Научная статья на тему 'РОЛЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ'

РОЛЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Валентина Александровна, Иванова Ирина Викторовна, Щербакова Екатерина Геннадьевна

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания, являющейся одной из актуальных проблем образования на современном этапе. Делается акцент на важности обращения к воспитательным возможностям народной культуры при организации патриотического воспитания детей, поскольку народная культура с педагогической точки зрения является духовно-нравственной средой, в которой объединены все ценности, необходимы для воспитания подрастающего поколения. В статье кратко раскрыто содержание формирующего эксперимента, проведенного в период лагерной смены, анализ результатов которого позволил прийти к выводам о том, что воспитательный процесс, ориентированный на изучение детьми народных традиций, имеет богатый потенциал формирования патриотических качеств личности. Предложенный в его рамках комплекс занятий, методически основанный на использовании коллективных творческих дел, имеет возможности его применения в процессе воспитания патриотических качеств личности. Отдельные мероприятия, вошедшие в комплекс занятий, могут быть реализованы не только в условиях детского оздоровительного лагеря, но и в школе, а также в образовательных организациях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Валентина Александровна, Иванова Ирина Викторовна, Щербакова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOLK TRADITIONS IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN

The article is devoted to the problem of patriotic education, which is one of the urgent problems of education at the present stage. Emphasis is placed on the importance of turning to the educational opportunities of folk culture in the organization of patriotic education of children, since folk culture from a pedagogical point of view is a spiritual and moral environment in which all values are combined, which are necessary for educating the younger generation. The article briefly discloses the content of the formative experiment conducted during the camp shift, the analysis of the results of which led to the conclusion that the educational process, focused on the study of folk traditions by children, has a rich potential for the formation of patriotic qualities of the individual. The set of classes proposed within its framework, methodically based on the use of collective creative deeds, has the possibility of its application in the process of educating the patriotic qualities of a person. Separate activities included in the complex of classes can be implemented not only in the conditions of a children's health camp, but also at school, as well as in educational organizations of additional education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Педагогика

УДК 37.017.925

доктор педагогических наук, профессор Макарова Валентина Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); доктор педагогических наук, доцент Иванова Ирина Викторовна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Щербакова Екатерина Геннадьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РОЛЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания, являющейся одной из актуальных проблем образования на современном этапе. Делается акцент на важности обращения к воспитательным возможностям народной культуры при организации патриотического воспитания детей, поскольку народная культура с педагогической точки зрения является духовно-нравственной средой, в которой объединены все ценности, необходимы для воспитания подрастающего поколения. В статье кратко раскрыто содержание формирующего эксперимента, проведенного в период лагерной смены, анализ результатов которого позволил прийти к выводам о том, что воспитательный процесс, ориентированный на изучение детьми народных традиций, имеет богатый потенциал формирования патриотических качеств личности. Предложенный в его рамках комплекс занятий, методически основанный на использовании коллективных творческих дел, имеет возможности его применения в процессе воспитания патриотических качеств личности. Отдельные мероприятия, вошедшие в комплекс занятий, могут быть реализованы не только в условиях детского оздоровительного лагеря, но и в школе, а также в образовательных организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, народная культура, народная традиция, коллективное творческое дело.

Annotation. The article is devoted to the problem of patriotic education, which is one of the urgent problems of education at the present stage. Emphasis is placed on the importance of turning to the educational opportunities of folk culture in the organization of patriotic education of children, since folk culture from a pedagogical point of view is a spiritual and moral environment in which all values are combined, which are necessary for educating the younger generation. The article briefly discloses the content of the formative experiment conducted during the camp shift, the analysis of the results of which led to the conclusion that the educational process, focused on the study of folk traditions by children, has a rich potential for the formation of patriotic qualities of the individual. The set of classes proposed within its framework, methodically based on the use of collective creative deeds, has the possibility of its application in the process of educating the patriotic qualities of a person. Separate activities included in the complex of classes can be implemented not only in the conditions of a children's health camp, but also at school, as well as in educational organizations of additional education.

Key words: patriotism, patriotic education, folk culture, folk tradition, collective creative work.

Введение. Вопросы, связанные с патриотическим воспитанием детей и молодежи, всегда занимали важное место во всех сферах общества, а также в государственной образовательной политике. Непосредственно содержание патриотического воспитания подрастающего поколения зависит от духовных и нравственных установок общества, которые сопряжены с его историческим прошлым.

Патриотизм выступает в качестве национальной идеи Российской Федерации. Утвержденная в 2020 году Правительством государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025годы», ориентирует на воспитание ответственного, преданного духовно-нравственным идеалам и ценностям гражданина нашей страны.

Целью государственной политики в области патриотического воспитания детей и молодежи является создание условий, благоприятных для повышения гражданской ответственности граждан за судьбу своей Родины, консолидация общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны, укрепления чувства сопричастности граждан к культуре и великой истории России, воспитания гражданина, любящего свою Родину, семью, обладающего активной жизненной позицией и ориентированному на ответственный выбор.

Наряду с тем, что в настоящее время патриотическое воспитание обучающихся выступает в качестве одной из актуальных педагогических задач, сама система образования продолжает оставаться в большей степени ориентированной на обучение, а не воспитание. Появляется необходимость в организации и проведении большего количества разных по форме патриотических мероприятий, ориентированных на формирование патриотических качеств личности обучающихся разных возрастных групп.

Сегодня проблемам формирования патриотизма уделяется пристальное внимание в педагогике, о чем свидетельствуют современные исследования, раскрывающие сущность гражданско-патриотического воспитания (М.В. Богуславский, А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, В.В. Гладких, Н.П. Овчинникова, Н.С. Ульянова и др.).

Существенное место в системе патриотического воспитания детей и молодежи всегда отводилось обращению к народной культуре, которую В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, К.Д Ушинский и другие исследователи рассматривали как обязательную часть патриотического воспитания. Важное значение этно-художественной культуры в патриотическом воспитании обучающихся отмечается в диссертациях Е.З. Соловьёвой [5], И.М. Власовой [1]. В трудах Т.Я. Шпикаловой [7] обращается особое внимание на связь личности с народом в прошлом, настоящем и будущем посредством изучения традиционного народного искусства.

Изложение основного материала статьи. В современном понимании патриотизм представляется одним из нравственных качеств личности, которое личность обретает благодаря соответствующему воспитанию. Согласно К.Д. Ушинскому, патриотическое чувство - это мощное человеческое чувство, «...общественный цемент», который связывает людей в дружное, надежное общество [6, С. 92].

Сегодня особенно актуальны вопросы, связанные с формированием патриотических качеств личности, поскольку процесс организации патриотического воспитания обладает мощным потенциалом, способным возродить духовно-нравственные ценности, объединить российское общество, что тем самым укрепит и государство.

Рассматривая содержание категории «патриотизм», важно обратиться к исследованию А.Г. Рядового, который раскрывает его через систему качеств личности, представленную тремя структурными компонентами, среди которых:

- чувственно-эмоциональная часть, выражающаяся через любовь к малой Родине, к народной культуре, гордость за нацию и ее достижения, чувство неравнодушия и сопричастности к проблемам народа и государства, понимание и осознание роли Отечества в мировой истории, осознание и участие человека в защите Родины и др.;

- духовно-ценностная составляющая, включающая в себя следующие компоненты личностных ценностей: уважение духовно-нравственных ценностей народа, приоритет общегосударственных ценностей в иерархии ценностей личности, готовность жертвовать своими интересами на благо Отечества, способность ставить интересы Родины превыше своих личных;

- практически-деятельная часть, представляющая собой деятельность личности, которая отражает его уровень сформированности патриотических качеств личности и раскрывается через следующие компоненты: преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностей социальной группы, личности; осознанность национально-государственных интересов и реализация деятельности в опоре на сформированные ценности; выражение патриотизма при прямом участии на выборах; готовность рисковать собственной жизнью, защищая Родину; осознание своей этнической принадлежности [4, С. 102-103].

Рефлексия содержания указанного перечня качеств личности позволяет сделать вывод о том, что многие характеристики, раскрывающие сущность патриотизма, имеют непосредственную связь с гордостью человека за свою малую родину, ее культурным достоянием и историческим наследием. В данном ключе важно заметить, что именно малая родина является транслятором народной культуры как ее специфической культурной составляющей.

Ссылаясь на исследования Е.Ю. Дмитриевой и А.О. Сабодаш, заметим, что главными составляющими процесса патриотического воспитания является побуждение детей к чувственным переживаниям, к осмыслению истории и искусства, побуждение к любви окружающего мира, к интересу к традициям и историческому прошлого народа [2]. Реализации обозначенных задач отвечает организация воспитательного процесса с опорой на знакомство детей с народной культурой, отражающей культуру малой родины и страны в целом.

Е.Ю. Дмитриева и А.О. Сабодаш основным компонентом народной культуры называют «душу народа». В смысл данной категории вкладывается национальный и психологический уклад того или иного народа, его самобытность, патриотическая привязанность к истории своей страны [2].

Русская национальная культура выражает народное мироощущение и миропонимание, которые заключаются в образах, духовном опыте, идеях, что оказывает непосредственное влияние на художественную сферу, указывает на уникальность культуры. Народная культура с педагогической точки зрения является духовно-нравственной средой, в которой объединены все ценности, необходимы для воспитания подрастающего поколения.

Народная культура с педагогической точки зрения является духовно-нравственной средой, в которой объединены все ценности, необходимые для воспитания подрастающего поколения. Знакомство с народной культурой предполагает освоение детьми накопленного культурно-исторического опыта поколений, знакомство с обычаями, традициями, произведениями литературы, искусства. Благодаря изучению народной культуры, дети чувствуют свою связь с историческим прошлым, ассоциируют себя с носителями отечественного культурного многообразия [3]. Речь идет о формировании любви к Отчизне, к малой родине, об уважении прав и свобод человека.

Исследуя роль народных традиций в патриотическом воспитании обучающихся, нами был проведен педагогический эксперимент, формирующий этап которого предполагал реализацию разработанного нами цикла мероприятий, основанных на применении КТД, содержательно ориентированных на знакомство детей с народными традициями.

Эксперимент был проведен на базе «Спортивно-оздоровительного центра "Дружба"» в августе 2022 года во время летней лагерной смены.

В исследовании в ходе лагерной смены приняли участие 30 подростков, поделенные соответственно по отрядам, в которых они находились, на две группы по 15 человек. С экспериментальной группой проводились дополнительные воспитательные мероприятия в форме коллективных творческих дел с целью повышения уровня сформированности патриотических чувств личности. Контрольная группа следовала по стандартному воспитательному плану, который был разработан организаторами совместно с вожатыми.

Перечень проводимых коллективно-творческих дел был представлен следующими основными мероприятиями:

- отрядное шествие «Парад флага», задачей которого стало знакомство детей с историей и традициями разных стран мира; каждой группе была предоставлена возможность продемонстрировать культурную тематику разных стран мира, их традиции;

- мероприятия в рамках деятельности художественно-творческих кружков в лагере (лепка в стиле народных художественных промыслов, в частности, Хлудневской и Каргопольской игрушек, изготовление народных костюмов и т.д.);

- конкурс народных песен «Вижу дивные просторы...»;

- конкурс народных танцев «Русская плясовая»;

- конкурс рисунков «Родные пейзажи»;

- викторина «Кто тут главный патриот?», проводимая с целью проверки знаний о своей Родине, о ее ключевых исторических событиях;

- вечернее мероприятие «Традиции твоей страны», задачей которого выступило транслирование участниками смены с использованием художественного образа традиций своей страны;

- конкурс песни «Орлятская песня навсегда в сердце.», задачей которого является знакомство детей с песнями, в которых заложен патриотический дух; дети разучивали и исполняли «Орлятские песни», в которых так или иначе заложен смысл значимого события тех времен.

Сравнительный анализ сформированности патриотических чувств у испытуемых был осуществлен с помощью обращения к методике, разработанной Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Полученные данные отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика сформированности патриотических чувств у испытуемых экспериментальной группы (в %)

По итогам реализации проведенных мероприятий мы пришли к выводу, что народные традиции, как и лагерные традиции (более узкие, отражающие культуру малых групп), оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание подростков.

В контрольной группе существенных изменений в замеряемом показателе не зафиксировано (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика сформированности патриотических чувств у испытуемых контрольной группы (в %)

Проведенный педагогический эксперимент позволил прийти к выводу о целесообразности включения в программу лагерной смены занятий, ориентированных на знакомство детей с народной культурой. Кроме того, технология коллективно-творческих дел, на которую опиралась проводимая воспитательная работа с отрядом на лагерной смене, хорошо зарекомендовала себя в процессе развития патриотических качеств личности.

Выводы:

1. Народная культура с педагогической точки зрения является духовно-нравственной средой, в которой объединены все ценности, необходимы для патриотического воспитания детей и молодежи.

2. Воспитательный процесс, ориентированный на изучение детьми народных традиций, имеет богатый потенциал формирования патриотических качеств личности.

3. Предложенный комплекс занятий, методически основанный на использовании коллективных творческих дел, имеет возможности его применения в контексте воспитания патриотических качеств личности не только в детском оздоровительном лагере. Его отдельные мероприятия могут быть реализованы в школе, в образовательных организациях дополнительного образования.

Литература:

1. Власова, И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте / И.М. Власова: автореф. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - М., 2005. - 22 с.

2. Дмитриева, Е.Ю. Особенности подготовки будущих педагогов к реализации программ патриотического воспитания посредством изучения русской народной культуры [электронный ресурс] / Е.Ю. Дмитриева, О.А. Сабодаш // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-buduschih-pedagogov-k-realizatsii-programm-patrioticheskogo-vospitaniya-posredstvom-izucheniya-russkoy (дата обращения: 23.01.2023)

3. Ешев, М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности / М. Ешев // Власть. - 2013. - № 6. -С. 116-118

4. Рядовой, А.Г. Патриотизм как системно-комплексное качество личности: сущность и содержание [электронный ресурс] / А.Г. Рядовой // Омский научный вестник. - 2008. - №3. - С. 100-103. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/patriotizm-kak-sistemno-kompleksnoe-kachestvo-lichnosti-suschnost-i-soderzhanie (дата обращения: 21.12.2022).

5. Соловьёва, Е.З. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодёжи в процессе возрождения народных обрядов / Е.З. Соловьева: автореф. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. -М., 2011. - 25 с.

6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.2 / К.Д. Ушинский; [вступ. ст., сост. и примеч. С.Ф. Егорова]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 492 с.

7. Шпикалова, Т.Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусства на основе деятельностной парадигмы / Т.Я. Шпикалова // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 6. -С. 52-54

Педагогика

УДК 37.037.1

кандидат психологических наук Маслаков Сергей Игоревич

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Старый Оскол);

кандидат психологических наук, доцент Петрова Ирина Викторовна

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Старый Оскол); ассистент Зангиев Дмитрий Владимирович Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Старый Оскол)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МАКСИМАЛЬНЫХ УСИЛИЙ В ПОДГОТОВКЕ

ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по применению метода максимальных усилий в подготовке тяжелоатлетов. Данный метод направлен на работу спортсмена при максимальном сопротивлении. Сбор и анализ данных осуществлялся в двух группах атлетов. Суть апробируемой методики заключалась в использовании в одной из групп метода максимальных усилий, а в другой - метода повторного максимума. В процессе оценки результатов испытуемые выполняли контрольные упражнения. Это рывок классический, толчок классический, становая тяга, приседания со штангой на плечах. В ходе анализа полученных данных было установлено, что увеличение результатов спортсмена отмечено лишь в двух тестовых упражнениях. Ими выступили становая тяга и приседание со штангой на спине. В соревновательных движениях силового двоеборья прибавка оказалась статистически незначительной. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично.

Ключевые слова: тяжелая атлетика, метод максимальных усилий, рывок классический, толчок классический, становая тяга, приседания со штангой.

Annоtation. The article presents the results of a study on the use of the maximum effort method in the training of weightlifters. This method is aimed at the athlete's work with maximum resistance. Data collection and analysis was carried out in two groups of athletes. The essence of the tested technique was to use the maximum effort method in one of the groups, and the repeated maximum method in the other. In the process of evaluating the results, the subjects performed control exercises. This is a classic jerk, a classic push, deadlift, squats with a barbell on the shoulders. During the analysis of the data obtained, it was found that an increase in the results of the athlete was noted only in two test exercises. They performed deadlift and squat with a barbell on the back. In the competitive movements of the power duathlon, the increase turned out to be statistically insignificant. Thus, the hypothesis was partially confirmed.

Key words: weightlifting, maximum effort method, classic jerk, classic push, deadlift, barbell squats.

Введение. Многолетняя подготовка спортсмена определяется задачами, предусматривающими изменения в определенном направлении. В связи с этим исследования физической культуры и спорта ведутся в различных аспектах. Работы, направленные на доказуемость критериев и параметров тренировочной нагрузки, несут в себе рекомендации для спортсменов различных уровней спортивного мастерства и специализаций, в микро-, мезо-, макроциклах программирования тренировочного процесса.

При подготовке настоящего исследования нами было определено противоречие между использованием различных методов воспитания скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов и их эффективностью. Проблему в изучаемом вопросе мы видим в том, что в работе многих спортивных специалистов недооценивается практическая целесообразность метода максимальных усилий. В большинстве случаев рост спортивных результатов связывают с большим количеством повторов в упражнениях (в качестве которых, к примеру, могут выступить подъём штанги). В то же время, слабо используется интенсивность тренировки с грузом (весовые отягощения), при помощи которой можно усилить межмышечную координацию и получить дополнительные результаты в двигательном действии.

Цель исследования - определить эффективность использования метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей тяжелоатлетов.

Объект исследования - методы воспитания скоростно-силовых способностей у тяжелоатлетов.

Предмет исследования - метод максимальных усилий в тренировочном процессе тяжелоатлетов.

Гипотеза исследования: использование метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей тяжелоатлетов эффективно для таких упражнений, как рывок классический, толчок классический, становая тяга и приседания со штангой.

Практическая часть нашего исследования проходила с 1 февраля по 1 сентября 2022 года на базе спортивного клуба «Армия» (г. Старый Оскол).

Изложение основного материала статьи. Метод максимальных усилий является одним из эффективных способов повышения результативности в самых разных видах спорта. Однако, несмотря на это, в научной литературе его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.