Научная статья на тему 'Отбор и конструирование содержания спецкурса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в контексте формирования правовой культуры специалиста'

Отбор и конструирование содержания спецкурса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в контексте формирования правовой культуры специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / LEGAL AWARENESS / LEGAL CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко С. В., Молоткова Н. В., Разуваева И. С.

Изложены аспекты формирования правовой культуры и правого сознания в системе профессионального образования на различных ступенях подготовки специалиста.Es sind die Aspekte der Formierung der rechtlichen Kultur und des rechten Bewusstseins im System der Berufsausbildung in verschiedenen Stufen der Vorbereitung des Spezialisten dargelegt.Sont exposés les aspects de la formation de la culture juridique et de la conscience de droit dans le système de lenseignement professionnel aux différents niveaux de la formation du spécialiste.Aspects of formation of legal culture and legal awareness in the system of professional education at different stages of specialists training are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко С. В., Молоткова Н. В., Разуваева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отбор и конструирование содержания спецкурса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в контексте формирования правовой культуры специалиста»

Инженерная педагогика

УДК 371

ОТБОР И КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦКУРСА «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА

С.В. Мищенко1, Н.В. Молоткова2, И.С. Разуваева3

Кафедры: «Автоматизированные системы и приборы» (1), «Технология и организация коммерческой деятельности» (2), ТГТУ;

МОУ СОШ№ 4, г. Тамбов (3)

Ключевые слова и фразы: правовая культура; правовое сознание; профессиональная подготовка.

Аннотация: Изложены аспекты формирования правовой культуры и правого сознания в системе профессионального образования на различных ступенях подготовки специалиста.

Важнейшим направлением грандиозных преобразований, затронувших все сферы общественной жизни, является построение правового государства. Решение этой многосложной задачи невозможно без достижения соответствующего уровня правовой культуры и правосознания граждан. Под правовой культурой нами понимается одна из форм социально значимой творческой деятельности как общества, так и отдельных личностей в сфере государственно-правовых отношений, которая выражается в правовых нормах, институтах и способности к оценке данных явлений. Правосознание - это составная часть правовой культуры, представляющая собой специфическую сферу сознания человека, отражающую правовую действительность в виде правовых знаний, оценок, установок, ценностных ориентаций.

Важнейшим началом педагогического процесса выступает задача отбора и конструирования содержания обучения. В теории профессионального образования содержание обучения рассматривается не только как учебная информация, предоставляемая обучающимся, но и как комплекс задач, заданий, упражнений, обеспечивающих формирование профессиональных знаний, умений и навыков, накопление базового опыта профессиональной деятельности.

Фундаментальные результаты по проблеме отбора содержания образования были получены в исследованиях таких ученых, как Е.Л. Белкин, В.И. Загвязин-ский, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др. Педагогические исследования показывают, что содержание обучения представляет собой не столько проекцию соответствующей отрасли науки на обучение, сколько итог дидактической переработки определенной системы знаний, умений и навыков, необходимых для овладения интеллектуальной, практической, социальной и духовной деятельностью.

Ю.К. Бабанский, один из активных исследователей вопросов отбора содержания обучения, отмечал необходимость: выделения в содержании главных существенных элементов; выбора наиболее рациональной логики раскрытия темы; дополнения содержания учебника новыми научными данными, примерами и упражнениями, позволяющими решать образовательные задачи; дополнения содержания учебника фактами, примерами, практическими заданиями, позволяющими решать поставленные воспитательные задачи; дополнения содержания темы заданиями и упражнениями, направленными на развитие навыков, познавательных интересов и способностей обучающихся на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ним [1].

В современных условиях образовательные учреждения получили новый социальный заказ - подготовка выпускника, способного после окончания учебного заведения адекватно оценивать экономическую и политическую жизнь государства и уметь действовать в соответствии с законом, то есть правовая культура должна стать важнейшим компонентом общей культуры современного человека. Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, создает базу для последующего профессиональноличностного образования, формирует ценностные ориентиры в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность специалиста.

За прошедшие годы в стране существенно обновилось законодательство. Приняты новые кодексы: Гражданский, Семейный, Уголовный, Трудовой. Внесены существенные коррективы в законы о коллективных договорах и соглашениях,

о занятости населения, о защите прав потребителей. Изданы нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства труда и других государственных органов. Обновилась судебная практика. Цели правового образования разработаны и конкретизируются в Концепции модернизации образования на период до 2010 года на основе целей, сформированных в Законе РФ «Об образовании». В данном контексте нами рассмотрены основы отбора и конструирования содержания спецкурса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», изучаемого в рамках подготовки специалистов в профессиональном лицее.

На данном уровне профессионального образования право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации обучающихся. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных содержательных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Главными задачами курса являются формирование общей правовой культуры и социальной активности будущих специалистов, получение ими оптимального объема правовых знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, а также овладение способами защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Курс носит практико-ориентированный характер, в ходе его преподавания предусматривается работа с источниками права, различными юридическими документами. Цель данного курса имеет многоаспектный характер и связана с формированием основ правовой компетенции, знаний в области гражданского, трудового, административного, арбитражного права, умений применять необходимые юридические нормы в жизни, предотвращать и разрешать правовые конфликты. В процессе изучения курса права предполагается отрабатывать необходимые пра-

вовые навыки разных вариантов правового поведения людей в определенной профессиональной сфере.

Содержание учебного курса логично разделено на две части. Первая часть посвящена изучению основ теории и философии права, а вторая нацелена на рассмотрение принципов и норм отдельных отраслей права. Содержание курса мы определяем, с одной стороны, с учетом современных общеправовых принципов (законности, демократизма, гуманизма, справедливости, взаимной ответственности государства и личности, единства прав и обязанностей и др.); особенностей правовой системы России (несовершенство законодательства и правоприменительной практики, необходимость проведения судебной реформы и т.д.); действующего законодательства (прежде всего гражданского, трудового, административного, арбитражного, торгового); а с другой - с позиций ориентации на практичность, востребованность, применимость приобретаемых знаний, умений, способностей в ежедневной жизни; освоения способов деятельности и моделей поведения, позволяющих реализовать свои права и интересы в правовом поле; приобретения опыта формирования и применения норм права; составления простых документов; понимания и толкования юридических текстов; поиска необходимой правовой информации.

Развертывание содержания данного курса осуществляется в соответствии со следующим ориентиром: обеспечивается преемственность между основной школой и профессиональным лицеем, исключается прямое дублирование учебного материала, но осуществляется возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.

Методическую основу разработки структуры и содержания курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» составляют следующие положения:

- ориентация на реализацию требований социального заказа к системе профессионального образования на подготовку специалиста с высоким уровнем правовой культуры;

- реализация междисциплинарного подхода к отбору содержания правовой подготовки специалиста в условиях правовой среды;

- вычленение основных правовых знаний, навыков и умений будущего специалиста на основе преемственности и междисциплинарных связей с целью последующей их акцентировки;

- применение проблемно-поисковых, исследовательских методов в процессе реализации профессионально-ориентированной деятельности специалиста;

- направленность на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся путем адаптации к профессиональной среде.

Таким образом, с учетом требований социального заказа к системе профессионального образования и подготовке специалиста-технолога общественного питания, реализации комплексного подхода к отбору содержания профессиональной подготовки такого специалиста в процессе изучения права, выделения основных знаний, умений и навыков будущего специалиста в области технологии общественного питания нами был произведен отбор и конструирование содержания подготовки данного специалиста в процессе изучения права.

Список литературы

1 Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. - М., 1982. - 193 с.

2 Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы: монография / И. Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во БГПИ, 1993. - 217 с.

3 Молоткова, Н.В. Методические основы проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: монография / Н.В. Молоткова. - Тамбов: Машиностроение-1, 2002. - 176 с.

Selecting and Designing of the Content of Course «Legal Support of Professional Activity» in the Context of Formation of Specialist’s Legal Culture

S.V. Mishchenko1, N.V. Molotkova2, IS. Razuvaeva3

Departments «Automated Systems and Apparatus» (1),

“Technology and Organization of Commercial Activity” (2), TSTU;

School No 4, Tambov (3)

Key words and phrases: legal awareness; legal culture; professional training.

Abstract: Aspects of formation of legal culture and legal awareness in the system of professional education at different stages of specialist’s training are discussed.

Auswahl und das Konstruieren des Inhalts des Sonderkursus « die rechtliche Versorgung der professionalen Tätigkeit » im Kontext der Formierung der rechtlichen Kultur des Spezialisten

Zusammenfassung: Es sind die Aspekte der Formierung der rechtlichen Kultur und des rechten Bewusstseins im System der Berufsausbildung in verschiedenen Stufen der Vorbereitung des Spezialisten dargelegt.

Sélection et construction du cours spécialisé «Assurance juridique de l’activité professionelle» dans le contexte de la formation de la culture juridique du spécialiste

Résumé: Sont exposés les aspects de la formation de la culture juridique et de la conscience de droit dans le système de l’enseignement professionnel aux différents niveaux de la formation du spécialiste.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.