Д. О. Чухланцев
КРИЗИС РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ОПТИМИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Рассматриваются факторы, обусловившие кризис платежей в российской экономике и пути его преодоления как в текущем, так и стратегическом плане; предлагается модель межбанковских клиринговых расчетов на примере вертикально интегрированной компании ОАО «Газпром».
Кризис платежей в современной российской экономике является одним из решающих факторов, дестабилизирующих работу всех отраслей народного хозяйства и определяющих темпы снижения объемов производства, тем самым оказывая существенное отрицательное воздействие на общероссийскую экономическую ситуацию.
Резкий рост цен за годы реформ привел к обесценению денежных оборотных средств предприятий, а также их амортизационных фондов. Массовые неплатежи, прочно вышли на первое место в ряду острейших проблем российской экономики.
Сегодня нет простого и однозначного решения проблемы по выходу в короткий срок из ситуации взаимных неплатежей. В современном сложном производстве каждое предприятие связано финансовыми отношениями с большим количеством поставщиков и потребителей. Следовательно, при отсутствии нормального платежного оборота объемы задолженности предприятий продолжают возрастать, что негативно отражается на процессах снабжения и сбыта, состоянии производства, потребительского рынка, экономики в целом.
Следует отметить, что на современном этапе развития экономики России платежеспособность, т. е. способность рассчитаться по обязательствам, становится одной из важнейших характеристик результативности работы предприятия. Она определяет не только его взаимоотношения с партнерами, банками, бюджетом, но и в конечном счете его успешную деятельность или банкротство.
Зачастую феномен неплатежей пытаются объяснить «периферийными» причинами - задержкой банковских расчетов, неразвитостью платежных инструментов, несвоевременностью бюджетных выплат, отвлечением средств на торговопосреднические и валютные операции и т. п. Между тем кризис платежей как системное, общеэкономическое явление наблюдался во всех странах Восточной Европы, переходящих к рынку, но отсутствует в рыночных экономиках государств Латинской Америки и Азии, несмотря на наличие в них всех вышеназванных проблем и неразвитость инфраструктуры. Логично, таким образом, предположить недостаточность перечисленных причин для объяснения кризиса платежей [1-4].
В основе кризиса платежей, согласно предложенному в работе [5] подходу, лежит государственное финансирование производства при свободных ценах. Всеобъемлющее государственное финансирование включает кредитную эмиссию Центрального Банка России коммерческим банкам для кредитов предприятиям, бюджетные инвестиции, льготы и т. д., а главное, означает пассивное покрытие государством производственных затрат предприятий. Г осфинансирование обусловливает процесс постоянного вменения государству расходов предприятий, прежде всего, через механизм взаимных кредитов и долгов предприятий, создающий перманентный кризис платежей. Поэтому свободные цены сущностно несовместимы с государственным финансированием.
После скачка цен в первом квартале 1992 г. была вынужденно осуществлена дополнительная эмиссия платежных средств, в результате денежная масса выросла
на 30%. В дальнейшем правительство и ЦБ стремились проводить политику жесткого ограничения эмиссии. Сдерживание роста безналичной и наличной денежной массы стало одним из центральных моментов финансовой политики. Принятые меры дали определенный результат по значительному снижению роста инфляции в стране, однако одновременно породили кризис платежеспособности многих до той поры финансово устойчивых предприятий и организаций с последующим перерастанием в цепочку взаимных неплатежей. В целом же не оправдался расчет на то, что освобождение цен и жесткие финансовые ограничения позволят создать конкурентную хозяйственную среду и изменить мотивацию поведения государственных предприятий, что в конечном итоге и привело к кризису платежей.
Среди факторов, постоянно генерирующих кризис платежей, следует, прежде всего, назвать сложившуюся искаженную структуру затрат на производство. Высокий уровень материальных затрат обусловливает завышенные потребности предприятий в оборотных средствах для приобретения сырья, материалов, комплектующих изделий и энергии. В то же время относительно низкий уровень заработной платы ограничивает покупательную способность, определяя соответствующий уровень конечного потребления населением товаров и услуг. Диспропорция между возможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами по всей цепочке отраслей, порождающая инфляцию издержек, тоже создает условия для постоянного углубления кризиса платежей.
Монополизм, значительные отклонения в ценах у разных производителей, раз-балансированность объемов производства товаров и услуг в разных отраслях, отсутствие или недостаточное развитие информационной инфраструктуры, неразвитость других рыночных механизмов приводят к излишним, необоснованным затратам. Это также завышает потребности предприятий в оборотных средствах, в результате приводится в действие механизм, который способствует либо нарастанию неплатежей, либо сокращению производства.
Можно утверждать, что нарастание волны неплатежей непосредственно связано с продолжающимся функционированием на рынке низкорентабельных и убыточных предприятий. Эти предприятия становятся причиной неплатежей: либо изначально не расплачиваясь из-за отсутствия средств с поставщиками, либо в последующей цепочке подняв цены и инициируя дополнительный рост материальных затрат у потребителей. В последнем случае причиной возникновения неплатежей вновь будет несоответствие цен, обусловленных завышенными затратами производителей и платежеспособным спросом. Низкорентабельные, а тем более убыточные предприятия не имеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит. Таким образом, потребность в кредитных ресурсах превышает, как правило, возможности предприятий по их оплате.
Нередко в начале цепочки неплатежей стоит государство, которое не сбалансировав доходы и расходы, задерживает оплату. Но государство как самостоятельный сектор экономики является не столько источником, сколько такой же «жертвой», как и предприятия нефинансового сектора. В стране в последние годы постоянно увеличивается несоответствие между реально обращающейся денежной массой и потребностью в оборотных средствах для обеспечения нормальной деятельности предприятий. Постоянно растут долги государства организациям и учреждениям бюджетной сферы. Оправдывается это недопоступлением платежей в бюджет, что во многом вызывается также кризисом платежей.
Меры противодействия платежному кризису. Проблему взаимных неплатежей, характерную для периода адаптации затратной экономики к рыночным условиям, полностью можно решить только с началом подъема экономики, когда конкурентная
среда заставит предприятия осуществлять ресурсосберегающую политику, а финансовая стабилизация приведет к существенному снижению уровня инфляции.
Предлагаемые меры по преодолению платежного кризиса можно разделить на неотложные, которые в сравнительно короткий срок могут смягчить нынешнюю ситуацию с неплатежами, и стратегические, способные оздоровить российскую экономику.
К группе неотложных относятся следующие меры:
- проведение всеобщего зачета платежей и применение к должникам процедур, исключающих их пребывание на товарном рынке как низкорентабельных и убыточных;
- введение вексельного обращения (включая учет и переучет векселей предприятий банками), которое в состоянии смягчить дефицит платежных средств и частично заменить деньги средствами ограниченной ликвидности;
- создание постоянно действующего механизма проведения взаимозачетов предприятий в виде зачетных палат, в том числе использование процедур клирингового зачета на региональном и межрегиональном уровнях.
Стратегические меры оздоровления денежно-финансовой ситуации в российской экономике предполагают:
- исправление диспаритетов цен и стабилизацию ценовых пропорций, которые сделают финансирование реального сектора экономики не более рискованным и не менее выгодным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций и игра на валютно-финансовых рынках;
- жестко контролируемое отнесение основной массы эмиссии ЦБ на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений - на инвестиции и государственную поддержку ценовых паритетов;
- совершенствование законодательства о предприятиях и акционерных обществах, обеспечивающее эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны наблюдательного совета (совета директоров) с учетом соответствующего опыта развитых стран;
- достижение в России инвестиционного оживления - важнейшего фактора преодоления кризиса и прекращения спада производства. Один из принципиальных аспектов реализации такой цели - удержание капитала в стране, пресечение его бесконтрольного вывоза за границу в условиях инвестиционного голода. Здесь требуется активное государственное вмешательство, причем свободное от упований на всемогущество процентных ставок: если удерживать капитал только с их помощью, они станут настолько высоки, что вызовут не рост, а полный крах инвестирования;
- введение в действие неиспользованных крупных финансовых резервов государства и национального дохода (устранение чистых национальных потерь в размерах более 10% ВВП, приходящихся на положительное сальдо внешнеторгового баланса, - утечки капитала и вывоза природных ресурсов);
- окончательное решение проблем финансирования предприятий после ликвидации системы взаимного кредитования и списания взаимных долгов на основе создания частных кредитных рынков, базируемых на восстановлении сбережений населения и возобновлении их текущего потока.
Следовательно, главным направлением преодоления кризиса платежей должны стать меры макроэкономического характера, направленные на расширение внутреннего рынка, создание практически новой сбытовой системы, позволяющей промышленным предприятиям, а не торгово-посредническим организациям, получать большую часть доходов от реализации продукции, на сдерживание роста издержек производства и пополнение оборотных средств.
Конкретный вариант решения. Основное содержание различных систем взаимных неплатежей составляют просроченные дебиторские задолженности. Сложность проблемы заключается в том, что ее пространственно-временная сущность не позволяет использовать широко известные традиционные экономикоматематические модели для анализа и решения. Многие известные макро- и микроэкономические модели ориентированы, как правило, на стабильно протекающие финансово-экономические процессы.
Решение проблемы неплатежей состоит из двух взаимосвязанных этапов:
- анализа характерной структуры взаимных неплатежей с целью изыскания механизма их погашения;
- формирования экономически наиболее эффективного способа погашения взаимных задолженностей.
С учетом вышесказанного рассмотрим механизм клиринговых расчетов на примере вертикально интегрированной компании ОАО «Газпром», позволяющий рационализировать ее взаиморасчеты с предприятиями, связанными с газовой промышленностью [6, 7].
Современные взаимоотношения между предприятиями ОАО «Газпром», предприятиями реального сектора и связанными с ними финансовыми структурами настолько разветвленные, что деньги зачастую должны пройти через десятки счетов, чтобы завершился полный цикл расчетов. Обслуживание такой цепочки занимает несколько месяцев, и все это время деньги находятся не в производственной сфере, а в банковской системе. Это происходит из-за отсутствия у предприятий достаточных оборотных средств, чтобы расплатиться с должниками. Такие финансовые затруднения ведут к еще большему увеличению кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий. Очевидно, чем быстрее выполняются расчеты, тем меньше опасность кризиса платежей. Следовательно, решение проблемы взаимозачета долгов, причем качественно отличное от имевших место ранее, является первоочередной задачей, позволяющей перераспределять финансовые средства предприятий из сферы по обслуживанию долга в реальный сектор. Даже для проведения небольшого взаимозачета долгов требуется масса документов, при этом разработанные схемы зачетов далеко не всегда эффективны. Причина - в отсутствии полной информации и большом количестве фирм-посредников, участвующих в зачетных схемах.
В качестве примера рассмотрим погашение задолженности 6-ти предприятий ОАО «Газпром» (ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз», ООО «Ямбурггаздобы-ча», ООО «Лентрансгаз», ООО «Тюментрансгаз», ООО «Газкомплектимпэкс») по клиринговым схемам (Приложение).
Эффект от приведенных итераций реализации зачета - в сокращении суммарной задолженности предприятий в несколько раз (для рассмотренного примера - с 56,807 млрд. руб. до 31,097 млрд. руб.), в итоге предприятия смогут более эффективно использовать свои оборотные средства, направив их на развитие производства.
Предложенный метод решения позволяет использовать несколько способов расчетов зачета взаимных долгов предприятий, избежать длительных последовательных банковских платежей и отвлечения значительных оборотных средств предприятий из производственной сферы. Этому же будет способствовать межбанковский клиринг, как система безналичных расчетов, основанная на зачете встречных требований и обязательств участников расчетов, которые в результате зачета погашаются и завершаются платежами на разницу между суммой обязательств и (или) требований.
Любой вертикально интегрированной компании, в том числе ОАО «Газпром», необходим постоянный мониторинг финансовой деятельности своих предприятий,
а также иных подконтрольных предприятий, в частности мониторинг осуществляемых ими платежей.
Мониторинг платежей в режиме реального времени, управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятий ОАО «Газпром» было бы целесообразно осуществлять в Клиринговом центре ОАО «Газпром», выполняющем следующие функции:
- сбор, обработку и оперативное предоставление информации о движении финансовых потоков;
- взаимозачет платежей участников расчетов на клиринговой основе и оптимизацию налоговых отчислений;
- консолидацию финансовых ресурсов и контроль за их целевым использованием;
- оперативный контроль за денежными оборотами подведомственных предприятий;
- управление дебиторской и кредиторской задолженностью подведомственных предприятий.
Одной из задач Клирингового центра ОАО «Газпром» мог бы стать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, участвующих в зачетных схемах с предприятиями ОАО «Газпром». При проведении такого анализа будут выявлены предприятия - потенциальные банкроты с большим объемом дебиторской задолженности, а следовательно, и с возрастающим уровнем кредиторской задолженности. Если анализ показывает, что трудности предприятия связаны с единственным фактором - неплатежами дебиторов данного предприятия, то в этом случае предприятие может быть прокредитовано КБ «Газпромбанк» либо другим банком в залог акций (или иной доли участия в деятельности предприятия). При этом если дебиторы предприятия участвуют в клиринговых расчетах, проводимых Клиринговым центром ОАО «Газпром», то задолженность предприятия может быть погашена, и предприятие превращается из потенциального банкрота в финансовоустойчивое предприятие. При многократном проведении расчетов предприятие может быть выведено в инвестиционно привлекательное для ОАО «Газпром».
Схемы кредитования или приобретения доли участия в деятельности предприятий определяются Клиринговым центром ОАО «Газпром» в ходе осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Описанная технология работы Клирингового центра ОАО «Газпром» выгодна всем перечисленным ниже участникам расчетов.
1. Администрации ОАО «Газпром», так как, кроме указанных выше преимуществ, она получает возможность:
- снизить управленческие затраты на сбор и обработку данных о движении финансовых потоков в компании;
- оперативно получать аналитические формы и формы отчетности, необходимые для проведения управленческого учета, планирования и прогнозирования движения финансовых потоков в компании;
- упорядочить оборот денежных средств в компании и уменьшить за счет этого текущие расходы.
2. Предприятиям ОАО «Газпром», так как позволяет им уменьшить задолженность и ускорить получение денежных средств (им выгодно предоставлять в Клиринговый центр ОАО «Газпром» информацию о всех платежах, в том числе планируемых, поскольку в системе клиринга они могут пройти даже при отсутствии средств на счете из-за наличия встречных платежей).
3. Банкам, участвующим в клиринговых расчетах, в том числе КБ «Газпромбанк», поскольку они получают возможность:
- ускорить прохождение платежей своих клиентов;
- создать центр межфилиальных расчетов.
Таким образом, для организации проведения указанных выше процедур необходимо, чтобы все предприятия ОАО «Газпром» и предприятия реального сектора, участвующие в поставках продукции предприятиям ОАО «Газпром», стали участниками Клирингового центра ОАО «Газпром», а также открыли счета в КБ «Г аз-промбанк», который выступит в качестве оператора проведения предлагаемых зачетных схем.
Литература
1. Афанасьев М., Кузнецов П., Исаева П. Кризис платежей в России: что происходит на самом деле // Вопросы экономики. 1995. № 8.
2. Горшков А. Анализ структуры взаимных неплатежей и выбор оптимального плана их погашения // Банки и технологии. 1999. № 1.
3. Плущевская Ю., Старикова Л. Исследование финансовых потоков в российской экономике // Вопросы экономики. 1997. № 12.
4. Шмелев Н. Неплатежи — проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. 1997. № 4.
5. Бернштам М., Ситников А. Платежный кризис: причины, следствия, пути преодоления // Российский экономический журнал. 1995. № 1.
6. Попов А. Клиринговые расчеты: информация к размышлению // Банковские технологии. 1997. № 10.
7. Шавырин А. Клиринговые расчеты //Банковские технологии. 1998. № 7.
Задолженность предприятий ОАО «Газпром», тыс. руб.
Приложение
Кредитор Должник Администрация ОАО «Газпром» Межрегионгаз Ямбурггаздобыча Лентрансгаз Тюментрансгаз Газкомплектимпэкс Итого
До проведения клиринговых расчетов
Администрация ОАО «Газпром» 0 9080605 1354419 1327268 15746803 1725342 29234437
Межрегионгаз 489373 0 5468 259 353934 107 849141
Ямбурггаздобыча 1222030 1771633 0 0 34257 576025 3603945
Лентрансгаз 49288 268230 0 0 0 57466 374984
Тюментрансгаз 2116818 17715191 0 544005 0 753684 21129698
Газкомплектимпэкс 22444 16596 1004038 99624 472268 0 1614970
Итого 3899953 28852255 2363925 1971156 16607262 3112624 56807175
После проведени я клиринговыхрасчето
Администрация ОАО «Газпром» 0 22240658 0 1596172 0 1497654 25334484
Межрегионгаз 0 0 0 0 0 0 0
Ямбурггаздобыча 0 1240020 0 0 0 0 1240020
Лентрансгаз 0 0 0 0 0 0 0
Тюментрансгаз 0 4522436 0 0 0 0 4522436
Газкомплектимпэкс 0 0 0 0 0 0 0
Итого 0 28003114 0 1596172 0 1497654 31096940
Погашенная кредиторская задолженность предприятий ОАО «Газпром» после проведения клиринговых расчетов, тыс. руб.:
Администрация ОАО «Газпром» 3899953
Межрегионгаз 849141
Ямбурггаздобыча 2363925
Лентрансгаз 374984
Тюментрансгаз 16607262
Газкомплектимпэкс 1614970
Итого 25710235
17715191
Рис. 1. Задолженности предприятий ОАО «Газпром», тыс. руб.
Рис. 2. Сокращение взаимной задолженности между предприятиями
Рис. 3. Оптимизация зачета взаимной задолженности предприятий при проведении клиринговых процедур