УДК 37.02
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5-6 КЛАССАХ
RAISING PATRIOTIC AWARENESS OF 5-6TH YEAR STUDENTS IN SOCIAL STUDIES CLASS
© 2017
Н.И. Верещагина N.I. Vereshchagina
В статье описан процесс формирования патриотической культуры школьников на уроках общество-знания в 5-6 классах с использованием культурологического, аксиологического и деятельностного подходов. Обосновано, что с помощью культурологического подхода учитель выделяет культурную составляющую знаний об обществе, что реализация аксиологического подхода обеспечивает понимание школьниками смысла таких ценностей, как «патриотизм», «Родина», «добро», «ответственность» и др., реализация дея-тельностного подхода - формирование опыта таких действий, как заступничество за младших, помощь старшим, активная забота о малой родине. Указаны формы и методы обучения, с помощью которых формируется патриотическая культура школьников. Представлены фрагменты уроков на темы «По лестнице добра», «Жажда мудрости» (5 класс), «Человек - личность», «Человек и его деятельность», «Потребности человека», «Общение», «Человек славен добрыми делами» (6 класс). Даны примеры использования метода проблемной беседы и метода проблемного диалога как методов, с помощью которых школьники учатся критически мыслить, принимать продуманные решения, дискуссировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения; метода продуктивных заданий, с помощью которых у школьников развивается нравственная рефлексия, происходит оценивание своих действий, поступков, различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций.
Ключевые слова: патриотизм; культура; патриотическая культура; школьник; урок; обществознание; культурологический подход; аксиологический подход; деятельностный подход; формирование; форма; метод.
The article presents the results of raising 5—6th form students' patriotic awareness in Social Studies classes by employing the culturological, axiological and activity-based approaches. It proves that using the culturological approach leads to singling out the value component of knowledge about the society, and the axiological approach helps the students grasp the idea of such concepts as "patriotism", "homeland", "good", "responsibility", etc., that the activity approach is aimed at teaching to protect the young, the ability to show respect for elders, the ability to take care of a minor homeland. Forms and methods of raising patriotic culture awareness of schoolchildren are presented. The author provides the parts of the lessons that have the following headings: "Up the ladder of good", "Thirst for wisdom" (5th grade), "Human being as a personality", "People and what they do", "Human needs", "Communication", "Man is known for his good deeds" (6th grade). She gives the examples of using the method of a problem talk and a problem dialogue as effective ways of teaching critical thinking, making serious decisions, debating and providing reasonable arguments for the point of view; the method of performing effective tasks with the help of which students develop their moral reflection, estimate their actions, actions, various life situations, actions of other people in terms of morality.
Keywords: patriotism; culture; patriotic culture; schoolchild; lesson; Social Studies; culturological approach; axiological approach; activity-based approach; development; form; method.
Проблема патриотического воспитания школьников - важная социально-педагогическая проблема, решение которой привлекает внимание многих современных исследователей [1-9]. Одним из аспектов данной проблемы является формирование патриотической культуры школьников как сложного личностного образования, состоящего из когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов.
Мы полагаем, что в качестве подходов к формированию патриотической культуры в школе можно выделить культурологический, аксиологический и деятельност-ный. В данной статье покажем, каким образом использование указанных подходов позволяет формировать патриотическую культуру школьников.
Использование культурологического подхода позволяет раскрыть перед школьниками культурный смысл знаний об обще-
стве. Основой содержания знаний об обществе являются моральные и правовые нормы. Формированию когнитивного компонента патриотической культуры пятиклассников способствует изучение таких тем, как «Все науки об обществе», «Жажда мудрости», «О прошлом, настоящем и будущем», «По лестнице добра», «Разобраться в себе и помочь другим», «Наука о власти». Школьники знакомятся с такими понятиями, как «закон», «культура», «мораль», «нравственность», «этика» и др. В пятом классе формируются основы знаний о патриотической культуре, о ее ценностях (патриотизм, Родина, добро, ответственность).
Использование аксиологического подхода содействует пониманию школьниками смысла ценностей, развитию способности школьников к их осмыслению. При формировании ценностного компонента патриотической культуры происходит приобщение школьников к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, долг, ответственность и др. Многие проблемные вопросы при реализации названных подходов раскрываются через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Это создает условия для единства обучения и воспитания, определяющего образцы достойного поведения, что ведет к формированию патриотической культуры школьника.
С использованием деятельностного подхода формируется поведенческий компонент патриотической культуры. На уроках обществознания школьники осуществляют проектную деятельность, решают проблемные задачи, осмысляют жизненные ситуации, обретают опыт патриотического поведения.
При изучении ряда тем учитель использует метод проблемного диалога как «метод получения нового знания через выявление проблемы путем постановки серии вопросов и поиска способов её решения, основанный на самостоятельной деятельности учащихся» [10, с. 17]. С помощью этого метода учитель учит школьников «критически мыслить, формирует способности учащихся принимать продуманные реше-
ния, участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей» [11, с. 87].
Так, на уроке по теме «По лестнице добра» учитель, формируя когнитивный компонент патриотической культуры, знакомит школьников с понятиями «этика», «общечеловеческие ценности», «добро». Пятиклассники получают представление о науке, которая помогает разобраться в том, что такое добро, а что такое зло, признают важность моральных норм для каждого человека. Учитель создает проблемную ситуацию и ведет к формулированию проблемы с помощью проблемного диалога:
Учитель: Ребята, скажите, какими бывают герои сказок?
Ученик: Добрыми, злыми, плохими, хорошими, сильными, слабыми, хитрыми, честными...
Учитель: Как обычно изображается в сказках Баба Яга? Какой она герой?
Ученик: Отрицательный.
Опираясь на отрывок текста В.Я. Проппа о Бабе Яге [12], педагог задает вопрос: «Можно ли на основании прочитанного сказать про Бабу Ягу что-то хорошее?» Школьники отвечают, что у Бабы Яги есть и положительные качества (дает советы, помогает волшебными вещами), и отрицательные (людоедка, ведьма). Учитель подводит учеников к формулировке проблемы урока (Как наука этика помогает отличить добро от зла), просит вспомнить ситуации из литературных произведений, где герои поступают в соответствии с общечеловеческими ценностями (совершают добрые поступки) или, напротив, нарушают их. Ученики приводят примеры, затем, прочитав раздел учебника («Наука о правилах поведения» [13, с. 51-54]), формулируют своими словами, что такое этика, какие вопросы она изучает, чем важно этическое знание для отдельных людей и общества в целом.
Школьники приходят к выводу, что этическое знание помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести
себя в жизненных ситуациях, в которых человеку надо сделать нравственный выбор. Так учитель подводит учеников к пониманию того, что освоение понятий этики, осознание требований морали, принятие общечеловеческих ценностей лежат в основе формирования патриотической культуры.
Поведенческий компонент патриотической культуры формируется на втором занятии по этой теме. Учитель, применяя метод решения жизненных задач и метод создания проектов, развивает навыки и умения такого поведения, при котором школьник сможет понять другого, окажет помощь человеку, будет неравнодушным к проблемам семьи, общества, страны, Родины, поведет себя в жизненных ситуациях как личность, как человек-патриот.
На уроке на тему «Жажда мудрости» учитель предлагает осмыслить ситуацию «Ссора братьев»: «Твой друг старательно выполнил домашнее задание в тетради, но позднее оказалось, что его младший брат разрисовал тетрадь красками. Друг расстроился, накричал на малыша». Ученики предлагают варианты выхода из сложившейся ситуации. Педагог использует метод парной работы: один ученик выступает в роли старшего брата, другой - свидетеля конфликта и советчика. Школьники обращаются к материалам, собранным под заголовком «Учимся работать с дополнительной информацией» в разделе «О взаимоотношениях детей в семье» [13, с. 25-27].
В результате обсуждения пятиклассники приходят к выводу, что ссора произошла из-за непонимания особенностей взаимоотношения детей дошкольного и подросткового возраста, что старшему брату следует убирать тетради, уделять внимание младшему, играть с ним и т.д. Так, применяя метод решения жизненных задач, педагог развивает навыки и умения такого поведения школьника, при котором он старается находить выход из конфликтной ситуации, учится понимать другого человека, старается оказать помощь. Дети осознают, что в семье, во взаимоотношениях с близкими людьми, в оказании помощи родным и близ-
ким закладываются навыки патриотического поведения.
В 6 классе изучение темы «Человек в социальном измерении» расширяет представления школьников о личности и качествах, необходимых для формирования социальных черт, присущих человеку-патриоту (содержание урока «Человек - личность» способствует формированию когнитивного компонента), о человеческой деятельности (содержание урока «Человек и его деятельность» способствует формированию поведенческого компонента). Проблеме качеств, свойственных нравственному человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни» (на данном уроке формируется ценностный компонент), а работа по теме «Человек среди людей» позволяет школьникам осмыслить вопросы взаимоотношения человека с другими людьми.
Формируя знания о человеке-патриоте, учитель объясняет школьникам смысл понятия «личность» как социальной характеристики человека. Одна из задач урока на тему «Человек - личность» - показать на конкретных примерах особенности сильной личности, достойной уважения и общественного признания. В начале урока учитель, опираясь на метод проблемного задания, побуждает школьников поразмышлять над следующими вопросами: «Какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у каждого из вас?»; «Над чем нужно работать, чтобы действовать успешно?»; «Есть ли у вас черты сильной личности и над чем еще предстоит поработать, какие качества вы должны воспитать в себе?»
Развивая мысль о человеке-патриоте, учитель предлагает учащимся подумать над вопросами: «Какими чертами должен обладать человек-патриот?», «В чем проявляется патриотизм человека?», «Всякая ли личность - патриот?», «Патриот - это личность?» В результате совместных размышлений под руководством учителя школьники приходят к пониманию того, что личность - это совокупность качеств человека, которые воспитываются в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении
с другими людьми (когнитивный компонент). Лейтмотивом данного урока является мысль о том, что человек становится личностью в школе, в семье. Учитель доказывает, что сильные качества личности воспитываются благодаря усилиям самого человека, воспитанию родителей, наставников, учителей; что у подростка учеба - главный вид деятельности, нелегкий, требующий от школьника много усилий, преодоления препятствий. Закреплению полученных знаний по теме «Человек - личность», выработке поведенческого компонента патриотической культуры способствует метод выполнения продуктивных заданий на уроке-практикуме. Прочитав тексты с описанием жизненных ситуаций [14, с. 16-17], школьники высказывают свое мнение о том, кого из персонажей можно назвать сильной личностью, и составляют словесный портрет сильной личности. Например, школьники называют сильной личностью Валентина, который ухаживает за больной матерью. Споры у школьников вызвала ситуация, в которой брат вступился за младшую сестренку, взял ее вину на себя, обманув родителей. С одной стороны, рассуждают ученики, «Олег поступил правильно, защитил сестренку от наказания, взял ответственность на себя», но, с другой стороны, «обманывать родителей плохо». Обсуждая сложную ситуацию, ученики пришли к выводу, что родителей и других людей обманывать нельзя, это черта слабой личности, а не сильной. Таким образом школьники «встретились» с такой важной ценностью патриотической культуры, как «честность», и осознали, что поступать честно значит поступать правильно, как поступают сильные личности, патриоты.
Эффективность данного урока в аспекте формирования патриотической культуры школьников достигается за счет того, что в знании, образующем его содержание, выделяется ценностная составляющая. Речь идет о ценностях, образующих содержание ценностного компонента патриотической культуры, о долге, ответственности, честности.
Формированию качеств, характеризующих человека как патриота (целеустремленность, ответственность за свои действия (ценностный компонент)), осознанию школьниками того, что без преодоления трудностей нельзя достичь положительного результата (поведенческий компонент), способствует изучение темы «Человек и его деятельность». Учитель, используя проблемный диалог, задает шестиклассникам вопросы: «Зачем человеку нужна цель в жизни?», «Почему плохо жить без цели?», «Как в труде проявляются способности человека?», «Смотри дерево в плодах, а человека в делах. Как ты понимаешь это выражение?». Школьники осознают: чтобы добиться желаемых результатов в какой-либо деятельности, человек должен проявлять волю, целеустремленность, преодолевать трудности и правильно организовывать свою деятельность.
Патриотическая культура - часть духовного мира человека. Изучение темы «Потребности человека» способствует развитию духовных потребностей, в том числе патриотических, как одних из высших потребностей человека. В начале урока учитель задает вопросы: «Какие потребности есть у человека?», «Чем они отличаются от потребностей животных?», «Что составляет духовный мир человека?», «Какие высшие чувства могут быть у человека?» После проведения диалога по вопросам ученики самостоятельно работают с текстом учебника (раздел «Мир чувств» [14, с. 37]). После этого школьники обсуждают материал и приходят к пониманию того, что чувство долга надо воспитывать. В ходе подобных бесед ученики познакомились, к примеру, с такой ценностью патриотической культуры, как долг. Педагог поясняет школьникам, что такое долг, приводит следующее суждение: «Чувство долга в молодости может отсутствовать или быть слабым ... легче увидеть его в действии, глядя на близких нам людей старшего возраста. Чувство долга складывается в результате нашего жизненного ориентирования, а затем уже само направляет нас по жизни» [15, с. 35].
Уроки-практикумы по обществозна-нию в 6 классе (по темам «Человек в социальном измерении», «Человек среди людей», «Нравственные основы жизни») способствуют формированию поведенческого компонента патриотической культуры, так как школьники применяют полученные знания и умения в деятельности. Размышляя над вопросами, выполняя продуктивные задания, участвуя в обсуждении жизненных ситуаций, в ролевых играх, школьники формируют умения, образующие содержание патриотической культуры: умение выражать свою позицию, критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения. На уроках мы объясняем сущность труда как основы жизни человека, воспитываем в школьниках трудолюбие, упорство, целеустремленность в достижении результатов. Патриот, рассуждаем мы вместе с детьми, это такой человек, который трудится, делает дела, полезные обществу, стране.
Развивая мысль о патриоте, о его качествах, мы сообщаем школьникам, что человек-патриот умеет общаться, находить общий язык со всеми людьми, младшими и старшими. На уроке по теме «Общение» учащиеся осмысливают свой опыт общения со сверстниками, людьми старшего и младшего поколения (поведенческий компонент).
Процесс формирования ценностного компонента патриотической культуры про-
исходит в ходе урока-практикума на тему «Человек славен добрыми делами». Школьники учатся нравственной рефлексии, дают оценки своим действиям, действиям других людей. Этому способствует выполнение творческих заданий: «Придумай не менее пяти предложений со словами "добрый", "доброта"»; «В известном детском мультфильме старуха Шапокляк утверждала: "Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя". Возрази ей, представив не меньше трех аргументов»; «Вставь пропущенное слово: "... сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло" [Цит. по: 16, с. 48]. Объясни, как ты понимаешь смысл этих строк». Обсуждая ответы одноклассников, дети размышляют о добром человеке, как «о хорошем, которого уважают, любят»; «к доброму человеку тянутся, с ним дружат, у него просят совета, помощи».
В ходе беседы ученики рассказывают о добрых людях, которых они встречали в жизни, чаще всего о своих родителях, старших братьях, сестрах. Применяя методы беседы, выполнения заданий, учитель способствует развитию у школьников нравственной рефлексии, способности к оцениванию своих действий, поступков, различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций, формируя ценностный компонент патриотической культуры.
& & &
1. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 160 с.
2. Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. 2012. № 1. С. 130-133.
3. Аронов А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1990. 53 с.
4. Бурлакова И.В. Социально-ценностные тематические мероприятия как форма воспитания в учреждении дополнительного образования // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 38-44.
5. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. 2010. № 4. С. 3-8.
6. Зарецкая И.И. Социальный опыт как источник становления патриотического сознания детей и молодежи // Воспитание школьников. 2015. № 6. С. 3-8.
7. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. Режим доступа: http://cyberienmka.ru/artide/n/formirovame-patrioticheskogo-soznaniya-uchaschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly (дата обращения 01.07.2017).
8. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 3-11.
9. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65-69.
10. Данилов Д.Д., Ярославцева М.Ю. Обществознание. 5 класс : метод. рекомендации для учителя. М. : Баласс, 2013. 144 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
11. Кудерова М.П. Формирование гражданской культуры учащихся старших классов на уроках истории и обществознания // Гражданско-патриотическое воспитание в образовательном учреждении: проблемы, опыт, перспективы : материалы всерос. науч.-практ. конф. (11 декабря 2015 г.) / сост. и науч. ред. Е.И. Тихомирова. Самара : Научно- технический центр, 2016. С. 85-88.
12. Пропп В.Я. Баба Яга в волшебной сказке // Исторические корни волшебной сказки. Л. : ЛГУ, 1986. 368 с.
13. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е. Обществознание («Зачем изучать общество?»). 5 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений. М. : Баласс, 2012. 144 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
14. Обществознание. 6 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Ф. Виноградова и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М. : Просвещение, 2012. 111 с.
15. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.И. Городецкая и др. М. : Просвещение, 2014. 111 с.
16. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание: Рабочая тетрадь. 6 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2014. 63 с.