банковского надзора является укрепление финансовой стабильности банковской системы региона, рациональное определение экономических приоритетов и стимулирование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли региона, развитие которых объективно необходимо с позиции региональных интересов.
Гугаев Д.Б.
Перспективы информатизации территориальных учреждений Банка России
В рамках "Целевой программы развития информатизации и телекоммуникаций Центрального банка РФ", руководством Банка России принята "Концепция типовой Единой Информационно-вычислительной Системы Территориального Учреждения Банка России (ЕИВС ТУ)". Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности территориальных учреждений (ТУ) ЦБ РФ, обеспечения руководства ТУ информационными и аналитическими материалами, необходимыми для качественного и своевременного принятия решений, а также для формирования и передачи всей необходимой информации в ЕИВС Центрального аппарата Банка России.
Главной целью концепции является выработка основных направлений комплексной автоматизации деятельности структурных подразделений территориальных учреждений Банка России, выбор и обоснование методологии информатизации с учетом существующего системно-технического обеспечения и перспектив его развития.
В ней приведены основные требования к создаваемой системе и концептуальные решения по ее реализации, включающие описание функционального состава системы, предложения по архитектуре, организационные аспекты разработки и эксплуатации, подходы по обеспечению информационной безопасности.
Назначение и цели создания типовой ЕИВС ТУ вытекают из характеристики объекта информатизации (в данном случае -ТУ). Качество любой информационной системы во многом определяется тем, насколько полно и всесторонне она учитывает специфические особенности объекта информатизации, прежде всего его функциональные и информационные характеристики. Согласно положению о нем, территориальное учреждение Банка России (ТУ) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, входящее в единую централизованную систему Банка России и осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций.
ТУ имеют иерархическую структуру с многочисленными вертикальными и горизонтальными связями. В связи с тем, что конкретные административные структуры ТУ (включая такие подразделения как головные расчетно-кассовые центры - ГРКЦ и иные РКЦ) могут иметь некоторые региональные особенности (объем обрабатываемой информации, наличие межрегиональных хранилищ, специфические особенности учета, допускаемые нормативными актами Банка России и т.д.), объектами информатизации должны быть не структурные подразделения ТУ, а выполняемые ими функции, а также технологические процессы обработки информации.
Кроме того, являясь подразделением системы Банка России и хозяйствующим субъектом экономики, ТУ осуществляет административную и внутрихозяйственную деятельность и формирует отчетность (в том числе на основании данных кредитных организаций), направляемую в центральный аппарат Банка России.
Предметом концепции и является определение требований к комплексной автоматизация перечисленных выше функций для ТУ и его структурных подразделений и подведомственных организаций, за исключением задач, решаемых в рамках учетно-операционной системы, на основе создания единой информационно-вычислительной системы (ЕИВС), имеющей специфическую архитектуру, систему безопасности и технологию обработки данных.
Процессы обработки данных, поддерживаемые ЕИВС ТУ, включают в себя: сбор данных из многочисленных источников; их контроль и фильтрацию; корректировку (в случае необходимости); расчет и агрегацию показателей; аналитическую обработку; хранение и отображение информации в требуемом (удобном для использования) виде.
Источники информации, обеспечивающие поступление информации в систему, можно подразделить на две основные категории: внутренние - подведомственные территориальному учреждению (РКЦ, ГРКЦ, управления и отделы аппарата ТУ, учетно-операционная система), и внешние - не относящиеся к системе ТУ (прежде всего кредитные организации, клиенты расчетных центров, центральный аппарат Банка России - в части инструктивных материалов, организационно-распорядительной и нормативно-справочной информации). Кроме того, выполняется обмен информацией с организациями, внешними по отношению к системе Банка России, - Министерством РФ по налогам и сборам, Госкомстатом РФ, Федеральным Казначейством, Счетной палатой и др.
Анализируя существующее состояние информатизации территориальных учреждений можно отметить следующее:
1. В большинстве регионов эксплуатируются типовые проектные решения по автоматизации банковских расчетов с элементами автоматизации деятельности ТУ, централизованно сопровождаемые опорными объектами информатизации Банка России (в первую очередь, РАБИС-1, РАБИС-2, РАБИС-Поволжье, АСБР-Рязань).
2. Определенное число функций, выполняемых в ТУ, реализуется централизованно разрабатываемыми и распространяемыми программными комплексами (ГУ ЦБ РФ по Тверской области, ГУ ЦБ РФ по Москве и т.д.).
3. Имеется значительное число индивидуальных разработок, реализующих отдельные функции, выполняемые территориальными учреждениями.
Таким образом, в настоящее время можно констатировать наличие значительного опыта автоматизации функций ТУ. В то же время необходимо отметить ряд существенных недостатков, снижающих эффективность решения рассматриваемой проблемы. Приведем лишь три из них. Во-первых, типовые проекты автоматизации банковских работ, внедряемые в настоящее время в ТУ, в основном, ориентированы на автоматизацию учетно-операционных работ. Исключением из этого являются морально устаревшие системы (РАБИС-1) и системы, основанные на дорогостоящих системно-технических решениях, внедрение которых для регионов со средними и малыми объемами обрабатываемой информации экономически нецелесообразно. Во-вторых, постановки задач (функциональные спецификации) во многих случаях не унифицированы и не утверждены соответствующими департаментами Центрального аппарата, что создает предпосылки произвольного толкования нормативных актов Банка России. И, наконец, действующие типовые проекты создаются под существующие организационные структуры и действующие нормативные акты, что не позволяет достигнуть максимальной эффективности внедрения информационных технологий, поскольку практически отсутствует возможность использования электронных документов.
Изучив состояние работ по унификации региональных УОС и перспективах внедрения типовых программных комплексов в территориальных учреждениях Банка России Технический совет Департамента информационных систем в декабре 1999 г. принял "Основные направления работ по унификации автоматизированных учетно-операционных систем (УОС)".
В нем, в частности, отмечено, что большое количество, действующих в настоящее время в учреждениях Банка России разнотипных УОС требуют параллельного их развития и сопровождения. Это не позволяет эффективно использовать вложенные в них ресурсы, увеличивает общие затраты на поддержку расчетной сети Банка России и сопряжено с неоправданно-высокими рисками при их эксплуатации.
РАБИС-1, эксплуатируемая в 23 регионах, и система "Мебиус-банк", эксплуатируемая в 4 регионах на сегодня морально устарели. Они ориентированы на децентрализованную обработку платежных документов и подлежат замене на типовые системы, которые обеспечивают централизованную обработку учетно-операционной информации.
Все действующие типовые УОС хоть работоспособны и в основном соответствуют нормативным документам Банка России, однако, ни одна из них не может быть признана полностью удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к УОС широкого тиражирования.
В связи с этим, Банком России было принято решение о поэтапном сокращении количества используемых в регионах программных комплексов УОС. На первом этапе (в течение 2000-01 гг.) предполагается ограничить количество используемых программных комплексов до шести: АБС-Урал, РАБИС-НП, РАБИС-2, АСБР-Москва, РАБИС "Поволжье" и АСБР-Рязань. На этом этапе должны быть выведены из строя морально устаревшие РАБИС-1, Мебиус-банк и не типовые системы (собственные разработки ТУ). Таким образом, подлежат замене комплексы в 31 регионе.
На втором этапе (2002 год) предполагается довести количество используемых ПК до 3-4: АБС-Урал, РАБИС-НП, РАБИС-2 и АСБР-Рязань. А уже на заключительном третьем этапе планируется завершить работы по созданию унифицированной масштабируемой платформо-независимой региональной системы.
Таким образом, Банк России вплотную подошел к решению проблемы построения типовой информационной системы ТУ, отвечающей как общим требованиям, предъявляемым к современным корпоративным системам, так и специфическим потребностям территориальных учреждений Банка России.
В соответствии с решением Департамента информационных систем ЦБ РФ в течение 2000-01 гг. планируется вывести из эксплуатации морально устаревшую региональную автоматизированную банковскую информационную систему РАБИС-1. В свою очередь, в план работ по развитию РАБИС-2 на 2001 год включено проведение полномасштабного тестирования режима смешанной обработки при переходе с программных комплексов РАБИС-1 на РАБИС-2.
Основным исполнителем является Национальный банк Республики Мордовия. Ему переданы от ГУ ЦБ РФ по Тульской области дистрибутивы учетно-операционной системы УОС РАБИС-1. В настоящее время проводятся работы по освоению программного обеспечения РАБИС-2, подготовке к внедрению в промышленную эксплуатацию в регионе путем поэтапного подключения РКЦ и оказанию консультативной помощи по переходу с РАБИС-1 на РАБИС-2 всем заинтересованным главным управлениям ЦБ РФ (национальным банкам).
Для освоения, тестирования и опытной эксплуатации используется вычислительная техника на платформе INTEL, операционная система UNIXWARE, Windows NT, СУБД Oracle. Передача документов осуществляется в среде UTM-REMART по выделенным или коммутируемым каналам связи. Перенос базы РАБИС-1 на РАБИС-2 реализован в виде отдельного АРМа и производится автоматизированным способом.
Нынешняя политика ЦБ РФ в сфере информатизации и развития телекоммуникаций направлена на совершенствование решения стратегических и оперативных задач всех учреждений Банка России. Она осуществляется с учетом интересов системы ЦБ РФ и учитывает возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий и услуг, а также реальное состояние отечественной индустрии информационно-вычислительного обслуживания.
На ближайшую перспективу в сфере информатизации и развития телекоммуникаций Банк России включил решение следующих задач:
- модернизация и переоснащение программно-технических комплексов учреждений Банка России для создания условий перехода регионов на централизованную обработку платежных документов и безбумажную технологию обмена документами;
- формирование условий для своевременного и полного информационно-аналитического обслуживания руководства Банка России, подразделений центрального аппарата и территориальных учреждений ЦБ РФ, независимо от их расположения на территории России, а также используемых средств информатизации и технологий;
- установление единого порядка формирования и использования банковской информации для всех пользователей информационных систем ИС, автоматизированных систем АС, программно-технических комплексов ПТК и других средств информатизации;
- создание единого телекоммуникационного пространства для обработки и передачи банковских электронных документов по всей Российской Федерации;
- расширение использования современных средств информационных связей Банка России с федеральными органами государственной власти, ведомствами, международными институтами и иными организациями;
- обеспечение возможности применения современных инструментов мониторинга установленного порядка функционирования и использования ресурсов федеральной электронной системы расчетов;
- повышение профессионального уровня сотрудников ЦБ РФ в области информатики, средств банковских телекоммуникаций и их информационной защиты.
Магомедова Х.Х.
Анализ информационного обеспечения автоматизации налогового учета в коммерческом банке.
Задачи его оптимизации с точки зрения аудиторской проверки
Необходимость автоматизации налогового учета обусловлена следующими причинами:
1. Высокая доля вероятности совершения ошибки.
2. Трудоемкость вычислений в силу многочисленности нормативных актов, регулирующих налогообложение.
3. Трудоемкость при проверке налогового учета, связанная с многочисленностью бумажных носителей необходимой информации.
В силу перечисленных причин автоматизация налогового учета значительно сократила бы издержки его проведения и облегчила бы процедуры контроля как со стороны аудиторов, так и со стороны налоговых инспекторов. Именно низкий уровень автоматизации учета в Российской Федерации по сравнению с развитыми зарубежными странами, придает аудиторской проверке сложный характер его проведения. Отсутствие внедренных специализированных программ автоматизации налогового учета вынуждает любую аудиторскую проверку начинать с распечатки счетов и подписанием этой распечатки у председателя банка.
К сожалению, современные системы автоматизации финансово- хозяйственной деятельности банка не обеспечивают возможности получения полного комплекта финансовой и налоговой отчетности. Наиболее широко представлены на сегодняшний день следующие автоматизированные бухгалтерские программы:
1. Программы типа "мини-бухгалтерия";
2. Интегрированные системы бухгалтерского учета;
3. Инструментальные системы (бухгалтерские конструкторы);
4. Комплексы бухгалтерских АРМ;
5. Заказные системы;
6. Программы для ведения отдельных участков учета.