региональным расчетно-клиринговый центр как элемент производственной банковской инфраструктуры территории
о.п. Овчинникова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, кредита и налогообложения
ю.в. михалева
Орловская региональная академия государственной службы
Нормально функционирующая рыночная экономика характеризуется взаимосвязанностью всех сегментов рынка, свободным притоком денежных средств из финансовой сферы в производство. Основная макроэкономическая функция платежно-расчетной системы заключается в обеспечении процесса расчетов как стоимостного механизма обращения капитала. Именно с этих позиций платежно-расчетная система была отнесена к производственной банковской инфраструктуре.
Если на макроуровне принципиальной является структура расчетов с использованием преимущественно денежных форм расчетов, причем в форме движения средств по банковским счетам, то для конкретного экономического субъекта каждый из возможных инструментов расчетов и каждая из исполнительных систем расчетов может в определенный момент стать наиболее предпочтительной в зависимости от общего соотношения издержек и выгод, связанных с их реализацией. Указанные аспекты позволяют выделить четыре основные группы внешних факторов воздействия на основную функцию субъектов расчетов — максимизацию финансового результата — в процессе совершения расчетов.
Первая группа факторов относится к уровню трансакционных издержек при создании (выборе) исполнительной системы расчетов и ее реализации с использованием существующей инфраструктуры платежно-расчетной системы и механизмов расчетов.
Вторая группа факторов относится к уровню издержек использования конкретного инструмента в качестве инструмента расчетов в сравнении с альтернативными формами его использования (или, напротив, отказа от использования вообще).
Третья группа факторов связана с бюджетно-налоговой системой и уровнем ее воздействия на основную функцию субъекта расчетов при использовании той или иной исполнительной системы расчетов.
Четвертая группа факторов связана с механизмами принудительного воздействия в случае отказа от исполнения обязательств должником.
В рамках механизма формирования единичного акта расчетов возможно произвести следующую группировку элементов исполнительных систем расчетов:
1) инструменты расчетов;
2) механизмы расчетов;
3) инфраструктура расчетов.
На основании анализа инструментов расчетов выделяются макросистемы, из которых происходит вовлечение указанных инструментов в исполнительные системы расчетов, в результате чего инструменты, собственно, и становятся элементами платежно-расчетной системы. Элементы второй группы — механизмы расчетов — представляют собой совокупность формализованных и неформализованных правил, определяющих логику взаимодействия элементов конкретных исполнительных систем расчетов. В качестве элементов третьей группы рассматриваются организации, внешние функции которых обеспечивают процесс совершения расчетов в различных исполнительных системах.
Для наиболее полного определения взаимосвязей платежно-расчетной системы с внешним окружением выделяются макросистемы, непосредственно взаимодействующие с элементами платежно-расчетной системы: • институциональная система;
• организационная система сферы обращения;
• система необращаемых финансовых обязательств;
• денежно-кредитная система;
• система рынков обращаемых финансовых
инструментов;
• система товарных рынков.
Выше было определено, что платежно-расчетную систему можно отнести к производственной банковской инфраструктуре.
В качестве определения расчетно-платежной системы примем следующее определение. Платежно-расчетная система — это система, обеспечивающая перевод денег, осуществление расчетов и урегулирование долговых обязательств между участниками платежного оборота, основанная на связанных с данным процессом экономических отношениях и включающая методы, технологические инструменты, институты, необходимую правовую базу, применяемые в национальном хозяйстве1.
Тогда национальная платежная система должна включать в себя ряд элементов, таких как:
— институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
— финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
— контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.
В число основных участников платежной системы входят: центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные институты, почтовые учреждения, хозяйствующие субъекты и население. Перевод средств затрагивает исполнение денежных обязательств непосредственно центральным банком; коммерческими банками перед центральным банком; коммерческими банками перед клиентами и другими банками.
Принимая во внимание, что платежно-расчетная система на уровне региона представляет собой подсистему национальной платежной системы (второй уровень иерархии), имеющую определенные особенности в зависимости от степени экономического развития административного образования, можно представить следующее определение региональной платежной системы.
Региональная платежная система — это составная часть федеральной платежной системы,
1 Овчинникова О. П. Управление развитием регионов на основе
модернизации денежно-кредитной политики. — Орел, 2003.
обеспечивающая бесперебойное осуществление платежей и расчетов физических и юридических лиц региона, основанная на связанных с данным процессом экономических отношениях; включающая методы, технологические инструменты, институциональную структуру, необходимую нормативно-правовую базу, применяемые в национальном хозяйстве; и в дополнение к общефедеральным функциям реализующая клиринговые и розничные внутрирегиональные платежи и расчеты.
Уместно отметить, что региональная платежная система, как и национальная, представляет собой матричную структуру, эффективность которой определяется степенью взаимодействия между участниками платежно-расчетного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали.
В целом бесперебойное функционирование платежной системы означает, прежде всего, и главным образом, гарантированную окончательность платежей, как инициированных хозяйствующими субъектами и населением, так и тех, которыми обмениваются друг с другом банковские учреждения.
Следует выделить основные качественные параметры механизма реформирования платежно-расчетной системы России в целом и ее регионов в частности, необходимые для ее устойчивого функционирования:
— создание условий, препятствующих увеличению просроченной задолженности;
— создание условий, при которых практически любые издержки исполнения должником обязательств перед кредитором должны быть меньше выгод уклонения от такого исполнения;
— создание условий, при которых добровольное согласование субъективных оценок обеих сторон обязательства по поводу полезности того или иного инструмента достигается посредством сравнения преимущественно трансакционных издержек реализации исполнительных систем расчетов при определяющем значении фактора обязательности исполнения обязательства и относительной доступности любого инструмента.
Общепризнанно системы расчетов делятся на оптовые — системы проведения срочных платежей по межбанковским сделкам или сделкам корпоративных клиентов и розничные — системы проведения массовых низкостоимостных платежей потребителей по сделкам в торговых предприятиях.
Главное основание классификации оптовых систем расчетов — способ расчетов, откуда вытекает деление оптовых систем расчетов на системы
расчетов на валовой основе (брутто) и системы расчетов на чистой основе (нетто).
Нетто-расчет (клиринг) производится по сальдо между общей суммой всех платежей в пользу участников расчетов и суммой платежей участников расчетов, которые были осуществлены в течение определенного периода времени.
Клиринговые палаты, действующие во всех промышленных странах, обычно обеспечивают многосторонний «неттинг» (т. е. взаимную компенсацию обязательств и активов для выявления чистой позиции) межбанковских платежей и работают на ежедневной основе: многосторонние остатки рассчитываются в конце операционного дня, обычно через счета, находящиеся в центральном банке.
Механизм «неттинга» в значительной степени сокращает количество и стоимость переводов фондов для заданного объема операций, что позволяет банкам значительно снижать издержки и сокращать среднее суммарное количество резервов в центральном банке.
Однако операционный механизм клиринговой системы на многосторонней основе имеет два недостатка: во-первых, в конце дня банк может быть не в состоянии урегулировать свой окончательный остаток на счете (расчетный риск); во-вторых, неспособность одного банка урегулировать свои балансовые позиции может стать причиной невозможности произвести расчет для других банков, включая те, которые не работали с первым, не выполнившим своих обязательств, банком: в результате может разрушиться вся система расчетов (системный риск).
В системе расчетов на валовой основе платежи исполняются последовательно через короткий промежуток времени. Согласно исследованиям, проведенным Банком Италии, объем и стоимость переводов денежных средств гораздо выше в системе брутто-расчетов, чем в системе клиринга2.
Приведенная классификация является общепризнанной. Однако для настоящего исследования необходима дополнительная классификация систем валовых расчетов, представленная в табл. 1. Очевидно, что степень устойчивости и эффективности платежной системы прямо зависит от выбора конструкции, способов управления рисками и издержками в платежной системе.
Одним из главных моментов в нормализации структуры используемого расчетного инструментария является обеспечение объема денежных средств
2 Сассо Ф. Роль центрального банка в платежной системе. — Банк Италии, 1995.
Таблица 1
Классификация систем валовых расчетов
критерии классификации Иш системы расчетов
1. Частота расчетов Отсроченные системы (определенные по времени расчетов)
Постоянные системы (в режиме реального времени)
2. Наступление момента завершения расчетов Системы расчетов того же дня
Системы расчетов следующего дня3
3. Принадлежность Системы центральных банков
Системы частного сектора
4. Возможность получения кредитов центрального банка в течение дня Системы, обладающие возможностью получать в течение дня кредиты центрального банка4
Системы, не имеющие возможности получать в течение рабочего дня кредиты центрального банка5
5. Механизм доступа к системам Системы прямого доступа
Системы опосредованного («ступенчатого») доступа6
6. Структура счетов Системы унифицированных счетов7
Системы раздельных счетов
Децентрализованные системы8
Централизованные системы
7.Масштаб действия «Внутренние» системы, проводящие операции в пределах одной страны
Трансграничные системы
на счетах предприятий, достаточного для совершения расчетов в форме безналичных денежных перечислений. В этом направлении необходимо решить две задачи: снижение кредитных рисков и восстановление денежных оборотных средств производственных предприятий, т. е. сокращение бюджетной задолженности и дебиторской/кредиторской задолженности в промышленности.
При проведении взаимного сокращения задолженности бюджета и предприятий, а также использовании зачетных схем необходимо создание
3 Системы расчетов того же дня, в которых окончательный расчет имеет место только однажды, в конце операционного дня, называются системами расчетов к концу дня. С другой стороны, система расчетов в режиме реального времени определяется как система расчетов в течение операционного дня.
4 К таким системам относятся: ELLIPS (Бельгия), EIL-2V (Германия), BI-REL (Италия), TOP (Нидерланды), RIX (Швеция), Fedwire (США).
5 SIC (Швейцария) и BOJ-NET (Япония)
6 При такой системе «косвенные» участники проводят расчеты через «прямых» участников.
7 В таких системах счета системы валовых расчетов соединены с «основными» счетами кредитных организаций в центральном банке.
8 Участникам открыты счета более чем в одном офисе центрального банка.
централизованного механизма, в качестве которого можно предложить региональные клиринговые центры и создание на их основе расчетно-клирин-говых систем (РКС). Основная задача этих систем — расчет, единовременная реализация оптимальных с точки зрения экономики в целом взаимозачетных схем между бюджетом и предприятиями.
Основополагающим инструментом в РКС являются многосторонние клиринговые расчеты, а основная идея функционирования подобных систем сводится к следующему. На основании поступающей в РКС от участников расчетов информации о дебиторской и кредиторской существующей задолженности и планируемых платежах появляется возможность автоматизировать процесс поиска замкнутых цепочек платежей, практически мгновенно производить расчеты по этим цепочкам и, таким образом, существенно понижать уровень неплатежей и производить расчеты между хозяйствующими субъектами без использования «живых» денежных средств и всевозможных платежных суррогатов.
Использование многосторонних клиринговых расчетов в рамках региональной РКС предоставляет возможность регионам максимально эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении «живые» денежные средства, необходимые для нормального функционирования региональной экономики в условиях кризиса платежной системы.
Изложенное позволяет предложить схему региональной расчетно-клиринговой системы (см. рисунок).
В качестве базовой организации РКС — клирингового центра рекомендуются расчетные небанковские кредитные организации (расчетные НКО). Во-первых, технология проведения расчетов, основанная на зачете взаимных требований и применяемая расчетными НКО, не создает задержек при проведении расчетов. Во-вторых, НКО имеют исключительное право на открытие и ведение счетов участников расчетов на балансовом счете № 30218 «Взаимные расчеты по зачету требований участников расчетов (клиринга)», проведение расчетов, по которому не требует предварительного депонирования денежных средств. В-третьих, в целях снижения банковских рисков расчетным НКО не предоставлено право совершения активных операций.
Информационное взаимодействие основных участников расчетов в региональном расчет-но-клиринговом центре состоит в следующем: участники предоставляют в центр клиринговых расчетов информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. При участии бюджета различных уровней соответствующее финансовое управление (далее — Управление) определяет лимиты на финансирование получателей и лимиты по исполнению доходной части бюджета и производит передачу информации о финансировании получателей в пределах определенного лимита в клиринговый центр.
Далее центр клиринговых расчетов выполняет обработку полученной информации и формирует
Деятельность расчетно-клирингового центра в регионе
Таблица 2
Варианты проведения клиринговых расчетов
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Этап 1 — Сбор информации для проведения клиринговых расчетов
Участники расчетов предоставляют реестры существующей задолженности по установленной форме (в виде платежных поручений)
Участники расчетов предоставляют реестры существующей задолженности по установленной форме. Бюджетополучатели предоставляют разрешение на финансирование по клирингу. Бюджетоплательщики предоставляют разрешение на уплату налогов по клирингу
Участники расчетов самостоятельно определяют замкнутые цепочки платежей и предоставляют реестры платежных поручений. В случае необходимости бюджетополучатели и бюджетоплатель-щики предоставляют соответствующие разрешения
Этап 2 — Обработка информационной базы задолженностей в целях определения замкнутых цепочек и подготовка Протокола проведения клиринговых расчетов
Клиринговый центр передает участникам расчетов готовые для подписи платежные документы, реализующие полученные цепочки
Этап 3 — Оформление клиринговых расчетов
Участники расчетов подтверждают платежные документы, полученные в результате поиска замкнутых цепочек
Этап 4 — Проведение клиринговых расчетов
Клиринговый центр на основании платежных документов и протокола проведения клиринга исполняет поручения участников расчетов
цепочки платежей, обеспечивающие снижение задолженности предприятий и организаций перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами и друг перед другом.
По результатам проведения клиринговых сеансов центр клиринговых расчетов передает Управлению протоколы проведения клиринговых расчетов и платежные документы с участием соответствующего бюджета и предоставляет предприятиям и организациям, принимавшим участие в клиринговых расчетах, копии платежных документов и выписки их лицевых счетов.
Изложенное позволяет предложить 3 основные варианта проведения клиринговых расчетов (табл. 2).
Исследование нормативно-правовой базы осуществления расчетов показало, что в настоящее время не существует единого нормативного документа, подробно описывающего и регламентирующего деятельность расчетных небанковских кредитных организаций и проведение клиринговых расчетов. Все рассмотренные нормативные документы не определяют ни порядка осуществления клиринговых расчетов, ни ведения бухгалтерского учета клиринговых операций9.
Необходима разработка нового нормативного документа, четко регламентирующего деятельность расчетных НКО и определяющих правила проведения клиринговых расчетов. Примером подобного документа могли бы стать «Правила проведения расчетов через расчетную НКО «Расчетно-кли-
9 Положение ЦБ РФ от 21.09.2001 № 153-П, Положение ЦБ РФ от 08.09.1997 № 516.
ринговый центр». Данные правила определят следующие моменты:
1. Порядок присоединения к системам расчетов и порядок выхода из них.
2. Порядок осуществления клиринговых расчетов.
3. Создание и использование резервов (фондов), в том числе фонда поддержания ликвидности.
4. Порядок предоставления кредита участникам расчетов на завершение расчетов и возмещение возможных убытков.
5. Управление рисками.
6. Отражение основных операций в бухгалтерском учете расчетных НКО.
Разработка указанных правил, как представляется, внесет большую ясность в функционирование расчетных НКО, определит порядок построения надежных клиринговых систем, основой которых станут расчетные НКО.
Основное преимущество использования клиринговых расчетов перед валовыми расчетами при прочих равных условиях — высвобождение «живых» денежных средств у предприятий и организаций, являющихся участниками расчетов. Кроме этого, при расчете экономического эффекта использования клиринга необходимо учитывать скорость проведения расчетов для хозяйствующего субъекта. Если в рамках двухуровневой банковской системы расчеты производятся, как правило, на следующий день, то в рамках региональной расчетно-клирин-говой системы — в зависимости от применяемой расчетной схемы, время проведения расчетов может значительно снижаться (от нескольких минут до нескольких часов).
Таким образом, при определении экономического эффекта использования клиринговых расчетов играют роль следующие два фактора: время проведения платежа и стоимость платежа. В системе валовых расчетов под стоимостью платежа рассматривается стоимость денежного капитала, необходимого для проведения данного платежа. В системе клиринговых расчетов стоимость платежа определяется исходя из комиссии, взимаемой клиринговым центром за проведение данного платежа.
Поэтому на внутрирегиональном уровне расчеты будут проводиться на чистой основе (клиринг). Такой механизм расчетов в значительной степени сокращает количество и стоимость переводов денежных средств для заданного объема операций, что позволяет банкам значительно снижать издержки и сокращать среднее суммарное количество резервов.
Межбанковские обязательства и требования не урегулируются расчетно-клиринговым центром немедленно, а накапливаются в течение рабочего дня, по окончании которого подводится баланс. В течение дня, однако, могут проводиться несколько клиринговых сеансов (по усмотрению РКЦ). Платежи, урегулированные по итогам клирингового сеанса, становятся собственностью получателя. Платежи, не урегулированные по итогам клирингового сеанса, помещаются «в очередь» до проведения следующего клирингового сеанса. Платежи, стоящие в очереди, могут быть отозваны отправителем и присланы им вновь с другими значениями приоритетов, что недопустимо в системе брутто-расчетов. В конце рабочего дня подводится итог по проведенным за день операциям, рассчитывается дебетовое и кредитовое сальдо по каждому банку.
После этого осуществляется окончательный межбанковский расчет. При платежеспособности всех банков сети со счетов банков- «должников» снимаются суммы в размере образовавшегося за день дебетового сальдо, которые прямо через расчетный центр распределяются между банками, имеющими кредитовое сальдо. В конце операционного дня участники получают итоговые выписки по своим счетам с указанием реквизитов всех проведенных за день платежей и величины исходящего остатка на счете участника. Иными словами, по внутрирегиональным расчетам происходит стандартная процедура клиринга.
Важное направление совершенствования платежной системы региона — интеграция банковской и почтовой сетей. Известно, что все, даже самые отдаленные, районы располагают почтовыми
отделениями. Очевидно, что почтовым службам приходится работать со значительными фондами, осуществляя, в частности, трудоемкие операции по почтовым переводам. В данной связи уместно предложить создание финансовой почтовой службы, предлагающей несколько инструментов депонирования средств и оплаты платежей — чековые счета и почтовые чековые книжки — без предоставления кредита. Центром обработки чеков могут служить расчетные центры (региональные почтово-рас-четные центры или ПРЦ), имеющие, так же, как и любая кредитная организация региона, счета в региональном расчетно-клиринговом центре.
Обмен чеками между почтовыми отделениями одного региона будет осуществляться на основе клиринга в региональном почтово-расчетном центре. Чеки, выписанные на удаленные регионы, обрабатываются и сортируются в региональном ПРЦ, а затем по стандартным каналам связи передаются в Федеральный расчетный центр. Кроме того, подобные чековые счета могут служить клиентам и для подписки на периодические издания и т. п. Учитывая, что почтовые учреждения широко участвуют в организации безналичных расчетов в развитых странах (например, в Германии на систему федеральной почты приходится до трети всех безналичных расчетов), следует отметить, что включение почтовых служб в стандартный банковский расчетно-платежный оборот может принести ощутимую выгоду всем участникам платежного оборота. В большей степени данное утверждение касается, безусловно, физических лиц.
К недостаткам почтовых чеков относятся трудоемкость их обработки и необходимость транспортировки чеков в банки плательщиков, а также вероятность их подделки. В то же время они могут быть эффективным средством для платежей мелкими суммами при условии полной автоматизации, для чего необходимо соответствующее оборудование, а также приведение информации, нанесенной на чек, в единый машинный формат, например с использованием магнитного кода.
Однако в данной связи необходимо вменить в обязанность Центральному банку, вернее, его территориальным подразделениям, осуществление надзора за нормальным функционированием и надежностью системы расчетов, включая мониторинг правильности использования различных инструментов розничных расчетов, в том числе, осуществляемых через почтовую сеть. Таким образом, будет достигнута хотя бы минимальная унификация банковских и почтовых инструментов. В
дальнейшем возможно разрешение использования банковских инструментов в почтовых отделениях. Следует подчеркнуть, что подобная интеграция особенно выгодна для небольших регионов, имеющих слабую кредитную инфраструктуру, но широко развитую почтовую сеть.
Интеграция банковской и почтовой сетей будет способствовать: значительному ускорению движения денежных переводов между физическими лицами; дополнительной мобилизации денежных средств населения на почтовых счетах; преобразованию почтовых учреждений в специализированные финансовые учреждения, получающие значительную прибыль, которая в свою очередь может быть использована на развитие средств связи.
Следует отметить, что в настоящее время прилагаются определенные усилия в направлении интеграции банковских и почтовых сетей. В 2007 г было принято решение о взаимодействии Связь-банка и Почты России. За 2007 г. в банк переведены 75 из 81 филиала Почты России. Программа оказания почтово-банковских услуг (ПБУ) — «Вклады на Почте» — расширилась до 24 регионов, в том числе были охвачены Санкт-Петербург и Ленинградская область. Объем принятых через почту вкладов вырос за год на 26 %. В рамках развития ПБУ и повышения доступности банковских услуг для населения Связьбанк в 2007 г. начал проект по размещению в отделениях почтовой связи дополнительных офисов мини-формата — мини-офисов. До конца года их было открыто 80 в 17 регионах. Планируется, что в 2008 г. их число достигнет 320 в 59 регионах страны.
Помимо финансовой составляющей использование клиринговых расчетов в практике организации взаимных расчетов между предприятиями и организациями имеет положительные стороны: снижение себестоимости изготовления продукции и предлагаемых услуг за счет уменьшения издержек, связанных с нехваткой оборотных средств, повышение достоверности и надежности взаимных расчетов. Однако наиболее значимое достоинство предлагаемой схемы — это возможность радикально снизить уровень взаимных неплатежей между предприятиями и обеспечить высокую степень исполнения бюджетов всех уровней.
Конечно, существуют и некоторые недостатки использования клиринговых расчетов в рамках региональной расчетно-клиринговой системы: возможность рассчитаться посредством клиринга только внутри одного региона и только по определенным цепочкам платежей, что в свою очередь сильно ограничивает выбор поставщиков товаров и услуг и не способствует развитию рыночной экономики. Данная проблема может быть решена путем создания межрегионального расчетно-клиринго-вого центра с последующим выходом на федеральный расчетно-клиринговый центр (трехуровневая система: региональный РКЦ, межрегиональный и федеральный, либо двухуровневая: межрегиональный и федеральный РКЦ).
Тем не мене все преимущества клиринговых расчетов и развитие расчетной инфраструктуры в значительной мере перекрывают их недостатки, что обусловливает развитие клиринговых расчетов как во всем мире, так и в нашей стране.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ к ИНФОРМАЦИОННО- L.JI Ч И.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
• Банковско-предпринимательская деятел
• Конкурентноспособность российской экс
• Финансово-инвестиционная деятельное
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]