиме реального времени с каждым полученным или отправленным платежом. Платежи становятся завершенными и безотзывными сразу же после их обработки.

В качестве средства снижения кредитного риска и риска ликвидности каждый банк для каждого из прочих банков устанавливает лимит кредита, ориентированный на конкретный банк (5 — 30 млн. евро). Поэтому у каждого банка есть два общих лимита: сумма всех лимитов кредита, предоставленного ему и им самим, в отношении всех других банков. Ни один из этих лимитов не может превысить 1 млн евро.

Для обеспечения успешных сквозных расчетов, даже если у некоторых банков нет достаточной ликвидности, ЕЦБ поддерживает пул ликвидности (1 млрд евро), в который все банки вносят равные суммы. Если средств пула оказывается недостаточно, участвующие банки обязаны покрывать эту нехватку.

Платежная система TARGET, реализованная центральными банками стран Европейского союза, является совокупностью систем ВРРВ центральных банков стран-участниц, связанных системой взаимоподключения.

Ее создание не означало, что все расчетно-пла-тежные операции между странами Европейского союза автоматически переключались только на нее, а доступ к национальным платежным системам, к Европейской клиринговой системе при Европейской банковской ассоциации оказался закрыт. Напротив, по общему признанию экспертов, система TARGET должна постоянно доказывать свою жизнеспособность: с одной стороны, в конкуренции, а с другой — в тесном сотрудничестве с альтернативными платежными системами.

Система TARGET представляет для России особый интерес, поскольку в ее архитектуре можно провести ряд аналогий с платежной системой Банка России.

При этом необходимо принять во внимание специализацию TARGET как системы ВРРВ, предназначенной для перевода крупных и срочных сумм

платежей. Что же касается массовых платежей, то необходимо придерживаться содержательной стороны проекта STEP2 Европейской банковской ассоциации (ЕВА), а также ряда «внутренних» систем для массовых платежей в евро в странах — участницах Европейского союза.

В отечественной банковской системе проблема специализированного сервиса для различного типа платежей еще не получила широкого распространения, но российские кредитные организации могут, опираясь на зарубежный опыт, внедрить соответствующие банковские технологии в практику проведения безналичных расчетов.

Помимо TARGET и системы Евро 1 Европейской банковской ассоциации по состоянию на ноябрь 2002 г. функционировали еще три системы1 нетто-расчетов по платежам на крупные суммы: Pankkien On-line Pikasiirrot ja Sekit-jaijestelma (POPS) в Финляндии, система Servicio de pagos interbancarios (SPI) в Испании и парижская система нетто-расчетов (Paris Net Settlement system — PNS) во Франции.

Ситуация в отношении трансграничных систем розничных платежей в зоне евро еще не является столь же проработанной, как в случае с трансграничными системами платежей на крупные суммы — прежде всего в силу относительно недавнего формирования зоны евро: процесс продолжается, и ряд европейских стран с устоявшейся экономической структурой (Швеция, Дания, Швейцария, Великобритания), несмотря на длительные дискуссии, не планирует вступления в зону евро.

Несмотря на введение евро, услуги в сфере трансграничных розничных платежей еще не достигли уровня услуг в сфере внутренних розничных платежей. Существенные различия в качестве, эффективности и стоимости между внутренними и трансграничными услугами все еще мешают людям пожинать плоды от введения единой валюты. Система STEP 1 Европейской банковской ассоциации является единственной системой розничных платежей, которая охватывает всю зону евро и которая открыта для всех банков.

Следует особо подчеркнуть, что в целом при создании Европейского союза одной из первостепенных задач стало создание нормативной базы, которая регулировала основные правила функционирования платежных систем для всех членов ЕС. Более подробно хотелось бы остановиться на

1 Система EURO Access Frankfurt (EAF), которая управлялась Бундесбанком, прекратила работу 5 ноября 2001 г., когда был внедрен новый немецкий компонент системы TARGET — RTGSplus.

роли Европейской системы центральных банков (Евросистемы) в регулировании платежно-расчетного механизма Европейского союза в целом и подкрепления роли централизации управления всей расчетной системой ЕС.

Бесперебойное функционирование платежных систем является предметом особой заботы центральных банков по трем основным причинам:

1) существенный сбой в платежной системе может подорвать стабильность финансовых учреждений и рынков;

2) устойчивость и эффективность платежных систем и безопасность платежных инструментов влияют на доверие пользователей и, в конечном счете, на общественное доверие к валюте;

3) платежные системы представляют собой важные средства реализации денежно-кредитной политики.

В рамках осуществления своей функции в области платежных систем центральные банки занимаются мониторингом изменений в сфере платежных и расчетных систем с целью оценить характер и масштаб свойственных им рисков и обеспечить прозрачность мер, касающихся платежных инструментов и услуг. Там, где это необходимо, они определяют принципы и стандарты развития безопасных, устойчивых и эффективных платежных и расчетных систем. Они обеспечивают, чтобы эти системы, управляемые непосредственно центральными банками или частными операторами, соответствовали бы этим принципам и стандартам.

В соответствии с принципом децентрализации реализация общей надзорной политики в отношении внутренних платежных систем обеспечивается национальными центральными банками. Для систем, которые не имеют четкой национальной основы, органом, на который возложена ответственность за проведение надзора, является национальный центральный банк страны, в которой эта система юридически зарегистрирована, если Управляющий совет ECB не решит иначе на основе особенностей этой системы и не возложит ответственность за проведение надзора на ECB. Это касается Евросистемы клиринговой компании Европейской банковской ассоциации (ЕВРО 1) и Банка непрерывных взаимосвязанных расчетов (Банк CLS) 2.

2 В этой связи необходимо отметить, что ECB является основным органом, осуществляющим надзор за EURO 1, как и участвует в надзоре за CLS в качестве органа, осуществляющего надзор в отношении расчетов в евро, в рамках кооперативного надзора, о котором идет речь в докладе Ламфалюсси. Национальные центральные банки стран-участниц вовлечены в надзорную деятельность ECB как члены Евросистемы

Сотрудничество между органами, осуществляющими надзор за платежными системами и банками, вносит вклад в общую стратегию уменьшения риска финансовой системы. Сотрудничество между этими органами необходимо, так как на стабильность финансовой системы могут повлиять риски, привнесенные кредитными учреждениями и являющиеся результатом их участия в платежных системах или предоставления ими расчетных услуг.

Один из способов для центральных банков развивать надежность и эффективность платежных систем состоит в том, чтобы задействовать свои собственные платежные системы, что может быть эффективно реализовано и на постсоветском пространстве, поскольку существуют политические предпосылки для создания аналогичных механизмов на базе СНГ и ЕврАзЭС.

Основная операционная роль Евросистемы заключается в обеспечении системы TARGET (система валовых расчетов в евро в режиме реального времени). Однако TARGET управляется не только центральными банками Евросистемы. Все центральные банки ESCB связаны с TARGET. Она предоставляет услуги для расчетов деньгами центральных банков.

ESCB также операционно участвует в трансграничных переводах ценных бумаг, которые могут использоваться в качестве залога для получения внутридневного кредита в национальных центральных банках и для операций денежно-кредитной политики. Для этой цели была создана модель деятельности центральных банков на основе корреспондентских отношений (CCBM) для облегчения трансграничного использования залога в операциях денежно-кредитной политики Евросистемы и операциях ESCB по внутридневным кредитам. В рамках CCBM национальные центральные банки выступают в качестве корреспондентов по отношению друг к другу и таким образом дают возможность контрагентам использовать все приемлемые активы для получения кредитов от их национальных центральных банков. Контрагенты операций денежно-кредитной политики Евросистемы и участники TARGET в зоне ЕС могут получить кредит только в центральном банке страны, в которой они созданы. Однако посредством CCBM они могут использовать залог, хранящийся в других странах.

Помимо определения принципов как таковых Евросистема также активно сотрудничает с дру-

— центрального банка по выпуску евро — и как национальные центральные банки тех банков, которые действуют в качестве расчетных членов Банка CLS.

гими органами и институтами, действующими в области платежных и расчетных систем.

Во-первых, имеет место сотрудничество Ев-росистемы с Комиссией ЕС, которая регулярно участвует во встречах с центральными банками по вопросам платежей и расчетов по ценным бумагам. Евросистема также тесно сотрудничает с органами банковского надзора. Подобное сотрудничество вносит свой вклад в достижение всеобщей цели уменьшения риска финансовой системы и помогает поддерживать стабильность.

Помимо этого, Евросистема активно способствует дальнейшей унификации кодов и операционных стандартов, что позволяет осуществлять сквозную обработку платежей. Это является важным условием достижения большей надежности и эффективности платежных и расчетных систем.

Рассмотрев основные институты, функционирующие в сфере деятельности платежных систем, следует более подробно остановиться на характеристике зоны евро. Кредитные переводы являются наиболее широко используемыми средствами безналичной оплаты в зоне евро, за которыми следует прямое дебетовое списание, поскольку эти средства оплаты предлагают наибольшее удобство своим пользователям. Также все большую популярность завоевывают платежи по пластиковым картам, при этом в большинстве стран предпочтение отдается дебетовым картам.

Кредитные переводы являются предпочтительным инструментом безналичных платежей в шести странах зоны евро. В Финляндии они составляли 57 % от общего объема всех безналичных транзакций в 2000 г., в Австрии — 56 %, в Германии — 49 %, в Бельгии — 47 %, а в Италии и Нидерландах — 40 %. 3

Кроме того, за последние годы в зоне евро выросла важность прямого дебетового списания вследствие усилившейся тенденции предложения этой услуги коммунальными и розничными торговыми компаниями. Уже в 2000 г. на прямое дебетовое списание приходилось более одной четверти безналичных транзакций в зоне евро.

Использование прямого дебетового списания варьировалось от 4,5 % от общего количества безналичных транзакций в Финляндии до 53 % в Испании. Прямое дебетовое списание было вторым по частоте использования инструментом безналичных платежей в Германии (38 %), Австрии (30 %) и Ирландии (23 %), а в Нидерландах на его долю приходилось 29 % от общего объема всех без-

3 Платежные системы в зоне Евро. (Комитет по платежным и расчетным системам) / ЦБ РФ. — М., 2004.

наличных транзакций. В других странах зоны евро прямое дебетовое списание играло значительно меньшую роль, и его доля в общем объеме всех безналичных транзакций в 2000 г. варьировалась от 6 до 17%. 4

Хотя кредитные переводы или пря- ы „г, мое дебетовое списание во многих странах зоны евро все еще имеют большее значение по сравнению с кредитными и дебетовыми картами, использование последних увеличилось во всей зоне евро в результате того, что розничная торговля все чаще принимает оплату пластиковыми картами.

Так, наиболее развитой с точки зрения распространения карточной системы принято считать Великобританию, где с помощью платежных карт оплачивается порядка 70 % потребительских расходов населения, во Франции — около 60 %, в Германии и Центральной Европе — порядка 50 %, в восточноевропейских странах — около 30 — 40 %.

В Европе в обращении находятся более 300 млн карт. В среднем на одного совершеннолетнего жителя Европы приходится 1,1 карты. Однако в части распространенности карт по странам Европы наблюдается значительная дифференциация. Больше всего их в Великобритании — почти 2 карты на каждого совершеннолетнего. В Турции, Ирландии и Греции потенциал роста числа карт еще велик: здесь на одного совершеннолетнего жителя приходится менее 0,5 карты. Однако в последние годы этот показатель по Европе заметно выровнялся5.

Исторически сложилось так, что в Великобритании, Ирландии и Греции велик удельный вес кредитных карт, а в Швейцарии и Швеции в основном распространены дебетовые карты.

В целом же в европейских странах преобладают дебетовые карты — 53 % всех платежных карт, на них приходится 45 % всех транзакций и 35 % стоимости денежного оборота6.

Еще в 2000 г. наибольшее количество карт на 1000 жителей было зарегистрировано в Люксембурге (706), в котором в то же самое время было отмечено наибольшее количество транзакций по кредитным картам на человека в год (31,7). Использование карт существенно выше среднего уровня в зоне евро наблюдалось в Финляндии (22,2 транзак-

17,0%

30,0%

т расчетные

□ дебетовые

и кредитные

4 Там же.

5 Саксельцева Е. Г. Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. №1. январь, 2006.

6 Там же.

Структура европейского рынка платежных карт по видам проводимых расчетов

ции на человека в год и 588 карточек на 1000 жителей), в Португалии (19,8 и 303) и в Ирландии (12,7 и 357). Хотя в Испании было зарегистрировано в обращении 402 кредитные карты на 1000 жителей, они использовались редко — всего 5,6 транзакций на человека в год. В других странах зоны евро существовал меньший спрос на кредитные карты, при этом их количество в обращении варьировалось от 200 до 300 на 1000 жителей, а уровень их использования был ниже среднего уровня в зоне евро. 7

Среди инструментов платежного оборота наличные деньги (банкноты и монеты) продолжают оставаться наиболее распространенным орудием расчетов при совершении мелких денежных операций, где применение других видов платежных средств (чеков, платежных карт) неудобно или экономически нецелесообразно. Существуют страновые различия в применении наличных денег, что обусловлено сложившимися платежными обычаями и особенностями экономического развития стран. Так, в ряде государств традиционно сохраняется высокое соотношение суммы наличных денег в обращении и внутреннего валового продукта, причем это характерно не только для стран ЕС. В Японии, например, этот показатель составляет 14,6 %, в Италии — 10,5 %, в Швейцарии — 8,2 %. В то же время у других стран этот показатель традиционно низок — 3 — 5 % (Великобритания, Канада). В Японии на одного жителя в среднем приходится сумма наличных денег, эквивалентная $5,3 тыс., а в Канаде — немногим более $1 тыс.

Конечно, эти цифры не дают исчерпывающей картины и не позволяют судить об интенсивности использования в платежах наличных денег, так как при этом не учитывается скорость обращения денежных единиц, а также то, какая часть выпущенных денег реально используется в платежном обороте конкретных стран. Это связано прежде всего с использованием

7 Платежные системы в зоне Евро (Комитет по платежным и расчетным системам) / ЦБ РФ. — М., 2004.

валюты отдельных стран вне их территории. Однако приведенные данные позволяют сформировать представление о платежных предпочтениях тех или иных хозяйствующих субъектов.

В безналичном сегменте розничного оборота продолжают широко применяться такие традиционные платежные инструменты как банковские чеки и переводы в системах жирорасчетов. Эти инструменты представляют два разных подхода к организации платежного процесса. Чеки согласно международной классификации относятся к категории дебетовых трансфертов, а операции жиро — к кредитовым трансфертам.

При дебетовом трансферте инициатором платежа является получатель денег. Он посылает банку плательщика приказ дебетовать банковский счет клиента и перечислить соответствующую сумму на счет получателя в его банковском учреждении. При этой схеме расчетов платежное требование и денежные средства движутся в противоположных направлениях: платежное требование — от получателя к плательщику, а денежная сумма — наоборот, от плательщика к получателю.

Одной из причин популярности чекового обращения, несмотря на замедленность расчетов и высокие издержки, является выгода, получаемая чекодателем (плательщиком) благодаря образованию неинкассированного остатка на период с момента выписки чека до момента его оплаты. Эта отсрочка списания денег со счета плательщика по чеку складывается из времени пересылки чека бенефициару, обработки его в банке предъявления, отправки в банке плательщика и т. д. В результате чекодатель пользуется бесплатным кредитом.

В странах с интенсивным чековым обращением созданы разветвленные структуры, необходимые для клиринга чеков и инкассирования денежных сумм. В них участвуют банки, чековые расчетные палаты, компьютерные центры, коммуникационные сети, транспортные артерии для иногородней доставки чеков и т. д. В США, например, действуют 66 расчетных палат для клиринга чеков в городах и финансовых центрах, а для междугороднего инкассирования чеков используются 45 специальных центров Федеральной резервной системы и ее телекоммуникационная сеть. В общем количестве безналичных операций чековые платежи составляют в США 45,3 %.

Среди европейских стран наибольшее распространение расчеты чеками получили во Франции: с их помощью производится 29,7 % общего количества безналичных транзакций. Что же касается

Германии, Бельгии, Швейцарии, то там ситуация обратная — объем чекового обращения незначителен и не превышает 3 — 4 % всех платежей.

Практика Европейского союза в области регулирования электронных денег

Появление в начале 1990-х годов электронных денег существенно повлияло на функционирование национальных денежных систем и потребовало изменения традиционных механизмов денежно-кредитной и нормативной политики. Перед властями встала задача регламентировать выпуск новых форм денег и порядок деятельности их эмитентов, определить принципы функционирования электронных платежных систем и условия предоставления новых видов платежных услуг.

Наиболее примечательное из последних изменений в области использования платежных инструментов состоит в усилении тенденции со стороны потребителей к выдаче и передаче платежных инструкций своим банкам в электронном виде. Банки в зоне евро активно используют последние достижения в технологии и все больше предлагают банковские услуги на основе Интернета и мобильной связи в качестве дополнения к признанным формам дистанционного банковского обслуживания, таким как банковское самообслуживание, банковские услуги на дому и по телефону. Принятие потребителями этих новых средств для платежных целей зависит от наличия и структуры затрат на базовую технологию, которые варьируются весьма существенно в отдельных странах. Недавние инициативы банковского сектора по стандартизации и упрощению использования и повышению безопасности банковского обслуживания через Интернет, электронной процедуры выставления счета и оплаты по нему (ЕВРР) и схем электронных денег должны способствовать этому процессу.

Органы денежно-кредитного регулирования ЕС изначально занимали весьма осторожную позицию по отношению к электронным деньгам. Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейский парламент (ЕП) всегда подчеркивали необходимость подвергать эмитентов минимальному, но ясному и строгому регулированию, гарантирующему техническую и финансовую безопасность, защиту потребителей, а также совместимость различных технических и экономических систем8. Однако

8 Report of Electronic Money. European Central Bank. Frankfurt

am Main, 1998; Parliament Resolution on Electronic Money and Economic and Monetary Union. European Parliament // Bulletin EU. 1998. № 1/2. 01.03.10.

конкретные позиции ЕЦБ и ЕП по поводу регулирования электронных денег отличались.

В 1994 г. Европейский валютный институт (впоследствии Европейский центральный банк) опубликовал первый официальный отчет по электронным деньгам. В нем предусматривалось, что выпуск таких денег должен быть позволен только банкам9. В 1998 г. ЕЦБ предусмотрел возможность введения обязательных резервных требований по отношению к их эмитентам, а также настаивал на введении обязанности эмитента возмещать электронные деньги в обычных деньгах или банковских депозитах (по номиналу) по просьбе предъявителя. Следовательно, фонды, лежащие в основе электронных денег, эмитент должен был инвестировать только в строго определенные виды активов. Со своей стороны, Европейская комиссия допускала выпуск электронных денег небанковскими институтами и даже упрощенный порядок регулирования их деятельности. ЕК также считала, что следует предусмотреть возможность предоставления кредитов в электронных деньгах. Правда, ЕЦБ оспаривал такой подход.

Тем не менее, несмотря на различные точки зрения на указанные вопросы, ЕК и ЕЦБ все же пришли к единому мнению. Так, ими подчеркивалась необходимость гарантировать совместимость различных национальных систем электронных денег, номинированных в евро. Развитие платежей электронными деньгами рассматривалось как один из факторов успеха введения единой европейской валюты. В этой связи Комитет ЕС по экономике и социальному развитию указывал на необходимость открыть доступ эмитентам электронных денег к централизованным клиринговым системам.

Весьма остро стоял вопрос о том, каким учреждениям должно быть позволено выпускать электронные деньги. В этом отношении позиция Европейского союза, первоначально очень жесткая, изменилась на более осторожную и сблизилась с подходом США, направленным на стимулирование конкуренции между эмитентами. В конечном итоге ЕЦБ стал допускать включение эмитентов электронных денег в разряд кредитных институтов и, соответственно, воз-

9 B данном отчете определение кредитного института соответствовало определению, содержащемуся в ст. 1 первой банковской координационной Директивы (Директивы 77/780/ЕЕС): «Кредитный институт означает учреждение, деятельность которого состоит в приеме депозитов или других подлежащих выплате фондов от публики и предоставлении кредитов по своим собственным счетам» (см.: Report to the Council of the European Monetary Institute on Prepaid Cards. Working Group on EU Payment Systems. European Monetary Institute. Frankfurt am Main, 1994).

можность эмиссии электронных денег кредитными институтами (согласно их новому определению).

Пересмотр понятия кредитного института в рамках ЕС не предполагал введения серьезных ограничений на эмиссию электронных денег, от нее отлучались только производственные предприятия. Правда, ЕС исходил не столько из необходимости поддержания конкуренции между эмитентами, которая стимулировала бы развитие инноваций в области средств платежа, сколько из трудности установления четких границ сферы банковского посредничества.

В 2000 г. в рамках ЕС была выпущена Директива по электронным деньгам (2000/46/ЕС), которая содержит следующее определение: «Электронные деньги являются денежной стоимостью, представленной обязательством эмитента, которая: (1) хранится на электронном устройстве; (2) выпускается по получению средств эмитентом, в размере не менее внесенной в качестве предоплаты денежной стоимости; (3) принимается в качестве средства платежа иными институтами, нежели эмитент» 10.

Деятельность эмитентов электронных денег помимо их эмиссии ограничена следующими операциями: (1) предоставлением тесно связанных финансовых и нефинансовых услуг, таких как администрирование электронных денег (распространение и учет), а также выпуск и администрирование других платежных средств за исключением тех, которые основаны на той или иной форме кредита; (2) сохранением информации на электронных носителях, поступивших от других предприятий или общественных институтов. Эмитенты электронных денег не должны иметь паев в других предприятиях за исключением тех, деятельность которых также связана с выпуском или распространением электронных денег.

Что же касается основных мер по регулированию деятельности в сфере электронных денег, то можно выделить следующие из них:

1) минимальные требования к объему первоначального капитала эмитента электронных денег (1 млн евро). Эмитенты должны постоянно иметь собственные средства в объеме, равном или превышающем 2 % от размера текущих обязательств (или средней величины общих финансовых обязательств за шесть последних месяцев) по эмиссии электронных денег;

2) эмитенты электронных денег должны инвестировать средства в размере, не меньшем, чем их финансовые обязательства, связанные с эмиссией элек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Directive of the European Parliament and of the Council

2000/46/EC of 18.09.2000 «On the Taking up, Pursuit of and Prudential Supervision of the Business of Electronic Money Institutions» // Official Journal of the European Communities. L275.27.10.2000. P. 40. Art. l (3) (b).

тронных денег, в активы, которые характеризуются нулевым риском и высокой степенью ликвидности, либо в текущие депозиты, хранящиеся в кредитных институтах зоны А, в соответствии с Директивой 2000/12/ЕС, либо в другие высоколиквидные долговые инструменты, отвечающие требованиям ст. 2(12) Директивы 93/6/ЕЕС;

3) не менее двух раз в год эмитенты электронных денег должны сообщать контрольным органам информацию об объеме собственного капитала и финансовых обязательств по эмиссии электронных денег, а также информацию об активах, в которые осуществляются инвестиции; 4) эмитенты должны обеспечивать возмещение электронных денег по требованию держателя в форме наличных денег или депозитного перевода на банковский счет без каких-либо процентных платежей, за исключением платы за перевод.

Директива ЕС исключает из системы регулирования те виды электронных денег, когда эмитируемое обязательство не является полноценным средством обмена, т. е. принимается только на ограниченном числе предприятий или в рамках закрытых финансовых отношений, например, в маркетинговых или дистрибьютивных схемах.

Хотя было много дискуссий об использовании электронных денег и их важности, они до сих пор не являются широко используемым средством оплаты. В 2000 г. только 0,4 % от всего объема безналичных транзакций проводилось с использованием электронных денег11. Ряд национальных систем с использованием электронных денег и предварительно оплаченных карт в настоящее время готовят или тестируют адаптацию своих карт для использования в интернет-транзакциях как через процедуру идентификации в режиме реального времени, так и через терминал, установленный на персональных компьютерах. Подобное расширение свойств этих карт могло бы в конечном счете привести к более устойчивому спросу со стороны потребителей, а растущая популяризация этого средства оплаты могла бы стимулировать его использование.

Европейская комиссия выпустила в 2005 г. директиву, регламентирующую следующие вопросы: меры по защите держателей электронных денег, включая схемы гарантирования; требования к размеру капитала эмитентов электронных денег; возможность отказа от права требования возмещения электронных денег; необходимость разрешить выплачивать процентные платежи по денежным средствам, полученным в обмен на электронные деньги.

11 Платежные системы в зоне Евро (Комитет по платежным и расчетным системам) / ЦБ РФ. — М., 2004.

К настоящему времени большинство стран-участниц ЕС воплотили директиву ЕС по электронным деньгам в своем локальном законодательстве. Тем не менее в Австрии и Ирландии ограничен максимальный объем электронных денег, который можно хранить на электронном носителе (2 000 и 5 000 евро соответственно). В Великобритании предусматривается возможность выпуска электронных денег с дисконтом, что призвано стимулировать более широкое их использование в расчетах. В ФРГ электронные деньги трактуются как «денежная стоимость, хранимая на электронном информационном носителе в форме требования на эмитента, которое принимается третьими лицами в качестве средства платежа, не будучи законным (обязательным к приему) платежным средством (legal tender)». В Швеции электронные деньги определяются как «денежная стоимость, представленная обязательством эмитента, которая без наличия индивидуального счета сохраняется на электронном устройстве и которая одобрена в качестве средства платежа иными получателями, нежели эмитент». В Финляндии речь идет о «сумме денег на электронном устройстве, находящемся в распоряжении потребителя» 12.

При определении эмитентов электронных денег в национальном законодательстве стран ЕС можно выделить два существующих подхода. Согласно первому «эмитенты электронных денег определяются как разновидность кредитных институтов» (Австрия, Германия, Голландия, Испания, Португалия, Франция). Согласно второму подходу «эмитенты электронных денег определяются как институты (организации), которые выпускают средства платежа в форме электронных денег и имеют на это соответствующую лицензию» (Ирландия, Дания, Швеция, Великобритания) 13.

Основные различия между двумя подходами возникают вследствие национальных особенностей регулирования банковской деятельности и бизнеса в сфере денежных услуг. Так, если в одной стране платежный продукт, выпущенный финансовым институтом, юридически не классифицируется как электронные деньги, к нему применяется облегченное регулирование. В другой стране тот же самый продукт может рассматриваться как депозит, что

12 «Fourth Financial Market Promotion Act», which entered into force on 01.07.2002 amending the «Banking Act» (Германия); «Act on the Supervision of the Credit System», section 1(1), underp, 1992 (amending on 18.01.2002) (Нидерланды); «Credit Institutions Act», 69/2003 (amending on February 2003) (Финляндия) и т. д.

13 Electronic Money and E-money Institutions. Association of E-money Institutions in the Netherlands. Amsterdam, 15.11.2002. P. 15.

обусловливает применение более жесткого порядка регулирования в отношении его эмитента. В этой связи Директиву 2000/46/ЕС можно рассматривать как шаг по пути гармонизации и унификации регулирования эмиссионной деятельности в сфере электронных денег в странах — членах ЕС.

Таким образом, в Европе регулирование электронных денег стало интегральной частью банковского регулирования. Избранная стратегия отражает европейскую традицию значительного государственного контроля за системой денежных расчетов, которая распространена и на электронные деньги.

Что же касается сферы клиринговых расчетов, то разнообразие клиринговых организаций может отражать сосуществование клиринговых механизмов, предоставляемых различными категориями кредитных институтов, или многообразие региональных клиринговых механизмов, обрабатывающих в основном бумажные инструменты. В этих странах клиринговые механизмы часто связаны между собой. В Италии клиринговые услуги по безбумажным платежам предоставляются четырьмя провайдерами, подчиняющимися одним и тем же правилам и связанными между собой, а также с чековой клиринговой палатой, так что высокоин-тегрированные итальянские системы розничного клиринга определяют для каждого финансового института один многосторонний баланс, который рассчитывается в центральном банке.

Во всех странах все активнее внедряются автоматизированные процедуры обмена платежными инструментами и информацией между финансовыми институтами. Эта тенденция частично объясняется ростом использования автоматизированных платежных инструментов (таких, как дебетовые карты и прямое дебетование), а частично — автоматизацией клиринговых процедур для бумажных инструментов, таких, как чеки. Например, в Германии осуществляется электронный клиринг всех инструментов, включая чеки. Только чеки стоимостью 5 000 марок и более (крупностоимостные чеки) по-прежнему должны представляться в банк, на который выписан чек, на бумаге параллельно

электронному дебетованию. Сортировка и пересылка этих чеков осуществляется Бундесбанком с применением высокоскоростных сортировочных машин. Аналогичный механизм функционирует во Франции, где в настоящее время с помощью безбумажной процедуры может осуществляться клиринг чеков стоимостью менее 5 000 франков.

В общем можно говорить о том, что Европейский союз пока еще состоит из неоднородных платежных зон. Однако, необходимо понять, что развитие единого рынка в области системы розничных платежей не может произойти за один день, и развитие систем характеризуется зависимостью от исторического пути и медленным изменением платежных привычек. В этом контексте необходимо признать, что многие национальные платежные системы Европейского союза уже функционируют эффективно, что способствует развитию процесса финансовой интеграции в Европе.

Литература:

1. Платежные системы в зоне Евро. (Комитет по платежным и расчетным системам) / ЦБ РФ. - М., 2004.

2. Саксельцева Е. Г. Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике, Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, №1, январь, 2006.

3. Report of Electronic Money. European Central Bank. Frankfurt am Main, 1998; Parliament Resolution on Electronic Money and Economic and Monetary Union. European Parliament // Bulletin EU. 1998. № 1/2. 01.03.10.

4. Directive of the European Parliament and of the Council 2000/46/EC of 18.09.2000 «On the Taking up, Pursuit of and Prudential Supervision of the Business of Electronic Money Institutions» // Official Journal of the European Communities. L275.27.10.2000. P. 40. Art. l (3) (b).

5. Electronic Money and E-money Institutions. Association of E-money Institutions in the Netherlands. Amsterdam, 15.11.2002. P. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.