Научная статья на тему 'Система требований к подготовке специалистов коммерции в современных условиях'

Система требований к подготовке специалистов коммерции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ КОММЕРЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / COMMERCE SPECIALIST / PROFESSIONAL COMPETENCE / TECHNOLOGICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоткова Наталия Вячеславовна, Лакеева Олеся Александровна

Статья рассчитана на преподавателей, занимающихся подготовкой специалистов коммерции в различных учебных заведениях, с целью повышения уровня их профессиональной подготовки. В статье раскрыты: актуальность темы исследования; понятие, основные знания, умения (ключевые компетентности), которыми должен обладать специалист коммерции; обоснована зависимость качества профессиональной деятельности специалиста коммерции в современных социально-экономических условиях от уровня его профессиональной подготовки; возможные и наиболее действенная форма обучения для подготовки специалистов коммерции; результаты проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молоткова Наталия Вячеславовна, Лакеева Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of requirements to training of specialists in commerce under modern conditions

The article is meant for the tutors dealing with preparation of commerce specialists in different educational institutions with the purpose of increasing the level of their professional training. The article reveals the urgency of the topic of research, the notion, basic knowledge, skills (key competence) necessary for a commerce specialist. The author gives ground to the dependence of the quality of professional activity of a commerce specialist in modern social and economic conditions on the level of the professional training. The article considers the possible and the most effective form of training for commerce specialists and gives the results of the research conducted.

Текст научной работы на тему «Система требований к подготовке специалистов коммерции в современных условиях»

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КОММЕРЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н.В. Молоткова, О.А. Лакеева

Статья рассчитана на преподавателей, занимающихся подготовкой специалистов коммерции в различных учебных заведениях, с целью повышения уровня их профессиональной подготовки. В статье раскрыты: актуальность темы исследования; понятие, основные знания, умения (ключевые компетентности), которыми должен обладать специалист коммерции; обоснована зависимость качества профессиональной деятельности специалиста коммерции в современных социально-экономических условиях от уровня его профессиональной подготовки; возможные и наиболее действенная форма обучения для подготовки специалистов коммерции; результаты проведенного исследования.

Ключевые слова: специалист коммерции, профессиональная компетентность, технологический компонент профессиональной культуры.

Период глобальной реформации современного российского общества, переход к рыночным отношениям требуют от выпускников высшей школы не только владения необходимыми знаниями в области экономики, но и способности ориентироваться в социально-экономической реальности. При всей непредсказуемости социальных перемен, очевидно, что чем раньше человек постигнет тонкости экономических механизмов развития общества, тем ярче и интересней будет его жизнь, тем больший вклад внесет он в благородное дело цивилизованного развития Отечества. Подвижность и изменчивость экономической ситуации не должны отпугивать молодого человека, они должны его «закалять». Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных социально-экономических ситуаций, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.

В современной концепции экономического образования студентов все более значимой становится задача воспитания свободного человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Переход к рыночным отношениям объективно порождает потребность в экономическом образовании, столь необходимом для развития экономического мышления, экономической культуры учащихся.

В настоящее время рынок труда насыщен специалистами в сфере экономики, однако их знания и умения в конкретных об-

ластях не всегда соответствуют требованиям, предъявляемыми работодателями. В связи с этим все более насущной становится проблема качества подготовки специалистов. Возрастающие требования к качеству подготовки специалистов обусловлены рядом причин. Во-первых, создание и внедрение современных технологий, в том числе и информационных, в различные сферы деятельности требуют от специалиста дополнительных знаний, умений и навыков. Во-вторых, возникновение смежных областей в образовании приводит к необходимости подготовки специалиста широкого профиля, с большим кругозором и умением решать сложные комплексные задачи [1].

ГОСТы высшего профессионального образования, определяя опережающее развитие системы образования, являются ответом на глобальные цивилизационные изменения, вызванные научно-технической революцией, но при этом тщательно и объективно учитывают реальное состояние и ресурсы образовательной системы [2].

Программы при этом конкретизируют знания, навыки и умения специалиста в определенной области.

Особую актуальность проблема формирования и развития профессиональной компетентности приобретает в контексте подготовки специалистов коммерции, поскольку данная сфера требует наличия «ключевых компетентностей», или «базовых навыков». Для специалиста-коммерсанта актуальны, на наш взгляд, следующие пять групп ключевых компетентностей, выделяемых А. Шелтеном:

- психомоторные умения;

- общетрудовые качества;

- познавательные способности;

- персональные, или индивидуальноориентированные, способности;

- социальные способности.

Причем познавательные способности должны включать: способность анализировать, оценочные способности, профессиональную интуицию, мобильность мышления, а общетрудовые - практические умения и навыки для широкого круга деятельности в области коммерческой деятельности, владение компьютером на уровне специалиста, знание основ организации коммерческой деятельности на новой технологической основе.

Соглашаясь с Саймоном Шо, можно отметить, что с целью востребованности на рынке труда современный специалист должен обладать следующими базовыми навыками:

- основные навыки, такие как грамота и счет;

- жизненные навыки, а именно: отношение с другими людьми, навыки самоуправления, профессионального и социального роста;

- ключевые навыки: коммуникация, решение проблем, коллективная работа;

- социальные и гражданские навыки, к которым относятся общественная активность, моральные правила и ценности, сотрудничество;

- навыки для получения занятости, например: обработка информации, приспособляемость к ситуациям, самостоятельное принятие решений;

- предпринимательские навыки - самостоятельная деятельность, поиск и исследование деловых возможностей;

- управленческие навыки, охватывающие коммуникацию, консультирование, аналитическое мышление, тренировку и наставления;

- широкие навыки, такие как способность к анализированию, планированию, контролю.

Так, например, Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи:

1) политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, то-

лерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;

2) межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношения людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

3) коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общие через 1Щете1;;

4) социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

5) персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [3].

Учитывая выделенные ключевые компетенции, мы отмечаем, что в современных условиях ряду аспектов профессиональной компетентности придается приоритетный характер, т. е. они из желательных становятся обязательными и первостепенными, в частности:

- обладание додеятельностной потенциальной креативностью, актуализируемой в освоенной профессиональной деятельности в виде социально значимой творческой активности как необходимым субъективным условием творчества;

- владение на достаточном уровне творческими процедурами порождения принципиально нового знания, неформальными умениями проектирования (в том числе конструирования) новых устройств и систем, где доля внелогических (интуитивных) знаний и умений может превосходить логические;

- владение умениями принимать ответственные решения - как технические в проектно-конструкторской деятельности, так и организационно-административные; способность корректировать и определять (формулировать, ставить) цель и приемлемые пути

(способ, метод, технологию) ее достижения с учетом нравственных критериев;

- самоидентификация и высокая самооценка личной профессиональной компетентности, осознаваемая как подготовленность и субъектная потенциальная готовность (претенциозность) к внутрипрофессио-нальной поступательной (формальной и неформальной) и межпрофессиональной мобильности;

- способность к критической и иннова-

ционной рефлексии по отношению к собственной деятельности: эмоционально-нравст-

венная, нравственно-эстетическая оценка и самооценка, прогнозирование технических и социальных результатов деятельности и взаимоотношений в социуме, регулирование и корректировка собственного поведения, осознание потребности самосовершенствования [4].

Таким образом, для системы профессионального образования актуальными являются политехническая, организационно-экономическая, информационно-коммуникационная компетентности [3].

Однако помимо общих знаний, умений и навыков специалист должен обладать определенными, присущими только его специальности знаниями. Так, например, специалист сферы информационного бизнеса, по нашему мнению, должен обладать следующими особенностями:

1. Профессиональное мышление: мо-

бильность, гибкость, системность, детерминизм, вероятность, аналитичность, перспективность, эвристичность, критичность, креативность, профессиональная интуитивность, рефлексивность.

2. Профессиональные знания: знание

основных понятий сферы информационного бизнеса; основных способов, средств и путей осуществления информационной деятельности в профессиональной среде, результатом которой является информационный ресурс (информационный продукт, информационная услуга); основ организации бизнеса на новой технологической основе, в том числе основных бизнес-моделей, реализуемых в Интернет-среде, технологий и инструментов организации электронного бизнеса, электронной коммерции; основ реинжиринга бизнеса, основных бизнес-процессов; основных применяемых и перспективных информационных и коммуникационных технологий, используе-

мых в профессиональной деятельности с целью ее совершенствования и оптимизации; о сущности и содержании процесса профессионального самосовершенствования специалиста в условиях современной информационной и конкурентной среды; понимание влияния информационных процессов, информатизации на человека, профессиональную деятельность, общество в целом, необходимости развития инфосферы как условия существования и прогресса общества; закономерностей становления и тенденций развития информационного бизнеса; представление об информационной основе деятельности как интеллектуальной и практической деятельности специалиста.

3. Умения: сознательно и творчески выбирать оптимальные способы информационной деятельности из альтернативных подходов с учетом последствий; быстро осваивать новые технологии, методы и средства обработки профессиональной информации, в частности, осуществлять аналитико-синтети-ческую обработку и представление на основе информационных технологий; планировать свою информационную деятельность, прогнозировать и предвидеть результаты; воспринимать проблему системно и комплексно, самостоятельно выявлять и анализировать профессиональные информационные потребности, непрерывно овладевать новыми знаниями в профессиональной области, в том числе в области современных технологий ведения бизнеса на основе ИКТ, применять их в профессиональной деятельности, реагируя на постоянно изменяющиеся условия; осуществлять проектную и моделирующую деятельность, направленную на самостоятельную разработку и создание инфологических структур профессиональной информации; проектировать и реализовывать информационнологистические системы с целью оптимизации бизнес-технологий, технологий организации маркетинговых коммуникаций и пр.

4. Профессионально важные качества: сформированность профессионального самоопределения; направленность на выбор оптимальных способов информационной деятельности с целью повышения качества своей профессиональной деятельности и личностного развития; высокая профессиональная компетентность и мастерство при работе с профессиональной информацией; профес-

сиональная мобильность, позволяющая быстро осваивать новые технологии ведения бизнеса на основе информационных процессов, адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, современной информационной среды; самостоятельность, способность творчески решать профессиональные задачи; потребность в качественной подготовке к информационной преобразовательной деятельности в условиях современной информационной среды, стремление к постоянному образованию и самообразованию; сформированность устойчивой потребности в постоянном самосовершенствовании [5].

В условиях рыночной экономики процветание бизнеса зависит во многом от правильности построения процесса товародвижения. В экономических системах этим процессом, как правило, руководит коммерсант-товаровед. Специалист коммерции - это специалист по организации процессов, связанных с куплей-продажей, обменом и продвижением товаров от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Коммерсант в рыночной экономике становится центральной фигурой торгового бизнеса, так как выполняет функции по руководству торговым процессом, регулированию хозяйственных связей по закупке и продаже товаров с поставщиками и покупателями, по формированию оптимального ассортимента, организации рекламы товаров, обслуживанию покупателей. Это универсальный специалист торгового дела, от работы которого зависит эффективность работы предприятия [6].

В связи с этим актуальным становится подготовка специалистов в области товароведения и коммерческой деятельности (коммерсант). Исследование показало, что программа подготовки специалистов коммерции предусматривает степень готовность выпускника к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- коммерческо-организационной;

- научно-исследовательской;

- проектно-аналитической.

Государственный образовательный стандарт устанавливает следующие профессиональные требования к специалисту коммерции:

Специалист коммерции должен знать:

- основы гуманитарных, социальноэкономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;

- информационно-методическое обеспечение коммерческой деятельности;

- методы исследования, анализа и прогнозирования товарных рынков и товарного ассортимента;

- особенности моделирования бизнес-технологий;

- технологию формирования товарного ассортимента и способы ее оптимизации;

- процесс закупки товаров: источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи;

- порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками;

- методы определения объемов закупок и поставок товаров и способы их доставки;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие правила транспортирования, приемки, складирования, хранения, реализации товаров и предоставления сервисных услуг;

- составляющие системы товародвижения, их сущность, условия, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения;

- виды товарных запасов, пути их формирования, учет и контроль, методы планирования, оптимизации и управления;

- формы и методы продажи товаров, определение и прогнозирование ее объема;

- торгово-технологические процессы в коммерческой деятельности, особенности их организации и управления;

- организационную структуру предприятия, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями;

- методы определения и способы обеспечения эффективности коммерческой деятельности предприятия;

- виды коммерческих проектов и инноваций, порядок их разработки и использования для развития коммерческой деятельности;

должен уметь:

- создавать информационную базу для организации коммерческой деятельности;

- формировать товарный ассортимент;

- организовать работу с поставщиками и покупателями;

- организовать и управлять процессами купли-продажи и обмена товаров;

- управлять товарными запасами;

- применять методы стимулирования сбыта (продажи);

- анализировать коммерческую деятельность и определять ее эффективность;

- моделировать и проектировать коммерческую деятельность [7].

Это обеспечивается изучением ряда общепрофессиональных дисциплин: экономическая теория, маркетинг, коммерческая деятельность, логистика и др.

Исследование и опыт практической работы показывают, что, поскольку подготовка специалистов данного профиля ведется сравнительно недавно, программы подготовки требуют пересмотра и доработки с позиций соответствия требованиям экономических, социальных, политических и культурных процессов в современном обществе. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на формировании технологического компонента профессиональной культуры специалиста коммерции при изучении общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих его будущей профессиональной деятельности.

В результате проведенного исследования было выявлено, что наиболее действенной, в данном контексте, формой обучения являются семинарские занятия, поскольку они стимулируют регулярное изучение научных источников и другой экономической литературы, усиливают внимательное отношение к лекционному курсу, закрепляют знания, полученные во время лекций и изучения литературы, расширяют круг этих знаний в процессе самостоятельной подготовки к семинару, а также в результате выступлений других студентов и преподавателя на занятии позволяют проверять правильность полученных знаний, вычленить наиболее важное, существенное в них, способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают неясности, которые могли возникнуть в ходе лекций и при чтении экономической литературы, прививают навыки самостоятельного мышления и устного выступления, оттачивают мысль. Кроме того, семинары служат одним из важнейших каналов обрат-

ной связи между преподавателем и студентами, что в конечном итоге также содействуют повышению эффективности образовательного процесса, а следовательно, повышает уровень профессиональной культуры будущих специалистов.

Таким образом, в качестве основных выводов можно отметить следующие:

- анализ современной системы профессионального образования, в частности в области подготовки специалистов коммерции, показал, что существующая система не в полной мере обеспечивает конкурентоспособность специалистов в области коммерции и товароведения на рынке труда;

- с целью повышения уровня образования необходимо ориентировать образовательный процесс на формирование профессиональной культуры специалиста, в частности ее технологического компонента.

1. Лопухова Т. Диагноз качества подготовки специалиста // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 28-34.

2. Симухин Г. Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 13-28.

3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-29.

4. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-33.

5. Молоткова Н.В. Методика проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2003.

6. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. М., 2000. С. 226.

7. Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Зайцев Е.В., Дюженкова Н.В. Коммерция: метод. указания по выполнению дипломных работ. Тамбов, 2003. С. 20.

Поступила в редакцию 27.12.2007 г.

Molotkova N.V., Lakeeva O.A. The system of requirements to training of specialists in commerce under modern conditions. The article is meant for the tutors dealing with preparation of commerce specialists in different educational institutions with the purpose of increasing the level of their professional training. The article reveals the urgency of the topic of research, the notion, basic knowledge, skills (key competence) necessary for a commerce

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

specialist. The author gives ground to the dependence of the quality of professional activity of a commerce specialist in modern social and economic conditions on the level of the professional training. The article considers the possible

and the most effective form of training for commerce spe cialists and gives the results of the research conducted.

Key words: commerce specialist, professional competence, technological component of professional culture.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

И.П. Краснощеченко

В статье описываются ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов. Предлагается система ценностных оснований, включая общие гуманистические и специфические профессиональные ценности.

Ключевые слова: ценности, профессиональная деятельность, психолог, классификация, гуманистический потенциал.

Интерес к проблеме ценностей актуализируется в переломные периоды жизни общества. Таковой является современная эпоха, характеризующаяся глобализацией, динамичными социально-экономическими трансформациями, обусловливающими поиск ценностных оснований существования не только на уровне российской государственности, но и на уровне конкретных людей, реализующих жизнедеятельность в изменяющемся мире. Система ценностных координат необходима человеку как носителю сознания и самосознания и является его ориентиром при выборе жизненного пути, направлений развития, определении приоритетов, при построении отношений с близкими и окружающими ЛЮДЬМИ ИТ. д.

Особую значимость приобретают ценности при реализации профессиональной деятельности и тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда. Среди профессий, относящихся к группе «человек-человек», особое место занимает профессия «психолог». Становление профессионально-психологической деятельности как массовой и практикоориентированной происходило в последние двадцать лет. В этот период выстраивалось психологическое образование, основу которого составляют гуманистические идеи, связанные с пониманием механизмов и условий развития человека, и ориентирующие на обеспечение самоактуализации личности. Вместе с тем в обществе происходили соци-

альное расслоение, утрата нравственных ориентиров, популяризация индивидуалистического образа жизни, характерного для западного мира, резкое снижение уровня жизни большинства населения и его психологического здоровья ИТ. д. В этих условиях становящееся профессиональное сообщество психологов было призвано оказывать психологическую поддержку людям, находящимся в критической ситуации и нуждающимся в психологической помощи. Наряду с созидательным тенденциями в психологической практике происходило распространение околонаучных подходов, использование психологических знаний и внедрение антигуманных технологий в целях манипуляции общественным сознанием. В этой связи обращение к проблеме ценностных оснований профессии «психолог» и профессиональной подготовки будущих психологов требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, - понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М. Вебер, В. Виндельбанд, В. Вундт, В. Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, М. Шелер и др., сформировавшие ряд ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.