Научная статья на тему 'Политика формирования инвестиционной привлекательности на юге Дальнего Востока России в начале XXI в'

Политика формирования инвестиционной привлекательности на юге Дальнего Востока России в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РОСТА / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / MODERNIZATION POLICY / CLUSTERING / TERRITORY OUTSTRIPPING GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пи Лилян Елена Константиновна

Рассматриваются актуальные вопросы формирования «инвестиционной привлекательности» для решения проблем реализации политики модернизации на Дальнем Востоке России в начале ХХI в. и варианты ее реализации. Показаны изменения государственной политики в отношении развития дальневосточных субъектов в период новейшей истории России, которые предусматривают широкое интеграционное взаимодействие со странами АТР, интеграцию субъектов Дальнего Востока и Сибири на внутреннем региональном рынке, а также взаимодействие с центральными районами страны. Дана статистическая информация, характеризующая современное состояние инвестиций на Дальнем Востоке России, условия, определяющие благоприятный «инвестиционный климат» как для отечественного, так и для зарубежного бизнеса, и наличие их в дальневосточных субъектах. Рассматривается формирование территорий опережающего роста (ТОР), как новый вариант решения проблем формирования «инвестиционной привлекательности», способствующий достижению стратегических задач развития региона и страны в целом для «соразвития» с деловыми кругами АТР. Отражено участие отечественных финансовых институтов в создании инфраструктуры территорий опережающего роста (ТОР) и комплекс мер, проводимых правительством России в субъектах юга Дальнего Востока России, для формирования «инвестиционной привлекательности» в области финансовой и административно-организационной деятельности: расширение информационного поля для инвесторов и предпринимателей, экспертные оценки инвестиционных проектов, рейтинговые оценки территорий для реализации приоритетных инвестиционных проектов, расширение правовых гарантий для инвесторов. Все эти меры направлены на реализацию новой экономической модели, целью которой ставится не экспорт сырья, а готовой продукции; привлечение огромных прямых инвестиций, активного использования возможностей государственно-частного партнерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of Investment Attractiveness in the South of the Russian Far East in the Early Twenty-Fist Century

The article describes research on state policy on enhancing the investment policy in response to changes in global market for Russian and modern orientation of the vector of its development in the Far direction to strengthen the economy in the early twenty-first century. The article covers changes in the state policy regarding the development of the Far East territories in modern Russian history that encompasses broad integrative cooperation with Asia-Pacific countries, integration of territorial entities of the Far East and Siberia with domestic regional market, as well as interaction with central regions of the country. The article provides statistical information that characterizes the modern state of investments in Russia's Far East, the conditions defining the favorable «investment climate» both for national and foreign businesses, and their presence in the Far East regions. The article explores the formation of territories of outrunning growth (TOG) as a new solution of the problem of creating «investment potential» that provides the strategic tasks fulfillment of regional and nation-wide development with the purpose of «co-development»with business communities of Asia-Pacific countries. The article stresses the role of national financial institutions in creating the infrastructure of the territories of outrunning growth (TOG) and the set of measures taken by the Government in the territorial entities of the south of Russia's Far East with the purpose of creating «investment potential» in the field of financial and administrative activities: expansion of information field for investors and entrepreneurs, expert assessment of investment projects, evaluating territories for implementing high-priority investment projects, extension of legal guarantees for investors. All these measures aim to create a new economic model focused on generating products instead of commodities and raw materials, attracting ample investments and active leveraging of the potential of state-private partnership

Текст научной работы на тему «Политика формирования инвестиционной привлекательности на юге Дальнего Востока России в начале XXI в»

УДК 332.146:330.322

Пилилян Елена Константиновна Elena Pililyan

ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ! в.

POLICY OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS IN THE SOUTH OF THE RUSSIAN FAR EAST IN THE EARLY TWENTY-FIST CENTURY

Рассматриваются актуальные вопросы формирования «инвестиционной привлекательности» для решения проблем реализации политики модернизации на Дальнем Востоке России в начале ХХ! в. и варианты ее реализации. Показаны изменения государственной политики в отношении развития дальневосточных субъектов в период новейшей истории России, которые предусматривают широкое интеграционное взаимодействие со странами АТР, интеграцию субъектов Дальнего Востока и Сибири на внутреннем региональном рынке, а также взаимодействие с центральными районами страны. Дана статистическая информация, характеризующая современное состояние инвестиций на Дальнем Востоке России, условия, определяющие благоприятный «инвестиционный климат» как для отечественного, так и для зарубежного бизнеса, и наличие их в дальневосточных субъектах. Рассматривается формирование территорий опережающего роста (ТОР), как новый вариант решения проблем формирования «инвестиционной привлекательности», способствующий достижению стратегических задач развития региона и страны в целом для «соразвития» с деловыми кругами АТР. Отражено участие отечественных финансовых институтов в создании инфраструктуры территорий опережающего роста (ТОР) и комплекс мер, проводимых правительством России в субъектах юга Дальнего Востока России, для формирования «инвестиционной привлекательности» в области финансовой и административно-организационной деятельности: расширение информационного поля для инвесторов и предпринимателей, экспертные оценки инвестиционных проектов, рей-

The article describes research on state policy on enhancing the investment policy in response to changes in global market for Russian and modern orientation of the vector of its development in the Far direction to strengthen the economy in the early twenty-first century. The article covers changes in the state policy regarding the development of the Far East territories in modern Russian history that encompasses broad integrative cooperation with Asia-Pacific countries, integration of territorial entities of the Far East and Siberia with domestic regional market, as well as interaction with central regions of the country.

The article provides statistical information that characterizes the modern state of investments in Russia's Far East, the conditions defining the favorable «investment climate» both for national and foreign businesses, and their presence in the Far East regions. The article explores the formation of territories of outrunning growth (TOG) as a new solution of the problem of creating «investment potential» that provides the strategic tasks fulfillment of regional and nation-wide development with the purpose of «co-development»with business communities of Asia-Pacific countries. The article stresses the role of national financial institutions in creating the infrastructure of the territories of outrunning growth (TOG) and the set of measures taken by the Government in the territorial entities of the south of Russia's Far East with the purpose of creating «investment potential» in the field of financial and administrative activities: expansion of information field for investors and entrepreneurs, expert assessment of investment projects, evaluating territories for implementing high-priority investment projects, extension of

тинговые оценки территорий для реализации приоритетных инвестиционных проектов, расширение правовых гарантий для инвесторов. Все эти меры направлены на реализацию новой экономической модели, целью которой ставится не экспорт сырья, а готовой продукции; привлечение огромных прямых инвестиций, активного использования возможностей государственно-частного партнерства

legal guarantees for investors. All these measures aim to create a new economic model focused on generating products instead of commodities and raw materials, attracting ample investments and active leveraging of the potential of state-private partnership

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, модерниза-ционная политика, кластеризация, территории опережающего роста

Key words: investment climate, investment attractiveness, modernization policy, clustering, territory outstripping growth

К началу XXI в. Россия вступила в модер-

низационный период, пройдя трансформационный и стабилизационный периоды. Трансформационный период — это процесс преобразования институтов общества, обусловленный системным кризисом, сопровождавшимся состоянием экономического хаоса в стране. Стабилизационный период — это восстановление хозяйства и переход к развитию России, характеризовавшийся в 2000-2005 гг. высокими темпами наращивания капиталовложений, реализацией новых инвестиционных проектов, повышением производительности труда в частном и госсекторах экономики, наращиванием экспорта. Это период относительной макроэкономической стабильности, снижения инфляции, безработицы и роста устойчивости государственной финансовой системы по сравнению с 19981999 гг.

Период модернизации определяется Правительством России как развитие всех сфер деятельности общества на основе инноваций, на новом технологическом уровне.

Однако к 2007 г. реальный ВВП страны достиг уровня 1990 г.исключительно за счет роста цен на сырьевые энергетические ресурсы на мировом рынке. Вместе с тем, интегрирование в международное экономическое сообщество без значительных инвестиционных поступлений стало невозможно, так как собственные производственно-технические и финансовые возможности оставались ограничены.

В Послании к Федеральному Собранию 05.11.2008 г. Президента РФ. отмечено, что стратегическому подходу ускорения темпов роста национальной экономики может способствовать масштабный приток частных инвестиций, в том числе иностранных.

Отток отечественного капитала из России в 2013 г. составил 35 млрд долл. В то же время по привлечению иностранных инвестиций Россия переместилась с 9-го на 3-е место [1].

Для привлечения необходимых инвестиций понадобилось создание благоприятного «инвестиционного климата», который определяется совокупностью экономических, правовых, организационных, политических и социальных условий, воздействующих на динамику и структуру инвестиций.

Уже по итогам 2006 г. зафиксирован рекордный в постсоветской России приток частных иностранных инвестиций в размере 41,6 млрд долл. Однако отток частного капитала из страны в том же году составил 64,1 млрд долл., сократившись на 13 % в сравнении с предыдущим годом, оставаясь, тем не менее, выше притока инвестиций. Несмотря на положительную динамику, мировые кризисные процессы к 2008 г. существенным образом отразились на темпах роста экономического развития страны, а очаги международной напряженности в европейской части мира определили дальневосточный вектор ускоренного развития России.

Дальний Восток, как один из регионов России, который вышел на рынок стран АТР, для «выживания» в результате предоставления самостоятельности субъектам РФ в периоды трансформации и стабилизации, оказался главным звеном в стратегии интеграции России в АТР. Разрушение системы планирования исключало традиционную схему обеспечения Дальнего Востока, а резкий перевод её на самообеспечение в 1992 г. сделал необходимым поиски ресурсов для развития. Процесс угасания экономической активности проявился в том, что спад промышленного производства на Дальнем Востоке составил 7 %, тогда как в среднем по России — 5 %, при одновременном росте уровня цен в 1 5 раз по сравнению со среднероссийским — в 13,6 раза [2].

Внутренний рынок страны, поглощавший более 90 % всей производившейся регионом продукции, стал недоступен, так как доля транспортной составляющей в стоимости продукции при доставке её с Дальнего Востока в центральные районы страны составляла 77 %, тогда как при экспорте в страны АТР — только 25 %, что определило для дальневосточных предпринимателей выход на партнеров в странах АТР [3]. Системный кризис в стране стал для Дальнего Востока экономической катастрофой: объем производства промышленной продукции сократился на 60 %, объем инвестиций — на 79 % [4].

До конца XX в. государственная региональная политика была направлена на увеличение вывоза из страны энергоносителей, металлов, сырьевых богатств, поэтому выход отечественных предпринимателей на сотрудничество с деловым миром зарубежья строился на вывозе сырьевых ресурсов страны [5]. Это послужило причиной того, что в правительстве на современном этапе уделяется особое внимание вопросам развития Дальнего Востока, где в рамках корректировки «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года» предусмотрена реализация новой экономической модели, цель которой не экспорт сырья, а готовой продукции; привлечение огромных прямых

инвестиций, активного использования возможностей государственно-частного партнерства.

Определены цели развития макрорегиона на период до 2025 г., предусмотрено удвоение ВВП ДФО, привлечение более 3 трлн в бюджет частных инвестиций, создание более 400 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, увеличение численности населения на 1 млн человек. Дан старт переезду головных офисов крупных госкомпаний в Дальневосточный регион.

Существует достаточно много методов оценки степени благоприятности инвестиционного климата: рейтинговые, оценки на основе факторного анализа, экспертный метод. В основе этих методов лежит разделение категории инвестиционного климата на три подсистемы: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционная активность.

Инвестиционный потенциал региона — совокупность объективных экономических, социальных, природно-географических и других факторов, усиливающих поток инвестиций в регион.

Инвестиционный (некоммерческий) риск представляет вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона ввиду наличия в нем негативных условий инвестиционной деятельности, формирующих вероятность потери инвестиций или дохода от них.

Инвестиционная активность трактуется как интенсивность реализации инвестиций. Однако однозначного определения данного понятия нет. На наш взгляд, большее соответствие этого понятия реальности отражает определение, данное Д.В. Соколовым, где под инвестиционной активностью понимается объем, темпы роста и эффективность использования инвестиционных ресурсов. Эта трактовка инвестиционной активности включает не только динамику достигнутого объема инвестиций, их источников и результатов, но и их качество, определяемое, прежде всего, структурой [6]. Иными словами, это фактическая реализация инвестиционного потенциала при учете уровня сопутствующих инвестиционных рисков.

Инвестиционная активность отражает динамику привлечения инвестиций, их структуру, а также соотносит некоторые макроэкономические показатели, которые описывают и характеризуют степень изменчивости инвестиционной деятельности.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории элементами производства, потребительского спроса населения и т.п. Его определяют соотношения нескольких инвестиционно-значимых частных показателей: природ-но-географический потенциал, представляющий совокупность ресурсно-сырьевого потенциала и географического расположения региона, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в деятельности человека в настоящем времени и в перспективе.

Для целей определения инвестиционной привлекательности ресурсно-сырьевой потенциал важен, так как характеризует средневзвешенную обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов; трудовой потенциал, одной из составляющих которого является демографический потенциал региона как важнейшая составляющая ресурсного потенциала.

При средней плотности населения по России, составляющей около 9 человек на 1 км2, в 15 российских регионах плотность превышает 50 человек, в то время как аналогичный показатель районов Дальнего Востока в среднем составляет 1,01 человек на 1 км2. При оценке трудового потенциала региона также важным является учет таких факторов, как наличие трудовых ресурсов, их профессионально-образовательный уровень, наличие квалифицированной рабочей силы. Жители Дальнего Востока составляют лишь 4,6 % населения страны, по данным всероссийской переписи населения 2010 г., при том что территория его составляет 36,08 % площади России. Среди профессиональных групп в структуре дальневосточного социума на 2010 г. в первую очередь выделяется деятельность,

связанная с оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, что составляет 13 % от всего занятого населения. Велика доля занятых в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении, в сфере транспорта и связи — по 12 % [7].

Производственный потенциал характеризует состояние производственной сферы региона, который оценивается по валовому региональному продукту (ВРП). С 1999 по 2010 гг. валовой региональный продукт ДФО вырос на 73 %. При этом с 2009 г. рост ВРП округа опережает среднероссийский. Так, в 2009 г. ВРП ДФО вырос на 1,5 % (российский — снизился на 7,6 %), в 2010 г. — на 6,8 % (российский — на 4,6 %). В 2011 г. объём ВРП увеличился на 5,4 % по сравнению с 2010 г. и составил 2,3 трлн руб. [8].

В рамках оценки инвестиционного потенциала региона также решающее значение имеют оценка производственных мощностей, пригодность их к переоборудованию или использованию для организации производств, определение наличия необходимого для организации производства оборудования; оценка производственной инфраструктуры.

Кроме того, важным критерием развития экономики региона является структура импорта и экспорта. Наиболее благоприятной считается преобладание в экспорте наукоемкой продукции и продукции высокой степени обработки. Для импорта рациональным является ввоз на территорию региона машин и оборудования, поскольку это, по сути, вложения в средства производства; инновационный потенциал представляет уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе; институциональный потенциал представляет степень развития ведущих институтов рыночной экономики — от степени развития институциональной сферы региона зависит эффективность и надежность обмена на товарном, ресурсном, финансовом рынках; важными ха-

рактеристиками являются особенности местного законодательства в области налогообложения, регионального регулирования предпринимательства, наличие специфических региональных норм и правил, протекционизм местного предпринимательства: защита прав собственности и совершенствование корпоративного управления; выравнивание условий конкуренции; улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета и статистики.

Значимым для инвестиционной привлекательности является финансовый потенциал ( объем кредитов, выданных коммерческими банками субъектам предпринимательской деятельности; объем депозитов населения в национальной валюте; объем депозитов населения в иностранной валюте; объем депозитов юридических лиц в национальной валюте; объем депозитов юридических лиц в иностранной валюте; удельный вес долгосрочных кредитов банковской системы; платежеспособный спрос населения региона.

Отметим, что оценка инвестиционной привлекательности только по указанным факторам для субъектов на Дальнем Востоке России является неполной.

Спад производства, хроническая неплатежеспособность, инфляционные процессы катастрофически отразились на финансовом положении предприятий. Это особенно болезненно сказывается на дальневосточных территориях с ресурсной специализацией, где из-за слабых инвестиционных возможностей предприятий основная тяжесть финансирования производственных, инфраструктурных и социальных программ ложится на федеральный и региональный бюджеты.

Неразвитость дорожной инфраструктуры ( сеть дорог с твёрдым покрытием на Дальнем Востоке составляет 5,3 км на 1000 км2, в среднем по России — 31,7 км на 1000 км2. Общий уровень развития транспортной сети в регионе крайне низок, фактически, только на юге региона в Приамурье, Приморье и на Сахалине имеется сеть железных и автомобильных дорог. Северные

же районы практически не имеют инфраструктуры. Уровень развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке является самым низким в России, что затрудняет снабжение и сильно увеличивает транспортные расходы и стоимость продукции) [9]. Основным видом магистрального транспорта является железнодорожный, на долю которого приходится свыше 80 % грузооборота и около 40 % внутреннего пассажирооборота на территории. Наряду с этим, через Дальний Восток РФ проходит Транссибирская магистраль — самая протяжённая железная дорога России. На территории Дальнего Востока России построена Байкало-Амурская магистраль — железнодорожная магистраль Восточной Сибири. Заканчивается строительство новой железнодорожной магистрали от Сковоро-дино до Якутска.

Общая протяжённость сети автомобильных дорог — 41,5 тыс. км. Через Дальний Восток РФ по маршруту Чита — Сковородино — Свободный — Биробиджан — Хабаровск проходит федеральная автомобильная дорога Амур. По маршруту Якутск — Магадан проходит федеральная автомобильная дорога Колыма.

Число аэродромов гражданской авиации — 107. Действуют 28 морских портов. Основные порты — Восточный, Находка, Владивосток, Ванино и Де-Кастри. Действует паромная переправа Ванино-Холмск [10].Существующая тенденция интеграции Дальнего Востока и Восточной Сибири во взаимосвязанную административно-экономическую структуру определена федеральной программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года».

Новый этап стимулирования активизации экономического развития и инвестиционной привлекательности Дальнего Востока Правительство России связывает с формированием территорий опережающего развития «ТОР». Проект Федерального Закона «О территориях опережающего социально экономического развития «ТОР» в апреле 2014 г. внесен на рассмотрение в Правительство. Этот закон призван спо-

собствовать расширению инвестиционной деятельности в России стран АТР и предполагает законодательные гарантии для реализации особых условий предпринимательской деятельности. Требуется широкое интеграционное взаимодействие со странами АТР и интеграция субъектов Дальнего Востока и Сибири на внутреннем региональном рынке, а также взаимодействие с центральными районами страны. Однако интеграция с центром носит в большей мере характер поглощения крупными корпорациями регионального бизнеса, а интеграция со странами АТР до сих пор определяется сырьевой направленностью дальневосточного бизнеса.

Чтобы сосредоточить бюджетные средства для создания первоочередных ТОР, представителями Минвостокразви-тия и бизнес-сообществ из 400 площадок выбраны 14, которые уже проработаны и рассмотрены экспертами. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 30 мая 2013 г. № 3006п-П16 утвержден «Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе», состоящий из 38 проектов, в которые вошли некоторые комплексные инвестиционные проекты из Госпрограммы. В перспективе к приоритетным, согласно «Перечню», относятся проекты по созданию и развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, которые решат проблему использования этих преимуществ макрорегиона по отношению к Европе, странам АТР и США, а также активизируются инвестиции для разработки полезных ископаемых, особенно цветных металлов.

В субъектах Дальнего Востока ведется активная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата. Так, в Приморском крае создано Агентство по привлечению инвестиций, Корпорация развития ОАО «Дальний Восток», Агентство по поддержке экспортеров, Гарантийный фонд поддержки малого и среднего бизнеса, ведется подготовка нормативно-правовых актов по льготному налогообложению бизнеса, издан «Путеводитель для инвестора по Дальнему Востоку», в котором представ-

лена информация для инвесторов об экономической ситуации на Дальнем Востоке и о каждом субъекте ДФО, проекты государственных монополий и планы местного бизнеса, наличие трудовых ресурсов и их стоимость, затронуты вопросы недвижимости, миграционного и трудового законодательства, порядка разрешения споров и т.д. [11].

Инвестиционная привлекательность регионов складывается из многих параметров. Однако для привлечения инвестиций определяется рейтинговая оценка, как своеобразный путеводитель для инвестора, которая должна учитывать такие параметры оценки среды, регулирующей бизнес, как процедуры получения разрешения на строительство, среднее время, которое тратится на оформление документов на земельный участок, на подключение к электросетям и т.д. Здесь же необходимо заложить механизм оценки реализации мероприятий «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы.

После того как президент России В.В. Путин заявил, что нам необходимо создать собственный национальный рейтинг регионов для привлечения национальных и зарубежных инвестиций, был разработан проект национального рейтинга инвестиционной привлекательности агентством содействия инвестициям. Предполагается, что рейтинг будет ежегодным, что позволит отслеживать динамику регионов по созданию инвестиционной привлекательности. Кроме того, будет учитываться, какое количество субъектов малого и среднего предпринимательства вовлекается в торги на федеральных и муниципальных площадках, какой объем им будет предоставляться, насколько будут доступны кредитные ресурсы в субъектах РФ. Это также служит оценкой институциональной среды, то есть эффективности институтов, созданных для поддержки бизнеса.

В рамках работы внедрения регионального инвестиционного Стандарта существуют инвестиционные агентства, или корпорации развития, которые отвечают за привлечение инвестора и создание работы

по принципу «одного окна» для инвестора. Эти данные позволят оценить, насколько действен механизм работы указанных институтов.

Важной целью рейтинга станет оценка доступности и качества инфраструктуры для бизнеса, то есть имеются ли в регионе бизнес-инкубаторы и технопарки, каким образом здесь может стартовать малый бизнес, насколько готова инфраструктура, чтобы он развивался [12].

Снижение рисков инвестирования при проведении политики создания благоприятной ситуации для инвестиций как для российских, так и для иностранных инвесторов уже дали определенные результаты.

По данным Приморского краевого управления статистики РФ, в 2013 г. в экономику России поступило 170,2 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 10,1 % больше, чем в 2012 г. На экономику Дальневосточного региона из всех иностранных вливаний на Россию пришлось 3,5 %. В 2013 г. темпы роста иностранных вливаний в Дальневосточный федеральный округ снизились по сравнению с высокими показателями 2012 г. За 2013 г. объем инвестиционных вложений в экономику Дальневосточного федерального округа составил 5971,7 млн долл. США и уменьшился по сравнению с 2012 г. на 56 %. Тем не менее, можно отметить регионы, где объемы иностранных инвестиций увеличились. Так, в Приморском крае инвестиции возросли в 4,1 раза, в Хабаровском крае — в 1,6 раза по сравнению с 2012 г. [13]. В 2013 г. в Приморский край инвестировано 1712,7 млн долл., что связано с развитием бизнес-сообщества и улучшением инвестиционного климата [13, С. 14]. Наиболее активными инвесторами были Япония (68,4 % общего поступления), Германия (25,7 %), Китай (1,8 %), Республика Корея (1,4 %). Всего в 2013 г. более 20 стран мира инвестировали экономику Приморского края, однако сохранялось неравномерное распределение иностранных инвестиций в экономику края по видам экономической деятельности [13, С. 21]. Наиболее привлекательным для иностранного капитала видом экономичес-

кой деятельности в ДФО являлась добыча полезных ископаемых — 3945,1 млн долл. (66 % от всех поступлений).

В структуре иностранных инвестиций ДФО наибольший удельный вес ( 60 %) занимают так называемые «прочие инвестиции», осуществляемые на возвратной основе (торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций). На долю прямых инвестиций (в основном, это взносы в уставный фонд, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев) приходится 40 %.

Основные страны-инвесторы, осуществляющие значительные инвестиционные вложения в Дальневосточный федеральный округ: Япония — 2341,6 млн долл. США, Багамские острова — 714,8, Нидерланды — 525, Австрия - 500, Кипр - 495,7, Индия - 462 млн долл. США [13, С. 28].

Для сосредоточения выделяемых средств при формировании «ТОР», в первую очередь, инвестиции предполагается привлекать в экспортно-ориентированные производства и в проекты, уже реализующиеся на площадках «ТОР». Об этом неоднократно говорилось на протяжении последних месяцев 2014 г. на заседаниях коллегии Минвостокразвития РФ. Сегодня финансовые институты РФ принимают активное участие в создании привлекательного инвестиционного климата на Дальнем Востоке России. Так, Дальневосточным банком ОАО «Сбербанк России» обсуждались перспективы экспортоориентирован-ного инвестиционного развития экономики Дальнего Востока в июне 2014 г. во Владивостоке на международной бизнес-конференции «Дальний Восток - инвестиции без границ», в которой участвовали более 350 представителей бизнеса и органов власти Дальневосточного региона, руководители крупнейших компаний стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Обсуждались новые идеи и подходы к ведению бизнеса, определялись проблемы и точки роста, выбирались приоритетные инвестиционные проекты, над реализацией которых необходимо работать совместно банкам, бизнесу и власти. Опыт реализации инвестиционных

проектов как по России в целом, так и на Дальнем Востоке у «Сбербанка» достаточно большой и во многом уникальный. В Дальневосточном регионе есть реальный базис для инвестиционной активности, который не нужно создавать «с нуля». На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме «Сбербанк» заключил соглашение с Минвостокразвития о стратегическом сотрудничестве, в рамках которого «Сбербанк» становится главным экспертом по всем инвестиционным проектам на Дальнем Востоке. Банк уже финансирует реализацию более 700 инвестиционных проектов, причем только в текущем году планируется оказание дальневосточным предпринимателям финансовой поддержки на сумму свыше 100 млрд руб.».

После прошедшего в сентябре 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке наблюдается активизация деятельности финансовых институтов по привлечению инвестиций в экономику ДВФО. Однако без государственной поддержки и существенных иностранных вложений решить проблемы уско-

ренного развития Дальнего Востока России на инновационной основе весьма затруднительно за короткий период. Стратегия «со-развития» и укрепление на рынке АТР требует ускоренных темпов развития.

Эти вопросы были предназначены в начале века государству и их необходимо решать исходя из его новых функций, в рамках политики модернизации страны. За последние 14 лет правительство неоднократно принимало решения по активизации инвестиционной деятельности в России и на Дальнем Востоке, однако, только созданием дополнительных административных структур управления без реальной реализации всех преференций для бизнеса как отечественного, так и иностранного, создание привлекательных условий для инвестиций может остаться лишь лозунгом. Учитывая те меры, которые принимаются на современном этапе формирования инвестиционной привлекательности на всех уровнях власти совместно с бизнес-сообществом, есть надежда, что планы будут реализованы.

Литература_

1. Российская газета. Сер. экономика. № 113 (6385). От 22 мая 2014. С. 4.

2. Очерки истории Приморья. Владивосток: Дальнаука, 1996. С. 189.

3. Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. Владивосток: Дальнаука, 1999. С. 58.

4. Моисеева Л.А. История формирования предпринимательства на Дальнем Востоке России как инновационной системы хозяйствования (19852000 гг.). Владивосток: Дальнаука, 2003. 425 с.

5. Моисеева Л.А. Создание на Дальнем Востоке России совместных предприятий с предпринимателями стран АТР в 1985-2000 гг. // Россия и АТР. 2005. № 2. С. 58-70.

6. Соколов Д.В. Активизация инвестиционной деятельности инструментами региональной экономической политики: дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. М.: РГБ, 2003. 223 с.

7. Валовой региональный продукт субъектов Дальневосточного Федерального Округа в начале

_References

1. Rossiyskaya gazeta (Russian newspaper). Ser. economy, no. 113 (6385). May 22, 2014 P. 4.

2. Ocherki istoriiPrimoriya [Essays on the history of Primorie]. Vladivostok: Dalnauka, 1996, pp. 189.

3. Ishayev V.I. Mezhdunarodnoe ekonomiches-koe sotrudnichestvo: regionalny aspekt [International economic cooperation: regional perspective]. Vladivostok: Dalnauka, 1999, pp. 58.

4. Moiseeva L.A. Istoriya formirovaniya pred-prinimatelstva na Dalnem Vostoke Rossii kak innovat-sionnoy sistemy hozyaystvovaniya ( 1985-2000 gg. ) [The history of business in the Far East of Russia as an innovative system of management (1985-2000 gg.)]. Vladivostok: Dalnauka, 2003. 425 p.

5. Moiseeva L.A. Rossiya i ATR (Russia and Asia-Pacific region), 2005, no. 2. P. 58-70.

6. Sokolov D.V. Activation of investment instruments of regional economic policy [Aktivizatsiya in-vestitsionnoy deyatelnosti instrumentami regionalnoy ekonomicheskoy politiki]: diss. ...candidate econ. sciences. Moscow: RSL, 2003. 223 p.

7. Valovoy regionalny produkt subektov Dalne-vostochnogo Federalnogo Okruga v nachale XXI veka

ХХ1 века: аналитическая записка / Приморскстат, Владивосток, 2009. 30 с.

8. Сайт центра исследования региональной экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.lerc.ru. дата 05.09.2014

9. Дмитракова Т. Свобода перемещениям. Дорожная сеть обеспечит комплексное освоение дальневосточных территорий // Российская газета. 18.10.2010.

10. Доклад Министра транспорта РФ Максима Соколова на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. Министерство транспорта Российской Федерации (2 Июль 2012).

11. Ларина «Было очень много работы» // «Дальневосточный капитал» № 1. 2014. С. 18-19.

12. http://primamedia.ru/news/economics/ 15. 04.2014/350547/otsenku-investitsionnoy-privleka telnosti-dalnego-vostoka-dadut-predprinimateli.html [Интернет ресурс], дата обращения 20.08.2014.

13. Об иностранных инвестициях в экономику Приморского края (аналитическая записка): Изд-во территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2014.

[Gross regional product subjects of the Far East Federal District in the early twenty-first century]: analytical note. Primorskstat, Vladivostok, 2009. 30 p.

8. Sait tsentra issledovaniya regionalnoy ekonomiki (Center site of the regional economy study). Available at: http: //www.lerc.ru (accessed 09/05/2014).

9. Dmitrakova T. Rossiyskaja gazeta (Russian newspaper), 18.10.2010.

10. Doklad Ministra transporta RF Maksima Sokolova na zasedanii Gosudarstvennoy komissii po voprosam sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Dal-nego Vostoka, Respubliki Buryatiya, Zabaikalskogo kraya i Irkutskoy oblasti [Report of the Minister of Transport of the Russian Federation Maxim Sokolov at the meeting of the State Commission for the socioeconomic development of the Far East, the Republic of Buryatiya, Transbaikal Territory and the Irkutsk region]. Ministry of Transport of the Russian Federation (July 2, 2012).

11. Larina. Dalnevostochny kapital (Capital of the Far East), no. 1, 2014. P. 18-19.

12. Rezhim dostupa: http://primamedia.ru/ news/economics/15.04.2014/350547/otsenku-investitsionnoy-privlekatelnosti-dalnego-vostoka-dadut-predprinimateli.html (Available at: http://pri-mamedia.ru/news/economics/15.04.2014/350547/ otsenku-investitsionnoy-privlekatelnosti-dalnego-vostoka-dadut-predprinimateli.html), (accessed 8/20/2014).

13. Ob inostrannyh investitsiyah v ekonomiku Primorskogo kraya [On foreign investments into the economy of the Primorsky Region]: analytical note. Publishing House of the territorial body of the Federal State Statistics Service of the Primorsky Region, 2014.

Коротко об авторе _

Пилилян Е.К., канд. ист. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия elkonpil@gmail.com

Научные интересы: государственная политика поддержки предпринимательства в конце XX = начале XXI вв. на юге Дальнего Востока России

_ Briefly about the author

E. Pililyan, candidate of historical sciences, associate professor, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Scientific interests: state policy of entrepreneurship support at the end of XX th — begining of the XXI st century in the south of the Russian Far East

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.