УДК 681.3:377
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ - ОЧЕРЕДНОЕ ВЕЯНИЕ ИЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?
В.Г. Матвейкин1, А.П. Денисов2, Е.Э. Захаржевская2
Кафедра «Информационные процессы и управление», ТГТУ (1);
Профессиональное училище № 17 при ТГТУ (2)
Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко
Ключевые слова и фразы: качество образования; мониторинг; образовательная система; образовательный стандарт; обратная связь; педагогическое действие; управление; цель образования.
Аннотация: Рассматриваются вопросы актуальности формирования педагогического мониторинга в образовательном учреждении, его роль в оптимизации управления современным образовательным процессом. Рассматривается структура, определение понятия «мониторинг», его этимология. Определяются основные функции и свойства педагогического мониторинга.
Мониторинг - чрезвычайно популярное сегодня понятие, представляющее интерес как с точки зрения его теоретического анализа, так и с позиции практического применения обозначаемого им явления. Само понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования, так как используется и изучается различными сферами научно-практической деятельности. Определенные сложности в определении данного понятия также связаны с тем, что мониторинг принадлежит как к сфере науки, так и практики: он может рассматриваться как способ исследования, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации. Таким образом, мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. При этом, применяясь в различных сферах с разными целями, он обладает общими характеристиками и свойствами.
Однако разные мониторинговые системы, несмотря на наличие общих черт и закономерностей, в рамках той или иной науки или области управления существуют и развиваются достаточно изолированно, и следовательно, степень их изученности и интенсивность использования неравнозначны. Наиболее сформировавшимся как на прикладном, так и теоретическом уровне является мониторинг в экологии. Здесь он зародился, отсюда и распространился на другие сферы человеческой деятельности, в том числе социологию и управления образовани-ем.Однако его осуществление в сфере образования имеет определенную специфику, связанную с проблемами и противоречиями, присущими самой системе образования. «Специфические педагогические деформации являются препятствием на пути эффективной реализации мониторинга, лишь при учете специфики системы у него есть основание стать тем средством, использование которого позволит в значительной мере решать проблему информационного обеспечения управленческих решений, некоторых проблем стандартизации, в значительной мере содействовать сохранению единого образовательного пространства» (А.Н. Майоров).
Сказанное в полной мере можно отнести и к отдельному образовательному учреждению, которое является также образовательной системой, представляющей собой своего рода микросистему относительно системы образования РФ.
Само понятие мониторинга, как отмечалось выше, многозначно и динамично. Самым общим образом мониторинг определяют как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг качества образования определяется как систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном (включая образовательные учреждения) уровнях. Его частью, как правило, являются следующие элементы:
1. Установление стандарта и операционализация: определение стандартов (в том числе образовательных учреждений), операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины); установление критерия, по которому можно судить о достижении стандартов.
2. Сбор данных и оценка: сбор данных, оценка результатов.
3. Действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
В связи с этим актуальны понятия качества и цели образования.
Наиболее общее определение понятия качество образования - «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или «достижение поставленных в образовании целей и задач». Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно средство, с помощью которого выявляется соответствие продукта стандарту. То есть качество - понятие динамическое и относительное и имеет два аспекта: соответствие стандартам или спецификации и соответствие требованиям потребителя.
Качественно изменилась и цель образования. «Целью обучения становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами и методами исследования, обмена, использования информации как основного механизма для получения новых знаний» (Н.Г. Астафьева). «В образовании требуется осуществить переход от человека знающего к человеку умеющему» (А. Зинченко). Подобные изменения целей образования привели к смене образовательной парадигмы (субъект - субъектные отношения участников образовательного процесса). Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике образовательного учреждения как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой. Качественные изменения в социальном заказе, затрагивая прежде всего целеполагание образовательного процесса, приводят к пересмотру профессионально и личностно значимых качеств выпускника профессиональной школы, появлению новой характеристики образовательного процесса - его личностной ориентации, реализующейся в принципах непрерывности, открытости, доступности, вариативности, гибкости, информативности, многоуровневости и т.д.).
Таким образом, изменение целей и требований к качеству образования привело к изменению его методологической основы. Методологическую основу развития всей системы образования на сегодняшний день, по мнению О.Е. Лебедева, составляет современная концепция школьного образования, такие ее положения как:
- переход от идеи долга к идее права;
- отказ от функции идеологического присмотра;
- замена функции социального присмотра функцией социальной защиты и поддержки обучающихся;
- рассмотрение социального заказа как совокупности запросов в сфере образования со стороны многих социальных институтов;
- образование рассматривается не как инструмент достижения однородности общества, а как инструмент развития индивидуальности личности, поэтому реализуются принципы разных условий обучения для разных обучающихся.
Такие изменения привели к перестройке образования, спровоцировали разнообразные инновационные процессы, обусловили появление принципиально новых управленческих задач и поиск новых механизмов и способов их решения. В связи с этим чрезвычайно важное значение приобрела проблема получения качественной объективной информации в области педагогической деятельности. Отмечается рост социальной базы потребителей такой информации. Это учитель (для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений обучающихся с целью корректировки педагогических воздействий), руководитель образовательного учреждения (для определения стратегии его развития, оценки качества работы педагогов и корректировки управленческих решений), руководители более высокого ранга. Решение этой задачи не на интуитивно-бытовом, а на научном уровне требуется всем категориям работников системы образования, общественности.
Актуализируют проблему мониторинга в управлении образовательными системами и такие факторы, как вхождение России в мировое образовательное пространство и изменения в теории управления.
Управление образованием в нашей стране осуществлялось на основании принципов административного управления, вытекающих из «классической теории управления», созданной в начале XX века. В то время, как в других странах структуры и механизмы управления качественно изменялись на основе разнообразия теоретических концепций (теории «человеческих отношений», системных, ситуационных, теория организационного развития и др.), пытавшихся соединить положительные стороны рационального и поведенческого подходов к управлению, в нашей стране по-прежнему господствовала административно-командная система и ее принципы в качестве теоретической основы управления. В силу этого управление образованием имело характер жестко централизованной системы, которая соответствовала задачам функционирования образования того времени, но не могла эффективно управлять его функционированием, а тем более развитием в новых условиях, являлась тормозом инновационной деятельности. В настоящее время признано необходимым (закон «Об образовании» и др.) интенсивное, опережающее развитие управления образованием.
Сегодня, как отмечают В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев и др., теоретические разработки идут за практическим опытом; большое влияние на управленческие теории (методология, технология управленческого труда) оказывает нормативная литература. Однако, современный этап требует опережающих исследовательских разработок. Изменяется понимание объектов и функций управления на уровне образовательных учреждений. «Намечается тенденция перехода от упрощенного понимания объекта управления к его пониманию как целостной, открытой, взаимодействующей с социумом социальной (образовательной) организации, в рамках которой осуществляются не только образовательные, но и обеспечивающие управленческие, а также инновационные процессы, образующие в своей совокупности интегрированный процесс ее жизнедеятельности» (А.Н. Майоров).
Этот же автор отмечает, что в практике планирования наиболее заметным новым явлением стало освоение стратегических планов, программ развития образовательных учреждений. С этим связано и обновление целого ряда других функ-
ций управления. Разработка программ потребовала более серьезного, оснащенного специальными и методическими средствами подхода к анализу ситуации в социуме и внутри образовательных учреждений, подвела практиков к освоению приемов прогнозирования ситуации с помощью построения и экспертной оценки вероятных сценариев ее развития.
Сам процесс разработки программ стимулировал применение активных методов командной работы. Программы способствовали попыткам более точной, операциональной постановки целей образовательных учреждений и критериев достижения целей, проблемной ориентации деятельности педагогических коллективов и внутренних систем управления. Кроме того, разработка программ актуализировала создание и формулирование систем ценностей образовательных учреждений, концепций их желаемого будущего состояния и т.д.
В данной управленческой ситуации, на наш взгляд, очевидна необходимость мониторинговой деятельности.
Таким образом, основной функцией мониторинга в образовательном учреждении является информационное обеспечение управленческого процесса, сбор, хранение, структурирование, анализ и представление психолого-педагогической информации.
При этом мониторинг, обладая большинством признаком эмпирического исследования, выполняет также функцию отслеживания результатов инновационной деятельности, в том числе и внедрения самого мониторинга в процесс управления образовательным учреждением. Следует отметить, что теория социального управления рассматривает мониторинг как относительно самостоятельную составляющую управленческого цикла (С.Е. Шишов).
В ходе мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных (проводимых) педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая об эффективности (степени соответствия результатов целям) педагогической системы. Обратная информация должна удовлетворять ряду требований: полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность и структурированность для каждого уровня мониторинга.
Функциональное поле мониторинга
Эти требования являются и основными свойствами мониторинга, и определяют его организационные формы. В связи с этим, на наш взгляд, особо следует выделить такое требование к мониторингу, как возможность обеспечить рефлексию успешности образовательной деятельности обучающегося как субъекта своей образовательной деятельности. Здесь, среди прочего, актуален вопрос организации рейтинговой оценки знаний. При организации мониторинга в образовательном учреждении следует учитывать следующие обстоятельства:
• связь мониторинга с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы;
• связь мониторинга с другими функциями управления, при этом каждая функция управления выступает как аспект мониторинга (цели, информация, про-
гнозы, решения, организация и исполнение педагогической деятельности, коммуникация и коррекция).
Организация мониторинга, как определенной системы деятельности, связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации. Ориентируясь на качественные характеристики современного образовательного процесса отмеченные выше, актуально создание электронной модели мониторинга, реализованной на базе современных программно-аппаратных средств.
Таким образом, мониторинг, являясь основанием для принятия управленческих решений, сам является областью принятия решений.
Список литературы
1. Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.
2. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 1976.
3. Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год. - М.: Педагогика, 1997.
4. Кричевский В.Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой. // Управление в образовании. Материалы Международного семинара. СПб., 1996.
5. Лебедев О.Е. и др. Петербургская школа. Теория вариантной образовательной системы. СПб.: Центр педагогической информации, 1994.
6. Майоров А.Н. и др. Элементы педагогического мониторинга и стандартов в управлении. СПб.: УПМ, 1992.
7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Издательство «Образование и культура», 1998.
8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. - М., 2000.
Pedagogical Monitoring: Is it a Next Trend or Necessity?
V.G. Matveykin1, A.P. Denisov2, E.E. Zaharzhevskaya2
Department “Information Systems and Computer Control”, TSTU (1);
Specialist-Training College № 17 of TSTU (2)
Key words and phrases: education quality; monitoring; educational system; standard of education; feedback; pedagogical influence; control; objective of education.
Abstract: The paper deals with the problems of forming pedagogical monitoring in educational institution, its role in the process of optimization of modern educational process control. The notion of the word “monitoring”, its structure and etymology are considered. The basic functions and properties of pedagogical monitoring are determined.
Padagogische Monitoring - die nachste Tendenz oder objektive Notwendigkeit?
Zusammenfassung: In diesem Artikel werden die Fragen der Aktualitat der Forsierung von padagogischen Monitoring in der Bildungsinstitution, ihre Rolle in der
Optimisierung der Prozesse der Verwaltung mit dem modernen Bildungsprozefi be-trachtet. Es werden die Struktur, der Begriff “Monitoring” und seine Etymologie ange-sehen. Es werden die Grundfunktionen und die Eigenschaften der padagogischen Monitoring bestimmt.
Monitoring pedagogique - l’esprit du temps ou bien la necessite objective?
Resume: Dans cet article on examine les problemes de l’actualite de la formation du monitoring pedagogique dans un etablissement de l’enseignement et son role dans l’optimisation des processus de la gestion de l’enseignement actuel. On examine la structure et la definition de la notion “monitoring” ainsi que son etymologie. On definit les principales fonctions et proprietes du monitoring pedagogique.