Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / PATRIOTISM / RUSSIAN FOLK CULTURE / TRAINING OF FUTURE TEACHER / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / COGNITIVE COMPONENT / PERSONAL-VALUE COMPONENT / ACTIVITY-PRACTICAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Елена Юрьевна, Сабодаш Ольга Александровна

Проблема патриотического и гражданского воспитания в современном российском обществе особенна актуальна. В связи с этим перед педагогикой как наукой встает проблема, которая заключается в поиске новых эффективных путей, методов и форм для воспитания подрастающего поколения. Одной из проблем педагогики высшей школы является исследование и поиск инновационных методов и форм подготовки будущих педагогов к воспитанию. В статье представлен теоретический анализ процесса подготовки будущих педагогов к реализации программ патриотического воспитания посредством изучения русской народной культуры. Авторами дано определение и выявлена сущность русской народной культуры. В педагогическом смысле русская народная культура представляет собой духовно-нравственную среду, отражающую в себе ценности русского народа, которые необходимы для воспитания подрастающего поколения. Изучение русской народной культуры способствует формированию патриотической культуры и патриотизма как качества личности будущего педагога и способствует расширению методической базы для обучения и воспитания детей. В статье описаны основные компоненты подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию - когнитивный, включающий в себя знания русской народной культуры, личностно-ценностный, включающий в себя патриотическое сознание и культуру, деятельностно-практический компонент, то есть практическое примене ние навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT PROGRAMS OF PATRIOTIC EDUCATION THROUGH THE STUDY OF RUSSIAN FOLK CULTURE

The problem of patriotic and civic education in modern Russian society is particularly relevant. In this regard, pedagogy as a science faces a problem, which is to find new effective ways, methods and forms for the education of the younger generation. One of the problems of pedagogy of higher education is the research for innovative methods and forms of training of future teachers for education. This article presents a theoretical analysis of the process of training of future teachers for implement program of patriotic education through the study of Russian folk culture. The authors define and reveal the essence of Russian folk culture. Russian folk culture in the pedagogical sense is a spiritual and moral sphere that reflects the values of the Russian nation, which are necessary for the education of the younger generation. The study of Russian folk culture contributes to the formation of patriotic culture and patriotism as a quality of personality of the future teacher and contributes to the expansion of the methodological base for the education and upbringing of children. This article describes the main directions of training of future teachers for patriotic education. It`scognitive component, which include knowledge of Russian folk culture, personal-value component, including patriotic consciousness and culture, activity-practical component, that is, the practical application of skills and abilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Dmitriyeva Yelena Yuryevna, Sabodash Olga Alexandrovna THE FEATURES OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS ..

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0016

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2019

Дмитриева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Сабодаш Ольга Александровна, ассистент кафедры педагогики и педагогических технологий Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина (196605, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10; e-mail:olq3458@yandex.ru)

Аннотация. Проблема патриотического и гражданского воспитания в современном российском обществе особенна актуальна. В связи с этим перед педагогикой как наукой встает проблема, которая заключается в поиске новых эффективных путей, методов и форм для воспитания подрастающего поколения. Одной из проблем педагогики высшей школы является исследование и поиск инновационных методов и форм подготовки будущих педагогов к воспитанию. В статье представлен теоретический анализ процесса подготовки будущих педагогов к реализации программ патриотического воспитания посредством изучения русской народной культуры. Авторами дано определение и выявлена сущность русской народной культуры. В педагогическом смысле русская народная культура представляет собой духовно-нравственную среду, отражающую в себе ценности русского народа, которые необходимы для воспитания подрастающего поколения. Изучение русской народной культуры способствует формированию патриотической культуры и патриотизма как качества личности будущего педагога и способствует расширению методической базы для обучения и воспитания детей. В статье описаны основные компоненты подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию - когнитивный, включающий в себя знания русской народной культуры, личностно-ценностный, включающий в себя патриотическое сознание и культуру, деятельностно-прак-тический компонент, то есть практическое примене ние навыков и умений.

Ключевые слова: патриотизм, русская народная культура, подготовка будущего педагога, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, когнитивный компонент, личностно-ценностный компонент, деятельностно-практический компонент.

THE FEATURES OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT PROGRAMS OF PATRIOTIC EDUCATION THROUGH THE STUDY OF RUSSIAN FOLK CULTURE

© 2019

Dmitriyeva Yelena Yuryevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques Sabodash Olga Alexandrovna, Assistant of the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques Pushkin Leningrad State University (196605, Russia, Saint-Petersburg, Pushkin town, shossePeterburgskoye, d. 10; e-mail:olq3458@yandex.ru)

Abstract. The problem of patriotic and civic education in modern Russian society is particularly relevant. In this regard, pedagogy as a science faces a problem, which is to find new effective ways, methods and forms for the education of the younger generation. One of the problems of pedagogy of higher education is the research for innovative methods and forms of training of future teachers for education. This article presents a theoretical analysis of the process of training of future teachers for implement program of patriotic education through the study of Russian folk culture. The authors define and reveal the essence of Russian folk culture. Russian folk culture in the pedagogical sense is a spiritual and moral sphere that reflects the values of the Russian nation, which are necessary for the education of the younger generation. The study of Russian folk culture contributes to the formation of patriotic culture and patriotism as a quality of personality of the future teacher and contributes to the expansion of the methodological base for the education and upbringing of children. This article describes the main directions of training of future teachers for patriotic education. Ifscognitive component, which include knowledge of Russian folk culture, personal-value component, including patriotic consciousness and culture, activity-practical component, that is, the practical application of skills and abilities.

Keywords: patriotism, Russian folk culture, training of future teacher, patriotic education, patriotic consciousness, cognitive component, personal-value component, activity-practical component.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сохранения народных традиций в рамках диалога культур, полиэтнической образовательной среды на сегодняшний день актуальна для современного российского общества. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» направлена на совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечение будущего России как свободного, демократического государства, на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству. Программы гражданско-патриотического воспитания реализуются образовательными организациями всех уровнях образования [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-

ных раньше частей общей проблемы.

В настоящее время особо внимание в педагогике уделено вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Современными исследователями М.В. Богуславским, А.К. Быковым, А.Н. Вырщиковым, В.В. Гладких, Н.П. Овчинниковой, Н.С. Ульяновой и др., рассмотрены цели, задачи, сущность и проблемы граждан-ско-патриотического воспитания. В рамках культурологического подхода патриотическое воспитание рассматривали Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев и др. Особенности подготовки будущих педагогов к осуществлению патриотического воспитания исследованы В.А. Белевцева, Н.А. Вахрушевой, Д.Н. Дементьевой, С.В. Митросенко, Е.В. Левкиной и др. Многие исследователи отмечают тот факт, что одной из задач педагогических вузов является формирование «личности будущего педагога как специалиста патриотического типа, человека культурного, подлинно интеллигентного, способного творчески подходить к решению педагогических задач»[2]. Для

педагогические науки

Дмитриева Елена Юрьевна, Сабодаш Ольга Александровна ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ...

решения данной задачи требуется применение системной целенаправленной работы для организации воспитательно-образовательного процесса в вузе.

На наш взгляд, подготовка будущих педагогов в реализации программ патриотического воспитания будет эффективней, если средством будет погружение студентов в народную культуру, вовлечение их в культурный процесс.

Как компонент воспитания русскую народную культуру рассматривали В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, К.Д Ушинский и другие. Особенности народной культуры изучали в своих работах И.С. Бочарникова, П.С. Гуревич, Д.С. Лихачев, Н.Г. Михайлова и другие.

Формирование целей статьи (постановка задания). В статье проанализированы особенности подготовки будущих педагогов к реализации программ патриотического воспитания в вузе посредством изучения русской народной культуры.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Античный афоризм утверждает: «Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, и любовь ко всем им заключает в себе любовь к родине». Почитание самых близких людей - отца и матери во все времена и у всех народов является незыблемым правилом и основой патриотических чувств [3].

«Любовь к матери и преданность ей - это первая школа патриотизма; и если человек вышел из этой школы неграмотным, ему не овладеть в будущем высшей школой гражданственности - преданностью интересам Родины» - писал В.А. Сухомлинский. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» - подтверждает эту мысль Ш. Монтескье [4]. А В.А. Сухомлинский продолжал высказывать мнение, что «семья - первый родник, из которого начинается великая река патриотических чувств и убеждений». [5]

Таким образом, чувство патриотизма присутствовало в самом народе, передавалось в народе из поколения в поколение и существовало во все времена.

Сегодня патриотизм - это нравственное качество личности. Он является результатом воспитания.

По мнению К.Д.Ушинского, патриотическое чувство - самое высокое, наиболее сильное человеческое чувство, «общественный цемент», который «связывает людей в честное, дружное общество» [6]. В сложившихся условиях очевидна актуальность решения острейших теоретических и практических проблем воспитания патриотизма. Его мощный потенциал должен быть направлен на возрождение духовно-нравственных ценностей, единство российского общества и в конечном итоге -укрепление государства в целом.

Формирование у детей нравственных и личностных качеств, в том числе патриотических, во многом зависит от насыщенности микро и макросреды ребенка образцами достойного поведения. Именно это имел в виду Л. С. Выготский, формулируя центральный закон личностного развития [7]. В данном контексте закон выражается так: патриотические качества формируются у ребенка на принципе включения его в различные формы общения и деятельности в духе уважения и любви к Родине, с близкими и значимыми для ребенка людьми. Исследователи отмечают, что дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Суть патриотического воспитания основывается на формировании нравственных ценностей, таких как -свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, верность, храбрость, героизм. Важным компонентом в формировании этих качеств является побуждение к чувственным переживаниям, осмыслению произведения искусства, любовь к окружающему миру, интерес к историческому прошлому своего народа, города, страны к обрядам и традициям [8]._

По нашему мнению, подготовка будущих педагогов к реализации программ патриотического воспитания должна проводиться целенаправленно.

Многие исследователи формулируют основную задачу высшей школы как «формирование человека культуры, специалиста с определенными жизненными ценностями и идеалами, с верно расставленными приоритетами и нравственными устоями [9,10].

Основываясь на мнении А.В. Захарова, что русская народная культура - это «основа национального духовного богатства» [11], и определении Г.И. Батуриной [12], М.А. Чистяковой [13], рассматривающих народную культуру как «самобытное явление, обладающее богатейшим педагогическим потенциалом», а также, исходя из точки зрения Л.С. Выготского, И.Я. Лернер, Н.М. Скаткина и других, что «в сфере культурного опыта человечества пополняются источники развития личности» [14] и что «образование это основной канал приобщения обучающихся к ценностям культуры» (Н.М. Борытко и др.) [15] мы полагаем, что изучение, познание русской народной культуры актуальное в рамках этнопедагогизации образования способствует формированию патриотической культуры и патриотизма как качества личности. Одним из основных компонентов народной культуры называют «душу народа, то есть национальный и психический склад народа, который обусловливает самобытность и патриотическую привязанность к истории своей Родины.

Русская народная культура, обладая качеством народности, выражает миропонимание и мироощущение народных масс [16]. М. А. Некрасова определяет русскую народную культуру как «огромный мир духовного опыта народа, идей и образов, который влияет на профессионально-художественную сферу; и указывает на особую уникальность русской народной культуры, ее способность служить вдохновением для творчества» [17]. В.В. Зеньковский, А.Б. Измайлова и другие рассматривая народную культуру в педагогическом аспекте определяют ее как духовно-нравственную среду, аккумулирующую ценности, необходимые для воспитания подрастающего поколения» [18-21].

Именно изучение русской народной культуры будущими педагогами приближает их к «народным корням», дает прочувствовать «мудрость веков», позволяет почувствовать себя частью народа, как «носителя национальной культуры, традиций, обычаев» [22].

Основными составляющими элементами народной культуры называют: «общественно-исторический опыт поколения, народные традиции, культуру, обычаи, обряды, литературу, музыку, искусство, любовь к своей Родине, к родной земле, к своему народу, уважение прав на свободу личности, на национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, народному творчеству, народным художественным промыслам» [23].

Для нас русская народная культура включает в себя «исторически сформировавшуюся систему духовных и материальных ценностей, включающих в себя нормы, смыслы и символы народа, произведения народной культуры.

Содержание русской народной культуры включает в себя традиции, фольклор, обычаи, обряды, особенности воспитания, правила и законы жизни русского народа, предметы домашнего обихода, народный костюм, произведения народного искусства, народные произведения и т.д.

Основным условием эффективности применения русской народной культуры в педагогической работе по мнению О.А. Гавриловой является содержания в нем эстетического, художественного и нравственного воспитания [24].

Основными целями и задачами подготовки будущих учителей к реализации программ патриотического воспитания посредством изучения русской народной культуры, по нашему мнению, являются:

- формирование гражданской компетентности буду-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4(29)

67

Dmitriyeva Yelena Yuryevna, Sabodash Olga Alexandrovna pedagogical

THE FEATURES OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS ... sciences

щего педагога [25];

- развитие разнообразных форм подготовки, включение в программы дисциплин системно и целенаправленно активных и интерактивных форм и методов, инновационных технологий;

- способствовать формированию патриотического самосознания и культуры будущих педагогов;

- способствовать усвоению культурно-исторических ценностей, традиций и пониманию роли России в мировой истории;

- формирование активной социально-значимой позиции будущего педагога;

- формирование профессионально-значимых и личностных качеств, таких как гражданственность, патриотизм, ответственность, справедливость, толерантность и т.д., а также социальных компетенций;

- усвоение и использование на практике знаний о русской народной культуре.

Основными блоками для реализации данных целей и задач являются: 1) когнитивный блок, который включает в себя знания русской народной культуры, усвоение культурно-исторических ценностей; 2) личностно-цен-ностный блок, основными задачами которого являются формирование патриотического самосознания и культуры; 3) деятельностно-практический блок - практическое применение навыков и умений.

В педагогическом вузе основными средствами подготовки будущих учителей к образовательной и воспитательной деятельности являются, как правило, лекции, семинары, психолого-педагогическая практика в образовательных учреждениях, учреждениях досуга и в детских оздоровительных лагерях, самостоятельная работа, участие в различного вида педагогических конкурсах, педагогических кружках, в деятельности педагогических отрядов. Данные средства способствуют становлению личности будущего учителя, формированию его профессионально-значимых качеств личности, определенного круга знаний, умений и навыков.

На занятиях педагогики и специальных дисциплин в условиях вузовского образования происходит подготовка будущих учителей к воспитательной деятельности, а именно, в нашем случае - к реализации программ патриотического воспитания посредством изучения русской народной культуры. Студенты знакомятся с духовными народными ценностями и качествами, обычаями и традициями, фольклором, приобретают знания об особенностях патриотического воспитания, о качествах, которые необходимо воспитывать в детях. Организация практических и семинарских занятий способствует созданию особой эмоциональной атмосферы, которая является наряду с умственным фактором условием для интериоризации ценностей.

Новой формой в организации воспитательно-образовательного процесса являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин. На занятиях студенты знакомятся с такими формами как, русский народный танец и хоровод, игра на народных музыкальных инструментах, знакомятся с разными видами народно -прикладного искусства, с игрой на разных музыкальных народных инструментах, обычаи, традициями, народной кухней. Посещают выставки в музеях, разрабатывают познавательные краеведческие и фольклорные игры -занятия.

Особый упор ставился на развитие критического мышления, умения мыслить, доказывать свою точку зрения, составлять суждение, что способствует формированию патриотического сознания и культуры. Эти задачи реализовывались на занятиях спецкурса «Дебаты», который проводился с будущими педагогами в рамках педагогического клуба.

Деятельностно-практический блок реализовывается в рамках психолого-педагогической практики и в педагогической социально-значимой деятельности.

_Выводы исследования и перспективы дальнейших

изысканий данного направления.

Проблема подготовки будущих учителей к реализации воспитательных программ особенно актуальна в настоящее время для высших образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой педагогических кадров. Изучая народную культуру на занятиях педагогических дисциплин, студенты не только знакомятся с исторически сформировавшейся системой духовных и материальных ценностей, включающих в себя нормы, смыслы и символы народа, произведения народной культуры, но и формируют патриотическое самосознание и культуру, личностные качества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493 « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

2. Сергеева В.В. Повышение эффективной профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через формирование патриотической культуры // Педагогическое образование в России. 2013. №2.

3. Назаров В.Н., Сидоров Г.П. Разум сердца. — М., -1989. — с. 154.

4. Воронцов В.Л. Симфония разума: сборник афоризмов и изречений. —М. — 1976. — с.28.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям// Электронный ресурс: http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — М., 1988. — Т. 2.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т.2, Проблемы общей психологии. - Т.3. Детская психология. - Т.4. - М., 1982 - 1984гг.

8. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

9. Ерденова Г. Б. Современные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров // Бiлiм. Образование. 2008. № 1 (38). С. 70—74.

10. Ильичева И. М. Духовность в зеркале философско-психоло-гических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

11. Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. — 2004. — № 7. — С. 105—115.

12. Батурина Г. И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. — Москва: Народное образование, 2002. —112 с.

13. Чистякова, М. А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Чистякова Марина Александровна. — Нижний Новгород, 2007. — 208 с.

14. Гаврилова А.О. Педагогический потенциал русской народной культуры как основа творческих способностей подростка / Гаврилова Алина Олеговна. — дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /. — Волгоград, 2018.

— 190с.

15. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. —181 с.

16. Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление : дис. ... дра. философ. наук: 09.00.01 /ЦукерманВладимир Самойлович.

— Челябинск, 1984. — 403 с.

17. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика / под ред. Д. С. Лихачева. — Москва : Изобр. искусство, 1983. — 343 с., с. 120

18. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. Т.1. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2004 . — 544с.

19. Измайлова А. Б. Сказка в русской народной педагогике : монография /Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. — 171 с.

20. Литвак Р. А. О методологической концепции социокультурного потенциала современных молодежных общественных организаций //Перспективы науки. — 2017. — № 5 (92). — С. 69—73

21. Степин В. С. Цивилизация и культура. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2011. — 408 с.

22. Эмих Н.А. Образ народа как носителя народной культуры: прошлое и настоящее // Вестнник ЧигТУ. №3 (60). 2010. С. 40-44.

23. Мухина В.М., Рустамов А.Ю., Уруджев В.З. Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24835.

24. Гаврилова А.О. Педагогический потенциал русской народной культуры как основа творческих способностей подростка / Гаврилова Алина Олеговна. — дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /. — Волгоград, 2018.

— 190с.

25. Габова М.В., Терентьева Н.П. Стратегии подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета, 2014. №6. С. 98-101.

Статья поступила в редакцию 31.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.