Научная статья на тему 'Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности'

Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4739
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / KEY COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маршуба Олеся Александровна

В данной статье рассматривается актуальность ключевых компетенций в системе высшего профессионального образования, анализируются различные подходы к определению профессиональной компетентности, существующие в отечественной и зарубежной науке. Автор приводит компоненты профессиональной компетенции, функции, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key competences as components of professional competence

The author discusses the relevance of key competencies in the higher education system, once analyzed various approaches to the definition of «professional competence», existing in the domestic and foreign science. The author cites the components of professional competence, functions that perform key professional competence in life of every person.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности»

ART 14599

научно-методический электронный журнал

УДК 372.881.1:378

Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 08. - ART 14599. - 0,39 п. л. -URL: http://e- koncept.ru/2014/14599.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Маршуба Олеся Александровна,

ассистент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность ключевых компетенций в системе высшего профессионального образования, анализируются различные подходы к определению профессиональной компетентности, существующие в отечественной и зарубежной науке. Автор приводит компоненты профессиональной компетенции, функции, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, ключевые компетенции, высшее профессиональное образование.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Успешность социально-экономического развития страны определяется уровнем образования ее граждан, в связи с чем на современном этапе развития российского высшего профессионального образования наметились устойчивые тенденции в установке новых требований к профессиональной подготовке выпускников. Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, в конечном счете - будущее нашего государства в значительной степени определяются необратимостью и темпами становления российской политической нации. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности [1].

Проблема качества профессиональной подготовки специалистов достаточно широко обсуждается практиками и теоретиками, психологами и педагогами. Рассматриваются различные аспекты проблемы профессионального образования: направления и способы модернизации системы подготовки специалистов, отношение теоретического и практического обучения для подготовки квалифицированного специалиста.

Подготовка специалистов в области международных отношений осуществляется согласно федеральному государственному образовательному стандарту, где прописаны компетентности, которые должны быть сформированы у будущего специалиста, за годы обучения в вузе. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности

f\j ■Л f\j

ART 14599

научно-методический электронный журнал

УДК 372.881.1:378

Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 08. - ART 14599. - 0,39 п. л. -URL: http://e- koncept.ru/2014/14599.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Компетентность представляет собой совокупность компетенций, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Профессиональная компетентность складывается из ключевых компетенций.

В большинстве публикаций «ключевые компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей. В англоязычной литературе рассматриваемые понятия существуют в 2 вариантах: key skills и key competences. Ключевые профессиональные компетенции - это способности работника решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной карьеры и не зависят от профессии или специальности (инвариантны по отношению к ним). Ими должен обладать каждый член общества, они универсальны и применимы в самых различных ситуациях.

Понятие «ключевые компетенции», введенное в научный обиход в начале 90-х гг. Международной организацией труда, трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Детальный анализ различных точек зрения по вопросу трактовки данного понятия в современной отечественной и зарубежной педагогической науке провела Е. А. Садовская [2].

Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах [3].

Итоги многолетних исследований нашли отражение в рекомендациях Совета Европы, где определены пять групп ключевых компетенций, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества полученного образования:

- политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;

- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Для того чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружать» молодежь такими межкультурными компетенциями, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий;

- компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К такому уровню общения относится владение несколькими языками, принимающее все более возрастающее значение;

- компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;

- компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Комплекс ключевых компетенций представлен четырьмя компонентами компетенции:

1) информационная составляющая - способы приема, хранения, оформления и передачи информации;

2) проектировочная составляющая - способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков;

ART 14599

научно-методический электронный журнал

УДК 372.881.1:378

Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 08. - ART 14599. - 0,39 п. л. -URL: http://e- koncept.ru/2014/14599.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

3) оценочная составляющая - способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации;

4) коммуникативная составляющая - способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей [4].

По мнению И. А. Зимней, ключевые компетенции самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [5]. Наряду с понятием «компетентность» существует синоним «базовый навык». Есть список базовых навыков, которые содержательно могут интерпретироваться как компетентности. Они объемны, «они развиваются в дополнение к специфическим профессиональным. Такие ключевые компетентности включают, помимо прочего, способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки» [6].

К таким базовым навыкам С. Шо в 1998 г., согласно Б. Оскарссону, отнес: «основные навыки», например грамота, счет; «жизненные навыки», например самоуправление, отношения с другими людьми; «ключевые навыки», например коммуникация, решение проблем; «социальные и гражданские навыки», например социальная активность, ценности; «навыки для получения занятости», например обработка информации; «предпринимательские навыки», например исследование деловых возможностей; «управленческие навыки», например консультирование, аналитическое мышление; «широкие навыки», например анализирование, планирование, контроль» [7]. Более того, компетентности соотносятся не только с базовыми навыками, но и с ключевыми квалификациями. При этом важно компетентностное определение базовых навыков: «Это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [8].

При характеристике ключевых компетенций важным является учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность. Они задают направленность процессу развития личности:

1) познавательный потенциал определяется прежде всего объемом и качеством информации, которой владеет личность; он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека;

2) морально-нравственный потенциал характеризуется нравственно-этическими нормами, ценностями, устремлениями, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в мироощущении, мировоззрении, взаимодействии с другими;

3) творческий потенциал личности определяется комплексом умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;

4) коммуникативный потенциал личности оценивается степенью общительности, характером и прочностью устанавливаемых контактов, а также динамикой исполняемых социальных ролей;

5) эстетический потенциал личности характеризуется уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Актуальность ключевых компетенций обусловлена теми функциями, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека [9]. Это формирование у человека способности обучаться и самообучаться; формирование у выпускников, будущих работников, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а следовательно,

м Q м

ART 14599

научно-методический электронный журнал

УДК 372.881.1:378

Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 08. - ART 14599. - 0,39 п. л. -URL: http://e- koncept.ru/2014/14599.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания. Эти основные функции профессиональных компетенций закрепляют за ними статус основы образовательного процесса на всех уровнях системы непрерывного образования.

И. А. Зимняя всего выделяет 10 основных компетенций (видов).

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание об опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн);

- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологиями.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как а) готовность к про-

ART 14599

научно-методический электронный журнал

УДК 372.881.1:378

Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 08. - ART 14599. - 0,39 п. л. -URL: http://e- koncept.ru/2014/14599.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

явлению компетентности (т. е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т. е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [10].

На основе изученного материала ключевые компетенции можно определить как набор базовых качеств, необходимых человеку для эффективной работы в любой сфере деятельности:

- коммуникативная компетенция - общение в коллективе, как с начальством, так и с подчиненными; ораторские способности, возможность убеждать, повести за собой людей;

- языковая компетенция - способность логически верно и ясно строить устную и письменную речь; владение как минимум одним иностранным языком;

- информационная компетенция - способность извлекать и систематизировать информацию из различных источников (глобальная компьютерная сеть Интернет, СМИ, библиотека), компьютерная грамотность;

- самосовершенствование - стремление к постоянному самообразованию и саморазвитию; самопознание и рефлексия, направленная на осознание и исправление, а также предотвращение ошибок; самооценка;

- эстетическая компетенция - духовно-нравственное развитие, удовлетворение художественных потребностей, религия;

- трудовая компетенция - профессиональный рост, умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Таким образом, компетенция представляет собой круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, знания, умения и навыки, необходимые для работы в определенной области. Компетентность складывается из компетенций, но является гораздо шире по своей структуре, помимо вышеперечисленных знаний, умений и навыков это еще и сформированные качества личности, запрограммированные на выполнение определенной работы и получение положительного результата.

Профессиональная компетентность - грамотное использование полученных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями должности, а также самосовершенствование благодаря накопленному опыту.

В структуре профессиональной компетентности выделяют ключевые компетенции, то есть характеристики универсальные для всех профессий.

Перед будущими специалистами стоит сложная задача - необходимость найти соответствие между социальным заказом, реальными условиями работы, удовлетворением запросов и ожиданий работодателя и собственной профессиональной пригодностью; между собственными возможностями и самим процессом овладения будущей профессией и выдвигаемыми требованиями.

Формирование ключевых компетенций, составных частей профессиональной компетентности должно происходить в учебном заведении. Это свидетельствует о необходимости включения профессиональной компетентности в академический процесс подготовки будущих специалистов.

PU г М

ART 14599

научно-методический электронный журнал

УДК 372.881.1:378

Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетенции // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 08. - ART 14599. - 0,39 п. л. -URL: http://e- koncept.ru/2014/14599.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. - URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/ (дата обращения 25.11.2011).

2. Садовская Е. А. Профессиональная компетентность будущих преподавателей-исследователей университета. - Оренбург, 2004. - 50 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - Екатеринбург, 2000.

4. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. - Strasburg, 1997.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 05.05.2009).

6. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: доклад 5 / под общ. ред. В. И. Бай-денко, Дж. ван Зантворта / Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. - М., 2001.

7. Там же. - С. 43.

8. Там же. - С. 44.

9. Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // Вестник ТИСБИ. -2003. - URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.php (дата обращения 15.12.2007).

10. Зимняя И. А. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Assistant of a Lecturer at the chair of foreign languages, Department of History and International Relations, Ryazan State University named after S. A. Esenin, Ryazan Key competences as components of professional competence Abstract. The author discusses the relevance of key competencies in the higher education system, once analyzed various approaches to the definition of «profes- 9 7 7 2 з од 120142 sional competence», existing in the domestic and foreign science. The author cites the components of professional competence, functions that perform key professional competence in life of every person.

Key words: professional competence, key competencies, higher professional education. References

1. Koncepcija razvitija polikul'turnogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii. Available at: http:mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/ (data obrashhenija 25.11.2011) (in Russian).

2. Sadovskaj, E.A. (2004) Professional'naja kompetentnost' budushhih prepodavatelej-issledovatelej univer-siteta, Orenburg, 50 p. (in Russian).

3. Zeer, Je.F. (2000) Psihologija professional'nogo obrazovanija: ucheb. posobie, Ekaterinburg (in Russian).

4. Hutmacher, Walo. (1997) Key competencies for Europe, Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe, Strasburg (in English).

5. Zimnjaja, I.A. (2006) "Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija", Internet-zhurnal "Jejdos". Available at: http:,www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (data obrashhenija 05.05.2009) (in Russian).

6. Oskarsson, B. (2001) "Bazovye navyki kak objazatel'nyj komponent vysokokachestvennogo profession-al'-nogo obrazovanija", in Bajdenko, V.I. & Zantvort Dzh. van (eds.) Ocenka kachestva professional'nogo obrazovanija: doklad 5, Evropejskij fond podgotovki kadrov. Proekt DELFI, Moscow (in Russian).

7. Ibid., p. 43.

8. Ibid., p. 44.

9. Bobienko, O.M. (2003) "Teoreticheskie podhody k probleme kljuchevyh kompetencij", Vestnik TISBI. Available at: http:www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.php (data obrashhenija 15.12.2007) (in Russian).

10. Zimnjaja, I.A. (2006) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Исаевой О. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой иностранных языков Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Olesya Marshuba,

ISSN 2304-120Х

977230412014220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.