Научная статья на тему 'РОЛЬ НАСТАВНИКА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР БАКАЛАВРОВ'

РОЛЬ НАСТАВНИКА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА / СЕСТРИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КАЗАХСТАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАСТАВНИКА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР БАКАЛАВРОВ»

мамандыгы бакалавриатыньщ бiлiм беру багдарламасы бойынша бiлiм алушы студенттердщ к¥зьфеттiлiктерiн калыптастыру максатында екiншi курстын - 25, Yшiншi курстын - 32 жэне твртiншi курстын - 12 студентшщ катысуымен сауалнама жYргiзiлдi: студенттердiн кэаби бiлiктiлiгiн калыптаст^1ру бойынша зерттеу с^рактары, студенттердiн кэсiби к¥зьфеттiлiгiнiн кврсеткiштерiн аныктау жэне багалауды зерттеу сауалнамасы, кэаби K¥зьфеттiлiктi калыптаст^1рудын мотивациялык критерийi, кэаби кузыреттшкл кал^1птаст^1рудын жедел-тиiмдi критерийi, тэж1рибелж дагдылар денгейiн взiндiк багалау, кэаби к^ыреттшкп калыптастыфу бойынша багалау критерий.

Нэтижелерь Кэсiби к¥зыреттшкт1 калыптаст^1ру ерекшелшн зерттеудi талдау кезiнде студенттердiн квпшшп «к¥зьфеттiлiк» жэне «кэаби ^з^еттЫк» ^гымдарынын мэнiн д^рыс тYсiнетiндiгiн кврсеттi. Нэтижелер 2017-2018 оку жылында екiншi курс арасында 88% - 22 студентте тэжiрибелiк дагдыларынын жогарылаганын, к¥зьфеттiлiктерiнiн артканын; Yшiншi курс 78% - 25 студентте тэж1рибелш дагдыларынын жогарылаганын, к¥зыреттшктершщ артканын; твртiншi курс арасында 66% - 10 студентте тэж1рибелш дагдыларынын жогарылаганын, к¥зьфеттiлiктерiнiн артканын кврсеттi. Мешргерлердщ 70% -дан астамы -мешргер iсi мамандыгын тандауы бойынша наукастарга квмек кврсету жэне жакын адамдарынын денсаулыгына камкорлык кврсету ен манызды фактор екенiн атап вттi. Студенттердщ 45% -ы жогары оку орнында алган бiлiмдерiнiн сапасын жогары деп санаса, 53% -ы жеткiлiктi екендтн аныктауга мYмкiндiк бердi.

Мейiргер га мамандыгы студенттерiнiн кэсiби к^ыреттшкке ие тэжiрибелiк iс-эрекеттерi мен наукасты дербес тYрде тексере бiлу Yшiн 90% -дан астамы кабшетп екенiн кврсетп.

^орытынды. Сауалнама с^рактарына студенттердiн жауаптарын талдау болашак мамандардын кэсiби к¥зыреттшпн калыптастыфу аспектiсiнде, ОнтYCтiк Кдзакстан медицина академиясынын оку YДерiсiн онтайландыфудын непзп багыттарын айкындауга мYмкiндiк бердi. Студенттердщ ^сыныстарын ескере огарыш, енгiзiлген элективп клиникалык пэндер наукаска багытталган мешргерлж кYтiм, мейiрбике iсiндегi зерттеу непздер^ маманданд^1рылган мейiрбикелiк квмек, бастапкы медико-санитарлык квмек, уй жагдайындагы мейiргерлiк кртмтакырыптарын терен колга алуды шештi. Окытушылар кэсiби пэндер бойынша оку процесш ^йымдасгарган кезде студенттердiн элеуметтiк жэне жеке ^з^еттЫктерш дамыту Yшiн наукастармен жэне ^жыммен, наукастын туыстарымен жеке карым-катынас жасауды негiзге алуы кажет.

Кiлтi свздер: мейiргерлiк iс, кэаби крыфеттшк, мейiргерлiк бiлiм беру.

УДК 61:37; 615.1:37

РОЛЬ НАСТАВНИКА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР БАКАЛАВРОВ

Торемурат З., Шалабаева Г.

Западно-Казахстанский высший медицинский колледж, отделение прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело», Уральск, Казахстан

Актуальность. В настоящее время упор в определении целей профессионального обучения сместился с приобретения студентами знаний и умений на формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компетентность. В секторе здравоохранения «компетенции» - это стандарты, которые должны соблюдать медицинский персонал в процессе предоставления медико-санитарных услуг. Компетенции имеют комплексный характер. Со временем медработник переходит с одного уровня компетентности на другой, а также отходит от использования абстрактных знаний к применению знаний на основе конкретного клинически ориентированного опыта. Эти сложные действия также требуют умения рассуждать и выносить суждения, что можно развить только благодаря опыту применения знаний и навыков в условиях практического взаимодействия с пациентами.

Цель работы: выявления характера взаимоотношений между менторами и студентами прикладного бакалавриата.

Материалы и методы исследования: В исследовании участвовали 22 студенты прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» Западно-Казахстанского высшего медицинского колледжа. Работа была проведена с помощью анкетирования. Анкеты включали следующие вопросы: «Какими качествами должен обладать наставник?», «Хотели бы вы иметь одного и того же наставника в течение всего времени

обучения?», «Как вы воспринимаете своих менторов?», «Какие темы вы обсуждали со своими наставниками?». Также мы проследили процесс обучения с ментором и показатели трудоустроиства выпусников.

Результаты. Более 95% респондентов хотели, чтобы их наставник был высококвалифицированным специалистом с высшим сестринским образованием, 78% студентов желают иметь одного и того же наставника в период своего обучения. Большинство опрошенных воспринимали своих наставников как консультанта (88,9%), лидера (85,0%) и организатора (73,3%). Больше половины студентов с наставником чаще всего обсуждают вопросы планирования карьерной траектории. Также студенты отметили, что под руководством одного ментора не должно быть большого количества студентов, так как это снижает эффективность процесса обучения.

Так в Городской поликлинике №5 г Уральска студенты проходили практику в 3 семестре по модулю «Сестринский уход на дому» и в 4 семестре по модулю «Сестринское дело в ПМСП». На 22 студента приходилось по 4 ментора. Трудоустроились в поликлинику 6 человек.

В Областной клинической больнице (ОКБ) студенты проходили практику в 1 семестре по модулю «Безопасный уход и инфекционный контроль» и 2 семестре по модулю «Сестринское дело в терапии и хирургии». В ОКБ студентов сопровождали 15 менторов, то есть на 1 ментора приходилось по 1-2 студента. Трудоустроились в ОКБ 10 человек.

Практику по модулю «Сестринский уход за пациентами разных возрастных категорий» бакалавры проходили в Областном перинатальном центре (12 человек) и в Областной детской многопрофильной больнице (10 человек). В этих лечебных учреждениях на 12 студентов приходилось по 5 менторов. Таким образом, 73% выпускников устроились в стационар и 27% в поликлинику.

Одним из вопросов, которая очень важна для наших студентов, является исследовательская деятельность. Помощь наставников в написании дипломных работ получили только 27% выпускников, что говорит о проблеме сестринских исследований в практическом здравоохранении.

Выводы. Менторинг является ключевым фактором, способствующим успешной карьере в медицине и приобретению клинических и исследовательских навыков. Есть необходимость продолжить работу по усовершенствованию программы наставничества, для создания «универсальной модели менторства» в соответствии с потребностями студентов-медиков.

В связи с начилием проблемы организации и проведения сестринских исследований в практическом здравоохранении необходимо включить в Советы медицинских сестер медицинских организаций - сектор «Сестринские исследования» для их развития в практическом здравоохранении.

Ключевые слова: сестринское дело, институт наставничества, сестринские исследования, Казахстан.

УДК 61:37; 615.1:37

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА БАЛХАШ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Байсеитова Р.Т.

Медицинский колледж города Балхаш, заведующая практическим обучением, Карагандинская область, Казахстан

Практическое обучение в колледже является основой подготовки компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов для медицинских организации.

Практикориентированность подготовки студентов в колледже является приоритетным направлением образовательной деятельности, более 70% учебного времени студентов отводится на практическое обучение.

Руководством медицинского колледжа для обеспечения качественной подготовки специалистов проводится формирование преподавательского состава, планирование и оснащение учебных кабинетов и лабораторий. Учебные кабинеты оснащены современными учебными пособиями и приборами, фантомами и тренажерами. Количественный и квалификационный состав преподавателей соответствует данной образовательной программе. Учебный процесс специальности «Сестринское дело» осуществляют 26 преподавателей, в том числе 2 преподавателя имеют почетное звание «Отличник здравоохранения» и «Ветеран труда».

Практическое обучение медицинского колледжа города Балхаш можно разделить на три этапа:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.