Научная статья на тему 'МЕЙіРГЕР іСі МАМАНДЫғЫ СТУДЕНТТЕРіНің КәСіБИ құЗЫРЕТТіЛіКТЕРіН қАЛЫПТАСТЫРУ'

МЕЙіРГЕР іСі МАМАНДЫғЫ СТУДЕНТТЕРіНің КәСіБИ құЗЫРЕТТіЛіКТЕРіН қАЛЫПТАСТЫРУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
МЕЙіРГЕРЛіК іС / КәСіБИ құЗЫРЕТТіЛіК / МЕЙіРГЕРЛіК БіЛіМ БЕРУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЙіРГЕР іСі МАМАНДЫғЫ СТУДЕНТТЕРіНің КәСіБИ құЗЫРЕТТіЛіКТЕРіН қАЛЫПТАСТЫРУ»

Благодаря реформам в здравоохранении в настоящее время функции медицинской сестры расширяются. При этом одной из важнейших составляющих ее профессиональной деятельности является сестринская педагогика -передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков. Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия, гораздо более важная задача медицинской сестры - обучить пациента в сложившихся условиях обслуживать самого себя. Основным направлением в содержании обучения медсестрой пациента должно стать умение научить его сохранить здоровье и поддерживать максимально комфортное качество жизни. Для медицинской сестры важно владеть новыми технологиями обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать. В процессе обучения медсестре необходимо определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям пациента. Поэтому, содержанием сестринской педагогики должно быть формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи.

При организации ухода за больным человеком деятельность медсестры должна быть направлена на решение сестринских, психологических и социальных проблем пациента, требующих умения применять психолого-педагогические методы и принципы обучения. Наиболее важным является умения медсестры проводить профилактические информационные кампании среди населения.

Кроме того, медицинские сестры должны уметь научить будущих медицинских сестер выполнять сестринскую работу. Опыт показывает, что тонкостям сестринской профессии может обучить только медицинская сестра, а не врач. Тем более что, во многих странах мира к педагогической деятельности по подготовке медицинских сестер привлекаются специально обученные медсестры, тогда как в нашей стране эту функцию чаще выполняют специалисты, имеющие врачебное образование.

Поэтому главной целью подготовки педагогически компетентных медсестер должно быть выработка у них педагогических знаний, умений и способности их к активному применению в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: сестринское дело, подготовка медицинских кадров, Казахстан.

УДК 61:001.92

МЕЙРГЕР ICI МАМАНДЫГЫ СТУДЕНТТЕР1НЩ КЭС1БИ Ц¥ЗЫРЕТТШ1КТЕР1Н ЦАЛЫПТАСТЫРУ

Абдулла Т.Д.1, Сейдахметова А.А.2, Зулпыхарова Г.К.3, EpiM6eTOBa Л.С.3

10^mYcmiK Казакстан медицина академиясы, «Мейiргер ici» мамандыгынын 1 -курс магистранты,

Шымкент, Казахстан

2OHrn>YcmiK Казахстан медицина академиясы, Жедел медициналык квмек жене мейiргер ici

кафедрасынын менгерушсi, Шымкент, Казакстан 2Онт>Ycтiк Казакстан медицина академиясы, Жедел медициналык квмек жене мейiргер ia кафедрасынын ассистент'!, Шымкент, Казакстан

бзектШп. Kaîipri уакытта мешрбике ici адам денсаулыгыныц элеуеп зор жэне хальщтыц кол жепмд1 медициналык кемекке деген кажеттшктерш канагаттандыру Yшiн накты элеуеп бар медицина кызметкерлершщ ец Yлкен Yлеci болып табылады.

Бшм беру Yдерiciне инновациялык акпараттык технологияларды кещнен енпзу кажеттшп, 6ip жагынан. когамды толык технологияландыруга жэне акпараттыц жылдам жинакталуына, екiншi жагынан, материалдарды жетазу сапасын жаксартуга жэне оны игерудщ тшмдшпн багалауга мYмкiндiк беретш мультимедиялык оку к¥ралдарыныц мYмкiндiктерiн кецейту кажет. Студенттер оку материалдарыныц 70 - 80%-ын ез бетiмен мецгеру1 кажет. Сондыктан да, осы ж^мыстыц максаты - бакалаврларды даярлау саласында инновациялык акпараттык технологияларды колданудыц нысандары мен багыттарын карастыру.

Зерттеудщ максаты: Оцгуспк Казакстан медицина академиясыныц «Мешргер iri» мамандыгы cтуденттерiнiц кэciби к¥зыреттшктерш калыптастыру.

Материалдары мен эдктерь ОцгYCгiк Казакстан медицина академиясы, 5В110100 - «Мешргер iri»

мамандыгы бакалавриатыньщ бiлiм беру багдарламасы бойынша бiлiм алушы студенттердщ к¥зьфеттiлiктерiн калыптастыру максатында екiншi курстын - 25, Yшiншi курстын - 32 жэне твртiншi курстын - 12 студентшщ катысуымен сауалнама жYргiзiлдi: студенттердiн кэаби бiлiктiлiгiн калыптаст^1ру бойынша зерттеу с^рактары, студенттердiн кэсiби к¥зьфеттiлiгiнiн кврсеткiштерiн аныктау жэне багалауды зерттеу сауалнамасы, кэаби K¥зьфеттiлiктi калыптаст^1рудын мотивациялык критерийi, кэаби кузыреттшкл кал^1птаст^1рудын жедел-тиiмдi критерийi, тэж1рибелж дагдылар денгейiн взiндiк багалау, кэаби к^ыреттшкп калыптастыфу бойынша багалау критерий.

Нэтижелерь Кэсiби к¥зыреттшкт1 калыптаст^1ру ерекшелшн зерттеудi талдау кезiнде студенттердiн квпшшп «к¥зьфеттiлiк» жэне «кэаби ^з^еттЫк» ^гымдарынын мэнiн д^рыс тYсiнетiндiгiн кврсеттi. Нэтижелер 2017-2018 оку жылында екiншi курс арасында 88% - 22 студентте тэжiрибелiк дагдыларынын жогарылаганын, к¥зьфеттiлiктерiнiн артканын; Yшiншi курс 78% - 25 студентте тэж1рибелш дагдыларынын жогарылаганын, к¥зыреттшктершщ артканын; твртiншi курс арасында 66% - 10 студентте тэж1рибелш дагдыларынын жогарылаганын, к¥зьфеттiлiктерiнiн артканын кврсеттi. Мешргерлердщ 70% -дан астамы -мешргер iсi мамандыгын тандауы бойынша наукастарга квмек кврсету жэне жакын адамдарынын денсаулыгына камкорлык кврсету ен манызды фактор екенiн атап вттi. Студенттердщ 45% -ы жогары оку орнында алган бiлiмдерiнiн сапасын жогары деп санаса, 53% -ы жеткiлiктi екендтн аныктауга мYмкiндiк бердi.

Мейiргер га мамандыгы студенттерiнiн кэсiби к^ыреттшкке ие тэжiрибелiк iс-эрекеттерi мен наукасты дербес тYрде тексере бiлу Yшiн 90% -дан астамы кабшетп екенiн кврсетп.

^орытынды. Сауалнама с^рактарына студенттердiн жауаптарын талдау болашак мамандардын кэсiби к¥зыреттшпн калыптастыфу аспектiсiнде, ОнтYCтiк Кдзакстан медицина академиясынын оку YДерiсiн онтайландыфудын непзп багыттарын айкындауга мYмкiндiк бердi. Студенттердщ ^сыныстарын ескере огарыш, енгiзiлген элективп клиникалык пэндер наукаска багытталган мешргерлж кYтiм, мейiрбике iсiндегi зерттеу непздер^ маманданд^1рылган мейiрбикелiк квмек, бастапкы медико-санитарлык квмек, уй жагдайындагы мейiргерлiк кртмтакырыптарын терен колга алуды шештi. Окытушылар кэсiби пэндер бойынша оку процесш ^йымдасгарган кезде студенттердiн элеуметтiк жэне жеке ^з^еттЫктерш дамыту Yшiн наукастармен жэне ^жыммен, наукастын туыстарымен жеке карым-катынас жасауды негiзге алуы кажет.

Кiлтi свздер: мейiргерлiк iс, кэаби крыфеттшк, мейiргерлiк бiлiм беру.

УДК 61:37; 615.1:37

РОЛЬ НАСТАВНИКА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР БАКАЛАВРОВ

Торемурат З., Шалабаева Г.

Западно-Казахстанский высший медицинский колледж, отделение прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело», Уральск, Казахстан

Актуальность. В настоящее время упор в определении целей профессионального обучения сместился с приобретения студентами знаний и умений на формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компетентность. В секторе здравоохранения «компетенции» - это стандарты, которые должны соблюдать медицинский персонал в процессе предоставления медико-санитарных услуг. Компетенции имеют комплексный характер. Со временем медработник переходит с одного уровня компетентности на другой, а также отходит от использования абстрактных знаний к применению знаний на основе конкретного клинически ориентированного опыта. Эти сложные действия также требуют умения рассуждать и выносить суждения, что можно развить только благодаря опыту применения знаний и навыков в условиях практического взаимодействия с пациентами.

Цель работы: выявления характера взаимоотношений между менторами и студентами прикладного бакалавриата.

Материалы и методы исследования: В исследовании участвовали 22 студенты прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» Западно-Казахстанского высшего медицинского колледжа. Работа была проведена с помощью анкетирования. Анкеты включали следующие вопросы: «Какими качествами должен обладать наставник?», «Хотели бы вы иметь одного и того же наставника в течение всего времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.