Научная статья на тему 'Реструктуризация банковской системы - фактор устойчивости экономики региона'

Реструктуризация банковской системы - фактор устойчивости экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вотинцева Л.И., Оленичева М.Р.

Представлены оценки состояния и тенденций развития банковского сектора России в посткризисный период. Обозначены проблемы методологического содержания в организации системы управления банковским делом в границах территориальных образований. Определены пути решения вопросов строения региональной системы управления банковским сектором и представлены новые организационные структуры, регулирующие банковское дело в Дальневосточном федеральном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация банковской системы - фактор устойчивости экономики региона»

Финансы, кредит, денежное обращение

Л.И. ВОТИНЦЕВА, М.Р. ОЛЕНИЧЕВА

Реструктуризация банковской системы - фактор устойчивости экономики региона

Представлены оценки состояния и тенденций развития банковского сектора России в посткризисный период. Обозначены проблемы методологического содержания в организации системы управления банковским делом в границах территориальных образований. Определены пути решения вопросов строения региональной системы управления банковским сектором и представлены новые организационные структуры, регулирующие банковское дело в Дальневосточном федеральном округе.

Удвоение ВВП в ближайшие 10 лет определено российским правительством в качестве целевой задачи укрепления экономического потенциала, наращивания финансового и научно-технического базиса для расширения воспроизводства и накопления национального богатства.

По оценкам специалистов, поставленная задача не представляется совершенно невыполнимой. Россия обладает существенными сырьевыми, промышленными и производительными возможностями в обеспечении экономического роста, однако позитивный результат от ожидаемых реформационных акций во многом будет определяться достижением необходимой сопряженности действий органов власти, законодателей, исполнителей. В системе регулирования экономических отношений особая роль и место отводится банковскому сектору - институтам, аккумулирующим денежные средства экономики и населения и распределяющим финансовые потоки адекватно потребностям и стратегиям общественного производства.

Публикации последних лет и ряд принимаемых управленческих решений и законодательных актов свидетельствуют, что руководство страны не уверено в возможностях отечественных банков участвовать в решении поставленных задач.

По мнению аналитиков от власти, сегодня российская банковская система оказалась в ситуации парадокса. Ее развитие в условиях рынка по сути заканчивается тупиком. С нашей точки зрения эти сомнения небезосновательны .

Индикаторы мощности банковского сектора - показатели концентрации активов и капитала кредитных организаций свидетельствуют о их

невысоком уровне: совокупные активы банков достигают 6 000 млрд руб. (5 882,5 млрд руб. по состоянию на 01.05.2004 г.), только 16,7% кредитных организаций имеют уставный капитал, превышающий 300 млн руб. Для сравнения, капитал американского Ситибанка в 2 раза больше капитала всей банковской системы России. Но Ситибанк - это результат почти 75-летней эволюции и объединения многих банков в условиях устойчивого экономического роста. Последний объективно обеспечивает возможности для расширенного воспроизводства денежного предложения и спроса посредством стабильного прироста средств на счетах клиентов банков и размещения этих средств в кредиты частному и корпоративному сектору.

В отличие от американской, российская банковская система прошла лишь 15-летний, но болезненный путь эволюции в условиях экономической нестабильности, преодолев при этом несколько кризисов. Кроме того, на всем протяжении реформирования банковского сектора четко прослеживается политика подавления его активных свойств. Так, 1995 год обернулся для банков разрушением механизма кредитования реального сектора в результате резкого отвлечения и переориентации кредитных ресурсов в направлении обеспечения финансовых требований государства инструментами рынка государственных ценных бумаг, имеющих высокую доходность. В результате - преждевременное открытие для иностранных инвесторов финансового и валютного сегментов внутреннего рынка при их неразвитости и непрозрачности, возможности беспрепятственного осуществления расчетов за пределами России по любым сделкам между резидентами с использованием счетов иностранных банков. Подобное законотворчество, предпосылки которому еще не созрели, не только подрывает банковский бизнес, но создает угрозу экономической безопасности страны. По сути, отказываясь от контроля национальной платежной системы, государство рискует потерять не только контроль за хозяйственной активностью на своей территории, но и свои доходы. А это - потеря экономического потенциала и, следовательно, основы экономического роста.

Для отечественной банковской системы характерна асимметричность в концентрации активов: наивысший уровень фиксируется в Центральном федеральном округе, средний - в Северо-Западном, наименьший - в Сибирском.

В смещении финансовых потоков и денежной массы из регионов в Центр, в сужении ресурсной базы кредитования определенную роль сыграло и государство, практически отказавшись от своих обязательств и функций по обеспечению нормализации денежных потоков во временном и пространственном режимах.

Но так ли реальны опасения по поводу несостоятельности российской банковской системы, которые активно обсуждаются в прессе, правительственных и деловых кругах?

Если обратиться к официальной статистике, то ситуация в банковском секторе после кризисного 1998 года имеет позитивную амплитуду:

• укрепляется финансовая база банковского бизнеса за счет прироста кредитных организаций, имеющих прибыль, - по состоянию на 01.05.2004 г. удельный вес таких банков достиг 93,7%;

• более 2/3 банков (80%) показывают устойчивый рост активов. Тенденция роста этого показателя позволяет прогнозировать достижение им среднего уровня в течение 2-3 лет;

• достаточно интенсифицирован процесс интеграции капиталов нерезидентов для формирования собственных средств банков - только за три последних года доля банков со 100%-м участием нерезидентов в уставном капитале увеличилось на 8,1%;

• возрастает доверие населения к коммерческим банкам, а не только к Сберегательному банку - практически каждый пятый вклад (19,3%) привлекается на срок от 1 года до 3 лет и более (для сравнения: по состоянию на 01.01.2000 г. этот показатель составлял 12,5%);

• увеличиваются вложения банков на инвестиционные цели клиентов - доля долгосрочных кредитов предприятиям и организациям достигает 27,6% против 25,3% на начало 2000 г.;

• удерживается тенденция развития банковской системы темпами, опережающими рост экономики в целом. При этом темпы прироста капитала банков в реальном исчислении только в 2002 г. опережали темпы прироста ВВП в 2,6 раза, прироста банковских активов - в 4 раза, кредитов нефинансовому сектору - в 5 раз, депозитов населения - в 9 раз. Это свидетельствует о качественном скачке в развитии экономического базиса банковской системы;

• заметно улучшается банковский надзор и формирование инфраструктуры финансового рынка.

Однако наряду с позитивной динамикой доминируют факторы, которые, по мнению официальных органов и международных рейтинговых агентств, снижают конкурентоспособность, являются определенным препятствием на пути продвижения национальных банков к международным финансовым рынкам.

Методологической основой развития банковского дела в России должны стать концепция и стратегия системной организации банковской деятельности и соответствующие подходы к управлению банковским сектором как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Действующая структура управления национальной банковской системой представляет собой двухуровневую иерархическую структуру, где верхний уровень - Банк России, а нижний - кредитные организации. Региональные банковские подсистемы также имеют двухуровневое строение: территориальные учреждения Банка России - кредитные организации. Отношения между уровнями строятся по поводу регистрации кредитных институтов и лицензирования их деятельности; надзора и инспектирования; организации и контроля денежного обращения сообразно товарным потокам; функционирования и контроля рынка ценных бумаг и драгметаллов; регулирования и контроля валютных операций и сделок с иностранной валютой; и др.

По прогнозу заместителя председателя Центрального банка А. Козлова, через 5-7 лет в России будет создано около 10 крупных филиальных банков, останется небольшое количество региональных банков, не входящих ни в одну из филиальных сетей, а их значение в банковской системе снизится. Тенденция обусловлена тем, что центральные российские банки вынуждены конкурировать как между собой, так и с иностранными кредитными организациями1. Предстоящие преобразования в сети коммерческих банков активизируют процесс поиска направлений и методов совершенствования территориальной сети Банка России.

По оценкам оппонентов, Главные управления, организованные сообразно федеративному устройству России во всех краях, областях, республиках, автономных округах и т.п., неэффективны и высокозатратны. Деятельность их излишне регламентирована, функции ограничены, принятие решений относительно мер денежно-кредитного регулирования региональной экономики строго централизованы и малоэффективны.

Оценки деятельности территориальных учреждений Банка России в определенной степени адекватны, если учесть случившийся в 1998 г. кризис и в качестве критерия принять послекризисное состояние экономики и банков. В этой связи закономерны предложения по реструктуризации банковской системы в целом, а не только ее второго уровня - коммерческих банков.

Участие Центрального Банка в решении перспективных задач экономического роста и в этой связи переориентация денежных потоков на кредитование реального сектора экономики предопределяется, прежде всего, усилением территориального фактора в денежно-кредитном регулировании, с принятием и реализацией целевых установок на пропорциональное распределение денежных и кредитных ресурсов в соответствии с объективно складывающимся спросом конкретных территориально-хозяйственных структур.

Важно при этом учесть связи и зависимости в региональной экономике, требования территориально-отраслевого принципа построения систем управления, согласно которому:

• общегосударственные органы управления формируют стратегию развития народнохозяйственных комплексов страны и перспективное направление развития отраслей в рамках этой стратегии;

• органы власти субъектов Федерации управляют территорией, обеспечивая комплексное, экономически безопасное развитие хозяйства подведомственного региона;

• Центральный банк, как часть государственной системы управления экономикой, ориентирован на общие цели социально-экономического развития, достижению которых способствует отвечающее потребностям производства высокоорганизованное банковское дело;

• органы управления банковской системой в регионах обеспечивают реализацию общегосударственных (народнохозяйственных) интересов методами и инструментами денежно-кредитной политики макроуровня и региональных экономических интересов посредством организа-

1 Региональных банков скоро не останется // «Известия», 2003, 24 нояб. 54

ции деятельности кредитных учреждений в реальном секторе, на денежном и финансовом рынках.

Учитывая перечисленные принципы, территориальные структуры Банка России должны размещаться таким образом, чтобы путем регулирования и надзора обеспечивать укрепление финансовой устойчивости опорных региональных банков, сохранение и селективную поддержку небольших кредитных учреждений, обслуживающих финансовые потребности малых предприятий и жителей небольших поселений. Эти целевые установки в статистическом измерении обусловлены не только количеством и видами кредитных организаций, но и такими региональными факторами, как размер экономически обособленной территории, объем производимого на этой территории валового продукта, количество хозяйствующих субъектов - юридических лиц и их размещение, численность экономически активного населения, объем денежных средств в обращении.

Такой подход позволяет выделить критериальные признаки эффективности территориальной организации Банка России: рост экономических и социальных показателей региона, финансовая устойчивость кредитных организаций, рентабельность их работы, организация банковской деятельности в соответствии с международными стандартами и критериями развития.

В настоящее время на территории Дальневосточного экономического района (ДВЭР) действуют 8 Главных управлений Центрального банка России и 1 Национальный банк, основные задачи которых определены ст. 3 «Положения о территориальных учреждениях Банка России» (№ 46-П от 29.07.1998 г.). В соответствии с полномочиями эти структуры осуществляют регулирование и надзор за деятельностью 250 кредитных организаций и филиалов.

Коммерческие банки и филиалы сосредоточены на территории Республики Саха (Якутия) - 56; Приморского края - 50; Хабаровского края - 33; Сахалинской области - 27; Камчатской области - 24; Амурской области - 23; Магаданской области - 21. В Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе функционируют только филиалы иногородних банков - 6 и 7, соответственно.

Появление после 1998 г. в регионах банковских секторов, в которых отсутствует главный субъект отношений - самостоятельная кредитная организация, послужило импульсом к желанию перестроить территориальную структуру Центрального банка, сократив число Главных территориальных управлений.

Объективно перестройка территориальной структуры Банка России должна быть основана на оценке экономического потенциала и перспектив развития территорий субъектов Федерации. Это важно потому, что экономическое районирование и административное устройство страны по национальному признаку в рыночных условиях входит в противоречие с принципами экономической целесообразности. На Дальнем Востоке не имеется достаточных природно-географических, демографических и экономических оснований для выделения в самостоятельные субъекты Российской Федерации Еврейской АО, где титульная нация со-

ставляет 4,2% населения, а объем произведенного валового продукта 0,07% в России, и Чукотского АО, имеющего соответственно 7,2% населения и 0,08% ВВП.

Кроме того, в условиях разрушения стабильных межрегиональных связей организация хозяйства внутри крупного экономического района -ДВЭР перестает быть оправданной. С учетом специфики региона и требований времени более рациональной является перегруппировка территорий входящих в него субъектов Федерации, исходя из принципов обеспечения для всех приоритетного приморского географического положения, морехозяйственной специализации, а также прямых (неопосредованных) внешнеэкономических связей. Тогда на Дальнем Востоке все субъекты Федерации получат статус краев и реальные предпосылки устойчивого экономического роста.

Новые территориальные образования в виде 7 федеральных округов, созданные по Указу Президента Российской Федерации в мае 2000 г., только усилили стремление к скорейшей территориальной перестройке Банка России. Однако следует иметь в виду, что федеральный округ - это административно-политическая структура, в задачи которой входит:

• организация контроля за исполнением решений федеральных органов власти;

• представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе;

• посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов Федерации.

Границы федеральных округов определены политической целесообразностью и мало соотносятся с экономико-географическими особенностями территорий. Они больше напоминают военные округа, в которых уже имеется управленческая инфраструктура: связь, транспортное сообщение, центральные штабы, подразделения в регионах.

Дальневосточный и Уральский федеральные округа, границы которых совпадают с границами экономического района, составляют исключение. Именно это обстоятельство может способствовать внутрирегиональной экономической интеграции даже в том случае, если представитель Президента будет исполнять лишь установленные для него функции контроля. В перспективе в федеральных округах может происходить наращивание управленческих функций по координации и разрешению проблем межрегионального значения - энергетических, транспортных, демографических, экологических, внешнеэкономических.

К этим проблемам нельзя отнести управление движением денежных и кредитных ресурсов, спрос на которые всегда определяется временем его возникновения и конкретным местоположением хозяйствующих субъектов.

В рамках федеральных округов целесообразно сосредоточить региональные структуры федеральных органов государственной власти (Министерства внутренних дел, обороны, юстиции, безопасности, налоговой полиции, пограничной службы и др.). Однако в Дальневосточном федеральном округе, границы которого конгруэнтны Дальневосточному

экономическому району, возможно решение общеэкономических проблем на основе разработки Комплексной программы экономического и социального развития ДВЭР, для управления которой создается межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия. Такой подход соответствует п. 6 Указа Президента Российской Федерации «О Полномочном представителе... »2.

Проблема состоит в том, что уже действует Президентская Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.», контроль за реализацией которой поручен представителю Президента в Дальневосточном округе, в то время как Программа включает территорию Восточно-Сибирского федерального округа. Созданная более 10 лет назад (1992 г.) по инициативе администраций краев и областей Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» также не вписывается в один федеральный округ. С учетом этих особенностей при Министерстве экономического развития и торговли РФ создается Объединенная дирекция Федеральной целевой программы, которая должна будет урегулировать возникающие в управлении противоречия.

Новое административно-политическое деление страны может привести к пересмотру состава границ всех 11 экономических районов страны (кроме ДВЭР и Уральского экономического района), а также укрупнению субъектов Федерации до размеров экономических районов (10-15 по различным оценкам). Только вследствие этих территориально-структурных преобразований и в связи с ними возможна радикальная реструктуризация территориальных учреждений Банка России. Однако процесс этот вероятностный, долговременный, требующий изучения, осмысления, обоснования и затратных административных действий, если учесть, что перечень 89 субъектов Федерации, их полномочия, статус и границы содержатся в Конституции России, а их изменения возможны только путем достижения взаимного согласия существующих в настоящее время субъектов Федерации (ст. 67, п. 3).

Возможно иное развитие событий, мало связанное с оптимизацией экономической жизни страны. Администрация Президента может выстроить в федеральных округах структуры, дублирующие управленческие функции краев, областей, автономных республик и т.п., в результате чего в руках политического представителя окажутся экономические и финансовые рычаги. Роль глав субъектов Федерации при этом сведется к деятельности в Совете Федерации и исполнению второстепенных властных полномочий.

Движение экономических структур в сторону местоположения Полномочного представителя уже началось. Дальневосточный банк

2 «Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач ... разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.» - Указ Президента Российской Федерации «О Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000 г.

Сбербанка России переведен в г. Хабаровск. Масштабное сокращение региональной сети Сбербанка (на 74% территориальных банков и на 20% отделений) привело к ухудшению обслуживания населения Дальнего Востока и других регионов страны. Результатами реформы заинтересовались счетная палата и Министерство по антимонопольной политике.

Критически оценивая потенциал Главных управлений Дальнего Востока, систему отношений банков с реальным сектором, стратегическую направленность социально-экономического развития региона, а также необходимость обеспечения относительной независимости Банка России и его структур от политической конъюнктуры, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предлагаем варианты организации территориальных учреждений Центрального банка в Дальневосточном федеральном округе (Дальневосточном экономическом районе).

Вариант I. Трехзвенная структура Центрального банка России: Центральный Аппарат Банка России - Департамент Банка России по Дальневосточному федеральному округу (ДВЭР) - главные управления по существующим 8 субъектам Федерации Дальнего Востока и Национальный банк Республики Саха (Якутии).

Вариант II. Трехзвенная структура Центрального банка России, включающая два Департамента Банка России в Дальневосточном федеральном округе и главные управления по существующим девяти субъектам Федерации Дальнего Востока.

Вариант III. Двухзвенная структура Центрального банка РФ: Центральный Аппарат Банка России - Главные управления по 6 субъектам Федерации Дальнего Востока и Национальный банк Республики Саха (Якутии).

Вариант I территориального размещения ЦБ РФ на Дальнем Востоке. Базируется на Статье 85 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. и на Положении «О территориальных учреждениях Банка России» № 46-П от 29.07.1998 г., п. 1 «Правовой статус территориального учреждения», согласно которому Главные Управления могут образовываться в границах экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В основе предлагаемого подхода лежат институциональные принципы организационного строения Банка России - независимость территориальных структур Банка России от органов государственной власти и местного самоуправления, формирование эффективной банковской системы в Дальневосточном экономическом районе, отвечающей международным стандартам и критериям национальной безопасности (рис. 1).

Департамент ЦБ РФ по ДФО

Национальный банк

Республики Саха (Якутия)

- РКЦ

Главное управление по Приморскому краю - РКЦ

Главное управление

по Хабаровскому

краю - РКЦ

Главное управление по Амурской области - РКЦ

Главное управление по Еврейской АО - РКЦ

Главное управление

по Камчатской

области - РКЦ

Главное управление

по Магаданской

области - РКЦ

Главное управление

по Сахалинской

области - РКЦ

Главное управление по Чукотскому АО - РКЦ

Представитель Банка России в Объединенной дирекции Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» Минэкономразвития

Структуры, выполняющие функции межрегионального значения

- Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа

- Региональная автоматизированная банковская система (РАБИС-НП)

- Межрегиональный учебный комплекс Банка России

- Международный банковский конгресс стран АТР

- Региональный методический центр по контролю за операциями кредитных организаций на срочных рынках

- Постоянно действующий методический семинар по валютному регулированию и валютному контролю

- Центральный узел Дальневосточного сегмента ЕТКБС

- Региональная система контроля за балансовой отчетностью Главных управлений ЦБ РФ по Дальнему Востоку

- Санаторий Банка России, пос. Горные Ключи Приморского края

Рис. 1. Территориальное размещение структур Банка России в Дальневосточном федеральном округе (вариант I)

Департамент Центрального банка Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу - уполномоченный орган Банка России, наделенный правами и функциями по развитию и укреплению бан-

59

ковского сектора в соответствии с потребностями экономики в обеспечении эффективного и бесперебойного обращения денежного капитала, а также решения общих задач методического, образовательного, информационного, технического, технологического и медицинского обслуживания специалистов Банка России на Дальнем Востоке.

Деятельность Департамента Банка России по ДВЭР характеризуется следующими показателями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Количество действующих кредитных организаций

и филиалов банков ед. 250,0

Оплаченный уставный капитал действующих банков млн руб. 1 548,2

Объем ВРП (2003 г.) млрд руб. 318,3

Площадь территории 2 тыс. м 6 215,9

Численность населения тыс. чел. 7 098,2

Количество действующих промышленных предприятий ед. 13 537,0

Кредитные вложения в народное хозяйство (2003 г.) млн руб. 44 241,0

Средства предприятий на счетах на 01.01.2004 г. млн руб. 10 366,0

В связи с необходимостью координации и осуществления целей и задач общенационального и регионального развития полномочия Департамента Банка России по ДФО должны быть расширены в области денежно-кредитного регулирования, организации денежного обращения и расчетов, надзора и контроля деятельности кредитных организаций, в т.ч. на рынке ценных бумаг, организации банковского санирования и ликвидации кредитных учреждений, валютного регулирования и контроля.

Департамент Банка России реализует свои полномочия через главные управления, которые размещаются и действуют в границах субъектов Федерации, входящих в состав Федерального округа. Функции и масштаб полномочий территориальных департаментов дифференцируются в зависимости от уровня развития экономики и от количества и состава кредитных учреждений, расположенных на территориях субъектов Федерации и направлены на:

• обеспечение реализации в регионе единой государственной денежно-кредитной политики;

• развитие и укрепление банковского сектора экономики;

• банковское регулирование, надзор за деятельностью кредитных организаций, валютный контроль;

• обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы и эффективное выполнение других операций Банка России в экономике региона.

Функции межрегионального значения и реализующая их инфраструктура закрепляются за территориальными департаментами, в которых они объективно сложились и эффективно реализуются.

Главные управления, организуя взаимоотношения с органами субъектов Федерации и местного самоуправления:

• участвуют в разработке регионального баланса денежных доходов и расходов населения, оценивают на основе кассовых оборотов объем и структуру денежных доходов и расходов населения, определяют квоту прироста денежных средств у населения;

• анализируют состояние налично-денежного оборота и безналичных расчетов в экономической системе региона и определяют их тенденции, разрабатывают прогнозы кассовых оборотов банков по экономическому содержанию источников поступлений выручки и выдач наличных денежных средств;

• оказывают содействие в проведении органами федерального казначейства, Государственной налоговой службы Российской Федерации и иными органами, наделенными соответствующими полномочиями законодательством Российской Федерации, проверок в РКЦ Банка России, кредитных организациях своевременного перечисления и зачисления налогов и других обязательных платежей на счета по учету доходов федерального бюджета, по учету средств бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, перечисления средств бюджетов всех уровней на финансирование расходов бюджетов;

• проводят системный анализ и прогнозирование складывающихся денежно-кредитных и финансовых отношений в увязке с состоянием экономики в целом по региону;

• анализируют состояние экономики региона, разрабатывают предложения по ее стабилизации и укреплению.

В реальной экономической жизни система отношений по обеспечению на Дальнем Востоке народнохозяйственных, общерегиональных, внешнеэкономических, социальных, финансовых и других задач осуществляется в рамках субъектов Федерации. Однако все более результативными становятся решения, принятые и реализованные в рамках единого экономического района. В этой связи объективно возникает потребность участия представителя Банка России в деятельности Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья (либо в будущем в Объединенной дирекции Федеральной целевой программы Минэкономразвития). В его задачи может входить координация вопросов регулирования общерегиональных и общегосударственных интересов по денежному и кредитному обеспечению экономического развития Дальнего Востока.

Выбор центра размещения органов управления межрегионального значения - Департамента Центрального банка Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу особо стоит в территориальных реорганизациях.

В настоящее время центром Дальневосточного федерального округа является г. Хабаровск. Выбор его предопределили факторы, в большей степени отвечающие требованиям центра военного округа, нежели экономического района. Немаловажную роль сыграли возможности главы администрации Хабаровского края как члена президиума Госсовета в отстаивании интересов подведомственной территории.

Придание Хабаровску центрового положения благоприятно отразилось на социально-экономическом развитии Хабаровского края в по-

сткризисный период: возрос инвестиционный и финансовый потенциал, улучшились некоторые показатели промышленного производства. Администрация края стала называться Правительством, ее департаменты -министерствами, руководители - министрами. Однако ни весомая фора перед своими соседями, ни властный антураж не являются объективными факторами экономического притяжения, которые выделяют из разных городов Дальнего Востока центр регионального развития.

Местоположение Департамента Банка России по Дальнему Востоку должно отвечать следующим критериальным признакам размещения банковских учреждений:

• фактическое число кредитных организаций, расположенных в пределах территории субъекта Федерации;

• уровень развития финансовой инфраструктуры региона - межрегиональные телекоммуникационные центры, биржи, ассоциации и другие учреждения;

• состояние материальной, методической, научной, информационной, образовательной базы;

• качественные характеристики кадрового потенциала Департамента Банка России, подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов среднего и высшего звена управления.

Перечисленным критериям более всего отвечает финансовый центр Дальнего Востока - город Владивосток, административный центр Приморского края.

Во Владивостоке в настоящее время действуют:

• подавляющее большинство функционирующих кредитных организаций и филиалов;

• система непрерывной подготовки и повышения квалификации специалистов для дальневосточных территориальных учреждений Банка России, регламентация которой осуществляется в рамках Межрегионального учебного комплекса Банка России;

• образовательный центр для подготовки арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций на базе Дальневосточной государственной академии экономики и управления, аккредитованный Банком России в качестве образовательного учреждения. Специалисты Главного управления составляют актив в учебном процессе и контроле за его качеством;

• структуры, обеспечивающие функционирование финансовых рынков Дальнего Востока: Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа, через посредство которой осуществляется доступ банков и финансовых компаний Дальнего Востока на организованный рынок ценных бумаг и к торгам иностранной валютой, представительство Ассоциации участников вексельного рынка;

• на базе Главного управления по Приморскому краю функционируют: Региональный методический центр по контролю за операциями кредитных организаций на срочных рынках, постоянно действующий Методический семинар по валютному контролю, валютному регулированию, региональная автоматизированная банковская система

«РАБИС-НП», система предварительного контроля за правильностью составления балансовой отчетности Главными управлениями ЦБ РФ по краям и областям Дальнего Востока, Центральный узел Дальневосточного сегмента Единой телекоммуникационной банковской сети (ЕТКБС), обеспечивающий межбанковские расчеты в реальном режиме времени;

• Владивосток является местом проведения Международных банковских конгрессов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что реально характеризует квалификацию и профессионализм специалистов Главного управления в осуществлении научно-организационной, методологической и методической работы международного уровня, а также в организации крупных международных форумов, симпозиумов, конференций; в 2002 г. во Владивостоке проведены инвестиционный симпозиум и ярмарки под эгидой форума АТЭС.

Кроме того, Владивосток выбран местоположением государствен-ныхрегиональных структур: Дальневосточное таможенное управление, Управление Уполномоченного департамента внешнеэкономических связей Министерства торговли Российской Федерации, Дальневосточный пограничный округ, Штаб Тихоокеанского флота и другие. Здесь также работают 14 дипломатических миссий зарубежных стран - Япония, США, Канада, Австралия, Вьетнам, Германия, Индия, КНДР, Республика Корея, Филиппины, Великобритания, Таиланд, Бангладеш. В ближайшей перспективе откроются генеральные консульства и представительства Италии, Новой Зеландии, КНР.

Развитие Владивостока, его многофункциональность всегда определялись географическим и геополитическим положением, выгодно отличающим его от остальных дальневосточных городов. В 60-80-е годы XX в. Владивосток стал «визитной карточкой» страны на Тихом океане.

Учитывая характер российских реформ и глобальные изменения в мире, можно прогнозировать ту роль, которую Владивосток будет играть в мировой экономике и политике - не только как форпост России на Дальнем Востоке и главные ворота в Сибирь, но и как крупный международный торгово-финансовый центр, ориентированный на Восточную Азию и страны Тихоокеанского бассейна.

Преимущества, связанные с уникальным геополитическим положением в контексте так называемого феномена приморской урбанизации, а также с особенностями экономического, культурного, интеллектуального потенциала города позволяют Владивостоку в перспективе претендовать на статус глобального города в АТР.

Именно эти предпосылки и условия должны лежать в основе выбора местоположения Департамента Банка России на Дальнем Востоке.

Вариант II территориального размещения ЦБ РФ на Дальнем Востоке. Также основывается на Статье 85 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но учитывает народнохозяйственную специализацию субрегионов Дальнего Востока.

Согласно научно обоснованной структуризации территорий, входящих в Дальневосточный экономический район, выделяют два типа регионов: регионы, ориентированные на морехозяйственную деятельность, и регионы центральной части Дальнего Востока, в которых развиты лесопромышленная, сельскохозяйственная и машиностроительная отрасли экономики.

В первую группу регионов входят Приморский край, Сахалинская, Камчатская, Магаданская области, Чукотский национальный округ; во вторую - Хабаровский край, Амурская и Еврейская автономная области, Республика Саха (Якутия).

В соответствии с приведенной типологизацией формируются два Департамента Банка России по Дальнему Востоку. Головные структуры размещаются в административных центрах субъектов Федерации, которые по развитости экономики и банковского сектора отвечают вышеуказанным критериальным признакам (рис. 2).

>_

Департамент ЦБ РФ по промышленным районам ДВЭР, г. Хабаровск

Главное управление по Хабаровскому краю

Главное управление по Амурской области

Главное управление по Еврейской АО

Национальный банк Республики Саха (Якутия)

^Структуры, выполняющие функции межрегионального значения

- Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа

- Региональная автоматизированная банковская система (РАБИС-НП)

- Межрегиональный учебный комплекс Банка России

- Международный банковский конгресс стран АТР

- Региональный методический центр по контролю за операциями кредитных организаций на срочных рынках

- Постоянно действующий методический семинар по валютному регулированию и валютному контролю

- Центральный узел Дальневосточного сегмента ЕТКБС

- Региональная система контроля за балансовой отчетностью Главных управлений ЦБ РФ по Дальнему Востоку

- Санаторий Банка России, пос. Горные Ключи Приморского края

Рис. 2. Территориальное размещение структур Банка России в Дальневосточном федеральном округе (вариант II)

Департамент ЦБ РФ по районам морской специализации ДВЭР, г. Владивосток

Главное управление по Приморскому краю

Главное управление по Камчатской области

Главное управление по Магаданской области

Главное управление " по Сахалинской области

Главное управление по Чукотскому АО

Представитель Банка России в Объединенной дирекции Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» Минэкономразвития

Департамент Банка России по районам морской специализации ДВЭР с местоположением во Владивостоке осуществляет регулирование и надзор деятельности коммерческих банков в Приморском крае, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях, Чукотском АО; Департамент Банка России по промышленным районам ДВЭР с местоположением в Хабаровске - в Хабаровском крае, Амурской области, Еврейской АО, Республике Саха (Якутия).

Содержание функций и численный состав отделений департаментов также необходимо дифференцировать в зависимости от задач экономического развития, качественных и количественных характеристик банковских учреждений.

Деятельность предлагаемых департаментов Банка России на Дальнем Востоке характеризуется следующими показателями:

Районы морской Промышленные

специализации ДВЭР, районы ДВЭР,

% от ДВЭР % от ДВЭР

Объем ВРП (2003 г.) 42,1 57,9

Площадь территории 31,0 69,1

Количество предприятий 52,7 47,3

Численность населения 48,5 51,5

Количество кредитных организа-

ций 51,8 48,2

Оплаченный уставный капитал 54,2 45,8

Кредитные вложения в народное

хозяйство 2003 г. 40,7 59,3

Средства предприятий на счетах

на 01.01.2004 г. 67,8 32,2

Вариант III территориального размещения ЦБ РФ на Дальнем Востоке. Двухзвенная структура Центрального Банка России исходит из необходимости оптимизации структуры народнохозяйственного комплекса Дальнего Востока и предполагает восстановление в составе Хабаровского края Еврейской АО, Магаданской области - Чукотского АО, которые были выделены из его состава в 1981 г. (рис. 3).

Эти преобразования позволят воссоздать единое экономическое, культурно-историческое и расселенческое пространство с 0,5-4-часовой транспортной доступностью в границах Хабаровского края и обеспечить наибольшее благоприятствование в развитии промышленной базы Еврейской АО.

Объединение Магаданской области и Чукотского АО реанимирует ранее утраченный ею геополитический и экономический вес, придаст области прежний статус крупного административно-территориального образования, в большей мере отвечающий ее морехозяйственной и внешнеэкономической специализации.

Предложенная схема административно-территориального устройства в рамках Дальневосточного федерального округа предопределяет реорганизацию существующих Главных управлений Еврейской АО и Чукотского АО. Таким образом, в границах Дальневосточного Федераль-

ного округа и ДВЭР размещаются шесть Главных управлений и один Национальный банк, функции и полномочия которых определены Положением «О территориальных учреждениях Банка России» № 46-П от 29.07.1998 г.

Главное управление по —► Структуры, выполняющие функции

Приморскому краю - РКЦ межрегионального значения

-Главное управление по Хабаровскому краю - РКЦ

Главное управление по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амурской области - РКЦ

Главное управление по

Камчатской области - РКЦ

Главное управление по

Магаданской области - РКЦ

Главное управление по

Сахалинской области - РКЦ

" Национальный банк Республики Саха (Якутия) - РКЦ

"Представитель Банка России в Объединенной дирекции Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» Минэкономразвития

Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа

Межрегиональный учебный комплекс Банка России

Международный банковский конгресс стран АТР

Региональный методический центр по контролю за операциями кредитных организаций на срочных рынках Постоянно действующий методический семинар по валютному регулированию и валютному контролю

Региональная автоматизированная система «РАБИС-НП»

Центральный узел Дальневосточного сегмента ЕТКБС

Региональная система контроля за балансовой отчетностью Главных управлений ЦБ РФ по Дальнему Востоку Санаторий Банка России, пос. Горные Ключи Приморского края

Рис. 3. Территориальное размещение структур Банка России в Дальневосточном федеральном округе (вариант III)

Реструктуризация банковского сектора в регионах должна охватывать не только процесс оптимизации территориальной сети Банка России, но главное - модернизацию методов и форм денежно-кредитного регулирования экономики, а также способы укрепления национальной банковской системы. Только при таком комплексном подходе стратегические задачи развития национального производства с необходимостью достижения установленного порогового значения будут повсеместно решены.

Литература

1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 2004. http://president.kremlin.ru.

2. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года. - Корпоративный портал: http://portal.cbr.ru.

3. Бюллетень банковской статистики. М.: ЦБ РФ, 2001. № 12 (103). 130 с.

4. Бюллетень банковской статистики. М.: ЦБ РФ, 2004. № 5 (132). 148 с.

5. Бюллетень банковской статистики: Региональное приложение. М.: ЦБ РФ, 2004. № 1 (13). 75 с.

© Вотинцева Л.И., Оленичева М.Р., 2004 г.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.