Научная статья на тему 'Модернизация подготовки специалистов для финансовой и банковской систем'

Модернизация подготовки специалистов для финансовой и банковской систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация подготовки специалистов для финансовой и банковской систем»

К юбилею вуза

Модернизация подготовки специалистов для финансовой и банковской систем

Социально-экономические реформы в России в основном осуществляются с позиций совершенствования систем управления, механизмов регулирования, законодательных и нормативных основ, выработки промышленной, бюджетной, денежно-кредитной политики и т.п. Профессиональная подготовка специалистов для различных сфер хозяйствования и управления как системообразующий элемент реформирования и как фактор формирования нового качества экономики в подобном контексте долгое время не была ни предметом научных дискуссий, ни объектом в принятии управленческих решений официальными структурами.

Современный этап функционирования системы профессионального образования с неизбежностью требует пересмотра его парадигмы в направлении модернизации учебного процесса и научно-методического обеспечения. На наш взгляд, пересмотр содержательных сторон системы образования в стране должен происходить синхронно с глубинными изменениями в экономике и социальном развитии общества. Мировая практика подтверждает необходимость такого реформирования и достижения задач в обновлении общественного сознания и профессиональной культуры. Следует отметить, что правительством пусть с отставанием, но уже предпринимаются конкретные шаги по модернизации российского образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Принят ряд документов, которые всесторонне отображают модернизацию образования: Федеральная программа развития образования на 2000-2005 гг., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.

Концепция в определенной степени отражает связь с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации стратегической линии в модернизации образования на предстоящее десятилетие.

Одна из генеральных линий в развитии образования - неразрывная, органическая связь с наукой.

Международный институт финансов, кредита и банковского дела (МИФКиБД) организован в переходный к рынку период - в середине 90-х годов XX в., т.е. еще задолго до обозначения необходимых существенных изменений в системе отечественного образования.

Недостаток в регионе учебных заведений профессионального образования по специальностям и специализациям в области финансов и кре-

дита, непосредственно ориентированных на новое качество и перспективы развития российской финансовой и банковской систем в условиях активизации интеграционных процессов в мировое экономическое сообщество, обусловил принятие решения о создании МИФКиБД. Априори были поставлены целевые задачи:

• развитие принципиально новой по своему содержанию системы обучения кадров для финансового и банковского секторов экономики региона, обеспечивающей многоуровневую непрерывную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов;

• создание условий к переходу от информационно-ознакомительной практики к системе проблемного обучения с использованием новейших методов проведения учебных занятий, освоения навыков профессиональной деятельности;

• организация в регионе учебно-методического центра международного уровня по специальности «Финансы и кредит», гармонично сочетающего требования и подходы к профессиональному образованию российской системы обучения с передовыми зарубежными новациями.

Определяя такие цели, мы прекрасно осознавали сложность и неординарность их достижения. Достаточно оперативно сформировать гибкую организационную структуру на новой технической и технологической основе, сочетающей фундаментальность подготовки профессиональных кадров с системным подходом в изучении и освоении отечественного и зарубежного опыта и новаций, а также развить в регионе учебно-методическую и научную базу, позволяющую создать условия для высококачественного профессионального и академического обучения специалистов в соответствии с кардинальным обновлением содержания финансовой и банковской деятельности возможно, по мнению оппонентов, только в центральных регионах страны. Научно-педагогический потенциал Дальневосточного региона невысок, кроме того, его материально-техническая база далека от совершенства.

МИФКиБД развивался и развивается по образу научной лаборатории, где создается научно-методическая база и формируется основа для профессионального роста профессорско-преподавательского состава института. Особенности дисциплин специальностей «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», а также специализаций требуют привлечения высококвалифицированных методологов, обладающих знаниями фундаментального и прикладного уровня, а также практических работников, имеющих опыт работы в новых рыночных условиях. Вузовские учреждения г. Владивостока не могли удовлетворить наши потребности, поэтому мы отошли от традиционного укомплектования штатными кадрами из числа преподавателей академии и приняли стратегию привлечения специалистов требуемой квалификации на условиях совместительства и почасовой оплаты. В этой связи были заключены договоры о творческом сотрудничестве с Главным управлением Банка России по Приморскому краю, Министерством налоговой службы по Приморскому краю, администрацией Приморского края, Казначейством, страховыми компаниями, коммерческими банками и др. В задачи такого творческого альянса входит не только ведение аудиторных занятий, разработка современных учебно-методических материалов, учебников и иной профессиональной литературы по специальностям и специа-

лизациям, но прежде всего участие в формировании научной и педагогической школы посредством руководства аспирантами, организации методических и научно-практических семинаров, обучающих туров и т.п., а также внедрение в учебный процесс ступенчатой системы профориентации, разноуровневой подготовки, переподготовки, дополнительного образования, повышения квалификации, программ непрерывного профессионального совершенствования.

В деятельности института все время прослеживаются инновации. Например:

• учрежден первый в стране Межрегиональный учебный комплекс Банка России как форма сотрудничества высшей школы и Центрального банка для целевой подготовки и переподготовки специалистов для территориальных структур ЦБ и проведения совместных исследований по проблемам денежных и финансовых рынков региона;

• реализована идея создания системного непрерывного образования: школа или лицей (с элементами профориентации) - колледж -МИФКиБД - аспирантура, создается научная школа по проблемам эффективности региональных банковских систем;

• одними из первых в академии нами были опробованы нетрадиционные формы организации учебного процесса, такие как ускоренное заочное и дневное обучение, сочетание «включенного» обучения с фрагментарным дистанционным;

• организовано прохождение производственной и преддипломной практик на базе региональных предприятий и организаций банковской, налоговой, страховой, бюджетной систем и инвестиционных институтов (50 действующих рабочих мест);

• изданы собственные учебники и учебно-методические пособия по дисциплинам специализаций «Банковское дело», «Финансовый менеджмент», «Рынок ценных бумаг и биржевое дело», «Налоги и налогообложение», «Страховое дело», «Финансы предпринимательской деятельности» (30 наименований), а также монографии и справочники, освещающие отечественный и зарубежный опыт финансовых и банковских структур в экономиках переходного типа (11 книг);

• систематизирована банковская статистика по финансовой деятельности банков Дальневосточного экономического района в ежегодном выпуске справочника «Коммерческие банки ДВЭР России» (с 1993 г.);

• разработана и внедрена в деятельность региональных органов управления методика оценки финансово-хозяйственной активности предприятий - клиентов коммерческих банков и многое другое;

• пройден конкурсный отбор на право аккредитации образовательных программ для подготовки временных администраций и антикризисных управляющих для кредитных организаций Дальнего Востока и Сибири;

• кафедра «Финансы и кредит» является базовой учебной аудиторией в президентской программе «Подготовка управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации».

Совместно с Главным управлением Банка России по Приморскому краю организованы и действуют региональные методические центры по направлениям: рынок срочных инструментов, валютный контроль и валютное регулирование, международные расчеты и электронные платежи,

формой реализации результатов которых являются регулярно проводимые семинары по актуальным проблемам; ведется разработка инициативной научно-исследовательской темы «Проблемы эффективности банковской системы: региональный аспект», в рамках которой подготовлены научные отчеты, коллективная монография, два учебных пособия, систематические выпуски сборников трудов молодых ученых, выступления преподавателей, аспирантов и студентов на региональных и научно-практических конференциях.

Совместно с Центральным банком России организованы четыре Международных банковских конгресса стран Азиатско-Тихоокеанского региона (1994, 1995, 1996, 1998 гг.1), которые привлекли внимание деловых банковских сообществ, научных организаций, органов управления не только российского Дальнего Востока, но и центральных регионов страны и специалистов зарубежных стран - представители 26 государств приняли участие в наших конгрессах.

Переориентация учебных программ на современную деловую практику и обновление под этим углом зрения всей совокупности учебных материалов с учетом опыта преподавания специальных дисциплин в ведущих вузах России и мира обеспечивают собственную добротную методологическую основу и повышают качество образования.

В настоящее время МИФКиБД на Дальнем Востоке - достаточно авторитетное учебное заведение:

• научно-педагогический состав института - один из самых высококвалифицированных среди вузов Дальнего Востока, занимающихся подготовкой по аналогичным специальностям;

• установлены учебные и научные контакты с ведущими вузами страны, академическими институтами, научными сообществами;

• сформирован высококвалифицированный научно-педагогический состав четырех кафедр: «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», «Центральный банк»;

• конкурс на наши специальности составляет 4-5 чел. на все формы обучения;

• практически все выпускники института трудоустраиваются по профилю образования, многие из них занимают руководящие должности в регионе и стране. Среди наших выпускников губернатор Приморского края С.М. Дарькин; президенты отечественных и зарубежных банков -Д.Б. Яровой, В.А. Алешин, С.И. Людвиг, В.П. Туманов; ведущие специалисты министерств и ведомств, территориальных управлений Банка России на Дальнем Востоке.

Результаты исследовательской деятельности кафедр института признаны научной общественностью: за 5 лет преподавателями подготовлены и защищены 3 докторские диссертации (В.В. Рудько-Силиванов, В.В. Савалей, Л.И. Вотинцева), 6 кандидатских (3 на кафедре «Финансы и кредит» и 3 на кафедре «Мировая экономика»); 14 чел. получили уче-

1 Проведение конгресса в 1998 г. было приостановлено Банком России в связи с обострением кризисных явлений на международных финансовых и внутристра-новом рынках.

ные звания профессора и доцента по специальности «Финансы и кредит» и «Мировая экономика».

Рассматривая модернизацию профессионального образования как приоритетное направление своей деятельности, мы исходим из необходимости формирования эффективных механизмов развития подготовки специалистов, опираясь на новые принципы и методы организации учебно-методической работы. Основной упор делаем на тесную связь с наукой. В 2000 г. по нашей инициативе организовано Дальневосточное региональное отделение Российской академии естественных наук по секции «Проблемы макроэкономики и социального рыночного хозяйства». Среди преподавателей МИФКиБД звание академика РАЕН имеет 1 чел., члена-корреспондента - 4 чел.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных обществ, предприятий. Именно ориентация на реальные запросы конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных стимулов развития.

В.В. Рудько-Силиванов

Профессиональная подготовка специалиста коммерции в современных условиях

Коммерция - важнейшая составляющая системы свободного предпринимательства. Благосостояние и высокий уровень жизни во всем цивилизованном мире сложились благодаря непосредственному участию коммерсантов, являющихся посредниками между производителями и потребителями.

Современный уровень развития экономики, жесткая конкуренция требуют создания новой генерации специалистов - коммерсантов, способных работать в сфере производственного, коммерческого и финансового предпринимательства в качестве менеджеров, торговых агентов, дилеров, специалистов по сбыту, рекламе и логистике. Рыночные отношения предъявляют высокие требования к подготовке кадров для коммерческой деятельности. Особое значение придается профессионализму, знанию экономических основ и предприимчивости. В связи с этим вполне естественно возникает вопрос, какой должна быть система обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.