Научная статья на тему 'К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников'

К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНАЯ ОЛИМ-ПИАДНАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНОСТЬ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CREATIVE OLYMPIAD ENVIRONMENT / CREATIVE COMPETENCE / CREATIVITY / INNOVATIVE ECONOMY / OLYMPIAD MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучков Н. П., Попов А. И.

Рассмотрены теоретические и методические аспекты проектирования образовательной среды в вузе, нацеленной на развитие креативности личности и формирование творческих компетенций через участие студентов в олимпиадном движении, разработана структура управления олимпиадным движением в вузе, показаны возможности олимпиадного движения на этапе профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Designing of University Education Environment Oriented at Development of Graduates' Creative Competence

The paper studies theoretical and methodological aspects of designing of the university education environment, which is aimed at the development of personality's creativity and creative competence through students' participation in Olympiad movement in the University; the opportunities of Olympiad movement at the stage of professional self-determination are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников»

Инженерная педагогика

ББК Ч481

К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ

Н.П. Пучков1, А.И. Попов2

Кафедры: «Высшая математика» (1),

«Техника и технологии машиностроительных производств» (2),

ГОУ ВПО «ТГТУ»

Ключевые слова и фразы: инновационная экономика; креативная олим-пиадная среда; креативность; олимпиадное движение; творческие компетенции.

Аннотация: Рассмотрены теоретические и методические аспекты проектирования образовательной среды в вузе, нацеленной на развитие креативности личности и формирование творческих компетенций через участие студентов в олимпиадном движении, разработана структура управления олимпиадным движением в вузе, показаны возможности олимпиадного движения на этапе профессионального самоопределения.

1. Формирование творческих компетенций выпускника вуза как необходимое условие инновационной экономики

Процесс формирования в России инновационной экономики требует особого внимания к проблеме обеспечения качества высшего профессионального образования, что предопределяет его ориентированность на личность как основную ценность и нацеленность на обеспечение максимально благоприятных условий для саморазвития этой личности и формирования академических, социально-личностных, профессиональных компетенций специалиста и, в первую очередь, творческих компетенций на базе его инновационной готовности, имеющей в качестве составляющих когнитивную и психологическую готовности. Когнитивная готовность к инновациям понимается как наличие у обучающегося интеллектуального ресурса, креативности и творческого мышления, толерантности к неопределенности, готовности изменять схемы своего мышления и принимать новые идеи. Психологическая готовность к инновационной деятельности включает основанную на интересах, склонностях, мотивации, самосознании и самооценке, чертах темперамента и характера готовность к приобретению и использованию профессиональных знаний, умений и навыков, а значит и высокому уровню освоения профессиональных компетенций.

На основе анализа различных подходов к компетенциям мы пришли к выводу, что цель деятельности вуза по подготовке специалистов для инновационной экономики достигается:

- подготовкой индивидуума к наиболее эффективной деятельности с позиций общества (в том числе инновационной готовности);

- формированием профессиональных компетенций (и в первую очередь творческих) для обеспечения конкурентоспособности индивидуума на рынке труда;

- реализацией личных устремлений индивидуума (в том числе стремления к личному и совместному творчеству).

Основными факторами, определяющими степень овладения творческими компетенциями как базовыми для конкурентоспособного выпускника вуза, по нашему мнению, являются: инициатива и творчество; нацеленность на саморазвитие; готовность к командной деятельности как в роли участника команды, так и ее лидера; самоорганизация своей деятельности; мобильность подготовки, обеспечивающая профессиональную адаптацию с учетом динамики социально-экономических преобразований в народно-хозяйственной сфере; коммуникабельность в познавательной деятельности и готовность к конструктивному восприятию альтернативных подходов к решению проблем; умение прогнозировать и анализировать процессы развития производства; способность планировать и организовывать воспитательный процесс среди подчиненных; стремление к самостоятельности и ответственности за принятые решения; и, прежде всего, креативный уровень интеллектуальной активности.

Решение задачи подготовки специалистов для инновационной экономики, обладающих высоким уровнем освоения творческих компетенций и вышедших на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности в профессиональной деятельности, затруднено тем, что существуют противоречия между потребностью общества в кадрах, обладающих высоким уровнем освоения творческих компетенций, и сложившейся практикой профессиональной подготовки, характеризующейся тем, что в вузах доминирует репродуктивный характер образовательного процесса и существует не полная востребованность интеллектуального и творческого потенциала студента (особенно в научно-производственной сфере); между ориентацией системы образования на единые государственные образовательные стандарты и неудовлетворенной потребностью творческой личности в самореализации в условиях высшей школы.

Следует сказать, что проблема развития творческой личности относится на сегодняшний день к числу наиболее актуальных в педагогической психологии. В психолого-педагогических исследованиях Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, Н.В. Кузьминой, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Н.Ф. Вишняковой, Т. А. Барышевой и др. выявлены сущность и виды творческих одаренностей личности, и предложены механизмы их развития. Большая часть результатов этих исследований используется при создании инновационного образования в аспекте развития творческих способностей на этапе среднего образования, что оказалось недостаточным для их полного переноса на деятельность вуза.

На основе изучения психолого-педагогической литературы, анализа опыта педагогической деятельности в системе непрерывного образования мы пришли к выводу, что выявленные противоречия могут быть разрешены с высокой долей эффективности разработкой и реализацией особого вида образовательной среды, которая приблизит социальный смысл и цели обучения в системе высшего профессионального образования к индивидуальным возможностям объектов и субъектов обучения, обладающих необходимыми способностями для овладения на высоком уровне творческими компетенциями.

Оценить степень овладения творческими компетенциями для отдельного индивидуума в такого рода среде с позиции удовлетворенности инновационной экономики подготовленными кадрами можно по наиболее значимым характеристикам, таким как уровень интеллектуальной активности выпускника вуза, коммуникабельность (готовность к эффективной работе в коллективе), лидерские качества,

уровень инновационной готовности, период профессиональной адаптации в трудовом коллективе. Целью нашего исследования являлось выявление условий достижения креативного уровня зрелости специалиста, когда конструктивная направленность развития реализуется через созидательность и новаторство, креативный опыт, творческий поиск и творческую индивидуальность, что обеспечивает готовность к инновационной деятельности через формирование творческих компетенций.

2. Креативность как основа формирования творческих компетенций специалиста

В своем исследовании по определению педагогических подходов к организации образовательной среды для формирования творческих компетенций мы исходим из двух положений, сформулированных Н.Ф. Вишняковой, а именно «...развитие креативности способствует становлению творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации личности и достижению им личностной, профессиональной и духовной вершин» и «.при высоком уровне самоактуализации креативной личности творческая зрелость специалиста является более устойчивой, продуктивной и продолжительной в жизненной реальности», поэтому креативность в разрабатываемом нами подходе к организации образовательного процесса рассматривается как базовая характеристика специалиста, обладающего творческими компетенциями [1].

При исследовании процесса формирования творческих компетенций мы принимаем, что «креативность - творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные ее стороны, продукты деятельности и процесс их создания» [2], креативность и интеллект рассматриваются как общие способности: интеллект - как общая способность решать задачи на основе имеющихся знаний, креативность - как общая способность к творчеству [3]. При этом нам близка позиция Д.Б. Богоявленской, которая рассматривает креативность не только как способность использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе, но и привносит в указанное понятие еще одно значение - инициативность, предполагающее готовность самостоятельно ставить проблемы, заниматься углубленным анализом на основе решения всего лишь одной задачи без воздействия внешнего стимула [4].

Развитие креативности определяется индивидуальной спецификой потребностей, психофизиологической особенностью задатков, прикладной направленностью способностей и социально-личностной стимуляцией, поэтому существует необходимость оптимизации общественных условий, детерминирующих поведение личности, и социально-педагогических механизмов формирования творческих компетенций, важнейшим из которых, на наш взгляд, является ближайшее социальное окружение человека (микросреда), где в процессе целенаправленного воспитания и совместной творческо-познавательной деятельности происходит действенная выработка программ творческого поведения обучающегося, формирующих его как креативную личность и элитного специалиста. Поэтому, по нашему мнению, на развитие в вузе креативности и динамику личностной, профессиональной и духовной зрелости влияют, прежде всего, педагогические факторы (широкая мотивирующая креативная образовательная среда, индивидуально направленная система обучения), с которыми тесно взаимодействуют социальные (общественное признание инновационной деятельности в макросоциуме (общест-

ве), социальные тенденции мезосоциума (учебного и трудового коллектива)) и психологические (уровень интеллектуальной активности, лидерские качества, готовность к совместной творческой деятельности, адекватная самооценка, самоорганизация творческой деятельности). Кроме того, мы считаем необходимым выполнение следующих психолого-педагогических условий:

- наличие методологии творческого саморазвития, направленного на максимальное развитие способностей обучающегося с учетом неповторимого характера его личности и выход на креативный уровень интеллектуальной активности;

- наличие системы выявления креативных личностей и стимулирования формирования их творческих компетенций;

- актуализация личностной заинтересованности в получении конкурентоспособного образования;

- использование сотрудничества в сочетании с внутригрупповой и межгруп-повой конкуренцией студентов в познавательной деятельности.

Развитие креативности личности студентов и формирование их творческих компетенций мы рассматриваем как их целенаправленное развитие с учетом неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение профессионального роста и выхода на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности через построение такой образовательной среды, в условиях которой максимально используются и развиваются их природные способности, и, прежде всего, интеллектуальные и креативные. В основе решения этой задачи лежит, на наш взгляд, личностный подход, позволяющий построить специальную образовательную среду.

3. Креативная олимпиадная среда как средство реализации личностного подхода при развитии креативности

С целью создания образовательной среды вуза, ориентированной на развитие креативности и формирование творческих компетенций, нами было проведено педагогическое проектирование, основанное на личностном подходе и личностноориентированном образовании с учетом современных идей творческого саморазвития личности.

В качестве основных требований, предъявляемых к проектируемой образовательной среде, нами выделены следующие:

- личная ориентированность - направленность на личность как на цель и высшую ценность образования, признание уникальности и неповторимости каждой личности;

- наличие профессионального и социального контекстов профессиональной деятельности специалиста в образовательном процессе;

- вариативность по отношению к индивидуальным особенностям и потребностям обучающегося;

- гибкость, своевременное адекватное реагирование на изменение профессиональной и педагогической ситуации;

- нацеленность на создание и использование нетрадиционных для высшего профессионального образования условий для самореализации в профессиональной сфере одаренных студентов;

- базирование на адекватных педагогических технологиях на основе современной дидактики развития творческой личности;

- культурологическая направленность (опора на эмоциональную сферу);

- открытость.

При проектировании образовательной среды на основе личностного подхода нами использованы принципы:

- опосредованности деятельности (нацеливание обучающихся на сознательное использование предметно-специфических и общенаучных методологических знаний);

- субъектности в обучении (организация познавательного действия в зоне ближайшего развития, когда помимо усвоения предметного знания обучающийся усваивает также возможные программы и стратегии познавательной деятельности и обеспечивает рефлексивность деятельности, результатом которой является установление причин затруднений в реализации основной деятельности и принятие решения о путях их преодоления);

- методологические (научной обоснованности, системности, согласованности);

- организационные (персонифицированности, учета личностного целепола-гания обучающихся, индивидуализация образовательной траектории, партнерства, содружества);

- использование синергетического эффекта совместной творческой деятельности;

- воспитывающего образования (основа обучения - не знания как таковые, а высокая мобильность, ответственность, активность);

- разноуровневости (организация образовательного процесса на разных стадиях профессионального становления);

- содержательные (доминирования автодидактики; использование в качестве педагогического инструмента профессионально-ориентированных проблемных ситуаций).

Результатами проведенного таким образом педагогического проектирования на основе рассмотренных принципов являются: создание регулярной основы функционирования образовательной среды по развитию креативности обучающихся и формированию их творческих компетенций; ценностное и информационное обеспечение протекающего в этой среде образовательного процесса; планирование качества образования и его взаимосвязь со становлением и саморазвитием личности.

Наиболее эффективно достигнутые педагогические результаты реализуются в предложенной нами разновидности креативной образовательной среды - креативной олимпиадной среде [5, 6], понимаемой нами как многомерная индивидуализированная самоорганизующаяся целостность, обладающая поливариантностью, потенциальной неисчерпаемостью, предназначенная для создания условий, благоприятствующих как развитию креативности студентов, так и их профессиональных компетенций, и, в первую очередь, творческих компетенций, исследовательских компетенций (навык получения и обработки информации), социальноличностных компетенций (умение справляться с психологическим дискомфортом в условиях важности экономического и социального контекстов профессиональных проблемных ситуаций или неопределенности), коммуникативных компетенций (способность устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры, управлять конфликтами в профессиональной деятельности, работать в команде, умение аргументированно отстаивать свое мнение и способность перейти на иную, более целесообразную точку зрения, лидерские качества), организаторских компетенций (умение принимать оптимальные решения, организовывать свою работу, брать ответственность на себя), личностно-адаптивных компетенций (готовность к саморазвитию).

Целью функционирования такой креативной олимпиадной среды вуза является создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей самоактуализации каждой личности, и формирование творческих компе-

тенций, нацеленности на творческое саморазвитие, готовности к эффективному инновационному поведению в современных социально-экономических условиях и выполнению конкретной работы в соответствии с установленными требованиями.

4. Организация олимпиадного движения в вузе на основе креативной олимпиадной среды

Организации образовательной деятельности в условиях креативной олимпиадной среды целесообразно проводить, на наш взгляд, в виде включенного в систему обеспечения качества образования олимпиадного движения, где делается первый шаг по разрешению противоречия между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности, что увеличивает вероятность интенсивного развития креативности студентов и эффективного формирования их творческих компетенций.

Олимпиадное движение, организованное в соответствии с разработанной нами моделью (рис. 1), позволит вовлечь значительное количество студентов в активный познавательный процесс и получить синергетический эффект от совместной творческой деятельности в рамках олимпиадных микрогрупп, социальная микросреда которых обладает свойствами нерегламентированности, предметноинформационной обогащенности, представленности образцов креативного поведения и оказывает формирующее воздействие на поведенческий и мотивационный компоненты креативности при постоянном испытании своих интеллектуальных и психологических способностей, борьбе за достижение определенной цели, сопровождающейся состоянием напряжения.

Среди факторов, влияющих на результативность направленного развития креативности личности и творческих компетенций в олимпиадном движении, немаловажное значение принадлежит межличностным отношениям и внутригрупповому общению обучающихся в процессе творческой деятельности в рамках олимпиадных микрогрупп. Для организации плодотворного творческого процесса педагогом должна создаваться атмосфера доверия, способствующая свободному выражению индивидуальных особенностей, при этом особое внимание должно быть уделено включению в олимпиадные микрогруппы студентов со сходными личными особенностями. Личностно-значимый характер деятельности участников олимпиадной микрогруппы сопровождается свободным выбором деятельности, индивидуальными особенностями таланта и мотивом удовольствия, что является важнейшим условием успешной профессиональной самореализации студентов.

Реализация личностного подхода в условиях олимпиадного движения возможна через косвенное управление сотворческим процессом в олимпиадных микрогруппах, предполагающим опосредованное регулирование деятельности обучающегося без жесткого регламентирующего воздействия на личность. В косвенном управлении нами применяются инновационные педагогические технологии обучения на основе личностного подхода, создающие благоприятный творческий микроклимат, обеспечивающие вовлечение личности в творческий поиск новых знаний и актуализирующие потребность в творческом саморазвитии.

Важнейшим педагогическим фактором воздействия на обучающегося в олимпиадном движении является проблематизация содержания образования через процесс конструирования целостной системы профессионально-ориентированных олимпиадных задач. Это актуально по той причине, что большинство задач, предлагаемых в пособиях и учебниках, имеют стандартную, привычную для обучаю-

Рис. 1. Модель олимпиадного движения

щегося конструкцию, подразумевающую достижение искомого результата по заданной процедуре, и являются лишь слабым подобием реальных жизненных процессов. В процессе профессиональной деятельности специалист, как правило, сталкивается с производственными ситуациями, в которых действуют неопределенные, вероятностные условия, присутствуют излишние, противоречивые и недостающие данные, когда нужно принимать решения в экстремальных условиях ограничения времени и (или) использования материальных и финансовых ресурсов.

В основе же олимпиадных задач может находиться профессионально-ориентированная проблемная ситуация, характерная для сферы профессиональной деятельности. Такого рода олимпиадная задача воссоздает профессиональный контекст в виде двух взаимосвязанных аспектов: предметного, отражающего технологию собственно трудовых процессов, и социального, отражающего нормы отношений и социальных действий членов трудового коллектива, а также их ценностную ориентацию; предполагает не только хорошее знание изучаемой дисциплины и умения пользоваться этими знаниями, но и требует от обучающегося творческого акта, то есть построения некоторой неочевидной цепочки рассуждений, приводящей к созданию субъективно нового. С одной стороны, действия обучающихся при решении олимпиадных задач можно назвать творческими, так как проявляется что-то новое при использовании прошлого опыта, обнаруживаются качества личности, которые позволяют выполнить задания в условиях неопределенности. С другой, - в процессе выполнения предполагается еще не абсолютно самостоятельное творчество, а творчество в рамках условия задачи и для достижения конкретного результата.

Решая олимпиадные задачи, студент преобразует логическую форму научного знания в деятельностную форму, выходя на креативный уровень интеллектуальной активности. Целью таких задач является и контроль качества знаний обучающихся, и развитие их творческой компетентности. Учитывая значимость для формирования творческих компетенций активной творческой работы обучающихся при решении олимпиадных задач, большое внимание нами уделено методическому обеспечению образовательного процесса в креативной олимпиадной среде [7, 8].

Реализация личностного подхода при формировании творческих компетенций в вузе в условиях олимпиадного движения требует эффективного использования наряду с традиционными и форм обучения на основе новых информационных технологий, широкое использование которых должно, по нашему мнению, обеспечивать, прежде всего, условия более эффективного формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося через интеграцию обучения в сотрудничестве и обучения в соревновании в рамках психологически безопасных виртуальных олимпиадных микрогрупп, а также предполагает решение следующих задач:

- ознакомление достаточно большой аудитории с историей олимпиадного движения, планом проведения внутривузовского и заключительного туров олимпиад, результатами участия студентов вуза в олимпиадах, текстами конкурсных заданий и авторскими вариантами решений этих заданий;

- создание банка олимпиадных заданий по дисциплинам, включающим задания различного уровня и направленности, подготовленные в вузах России и стран СНГ, и методических рекомендаций по возможным вариантам их решения;

- подбор методических материалов для преподавателей по организации подготовки студентов к олимпиадам и творческим конкурсам;

- обучение преподавателей вузов теории и методике организации олимпиад-ного движения с привлечением специалистов различных вузов РФ и СНГ;

- организация интернет-конференций по олимпиадному движению.

В соответствии с этим целесообразно организовать использование информационных технологий в олимпиадном движении на двух уровнях - уровне ознакомления и уровне обучения.

Работа на уровне ознакомления нацелена на передачу широкой аудитории разнообразной информации об олимпиадном движении, предназначенной для предварительного ориентирования в многообразии проводимых творческих соревнований. На этом уровне будут доступны статистические и исторические данные об олимпиадном движении в вузе и стране, тексты заданий и варианты ответов для самостоятельной познавательной деятельности.

На уровень обучения будут допускаться только специально сформированные олимпиадные микрогруппы, для которых организуется диалоговый режим обсуждения заданий со специалистом в данной профессиональной области и с другими участниками микрогруппы. Данный уровень содержит первый (заочный) тур предметных олимпиад, позволяющий оценить качество подготовки студентов, степень их психологической готовности к инновационной деятельности и выявить участников очного тура. Возможно также проведение некоторых олимпиад полностью в дистанционном режиме.

С целью управления деятельностью обучающихся в олимпиадном движении целесообразно создание Центра студенческого олимпиадного движения (ЦСОД) вуза, деятельность которого организуется в соответствии с разработанной нами моделью (рис. 2).

В основном наше исследование процесса формирования творческих компетенций касалось вузовского этапа профессионального становления. В то же время эффективность этого процесса несомненно повысится, если методологические подходы к организации олимпиадного движения перенести и на этап профессионального самоопределения, который в условиях расширившихся свобод в плане профессиональных и жизненных выборов и неготовности многих людей осознанно делать эти выборы рассматривается нами как процесс последовательного разрешения противоречий между социальными требованиями к профессии и желаниями и возможностями самого человека. При этом мы исходили из того, что процесс профессионального самоопределения взаимосвязан с развитием самосознания личности, начальным этапом формирования творческих компетенций, ценностных ориентаций, моделированием своего будущего, развитием профессионально - важных качеств, и в первую очередь выдержки и самообладания, инициативности, настойчивости, находчивости, критичности, сообразительности, чувства нового, эмоциональной устойчивости. Затруднения школьников на этапе профессионального самоопределения связаны с тем, что управление усвоением профессионально значимых знаний, принятое в традиционной методике, не в полной мере отражает деятельностную природу психики.

Разработанные нами методологические подходы к формированию творческих компетенций в условиях олимпиадного движения на этапе профессионального самоопределения учитывают психологические особенности данной возрастной группы обучающихся и позволяют выявлять их творческие задатки, формировать профессиональный план и целенаправленность мотивов выбора профессии, что обуславливает использование олимпиадного движения на этапе довузовской подготовки в системе обеспечения качества образования в ТГТУ, схема управления которым представлена на рис. 3.

Цель - повышение конкурентоспособности выпускника вуза через развитие креативности и формирование творческих компетенций

Направления деятельности

Научное

- исследования феномена креативности;

- определение способов диагностирования креативности;

- изучение механизмов развития креативности;

- выявление теоретических и методологических основ творческого саморазвития в креативной олимпиад-ной среде;

- определение дидактических условий сопровождения в олим-пиадном движении

Методическое

- разработка модели системы олимпиадно-го движения;

- разработка методики развития креативности;

- разработка методики формирования психологической устойчивости и толерантности к неопределенности;

- создание банка учебно-профессиональных олимпиадных заданий

Организационное

- формирование креативной олимпиадной среды и организация занятий в олимпиад-ных микрогруппах;

- проведение олимпиад и конкурсов;

- организация участия студентов во II и III турах ВСО;

- обеспечение вовлечения лучших сту-дентов-олимпиадников в научно-исследовательскую работу

,, , Г

Основные виды деятельности

1 Г Л г у т л г 1

Мониторинг творческих способностей студента Создание условий для творческого саморазвития Консультирование и проведение занятий с участниками олимпиадной микрогруппы Психологическая поддержка Развитие про-фессорско-препо-давательского состава

Информационная поддержка

Анализ результатов деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Деятельность ЦСОД в вузе

Рис. 3. Управление олимпиадным движением на довузовском этапе

5. Оценка эффективности олимпиадного движения по формированию творческих компетенций

В системе олимпиадного движения можно выделить следующие результаты:

1) психологический, выражающийся в переводе обучающегося в состояние психологического комфорта от совмещения духовной и материальной удовлетворенности от профессиональной деятельности;

2) функциональный, заключающийся в создании педагогически эффективных условий для выхода обучающегося на креативный уровень интеллектуальной активности на основе проектирования личностной траектории развития и, как следствие, формировании творческих компетенций конкурентоспособного специалиста.

Необходимым условием эффективного развития олимпиадного движения в вузе является его мониторинг, обеспечивающий информацией о состоянии системы в настоящем и будущем и позволяющий корректировать управляющие воздействия. В качестве критериев эффективности функционирования олимпиадного движения используются качества личности, формируемые в процессе ее развития в креативной олимпиадной среде, и, прежде всего, уровня освоения творческих компетенций и развития креативности. Показателями проявления креативности в результатах деятельности и в поведении обучающихся в рамках реализации личностного подхода к формированию творческих компетенций специалистов являются: продуктивность деятельности - оригинальность предлагаемого решения профессиональной проблемной ситуации, личная ответственность за найденные инновационные решения, настроенность на саморазвитие; качественный характер деятельности - стиль мышления, позволяющий при решении узкопрофессиональной задачи применять методологию многокритериального анализа деятельности; личностный критерий - восприятие творческой работы членов микрогруппы и своей роли в результатах коллективного труда.

В своей практической деятельности в ТГТУ мы осуществляли мониторинг по следующим направлениям:

- текущая успеваемость студентов;

- готовность к дальнейшему творческому саморазвитию;

- оценка взаимоотношений между преподавателями и обучающимися;

- толерантность к неопределенности;

- уровень самооценки;

- уровень удовлетворенности от учебно-познавательной деятельности.

Мониторинг олимпиадного движения по теоретической механике и математике, по специальностям «Машины и аппараты химических производств», «Механизация сельского хозяйства», «Инноватика» проводился среди его участников - студентов более 50 вузов Российской Федерации и Республики Беларусь.

Результаты свидетельствуют о том, что у участников олимпиадного движения явно присутствует устойчивая готовность к творческому саморазвитию, укрепляется психологическая готовность к деятельности в условиях неопределенности (у участников I тура Всероссийской студенческой олимпиады - до 60 %, а III тура -до 85 %), практически у всех повысился уровень самооценки и уровень удовлетворенности от учебно-познавательной деятельности.

Анализ итогов прошедших олимпиад абитуриентов (и, прежде всего, активно развивающейся в последние годы олимпиады ТГТУ «Творчество - основа региональной экономики») и результатов обучения в вузе студентов, включившихся в олимпиадное движение еще на этапе профессионального самоопределения, позволил сделать вывод о том, что качество подготовки абитуриентов к обучению в вузе повысилось за счет осознанного выбора профессии, наличия качественных

предметно-специфических и общенаучных методологических знаний, формирования установки на непрерывное творческое саморазвитие, что предопределяет более эффективное освоение обучающимися профессиональных и творческих компетенций в процессе образовательной деятельности в вузе [9].

Одновременно проводился анализ роли личностного фактора реализации креативности и сформированности творческих компетенций по двум параметрам: доброжелательность личностей с высоким уровнем креативности и адекватность оценки творческой работы других участников олимпиадной микрогруппы. Большинство (до 90 %) участников олимпиадного движения адекватно оценивают творческие достижения соперников, помогая им во время совместных занятий или проведения досуга добиваться положительного результата в реализации предложенных идей.

По итогам проведенного нами опроса профессорско-преподавательского состава ряда вузов РФ сделаны выводы, что повышение уровня эффективности формирования в олимпиадном движении творческих компетенций на основе личностного подхода предполагает на следующем этапе развития этого движения в образовательной практике интенсификацию методической работы в университете через:

- систематическое повышение уровня знаний преподавательского состава в области психологии творческих способностей личности и развития креативности;

- формирование готовности к использованию передовых образовательных технологий на основе личностного подхода при интеграции соревнования и сотрудничества.

Разработанные нами методологические подходы к формированию творческих компетенций на основе личностного подхода в рамках олимпиадного движения используются в системе обеспечения качества образования Тамбовского государственного технического университета, позволяют интенсифицировать подготовку элитных специалистов, что выразилось в повышении их конкурентоспособности, а также удовлетворенности работодателей.

Список литературы

1. Вишнякова, Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Н.Ф. Вишнякова. - М., 1996. - 40 с.

2. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие : монография / Т. А. Барышева. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с.

3. Дружинин, В. Н. Когнитивные способности : структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М. : ПЕР СЭ ; СПб. : ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.

4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.

5. Пучков, Н.П. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования / Н.П. Пучков, А.И. Попов // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского. - Т. 1, № 1 (11). - 2008. - С. 165-173.

6. Пучков, Н. П. Олимпиадная среда как фактор обеспечения качества подготовки специалистов / Н.П. Пучков, А.И. Попов // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке : материалы XV междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 15-16 февр. 2008 г. / С.-петерб. гос. политехн. ун-т. - СПб., 2008. - С. 125-126.

7. Сборник олимпиадных задач по теоретической механике. В 3 ч. Ч. 1. Статика / А.И. Попов [и др.]. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 96 с.

8. Попов, А.И. Механика. Решение творческих профессиональных задач : в 2 ч. / А.И. Попов. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 2 ч.

9. Пучков, Н.П. Олимпиадное движение как инновационный процесс в системе довузовской подготовки / Н.П. Пучков, А.И. Попов, А.В. Авдеева // Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования : материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. А.Н. Козлова. - Рязань, 2008. - С. 167-170.

About the Designing of University Education Environment Oriented at Development of Graduates’ Creative Competence

N.P. Puchkov1, A.I. Popov2

Departments: “HigherMathematics” (1),

“Engineering Equipment and Technologies” (2), TSTU

Key words and phrases: creative Olympiad environment; creative competence; creativity; innovative economy; Olympiad movement.

Abstract: The paper studies theoretical and methodological aspects of designing of the university education environment, which is aimed at the development of personality’s creativity and creative competence through students’ participation in Olympiad movement in the University; the opportunities of Olympiad movement at the stage of professional self-determination are shown.

Zur Frage der Projektierung der auf die Formierung der schöpferischen Kompetenzen der Absolventen orientierten Ausbildungsumgebung der Hochschule

Zusammenfassung: Es sind die theoretischen und methodischen Aspekte der Projektierung der Ausbildungsumgebung in der Hochschule, die auf die Entwicklung der Kreativität der Persönlichkeit und auf die Bildung der schöpferischen Kompetenzen durch die Teilnahme der Studenten in der olympiadischen Bewegung gezielt ist, betrachtet. Es ist die Struktur der Steuerung von der olympischen Bewegung in der Hochschule entwickelt, es sind die Möglichkeiten der olympischen Bewegung auf der Stufe der professionellen Selbstbestimmung gezeigt.

Sur la question de la conception du milieu éducatif de l’établissement de l’enseignement supérieur orienté sur la formation des compétences

créatives des promus

Résumé: Sont envisagés les aspects théoriques et méthodiques de la conception du milieu éducatif dans un établissement de l’enseignement supérieur visé sur le développement de la créativité de la personne et sur la formation des compétences créatives par l’intermédiaire de la participation des étudiants au mouvement olympique, est élaborée la structure de la gestion du mouvement olympique dans un établissement de l’enseignement supérieur, sont montrées les possibilités du mouvement olympique à l’étape de l’autodétermination professionnelle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.