Научная статья на тему 'Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе'

Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CREATIVE COMPETENCE / CREATIVITY / OLYMPIAD MOVEMENT OF STUDENTS / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А. И.

Выделен кластер творческих компетенций специалиста и показана необходимость его формирования; выявлена роль олимпиадного движения в процессе творческого развития студентов; рассмотрены основные этапы олимпиадного движения, его характеристики как категории дидактики; описана технология включения олимпиадного движения в самостоятельную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD MOVEMENT OF STUDENTS AS A FORM OF CREATIVE INDEPENDENT WORK IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

A cluster of professional creative competences is identified; the need to form it is emphasized; the role of the Olympiad movement in the creative development of students is revealed; the main stages of the Olympiad movement and its characteristics as categories of didactics are considered; the technology of including the Olympiad movement in students' independent work is described.

Текст научной работы на тему «Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (2), с. 166-170

УДК 378

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

© 2013 г. А.И. Попов

Тамбовский государственный технический университет olimp_popov@mail. т

Поступила в редакцию 12.06.2013

Выделен кластер творческих компетенций специалиста и показана необ-ходимость его формирования; выявлена роль олимпиадного движения в процессе творческого развития студентов; рассмотрены основные этапы олимпиадного движения, его характеристики как категории дидактики; описана технология включения олимпиадного движения в самостоятельную работу.

Ключевые слова: творческие компетенции, креативность, олимпиадное движение студентов, самостоятельная работа.

Готовность к творческой профессиональной деятельности является неотъемлемой характеристикой конкурентоспособного специалиста. Компетенции, характеризующие способность выпускника вуза к организации инновационного процесса и профессиональному творчеству, уже частично включены в действующие ФГОС ВПО. Например, подготовка по направлению 222000.62 («Инноватика») предусматривает формирование способности к работе в коллективе, способности находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-6).

В то же время задача подготовки кадров для инновационной экономики предполагает, что в вузе должен системно формироваться целый кластер творческих компетенций [1]. Данный кластер для специалиста в области техники и технологий определяет его готовность реализовать себя в инновационной сфере экономики через способности личности успешно выполнять деятельность в своей профессиональной области, требующую эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности, на основе сформированных:

- знаний в области психологии творчества о закономерностях развития и проявления креативности личности на разных этапах профессионального становления, профессионального совершенствования и менеджмента творческой деятельности;

- умений организации деятельности как собственной, так и руководимого коллектива по решению творческих профессиональных задач и разрешению профессиональных проблемных ситуаций;

- опыта творческой профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, опыта общественной и духовно-нравственной деятельности в сфере профессиональных интересов;

- навыков творческой профессиональной деятельности в условиях психологического напряжения, стресса и ограниченности временных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

- профессионально значимых личностных качеств (прежде всего - профессионально ориентированной креативности);

- нравственных характеристик и лидерских качеств личности;

- способности органично сочетать индивидуальные цели и цели общества в процессе профессиональной деятельности.

Формирование компонентов данного кластера компетенций в условиях вуза должно происходить с учетом этапов становления креативности: «пробуждение (мотивационный

импульс) ^ имитация (подражание, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности) ^ трансформация (преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями) ^ гармонизация психологической структуры креативности и индивидуализация творческой деятельности» [2]. Должны быть разработаны соответствующие формы организации обучения, которые обеспечили бы развитие творческих качеств личности на протяжении всего периода профессионального становления с учетом особенностей каждого этапа.

В силу того что креативность личности обучающегося частично детерминирована генетически, а мотивация к творческому саморазвитию у студентов может существенно различаться, необходимо использование такой формы организации обучения в вузе, которая бы обеспечила наибольшую свободу по уровню и объему включения в неё обучающихся, при этом доминирующим компонентом было бы самообразование.

По нашему мнению, одной из наиболее эффективных форм организации творческого развития в рамках самостоятельной работы является олимпиадное движение студентов [3]. При этом необходимо подчеркнуть отличие олимпиад от предлагаемой формы организации обучения - олимпиадного движения [4], которое носит комплексный характер и включает в себя следующие компоненты.

1. Олимпиада (как инициация интеллектуальной активности) есть лишь один из компонентов рассматриваемого движения. Во время олимпиады обучающийся почувствует радость от процесса творчества (пусть и субъективного), увидит возможность применения знаний по изучаемой дисциплине при решении нестандартных задач, многие из которых отражают различные аспекты сферы его профессиональной деятельности.

2. «Разбуженное» олимпиадой творческое мышление студента, его вопросы по поводу дальнейшего исследования проблемной ситуации, желание общаться и далее с людьми с родственными познавательными потребностями и уровнем способностей должны найти своё логическое развитие в организации занятий в олимпиадных микрогруппах, целью которых будет не только (да и не столько) подготовка к следующим олимпиадам, а в первую очередь подготовка к самостоятельной познавательной деятельности, овладение знаниями об условиях осуществления творческой деятельности, необходимыми для полноценного саморазвития.

3. Занятия в олимпиадных микрогруппах носят регламентированный характер (хотя в них обучающиеся сами предлагают направленность и темп обучения, но всё же роль руководителя остаётся определяющей), рассчитаны на «среднего» одаренного студента. В настоящее время многие студенты сочетают обучение с трудовой деятельностью, не всегда могут полноценно участвовать в деятельности олимпиадных микрогрупп, поэтому для них необходимо предусмотреть возможность проектирования своей образовательной траектории в олимпиадном движении и организовать овладение знаниями,

умениями и навыками творческой деятельности в индивидуальном режиме и в необходимом именно им объёме в данный момент времени. Это может быть осуществлено через их самообразование в единой олимпиадной информационной сети [3].

4. Жесткая конкурентная борьба является одной из основных характеристик сегодняшней экономики. Студента необходимо подготовить к деятельности в условиях соперничества, ограниченности времени и возможности использования ресурсов. При этом студент должен сохранять настрой именно на творческую работу, на проявление наивысшего уровня креативности в профессиональной деятельности. Сделать это в условиях вуза возможно во время участия в олимпиадах. Но в олимпиадном движении олимпиады являются только частью комплексного образовательного процесса, поэтому решение задач подготовки конкурентоспособного специалиста становится возможным без серьёзных стрессов для психики обучающегося, а в самом соревновании акцент смещается с желания победить любой ценной на желание победить путем достижения более значимого творческого результата. Олимпиады и конкурсы при этом можно рассматривать как модель деятельности в условиях неопределенности и конкурентной борьбы.

5. Обучение посредством олимпиадного движения не является процессом в замкнутой системе, его участники включены в другие формы организации обучения в вузе, во время которых они передают накопленные знания и навыки организации творческой деятельности студентам своей академической группы, курса. При этом растет как их самооценка, так и признание их лидерских качеств другими обучающимися, что приводит к повышению степени мотивации к дальнейшему участию в олим-пиадном движении. Совместная творческая деятельность участников олимпиадного движения и других студентов вне олимпиадных микрогрупп (пересечение с другими формами организации обучения) позволяет перейти от элитарности олимпиадного движения к более массовому характеру, что в свою очередь обеспечивает формирование профессиональной компетентности на уровне, превосходящем требования ФГОС, у большего числа студентов.

6. Участие в олимпиадах не должно стать самоцелью студента, он должен постоянно развиваться. Если на первых курсах полноценное включение в решение научных проблем своей профессиональной области невозможно и акцент делается на общее развитие креативности и приобретение навыков творческой деятельно-

сти, то в дальнейшем при методически правильной организации олимпиадного движения студент постепенно из олимпиадных микрогрупп должен переходить в научные сообщества, которые обеспечат окончательное формирование кластера творческих компетенций.

7. Переход в научные сообщества, участие в решении реальных проблемных ситуаций, относящихся к сфере профессиональной деятельности, позволяет обучающемуся в полной мере использовать возможности дивергентного мышления, эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности, что делает самообразование более осознанным и профессионально ориентированным. Самообразование в профессиональной среде (изучение новых проблемных ситуаций и формулирование олимпиадных задач) замыкает цикл олимпиад-ного движения как форму организации обучения в вузе; обучающийся сам становится организатором творческого процесса, при этом учится кратко и лаконично формулировать суть проблемы и ограничения при её решении, что является одним из показателей творческих способностей - способности «продавать» свои идеи, убеждать окружающих в их ценности, получать финансирование на их реализацию.

Рассмотренные компоненты олимпиадного движения как формы организации обучения позволяют изменить приоритеты в функциях обучения, выделенных в традиционной дидактике высшей школы.

Для олимпиад было характерно следующее распределение. На первом месте стояла развивающая функция, причем развивались конкретные способности обучающегося: логическое мышление, качества ума - гибкость, критичность, самостоятельность. Второй по значимости являлась воспитывающая функция (воспитание рассматривалось только в контексте развития нравственных качеств). Соревнование не располагало к реализации образовательной функции, но частично она выполнялась (во время олимпиад лучшим педагогам удавалось научить студентов творчески использовать знания, умения и навыки в практической деятельности).

В олимпиадном движении (т.к. оно не привязано по используемым педагогическим средствам к конкретной области профессиональной деятельности) акцент делается на закрепление эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности, а это значит, что здесь основной является воспитывающая функция (формирование положительных мотивов учения, формирование опыта общения между обу-

чающимися и сотрудничества с преподавателями в учебном процессе, воспитание нравственных качеств). Второй по значимости является образовательная функция (вооружить обучающихся системой знаний о творческой деятельности, научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности, научить самостоятельно приобретать эти знания). Заключает этот перечень развивающая функция (логического мышления, воображения, качеств ума - гибкости, критичности, самостоятельности), но не потому что она слабо реализуется в олимпиадном движении, а в силу того, что она является логическим продолжением успешной реализации двух первых функций обучения.

Как уже отмечалось, олимпиадное движение рассматривается нами как развитие студенческих олимпиад [4], поэтому оно способствует разрешению большего количества противоречий, присущих современной системе высшего профессионального образования.

1. На первое место мы поставили противоречие между проявляемым во время олимпиады эвристическим или креативным уровнем интеллектуальной активности и преимущественно репродуктивным характером дальнейшего обучения. В век формирования постиндустриальной экономики возрастает потребность именно в творческой деятельности - как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. Обучающиеся стремятся выразить себя, проявить свои способности, поэтому так популярны в вузах КВН, студенческие театры, клубы по интересам. В то же время образовательный процесс не всегда предоставляет возможность им показать свои умения и знания, а иногда даже не поощряет их несанкционированное проявление. Такие формы организации обучения, как олимпиадное движение, дают студентам возможность творчески выразить себя именно в профессиональной сфере.

2. Интенсивное развитие экономики знаний предполагает постоянную смену приоритетов в познавательной деятельности, гибкость содержания образования. Обучающиеся в настоящее время рано выходят на рынок труда и уже на первых курсах знают о необходимости получения новых профессиональных знаний. Поэтому значимой движущей силой будет противоречие между новыми познавательными профессиональными задачами и достигнутым уровнем знаний.

3. В последнее время уменьшается престижность творческой деятельности в студенческой среде. Ряд обучающихся, имеющих возмож-

ность трудоустройства по критериям далеким от уровня профессиональной компетентности, создает опасную социальную среду для познавательного настроя одаренных студентов. Поэтому такие студенты вынуждены искать способы разрешения противоречия между познавательными потребностями личности и социально-пассивным настроем части студенческого сообщества. Олимпиадная креативная образовательная среда позволяет эффективно разрешить данное противоречие.

4. Для значительного количества студентов характерен низкий уровень умений применять знания при решении практических задач. Причин этому несколько, и основная, на наш взгляд, причина - это оторванность части преподавателей от сферы профессиональной деятельности (по результатам проведенного нами анализа количество штатных преподавателей выпускающих кафедр, имеющих стаж практической работы по специальности более 3 лет, составляет около 4%). Непонимание, а зачастую и нежелание понять потребности современного производства приводят к тому, что основной акцент на занятиях делается на запоминание программного материала, а выработке умений и приобретению навыков уделяется очень мало внимания. Переход на модульно-рейтинговую систему контроля знаний (при всех его достоинствах) имеет один минус. Если раньше студент мог приобрести умение сконцентрировать все свои силы на самом важном для него моменте - сдаче зачета или экзамена - и выполнить необходимую для этого работу в ограниченные сроки, то при переходе к новой технологии оценки такой возможности у него нет. А современному рынку необходим специалист, который не только готов осуществлять свою деятельность в комфортной обстановке, но и мог бы, при необходимости, максимально проявить свои способности в условиях стресса. Поэтому наличие противоречия между знаниями обучающегося и умениями применять их в практической деятельности (и прежде всего в условиях неопределенности и конкурентной борьбы) может быть успешно разрешено обучением посредством олимпиадного движения.

5. В последнее время все больше педагогов склоняется к мысли, что образовательный процесс должен носить индивидуальный характер с учетом способностей, наклонностей и целепо-лагания каждого обучающегося. В большинстве случает финансовые трудности не позволяют сделать обучение полностью индивидуализированным, а также этому препятствуют требования выполнения в равной мере ФГОС ВПО и

ООП для всех обучающихся, без учета их особенностей. Важной составляющей движущих сил в олимпиадном движении является противоречие между способностями отдельной личности и единой технологией обучения в вузе. Одаренные студенты стремятся в освоении творческой составляющей деятельности проявлять больше свободы, и в олимпиадном движении им это удается.

6. Общество все больше ждет от выпускника подкрепленных способностей именно к творческой деятельности в виде инновационных объектов техники, технологий. В то же время существующие формы организации обучения не могут в должной мере сформировать такое качество у студента. Противоречие между требованиями общества к уровню творческих компетенций и формами организации их формирования в вузе побуждает студентов активно участвовать в олимпиадном движении.

7. Современный молодой человек стремится стать лидером в своей референтной группе, пользоваться авторитетом и уважением. Зачастую такая задача решается деструктивно и выражается в девиантном поведении студента. Особенно остро встает противоречие между потребностями личности в лидерстве и признании и возможностями проявлять творческие способности в образовательном процессе для интеллектуальной элиты студенчества. В олимпиадном движении одаренные студенты могут проявить себя как лидеры именно в профессиональной сфере благодаря творчеству.

Указанные противоречия являются сильнейшей движущей силой познания в олимпиад-ном движении и позволяют формировать разносторонне развитую личность, не упуская из виду главное - формирование кластера творческих компетенций.

С целью качественной организации творческой самостоятельной работы посредством олимпиадного движения необходимо включить в структуру основной образовательной программы в вузах ряд компонентов (в виде модулей дисциплины «Введение в специальность»), носящих инвариантный характер. Во-первых, это модуль «Формы организации профессионального обучения», содержащий раздел «Олимпиадное движение как форма организации обучения», изучение которого обеспечивает сознательное использование возможностей олимпиадного движения в саморазвитии. Во-вторых, модуль «Алгоритмы решения нестандартных задач», дающий начальные знания о творчестве, его закономерностях, способах

творческой деятельности в контексте профессионального становления.

Творческая самостоятельная работа по учебным дисциплинам должна быть организована путем включения также и вариативных компонентов олимпиадного движения в различные разделы.

В раздел «Входной контроль» включается проведение олимпиад (первые недели изучения дисциплины) на основе имеющихся у обучающегося знаний по изучаемой дисциплине, полученных на предшествующих этапах обучения, что позволяет инициировать процесс творческого саморазвития.

В разделе «Организация самостоятельной работы» целесообразно предусмотреть:

- проведение консультаций по решению нестандартных творческих задач, в том числе в интерактивном режиме с использованием информационных технологий;

- организацию коллективной деятельности в рамках олимпиадных микрогрупп под руководством преподавателя, в т.ч. организацию виртуальных олимпиадных микрогрупп с использованием информационных технологий;

- обеспеченность методическими материалами, содержащими творческие задачи по учебной дисциплине с различным уровнем требуемой креативности, предполагающие возможность выхода обучающихся в процессе их обсуждения за рамки, очерченные в условии;

- возможность решения творческих олим-пиадных задач в дистанционном режиме с использованием информационных технологий (при этом решение базового уровня творческих задач для формирования творческих компетенций согласно ФГОС должно стать обязательным для всех студентов).

В разделе «Практические и семинарские занятия» необходимо запланировать:

- проведение практических занятий, знакомящих с основными подходами к решению нестандартных задач по данной дисциплине;

- выполнение заданий проектного характера, мозговой штурм, деловые игры, другие виды занятий, требующие знаний и умений творческой деятельности.

Активное включение олимпиадного движения, являющегося комбинированной формой организации обучения в вузе, в творческую самостоятельную работу по учебным дисциплинам позволяет более эффективно формировать кластер творческих компетенций. При этом необходимо отметить, что использование устоявшегося в обыденной речи словосочетания «олимпиадное движение» кроме педагогического контекста имеет и социологический контекст, т.к. творческое развитие студентов переходит от элитарности к массовости через вовлечение в учебно-профессиональное творчество большего в процентном отношении числа обучающихся посредством предоставления им возможности определения характеристик траектории саморазвития в олимпиадном движении.

Опыт практической реализации предложенного подхода по совершенствованию творческой самостоятельной работы в вузах России и Беларуси при изучении теоретической механики показал эффективность использования олимпиад-ного движения для формирования кластера творческих компетенции обучающихся.

Список литературы

1. Попов А.И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: Монография. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2011. 80 с.

2. Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: Автореферат дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: РГПУ, 2005. 38 с.

3. Попов А.И., Пучков Н.П. Методологические основы и практические аспекты организации олим-пиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: Монография. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. 212 с.

4. Попов А.И. От студенческих олимпиад -к олимпиадному движению II Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 2. С. 13-1б.

OLYMPIAD MOVEMENT OF STUDENTS AS A FORM OF CREATIVE INDEPENDENT WORK IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

A.I. Popov

A cluster of professional creative competences is identified; the need to form it is emphasized; the role of the Olympiad movement in the creative development of students is revealed; the main stages of the Olympiad movement and its characteristics as categories of didactics are considered; the technology of including the Olympiad movement in students' independent work is described.

Keywords: creative competence, creativity, Olympiad movement of students, independent work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.