УДК 37.016/.04:316.61 (Курс обучения. Предметное обучение. Общие вопросы дидактики и методики. Обучение с учетом индивидуальных особенностей ученика. Консультирование. Социокультурные аспекты рассмотрения личности. (Социокультура личности). Социализация личности)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
© 2018 Н.И. Верещагина
Верещагина Нина Ивановна, учитель истории и обществознания. E-mail: ninel-vvv@yandex. ru
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов, п.г.т. Усть-Кинельский городского округа Кинель. Самарская область, Россия
Статья поступила в редакцию 30.03.2018
В статье рассматривается содержание процесса формирования патриотической культуры, раскрываемое сквозь призму категорий «патриотизм», «Родина», «защита Отечества» и др.; обосновывается, что основой системы воспитания патриотической культуры подрастающего поколения является патриотизм как одна из базовых национальных ценностей. Процесс формирования патриотической культуры школьников ориентирован на становление высоконравственной личности выпускника, характеристика которой опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В статье обозначены основные направления деятельности педагога общеобразовательной школы по формированию патриотической культуры школьников. Выявляются цели направлений: формирование знаний и представлений об истории Отечества, защитниках Родины, о патриотизме, патриотической культуре; приобщение учащихся к ценностям; развитие у школьников умений, навыков патриотического поведения, приобретение опыта патриотической деятельности. В статье подчеркивается, что в рамках каждого из данных направлений наиболее эффективно осуществляется формирование одного из компонентов патриотической культуры школьников. Так, в рамках первого направления формируется когнитивный компонент патриотической культуры школьников, в рамках второго - ценностный компонент, в рамках третьего - поведенческий компонент. Показано соотношение структурных компонентов патриотической культуры школьников и направлений деятельности учителя по формированию патриотической культуры. В статье представлены некоторые формы и методы формирования патриотической культуры: урочное занятие (урок сообщения новых знаний, урок-практика); беседа, проблемный диалог, решение проблемных заданий, практических задач, работа в группах, работа с текстом учебника как методы. Приводятся примеры использования методов формирования патриотической культуры школьников на уроках обще-ствознания в 6 классе (темы «Потребности человека», «Человек и человечность»). Обосновывается вывод, что содержание таких учебных предметов, как «История», «Обществознание» обладает наибольшими возможностями в аспекте формирования патриотической культуры школьников среднего звена. Ключевые слова: патриотическая культура, школьник, когнитивный компонент, ценностный компонент, поведенческий компонент, ценности, патриотизм, Родина, человек-патриот, направления деятельности педагога, форма, метод.
В современных условиях модернизации российского образования, при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, все более значимым становится формирование социальной культуры подрастающего поколения. В Фундаментальном ядре содержания общего образования социальная культура определена как -
«... осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями, готовность солидарно противостоять глобальным вызовам со-
временной эпохи, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности, способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия» [1, с. 10].
Формирование патриотической культуры школьников как части социальной культуры направлено, прежде всего, на воспитание патриотизма. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
сии патриотизм определен как базовая национальная ценность [2, с. 7]. Воспитание патриотизма, ответственности и других качеств личности - это одна из основных задач государственной политики в области образования на современном этапе развития общества [3, с. 4].
Современные глобальные вызовы, борьба с терроризмом, политическая и социально-экономическая ситуация в стране и в мире выдвигают перед российским обществом кардинальное решение многих проблем, в том числе и проблему, связанную с воспитанием патриотизма, являющимся одной из «форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества, отечества» [4, с. 323].
Критическое осмысление научного знания о патриотизме, методов и приемов его воспитания приводит к необходимости поиска эффективных путей формирования патриотической культуры обучающихся. Школьники, будущие граждане России, должны стать
...«высоконравственными, творческими, компетентными гражданами России, принимающими судьбу Отечества как свою личную, осознающие ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененные в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 11].
Анализ научных исследований по проблеме формирования патриотической культуры молодежи показал, что на сегодняшний день имеется определенная научная база, сформулирован круг идей и подходов к проблеме воспитания патриотической культуры подрастающего поколения [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. На государственном уровне приняты документы о патриотическом воспитании граждан [1; 3; 12; 13; 14]. Вместе с тем, педагогическая деятельность по формированию патриотической культуры школьников осуществляется фрагментарно, без ориентации на раскрытие сущности патриотической культуры как ценностной основы патриотического воспитания подрастающего поколения. Формирование патриотической культуры у школьников - это мало освященная проблема в современном научном педагогическом сообществе. Так, Л.В. Филатовой рассмотрены педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном учреждении [10]. В.В. Сергеева, С.Н. Филипченко ведут речь о формировании патриотической культуры студентов (будущих педагогов, курсантов) [8; 9; 11] М.А. Мазур, В.А. Ружа - военнослужащих [5; 7].
Анализ определений патриотической культуры, представленный указанными авторами позволил определить патриотическую культуру школьника как личностное образование, которое предполагает, во-первых, формирование системы представлений (знаний) о патриотизме; во-вторых, воспитание базовых ценностей патриотического содержания; в-третьих, приобретение опыта реализации поступков, умений, действий патриотической направленности. Иными словами, патриотическая культура школьников - это сложное личностное образование, образующими содержания которого являются когнитивный (знания, представления о патриотизме), ценностный (ценности) и поведенческий (поступки, умения, действия) компоненты.
Когнитивный компонент патриотической культуры включает знания по истории Отечества, знания о малой Родине, о защитниках Родины, о славных страницах героического прошлого, о традициях народов России, о государственных символах, о патриотических праздниках и др.
Содержание ценностного компонента патриотической культуры школьника образуют такие ценности, как «патриотизм», «любовь к Родине», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «защита Отечества», «мир».
Поведенческий компонент патриотической культуры школьника подразумевает соблюдение преемственности поколений; уважение к прошлому своей страны, к традициям, к государственным символам, историческому и культурному наследию, к защитникам страны; уважение к ветеранам войны и труда; участие в праздниках, в акциях, мероприятиях патриотической направленности; выполнение поручений; соблюдение норм чести, достоинства; способность прийти на помощь, сделать выбор в жизненных ситуациях на благо обществу, коллективу; готовность к служению Отечеству, к службе в армии.
Считаем необходимым уточнить, что поведенческий компонент патриотической культуры связан с опытом патриотической деятельности, патриотического поведения школьника. Иными словами, в процессе овладения опытом патриотической деятельности, патриотического поведения формируется данный компонент патриотической культуры.
Обоснование содержания процесса формирования патриотической культуры школьников осуществлялось с опорой на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ориентированный на
становление таких личностных характеристик выпускника, как:
«. любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; <...> социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.» [14, с. 3].
Содержание процесса формирования патриотической культуры школьников, раскрываемое нами сквозь призму категорий «патриотизм», «Родина», «защита Отечества», «долг» и других обусловлено содержанием структурных компонентов патриотической культуры школьников. Содержание данных понятий явилось главным источником для определения содержания процесса формирования патриотической культуры в рамках предмета нашего исследования.
Другим источником формирования такого содержания является обобщенный опыт по воспитанию патриотизма школьников. Патриотизм - это основа системы воспитания патриотической культуры подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм назван «базовой национальной ценностью» [2, с.7].
Направлениями деятельности педагога общеобразовательной школы по формированию патриотической культуры школьников являются:
1) формирование у учащихся системы знаний об истории Отечества, Малой Родины, традициях народов России, о государственной символике, государственной организации России, защитниках Родины, патриотических праздниках и др. на уроках истории, обществознания, классных часах, на занятиях по внеурочной деятельности;
2) приобщение школьников к ценностям патриотической культуры («патриотизм», «любовь к Родине», «гордость» за свою страну, за подвиги народа нашей страны, «уважение» к истории Отечества, культурным, историческим памятникам, к ветеранам войны и труда, «долг», «ответственность», «достоинство» и др.) как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях;
3) формирование умений, навыков, опыта патриотического поведения у школьников (готовность и способность к участию в школьном самоуправлении, делать выбор в жизненных ситуациях на благо обществу, коллективу, быть го-
товым к служению Отечеству, службе в армии, защищать Родину и т.п.) во время проведения мероприятий по внеурочной деятельности: в конкурсах, акциях, проектах, встречах с ветеранами и др.
Целью первого направления является формирование знаний и представлений об истории Отечества, защитниках Родины, о патриотизме, патриотической культуре, благодаря которым школьник обосновывает выбор поступков и ценностей, адекватных патриотическому поведению.
Цель второго направления - приобщение учащихся к ценностям, которые, принимая форму мотивов патриотического поведения школьника, регулируют такое поведение, освящают выбор им поступков патриотической направленности.
Целью третьего направления является развитие у школьников умений, навыков патриотического поведения, приобретение опыта патриотической деятельности, готовность служить Родине и защищать ее.
В рамках каждого из данных направлений наиболее эффективно осуществляется формирование одного из компонентов патриотической культуры школьников. Так, в рамках первого направления формируется когнитивный компонент патриотической культуры школьников, в рамках второго - ценностный компонент, в рамках третьего - поведенческий компонент.
Каждому направлению деятельности учителя по формированию патриотической культуры школьников соответствуют определенные формы и методы обучения. Иными словами, формы и методы обучения, соответствующие конкретному направлению деятельности учителя, способствуют формированию компонента патриотической культуры школьников, развиваемому в рамках данного направления. В тоже время такое соответствие не означает, что в рамках одного направления формируется только один компонент патриотической культуры и используются только данные формы и методы, оно лишь означает, что именно этот конкретный компонент формируется наиболее эффективно именно в рамках данного направления и именно при использовании данных форм и методов.
Так, формирование представлений школьников об истории Отечества, государственной символике, защитниках Родины и др. осуществляется в таких формах обучения, как урочное занятие по истории и обществознанию (урок сообщения новых знаний, кино-урок, урок-экскурсия, урок-игра, урок обобщения и др.), с помощью таких методов, как: беседа, проблемный диалог, сообщение, ре-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
шение проблемных заданий, практических задач, викторины, работа с источником, картой и др.
Приобщение школьников к ценностям происходит в процессе использования ролевой игры, деловой игры, защиты и обсуждений сообщений, проектов, ситуаций морального, нравственного выбора, классных тематических часов, участия в акциях, фестивалях военной песни и др.
Формирование опыта патриотического поведения школьников проводится с помощью различных методов обучения и воспитания: моделирование ситуаций патриотического поведения, социальное проектирование, выполнение школьниками поручений, участие в дежурствах, трудовых десантах, экскурсиях, походах, мероприятиях патриотической направленности (школьные выставки, тематические презентации, встречи с интересными людьми, ветеранами, оказание шефской помощи и др.).
Анализ учебных планов и программ, позволил выявить учебные предметы, содержание которых обладает, на наш взгляд, наибольшими возможностями в аспекте формирования патриотической культуры школьников среднего звена. Это такие учебные предметы, как: «История», «Обществознание». Также выявлены возможности таких предметов, как «Русский язык», «Литература», «География», «Изобразительное искусство», «Музыка» в аспекте формирования патриотической культуры школьников. Их возможности в контексте решения задач нашего исследования не столь велики, как у «Истории», «Обществознания», но все же они обладают некоторым потенциалом для формирования патриотической культуры школьников.
Помимо учебных программ были проанализированы программы по внеурочной деятельности патриотического направления («Моя Малая Родина», «Я - гражданин России», «Дорогою добра»), что позволило, определив их возможности в контексте задач нашего исследования, формировать патриотическую культуру школьников во время внеурочной деятельности.
Приступая к разработке содержания процесса формирования патриотической культуры школьников, мы вычленили понятия, образующие содержание когнитивного компонента патриотической культуры школьников, и понятия, принимающие значение ценностей, которые образуют содержание ценностного компонента патриотической культуры школьников. Отметим, что если на уровне научного материала таких учебных предметов, как «История», «Обществознание»
практически в любой теме можно вычленить те или иные понятия, образующие содержание когнитивного компонента патриотическую культуру школьников, то на уровне научного материала других учебных предметов вычленение таких понятий в полном объеме не представляется возможным. Заметим, что сообщить школьникам знание о данных понятиях в полном объеме и сразу на уровне научного материала любого учебного предмета также не представляется возможным.
Формирование патриотической культуры школьников осуществлялось не только в процессе обучения на уроках истории и обществозна-ния, но и в процессе внеурочной деятельности, благодаря чему становится возможным расширение знаний, продолжение размышлений школьников о человеке-патриоте, о Родине, о ценностях патриотического содержания.
Обратимся к конкретным примерам. Патриотическая культура является частью духовного мира человека. Изучение темы «Потребности человека» (6 класс) способствует развитию духовных потребностей, в том числе и тех, в которых проявляются ценности «любовь к Родине», «долг», «справедливость», «честь».
Целью урока является расширение представлений у учащихся о потребностях и духовном мире человека (когнитивный и ценностный компоненты), формирование таких личностных и познавательных универсальных учебных действий, как умение исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека (поведенческий компонент). В начале урока учитель, применяя метод проблемного диалога, предлагает школьникам ответить на вопросы:
1) Какие потребности есть у человека? (Ответ: «В пище, в воде, одежде, тепле и др.»);
2) Чем они отличаются от потребностей животных? (Ответ: «Человек может терпеть, а, когда ест, соблюдает правила гигиены, эстетики и т.п.»);
3) Что составляет духовный мир человека? (Ответ: «Знания, культура, стремление быть лучше, любовь к человеку, любовь к Родине»);
4) Какие высшие чувства могут быть у человека? (Ответ: «Чувство долга, справедливости, возмущение бесчестным поступком»).
Ученики самостоятельно работают с текстом учебника, пунктом «Мир чувств» [15, с. 37].
В ходе обсуждения, какие чувства есть у человека, подростки приходят к убеждению, что чувство долга надо воспитывать. Педагог поясняет школьникам, что -
«... чувство долга в молодости может отсутствовать или быть слабым<...>, легче увидеть его в действии, глядя на близких нам людей старшего возраста. Чувство долга складывается в результате нашего жизненного ориентирования, а затем уже само направляет нас по жизни» [16, с. 35].
Учитель рассказывает об одной из самых печальных страниц истории Великой Отечественной войны - о блокаде Ленинграда, формируя когнитивный компонент у школьников:
«Все 900 дней ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось в котелок, свари и ешь. Но, измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена» [15, с. 39].
После паузы учитель задает вопросы: «Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? Какие мысли и чувства вызвал у тебя этот рассказ?». Ответы учеников: «Потребности этих людей были выше над удовлетворением голода»; «Люди были честными, готовы умереть ради сохранения коллекции для будущих поколений»; «У них очень большая сила воли, они сохранили коллекцию, чтобы будущие поколения увидели эти растения»; «Если честно, я могу гордиться своим народом»; «Они пожертвовали собой»; «Эти люди очень мужественные», «Они очень выносливые»; «Если бы на их месте были, к примеру, англичане, они съели бы все до крошки. Российские люди совершили великий подвиг, пожертвовали жизнью ради коллекции»; «Эти люди были очень преданы своей Родине»; «Я им благодарна и горжусь ими» и др. Изучая эту героическую страницу в истории нашего государства, учащиеся размышляют о русском национальном характере, о том, какой ценой добывалась Победа ради жизни. Школьники приходят к заключению, что среди чувств особую группу составляют высшие чувства. Развивая мысль о патриотических чувствах, учитель называет нравственные чувства: чувство долга, справедливости, чести, преданности Родине, жертвенности и др.
Формирование патриотической культуры продолжается на уроке по теме «Человек и человечность». Школьники учатся раскрывать на конкретных примерах смысл понятий «человечность», «гуманизм». В ходе данного урока проис-
ходит приобщение школьников к такой ценности, как «гуманизм». Понятие «гуманизм», поясняет учитель, обогащается следующими аспектами: «. во-первых, гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, признающих ценность человека, его жизнь, свободы и права; во-вторых, гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности» [16, с. 92-93].
Учитель обращает внимание школьников на то, что человек - патриот, гуманист, он любит Родину, людей, никогда не причинит зло другим. Важно, чтобы школьники понимали, что гуманизм как принцип поведения связан с патриотизмом. Приводим фрагмент урока.
Учитель: Что общего у понятий «гуманизм» и «патриотизм»?
Ученик: Любовь. Гуманизм - это любовь к людям, «человеколюбие», патриотизм - тоже любовь, любовь к Родине, месту, где человек родился. Учитель: Как связано проявление гуманизма в реальной деятельности с золотым правилом нравственности мы узнаем, прочитав текст рассказа В. Вересаева «Легенда» [15, с. 101].
В ходе обсуждения текста подростки осознают, что человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей.
На практической части урока учитель применяет метод работы в группах. Класс делится на группы, которые составляют рассказы о своих бабушках, дедушках, других пожилых родственниках, описывают их жизненный путь, рисуют открытки с пожеланиями своим старшим родственникам. После обсуждения выполненных заданий обучающиеся приходят к выводу, что подлинное богатство человека не сводится к обладанию золотом, вещами, оно заключается в заботе, внимании, помощи и понимании со стороны окружающих. Выполнение заданий в группах способствует формированию поведенческого компонента патриотической культуры школьника. Учитель предлагает выполнить задание: «С помощью составления собственной шкалы человеческих ценностей разместите на ней под цифрой 1 то, что вы цените в людях больше всего. Далее, в порядке убывания, укажите значимость других ценных качеств» [17, с. 56].
Школьники, выполняя задание, осуществляют нравственную рефлексию, указывают по степени индивидуальной значимости такие ценности, как: «добро», «любовь», «преданность», «честность», «порядочность». Так, в процессе изуче-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
ния тем «Человек славен добрыми делами», «Будь смелым», «Человек и человечность» школьники овладевают содержанием таких понятий, которые обладают значением ценностей, образующих содержание ценностного
Итак, в настоящее время все более актуальной становится проблема формирования патриотической культуры школьников как части социальной культуры, решение которой связано с приобщением школьников к ценности «патриотизм», как одной из базовых национальных ценностей. Процесс формирования патриотической культуры школьников ориентирован на становление высоконравственной личности выпускника.
Целями направлений деятельности педагога общеобразовательной школы по формированию патриотической культуры школьников являются: во-первых, формирование знаний и представлений об истории Отечества, защитниках Родины, о патриотизме, патриотической культуре; во-вторых, приобщение учащихся к ценностям; в-третьих, развитие у школьников умений, навыков патриотического поведения, приобретение опыта патриотической деятельности.
Формирование представлений школьников об истории Отечества, государственной символике, защитниках Родины и др. осуществляется в таких формах обучения, как урочное занятие по истории и обществознанию (урок сообщения но-
вых знаний, кино-урок, урок-экскурсия, урок-игра, урок обобщения и др.), с помощью таких методов, как: беседа, проблемный диалог, сообщение, решение проблемных заданий, практических задач, викторины, работа с источником, картой и др.
Приобщение школьников к ценностям происходит в процессе использования ролевой игры, деловой игры, защиты и обсуждений сообщений, проектов, ситуаций морального, нравственного выбора, классных тематических часов, участия в акциях, фестивалях военной песни и др.
Формирование опыта патриотического поведения школьников проводится с помощью различных методов обучения и воспитания: моделирование ситуаций патриотического поведения, социальное проектирование, выполнение школьниками поручений, участие в дежурствах, трудовых десантах, экскурсиях, походах, мероприятиях патриотической направленности (школьные выставки, тематические презентации, встречи с интересными людьми, ветеранами, оказание шефской помощи и др.).
Содержание таких учебных предметов, как «История», «Обществознание» обладает наибольшими возможностями в аспекте формирования патриотической культуры школьников среднего звена.
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М., Просвещение, 2011. 79 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М., Просвещение, 2009. 29 с.
3. Об образовании. Федеральный закон РФ (утв. Указом Президента РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3): ЬЦр://минобрнауки.рф/документы/29742
4. Современный словарь по общественным наукам / под общей ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М., Изд-во Эксмо, 2007. 528 с.
5. Мазур М.А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 23, с.3.
6. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. 2016. № 6. С. 193-200.
7. Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем. -2012. №6 (14): http://cvberleninka.rU/article/n/patrioticheskava-kultura-i-ee-izmereniva
8. Сергеева В.В. Патриотическая культура будущих педагогов - необходимость современного образования. Новосибирск, САФБД, 2011. 297 с.
9. Сергеева В.В. Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через формирование патриотической культуры // Педагогическое образование в России. 2013. №2. С. 214-222.
10. Филатова Л.В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении: дис. .канд. пед. наук. Самара, 2007. 238 с.
11. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. .доктора пед. наук. Саратов, 2006. 393 с.
12. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. Государственная программа (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 г.): http: // www. ed. gov. ru/ntp/fp/part/
13. Развитие образования на 2013-2020 годы. Государственная программа Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р): http://programs. gov.ru/P ortal/
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897): http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/
15. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.; под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.; Рос. акад. наук, Рос. академия образования. М., Просвещение, 2012. 111 с.
16. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Лискова Т.Е. и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 2-е изд. М., Просвещение, 2014. 111 с.
17.Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 3-е изд. М., Просвещение, 2014. 63 с.
THE CONTENTS OF THE PROCESS OF FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE
OF STUDENTS
© 2018 N.I. Vereshchagina
Nina I. Vereshchagina, the teacher of history and social science. E-mail: ninel-vvv@yandex. ru
State budgetary educational institution secondary school №2 with profound studying of separate subjects of Ust-Kinelsky, Kinel, Samara region, Russia
The article deals with the content of the process of formation of Patriotic culture, revealed through the prism of categories «patriotism», «homeland», «protection of the Fatherland», etc.; substantiates that the basis of the system of education of Patriotic culture of the younger generation is patriotism as one of the basic national values. The process of formation of Patriotic culture of schoolchildren is focused on the formation of a highly moral personality of the graduate, the characteristic of which is based on the Federal state educational standard of basic General education. The article describes the main directions of activity of the teacher of a comprehensive school on the formation of Patriotic culture of schoolchildren. The goals of the directions are revealed: formation of knowledge and ideas about the history of the Fatherland, defenders of the Motherland, patriotism, Patriotic culture; introduction of students to the values; development of students ' skills, Patriotic behavior skills, gaining experience. The article emphasizes that within each of these directions the formation of one of the components of Patriotic culture of schoolchildren is carried out most effectively. Thus, within the framework of the first direction, a cognitive component of Patriotic culture of schoolchildren is formed, within the second - a value component, within the third - a behavioral component. The correlation between the structural components of Patriotic culture of schoolchildren and the activities of the teacher in the formation of Patriotic culture is shown. The article presents some forms and methods of formation of Patriotic culture: a lesson (message of new knowledge, lesson-practice); conversation, problem dialogue, problem solving, practical tasks, group work, working with the text of the textbook as methods. There are examples of the use of methods of formation of Patriotic culture of schoolchildren in the lessons of social science in the 6th grade (topics «Human Needs», «Man and humanity»). The conclusion that the content of such subjects as «History», «social Studies» has the greatest potential in the aspect of the formation of Patriotic culture of secondary school students is substantiated.
Keywords: Patriotic culture, schoolboy, cognitive component, value component, behavioral component, values, patriotism, homeland, person-patriot, activities of the teacher, form, method.
1. Fundamentalnoye yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya (The fundamental core of the content of General education) / Ros. akad. nauk. Ros. akad. obrazovaniya; pod red. Kozlova V.V., Kondakova A.M. 4-e izd. dorab. M., Prosveshcheniye. 2011. 79 s.
2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya (The concept of spiritual and moral development and education of the Russian citizen in the field of General education): proyekt. M., Prosveshcheniye. 2009. 29 s.
3. Ob obrazovanii. Federalnyy zakon RF (On education. Federal law of the Russian Federation) (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ): http://minobrnauki.rf/dokumenty/29742
4. Sovremennyy slovar po obshchestvennym naukam (Modern dictionary of social Sciences) / pod obshchey red. Daniliana O.G., Panova N.I. M., Izd-vo Eksmo. 2007. 528 s.
5. Mazur M.A. Formirovaniye patrioticheskoy kultury u sotrudnikov organov vnutrennikh del (Formation of Patriotic culture among employees of internal Affairs bodies): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. 2013. 23 s.:
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №2, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 2, 2018
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-15-00-08/dissertadva-formirovanie-patrioticheskov-kulturv-u-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del
6. Melnikova A.A., Nuttunen E.A. Formirovaniye patrioticheskoy kultury Shkolnikov kak aktualnaya obrazovatelnaya zadacha v usloviyakh sovremennykh tsennostnykh transformatsiy (Formation of Patriotic culture of schoolchildren as an actual educational task in the conditions of modern value transformations). Nauka i shkola. 2016. № 6. S. 193-200.
7. Ruzha V.A. Patrioticheskaya kultura i eye izmereniya (Patriotic culture and its dimensions). Sovremennyye issledovaniya sotsialnykh problem. 2012. №6 (14): httpy/cyberleninka.m/artirie/n/patrioticheskaya-kultura-i-ee-izmereniva
8. Sergeyeva V.V. Patrioticheskaya kultura budushchikh pedagogov - neobkhodimost sovre-mennogo obrazovaniya (Patriotic culture of future teachers - the need for modern education). Novosibirsk SAFBD. 2011. 297 s.
9. Sergeyeva V.V. Povysheniye effektivnosti professionalno - pedagogicheskoy podgo-tovki budushchikh pedagogov cherez formirovaniye patrioticheskoy kultury (Improving the effectiveness of professional and pedagogical training of future teachers through the formation of Patriotic culture). Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2013. №2. S. 214-222.
10. Filatova L.V. Pedagogicheskiye usloviya vospitaniya patriotizma rebenka v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii (Pedagogical conditions of education of patriotism of the child in preschool educational institution): dis. ...kand. ped. nauk. Samara. 2007. 238 s.: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-15-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviva-vospitaniva-patriotizma-rebenka-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii/
11. Filipchenko S.N. Formirovaniye patrioticheskoy kultury kursantov v protsesse obucheniya v voyennom vuze (Formation of Patriotic culture of cadets in the process of studying at a military University): dis. .doktora ped. nauk. Saratov. 2006. 393 s.: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-patrioticheskoi-kulturv-kursantov-v-protsesse-obucheniva-v-voennom-vuze
12. Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gg. Gosudarstvennaya programma (Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020. State program) (utv. Rasporyazheniyem Pravitelstva RF № 1493 ot 30 dekabrya 2015 g.) http: // www.ed.gov.ru/ntp/fp/part/
13. Razvitiye obrazovaniya na 2013-2020 gody. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii (The development of education for 2013-2020. State programme of the Russian Federation) (utv. Rasporyazheniyem Pravitelstva RF ot 22 noyabrya 2012 g. №2148-r): http://programs.gov.ru/Portal/
14. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (Federal state educational standard of basic General education) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897) http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/
15. Obshchestvoznaniye. 6 klass (Social science. Class 6): ucheb. dlya obshcheobrazovat. uchrezhdeniy / Vinogradova N.F., Gorodetskaya N.I., Ivanova L.F. i dr.; pod red. Bogolyubova L.N., Ivanovoy L.F.; Ros. akad. nauk. Ros. akademiya obrazovaniya. izd-vo «Prosveshcheniye». M., Prosveshcheniye. 2012. 111 s.
16. Obshchestvoznaniye. Pourochnyye razrabotki. 6 klass (Social science. Time development. Class 6): posobiye dlya uchiteley obshcheobrazo-vatelnykh organizatsiy / Gorodetskaya N.I., Ivanova L.F., Liskova T.E. i dr.; Ros. akad. nauk. Ros. akad. obrazovaniya. 2-e izd. M., Prosveshcheniye. 2014. 111 s.
17. Obshchestvoznaniye. Rabochaya tetrad. 6 klass (Social science. Workbook. Class 6): posobiye dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel-nykh organizatsiy / Ivanova L.F., Khoteyenkova Ya.V.; Ros. akad. nauk. Ros. akad. obrazovaniya. 3-e izd. M., Prosveshcheniye. 2014. 63 s.