Научная статья на тему 'Pedagogical approaches to the teaching of Mathematics in terms of updating content of education'

Pedagogical approaches to the teaching of Mathematics in terms of updating content of education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
pedagogy / lesson / content / evaluation / criterion / technology / педагогика / урок / содержание / оценка / критерий / технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Temirbaeva Marzhan Dauylbaevna

in the modern school there are problems of development for school leavers, readiness and ability to adapt to new social and cultural requirements; the need to independently find answers to questions that pose life; responsibility and consequences. This can be achieved by directing the educational process to school for self-study and self-development, as for the development of educational and cognitive competence of students and their readiness and ability to self-education throughout their lives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

в современной школе встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно-познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни.

Текст научной работы на тему «Pedagogical approaches to the teaching of Mathematics in terms of updating content of education»

PHYSICO-MATHEMATICAL SCIENCES

PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE TEACHING OF MATHEMATICS IN TERMS OF UPDATING CONTENT OF EDUCATION Temirbaeva M.D. (Republic of Kazakhstan) Em ail: Temirbaeva558@scientifictext.ru

Temirbaeva Marzhan Dauylbaevna - mathematic Teacher, CHROMTAU GYMNASIUM № 6, CHROMTAU, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in the modern school there are problems of development for school leavers, readiness and ability to adapt to new social and cultural requirements; the need to independently find answers to questions that pose life; responsibility and consequences. This can be achieved by directing the educational process to school for self-study and self-development, as for the development of educational and cognitive competence of students and their readiness and ability to self-education throughout their lives. Keywords: pedagogy, lesson, content, evaluation, criterion, technology.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Темирбаева М.Д. (Республика Казахстан)

Темирбаева Маржан Дауылбаевна - учитель математики Хромтауская гимназия № 6, г. Хромтау, Республика Казахстан

Аннотация: в современной школе встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно-познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни.

Ключевые слова: педагогика, урок, содержание, оценка, критерий, технологии.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет учителю организовывает и управляет учебной деятельностью:

1.Личностно-ориентированная технология обучения

Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

2. Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

3. Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

7

деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей [2].

4. Исследовательские методы в обучении

Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося [5].

5. Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики [4].

Ценностью мультимедийных презентаций, а также программ-тренажёров, обучающих и контролирующих компьютерных программ, является эффективная демонстрация чертежей, схем, рисунков, оптимизация и экономия учебного времени, а также лучшее запоминание и усвоение учащимися учебно-практического материала.

Объяснение нового материала

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В своей деятельности я применяю такие типы уроков, как объяснение нового материала, с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идёт объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала [3].

Решение текстовых задач

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем, видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышение интереса к изучению математики и успеваемости; • идет более полное усвоение теоретического материала;

• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Список литературы / References

1. Матухин Дмитрий. Личностно-ориентированная технология обучения / Дмитрий Матухин. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 180 c.

2. Исмагилова Р.Р. Инновационная деятельность учителя как условие обеспечения качества общего образования // Научное обозрение, 2009.

3. Казачихина М.В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука, 2011. № 2. С. 42-52.

4. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. М.: Дашков и Ко, 2004. 280 с.

5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. М.: Детство-Пресс, 2013. 211 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.