Научная статья на тему 'Компетенции современного предпринимателя - основа образовательного процесса студентов системы СПО (на примере Томского индустриального техникума)'

Компетенции современного предпринимателя - основа образовательного процесса студентов системы СПО (на примере Томского индустриального техникума) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1614
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS COMPETENCIES / MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова Валентина Ивановна, Лойко Ольга Тимофеевна, Терентьева Елена Анатольевна

В статье анализируются проблемы модернизации профессионального образования с учетом меняющегося рынка труда. Рассматриваются предпринимательские компетенции как эффективный механизм подготовки студентов к рабочим профессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белькова Валентина Ивановна, Лойко Ольга Тимофеевна, Терентьева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF MODERN ENTERPRENEUR - THE BASIS OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS (EXAMPLE - TOMSK INDUSTRIAL COLLEGE)

The article analyses the issues of modernization of professional education taking into account the changing labour market. The authors consider entrepreneurial competence as an effective mechanism for the preparation of students for working professions.

Текст научной работы на тему «Компетенции современного предпринимателя - основа образовательного процесса студентов системы СПО (на примере Томского индустриального техникума)»

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

EXPERIENCE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ACTIVITIES

УДК/UDC 377

В. И. Белькова, О. Т. Лойко, Е. А. Терентьева Valentina Belkova, Olga Loyko, Elena Terentieva

КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ -ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕХНИКУМА)

COMPETENCE OF MODERN ENTERPRENEUR -THE BASIS OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS (EXAMPLE - TOMSK INDUSTRIAL COLLEGE)

В статье анализируются проблемы модернизации профессионального образования с учетом меняющегося рынка труда. Рассматриваются предпринимательские компетенции как эффективный механизм подготовки студентов к рабочим профессиям.

The article analyses the issues of modernization of professional education taking into account the changing labour market. The authors consider entrepreneurial competence as an effective mechanism for the preparation of students for working professions.

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, модернизация, профессиональное образование.

Keywords: business competencies, modernization of vocational education.

Для эффективного решения задач, стоящих перед экономической модернизацией страны, требуются специалисты качественно нового типа: профессионально-компетентные, коммуникабельные, конкурентоспособные, готовые к самостоятельной постановке целей

и их творческому достижению. Это предъявляет принципиально новые требования к уровню развития и качеству подготовки специалистов среднего звена — к выпускникам техникумов. Повышение внимания к проблемам качественной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях является объективной потребностью современного образовательного процесса и производства.

Инновационное развитие образования требует использования новых технологий обучения, позволяющих обеспечить готовность выпускников к профессиональной деятельности, обладающих профессиональными компетенциями, в состав которых входит предпринимательская компетентность.

Несмотря на то, что предпринимательство в современных условиях России выдвигается на передний план как наиболее экономически продуктивная форма хозяйствования, эффективные программы подготовки будущих управленцев к осуществлению предпринимательской деятельности отсутствуют. Одно из лучших определений предпринимательства

дал американский ученый, профессор Р. Хиз-рич: «Предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [1].

Согласно современному российскому законодательству (ст. 2 Гражданского кодекса РФ), предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг — лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2].

Процесс формирования знаний в сфере предпринимательской деятельности неразрывно связан с психологическими особенностями личности студента, мотивами его поведения и деятельности, а также с его возрастными особенностями. Создавая свою периодизацию психического развития, Д. Б. Эльконин назвал юношеский возраст старшим подростниче-ством, подчеркнув тем самым историческую взаимосвязь двух этапов подростничества как начала и завершения новообразований этого возраста. Аналогичный подход к этому периоду развития мы находим и у Л. Ф. Обуховой, которая подчеркивает влияние исторического времени на формирование границ подросткового возраста. Если же придерживаться возрастных границ, предложенных Д. Б. Элькони-ным, то старший подростковый возраст можно рассматривать в пределах от 14 до 17-18 лет, то есть соответствующий возрасту студентов второго курса профессиональной образовательной органиации.

Достаточно высокий уровень обобщения и абстрагирования процессов мышления позволяет студентам техникума оперировать понятиями, использовать разнообразные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки понятий, делать глубокие выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания и т. д. [3] Их привлекает сам ход анализа, способы и приемы доказательств, обоснование своей точки зрения, своей позиции. Развивается критичность мышления, умение связывать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, предъявляющий высокие требования к умствен-

ной активности и самостоятельности студентов. Но, как известно, современного студента интересует не только теория, но и практика. Уже в аудитории организации среднего профессионального образования, на учебной и производственной практиках молодой человек задумывается о том, насколько его знания, умения и навыки будут востребованы в современном обществе. И это предельно актуализирует его стремление овладеть предпринимательскими компетенциями.

Предпринимательская компетентность выпускника техникума определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов [4].

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречий, проявившихся в системе среднего профессионального образования. Наиболее существенными из них являются противоречия между:

• современными требованиями, предъявляемыми обществом и производством к уровню подготовки будущих техников, способных осуществлять инновационные процессы, и существующими подходами к их подготовке;

• потребностью в разработке новых технологий формирования профессиональной компетентности, в том числе предпринимательской, и недостаточностью научного обоснования технологии профессионального обучения студентов техникумов и колледжей, особенно в области предпринимательской деятельности.

Разрешение данных противоречий позволяет определить проблему формирования предпринимательской компетентности студентов как актуальную.

Основными тенденциями развития системы среднего профессионального образования на современном этапе являются:

— высокий уровень востребованности среднего профессионального образования и устойчивая потребность общества и производства в специалистах среднего звена;

— доступность, вариативность и практико-ориентированность учебного процесса;

— последовательное совершенствование содержания, технологий и сроков обучения;

— разработка различных моделей интеграции профессиональных образовательных программ технического, экономического профессионального образования;

— формирование новых требований к личности специалиста со средним профессиональным образованием, обусловленных необходимостью подготовки к жизни в быстроменяющихся условиях высокотехнологического производства, информационного общества, в том числе с учетом международных тенденций;

— усиление общенаучной, профессиональной, управленческой подготовки, способствующей пониманию закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для будущей профессиональной деятельности, и обеспечивающей профессиональную мобильность специалиста.

Решение данной проблемы может быть реализовано посредством совершенствования процесса подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования к самостоятельной профессиональной деятельности, формирования их готовности к осуществлению предпринимательской деятельности.

Некоторые подвижки, связанные с качественным обновлением образовательных программ среднего профессионального образования, уже имеются. Так, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлениям подготовки по специальности среднего профессионального образования 100701. «Коммерция» (по отраслям), спроектированных на основе компетентностного подхода, определены общие компетенции, которые связаны с развитием предпринимательской компетентности выпускника:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

В стандарте определены основные виды профессиональной деятельности коммерсанта, связанные с предпринимательством:

• организация и управление торго-во-сбытовой деятельностью;

• организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности;

• управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности товаров.

Однако ФГОС 3+ СПО по направлению «Коммерция» не исчерпывает всех требований рынка труда к уровню и степени подготовки будущего коммерсанта в области предпринимательства. Поэтому необходимо организовывать специальную деятельность по развитию предпринимательских компетенций, разрабатывать специальную модель формирования предпринимательских компетенций для студентов техникума.

В ОГБОУ СПО «ТомИнТех» разработана модель формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, состоящая из следующих компонентов: целевого (цели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума), содержательного (содержание дисциплин экономического профиля для студентов техникума), процессуального (методы, формы, средства, используемые в процессе формирования предпринимательской компетентности) и оценочно-результативного (уровни сформированности предпринимательской компетентности студентов техникума), каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие (рис.).

Методологической основой модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума являются следующие теоретические положения и принципы:

— ориентация профессионального обучения на принципы непрерывности и много-уровневости, гуманизации и технологизации, научности и творчества;

— направленность процесса профессионального обучения студентов на формирование профессиональных умений будущего специалиста, способного к активной творческой деятельности, осознающего себя субъектом профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях;

— единство и взаимосвязь теоретической, практической, производственной и предпринимательской подготовки.

Теоретические положения и принципы

Ориентация профессионального обучения на принципы непрерывности и многоуровневости, гуманизации и технологизации, научности и творчества Направленность процесса профессионального обучения студентов на формирование профессиональных умений будущего специалиста, способного к активной творческой деятельности, осознающего себя субъектом профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях Единство и взаимосвязь теоретической, практической, производственной и предпринимательской подготовки

Инновационная среда, формирующая предпринимательскую компетентность (социальное партнерство)

А к г

Компоненты

Целевой Содержательный Процессуальный Оценочно-результативный

Формирование предпринимательской компетентности студентов техникума В ходе исследования был разработан интегративный курс «Предпринимательская деятельность», на основе интеграции учебных дисциплин: «Предпринимательство в туризме»; «Предпринимательство в ^-технологиях» Бизнес-проекты, деловые игры, круглые столы, олимпиады, викторины Репродуктивный уровень Эвристический уровень Креативный уровень Коммуникативный уровень

1 т

Результат: заданный уровень сформированности предпринимательской компетентности

студентов техникума

Рис. Модель формирования предпринимательских компетенций студентов техникума

Модель формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, состоящая из компонентов: целевого (цели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума), содержательного (содержание дисциплин экономического профиля для студентов техникума), процессуального (методы, формы, средства, используемые в процессе формирования

предпринимательской компетентности) и оценочно-результативного (уровни сформирован-ности предпринимательской компетентности студентов техникума), — каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Рассмотрение различных моделей развития предпринимательских компетенций, разрабо-

танных в нашей стране и за рубежом, позволяет нам определить требования к будущим коммерсантам в области предпринимательства:

— способность мыслить новым образом, генерировать инновационные бизнес-идеи, превращая их в новые технологии с целью получения дохода;

— умение осуществлять поиск новых рыночных возможностей для бизнеса;

— способность работать быстрее, больше за пределами предписанных требований и в условиях неопределенности;

— способность оперативно оценивать перспективность новых рыночных возможностей для бизнеса, экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;

— способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций, направлений деятельности, продуктов;

— способность к принятию решений, готовность принять на себя ответственность за последствия решений;

— способность формулировать цель, переключаться на альтернативную стратегию достижения цели;

— понимание сути проблемы и умение находить новаторское решение проблемы в стандартных и нестандартных ситуациях;

— способность налаживать связи, договариваться, осуществлять коммуникации с разными партнерами, заключать эффективные сделки;

— умение контролировать использование ресурсов, обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами;

— умение создавать деловые и рабочие сети из различных участников;

— способность обращать на себя внимание;

— готовность рисковать, умение управлять риском;

— готовность к личностному и профессиональному саморазвитию;

— способность к критической оценке личных достоинств и недостатков.

Реализация программы формирования предпринимательских компетенций требует поиска и внедрения новых подходов к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса.

Реализация компетентностного подхода предполагает преобладание в учебном процессе активных методов, таких как игровые

имитации (обычно с включением компьютерных моделей); деловые игры, анализ конкретных ситуаций (case study). К наиболее эффективным образовательным технологиям в вузе можно отнести проблемно-деятельностное, игровое, модульное, контекстное обучение, позволяющее студентам, помимо знаний и умений, приобретать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач.

Согласно контекстной технологии, содержание учебной деятельности студента формируется из логики профессиональной деятельности, то есть формы организации учебной деятельности студента должны соответствовать формам его будущей профессиональной деятельности. Поэтому среди форм учебной деятельности следует отдавать предпочтение квазипрофессиональной, позволяющей моделировать целостные фрагменты профессиональной деятельности и учебно-профессиональной (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, разработка курсовых и иных учебных проектов).

Решение проблемы формирования предпринимательской компетентности также может быть реализовано посредством привлечения студентов к самостоятельной предпринимательской деятельности в рамках создания малых студенческих предприятий, центров молодежного предпринимательства. Такая форма обучения дает студентам возможность приобрести навыки трудоустройства, организации и управления компанией, планирования, прогнозирования, работы в команде. Данный вид работы дает намного больше перспектив и возможностей для студентов, чем семинары, практические занятия и деловые игры.

Формирование предпринимательской компетентности в процессе подготовки коммерсантов будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— положительная мотивация студентов к участию в социально-экономической деятельности;

— ориентация обучаемых на ценности предпринимательской деятельности;

— знание конструктов профессионально важных качеств личности, компетенций, необходимых для успешного осуществления предпринимательской деятельности;

— наличие согласованных компетентност-но-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), паспортов и программ формирования предпринимательских компетенций;

— организация в образовательном учреждении деятельностно-ориентированной среды, позволяющей студентам проявлять предприимчивость на основе использования полученных на лекциях и семинарских занятиях экономических знаний;

— модульное проектирование учебной и внеучебной деятельности, включающем аналитическую деятельность, практику проектной работы;

— включение студентов в целеполагание и планирование предпринимательской деятельности, в реальные экономические отношения и производство товаров посредством организации малых студенческих предприятий;

— мониторинг сформированности предпринимательских компетенций обучающихся, их готовности к самостоятельной предпринимательской деятельности.

В процессе подготовки кадров по рабочим профессиям в техникуме было создано несколько студенческих объединений, позволяющих на практике применять полученные знания в сфере предпринимательства. Так, с 2014 г успешно работают экскурсионное бюро «То-

мички», студенческий ресурсный центр. Цикл экскурсий «Заоблачные высоты» (для пассажиров самолетов), «Томск Томичам» (аудиоэкскур-сии на городском транспорте) получили высокую оценку администрации города. Ресурсный центр в 2015 г. подготовил 360 студентов, владеющих навыками предпринимательства.

В заключение отметим, что формирование предпринимательских компетенций студентов СПО в учебном процессе ОГБОУ СПО «ТомИнТех» является перспективным направлением реализации подготовки квалифицированных специалистов в сфере коммерческой деятельности.

1. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело. Выпуск 1. Предприниматель и предпринимательство. — М. : Прогресс-Универс, 1991.

2. Гражданский кодекс РФ. — URL: http://vladnielton.nu/ gragdkodeks.

3. Loyko O., Ivaniva S., Rudneva E. Vocation Education in global community // Policy and Educational Development in a Global Context. — Hong Kong, 2014. — P. 50.

4. Гладилина И. П., Гришакова О. П., Трусова Л. А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников с использованием возможностей социального партнерства. — М. : Альфа, 2010.

УДК/uDC 378.147 Н. Н. Лысенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Natalya Lysenko

анализ организации взаимодействия предприятий-работодателей и вуза

ANALYSIS OF INTERACTING ORGANIZATION

between enterprises-employers

AND HIGHER EDuCATION INSTITUTION

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия вузов и предприятий-работодателей при организации учебной и производственной практик студентов. Особое внимание уделено оценке эффективности взаимосвязи вуза и работодателей (анкетирование). Предлагается описание методики интерпретации полученных результатов. Кроме того, представлены возможности по установлению и укреплению взаимосвязи вуза и работодателей.

In the article the aspects of interaction between higher education institutions and enterprises — employers in the process of organizing

of educational and industrial practice of students are considered. Special attention is devoted to an assessment of efficiency of interrelation between a higher education institution and employers (questionnaire survey) and to the description of a technique of interpretation of its results. Besides, the review of measures for establishment and strengthening of interrelation of higher education institution and employers is submitted.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, организация учебной и производственной практик, коэффициент удовлетворенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.