Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования информационно-коммуникационной компетенции выпускника школы'

Некоторые аспекты формирования информационно-коммуникационной компетенции выпускника школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / SPECIALIST TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солопова Н. К., Ткач Т. В.

Изложен подход к формированию информационно-коммуникационных компетенций выпускника школы в процессе профильной подготовки.Es ist das Herangehen zur Formierung der informationskommunikativen Kompetenzen der Absolventen der Schule im Laufe der Profilvorbereitung dargelegt.Est exposée une approche envers la formation de la compétence commucative et informatique du promus de lécole lors de lenseignement professionnel.Approach to the formation of information and communication competence of school leavers in the course of specialist training is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солопова Н. К., Ткач Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования информационно-коммуникационной компетенции выпускника школы»

УДК 371

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ

Н.К. Солопова1, Т.В. Ткач2

Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования (1);

МОУ лицей № 14, г. Тамбов (2)

Представлена членами редколлегии профессором Н.П. Пучковым и профессором В. И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: информационно-коммуникационные компетенции; информационные технологии; профильная подготовка учащихся.

Аннотация: Изложен подход к формированию информационно-коммуникационных компетенций выпускника школы в процессе профильной подготовки.

Возрастание личностно-развивающей роли образования, ориентированного на компетенции, и, одновременно, слияние образования с глобальными информационными сетями и технологиями значительно повышают роль использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной практике.

Информационно-коммуникационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Анализируя различные исследования ученых о месте информационно-коммуникационных технологий в структуре современного образования, выделим некоторые их функции: изменение содержания образования с позиций информатизации как новой области культуры; технологическая поддержка задачных, диалогических, имитационно-моделирующих, игровых систем обучения; стимулирование творческих сил обучающихся, рефлексии ими механизмов саморазвития.

К информационно-коммуникационной компетенции мы относим:

- знания, относящиеся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных );

- умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);

- умения и навыки строить математическую модель, алгоритм, компьютерную модель;

- алгоритмическое мышление; познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в информационной деятельности;

- ответственность за результаты своего труда; установка на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

- опыт создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Процесс формирования информационно-коммуникационной компетенции естественно начать с формирования устойчивой мотивации к ней. Базой для развития мотивации является ее эмоциональная составляющая как наиболее чувствительная к стимулирующим воздействиям. Назначение системы эмоционального воздействия - вызывать у обучаемого любопытство, т.е. причину познавательного интереса, который, в свою очередь, способен направлять восприятие, познание и действия. Назовем наиболее эффективные, на наш взгляд, способы эмоциональной стимуляции учащихся:

1) показать ценностную значимость формируемой компетенции;

2) обеспечить реализацию учащимися тенденции к деятельности: научить преобразовывать будущий результат в ряд проблем, задач, заданий, имеющих непосредственное отношение к настоящему;

3) поощрять самостоятельность учащихся, оказывая лишь необходимую помощь;

4) постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по изучаемой теме и т. п.;

5) каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив, развития новых влечений и интересов в рамках формируемой компетенции;

6) выполнять оценку работы учащегося так, чтобы она придавала ему уверенность в своих силах, свидетельствовала о достижениях в учебной деятельности и удовлетворении познавательных потребностей, настраивала на новую познавательную активность;

7) стараться строить с учащимися доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения в процессе обучения, направленные на формирование и поощрение чувства себя и другой личности, потребности в самоутверждении, самоактуализации;

8) проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности, выражая свое понимание социальной значимости формируемой компетенции, свое отношение к ситуативным проявлениям людей.

ИКТ в большой мере способствуют поддержанию интереса учащихся к достижениям современности, обучение с их применением поддерживает устойчивость данного мотивационного процесса. Результатом для всевозможных способов развития мотивации к содержанию рассматриваемой нами компетенции является личностная значимость компетенции для учащегося [2]. Наша практика показала, что наиболее привлекательными для учащихся являются следующие знания, умения и навыки, относящиеся к информационно-коммуникационной компетенции:

- умение оценить объем информации на диске, дискете;

- умение с помощью ПК сделать рисунок, обработать фотографию;

- умение с помощью ПК набрать реферат, выполнить отчет;

- умение выступать публично с использованием презентаций;

- умение решать логические задачи;

- умение проводить виртуальный эксперимент и самостоятельно создавать простейшие модели;

- умение строить информационные модели объектов и использовать их;

- умение работать с базами данных;

- знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей;

- знания способов передачи информации на расстоянии;

- умение представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок;

- умение работать в сети Интернет с целью общения и поиска информации;

- умение с помощью электронной таблицы выполнить необходимые расчеты для различных задач учебных предметов; строить графики и диаграммы для различных отчетов; применять специализированные пакеты для решения задач по алгебре, геометрии, физике, черчению и другим предметам.

Заметим, что стремление к развитию информационно-коммуникационной компетенции становится необходимостью каждого учащегося. Это связано с тем, что, как правило, у выпускников школ, хорошо владеющих ИКТ, более высокая осмысленность жизни; преобладает мотивация достижения успеха; ориентированность на будущее; ими в большей степени осознаются мотивы самореализации. У школьников с низкой ИКТ-ориентированностью отмечается тенденция к малой осмысленности жизни; преобладает мотивация избегания неудачи; осознаваемые мотивы самореализации имеют малую представленность.

Процесс выстраивания компетенции в качество личности происходит постепенно через интериоризацию объектов познания и самопознания учащегося. Познавая окружающий мир, человек воспринимает его не как набор раздражителей, а комплексно, создавая внутри своей психики определенные представления, модели, способствующие тому, что любая новая информация воспринимается не изолированно, не сама по себе, а вписывается в обобщенную модель, уточняя, дополняя и изменяя ее [1]. Необходимыми компонентами самовоспитания компетенции, по нашему мнению, являются высокая требовательность к себе, постоянное чувство неудовлетворенности достигнутым, развитие рефлексии.

Полезно использовать в учебном процессе электронные мультимедиаиздания, в которых отражена не только содержательная сторона учебного материала, но и процессуальная, то есть в них должны быть определены те виды деятельности, которые позволяют усваивать выделенный объем знаний на творческо-продуктивном уровне, к которым можно отнести конструирование, классификацию, обобщение, анализ и синтез. Переход от вербального меню к панели инструментов, применение макросов, использование пиктографических меню при работе с различными WINDOWS-приложениями развивают навыки перехода от развернутой формы информации к свернутой и наоборот. При наличии многообразия информационных структур такие способы действия являются актуальными для будущей профессиональной деятельности учащихся. Важно, на наш взгляд, широко применять информационно-коммуникационные технологии на занятиях, относящихся к разным предметным областям. Выполнение системы предметных задач создает проблемную ситуацию. Компьютер, в этом случае используется, как мощное инструментальное средство. Раскрытие проблемных ситуаций с помощью программных средств можно построить так, чтобы оно требовало от учащихся использования уже имеющегося опыта проявления информационнокоммуникационной компетенции, и вместе с тем, несло неизвестную закономерность или способ действия, потребность в которых и должна быть осознана школьниками. Таким образом, применение ИКТ может поднять уровень проблем-ности за счет включения обучаемого в среду как в некое информационное окружение его будущей профессиональной деятельности. На основе инструментальных предметно-ориентированных сред происходит эффективная поддержка обучения учебным предметам, она выражается в предоставлении пользователю свободы действий, в обеспечении гибкости, вариативности содержания и форм подачи материала, в стимулировании инициативы учащегося.

1 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат,1975. - С. 95.

2 Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос", 2005.

Some Aspects of the Formation of Information and Communication Competence of School Leavers

N.K. Solopova1, T.V. Tkach2

Tambov Regional Institute of Teacher’s Professional Skill Improvement (1);

Lyceum No 14 (2)

Key words and phrases: information and communication competence; information technologies; specialist training of students.

Abstract: Approach to the formation of information and communication competence of school leavers in the course of specialist training is given.

Einige Aspekte der Formierung des informations-kommunikativen Kompetenzbereiches der Absolventen der Schule

Zusammenfassung: Es ist das Herangehen zur Formierung der informations-kommunikativen Kompetenzen der Absolventen der Schule im Laufe der Profilvorbereitung dargelegt.

Certains asperts de la formation de la competence commucative et informatique du promus de l’ecole

Resume: Est exposee une approche envers la formation de la competence commucative et informatique du promus de l’ecole lors de l’enseignement professionnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.