Финансовые программы
УДК 330.322.1
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
о ,
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ*
В. В. РУДЬКО-СИЛИВАНОВ, доктор экономических наук, профессор, начальник Главного управления Банка России
по Приморскому краю E-mail: banks2@bk.ru
В статье рассматриваются особенности экономического положения Дальневосточного федерального округа и Приморского края как субъекта ДФО. Исследованы основные программные документы, в том числе Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025г. Обозначены приоритетные источники финансирования развития Дальнего Востока.
Ключевые слова: модернизация, экономика, потенциал, точки роста, государственно-частное партнерство.
Ключевой урок финансово-экономического кризиса, с которым столкнулась Россия и последствия которого еще далеко не преодолены, состоит в осознании необходимости перехода к иной модели экономического развития, базирующейся на передовых технологиях, высокой производительности труда и энергоэффективности. Экономический рост должен основываться не только на внешних факторах спроса и притоке финансовых ресурсов из-за рубежа, но и в значительной степени на внутренних ресурсах и стимулах.
Минувший 2009 г. оказался одним из самых сложных в современной российской истории. Ощутимо сократились все базовые макроэкономические показатели:
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Тихоокеанском государственном экономическом университете.
— ВВП - почти на 8 %;
— промышленное производство — более чем на 9 %;
— торговля — на 5 %.
На фоне столь глубокого общероссийского спада экономика Дальневосточного федерального округа (ДФО) демонстрировала в 2009 г. более оптимистичную динамику: за счет роста добычи полезных ископаемых удалось избежать промышленного падения, не снизился и розничный товарооборот (рис. 1).
В 2010 г. в российской экономике началось частичное восстановление утраченного экономического потенциала. По предварительной оценке в первом полугодии увеличились:
— ВВП страны — на 4 %;
— промышленное производство — примерно на 10 %;
— оборот розничной торговли, характеризующий состояние потребительского спроса, — на 3 %.
Анализ показателей, отраженных на рис. 1, позволяет утверждать, что в дальневосточной экономике ситуация также развивается по относительно благоприятному сценарию: практически все экономические показатели находятся в положительной зоне прироста.
Благополучно пройден кризисный 2009 г. и банковским сектором Дальнего Востока (рис. 2, 3). Активы действующих региональных банков выросли на 28,4 %, привлеченные кредитными
120-1
110
100-
90-
2009 г.
I квартал 2010 г.
ДВФО
ДВФО
РФ
РФ
701
■ -Индекс промышленного производства □ -Оборот розничной торговли
■ -Объем строительных работ
Рис. 1. Основные экономические показатели развития ДФО и России в 2009 г. и I квартале 2010 г., %
Вклады (депозиты)
физических и юридических лиц
ДВФО
Ссудная задолженность юридических лиц
50
60
70
80
90
100
Рис. 2. Индексы основных П0 казате80йбанк90ского С0ктора ДВФ О в сравнении с РФ в 2009 г., %
Активы банков 1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1!1 рф
двфо
рф двфо
Вклады (депозиты) физических и 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Ссудная задолженность юридических лиц ■! |! |! |! ^ ^ ^! |! |! ^ ^ ^! |! |! ^ ^ ^! |! |! ^ ^ ^! |! |!! |! |! |! рф
двфо
50
60
70
90
Рис. 3. Индексы основных показателей банковского сектора ДВФО в сравнении с РФ в I квартале 2010 г., %
организациями вклады и депозиты физических и юридических лиц — на 30 %, кредитные вложения в реальный сектор экономики, несмотря на ужесточившиеся условия кредитования, все же выросли за год на 5,2 %. Эти показатели оказались выше средних значений в целом по российской банковской системе.
В 2010 г. региональный банковский сектор по ряду показателей (приросту активов, кредитных вложений, вкладов и депозитов) также опережает среднероссийскую динамику. Вместе с тем возможности развития банковского бизнеса все еще остаются ограниченными. Основная часть кредитных организаций вынуждена заниматься минимизацией потерь, обусловленных падением кредитоспособности клиентов, отвлекать часть ресурсов на поддержание дополнительного запаса ликвидности. Тенденция оживления деловой активности, набравшая неплохую динамику, все же еще не позволяет банкам снижать резервы и возвращаться к прежним стратегиям кредитования экономики. Лишь к концу II квартала остановился рост проблемной задолженности, доля которой в кредитных портфелях банков остается высокой (в среднем в регионе — около 5,5 %, в РФ - 6,5 %). Сравнительно «мягкое» прохождение этапа кризиса реальным и банковским секторами дальневосточной экономики объясняется существенно увеличившимся в последние годы бюджетным финансированием субрегиона как по линии федеральных целевых программ, так и через наполнение региональных бюджетов. Как видно на рис. 4, в среднем по ДФО почти половина доходов региональных бюджетов обеспечивается федеральными трансфертами. Доказательством особого внимания государства к проблемам Дальнего Востока является утверждение Правительством РФ в декабре 2009 г. Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [2], а также принятие решения о продлении действия Программы социально-эконо-
рф ; Двфо
110
120
130
140
100
110
ДВФО
Камчатский Магаданская край область
Приморский край
Саха (Якутия)
Чукотский АО
Амурская Хабаровский Сахалинская область край область
Д —Собственные доходы
— Безвозмездные поступления
Рис. 4. Уровень субсидированности консолидированных бюджетов субъектов ДФО
по итогам 2009 г., %
мического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года.
В программных документах Правительства РФ Приморский край рассматривается как территория ускоренного роста с современной социально-производственной инфраструктурой и развитыми экономическими кластерами. И эта стратегическая установка подкрепляется реальной политикой федерального центра.
В стадии активной реализации находится выполнение подпрограммы развития Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Подписаны стратегически важные документы по строительству в крае двух крупных судостроительных объектов с привлечением иностранного капитала. В конце 2009 г. введен в эксплуатацию нефтеналивной терминал, разворачивается строительство нефте- и газопроводов. Весной текущего года вышло распоряжение Правительства РФ о создании на острове 35 -,
30
25
20
15
10
2005
2007
2010
2015
2020
-Приморский край ■
Хабаровский край
Рис. 5. Доля Приморского и Хабаровского краев в ВРП ДФО в 2005—2025 гг. (в соответствии со стратегией развития до 2025 г.), %
Русский особой экономической зоны туристско-рек-реационного типа.
Эти и другие широкомасштабные проекты способны обеспечить выход Приморского края на лидирующую роль в экономике ДФО. Однако проведенный анализ заложенных в стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона прогнозных макроэкономических показателей на период до 2025 г. тезис о приоритетном развитии Приморья не подтверждает.
По данным Росстата, в 2007 г., т. е. до развертывания финансирования объектов саммита АТЭС, в Приморском крае производилось 20,4 % совокупного объема валового регионального продукта (ВРП) Дальневосточного федерального округа — это второй показатель среди территорий региона. Первое место по объему ВРП занимала Сахалинская область (22,1 %), третье — Республика Саха (Якутия) (19,1 %).
Вследствие крупномасштабных инвестиций, пришедших в Приморский край за два последних года, в 2010 г. доля Приморья в структуре ВРП округа возрастет, как прогнозируется, до 22 % (рис. 5).
Однако в последующие 15 лет удельный вес Приморского края в совокупном ВРП региона согласно стратегии уже не будет расти и останется на нынешнем уровне — около 22 %. Лидирующая позиция отойдет к Хабаровскому краю, в котором к 2025 г. начнут производить более 30 % ВРП округа против нынешних 18 %.
В Приморском крае проживает в ... настоящее время около 30 % населе-
"* ния ДФО и возможен рост этой доли,
а в Хабаровском крае — 22 %. Таким образом, стратегия предопределяет отставание Приморского края от других субъектов ДФО по среднедушевому показателю ВРП.
Конечно, прогнозирование на столь длительный временной горизонт допускает довольно широкий диапазон варьирования итоговых параметров. Не исключено, что и прогнозные расчеты ВРП, вошедшие в приложения к стратегии, выпол-
2025
ЕАО
нялись по разным методикам. Но очевидно, что за пределами 2012 г., когда закончится действие подпрограммы развития Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), поиск точек роста и источников их финансирования становится актуальнейшей задачей для экономики края.
Уже сегодня важно предпринять необходимые усилия по комплексированию действующих в крае предприятий с создаваемыми новыми мощностями и в полной мере задействовать обновленную инфраструктуру Юга Приморья. Речь идет о создании условий для «второй волны» экономического развития, импульсом которой должен стать спрос, формируемый регионально-отраслевыми кластерами на товары и услуги, знания и кадры местных предприятий и организаций. В этом случае вложенные в Приморский край инвестиции «отработают» с максимальной эффективностью.
На взгляд автора, следовало бы уже сегодня подумать о разработке специальной программы по модернизации предприятий края в целях обеспечения комплексирования вокруг новых ядер роста, а ряд важнейших из них представить для включения в разрабатываемую сейчас программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 г.
На модернизацию экономики Приморского края и других территорий округа, даже только в той ее части, что может быть переориентирована на новый спрос, потребуются значительные финансовые ресурсы.
В докризисные годы основным источником инвестиционного финансирования Дальнего Востока выступало государство. Объем государс-
2008 г. при сохранении дефицита бюджета в диапазоне от 3 до 6 % от ВВП [3].
Ряд экспертов вполне обоснованно считает, что амбициозные планы по модернизации экономики в ближайшие годы не получат необходимого бюджетного подкрепления, будут существенно урезаны расходы инвестиционной направленности, а прямое бюджетное финансирование хозяйственных проектов станет замещаться косвенными инструментами (государственные гарантии, процентное субсидирование, концессионные соглашения и др.).
Весной 2010 г. Правительство РФ нашло возможность увеличить объем государственных гарантий по кредитам и займам на 2010 г. с 300 млрд руб. за 2009 г. (полностью не выбранных) до 538 млрд [1]. Адресные гарантии получают 5 государственных корпораций на сумму 267 млрд руб. Остальные средства — в свободном «доступе» для тех компаний, которые пройдут отбор Правительства РФ.
Таким образом, наступает новый этап развития российской экономики и экономик субъектов Федерации — этап мобилизации ресурсов роста. Для Приморского края, как и для других территорий, успешность реализации планов экономического роста будет зависеть от того, насколько консолидированными окажутся совместные действия бизнеса, банков и власти, субъектов и федерального центра. Предстоит серьезная конкурентная борьба за ресурсы, распределяемые по федеральным программам и фондам и предлагаемые на условиях конкурсного отбора под госгарантии.
Одной из форм расширения доступа регионов к бюджетным ресурсам развития становится механизм государственно-частного партнерства. Этот
твенных инвестиций из федерального бюджета в основной капитал отраслей ДФО возрастал ежегодно в текущих ценах в среднем на 80 %. Но это был период устойчивого экономического роста и профицитного исполнения бюджетов.
В настоящее время ситуация кардинально изменилась (рис. 6). Доходы федерального бюджета в 2010 г. составят только 75 % от докризисного уровня и даже к 2012 г. могут не достичь объемов
11 000
10 000
9 000
8 000
7 000
6 000
5 000
4 000
Профицит, % к ВВП
Дефицит, % к ВВП
2007
2008
2009
--Доходы
2010
Расходы
2011
2012
Рис. 6. Изменение главных параметров федерального бюджета на 2007—2009 гг. и прогноз на 2010—2012 гг., млрд руб.
термин стал широко использоваться в обороте с 2004 г., после того как о важности софинансиро-вания государства и бизнеса заявил Президент РФ В. Путин. Однако до настоящего времени этот механизм полностью не отработан. Препятствиями на пути его освоения становятся следующие причины.
Во-первых, отсутствует строгое определение понятия «государственно-частное партнерство». К нему сейчас относят практически любое взаимодействие государства и бизнеса, хотя форм реализации такого партнерства — очень много (рис. 7).
Во-вторых, для большинства схем софинан-сирования государства и частного бизнеса не сформирована адекватная нормативно-правовая база, определяющая условия разграничения и переоформления собственности, предоставление правовых гарантий компаниям-инвесторам по возврату вложенных средств, не ясен механизм корректировки ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и финансово-бюджетной политики в конкретных практических случаях.
В-третьих, что важно для регионов, никак не регламентированы статус, права и обязанности субъектов Федерации по их участию в схемах государственно-частного партнерства.
Представляется, что явно назрела необходимость принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве и ряда правовых актов, в которых бы закреплялись понятия и организационные формы партнерства, унифицировались
Государственный уровень
Нормативно-правовое обеспечение особых форм государственно-частного партнерства
Актуально
Ж
^ Концессионные соглашения ^ Особые экономические зоны ^ Технопарки, бизнес-инкубаторы ^ Инфраструктурные займы ^ Проектное финансирование ^ Льготное кредитование, субсидирование процентных ставок ^ Государственные гарантии по кредитам и облигационным займам
Территориальный уровень
Актуально \
• Инвестиционный климат.
• Реестры инвестиционных проектов
Рис. 7. Задачи развития государственно-частного партнерства
в разумной степени полномочия и ответственность субъектов партнерства. В таком законодательном регламенте особенно нуждаются иностранные инвесторы, которым сложно ориентироваться в нашей правовой среде.
Стратегией развития Дальнего Востока предусмотрено , что к реализации отдельных значимых инвестиционных проектов будут привлечены средства Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании, крупнейших государственных корпораций и банков. На взгляд автора, региональным властям следовало бы выступить с инициативой внесения в меморандумы и стратегии развития банков и корпораций, контролируемых государством, территориальных приоритетов, совпадающих по направленности с правительственными. Целесообразно в бюджетах инвестиционных фондов и госкорпораций устанавливать территориальные лимиты для финансирования проектных заявок, поступающих от организаций, расположенных в регионах приоритетного роста.
В свою очередь региональные власти, по мнению автора, должны:
— улучшать инвестиционный климат;
— добиваться прозрачности схем государственных и муниципальных заказов и повышать эффективность администрирования;
— расширять спектр дополнительных, особенно местных, финансовых источников;
— стимулировать привлечение банковских ресурсов.
Кризисные 2008— 2009 гг. заметно снизили реальный потенциал банковского сектора по финансированию экономического роста. По экспертным оценкам, объем кредитных вложений в экономику сократился, например, в Приморском крае по отношению к ВРП с 20 до 15,5 %. Вместе с тем банковский капитал по мере снижения системных рисков и при совершенствовании инструментов залогов и гарантий способен восстановить свою роль в финансовом обеспечении программ развития.
Отражение территориальных приоритетов в меморандумах и стратегиях развития банков и корпораций с государственным участием
и
^ Внешэкономбанк (Банк развития). ^ Инвестиционный фонд РФ. ^ Российская венчурная компания. ^ Роснано. ^ Росавтодор. ^ Другие
• Кредитная история (долговой рейтинг).
• Повышение собственных бюджетных доходов
В частности, банковский бизнес и региональные власти могли бы объединить усилия по созданию рынка субфедеральных облигаций.
В России, например, около 40 субъектов Федерации и крупных городских муниципалитетов формируют свои бюджеты развития с привлечением ресурсов облигационного заимствования. Но в ДФО лишь Республика Саха (Якутия) в течение нескольких лет на регулярной основе использует инструменты выпуска региональных облигаций. Небольшой краткосрочный опыт был у Хабаровского края. Остальные дальневосточные субъекты Федерации этот канал привлечения ресурсов в регион не используют — у них отсутствует кредитная история, нет рейтинга надежности и кредитоспособности, что не способствует привлекательности территорий для иностранных инвесторов, которые привыкли ориентироваться на подобные индикаторы.
В заключение следует подчеркнуть, что успешность реализации программных мероприятий по развитию и модернизации региональных экономик в значительной степени будет определяться:
— максимально эффективным использованием бюджетных ресурсов;
— широким привлечением к финансированию инвестиционных проектов частного капитала и банковских ресурсов;
— активным развитием малого и среднего бизнеса.
Список литературы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»: Федеральный закон от 04.05.2010 № 71-ФЗ.
2. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094-р.
3. Сенчагов В. Способствует ли бюджет-2010 модернизации российской экономики // Вопросы экономики. 2010. № 2.