УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА
А.В. Романенко1, А.И. Попов2
Кафедры: «Системы автоматизированного проектирования» (1),
«Техника и технологии машиностроительных производств», ТГТУ, Центральная группа управления Всероссийской студенческой олимпиады (2)
Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: дистанционное автоматизированное обучение; креативность; олимпиадная виртуальная микрогруппа; олимпиадное движение; принцип мотивационной готовности; творческая компетентность специалиста.
Аннотация: Рассмотрены теоретические и методические аспекты организации системы олимпиадного движения студентов с использованием средств информационных технологий как способа формирования творческой компетентности специалиста.
Высшая профессиональная школа должна стать центром формирования инновационной политики региона, обеспечивающей развитие наукоемких отраслей за счет активизации творческих составляющих личности обучающихся [1]. Перспективным направлением развития креативности специалиста в условиях технического университета является система олимпиадного движения, на современном этапе развития которой наблюдается ряд противоречий. Прежде всего, это противоречия между потребностью в непрерывном процессе творческой учебной деятельности и дискретным характером существующей системы образования в олимпиадных группах; между возрастающей учебно-профессиональной загруженностью студентов и информационными потребностями. Но в контексте психологии творческих способностей нами выдвигается на первое место противоречие между потребностью обучающегося в повышении уровня внутренней мотивации и в эмоциональном удовлетворении от творческой деятельности и степенью ее реализации в существующих условиях.
Преодоление указанных противоречий в системе олимпиадного движения, открывающее перспективу выхода на новый уровень формирования творческой компетентности специалиста, возможно посредством организации дистанционного обучения на основе информационных технологий. Новые техноинфраструктуры определяют суть образовательной среды и содержание обучения в результате переосмысления роли творческого образования и самообразования, теперь менее зависимого от географического положения и более - от социального заказа общества, который учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки специалистов.
Выделим следующие направления использования средств информационных технологий в системе олимпиадного движения.
1 Проведение занятий по дистанционной форме в олимпиадных микрогруппах, которые предоставляют обучающимся возможность оперативного обмена идеями по существующим проблемам с ведущими учеными и методистами в выбранной области в процессе совместной творческой деятельности.
2 Исследование всеми участниками олимпиадного движения профессионально-ориентированных проблемных ситуаций и представление их в виде олим-пиадной задачи, позволяющей активизировать учебно-познавательную деятельность и формировать творческую компетентность специалиста.
3 Использование при анализе проблемной ситуации средств вычислительной техники, что дает возможность обучающемуся глубже понять сущность анализируемого процесса.
4 Проведение олимпиад через глобальные информационные сети, что особенно актуально в связи с трудным финансовым положением многих вузов, позволяет выработать у будущих специалистов навык эффективной деятельности в условиях повышенной ответственности и ограничения материальных, финансовых и трудовых ресурсов. К сожалению, в настоящее время полностью проводится по дистанционной форме только несколько олимпиад III (заключительного) тура Всероссийской студенческой олимпиады. При проведении ряда олимпиад (в том числе по информатике) дистанционная форма присутствует частично.
Использование компьютерных сетей для общения и доступа к удаленной информации требует появления новых подходов к обучению. Очевидно, что на начальных этапах внедрения образовательных технологий на основе компьютерных телекоммуникаций, могут возникнуть существенные трудности и помехи, среди которых малая насыщенность компьютерного парка учебных учреждений и индивидуальных пользователей и низкое развитие компьютерных телекоммуникационных сетей в России, их нестабильность; недостаточная компьютерная грамотность и информационная культура населения [2].
Дистанционное образование в процессе формирования творческой компетентности специалиста рассматривается как способ обучения, который позволяет обучающимся выйти за узкие рамки обучения в олимпиадной микрогруппе. В созданной учебно-информационной олимпиадной среде ярко проявляется то обстоятельство, что обучающиеся - не просто пассивные потребители информации, в процессе обучения они являются соавторами творческого решения, и результативность процесса во многом зависит от проявленного уровня интеллектуальной активности. Дистанционное образование нового поколения наделяет обучающихся возможностью быть автономными познающими субъектами и позволяет осуществить подготовку к принятию решений в условиях неопределенности конкурентной среды, развивать систему ценностей, межкультурное взаимодействие и общение.
В образовательной практике в олимпиадном движении все возможности компьютерных телекоммуникаций могут найти применение, но особенно перспективно проведение занятий в режиме on-line и в смешанным режиме - компьютерные телекоммуникации и непосредственное общение учитель - обучающиеся.
Дидактические особенности дистанционного образования в системе олимпи-адного движения обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:
- создание условий для выхода на эвристический и креативный уровень интеллектуальной активности обучающихся с помощью актуализации содержания образования через воссоздание в нем профессионального и социального контекста;
- усиление мотивации к познавательной деятельности путем четкого определения субъективной ценности образования;
- развития творческих способностей и познавательных навыков, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.
Специфика дистанционного образования при формировании творческого компонента личности специалиста состоит в интеграции двух подходов в обеспечении поддержки обучения - расширения и трансформации. Модель расширения реализуется во время занятий в олимпиадной микрогруппе, когда преподаватель ведет занятие, технологически мало отличающееся от традиционного, расширяя его до других пространственных и временных рамок. Деятельность педагога, совокупность учебных материалов, учебная среда позволяют имитировать ситуацию обучения в условиях непосредственного общения, а также компенсировать утраченные каналы общения и получения учебной информации. В тоже время количественное расширение учебной олимпиадной среды до рамок региона и республики приводит к трансформации процесса обучения, который характеризует такие формы организации дистанционного обучения, которые не имитируют традиционное обучение, а представляют собой нечто новое, специфически связанное с используемыми технологиями связи преподавателей и обучающихся.
Дистанционное образование включает в себя такие разные, даже диаметрально противоположные подходы, как самообучение и учеба в олимпиадной виртуальной микрогруппе, которая понимается как общность обучающихся, творческое взаимодействие между которыми при совместном разрешении проблемных ситуаций в виде олимпиадных задач происходит по компьютерным сетям. Виртуальная микрогруппа - понятие, свойственное интеграции трансформационной модели дистанционного обучения и модели расширения, из чего можно предположить, что общение между обучающимися с помощью компьютерной сети в творческом процессе весьма существенно отличается от обычного. Процесс обучения в виртуальной микрогруппе мыслится как некоторая продолженная деятельность, в которой не должно быть перерывов (или они должны быть сведены к минимуму).
Необходимо обратить внимание на следующие педагогические аспекты обучения в виртуальной олимпиадной микрогруппе:
- руководитель не является просто средством доставки содержания курса, а помогает студентам вырабатывать свое собственное понимание материала курса;
- обучение является в высшей степени интерактивным процессом; преподаватель и обучающийся являются участниками диалога, в ходе которого знания каждого из них трансформируются, уточняются, и создаются условия для творческого процесса;
- общение с ведущими специалистами-практиками подчеркивает социальную значимость предстоящей деятельности на основе получаемых знаний;
- обеспечение студентов мощными программными средствами обработки данных предоставляет им возможность выработать собственную творческую позицию при разрешении проблемных ситуаций;
- совместное обучение является высокоструктурированной, системной стратегией, когда обучающиеся работают в небольших группах над одной общей проблемой; эта стратегия обеспечивает активное обучение, положительное отношение студентов к процессу обучения и увеличивает их независимость; работая в группе студенты не могут оставаться пассивными наблюдателями, вклад каждого из участников является значимым; командная работа становится все более широко используемой организационной стратегией в большинстве сфер человеческой деятельности.
Одной из перспективных форм трансформационной модели дистанционного образования, основанной на совместной (коллективной) деятельности обучающихся и направленной на решение конкретной научной или производственной проблемной ситуации, является профессионально ориентированный телекоммуникационный проект. Профессиональный и социальный контекст придает дея-
тельности обучающихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность. Важными отличительными чертами профессионально ориентированного телекоммуникационного проекта являются: его временная определенность и ограниченность; использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную микрогруппу; необходимость четкой организации деятельности обучающихся, которая устанавливается руководителем олимпиадной виртуальной микрогруппы.
При подготовке к творческой деятельности информационные технологии позволяют обеспечить асинхронный режим связи, освобождающий пользователей от временных и пространственных ограничений; усилить взаимодействие студентов между собой, а также с преподавателями, методистами, разработчиками олимпи-адных задач; уменьшить чувство изоляции, зачастую ощущаемое творческими личностями при традиционном обучении и наличие большого потенциала для проведения коллективной работы.
Использование информационных технологий в процессе формирования творческой компетентности позволяет ориентироваться на гибкое удовлетворение потребностей обучающихся в познавательной деятельности на основе принципа мотивационной готовности.
Широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволит обеспечить выполнение следующих функций:
1) психологической, заключающейся в повышении внутренней творческой мотивации как основного условия выхода на креативный уровень интеллектуальной активности в результате расширения возможности общения с людьми, имеющими родственные творческие потребности и свойства личности, предметно-информационной обогащенности новой информационной микросреды, наличии образцов креативного поведения и новой степени регламентации поведения средой (в данном случае среда только регламентирует когнитивную направленность деятельности), т. е. происходит расширение рамок олимпиадных микрогрупп, позволяющее использовать усиливающий эффект коллективной деятельности в условиях свободы перехода от коллективной деятельности к индивидуальной и обратно. Учитывая высокий нравственный уровень участников олимпиад-ного движения можно говорить о связи творческой деятельности и нравственности;
2) информационно-научной, реализуемой через наполнение учебной деятельности профессиональным контекстом на основе постоянного использования новых идей, прогрессивных технологий и наиболее актуализированных потребностей современного наукоемкого производства;
3) консультативной, выражающейся в индивидуальной работе с участниками олимпиадного движения по разрешению различных проблемных ситуаций и коррекции содержания обучения и методов его освоения с учетом психологических особенностей личности обучающегося;
4) диагностической, которая позволяет проводить более валидное лонги-тюдное исследование интеллектуальной активности студента на основе постоянной вовлеченности в творческую деятельность, причем доминирующим фактором такой деятельности становится внутреннемотивированное стремление к познанию, а предоставляемая информационными технологиями возможность постоянного дискуссионного процесса лишь усиливает внутреннюю мотивацию. В некотором смысле, информатизация олимпиадного движения создает условия для использования олимпиадных задач как основы для методики по диагностированию креативности по аналогии с методом «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской [3].
Однако в отличие от «Креативного поля» методика на основе олимпиадных задач будет специализированной и позволит проводить диагностику с людьми с определенной профессиональной направленностью (инженерный профиль) и достаточно высоким уровнем интеллекта;
5) развивающей, основанной на оптимальном использовании когнитивного ресурса обучающегося и возможности корректировки проблемной ситуации в сторону небольшого превышения требуемого ей когнитивного ресурса над индивидуальным когнитивным ресурсом студента с целью создания наиболее благоприятных условий для проявления интеллектуальной активности и расширения границ когнитивного ресурса.
Обучение через информационные технологии все более интенсивно развивается по мере того, как обучающиеся получают доступ к большим базам данных, гипермедийным комплексам, видео и тексту с помощью компьютерных сетей, появляется новый тип обучающегося - великолепно оснащенного для учебы, а лучше сказать, целого «сообщества молодых ученых». Обучающиеся сами управляют временем, местом и темпом, широтой охвата и последовательностью учебного материала и, вдобавок, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и ведущими специалистами и опытными преподавателями страны. Технология организации олимпиадного движения по дистанционным формам становится частью инфраструктуры учебного заведения.
Можно указать несколько возможных стратегий деятельности учебного заведения инновационного типа в направлении развития дистанционного образования в системе олимпиадного движения.
1 Использование новых подходов к разработке программ формирования творческой компетентности на основе свойства дистанционного образования распространяться за пределы различий между формами обучения в сторону единого непрерывного творческого образования.
2 Организация и управление развитием системы олимпиадного движения на основе дистанционного образования с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных инновационных программ региона и страны.
3 Определение целей и перспектив дистанционного образования в процессе творческого саморазвития и в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста.
4 Разработка модели взаимодействия высших учебных заведений под руководством Центральной группы управления ВСО. Она должна отражать потенциальные отношения с бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона, всего государства и других стран.
5 Пересмотр отношений между самими учебными заведениями, между учебными заведениями и обучающимися, в появлении новых видов деятельности внутри учебных заведений. Создание такой образовательной олимпиадной среды, где технологии будут, прежде всего, сориентированы на потребности обучающихся в развитии креативности.
6 Использование компьютерной сети как средства обеспечения учебного процесса, подготовки и переподготовки педагогов, оперативной методической работы.
Система дистанционного автоматизированного обучения активно внедряется в олимпиадное движение в Т амбовском государственном техническом университете. В работе олимпиадной виртуальной микрогруппы принимают активное участие ученые-механики и студенты ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, что позволяет повысить качество профессиональной подготовки специалистов для наукоемких производств.
1 Зиновкина, М.М. Креативное инженерное образование. Теоретические и инновационные креативные педагогические технологии / М.М. Зиновкина. - М.: МГИУ, 2003. - 372 с.
2 Зарецкая, С.Л. Дистанционное обучение в современном мире: сб. обзоров РАН. Ин-т информ. по обществ. наукам. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 340 с.
3 Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
Application of the Systems of Remote Automated Training while Forming Specialist’s Creative Competence
A.V. Romanenko1, A.I. Popov2
Departments: “Systems of Automated Designing ” (1),
“Technical Equipment and Technology of Machine Engineering Industry ”, TSTU, Central Management Group of All-Russian Students Olimpiad (2)
Key words and phrases: specialists’ creative competence; Olympiad movement; creativity; remote automated training; Olympiad virtual micro-group; principle of motivational readiness.
Abstract: Theoretical and methodical aspects of arranging the system of students’ Olimpiad movement using information technologies as a means of forming specialists’ creative competence are studied.
Benutzung der Systeme der automatisierten Distanzausbildung bei der Formierung der Kreativitatskompetenz des Fachmanns
Zusammenfassung: Es sind theoretische und methodische Aspekte der Organi-sierung des Systems der olympischen Studentenbewegung mit der Benutzung der In-formationstechnologien als den Weg der Formierung der Kreativitatskompetenz des Fachmanns betrachtet.
Emploi des systemes d’enseignement automatise a distence lors de la formation de la competence creatrice du specialiste
Resume: Sont examines les aspects theoriques et methodiques de l’organisation du systeme olympique des etudiants avec l’emploi des moyens des technologies informatisees comme moyen de la formation de la competence creatrice du specialiste.