Научная статья на тему 'Методика подготовки магистров техни ки и технологии к инновационной деятельности'

Методика подготовки магистров техни ки и технологии к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКИ / MASTERS' TRAINING / INNOVATIVE ACTIVITY / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратова Е. И., Осина С. В.

Предложена методика организации самостоятельной работы магистрантов в процессе научно-педагогической и научно-исследовательской практик, обеспечивающая формирование готовности магистров техники и технологии к инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Представлены результаты реализации разработанной методики в процессе магистерского обучения в ТГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муратова Е. И., Осина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Engineering and Technology Masters' Preparation for Innovative Activity

The technique of arranging masters' independent work in the course of scientific and pedagogical training as well as research work is proposed; it provides the effectiveness of engineering and technology masters' training for innovative scientific and pedagogical activity. The results of practical implementation of the developed technique in the course of masters' training at TSTU are presented

Текст научной работы на тему «Методика подготовки магистров техни ки и технологии к инновационной деятельности»

Инженерная педагогика

УДК 377: 378

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.И. Муратова, С.В. Осина

Кафедра «Технологическое оборудование и пищевые технологии», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: инновационная деятельность; магистерская подготовка; научно-педагогическая и научно-исследовательская практики.

Аннотация: Предложена методика организации самостоятельной работы магистрантов в процессе научно-педагогической и научно-исследовательской практик, обеспечивающая формирование готовности магистров техники и технологии к инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Представлены результаты реализации разработанной методики в процессе магистерского обучения в ТГТУ.

Переход на рыночные отношения и формирование инновационной системы России требует от высшего образования подготовки специалистов для инновационной деятельности. В связи с направленностью магистерского обучения на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельности, подготовка технических специалистов инновационного типа и квалифицированных преподавательских кадров, готовых к разработке и реализации инновационных образовательных технологий, может осуществляться на этапе обучения в магистратуре. В связи с этим является актуальной разработка методики подготовки магистров техники и технологии к инновационной деятельности, включающей инновационную научноисследовательскую и инновационную научно-педагогическую деятельности.

Как показало исследование, государственным образовательным стандартом подготовки магистров техники и технологии по большинству направлений не предусмотрено обязательное прохождение психолого-педагогических дисциплин, и подготовка магистрантов к выполнению функций преподавателя инженерных дисциплин сводится только к прохождению научно-педагогической практики, предусмотренной стандартами для магистров всех направлений. В связи с этим, нами предложена методика организации научно-педагогической практики для магистров техники и технологии, с учетом следующих особенностей:

- наличие двух составляющих - научной и педагогической - педагогической практики магистрантов;

- инновационная направленность практики, заключающаяся в подготовке к использованию, разработке и внедрению педагогических новшеств в учебный процесс;

- необходимость усиления теоретической психолого-педагогической подготовки магистрантов технических направлений;

- нацеленность практик на формирование креативности, коммуникативных навыков, а также мотивов и навыков самообразовательной деятельности, необходимых для современного конкурентоспособного специалиста (инновационного типа).

С учетом вышеуказанных положений нами были разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов, направленные на формирование основ педагогической культуры преподавателя технического вуза, с учетом требований инновационно направленной педагогической деятельности современного преподавателя. В рекомендациях определены цели, задачи практики, функции руководителей, содержание организационного собрания перед началом практики и итоговой конференции, предложена тематика практики, представлен порядок прохождения, содержание отзыва научного руководителя, требования к содержанию и оформлению отчета, критерии оценки научно-педагогической практики.

Алгоритм самостоятельной работы магистрантов в процессе научно-педагогической практики включает:

1) на первом этапе:

- составление индивидуального плана прохождения практики;

- знакомство с основами педагогики высшего технического образования;

- изучение психолого-педагогической литературы по тематике практики;

- промежуточный контроль знаний;

2) на втором этапе:

- проектирование лекции, практического или лабораторного занятия с подготовкой дидактических материалов;

- анализ занятий опытных преподавателей по заданным критериям оценки;

3) на третьем этапе:

- самостоятельное проведение занятия, его анализ и самооценка;

- коррекцию дидактических материалов;

- анализ занятий, проведенных другими магистрантами;

4) на четвертом этапе:

- оформление отчета в соответствии с требованиями;

- участие в круглом столе, посвященном проблеме качества высшего технического образования;

- защиту отчета по научно-педагогической практике.

Отчет магистранта о научно-педагогической практике, организованной таким образом, представляет собой инновационный проект учебно-методического назначения, который используется:

- преподавателями при проведении различных форм занятий со студентами, обучающимися по бакалаврской и инженерной программам;

- магистрантами последующих курсов для теоретической подготовки на первом этапе прохождения практики;

- руководителями научно-педагогической практики как наглядный материал для приведения примеров и анализа достоинств и недостатков разработанных дидактических материалов.

Предложенная методика подготовки магистров техники и технологии к инновационной научно-педагогической деятельности в процессе прохождения научно-педагогической практики позволяет сформировать у магистрантов необходимые знания по педагогике в области высшего технического образования, навыки педагогической деятельности, внедрить результаты проводимых научных исследований по теме диссертации в учебный процесс и реализовать инновационную направленность практики с учетом психолого-педагогических особенностей подготовки магистров, и, таким образом, сформировать у них навыки инновационной научно-педагогической деятельности.

Методика подготовки магистров техники и технологии к инновационной научно-исследовательской деятельности предусматривает организацию инновационной направленности НИР магистрантов, которая может достигаться: участием магистрантов в инновационных проектах (магистерская диссертация - часть инновационного проекта); оформлением патентов, заявок на участие магистрантов в научных конкурсах, грантах, доведением результатов НИР до практической разработки в форме нового или усовершенствованного продукта или технологии. Для формирования навыков инновационной научно-исследовательской деятельности у магистрантов важное значение имеет инновационно ориентированная научноисследовательская практика. В разработанных рекомендациях по организации научно-исследовательской практики определены цели, задачи практики, функции научного руководителя магистранта, порядок прохождения практики, содержание отзыва научного руководителя, требования к содержанию и оформлению отчета, порядок защиты и критерии оценки научно-исследовательской практики.

Алгоритм самостоятельной работы магистрантов в процессе научноисследовательской практики включает:

1) на первом этапе:

- составление индивидуально плана прохождения практики совместно с научным руководителем;

- формулирование цели и задачи экспериментального исследования в соответствии с ранее разработанной математической моделью технологического процесса (технического объекта);

2) на втором этапе:

- изучение методов исследования и проведения экспериментальных работ, правил эксплуатации приборов и лабораторных установок;

- разработку методики проведения инженерного эксперимента;

3) на третьем этапе:

- проведение экспериментального исследования в соответствии с разработанной методикой;

- изучение методов анализа и обработки экспериментальных данных, возможностей компьютерной поддержки проводимых исследований;

4) на четвертом этапе:

- обработку и анализ полученных результатов;

- проверку адекватности математической модели;

- изучение требований к оформлению научно-технической документации;

- сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами;

5) на пятом этапе:

- анализ возможности внедрения результатов исследования и их использования для разработки нового или усовершенствованного продукта (технологии);

- технико-экономическое обоснование эффективности разработки;

а) б)

Рис. 1. Динамика показателей готовности магистров техники и технологии экспериментальной группы к инновационной деятельности:

а - средние по каждому компоненту; б - интегральные

6) на шестом этапе:

- оформление отчета о практике, подготовка материалов для статьи (тезисов доклада на конференции, заявки на патент) по материалам проведенного исследования;

- участие в магистерской конференции по вопросам науки и инноваций в техносфере;

- защиту отчета по научно-исследовательской практике.

Организованная таким образом самостоятельная работа магистрантов в процессе научно-исследовательской практики позволяет сформировать у них навыки проведения инженерного эксперимента, умения выступать с докладами и представлять результаты научных исследований, готовить отчеты о проделанной НИР, доводить результаты исследований до разработок, оформлять патенты, заявки на участие в конкурсах, грантах, то есть сформировать навыки инновационной научно-исследовательской деятельности.

Разработанная методика была реализована на кафедре «Технологическое оборудование и пищевые технологии» ТГТУ. Для определения эффективности предложенной методики исследовалась динамика показателей готовности магистров экспериментальной группы 2003-2006 годов выпуска к инновационной деятельности (рис. 1), а также было проведено сравнение показателей готовности магистров в экспериментальной и контрольной группах.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной проверки показали повышение уровня готовности магистров техники и технологии к инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в экспериментальной группе, и, таким образом, подтвердили эффективность предложенной методики.

Methodology of Engineering and Technology Masters’ Preparation for Innovative Activity

E.I. Muratova, S.V. Osina

Department “Production Equipment and Food Technologies ”, TSTU

Key words and phrases: innovative activity; masters’ training; scientific and pedagogical training.

Abstract: The technique of arranging masters’ independent work in the course of scientific and pedagogical training as well as research work is proposed; it provides the effectiveness of engineering and technology masters’ training for innovative scientific and pedagogical activity. The results of practical implementation of the developed technique in the course of masters’ training at TSTU are presented.

Methodik der Vorbereitung der Technik- und Technologiemagister zur Innovationstatigkeit

Zusammenfassung: Es ist die Methodik der Organisierung der selbsstandigen Arbeit der Magister im Laufe des wissenschaftlich-padagogischen und wissenschaftlich-untersuchenden Praktikums vorgeschlagen. Diese Methodik versorgt die Formierung der Vorbereitung der Technik- und Technologiemagister zur wissenschaftlich-untersuchenden und wissenschaftlich-padagogischen Innovationstatigkeit. Es sind die Ergebnisse der Realisierung der erarbeiteten Methodik im Laufe der Magisterausbildung in der TSTU angefuhrt.

Methode de la formation des magistres de la technique et de la technologie pour une activite d’innovation

Resume: Est proposee une methode de l’organisation du travail independante des magistres au cours pratiques et au travail de recherches assurant la preparation des magistres de la technique et de la technologie pour une activite pedagogique et scientifique d’innovation. Sont presentes les resultats de la realisation de la methode elaboree lors de l’enseignement des magistres a l’UTET.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.