Инженерная педагогика
ББК Ч481.225
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Н.В. Молоткова1, М.А. Свиряева3, И.А. Анкудимова2, Т.М. Уляхин1
Кафедры: «Коммерция и бизнес-информатика» (1), «Химия» (2), Институт дистанционного образования (3), ФГБОУВПО «ТГТУ»; [email protected]
Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: информационно-коммуникационные технологии; непрерывная профессиональная подготовка; профессиональные компетенции.
Аннотация: Рассмотрены сущность, структура и существующая классификация профессиональных компетенций; представлена модель формирования и развития профессиональных компетенций в условиях дистанционного обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Развитие рынка технических инноваций требует от современного специалиста способности эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях динамичной и высокотехнологичной профессиональной среды, что актуализирует задачи модернизации системы профессионального инженерного образования на новом уровне. Структурно-информационный анализ профессиональных задач специалистов инженерного профиля позволяет выделить в их профессиональной деятельности инвариантную составляющую, связанную с организацией научной и экспериментальной работы, аналитико-синтетической обработкой профессиональной важной информации, умением решать прикладные инженерные задачи на основе фундаментальных знаний и обобщенных алгоритмов деятельности в общенаучных областях. Таким образом, актуализируется задача, в рамках профессиональной подготовки при изучении общенаучных дисциплин, ориентироваться на формирование и развитие базовых профессиональных компетенций, включающих приобретение студентами стандартов поведения, ценностных установок и профессионально значимого опыта реализации практических и теоретических задач на основе усвоения знаний, умений, навыков по общенаучным образовательным областям. Следовательно, организация подготовки современного специалиста должна быть направлена на формирование базовых профессиональных компетенций, выступающих основой его профессионального развития и постоянного совершенствования.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности -знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной
продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий обучающего, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие [3]: ценностносмысловые; общекультурные; учебно-познавательные, где определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития [1].
Процесс формирования базовых профессиональных компетенций носит сложный характер. Становление студента как субъекта заключается в формировании у него системы профессиональных ценностей, его взглядов и установок в отношении собственного профессионального и личностного саморазвития. Необходимость проектирования модели формирования базовых профессиональных компетенций специалиста технического профиля средствами дистанционного обучения в условиях вуза диктуется рядом обстоятельств: данная модель дает представление о целостном содержании процесса формирования базовых профессиональных компетенций у будущих выпускников в условиях вуза, взаимосвязи внешних и внутренних факторов, влияющих на систему требований в организации профессиональной подготовки бакалавров и магистров.
В результате исследований теоретико-методологических основ применения компетентностного подхода в высшей школе, организационно-методических условий реализации дистанционного обучения нами разработана модель формирования базовых профессиональных компетенций специалиста технического профиля (рисунок).
Формирование системы требований к организации профессиональной подготовки специалиста технического профиля обусловлено внешними и внутренними факторами. К внешним факторам мы относим текущие и перспективные потребности рынка труда, такие как развитие науки и промышленности; динамика роста научно-технического прогресса; внедрение информационных технологий в бытовую сферу; стремительное совершенствование технологий практически во всех областях науки и техники; стратегия экономического развития РФ; развитие инфраструктуры производства, что порождает высокие требования к уровню подготовки компетенций специалистов в условиях дистанционного обучения в вузе квалифицированных кадров; формирование мирового информационного пространства; повышение общей и информационной культуры населения. Внутренними факторами являются личностные потребности обучающегося и система требований высшего профессионального образования.
На основе внешних и внутренних факторов нами обозначена система требований к организации профессиональной подготовки специалиста в условиях дистанционного обучения. Это позволило рассмотреть сам процесс организации про-
фессиональной подготовки в условиях информационно-образовательной среды вуза с позиций достижения компетенций бакалавра, специалиста, магистра как основы их успешной профессиональной деятельности.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Текущие потребности:
- развитие науки и промышленности;
- динамика роста научно-технического прогресса;
- внедрение ИТ в бытовую сферу;
- повышение уровня информационной грамотности компе-тентностных специалистов
N
I/
VI
Перспективные потребности:
- стратегия социально-экономического развития РФ;
- мировые тенденции развития образования, науки, производства;
- развитие инфраструктуры производства;
- формирование мирового информационного пространства;
- развитие средств ИКТ и их внедрение во все сферы человеческой жизнедеятельности;
- повышение общей и информационной культуры населения
_ной культуры населения_____________________| |
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
Система требований ВПО
- переход на компетентностный подход в системе непрерывного профессионального образования;
- инновационность используемых технологий и средств обучения;
- развитие информационной образовательной среды;
- реализация новых ФГОС ВПО;
- развитие сети образовательных учреждений ВПО через представительства, филиалы и т.п;
- необходимость обеспечения доступными, качественными образовательными услугами
Потребности личности
- образовательная потребность;
- потребности усиления конкурентной позиции на рынке труда;
- потребность постоянно совершенствовать в профессиональной сфере свои знания (обучение через всю жизнь);
- потребность в личностной самореализации
Система требований к организации профессиональной подготовки специалиста в условиях дистанционного обучения
Организация профессиональной подготовки в условиях информационно-образовательной среды вуза
етрьо
1~~г тт~т
3ZF
Диагностика и контроль (тестирование, оценка результатов практической деятельности и т.п.)
Заданный уровень сформированности базовых профессиональных компетенций специалиста как основы его профессионального становления и развития
Н
3
-
—
о
о
S3
S3
о
S3
а
Модель формирования базовых профессиональных компетенций специалиста в условиях дистанционного обучения в вузе
Важное значение приобретает мотивация учебно-познавательной деятельности. В качестве ожидаемых результатов и соответственно целей профессиональной подготовки выступают: осознание значимости получаемых знаний, умений и навыков для эффективной профессиональной деятельности; удовлетворенность от профессиональной работы; желание участвовать в научных конференциях, семинарах и т.п.; осознание необходимости непрерывного самообразования и саморазвития для успешной профессиональной деятельности.
Исходя из этого, строится технология и определяются средства обучения. На основе модели и результатов моделирования мы выбираем принципы обучения и осуществляем отбор и конструирование содержания образовательной деятельности, который имеет научно-исследовательскую направленность, и определяем технологии и средства обучения.
Данная модель организации подготовки является открытой и адаптивной, поскольку содержит обязательный блок диагностики и контроля, ориентированного на определение результативности процесса формирования базовых профессиональных компетенций. Основными средствами здесь выступают: тестирование, анкетирование, опрос, оценка результатов практической деятельности студентов.
Выделение в данной системе коррекционного блока обусловлено необходимостью обратной связи, что дает возможность внесения необходимых коррективов в процесс обучения с целью совершенствования его методов и форм, управления учебно-познавательной деятельностью студентов с учетом полученных результатов диагностики и контроля.
В данной системе под воздействием внешних условий, внутренних потребностей личности и системы требований к организации профессиональной подготовки бакалавров и магистров по техническим направлениям реализуется сам процесс непрерывной профессиональной подготовки, в том числе с учетом возможностей технологий дистанционного обучения. Эта значимость проявляется и при отборе содержания, и при выборе технологии и средств обучения с позиции максимально эффективного достижения ожидаемого результата непрерывной профессиональной подготовки.
Исследования показали, что эффективность многоуровневой профессиональной подготовки специалиста зависит от целого ряда условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. С этих позиций реализация образовательных возможностей ИКТ создает предпосылки для интенсификации процессов обучения и решения ряда дидактических задач, таких как развитие существующих педагогических технологий на основе многозадачного применения ИКТ, в том числе средств и методов обучения нового поколения; использование информационного ресурса Интернет в образовательных целях; разработка педагогических приложений в сетях на базе распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа и прочее.
Список литературы
1 Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
2. Свиряева, М.А. Формирование базовых профессиональных компетенций инженера в условиях дистанционного обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 18.12.2009 : утв. 28.05.10 / Свиряева Марина Александровна. - Тамбов, 2009. - 196 с.
3. Краевский, В. В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / В.В. Краевский // Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2005 г.) / Рос. акад. образования, Ин-т общ. сред. образования, Центр дистанц. образования «Эйдос». - М., 2005. -С. 17-23.
Organization of Continuous Professional Training in Conditions of Educational Systems Integration on the Basis of the Model of Formation and Development of Professional Competences
N.V. Molotkova1, M.A. Sviryaeva3, I.A. Ankudimova2, T.M. Ulyakhin1
Departments: «Commerce and Business Informatics» (1), «Chemistry» (2), Institute of Distance Learning (3), TSTU; [email protected]
Key words and phrases: continuous professional training; information and communication technology; professional competences.
Abstract: The paper studies the nature, structure and classification of the existing professional competences; it presents the model of formation and development of professional competencies in distance education in the system of continuous professional education.
Organisation der ununterbrochenen professionelen Vorbereitung unter den Bedingungen der Integrierung der Ausbildungssysteme auf Grund des Modells der Formierung und der Entwicklung der professionelen Kompetenzen
Zusammenfassung: Es sind das Wesen, die Struktur und die existierende Klassifikation der professionelen Kompetenzen betrachtet. Es ist das Modell der Formierung und der Entwicklung der professionelen Kompetenzen in den Bedingungen der Distanzausbildung im System der ununterbrochenen professionelen Ausbildung vorgelegt.
Organisation de la formation continue professionnelle dans les conditions de l’integration des systemes d’enseignement a la base du modele de la formation et du developpement des competences professionnelles
Resume: Sont examinees l’essence, la structure et la classification existante des competences professionnelles, est presente le modele de la formation et du developpement des competences professionnelles dans les conditions de l’enseignement a distance dans le systeme de la formation continue professionnelle.
Авторы: Молоткова Наталия Вячеславовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Коммерция и бизнес-информатика», проректор по довузовскому образованию; Свиряева Марина Александровна - кандидат педагогических наук, старший инспектор Института дистанционного образования; Анкуди-мова Ирина Александровна - кандидат химических наук, доцент кафедры «Химия»; Уляхин Тимур Михайлович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Коммерция и бизнес-информатика», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».
Рецензент: Ракитина Елена Александровна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая секцией «Производственный менеджмент» кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».