Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка специалиста коммерции в современных условиях'

Профессиональная подготовка специалиста коммерции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка специалиста коммерции в современных условиях»

ные звания профессора и доцента по специальности «Финансы и кредит» и «Мировая экономика».

Рассматривая модернизацию профессионального образования как приоритетное направление своей деятельности, мы исходим из необходимости формирования эффективных механизмов развития подготовки специалистов, опираясь на новые принципы и методы организации учебно-методической работы. Основной упор делаем на тесную связь с наукой. В 2000 г. по нашей инициативе организовано Дальневосточное региональное отделение Российской академии естественных наук по секции «Проблемы макроэкономики и социального рыночного хозяйства». Среди преподавателей МИФКиБД звание академика РАЕН имеет 1 чел., члена-корреспондента - 4 чел.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных обществ, предприятий. Именно ориентация на реальные запросы конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных стимулов развития.

В.В. Рудько-Силиванов

Профессиональная подготовка специалиста коммерции в современных условиях

Коммерция - важнейшая составляющая системы свободного предпринимательства. Благосостояние и высокий уровень жизни во всем цивилизованном мире сложились благодаря непосредственному участию коммерсантов, являющихся посредниками между производителями и потребителями.

Современный уровень развития экономики, жесткая конкуренция требуют создания новой генерации специалистов - коммерсантов, способных работать в сфере производственного, коммерческого и финансо-

106

вого предпринимательства в качестве менеджеров, торговых агентов, дилеров, специалистов по сбыту, рекламе и логистике. Рыночные отношения предъявляют высокие требования к подготовке кадров для коммерческой деятельности. Особое значение придается профессионализму, знанию экономических основ и предприимчивости. В связи с этим вполне естественно возникает вопрос, какой должна быть система обучения студентов, чтобы обеспечить эффективность их учебы, добиться значительного повышения профессионализма будущих коммерсантов.

Специалистам данного профиля необходимы знания целого комплекса дисциплин. Основой являются экономические знания, позволяющие принимать правильные коммерческие решения. Необходима также юридическая подготовка, которая позволит грамотно составлять контракты и другие коммерческие документы.

Современный коммерсант должен хорошо знать качество и потребительские свойства различных товаров и методы оценки их качества. Эти знания даются в курсе товароведения. Первоначальные знания о торговле студенты получают из курса «Организация и технология розничной продажи товаров».

Основополагающей дисциплиной при подготовке специалистов торговли является «Коммерческое дело». Этот курс помогает студентам обрести знания в области организации коммерческой деятельности: как заключить выгодную сделку, выбрать наиболее рациональных поставщиков, установить с ними длительные хозяйственные связи.

Коммерсант является организатором процесса товародвижения. Он проводит различные оптимизационные мероприятия, цель которых -увеличение прибыли предприятий и сокращение затрат, связанных с движением товаров. В этом ему помогут знания логистики. Будущий специалист коммерции должен уметь рекламировать свои товары, используя различные средства. Для этого системой обучения предусмотрен курс рекламного дела.

Коммерсант должен уметь работать с потребителями, тщательно изучать их запросы и пожелания, проводить исследования конъюнктуры рынка. Эти знания даются в курсе «Торговый маркетинг».

Выпускник-коммерсант может работать как на внутреннем, так и на внешнем рынке, поскольку в процессе обучения он получает знания и в области организации международного бизнеса. Для этого предусмотрен курс «Организация и техника внешнеторговых операций».

Помимо вышеперечисленных дисциплин студенты изучают целый ряд других: «Биржевое дело», «Защита прав потребителей», «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности», «Культура торгового обслуживания», «Делопроизводство и коммерческая корреспонденция», «Психология покупателей» и т.д. Любой специалист, имеющий высшее образование, должен уметь работать с информацией, поэтому студенты проходят хорошую компьютерную подготовку. Для работы с иностранными партнерами пригодится знание английского языка.

Наиболее оправдали себя в подготовке специалистов-коммерсантов интерактивные методы обучения. На выпускающей кафедре накоплен значительный опыт по их применению. Поскольку деловые игры при-

ближены к реальным условиям деятельности, они наряду с традиционной передачей готовых знаний позволяют выработать практические навыки в принятии и реализации коммерческих решений. Многие годы на кафедре в учебном процессе успешно использовалась деловая игра «Коммерсант». В настоящее время проводятся деловые игры «Биржевой посредник», «Аукционные торги», «Выбор поставщика», «Оптимизация товародвижения» и др. Кроме того, на практических занятиях рассматриваются хозяйственные ситуации, тесты и задачи. Таким образом, студент становится активным участником учебного процесса: сам формирует цель, выявляет проблемы, анализирует информацию, вырабатывает критерии и возможные решения проблем. Он является экспертом в реализации принятых решений по конкретным практическим задачам.

Огромное значение в формировании специалистов имеет производственная практика. Студент, выполняя заданную вузом программу практики, определяет интересующее его направление деятельности, проявляет свои способности в той или иной области и приобретает соответствующие навыки.

Профессиональная подготовка студентов предполагает также их участие в научной деятельности выпускающей кафедры и вуза в целом. Студенты активно участвуют в учебно-методических и научно-практических конференциях, симпозиумах.

Научная деятельность выпускающей кафедры осуществляется в соответствии с основными направлениями научной работы вуза, хотя имеет некоторые специфические особенности. Каждый преподаватель кафедры работает в рамках своего научного направления. Например, вопросами исследования рынка и организации коммерческой деятельности занимаются к.э.н., доц. Т.Г. Гончарова, к.э.н., доц. И.В.Коваль, к.э.н., доц. В.В. Гамова; проблемами внешней торговли, международными интеграционными процессами и организацией международного бизнеса - к.э.н., доц. Н.Я. Брызгалова; коммерческой логистикой - к.э.н., доц. Н.А. Майзнер, доц. Л.К. Куприянова, доц. Беркович Т.Н.; вопросами рекламной деятельности - доц. В.В. Захарова.

За последние три года преподавателями кафедры опубликовано более 70 научных статей и тезисов. Их тематика весьма актуальна и разнообразна: вопросы рынка и его формирования, проблемы развития коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынках, интеграционные процессы в России, логистика потребительских товаров и др. Преподаватели кафедры выступают с докладами на всероссийских, международных и региональных конференциях.

Большую роль в научной деятельности кафедры играет студенческая наука. Формы НИР студентов различны - это конкурсы, предметные олимпиады, конференции, научные семинары, разработка научных задач по заказам предприятий и административных комитетов на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве. В научно-исследовательской работе принимают участие студенты всех курсов, однако наибольшая активность отмечается на старших курсах. В научную работу вовлечены студенты как дневной, так и заочной форм обучения. Ежегодным

стал «День студенческой науки», в рамках которого проводятся конкурсы, КВНы, предметные олимпиады и другие мероприятия.

По итогам защиты выпускных квалификационных работ по специальности «Коммерция» (торговое дело) проводятся конкурсы. Работы, признанные лучшими, участвуют во внутривузовском и всероссийском конкурсах. Студенты привлекаются также к участию в кафедральных хоздоговорных и инициативных научно-исследовательских работах.

Таким образом, комплексная подготовка студентов обеспечивает конкурентоспособность специалистов-коммерсантов на мировом и отечественном рынках труда. Получив самую современную подготовку, они смогут открыть собственное дело, организовать коммерческую деятельность предприятия, оптимизировать продвижение товаров на рынке с минимальными рисками и потерями.

Т.Г. Гончарова

Становление и развитие кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров

По прошествии многих лет хочется вспомнить замечательные вехи в жизни кафедры, становление которой началось в 1964 г. Молодых преподавателей, близких по возрасту и опыту педагогической работы, объединяло стремление познать новое, полезное и необходимое, что позволило нам сформироваться как педагогам и ученым и активно участвовать в общественной жизни ставшей нам родной академии.

В условиях бурного развития торговой отрасли в 60-е годы минувшего века особенно остро ощущался недостаток высококвалифицированных кадров, подготовка которых в Дальневосточном регионе не велась. Открытие во Владивостоке в 1964 г. филиала Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова способствовало активной подготовке на местах кадров по специальности «Товароведение и организация торговли».

Подготовку кадров осуществляла кафедра товароведения и общественного питания, укомплектованная преподавателями из числа выпускников Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова и Ленинградского института советской торговли. В дальнейшем с реорганизацией филиала в Дальневосточный институт советской торговли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.