Научная статья на тему 'Перспективы информатизации территориальных учреждений Банка России'

Перспективы информатизации территориальных учреждений Банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы информатизации территориальных учреждений Банка России»

банковского надзора является укрепление финансовой стабильности банковской системы региона, рациональное определение экономических приоритетов и стимулирование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли региона, развитие которых объективно необходимо с позиции региональных интересов.

Гугаев Д.Б.

Перспективы информатизации территориальных учреждений Банка России

В рамках "Целевой программы развития информатизации и телекоммуникаций Центрального банка РФ", руководством Банка России принята "Концепция типовой Единой Информационно-вычислительной Системы Территориального Учреждения Банка России (ЕИВС ТУ)". Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности территориальных учреждений (ТУ) ЦБ РФ, обеспечения руководства ТУ информационными и аналитическими материалами, необходимыми для качественного и своевременного принятия решений, а также для формирования и передачи всей необходимой информации в ЕИВС Центрального аппарата Банка России.

Главной целью концепции является выработка основных направлений комплексной автоматизации деятельности структурных подразделений территориальных учреждений Банка России, выбор и обоснование методологии информатизации с учетом существующего системно-технического обеспечения и перспектив его развития.

В ней приведены основные требования к создаваемой системе и концептуальные решения по ее реализации, включающие описание функционального состава системы, предложения по архитектуре, организационные аспекты разработки и эксплуатации, подходы по обеспечению информационной безопасности.

Назначение и цели создания типовой ЕИВС ТУ вытекают из характеристики объекта информатизации (в данном случае -ТУ). Качество любой информационной системы во многом определяется тем, насколько полно и всесторонне она учитывает специфические особенности объекта информатизации, прежде всего его функциональные и информационные характеристики. Согласно положению о нем, территориальное учреждение Банка России (ТУ) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, входящее в единую централизованную систему Банка России и осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций.

ТУ имеют иерархическую структуру с многочисленными вертикальными и горизонтальными связями. В связи с тем, что конкретные административные структуры ТУ (включая такие подразделения как головные расчетно-кассовые центры - ГРКЦ и иные РКЦ) могут иметь некоторые региональные особенности (объем обрабатываемой информации, наличие межрегиональных хранилищ, специфические особенности учета, допускаемые нормативными актами Банка России и т.д.), объектами информатизации должны быть не структурные подразделения ТУ, а выполняемые ими функции, а также технологические процессы обработки информации.

Кроме того, являясь подразделением системы Банка России и хозяйствующим субъектом экономики, ТУ осуществляет административную и внутрихозяйственную деятельность и формирует отчетность (в том числе на основании данных кредитных организаций), направляемую в центральный аппарат Банка России.

Предметом концепции и является определение требований к комплексной автоматизация перечисленных выше функций для ТУ и его структурных подразделений и подведомственных организаций, за исключением задач, решаемых в рамках учетно-операционной системы, на основе создания единой информационно-вычислительной системы (ЕИВС), имеющей специфическую архитектуру, систему безопасности и технологию обработки данных.

Процессы обработки данных, поддерживаемые ЕИВС ТУ, включают в себя: сбор данных из многочисленных источников; их контроль и фильтрацию; корректировку (в случае необходимости); расчет и агрегацию показателей; аналитическую обработку; хранение и отображение информации в требуемом (удобном для использования) виде.

Источники информации, обеспечивающие поступление информации в систему, можно подразделить на две основные категории: внутренние - подведомственные территориальному учреждению (РКЦ, ГРКЦ, управления и отделы аппарата ТУ, учетно-операционная система), и внешние - не относящиеся к системе ТУ (прежде всего кредитные организации, клиенты расчетных центров, центральный аппарат Банка России - в части инструктивных материалов, организационно-распорядительной и нормативно-справочной информации). Кроме того, выполняется обмен информацией с организациями, внешними по отношению к системе Банка России, - Министерством РФ по налогам и сборам, Госкомстатом РФ, Федеральным Казначейством, Счетной палатой и др.

Анализируя существующее состояние информатизации территориальных учреждений можно отметить следующее:

1. В большинстве регионов эксплуатируются типовые проектные решения по автоматизации банковских расчетов с элементами автоматизации деятельности ТУ, централизованно сопровождаемые опорными объектами информатизации Банка России (в первую очередь, РАБИС-1, РАБИС-2, РАБИС-Поволжье, АСБР-Рязань).

2. Определенное число функций, выполняемых в ТУ, реализуется централизованно разрабатываемыми и распространяемыми программными комплексами (ГУ ЦБ РФ по Тверской области, ГУ ЦБ РФ по Москве и т.д.).

3. Имеется значительное число индивидуальных разработок, реализующих отдельные функции, выполняемые территориальными учреждениями.

Таким образом, в настоящее время можно констатировать наличие значительного опыта автоматизации функций ТУ. В то же время необходимо отметить ряд существенных недостатков, снижающих эффективность решения рассматриваемой проблемы. Приведем лишь три из них. Во-первых, типовые проекты автоматизации банковских работ, внедряемые в настоящее время в ТУ, в основном, ориентированы на автоматизацию учетно-операционных работ. Исключением из этого являются морально устаревшие системы (РАБИС-1) и системы, основанные на дорогостоящих системно-технических решениях, внедрение которых для регионов со средними и малыми объемами обрабатываемой информации экономически нецелесообразно. Во-вторых, постановки задач (функциональные спецификации) во многих случаях не унифицированы и не утверждены соответствующими департаментами Центрального аппарата, что создает предпосылки произвольного толкования нормативных актов Банка России. И, наконец, действующие типовые проекты создаются под существующие организационные структуры и действующие нормативные акты, что не позволяет достигнуть максимальной эффективности внедрения информационных технологий, поскольку практически отсутствует возможность использования электронных документов.

Изучив состояние работ по унификации региональных УОС и перспективах внедрения типовых программных комплексов в территориальных учреждениях Банка России Технический совет Департамента информационных систем в декабре 1999 г. принял "Основные направления работ по унификации автоматизированных учетно-операционных систем (УОС)".

В нем, в частности, отмечено, что большое количество, действующих в настоящее время в учреждениях Банка России разнотипных УОС требуют параллельного их развития и сопровождения. Это не позволяет эффективно использовать вложенные в них ресурсы, увеличивает общие затраты на поддержку расчетной сети Банка России и сопряжено с неоправданно-высокими рисками при их эксплуатации.

РАБИС-1, эксплуатируемая в 23 регионах, и система "Мебиус-банк", эксплуатируемая в 4 регионах на сегодня морально устарели. Они ориентированы на децентрализованную обработку платежных документов и подлежат замене на типовые системы, которые обеспечивают централизованную обработку учетно-операционной информации.

Все действующие типовые УОС хоть работоспособны и в основном соответствуют нормативным документам Банка России, однако, ни одна из них не может быть признана полностью удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к УОС широкого тиражирования.

В связи с этим, Банком России было принято решение о поэтапном сокращении количества используемых в регионах программных комплексов УОС. На первом этапе (в течение 2000-01 гг.) предполагается ограничить количество используемых программных комплексов до шести: АБС-Урал, РАБИС-НП, РАБИС-2, АСБР-Москва, РАБИС "Поволжье" и АСБР-Рязань. На этом этапе должны быть выведены из строя морально устаревшие РАБИС-1, Мебиус-банк и не типовые системы (собственные разработки ТУ). Таким образом, подлежат замене комплексы в 31 регионе.

На втором этапе (2002 год) предполагается довести количество используемых ПК до 3-4: АБС-Урал, РАБИС-НП, РАБИС-2 и АСБР-Рязань. А уже на заключительном третьем этапе планируется завершить работы по созданию унифицированной масштабируемой платформо-независимой региональной системы.

Таким образом, Банк России вплотную подошел к решению проблемы построения типовой информационной системы ТУ, отвечающей как общим требованиям, предъявляемым к современным корпоративным системам, так и специфическим потребностям территориальных учреждений Банка России.

В соответствии с решением Департамента информационных систем ЦБ РФ в течение 2000-01 гг. планируется вывести из эксплуатации морально устаревшую региональную автоматизированную банковскую информационную систему РАБИС-1. В свою очередь, в план работ по развитию РАБИС-2 на 2001 год включено проведение полномасштабного тестирования режима смешанной обработки при переходе с программных комплексов РАБИС-1 на РАБИС-2.

Основным исполнителем является Национальный банк Республики Мордовия. Ему переданы от ГУ ЦБ РФ по Тульской области дистрибутивы учетно-операционной системы УОС РАБИС-1. В настоящее время проводятся работы по освоению программного обеспечения РАБИС-2, подготовке к внедрению в промышленную эксплуатацию в регионе путем поэтапного подключения РКЦ и оказанию консультативной помощи по переходу с РАБИС-1 на РАБИС-2 всем заинтересованным главным управлениям ЦБ РФ (национальным банкам).

Для освоения, тестирования и опытной эксплуатации используется вычислительная техника на платформе INTEL, операционная система UNIXWARE, Windows NT, СУБД Oracle. Передача документов осуществляется в среде UTM-REMART по выделенным или коммутируемым каналам связи. Перенос базы РАБИС-1 на РАБИС-2 реализован в виде отдельного АРМа и производится автоматизированным способом.

Нынешняя политика ЦБ РФ в сфере информатизации и развития телекоммуникаций направлена на совершенствование решения стратегических и оперативных задач всех учреждений Банка России. Она осуществляется с учетом интересов системы ЦБ РФ и учитывает возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий и услуг, а также реальное состояние отечественной индустрии информационно-вычислительного обслуживания.

На ближайшую перспективу в сфере информатизации и развития телекоммуникаций Банк России включил решение следующих задач:

- модернизация и переоснащение программно-технических комплексов учреждений Банка России для создания условий перехода регионов на централизованную обработку платежных документов и безбумажную технологию обмена документами;

- формирование условий для своевременного и полного информационно-аналитического обслуживания руководства Банка России, подразделений центрального аппарата и территориальных учреждений ЦБ РФ, независимо от их расположения на территории России, а также используемых средств информатизации и технологий;

- установление единого порядка формирования и использования банковской информации для всех пользователей информационных систем ИС, автоматизированных систем АС, программно-технических комплексов ПТК и других средств информатизации;

- создание единого телекоммуникационного пространства для обработки и передачи банковских электронных документов по всей Российской Федерации;

- расширение использования современных средств информационных связей Банка России с федеральными органами государственной власти, ведомствами, международными институтами и иными организациями;

- обеспечение возможности применения современных инструментов мониторинга установленного порядка функционирования и использования ресурсов федеральной электронной системы расчетов;

- повышение профессионального уровня сотрудников ЦБ РФ в области информатики, средств банковских телекоммуникаций и их информационной защиты.

Магомедова Х.Х.

Анализ информационного обеспечения автоматизации налогового учета в коммерческом банке.

Задачи его оптимизации с точки зрения аудиторской проверки

Необходимость автоматизации налогового учета обусловлена следующими причинами:

1. Высокая доля вероятности совершения ошибки.

2. Трудоемкость вычислений в силу многочисленности нормативных актов, регулирующих налогообложение.

3. Трудоемкость при проверке налогового учета, связанная с многочисленностью бумажных носителей необходимой информации.

В силу перечисленных причин автоматизация налогового учета значительно сократила бы издержки его проведения и облегчила бы процедуры контроля как со стороны аудиторов, так и со стороны налоговых инспекторов. Именно низкий уровень автоматизации учета в Российской Федерации по сравнению с развитыми зарубежными странами, придает аудиторской проверке сложный характер его проведения. Отсутствие внедренных специализированных программ автоматизации налогового учета вынуждает любую аудиторскую проверку начинать с распечатки счетов и подписанием этой распечатки у председателя банка.

К сожалению, современные системы автоматизации финансово- хозяйственной деятельности банка не обеспечивают возможности получения полного комплекта финансовой и налоговой отчетности. Наиболее широко представлены на сегодняшний день следующие автоматизированные бухгалтерские программы:

1. Программы типа "мини-бухгалтерия";

2. Интегрированные системы бухгалтерского учета;

3. Инструментальные системы (бухгалтерские конструкторы);

4. Комплексы бухгалтерских АРМ;

5. Заказные системы;

6. Программы для ведения отдельных участков учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.