УДК 378 (14.35.07)
А. И. Попов
НЕПРЕРЫВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ОЛИМПИАДНОМ
ДВИЖЕНИИ
Обоснован состав кластера творческих компетенций как инвариантного компонента готовности человека к деятельности, описаны функции творческой деятельности, предложено развитие олимпиад в олимпиадное движение как форма организации саморазвития студентов вузов, приведены рекомендации по включению олимпиадного движения в самостоятельную работу, показана необходимость непрерывного саморазвития обучающихся.
Ключевые слова: творческая деятельность, олимпиадное движение, непрерывное образование.
Принимая в качестве цели образования подготовку к участию в деятельности человеческого общества [1], необходимо при организации учебного процесса основной акцент делать на формирование инвариантных способностей личности человека, определяющих его готовность вне зависимости от конкретной сферы профессиональной деятельности реализовать себя и свой потенциал. Проблема подготовки человека к деятельности вообще и возможному изменению сферы профессиональной деятельности, формирование у него нацеленности на постоянное совершенствование в условиях современной динамично изменяющейся конкурентной среды требуют особого внимания и отдельного научного исследования. С учетом того, что профессиональная деятельность может рассматриваться как движение общественной формы организации объективной реальности [1], в качестве ключевого инвариантного компонента готовности к деятельности в условиях формирования инновационной экономики и становления шестого технологического уклада мы рассматриваем кластер творческих компетенций.
Под кластером творческих компетенций понимаются компетенции, определяющие способность человека выполнять требующую эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности деятельность на основе:
- знаний в области психологии творчества о закономерностях развития и проявления креативности личности, менеджмента творческой деятельности;
- умений организации деятельности как собственной, так и руководимого коллектива по решению творческих задач;
- опыта творческой деятельности в условиях инновационной экономики;
- навыков творческой деятельности в условиях психологического напряжения, стресса и ограниченности временных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- значимых личностных качеств, и прежде всего креативности;
- нравственных характеристик и лидерских качеств личности;
- способности органично сочетать индивидуальные цели и цели общества в процессе профессиональной деятельности [2].
В действующих ФГОС ВПО не всегда присутствуют творческие компетенции в явном виде, но в любом стандарте ряд компетенций непосредственно определяет готовность выпускника вуза к осуществлению творческого преобразования действительности.
Например, бакалавр по направлению подготовки 270100 «Архитектура» должен обладать компетенциями: готовностью к кооперации с коллегами, работе в творческом коллек-
тиве (ОК-3); способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); стремлением к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умениями ориентироваться в быстроменяющихся условиях (ОК-6); умениями критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7). Такого же типа компетенциями должны обладать и выпускники по другим направлениям подготовки [3].
Наибольшую практическую значимость представляет исследование теоретических основ, закономерностей, условий и технологий формирования творческих компетенций специалиста при использовании инновационных педагогических средств, основанных на готовности обучающихся к творческому саморазвитию.
Творческая деятельность человека осуществляется через ряд функций: 1) собственно творческую (креативную), заключающуюся в генерации, поиске и анализе новых идей, как в своей профессиональной области, так и в любой деятельности человеческого сообщества; 2) организаторскую, обусловленную необходимостью принятия управленческих решений по формированию коллективов и мотивации микросоциума к дальнейшему продвижению выдвинутых идей в условиях психологического сопротивления изменениям; 3) педагогическую, определяемую и как постоянное творческое саморазвитие, и как организация педагогического сопровождения творческого и интеллектуального становления членов микросоциума; 4) ресурсную, связанную с необходимостью привлечения материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, их минимизации и оптимизации использования.
Решение задачи подготовки к творческой деятельности предполагает внесение существенных корректировок в структуру и используемые формы организации обучения в высшей школе, и прежде всего разрешение противоречия между тенденцией к технологизации образовательного процесса (в том числе и повсеместным внедрением балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний и тестирования как средства управления обучением) и необходимостью обеспечения творческого характера познавательной деятельности и индивидуализации образовательной траектории каждого обучающегося.
При разработке концептуальных подходов к созданию креативной образовательной среды, обеспечивающей непрерывное творческое саморазвитие, исходили из того, что «творчество в узком смысле слова начинается там, где перестает быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи» [4, с. 129]. Это обуславливает необходимость перехода обучающихся от стимульно-продуктивного к эвристическому и креативному уровням интеллектуальной активности. Изучение работ Д. Б. Богоявленской, в которых проанализированы основные подходы к развитию и исследованию креативности, позволило выделить наиболее существенные требования к организации процесса формирования творческих компетенций в условиях вуза: уменьшение внешней и внутренней оценочной стимуляции творчества при одновременном выполнении требований ФГОС по контролю качества обучения; отсутствие ограничений в познавательной деятельности в целом и перенос акцента на понимание и умения осуществлять деятельность при сохранении объема содержания обучения; непрерывность саморазвития.
В качестве моделей работы с одаренными обучающимися рассматриваются различные формы организации образовательной деятельности, например, распространенными формами работы со школьниками являются «центр дополнительного образования при вузе, научное общество учащихся, ассоциация инновационных школ, летние и зимние профильные лагеря для работы с ... одаренными детьми» [5, с. 50].
На основе анализа психолого-педагогической литературы и личного опыта работы в системе высшего образования пришли к выводу, что одним из существенных условий актуализации креативности являются самообладание и уверенность в себе, определяющие психологическую готовность специалиста к деятельности в современных социально-экономических условиях.
В качестве значимых для творческого саморазвития В. И. Андреев выделяет принцип творческой рефлексии, принцип периодической мобилизации и релаксации в процессе учебно-творческой деятельности. По его мнению, «эффективность творческой деятельности и саморазвития творческих способностей личности при прочих равных условиях тем выше, чем последовательнее достигается периодическая мобилизация творческих сил и способностей личности, их последующая релаксация, то есть снятие интеллектуальных и эмоциональных напряжений» [6, с. 151].
Исследование проблемы формирования творческих компетенций позволило предположить, что разнообразного вида тесты и творческие задания могут развивать креативность и готовить к социально значимой деятельности только в том случае, если они являются составной частью непрерывного творческого саморазвития обучающихся в рамках специально организованной образовательной среды, позволяющей сделать влияние факторов соревновательности и социального одобрения на процесс самоактуализации минимальным.
Наивысшей напряженностью мотивации в творческой деятельности в процессе профессионального становления обладают предметные олимпиады студентов, когда соревнование, увеличение количества наблюдателей, ответственность перед собой, учебным заведением приводят к полному или частичному торможению творческих процессов. Деятельность обучающихся в условиях олимпиад по степени напряжения социальных процессов наиболее приближена к профессиональной деятельности, поэтому проявление креативности именно в этих условиях (условиях перемотивации и возможного торможения творческого мышления) наиболее адекватно отражает творческий потенциал студента.
Роль различных предметных олимпиад и конкурсов по специальности достаточно подробно исследованы в ряде работ [2, 7-10], так, например, «предметная олимпиада по механике развивает в целом творческий потенциал студентов, конкурсы дополнительно развивают способность к проектированию, изобретательству, формируют стремление к представлению решения в законченном виде (инновационном продукте)» [10, с. 52].
Олимпиада (в вузе) прежде всего является соревнованием студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в высшем учебном заведении, а также в профессиональной подготовленности будущих специалистов. К недостаткам олимпиад можно отнести: торможение творческих процессов во время олимпиады из-за стрессовой ситуации; невозможность использования их как полноценного инструмента мониторинга креативности; преобладание мотивации достижения результата над мотивацией творчества; недостаточная массовость; противоречие между высоким уровнем актуализации творческих способностей обучающегося во время олимпиады и недостаточной эффективностью существующих форм организации обучения, направленных на сохранение и развитие проявленного уровня интеллектуальной активности в дальнейшем.
Предлагаемое олимпиадное движение является результатом развития существующих студенческих олимпиад в более эффективную форму организации обучения в вузе.
Олимпиадное движение рассматривается как комбинированная форма организации обучения в вузе, определяющая характер согласованной деятельности всех участников образовательного процесса в основных взаимосвязанных компонентах (олимпиадах, обеспечивающих инициацию интеллектуальной активности; занятиях в олимпиадной микрогруппе;
самообразовании в единой олимпиадной информационной сети; олимпиадах как модели деятельности в условиях неопределенности и конкурентной борьбы) и обеспечивающая появление нового свойства образовательной системы (которое не было присуще его составляющим) - более эффективное формирование творческих компетенций [2, 8]. Использованное устоявшееся в обыденной речи словосочетание «олимпиадное движение» кроме педагогического контекста имеет и социологический контекст, так как творческое развитие студентов переходит от элитарности к массовости через вовлечение в учебно-профессиональное творчество большего в процентном отношении числа обучающихся через предоставление им возможности определения характеристик траектории саморазвития в олим-пиадном движении.
Обучающийся в данном случае включается в олимпиадную деятельность - активное целенаправленное взаимодействие студента с системой образования, в котором он достигает поставленной цели формирования творческих компетенций, являющейся следствием актуализации потребности в обеспечении конкурентоспособности на рынке труда и потребности в творческой самореализации.
Основным показателем включенности олимпиадного движения в процесс подготовки к деятельности является наличие в структуре непрерывного образования компонентов, обеспечивающих сопровождение творческого саморазвития обучающихся. Для системы профессионального образования этим компонентом будет наличие в рамках самостоятельной работы по каждой дисциплине элемента вариативной части олимпиадного движения в виде модуля «Творческие задачи», ориентированного на самостоятельную работу обучающихся и использование интерактивных методов обучения. Данный модуль включает творческие задачи двух типов.
Первый тип задач - это задачи, отражающие профессиональный и социальный контексты будущей деятельности специалиста и предполагающие проявление творчества, применения полученных знаний в иной, непривычной для обучающихся постановке, когда требуется понимание «духа и буквы» законов окружающего мира, использование эвристических приемов решения, нахождение оптимальных решений.
Нами подготовлено методическое сопровождение творческого саморазвития в процессе изучения теоретической механики, в котором задачи первого типа подразделяются по уровням сложности: обычный, повышенный и высокий [11]:
1.1. Обычной сложности, преимущественно ориентированные на использование знаний из одного раздела механики, редко применяемые в типовых задачах законов (например, задачи на равновесие тела на плоскости под действием системы трех сил). Решение задач данного подраздела должно быть обязательным для всех обучающихся в рамках организации самостоятельной работы.
1.2. Повышенной сложности, предполагающие нестандартную комбинацию имеющихся знаний, использование эвристических приемов.
1.3. Высокого уровня трудности, требующие для решения знаний всех разделов механики и предполагающие оптимизацию выбора пути разрешения проблемной ситуации, кардинально новых приемов решения.
Второй тип задач для творческого саморазвития предполагает проявление творчества их самостоятельного составления на основе опыта учебно-профессиональной деятельности и полученных при решении других задач эвристических результатов; задачи, содержательно более «нестандартные», чем задачи первого типа. Эти задачи предполагают исследование процесса со специальными ограничениями и активизируют поиск новых теоретических знаний, в том числе в источниках, выходящих за перечень рекомендуемой литерату-
ры. Переход к задачам второго типа может происходить для некоторых обучающихся уже после изучения учебной дисциплины, например при освоении дисциплин профессионального цикла.
Психологическая готовность обучающихся к творческой деятельности в условиях неопределенности и конкурентной борьбы будет обеспечена качественным проведением олимпиад, выполняющих и роль инициатора творческого саморазвития, и функции модели деятельности человека в современной инновационной экономике.
Олимпиадное движение является одной из основных форм организации обучения в вузе, нацеленной на формирование творческих компетенций, но «становление и развитие творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации креативной личности является продуктивным периодом жизни человека при достижении им личностной, профессиональной и духовной acme (вершины) на протяжении всего акмеологического онтогенеза» [12, с. 10]. Поэтому последним компонентом олимпиадного движения будет самообразование в профессиональной среде, подразумевающее активное включение в научную (фундаментальные исследования) или научно-практическую профессиональную деятельность в вузе и предполагающее в том числе и возврат в олимпиадное движение, но уже в качестве составителя олимпиадных задач.
Использование в практике высшего образования разработанных подходов к организации творческого саморазвития позволяет формировать творческие компетенции у значительного количества студентов за счет возможности включения в олимпиадное движение на любом этапе и в том объеме, которые определяются творческими способностями и актуализированными потребностями обучающегося в процессе непрерывного образования.
Список литературы
1. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностью принципы в педагогике и педагогическая логика. М.: МАКС Пресс, 2010. 80 с.
2. Попов А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. 80 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 «Архитектура». Приказ Минобрнауки РФ N 546 от 20 мая 2010 г.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 320 с.
5. Сергеева Т. Ф., Пронина Н. А., Сечкарева Е. В. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. Ростов н/Д, 2011. 284 с.
6. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004. 468 с.
7. Попов А. И., Пучков Н. П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 212 с.
8. Попов А. И. От студенческих олимпиад - к олимпиадному движению // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 2012. № 2. С.13-16.
9. Попов А. И., Левченко Е. А. Олимпиадное движение по математике как способ совершенствования самостоятельной работы студентов младших курсов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 132-135.
10. Наумкин Н. И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности. Саранск, 2008. 172 с.
11. Попов А. И. Теоретическая механика. Сборник задач для творческого саморазвития личности студента: учебное пособие с грифом «Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию для направления подготовки 151000». Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 188 с.
12. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 40 с.
Попов А. И., кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела. ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет».
Ул. Советская, 106а, Тамбов, Россия, 392000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.12.2013.
A. I. Popov
CONTINUOUS CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE OLYMPIAD MOVEMENT
The article justifies the cluster of creative competences as an invariant component of the person's readiness for activity, describes the functions of creative activity, suggest the development of the Olympiad in the Olympiad movement as a form of organization of self-development of university students, gives recommendations on incorporation of Olympiad movement in independent work, shows the need for continuous self-education of students.
Key words: creative activity, the Olympiad movement, continuing education.
References
1. Borovskih A. V., Rozov N. H. Activity-related principles of pedagogy and pedagogical logic. Moscow: MAKS Press Publ., 2010. 80 p. (in Russian).
2. Popov A. I. Theoretical bases of formation of a cluster of professionally important creative competences in high school through Olympiad movement. Tambov, GOU VPO TGTU Publ., 2011. 80 p. (in Russian).
3. Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 270100 Architecture. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № 546 of May 20, 2010 (in Russian).
4. Bogoyavlenskaya D. B. Psychology of creativity. Moscow, 2002. 320 p. (in Russian).
5. Sergeeva T. F., Pronina N. A., Sechkareva E. V. The system works with gifted children: Theory and Practice. Rostov-on-Don, 2011. 284 p. (in Russian).
6. Andreev V. I. Competition science. Training course for creative self-development of competitiveness. Kazan, 2004. 468 p. (in Russian).
7. Popov A. I., Puchkov N. P. Methodological bases and practical aspects of Olympiad movement in various academic disciplines at the university. Tambov, GOU VPO TGTU Publ, 2010. 212 p. (in Russian).
8. Popov A. I. From student Olympiad - to Olympiad movement. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly), 2012, no. 2, pp.13-16 (in Russian).
9. Popov A. I., Levchenko E. A. Mathematics Olympiad movement as a way to improve autonomous work of junior students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1 (129), pp. 132-135 (in Russian).
10. Naumkin N. I. Methodical system of formation of technical college students' abilities for innovative engineering activity. Saransk, 2008. 172 p. (in Russian).
11. Popov A. I. Theoretical Mechanics. Collection of tasks for creative self-development of the student. Tambov, GOU VPO TGTU Publ, 2010. 188 p. (in Russian).
12. Vishnyakova N. F. Psychological basis for the development of creativity in professional acmeology: abstract of thesis doctor of psychol. sci., Moscow. 1996. 40 p. (in Russian).
Tambov State Technical University.
Ul. Sovetskaya, 106, Tambov, Russia, 392000. E-mail: [email protected]