Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов'

Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЕ ТВОРЧЕСТВО / SOCIALLY SIGNIFICANT CREATIVE WORK / ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CREATIVE COMPETENCE / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / OLYMPIAD MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Андрей Иванович

В работе обосновывается необходимость поиска новых эффективных педагогических инструментов и технологий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание молодежи в вузах, без которого невозможно формирование новой технической элиты. В качестве одного из возможных вариантов осуществления такого воспитания предлагается развитие массового олимпиадного движения студентов, активно вовлекающее их в общественно-полезное творчество. Если на ступенях общего и среднего профессионального образования олимпиадное движение давно приобрело четкие формы и имеет весьма конкретные, ясные цели, то в высшей школе и организация, и целевая заданность олимпиадных мероприятий пока далеки от идеала. Автор подчеркивает разницу между регулярными олимпиадными циклами, последовательно формирующими творческие компетенции учащихся, и организацией разрозненных, проводимых от случая к случаю конкурсов и соревнований, где стремление к достижению призового места очень часто превалирует над познавательной мотивацией. Чтобы олимпиады стали одной из ведущих форм подготовки будущих специалистов, нужны меры по органичному включению их в учебную, научную и воспитательную деятельность вузов, строгая регламентация их проведения и обязательное участие в них каждого высшего учреждения. Рассмотрены процесс и составляющие олимпиадного движения как одного из видов обучения в вузе; кратко описана специальная педагогическая технология организации такого движения, при проектировании которой использовались компетентностный и деятельностный методологические подходы. Показано, что в данной и подобных технологиях должны быть тщательно сбалансированы совместная познавательная деятельность и эффект соперничества в учебном процессе. Материалы публикации могут быть использованы для совершенствования воспитательного процесса и творческой подготовки студентов в технических вузах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Education in the Context of Students’ Olympiad Movement

The paper is devoted to the issue of moral education of the technical higher school students, as well as the new pedagogical instruments and technologies of fostering the new technical elite. The author considers a widespread development of students’ Olympiad movement as an effective way of their involvement in creative community service. Unlike the secondary and high school Olympiad movement, its development at the higher school level is far from perfect. The author emphasizes the difference between the regular Olympiad cycles, aimed at developing students’ creative competences, and sporadic contests, devoid of cognitive motivation; hence he advocates the firm regulations on the Olympiad procedures and obligatory participation of higher schools in the above movement. The paper considers the Olympiad process and components as a new form of the higher school training, and briefly describes a specific organizational technique based on the competence and activity approaches. Additionally, the author points out a need for balancing the collective cognitive activity and competitiveness in educational process. The research findings can be used for educational process elaboration and students’ creativity training in the technical higher school.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов»

Образование и наука. 2014. № 3 (112)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.02

А. И. Попов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В работе обосновывается необходимость поиска новых эффективных педагогических инструментов и технологий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание молодежи в вузах, без которого невозможно формирование новой технической элиты. В качестве одного из возможных вариантов осуществления такого воспитания предлагается развитие массового олимпиадного движения студентов, активно вовлекающее их в общественно-полезное творчество.

Если на ступенях общего и среднего профессионального образования олимпиадное движение давно приобрело четкие формы и имеет весьма конкретные, ясные цели, то в высшей школе и организация, и целевая за-данность олимпиадных мероприятий пока далеки от идеала. Автор подчеркивает разницу между регулярными олимпиадными циклами, последовательно формирующими творческие компетенции учащихся, и организацией разрозненных, проводимых от случая к случаю конкурсов и соревнований, где стремление к достижению призового места очень часто превалирует над познавательной мотивацией. Чтобы олимпиады стали одной из ведущих форм подготовки будущих специалистов, нужны меры по органичному включению их в учебную, научную и воспитательную деятельность вузов, строгая регламентация их проведения и обязательное участие в них каждого высшего учреждения.

Рассмотрены процесс и составляющие олимпиадного движения как одного из видов обучения в вузе; кратко описана специальная педагогическая технология организации такого движения, при проектировании которой использовались компетентностный и деятельностный методологические подходы. Показано, что в данной и подобных технологиях долж-

ны быть тщательно сбалансированы совместная познавательная деятельность и эффект соперничества в учебном процессе.

Материалы публикации могут быть использованы для совершенствования воспитательного процесса и творческой подготовки студентов в технических вузах страны.

Ключевые слова: духовность, общественно полезное творчество, творческие компетенции, олимпиадное движение.

Abstract. The paper is devoted to the issue of moral education of the technical higher school students, as well as the new pedagogical instruments and technologies of fostering the new technical elite. The author considers a widespread development of students' Olympiad movement as an effective way of their involvement in creative community service.

Unlike the secondary and high school Olympiad movement, its development at the higher school level is far from perfect. The author emphasizes the difference between the regular Olympiad cycles, aimed at developing students' creative competences, and sporadic contests, devoid of cognitive motivation; hence he advocates the firm regulations on the Olympiad procedures and obligatory participation of higher schools in the above movement.

The paper considers the Olympiad process and components as a new form of the higher school training, and briefly describes a specific organizational technique based on the competence and activity approaches. Additionally, the author points out a need for balancing the collective cognitive activity and competitiveness in educational process.

The research findings can be used for educational process elaboration and students' creativity training in the technical higher school.

Keywords: spirituality, socially significant creative work, creative competence, Olympiad movement.

Успешность развития страны, обусловленная оперативным и эффективным внедрением последних научных достижений, во многом детерминируется наличием активной жизненной позиции технической элиты, обеспечивающей переход от единичных прорывных технических новаций к широкому их распространению и массовому освоению. Сообщество работодателей считает, что помимо знаний, умений и навыков современный специалист должен обладать высоким уровнем развития критического и рефлек-

сивного мышления, способностью творчески подходить к решению нестандартных задач [5, с. 9].

Подготовка технической элиты неразрывно связана с созданием не только интеллектуального, но и духовного базиса российского общества, опираясь на который граждане, вне зависимости от их религиозных взглядов и политических убеждений, смогли бы объединиться и плодотворно использовать все позитивные национальные традиции. В качестве наднациональной идеи может выступать совместное познание окружающей действительности и ее творческое преобразование на благо всего населения страны. Такое сплочение российского народа требует от системы высшего профессионального образования (ВПО) не просто формирования у обучающихся кластера творческих компетенций, но и воспитания у них готовности применять свои креативные способности не исключительно на решение сугубо личных задач, а еще и на пользу общества, поддержку и развитие экономики государства, региона или отдельно взятого социума. Выработать духовно-нравственные ценности и принципы, понять смысл собственного существования и свою социальную значимость как специалистов студенты имеют возможность лишь тогда, когда они в период обучения в вузе погружены в живую творческую учебно-профессиональную среду.

В Федеральных государственных образовательных стандартах ВПО креативность и творческое отношение к приобретаемой специальности закреплены в перечне формируемых общекультурных компетенций и указаны как основные результаты обучения. Однако в большинстве учебных планов высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в области техники и наукоемких технологий, отсутствует инвариантная дисциплина, обеспечивающая получение знаний о творческом процессе, его этапах, методах организации, способах стимулирования творческой активности. Кроме того, практически нет и таких дисциплин, которые были бы нацелены на постоянное самосовершенствование студентов и в рамках которых на тщательно подобранном содержательном материале развивались бы их духовно-нравственные

качества, готовность к служению обществу и ответственность за его будущее, навыки совместного творчества и командной работы, умения принимать решения в условиях ограничений и неопределенности.

По нашему мнению, одним из перспективных вариантов формирования духовно-нравственной творческой личности сможет стать олимпиадное движение студентов, сочетающее в себе как учеб -ную деятельность, способствующую раскрытию их креативного потенциала, так и воспитание, стимулирующее самосовершенствование, побуждающее к преобразованию окружающей действительности для всеобщего благополучия, прививающее культуру индивидуальной и коллективной работы.

История студенческих вузовских олимпиад насчитывает более пятидесяти лет. Но если на ступенях общего и среднего профессионального образования олимпиадное движение давно приобрело четкие организационные формы и имеет весьма конкретные, ясные цели, то в высшей школе и организация, и целевая за-данность этого вида мероприятий пока далеки от идеала. Чтобы олимпиады стали одной из ведущих форм обучения, необходимы строгая регламентация их проведения и обязательное участие каждого высшего учреждения в олимпиадном цикле.

На интенсификацию творческой подготовки талантливой молодежи посредством олимпиад в последние годы в системе ВПО были направлены некоторые официально зафиксированные меры. Однако анализ документов, призванных служить руководством для организаторов олимпиад, и непосредственной реализации заключенных в распорядительных текстах императивов выявил существенные недостатки, особенно на заключительном этапе Всероссийской олимпиады студентов прошлого года.

В 2013 г. планировалось проведение 95 олимпиадных мероприятий (из которых 38 состоялись в высших учебных заведениях Сибири и Дальнего Востока). Среди них 55 были рассчитаны на участие студентов лишь одной - двух специальностей либо одного - двух направлений подготовки, т. е. мероприятия заранее были

заявлены как узкоспециализированные. Таким образом, получилось, что большинство обучающихся так и не были охвачены какими-либо олимпиадными конкурсами.

Из всех предполагаемых в предшествующем учебном году мероприятий только два пришлись на осенний семестр, что демонстрирует совершенное игнорирование специфики организации образовательного процесса и последовательность освоения студентами многих основных дисциплин.

Например, олимпиада по теоретической механике, которая традиционно всегда проходила в октябре - ноябре, почему-то была перенесена на май, когда студенты 1-го курса еще не закончили изучение данной дисциплины, а 2-й курс уже давно были занят другими проблемами, связанными с овладением содержания очередных предметов. Неразумное смещение сроков заметно снизило образовательный эффект олимпиады.

Еще более нелогичным выглядит проведение в мае, в конце курса обучения, конкурсов по специальности или направлению подготовки. В этот период большинство студентов практически полностью поглощены дипломными проектами или выпускными квалификационными работами. Оптимальным же временем для проведения подобных конкурсов является завершающая стадия освоения теоретического блока профессиональной подготовки, что совпадает с концом осеннего семестра или приходится на февраль - март.

Существенно тормозит развитие олимпиадной формы обучения отсутствие целевого финансирования, а также необязательность участия студентов в заключительных этапах олимпиад. Окончательное решение этих вопросов оставлено на усмотрение руководителей образовательного учреждения.

Однако главной проблемой является то, что большинство представителей администрации вузов и управляющих инстанций ВПО по-прежнему считают смысловой доминантой проведения олимпиад соревновательность, но отнюдь не обеспечение какой-либо системной, длительной творческой подготовки.

Следует пояснить, что олимпиадное движение и организация разовых, от случая к случаю, олимпиад далеко не тождественные формы обучения [2]. Основной недостаток последних состоит в том, что высокая интеллектуальная активность обучающегося проявляется только во время непосредственного проведения соревнований и конкурсов, причем краткосрочный ажиотаж приводит к тому, что стремление к достижению призового места начинает превалировать над познавательной мотивацией. Данное обстоятельство не позволяет рассматривать отдельные, разрозненные олимпиады как эффектив -ное средство становления духовного творчества.

Чтобы олимпиады действительно стали инструментом, с помощью которого раскрываются духовно-интеллектуальные личностные качества студентов, причем не эпизодически, а в течение всего процесса обучения в вузе, спонтанные, мало связанные между собой мероприятия следует структурировать и преобразовать в олимпиадное движение.

Такое движение должно включать ряд взаимосвязанных компонентов, последовательно формирующих творческие компетенции технической элиты:

• первичные олимпиады, инициирующие творческое развитие;

• занятия в олимпиадной микрогруппе, позволяющие приобрести навыки коллективной творческой деятельности, снять стресс от соревнования и свести к минимуму социально-пассивные настроения значительной части обучающихся;

• саморазвитие в единой информационной олимпиадной среде, предоставляющей возможность получать необходимые сведения и знания о творческом процессе, обеспечивающей контакты с преподавателями и студентами других вузов, позволяющей обучающемуся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

• олимпиады и конкурсы по специальности, формирующие умения действовать в ситуациях неопределенности и условиях конкурентной борьбы;

• творческое взаимодействие с остальными студентами учебного учреждения, не участвующими активно в олимпиадном движении;

• переход к научной или научно-практической профессиональной деятельности (фундаментальным или прикладным исследованиям);

• возможное изменение статуса участников олимпиад на статус составителей олимпиадных заданий и задач.

Отраслевой практический и научный контекст олимпиадных заданий позволяет студентам более глубоко вникнуть в содержание изучаемых дисциплин, понять роль каждой из них в обеспечении конкурентоспособности выпускника в профессиональном сообществе и на рынке труда.

Олимпиадное движение помогает сформироваться необходимым профессиональным компетенциям на деятельностном (над-предметном) и рефлексивном уровнях. При постановке профессиональных нестандартных задач, выборе их решения и его осуществлении студенты учатся

• грамотно актуализировать изученный учебный материал;

• комбинировать знания из разных разделов дисциплины или даже из различных учебных курсов;

• критически оценивать свои достоинства и недостатки и исходя из этого проектировать дальнейшее саморазвитие [1, 3].

Данный опыт является обязательным условием, определяющим степень подготовленности будущих специалистов к инновационной деятельности на производстве.

Кроме того, олимпиадные формы организации обучения, в случае если они становятся массовыми, способствуют успешной социали -зации: включаясь в олимпиадное движение, студенты в своем разви -тии проходят путь от единичных индивидуальных проявлений креативности до коллективного слаженного непрерывного учебно-профессионального творчества, в процессе которого каждый участник, внося посильный вклад в общее дело, тем не менее волен определять характер и направление личной траектории саморазвития.

Решение принять участие в олимпиаде служит первичным импульсом к творческому профессиональному становлению студента, который потом дает ему шанс проявить свои качества и во

время, и вне соревнований. В дальнейшем на развивающей стадии олимпиадного движения, работая индивидуально, студент учится правильно выбирать цель своей деятельности, оценивать ее последствия для себя и окружающих, приобретает навыки оптимального распределения временнъ/х ресурсов, психологических и физических сил, умения борьбы со стрессом и усталостью. Затем, в ходе коллективных конкурсов, рефлексируя, он привыкает оценивать себя со стороны, взвешивать свои реальные возможности, оттачивает организационно-управленческие и лидерские качества. Постепенно у студента формируется понимание важности инновационной деятельности как определенной гарантии собственной конкурентоспособности, процветания корпорации, в которой он собирается трудиться, и страны в целом. Все сказанное свидетельствует о том, что олимпиадное движение является перспективной формой воспитания ответственной, высоконравственной, сильной личности, готовой на основе творческого применения приобретенных знаний, умений и навыков к позитивным преобразованиям существующих реалий.

Однако достижение таких целей, как воспитание духовно-нравственной личности, подготовка выпускников с высоким уров -нем креативности, обладающих творческими компетенциями, требует использования в олимпиадном движении специальных педагогических технологий, в которых должны быть тщательно сбалансиро -ваны совместная познавательная деятельность (обучение в команде, олимпиадной микрогруппе и научном объединении) и эффект соперничества в учебном процессе. При выдвижении на первое место «обучения в команде» у обучающихся притупляются качества, необходимые для конкуренции на рынке труда. А при преобладании обучения, акцентирующего соревновательность, с одной стороны, не формируются навыки работы в коллективе единомышленников (причем это касается как потенциальных исполнителей, так и будущих руководителей), с другой стороны, снижается интерес к познавательной деятельности (в частности из-за того, что обучающийся постоянно находится в психологическом напряжении).

Удачный опыт по созданию и реализации технологии осуществления олимпиадного цикла по теоретической механике есть в Тамбовском государственном техническом университете. Ключевые положения технологии были эффективно использованы базовыми вузами России (таким, как Южно-Российский государственный технический университет) и СНГ (например, Белорусским государственным университетом транспорта).

Технология организации олимпиадного движения в технических вузах предусматривает несколько этапов. На первом из них с учетом специфики конкретной профессиональной области производится подготовка пакета

• необходимых документов, регулирующих очередность и процедуры проведения мероприятий и интегрирующих их в учебный, научный и воспитательный процессы учебного учреждения;

• методических материалов в виде олимпиадных задач;

• перечней показателей и критериев, по которым будет оцениваться деятельность студентов, включившихся в олимпиадное движение.

Второй этап - создание креативной олимпиадной среды:

• меры по поддержке благоприятной для творчества атмосферы сотрудничества;

• привлечение к подбору методического обеспечения, составлению олимпиадных заданий, их экспертизе, арбитражу на конкурсах и соревнованиях высококвалифицированных специалистов;

• организация творческих олимпиадных микрогрупп;

• формирование и поддержка единой олимпиадной информационной сети и др.

Такая среда должна обеспечивать возможность приобщения каждого студента к творческому процессу как на развивающей, так и на состязательной стадиях олимпиадного цикла, в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией и познавательными потребностями учащегося.

Следующий этап - оптимизация механизмов педагогического сопровождения обучающихся на протяжении всего олимпиадного

цикла. Цель психолого-педагогического управления образовательным процессом состоит в том, чтобы способствовать максимальному усилению позитивных факторов развития внутреннего творческого потенциала студентов и нейтрализовать негативные проявления сорев -новательной деятельности, в частности не допускать психологических деформаций личности в стрессовых состязательных ситуациях.

На заключительном этапе осуществляется коррекция увязки олимпиадных мероприятий с другими формами обучения, ревизия комплектации ресурсного обеспечения, детальное планирование соревновательной стадии олимпиадного цикла, которая должна прежде всего стимулировать развитие самоуправления и дальнейшего творческого саморазвития.

В ходе перечисленных этапов формируется линейно-функциональная структура управления олимпиадным движением в образовательном учреждении. Данная структура представлена следующим образом:

• уровень стратегического руководства (ректор, проректоры по учебно-методической, научной и воспитательной работе), на котором вырабатываются общие подходы к органичному включению олимпиадного движения в учебную, научную и воспитательную деятельность;

• уровень общего руководства (руководитель Центра студен -ческого олимпиадного движения, деканы и директора институтов), призванный способствовать созданию условий (олимпиадной креативной образовательной среды) для творческого саморазвития студентов, организовывать олимпиадные конкурсы и соревнования, осуществлять контроль и производить оценку результатов олимпиадного движения, корректировать его составляющие по мере необходимости;

• уровень методического руководства (заместители заведующих кафедрами по олимпиадному движению, преподаватели, руководящие олимпиадными микрогруппами), где осуществляется подготовка и апробация олимпиадных творческих задач и заданий как основного инструмента воспитывающего обучения.

Остановимся еще на одном важном, с нашей точки зрения, преимуществе олимпиадного движения, дополняющем список до -казательств целесообразности его развития и поддержки. Многие провинциальные вузы стали сейчас полиобразовательными региональными учреждениями: в них готовят специалистов самых разнообразных специальностей и по различным направлениям. Вместе с тем студенческий контингент здесь составляют молодые люди, являющиеся, как правило, уроженцами близлежащих населенных пунктов, а большая часть преподавателей - выпускники этого же учебного заведения. Получается, что процесс формирования технической элиты происходит в некоем «закрытом» пространстве. Ограниченный рамками устоявшихся традиций и отношений, образовательный процесс сводит на нет осведомленность обучающихся об аспектах и векторах развития получаемых специальностей в других вузах, культурных особенностях и взглядах коллег из иных регионов страны. Таким образом, увеличивается профессиональная и культурная разобщенность студенчества.

Спортивные и культурно-массовые мероприятия межрегионального и всероссийского уровня не спасают положения, так как они не преследуют цели сформировать профессиональное молодежное сообщество, а выполняют довольно общие консолидирующие задачи. Научные конференции, наоборот, имеют слишком узкую направленность и дифференцируют будущую техническую элиту. К тому же, как правило, участвуют в них учащиеся последних курсов, которые озабочены предстоящим трудоустройством, но никак не налаживанием научно-исследовательских межвузовских связей и активизацией академической мобильности студентов, которая, к слову сказать, сегодня многими трактуется прежде всего как возможность продолжить обучение за границей.

Олимпиадное движение, если оно будет и хорошо отлажен -ным, и развернутым, и масштабным, в смысле вовлечения в него большого в процентном отношении числа обучающихся, может стать эффективным средством формирования единого общенационального молодежного научного сообщества.

Широкое внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий позволяет вовлекать в совместную познавательную деятельность в рамках олимпиадного движения огромное количество обучающихся и делает процесс творческого осмысления проблемных зон экономики и производства приближенным к реальному научному исследованию. Однако это не означает, что нужно полностью отказаться от очных олимпиадных мероприятий, роль которых в формировании духовно-нравственной составляющей творческой личности очень велика.

Во-первых, во время проведения очных зональных и всероссийских олимпиад одновременно осуществляются как научное общение студентов, так и их культурный взаимообмен, позволяющий его участникам получить из первых рук подробную информацию о методах, формах и тенденциях профессиональной подготовки, имеющихся в различных вузах; узнать о жизни сверстников, их интересах, точках зрения, системе культурных ценностей и национальных традициях, существующих на обширной территории страны. То есть на фоне интеллектуального профессионального соревнования, в котором тесно переплетаются познание в сотрудничестве и познание в соперничестве, формируется среда культурного взаимодействия.

Во-вторых, установившиеся на очных олимпиадах связи впоследствии, во время дистанционного опосредованного общения, помогают его участникам за счет высокого уровня духовного единения сделать виртуальное пространство более живым и динамичным, легче понимать друг друга, находить консенсус, а следовательно, более четко и оперативно решать научные и производственные задачи, проблемы, спорные вопросы.

Итак, массовое вовлечение в олимпиадную учебно-творческую деятельность учащихся младших курсов высших учебных заведений, а затем плавный их переход к профессиональной созидательной деятельности могут обеспечить обучение и воспитание квалифицированных, ответственных, высоконравственных специалистов, способных направить народное хозяйство страны по инновационному пути. Продуктивное общение на научно-образователь-

ной почве, обсуждение возможных направлений исследований и профессиональных творческих задач в коллективе единомышленников позволяют каждому участнику студенческого олимпиадного движения почувствовать себя частью технической элиты российского народа, отвечающей за прорывные инновации во всех сферах экономики и производства.

Проанализировав современное состояние вузовского олимпи-адного движения, мы выделили ряд, на наш взгляд, ключевых корректирующих мер, реализация которых поможет сделать творческую подготовку и духовно-нравственное воспитание студентов более интенсивными.

1. Прежде всего, необходимы нормативные документы, регламентирующие изменения в структуре учебного процесса и закрепляющие за олимпиадным движением студентов статус равноправной формы организации обучения наряду с лекциями, семинарами и т. п. Подготовку к олимпиадным мероприятиям и участие в них следует рассматривать как самостоятельную работу, со -держание которой должно быть гибким и дифференцироваться в зависимости от способностей и актуализирующихся потребностей учащихся. В вузах должна активно создаваться и поддерживаться креативная образовательная среда, обеспечивающая творческое саморазвитие обучающихся [3].

2. Требуется материальное стимулирование преподавателей-новаторов путем включения в их нагрузку работ по методическому сопровождению олимпиадного движения.

3. Проведение Всероссийской олимпиады студентов должно стать системным, причем ее внутривузовский тур нужно рассматривать в первую очередь как исходную точку повышения интеллектуальной активности обучающихся.

Для укоренения в сознании каждого представителя молодого поколения понимания того, что общественно полезное совместное созидательное творчество позволит преодолеть накопившиеся в последние десятилетия негативные социальные и экономические явления и послужит средством объединения многонационального го-

сударства, надо пересмотреть всю систему воспитывающего обучения в стране. Олимпиадное движение студентов - один из эффективных и достаточно доступных способов воспитания и активизации творческого познания окружающего мира, поиска путей его преображения на благо человека. Мы убеждены, что такая форма организации обучения целесообразна и весьма полезна для претворения в жизнь экономической и образовательной политики государства, нацеленной на инновационное развитие.

Литература

1. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. Москва: МАКС Пресс, 2010. 80 с.

2. Попов А. И. От студенческих олимпиад - к олимпиадному движению // Alma mater. Вестник высшей школы. 2012. № 2. С. 13-16.

3. Попов А. И., Пучков Н. П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. Тамбов: ТГТУ, 2010. 212 с.

4. Теплякова О. А. Социальный заказ на воспитание духовно-нравственной личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 18-20.

5. Федорова М. А., Завьялов А. М. Мировой социально-экономический контекст научного образования / / Alma mater. Вестник высшей школы. 2013. № 4. С. 7-10.

References

1. Borovskih A. V., Rozov N. H. Activity principles in pedagogy and pedagogical logic. Moscow: MAKS Press. [MAKS Press]. 2010. 80 p. (In Russian)

2. Popov A. I. From student olympiad - to Olympiad movement. Alma-mater. Vestnik vysshej shkoly. [«Alma mater». Journal of Higher Education]. 2012. № 2. Р. 13-16. (In Russian)

3. Popov A. I., Puchkov N. P. Methodological principles and practical aspects of organization Olympiad movement on subject in high

school: monograph. Tambov: TGTU. [Publishing house TSTU]. 2010. 212 p. (In Russian)

4. Teplyakova O. A. Social order for education of spiritually-moral personality. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovation projects and programs in education]. 2013. № 6. Р. 18-20 (In Russian)

5. Fedorova M. A., Zavyalov A. M. The global socio-economic context of science education. Alma-mater. Vestnik vysshej shkoly. [«Alma mater». Journal of Higher Education]. 2013. № 4. Р. 7-10. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.