Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в сфере проектной деятельности на основе проектирования индивидуальных траекторий развития личности'

Формирование профессиональных компетенций в сфере проектной деятельности на основе проектирования индивидуальных траекторий развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Н. Г., Калягина О. Ю.

Изложен подход к формированию профессиональных компетенций учащихся школ-лицеев в рамках изучения образовательной области «Информатика».Es ist das Herangehen zur Formierung der professionellen Kompetenzen der Schüler der Schulen Lyzeen im Rahmen des Studiums des Ausbildungsgebietes die "Informatik" dargelegt.Est exposée lapproche pour la formation des compétences professionnelles des étudiants des lycées dans le cadre de létude du domaine denseigement «Informatique».The approach to formation of school and lyceum students professional competence in the course of study area Information Science is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Н. Г., Калягина О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в сфере проектной деятельности на основе проектирования индивидуальных траекторий развития личности»

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Н.Г. Астафьева1, О.Ю. Калягина2

Управление образования и науки Тамбовской области (1);

МОУлицей №14 (2)

Представлена членами редколлегии профессором Н.П. Пучковым и профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: профессиональные компетенции; развитие личности.

Аннотация: Изложен подход к формированию профессиональных компетенций учащихся школ-лицеев в рамках изучения образовательной области «Информатика».

Все многообразие процессов, происходящих в современном изменяющемся обществе, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов (И.И. Маузер, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольде-рогге и др.). Следовательно, формирование культуры проектной деятельности приобретает особую значимость и диктует необходимость решения целого ряда актуальных проблем подготовки «лидера» современного производства.

Современному профессионалу недостаточно обладать только специальными знаниями, он должен иметь навыки проблемно-ориентированного критического анализа, уметь находить пути и средства решения проблем, уметь организовывать вокруг себя людей для решения проблемы, уметь работать в команде, брать на себя ответственность за свои действия и решения, уметь мыслить ситуативно и перспективно, прогнозировать результат, т.е. обладать высоким уровнем профессиональных компетенций в сфере проектной деятельности [2].

В качестве основных профессиональных компетенций в сфере проектной деятельности, мы рассматриваем следующие:

- функциональные компетенции, основу которых составляет синтез профессиональных и специальных знаний и умений способов деятельности по самостоятельной реализации проекта, таких как знания в области управления командой проекта и работами по проекту; умения и навыки планирования, прогнозирования, управления рисками; навыки контроля и регулирования проекта; умения и навыки оценки эффективности проектов;

- коммуникативные компетенции включают умения согласовывать свои действия с действиями других; устанавливать межличностные связи; умения слушать и понимать собеседника, разрешать конфликтные ситуации; умения ведения переговоров и деловой переписки;

- познавательные компетенции определяются индивидуально-своеобразными способами переработки информации, которые влияют на индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем, включают способность плани-

ровать, контролировать и регулировать свою деятельность; способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; умения анализировать, строить доказательства, передавать рациональную информацию и др.;

- эмоционально-волевая компетенция предполагает возможность управления собственными эмоциями, волевыми усилиями, направленными на выполнение работы;

- рефлексивно-оценочная компетенция включает умение оценивать собственную деятельность, определять ее достоинства и недостатки, определять степень личной ответственности за результаты деятельности; анализировать деятельность других членов команды с позиции их представления о ней.

Под формированием профессиональных компетенций в сфере проектной деятельности мы понимаем стратегию профессионального становления и социализацию личности будущего специалиста, реализованную посредством новой научно-обоснованной методики обучения, охватывающей деятельность обучающихся с точек зрения сущностного развития личности, как субъекта процесса профессионально-ориентированного обучения, обеспечивающего интеллектуальное, социальное и профессиональное развитие и становление.

Разработанная нами технология организации проектной деятельности учащихся интегрирует в себе основные положения теории управления проектами и технологию проектирования индивидуальных траекторий развития личности

Рис. 1 Модель организации проектной деятельности на основе индивидуальных траекторий развития личности учащихся

учащихся (рис 1).

Проектирование индивидуальных траекторий развития личности основывается на построении индивидуально-психологической модели личности и модели предпочитаемого стиля интеллектуального поведения учащегося, которая определяет виды и формы интеллектуальной деятельности, наиболее гармонично подходящие данному ученику. Целью построения данных моделей является дифференцирование учеников на основе их индивидуальных особенностей и познавательных потребностей.

С учетом произведенного дифференцирования осуществляется формирование команд проекта. При этом желательно, чтобы каждая команда включала в себя учащихся с различными стилями мышления (законодательный, критический и исполнительный), различными уровнями анализа проблемы (локальный, глобальный), а так же обучающихся в классах с различным профилем (компьютерный, физико-математический, гуманитарный, химико-биологический). Такой подход позволяет: сократить время выполнения проекта; объединить и развить таланты учащихся с различными способностями, выявить их лучшие качества и направить их на решение сложных задач; повысить креативность команды, в результате объединения усилий разных людей и использования различных взглядов, мнений, опыта и подходов к решению проблемы. Формальную структуру команды определяет специфика проекта, на основе анализа которой учителем выявляются: ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, необходимый для реализации проекта; функциональная деятельность всех возможных функций-ролей и функциональные взаимодействия между ними; информационные потоки (их свойства и направление), а также внешнее информационное воздействие. Формирование команды производится на основе сопоставления результатов дифференцирования с формальной структурой команды проекта.

При проектировании индивидуальных траекторий развития личности учащихся важно предусмотреть, чтобы каждый имел возможность попробовать себя в разных ролях, это позволит им формировать адекватные представления о себе, своих возможностях и предпочтениях, достоинствах и недостатках. При формировании команды необходимо учитывать также межличностный подход, сфокусированный на улучшении отношений в команде и основанный на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность деятельности команды [1]. Его цель - увеличение внутрикомандных коммуникаций, группового доверия, поощрение совместной поддержки.

Обобщенная модель процесса формирования команды проекта, основанного на проектировании индивидуальных траекторий развития личности каждого ученика, представлена на рис. 2.

Рис. 2 Модель формирования эффективной команды проекта

Таким образом, ориентирование методики организации проектной деятельности на проектирование индивидуальных траекторий развития личности учащихся позволяет повысить успешность формирования их профессиональных компетенций в сфере проектной деятельности.

Список литературы

1 Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2000. С. 210.

2 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 2005.

Formation of Professional Competence in the Area of Project Activity on the Basis of Designing Individual Directions of Personality Development

N.G. Astafyeva1, O.Yu. Kalyagina2

Department of Education and Science of Tambov Region (1);

Lyceum No 14 (2)

Key words and phrases: professional competence; personality development.

Abstract: The approach to formation of school and lyceum students’ professional competence in the course of study area “Information Science” is given.

Formierung der professionellen Kompetenzen in der Sphare der Projekttatigkeit auf Grund der Projektierung der individuellen Trajektorien der Entwicklung der Personlichkeit

Zusammenfassung: Es ist das Herangehen zur Formierung der professionellen Kompetenzen der Schuler der Schulen - Lyzeen im Rahmen des Studiums des Ausbildungsgebietes die "Informatik" dargelegt.

Formation des competences professionnelles dans le domaine de l’activite de conception a la base de la conception des trajectoires individuelles du developpement de la personalite

Resume: Est exposee l’approche pour la formation des competences

professionnelles des etudiants des lycees dans le cadre de l’etude du domaine d’enseigement «Informatique».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.