Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации организационно-педагогических умений'

Формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации организационно-педагогических умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S PROFESSIONAL TRAINING / DESIGNING OF EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваева Ю. В., Самокрутова Л. В., Шмарион Ю. В.

Изложен подход к формированию готовности будущих педагогов в области проектирования структур образовательных систем.Es ist das Herangehen zur Formierung der Bereitschaft der zukünftigen Pädagogen auf dem Gebiet der Projektierung der Strukturen der Ausbildungssysteme dargelegt.Est exposée lapproche pour la formation de la bonne volonté des futurs pédagogues dans le domaine de la conception des structures des systèmes de lenseignement.The approach to training future teachers in the area of designing educational systems structures is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваева Ю. В., Самокрутова Л. В., Шмарион Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации организационно-педагогических умений»

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Ю.В. Караваева1, Л.В. Самокрутова2, Ю.В. Шмарион1

Кафедра информатики,

Липецкий государственный педагогический университет (1); кафедра русской филологии, ТГТУ (2)

Представлена членами редколлегии проф. Н.П. Пучковым и профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: проектирование образовательных систем; профессиональная подготовка учителя.

Аннотация: Изложен подход к формированию готовности будущих педагогов в области проектирования структур образовательных систем.

Сложность социального института образования, как объекта научного анализа, и глубина проблем, связанных с его проектированием и управлением, обуславливают необходимость применения системного, междисциплинарного и комплексного подхода к их решению. Тем самым создаются условия для предупреждения наметившихся в обществе негативных тенденций, обеспечения оптимизации структурно-функциональных преобразований системы образования в соответствии с потребностями отечественной экономики и каждой отдельной личности, повышения общественной значимости образования, социального идеала, органически согласованного с интересами отдельных личностей, социальных и демографических групп населения.

Организация образовательных систем - это область знаний, находящаяся на стыке педагогики, науки управления и философских подходов. В рамках педагогических знаний проблемы организации образовательных систем затрагиваются поверхностно, не определяя структурные, функциональные компоненты и специфику этой деятельности. Наука управления обращается к вопросам их организации при осуществлении исследований проблем управления и формировании методологии управления в рамках теории управления и, в частности, теории организации. При этом решению проблем организации класса образовательных систем более всего уделяется внимание в части организации только некоторых его процессов: управленческого, маркетингового и экономического. Подобное отношение к организации образовательных систем не позволяет учесть важность проектирования системообразующего педагогического процесса и его влияния на проектирование остальных процессов. Использование общенаучных знаний философских подходов, в данном случае, позволит основательно подойти к определению сущности организации образовательных систем. С позиции общей теории систем и тектологии, организация образовательных систем, как процесс, представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями целого. Таким образом, проблемы организации об-

разовательных систем включают в себя проблемы их управления, субординации, распада и возникновения, обмена со средой и т.д.

Рассмотрение вопросов организации образовательных систем затрудняется сложностью определения субъектов подобной деятельности. До последнего времени было принято считать, что решением задач организации образовательных систем должен заниматься только управленческий персонал, в то время как педагогические работники не должны «вмешиваться» в процесс их организации. Однако анализ реальной практической деятельности педагогических работников разных категорий позволяет сделать вывод о высоком положительном эффекте вовлечения всех членов трудового коллектива в процесс решения задач организации образовательных систем.

В литературных источниках [1 - 3] отмечается, что в связи с изменением сущности деятельности педагогических работников, им приходится решать следующие задачи, связанные с организацией и проектированием образовательных систем.

Организация педагогического процесса. Одной из основных функций преподавания является организационное управление и менеджмент процесса обучения и образования, что требует от педагогических работников знания и умения построения структур педагогического процесса.

Конструирование современных педагогических технологий (технологических карт и схем). Выбор педагогических технологий является результатом проектирования и поэтому не может быть однозначно рекомендованным, поскольку не основывается на простом сопоставлении различных вариантов сочетания содержания, организационных форм, методов и методических приемов обучения. Проектирование является одним из аспектов творчества человека и требует от него видения структуры объекта, подлежащего изучению.

Выбор и разработка структур образовательного, воспитательного и научного процессов. В законе РФ «Об образовании» отмечается, что «педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». Это открывает перед педагогическими работниками возможности выбора оптимальной структуры педагогического процесса. В педагогических исследованиях по данной проблеме отмечается, что тип и структура занятия влияет на выбор методик обучения в объеме 38 %, а формы организации учебно-воспитательного процесса влияют на его продуктивность в объеме 73 %.

Педагогическая деятельность отличается сложностью и, следовательно, должна контролироваться непосредственно выполняющими ее работниками. Они должны не только организовывать собственную деятельность, но и, в значительной мере, осуществлять контроль над затрагивающими их интересы организационными решениями. Следовательно, у педагогических работников должны быть знания управления образовательными системами (знания организации образования). Следует также учитывать, что набор управленческого персонала осуществляется из рядов педагогических работников.

Традиционная система подготовки студентов педагогических вузов не позволяет сформировать их компетентность в решении вышеописанных задач [4 - 6]. В настоящее время этому препятствует ряд проблем, связанных с:

- несовершенством и фрагментарностью содержания образования, относящегося к организационно-педагогическим задачам;

- нарушением полноты формирования организационно-педагогических умений, вследствие отсутствия систематизированного описания множества струк-

тур педагогических систем, отражающего основные организационные функции педагогической деятельности;

- нарушением целостности формирования организационных умений в результате слабой ориентации на подготовку к проектированию структур педагогических систем, как к целостной деятельности.

Разрешение указанных выше проблем возможно посредством совершенствования подготовки студентов педагогического вуза, которая достигается за счет: использования ориентировочной основы действий в области организации образования (теория планомерного формирования умственных действий и понятий); внедрения в процесс подготовки деятельностных технологий обучения [7] и принципов моделирования профессиональной деятельности; формирования содержания образования и обучения на базе анализа профессиональной деятельности. Кроме того, при подготовке студентов педагогических вузов к реализации организационно-педагогических умений отмечается важность учета условий выполнения действий в реальных обстоятельствах педагогической деятельности.

Нами было проведено исследование процесса формирования готовности студентов педагогических вузов к реализации организационно-педагогических умений. Использование вышеописанных положений в подготовке студентов, обучающихся по педагогическим специальностям на факультете экономики и информатики ГОУ ВПО «ЛГПУ», показало:

- эффективность практической подготовки студентов к выполнению всех основных организационно-педагогических функций в рамках целостного образовательного процесса;

- успешность их будущей педагогической деятельности в сложных условиях реформирования системы образования;

- соответствие уровня готовности студентов педагогических вузов к реализации организационно-педагогических умений, отвечающих требованиям социального заказа.

Список литературы

1 Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

2 Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -352 с.

3 Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод.пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

4 Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. -272 с.

5 Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сласте-нин, Л. А. Подымова. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

6 Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. - М.: Высш. шк., 1991. - 224 с.

7 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

Development of Organizational and Teaching Skills of Teachers’ Training Universities Students

Yu.V. Karavaeva1, L.V. Samokrutova2, Yu.V. Shmarion1

Department of Computing,

Lipetsk State Pedagogical University (1);

Department of Russian Philology, TSTU (2)

Key words and phrases: designing of educational systems; teacher’s professional training.

Abstract: The approach to training future teachers in the area of designing educational systems structures is given.

Formierung der Bereitschaft der Studenten der padagogischen Hochschulen zur Realisierung der planmaBig-padagogischen Fahigkeiten

Zusammenfassung: Es ist das Herangehen zur Formierung der Bereitschaft der zukunftigen Padagogen auf dem Gebiet der Projektierung der Strukturen der Ausbildungssysteme dargelegt.

Formation de la bonne volonte des etudiants des etablissements de l’enseignement pedagogique envers la realisation du savoir-faire organisationnel et pedagogique

Resume: Est exposee l’approche pour la formation de la bonne volonte des futurs pedagogues dans le domaine de la conception des structures des systemes de l’enseignement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.