Научная статья на тему 'Исследование методов тестирования системы банковского клиринга с помощью средств ИКТ'

Исследование методов тестирования системы банковского клиринга с помощью средств ИКТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1748
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ / БАНКОВСКИЙ КЛИРИНГ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малышев Александр Сергеевич, Буслаев Александр Павлович

Рассмотрены процессы создания и тестирования программного обеспечения национальной системы банковского клиринга, описаны цели и методы тестирования, представлено исследование методов тестирования на примере тестирования модели национальной системы банковского клиринга с помощью современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предложены способы совершенствования методов тестирования системы банковского клиринга. Создание национальной системы банковского клиринга связано с поправками в Федеральный закон № 161-ФЗ "О национальной платёжной системе". Цель данных поправок информационно и инфраструктурно замкнуть процесс переводов денежных средств на территории России. В связи с данными поправками устанавливается, что при осуществлении операторами на территории России перевода денежных средств должны привлекаться операционные центры и платежные клиринговые центры, соответствующие не только требованиям российского законодательства, но и обязательно находящиеся в России. По этой причине Банком России было принято решение о создании "Национальной системы платежных карт" (НСПК), а также операционного и платежного клирингового центра НСПК (ОПКЦ НСПК). Так как программный код в программном обеспечении клирингового центра является полностью новой разработкой, то данное ПО прошло полный жизненный цикл, начиная от системного анализа и анализа требований, заканчивая тестированием, внедрением и сопровождением. Тестирование соответствующего программного обеспечения клирингового центра необходимо для подтверждения корректности обработки переводов и выполнения взаимного расчета платежей в процессе банковского клиринга. Исследованы основные методы тестирования "белого" и "черного" ящиков, а также соответствующие им критерии покрытия программного кода и приемы тестирования. Рассмотрены также методы ручного и автоматизированного тестирования ПО. Предложены способы совершенствования методов тестирования системы банковского клиринга. Исследование и сравнение методов тестирования произведено на примере тестирования модели национальной системы банковского клиринга, созданной с помощью современных средств ИКТ. Модель создана с помощью среды Simulink, интегрированной в MATLAB и содержит примеры тестирования различными методами. Ее также можно использовать для изучения методов тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование методов тестирования системы банковского клиринга с помощью средств ИКТ»

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО КЛИРИНГА С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ

Малышев Александр Сергеевич,

Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, san-100@bk.ru

Ключевые слова: информационно-Буслаев Александр Павлович, коммуникационные технологии, тестирование,

Московский технический университет связи методы тестирования, банковский клиринг,

и информатики, Москва, Россия, apal2006@yandex.ru программное обеспечение.

Рассмотрены процессы создания и тестирования программного обеспечения национальной системы банковского клиринга, описаны цели и методы тестирования, представлено исследование методов тестирования на примере тестирования модели национальной системы банковского клиринга с помощью современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предложены способы совершенствования методов тестирования системы банковского клиринга. Создание национальной системы банковского клиринга связано с поправками в Федеральный закон № 161 -ФЗ "О национальной платёжной системе". Цель данных поправок - информационно и ин-фраструктурно замкнуть процесс переводов денежных средств на территории России. В связи с данными поправками устанавливается, что при осуществлении операторами на территории России перевода денежных средств должны привлекаться операционные центры и платежные клиринговые центры, соответствующие не только требованиям российского законодательства, но и обязательно находящиеся в России. По этой причине Банком России было принято решение о создании "Национальной системы платежных карт" (НСПК), а также операционного и платежного клирингового центра НСПК (ОПКЦ НСПК). Так как программный код в программном обеспечении клирингового центра является полностью новой разработкой, то данное ПО прошло полный жизненный цикл, начиная от системного анализа и анализа требований, заканчивая тестированием, внедрением и сопровождением. Тестирование соответствующего программного обеспечения клирингового центра необходимо для подтверждения корректности обработки переводов и выполнения взаимного расчета платежей в процессе банковского клиринга. Исследованы основные методы тестирования - "белого" и "черного" ящиков, а также соответствующие им критерии покрытия программного кода и приемы тестирования. Рассмотрены также методы ручного и автоматизированного тестирования ПО. Предложены способы совершенствования методов тестирования системы банковского клиринга. Исследование и сравнение методов тестирования произведено на примере тестирования модели национальной системы банковского клиринга, созданной с помощью современных средств ИКТ. Модель создана с помощью среды 91тиПпк, интегрированной в ИДТЬДБ и содержит примеры тестирования различными методами. Ее также можно использовать для изучения методов тестирования.

Информация об авторах:

Малышев Александр Сергеевич, Магистр 2-ого года обучения, кафедра МКиИТ, МТУСИ, Москва, Россия Буслаев Александр Павлович, профессор, д.ф.-м.н., МТУСИ, Москва, Россия

Для цитирования:

Малышев А.С., Буслаев А.П. Исследование методов тестирования системы банковского клиринга с помощью средств ИКТ // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Том 11. №7. С. 27-30.

For citation:

Malyshev A.S., Buslaev A.P. (2017). Study of the methods of testing the banking clearing system by means of information and communication technologies. T-Comm, vol. 11, no.7, рр. 27-30. (in Russian)

Актуальность создания национальном системы

банковского клиринга (НСБК).

Подготовка поправок в Федеральный закон № ){Н-Ф3 «О национальной платёжной системе» была начата в 2014 году. Цель данных поправок - информационно и инфрасгруктур-но - замкнуть процесс переводов денежных средств на территории России. В связи с данными поправками устанавливается, что для осуществления операторами переводов денежных средств на территории России должны привлекаться операционные и платежные клиринговые центры, соответствующие не только требованиям российского законодательства, но и обязательно находящиеся на территории России [1]. Для выполнения данных требований Банком России было принято решение о создании «Национальной системы платежных карт».

Задачами НСПК являются - обеспечение бесперебойности платежных операций по картам международных платежных систем на территории России; разработка, построение и развитие российской системы платежных карт «Мир»; а также одной из основных задач НСПК является банковский клиринг - система межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через клиринговые центры и основанных на взаимном расчете платежей между банками. Использование клиринга обеспечивает стороны, участвующие в платежных операциях, следующими преимуществами: уменьшение объемов использования наличных денежных средств и возможность ускоренного проведения платежей, а также уменьшение рисков невыполнения обязательств со стороны других участников операций.

Разработка ПО национальной системы

банковского клиринга.

Для данных целей был создан операционный и платёжный клиринговый центр НСПК (ОПКЦ НСПК). Так как программный код в программном обеспечении клирингового центра является полностью новой разработкой, то данное ПО прошло полный жизненный цикл, начиная от системного анализа и анализа требований, заканчивая тестированием, внедрением и сопровождением программного продукта. Такая модель жизненного цикла представляет структуру, которая содержит процессы, действия и задачи, осуществляемые в процессе разработки, функционирования и сопровождения программного обеспечения в течение всей его жизни, начиная от определения требований до прекращения использования системы.

В настоящее время наибольшее распространение получила инкремеитная (итерационная) модель жизненного цикла ПО [2]. Данная модель используется при разработке «больших» систем, в том числе программного обеспечения клирингового центра. Инкремеитная (итерационная) модель подразумевает разработку информационной системы с использованием линейной последовательности стадий в несколько инкрементов (итераций). Подготовительными стадиями к разработке инкрементов являются системный анализ и анализ требований. Основными стадиями разработки инкремента являются проектирование, кодирование, тестирование, внедрение и сопровождение (см. рисунок 1). Ин-крементный процесс в большой степени является итеративным (заключает в себе последовательность повторяющихся действий) и обеспечивает на каждом инкременте работающий продукт.

Формирование требован и п

Системный анализ ^Н Анализ требований

Проектирование Щ Кодирование

Проектирование I Кодирование

я

Рис. X. Инкремеитная модель жизненного цикла ПО

Применение современных средств ИКТ для тестирования ПО НСБК

Тестирование программного обеспечения клирингового центра необходимо для подтверждения корректности обработки переводов и выполнения взаимного расчета платежей в процессе банковского клиринга.

Одной из основных метрик тестирования (численное выражение качества тестирования) является тестовое покрытие, представляющее из себя плотность покрытия требований либо покрытия исполняемого кода [3]. Сложность современного ПО сделало невозможной задачу проведения тестирования разрабатываемых систем со 100% тестовым покрытием всех входных значений. Поэтому используют следующие подходы к оценке и измерению тестового покрытия программного обеспечения: покрытие требований, покрытие кода и тестовое покрытие на основе анализа потока управления [4]. Fi зависимости от типа покрытия и от доступа к исходному коду тестируемого программного обеспечения, различают тестирование методами «белого ящика» и «черного ящика».

Тестирование методом белого ящика является тестированием программного кода па предмет логики работы программы и корректности её работы с точки зрения компилятора того языка программирования, на котором она написана, Техника «Белого ящика» включает в себя следующие критерии покрытия программного кода: покрытие решений, покрытие условий, покрытие решений и условий, а также комбинаторное покрытие условии [5 [.

Тестирование методом черного ящика основано на тестировании по требованиям и функциональной спецификации, при этом не оперирующий внутренней структурой кода. Техника «Черного ящика» включает в себя следующие приемы тестирования; эквивалентное разбиение, анализ граничных значений, анализ причинно-следственных связей, а также предположение об ошибке |6].

Различают также методы ручного и автоматизированного тестирования ПО. Ручное тестирование ПО - тестирование ПО без использования вспомогательных программных средств. В данном методе тестирования специалист по тестированию программного обеспечения выполняет тест-кейсы взаимодействуя напрямую с системой. Автоматизированное тестирование программного обеспечения - это процесс верификации ПО, при котором основные шаги и функции, такие как запуск, инициализация, выполнение тест-кейса, а также анализ и выдача результата тестирования, выполняются автоматически при помощи инструментов автоматизированного тестирования [7].

28

T-Comm Том 1 1. #7-20 1 7

У

Модель к пиринговой с ис1е«>1

Модуль обработки и обогащения Сообщения для участников операции сообщений

Рис.2. Модель клиринговой системы

При автоматизированном тестировании специалист по тестированию ПО реализует выполнение тест-кейсов в системе автоматизированного тестирования, которая уже взаимодействует с разрабатываемой системой.

Информационно-коммуникационные технологии охватывают все ресурсы, которые необходимы для управления информацией, такие как компьютеры, сети, программное обеспечение, используемые для хранения, создания, управления, поиска и передачи информации. При использовании современных ИКТ можно моделировать сложные системы и визуализировать происходящие в них процессы.

С помощью расчетных, имитационных, демонстрационных и моделирующих средств ИКТ можно провести исследование и сравнение методов тестирования на примере тестирования модели национальной системы банковского клиринга и, если это возможно, предложить методы их совершенствования.

Для реализации описанных целен исследования и сравнения методов тестирования создана модель клирингового центра. Модель состоит из взаимодействующих модулей и содержит примеры тестирования различными методами. Модель создана с помощью среды ЗшшНок, интегрированной в МЛТЬАВ (рис. 2).

Систему можно использовать для сравнения методов тестирования, а также для изучения методов тестирования. Тестирование па основе модели является развивающимся во всем мире подходом к тестированию, призванным повысить эффективность тестового процесса.

Подобных моделей клирингового центра в открытом доступе не присутствует.

В результате исследований методов тестирования выявлено, что, так как система имеет последовательную структуру расположения модулей то проверка решений и условий и приемы эквивалентного разбиения являются приоритетными при тестировании системы банковского клиринга и имеют наибольшую эффективность по сравнению с другими методами.

Перспективами развития тестирования системы банковского клиринга является применение промышленных способов проверки качества программного обеспечения. Наиболее важным направлением здесь является переход от ручного тестирования к различным системам автоматизированного тестирования и локализации найденных дефектов.

Совершенствованием методов тестирования ПО клирингового центра является создание программных расширений для процесса автоматизированного тестирования методом белого ящика для проверки возвращаемого значения функций и локализации функций (модулей), содержащих дефекты.

Заключение

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий при исследовании и сравнении методов тестирования позволяет не только специалистам по тестированию ПО сравнивать эффективность методов тестирования для различных систем, в том числе для системы банковского клиринга, но и позволяет организовать процесс обучения методам тестирования программного обеспечения на примере тестирования модели системы банковского клиринга и подготавливать новых специалистов для тестирования ПО клирингового центра.

Т-Сотт Уо1.1 1. #7-201 7

COMPUTER SCIENCE

Литература

1. Указание Центрального банка РФ от 16 декабря 2014 г. N 3493-У «Об организации взаимодействия и получении операционных услуг и услуг платежного клиринга по переводам денежных средств с использованием международных платежных карт» (16 декабря 2014 г.).

2. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения: учеб. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

3. Майерс Г. Искусство тестирования программ. М.: Финансы и статистика, 1982, 176 с,

4. Myers G.J., Badgett Т.. Sandler С., Thomas Т.М. The Art of Software Testing. John Wiley and Sons, 2004. 224 c. ISBN 047167835X.

5. Капер Кем, Фол к Джек, Игу ей Енг Кек. Тестирование программною обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений. Киев: ДиаСофт, 2001. 544 с. ISBN 9667393879.

6. Беизер Б. Тестирование черного ящика. Технологии функционального тестирования программного обеспечения и систем. СПб.: Питер, 2004. 320 с, ISBN 5-94723-698-2.

7. Кулям ин В.В. Методы верификации программного обеспечения. Методы автоматизации тестирования, М.: Институт Системного Программирования РАН, 2008. 111с.

STUDY OF THE METHODS OF TESTING THE BANKING CLEARING SYSTEM BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Alexander S. Malyshev, MTUCI, Moscow, Russia, san-100@bk.ru Alexander P. Buslaev, MTUCI, Moscow, Russia, apal2006@yandex.ru

Abstract

The article examines the processes of creating and testing software for the national banking clearing system, describes the purposes and methods of testing, presents a study of testing methods by examining the model of the national system of bank clearing with the help of modern information and communication technologies (ICT), proposed ways to improve methods of testing the system Bank clearing. The creation of a national system of bank clearing is associated with amendments to Federal Law No. 161-FZ "On the National Payment System". The purpose of these amendments is to inform and infrastructural the process of money transfers in the territory of Russia. In connection with these amendments, it is established that when operators carry out the transfer of funds in the territory of Russia, operational centers and payment clearing centers that correspond not only to the requirements of Russian legislation, but also are necessarily located in Russia, must be involved. For this reason, the Bank of Russia decided to establish a "National Payment Card System" (NPCS), as well as an operational and payment clearing center of the NPCS (OPCC NPCS). Since the software code in the software of the clearing center is a completely new development, this software has passed a complete life cycle, from system analysis and analysis of requirements, to testing, implementation and maintenance. Testing of the corresponding software of the clearing center is necessary to confirm the correctness of the processing of transfers and perform the mutual calculation of payments in the process of bank clearing. The article examines the main testing methods - "white" and "black" boxes, as well as the corresponding coverage criteria for program code and testing techniques. The methods of manual and automated testing of software are also considered. Methods for improving the methods for testing the banking clearing system are suggested. Research and comparison of testing methods was carried out on the example of testing the model of the national system of bank clearing, created with the help of modern ICT tools. The model is created using the Simulink environment, integrated into MATLAB and contains examples of testing by various methods. It can also be used to study testing methods.

Keywords: information and communication technologies, testing, testing methods, banking clearing, software.

References

1. Instruction of the Central Bank of the Russian Federation of December 16, 2014 No. 3493-U "On the organization of interaction and receipt of operational services and payment clearing services for transfers of funds using international payment cards" (December 16, 2014).

2. Orlov S.A. (2002). Software Development Technologies. St. Petersburg: Peter.

3. Myers G. (1982). The Art of Testing Programs. Moscow: Finance and Statistics.

4. Myers G.J., Badgett T., Sandler C. and Thomas T.M. (2004). The Art of Software Testing, John Wiley and Sons, ISBN 047I67835X.

5. Kaner Who, Folk Jack and Nguyen Yong Keck (2001). Software testing. Fundamental concepts of management of business applications, Kiev: DiSoft, ISBN 9667393879.

6. Beizer B. (2004). Testing the black box. Technologies for functional testing of software and systems. SPb.: Peter, ISBN 5-94723-698-2.

7. V.V. Kulyamin (2008). Methods of software verification. Methods of Test Automation. Moscow: Institute for System Programming of the Russian Academy of Sciences.

Information about authors:

Alexander S. Malyshev, Master of the second year of study, chair of the MCIT, MTUCI, Moscow, Russia Alexander P. Buslaev, Professor, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, MTUCI, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.