Научная статья на тему 'Модель формирования патриотической культуры школьников'

Модель формирования патриотической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ПОДХОД / СОДЕРЖАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ФОРМА / МЕТОД / CULTURE / PATRIOTISM / PATRIOTIC CULTURE / SCHOOLBOY / FORMATION / MODEL / STRUCTURAL COMPONENTS / APPROACH / CONTENT / DIRECTION OF THE TEACHER’S ACTIVITY / FORM / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Оксана Константиновна, Верещагина Нина Ивановна

Исследование обосновывает важность формирования патриотической культуры школьника как части социальной культуры личности; определяет необходимость разработки модели формирования патриотической культуры учащихся; предлагает модель формирования патриотической культуры школьников, включающая цель, структурные компоненты патриотической культуры, подходы, содержание процесса формирования патриотической культуры учащихся, направления деятельности учителя, формы и методы, прогнозируемый результат; представляет содержание когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов патриотической культуры школьников; обосновывает выбор культурологического, аксиологического и деятельностного подходов в качестве подходов к формированию патриотической культуры; доказывает, что использование культурологического подхода, снимая узкую познавательную направленность знания истории Отечества, знания о малой Родины и другого подобного знания, позволяет выделить ценностную составляющую данного знания и раскрыть перед школьниками его культурный смысл; выявляет, что аксиологический подход направлен на понимание смысла ценностей, образующих содержание ценностного компонента патриотической культуры, на развитие способности школьников к их осмыслению; аргументирует, что деятельностный подход направлен на формирование опыта патриотического поведения школьников, проявляемого в поступках, в деятельности патриотической направленности; определяет направления деятельности учителя по формированию патриотической культуры школьников: формирование знаний школьников, приобщение школьников к ценностям, формирование опыта патриотического поведения учащихся, и выявляет цель каждого направления; показывает соотношение структурных компонентов патриотической культуры школьников и направлений деятельности учителя по формированию такой культуры; представляет формы и методы формирования патриотической культуры; приводит примеры использование методов формирования патриотической культуры школьников на уроках истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research substantiates the importance of forming a patriotic culture of a schoolchild as part of a person’s social culture; determines the need to develop a model for the formation of patriotic culture of students; a model for the formation of a patriotic culture of schoolchildren is proposed, including the goal, the structural components of patriotic culture, approaches, the content of the process of forming patriotic culture of students, the activities of the teacher, the forms and methods, the predicted result; the content of the cognitive, value and behavioral components of patriotic culture of schoolchildren is presented; the choice of culturological, axiological and activity approaches is justified as approaches to the formation of patriotic culture; It is proved that the use of the culturological approach, removing the narrow cognitive orientation of knowledge of the history of the Fatherland, knowledge of the small country and other similar knowledge, allows us to distinguish the value component of this knowledge and to reveal to its students its cultural meaning; it is revealed that the axiological approach is aimed at understanding the meaning of values that form the content of the value component of patriotic culture, on developing the ability of schoolchildren to understand them; argues that the activity approach is aimed at forming the experience of patriotic behavior of schoolchildren, manifested in deeds, in the activity of a patriotic orientation; the directions of the teacher’s activity in the formation of the patriotic culture of schoolchildren are defined: the formation of schoolchildren’s knowledge, the introduction of schoolchildren to values, the formation of experience in the patriotic behavior of students, and the goal of each direction is revealed; shows the correlation of the structural components of the patriotic culture of schoolchildren and the directions of the teacher’s activity in the formation of such a culture; forms and methods of forming a patriotic culture are presented; examples are given of the methods used to form patriotic culture of schoolchildren in history lessons.

Текст научной работы на тему «Модель формирования патриотической культуры школьников»

УДК 37.035.6

Позднякова О.К. , Верещагина Н.И.

Самарский государственный социально-педагогический университет, г Самара, Россия

E-mail: oksana_1970@mail.ru ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов, п.г.т. Усть-Кинельский, го. Кинель, Самарская область, Россия

E-mail: ninel-vvv@yandex.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛЬНИКОВ

Исследование обосновывает важность формирования патриотической культуры школьника как части социальной культуры личности; определяет необходимость разработки модели формирования патриотической культуры учащихся; предлагает модель формирования патриотической культуры школьников, включающая цель, структурные компоненты патриотической культуры, подходы, содержание процесса формирования патриотической культуры учащихся, направления деятельности учителя, формы и методы, прогнозируемый результат; представляет содержание когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов патриотической культуры школьников; обосновывает выбор культурологического, аксиологического и деятельностного подходов в качестве подходов к формированию патриотической культуры; доказывает, что использование культурологического подхода, снимая узкую познавательную направленность знания истории Отечества, знания о малой Родины и другого подобного знания, позволяет выделить ценностную составляющую данного знания и раскрыть перед школьниками его культурный смысл; выявляет, что аксиологический подход направлен на понимание смысла ценностей, образующих содержание ценностного компонента патриотической культуры, на развитие способности школьников к их осмыслению; аргументирует, что деятельностный подход направлен на формирование опыта патриотического поведения школьников, проявляемого в поступках, в деятельности патриотической направленности; определяет направления деятельности учителя по формированию патриотической культуры школьников: формирование знаний школьников, приобщение школьников к ценностям, формирование опыта патриотического поведения учащихся, и выявляет цель каждого направления; показывает соотношение структурных компонентов патриотической культуры школьников и направлений деятельности учителя по формированию такой культуры; представляет формы и методы формирования патриотической культуры; приводит примеры использование методов формирования патриотической культуры школьников на уроках истории.

Ключевые слова: культура, патриотизм, патриотическая культура, школьник, формирование, модель, структурные компоненты, подход, содержание, направление деятельности учителя, форма, метод.

В современных условиях модернизации российского образования, при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, все более значимым становится формирование патриотической культуры, как части социальной культуры подрастающего поколения.

Социальная культура личности, как отмечается в Фундаментальном ядре содержания общего образования, включает «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями, готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности, способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей,

народом, Отечеством, забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия» [18, с. 10].

Образовательное пространство современной российской школы должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, независимо от их национальной принадлежности и конфессиональных предпочтений. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, определены как базовые национальные ценности. Одним из традиционных источников нравственности является патриотизм как любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.

Анализ исследований по проблеме воспитания патриотической культуры молодежи [9; 10; 14; 15; 17] показал, что на сегодняшний день имеется определенная научная база, сформулирован круг идей, положений и подходов к

Модель формирования патриотической культуры...

Позднякова О.К., Верещагина Н.И.

проблеме воспитания патриотической культуры. Вместе с тем, остается ряд вопросов, которые еще не стали предметом научного изучения. Одним из таких вопросов является разработка модели формирования патриотической культуры школьников. В рамках данной статьи мы представим такую модель.

Модель содержит: 1) цель; 2) структурные компоненты патриотической культуры; 3) подходы к формированию патриотической культуры школьников; 4) содержание процесса формирования патриотической культуры учащихся; 5) направления деятельности учителя по формированию патриотической культуры; 6) формы и методы формирования патриотической культуры; 7) прогнозируемый результат.

Целью реализации данной модели является формирование патриотической культуры школьников. Это и есть, собственно, цель модели.

Структурными компонентами патриотической культуры, как это обосновано одним из авторов данной статьи, являются когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент включает знания истории Отечества, знания о малой Родине, о защитниках Родины, о славных страницах героического прошлого и др. Содержание ценностного компонента патриотической культуры школьника образуют такие ценности, как «патриотизм», «любовь к Родине», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «защита Отечества», «мир». Поведенческий компонент патриотической культуры школьника подразумевает соблюдение преемственности поколений; уважение к прошлому своей страны, к традициям, к государственным символам и т.д.; уважение к ветеранам войны и труда; участие в праздниках, в акциях, мероприятиях патриотической направленности и др. [2, с. 47-51].

В качестве походов к формированию патриотической культуры школьников мы выделяем культурологический, аксиологический и деятельностный.

Культурологический подход, по утверждению Н.Б. Крыловой, изменяя представление об основополагающих ценностях как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы

и содержание обучения [7, с. 65-66]. Мы полагаем, что использование данного подхода снимает узкую познавательную направленность знания истории Отечества, знания о малой Родины, о защитниках Родины, о славных страницах героического прошлого и другого подобного знания и позволяет выделить ценностную составляющую данного знания и раскрыть перед школьниками его культурный смысл.

Аксиологический подход, как отмечает В.Е. Мусина, предполагает рассмотрение личности как центра системы ценностей и главного ее носителя. Данный подход способствует трансляции «идей, понятий, ценностей, которые традиционно выступали в роли непреходящего значения стимулов человеческой жизни и деятельности, как ориентиров поведения и деятельности и новых, актуализировавшихся в современных условиях ценностей» [11, с. 73]. Аксиологический подход направлен на понимание смысла ценностей, образующих содержание ценностного компонента патриотической культуры, на развитие способности школьников к их осмыслению.

Деятельностный подход базируется на понятии «деятельность», понимаемом учеными как «мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели» [5, с. 103]. Деятельностный подход в контексте патриотического воспитания «определяет направленность самореализации и социального поведения граждан на обеспечение устойчивого развития страны» [8, с. 8]. Согласно данному подходу патриотизм проявляется в активности личности, в ее деятельности на благо Отечества, ближайшего социума. Деятельностный подход направлен на формирование опыта патриотического поведения школьников, проявляемый в деятельности патриотической направленности.

Обоснование содержания процесса формирования патриотической культуры школьников осуществлялось нами с опорой на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ориентированный на становление таких личностных характеристик выпускника как: «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жиз-

ни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; <.. .> социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.» [16, с. 3].

Направлениями деятельности учителя по формированию патриотической культуры школьников являются:

1) формирование знаний школьников об истории Отечества, малой Родины, традициях народов России, о государственных символах и др.;

2) приобщение школьников к ценностям «патриотизм», «любовь к Родине», «долг», «честь», «достоинство» и др.;

3) формирование опыта патриотического поведения школьников.

Целью первого направления является формирование знаний истории Отечества, знаний о защитниках Родины, о патриотизме, о патриотической культуре и др., благодаря которым школьник обосновывает выбор поступков и ценностей, адекватных опыту патриотического поведения. Цель второго направления - приобщение учащихся к ценностям, которые, принимая форму мотивов патриотического поведения школьника, регулируют такое поведение, освящают выбор им поступков патриотической направленности. Целью третьего направления является развитие у школьников умений, навыков патриотического поведения, приобретение опыта патриотической деятельности, готовность служить Родине и защищать ее. Каждому направлению деятельности учителя по формированию патриотической культуры школьников соответствуют определенные формы и методы обучения.

Так, формирование представлений школьников об истории Отечества, государственной символике, государственной организации России, защитниках Родины и др. осуществляется в таких формах обучения, как урочное занятие по истории и обществознанию (урок сообщения новых знаний, кино-урок, урок-экскурсия, урок-игра, урок обобщения и др.), с помощью таких методов, как беседа, проблемный диалог, сообщение, решение проблемных заданий, практических задач, викторина, работа с источником, картой и др.

Приобщение школьников к ценностям происходит в процессе использования ролевой игры, деловой игры, защиты и обсуждения сообщений, проектов, ситуаций морального, нравственного выбора, классных тематических часов, участия в акциях, фестивалях военной песни и др.

Формирование опыта патриотического поведения школьников проводится с помощью различных методов обучения и воспитания: моделирование ситуаций патриотического поведения, социальное проектирование, выполнение школьниками поручений, участие в трудовых десантах, экскурсиях, походах, мероприятиях патриотической и др.

Покажем использование методов формирования патриотической культуры школьников на конкретных примерах.

При формировании патриотической культуры школьников учитель, используя метод работы с источниками, с историческими документами, учит школьников мыслить, рассуждать, извлекать информацию, получать новые знания (когнитивный компонент). Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, осмысления данной информации по критерию ценностей (ценностный компонент).

Так, на уроке истории по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» в 6 классе учащиеся читают отрывок из источника «Сказание о Мамаевом побоище» в учебнике [6]. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать вопросы к этому документу и ответить на них. Например, ученики составили такие вопросы: «В чем причины победы русских войск на Ку -ликовом поле?», «Какое значение имела победа на Куликовом поле?», «Какова роль Дмитрия Донского?» и др., отвечая на них, школьники приходят к пониманию того, что главной ценностью, мотивирующей русские войска на битву, была ценность патриотизма.

Развитие представлений школьников о патриотизме, проявленном русскими воинами во время Полтавской битвы, происходит на уроке истории по теме «Северная война» в 7 классе. Учащиеся изучают отрывок из приказа Петра I, который проникнут патриотизмом: «Воины!

Позднякова О.К., Верещагина Н.И.

Модель формирования патриотической культуры..

Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отчество!» [4, с. 109]. Учитель задает вопросы: «Как вы понимаете смысл слов Петра I?», «Что, на ваш взгляд, явилось главной причиной победы русской армии под Полтавой?». Обращение к стихотворению А.С. Пушкина «Полтава» создает картину прошлой битвы [12, с. 118]. Закрепляя знания школьников о Полтавской битве, учитель спрашивает: «Когда произошла битва под Полтавой?», «В чем причины поражения Карла XII?» (идет обсуждение действий шведской армии), «В чем причины победы русской армии под Полтавой?» (школьники говорят о стойкости, решительности русской армии, мужестве русских воинов, умелых действиях Петра I, Б.П. Шереметева, А.Д. Меншикова, Н.П. Репнина и др.).

Проведение дидактических игр - один из эффективных методов формирования патриотической культуры школьников: «Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке. Развиваются психические процессы, умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер» [1, с. 8]. Например, в 6 классе к повторительно-обобщающему уроку истории по теме «Политическая раздробленность на Руси» учащиеся заранее готовят игровые сюжеты, костюмы, распределяют роли.

Задачи игры: 1. Закрепить знания о причинах и последствиях политической раздробленности русских земель, крупнейших самостоятельных центров Руси, об особенностях географического положения и социально-политического развития, достижениях культуры отдельных княжеств и земель. 2. Оценить политику деятельности Владимира Мономаха, охарактеризовать его нравственные качества. 3. Развить инициативу, творческие способности, самостоятельность школьников, коммуникативные навыки. По окончании игры учитель подводит итоги мероприятия, ученики делают

вывод, что в середине XII века Русь раскололась на 15 самостоятельных земель; с одной стороны, говорят школьники, «княжеские усобицы подорвали обороноспособность Древнерусского государства, но с другой, князья были заинтересованы в обустройстве своих земель, развивалось строительство городов, храмов, ремесел, торговли».

Создание проблемной ситуации мотивирует учеников на самостоятельный поиск информации и ее анализ. Так, в 7 классе на уроке истории по теме «Внешняя политика Екатерины II» учитель ставит перед школьниками проблему: в чем причина побед России в войнах XVIII века? Используя метод групповой работы, учитель делит класс на две команды: Армия под командованием А. В. Суворова - это первая команда; Эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова -вторая команда. Команды работают с текстом учебника [4, с. 192-205] и с отрывками книг А.В. Суворова «Наука побеждать» [3, с. 161-162] и Ф.Ф. Ушакова «Флотоводческое искусство» [13, с. 248-250]. В процессе анализа источников школьники приходят к выводу, что одной из причин побед России в войнах XVIII века является умелое руководство армией полководцем А.В. Суворовым и флотом адмиралом Ф.Ф. Ушаковым. Учитель отмечает, что их жизнь и деятельность - прекрасные примеры для подражания, для воспитания высоких нравственных качеств личности: мужества, честности, скромности, служения народу, Отечеству и др. Так, в процессе анализа источников и обсуждения причин побед России в войнах XVIII века, происходит приобщение школьников к ценностям «патриотизм», «любовь к Родине», «долг», «честь».

Прогнозируемым результатом реализация в образовательном процессе школы представленной в статье модели является сформированная у школьников патриотическая культура как личностное образование в единстве когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов.

22.08.2017

Список литературы:

1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.: ВЛАДОС. - 2001. 160 с

2. Верещагина Н.И. Содержание структурных компонентов патриотической культуры школьника // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей / под общ. ред. О.К. Поздняковой. Т. 4. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ. - 2016. С. 47-51.

3. Григорьев С. Исторические повести. М.: Молод. гвардия. - 1951. 608 с.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век.7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение. - 2012. 240 с.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ. - 2001. 576 с.

6. История России. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение. -2016. 127 с.

7. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование. - 2000. 272 с.

8. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание шк-ков. 2015. №7 С. 3-11.

9. Мазур М.А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск. - 2013. 23 с.

10. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. 2016. № 6. С. 193-200.

11. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - 2013. 156 с.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3 т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. М.: Худож. лит. - 1986. 527 с.

13. Равич Н.А. Две столицы. М.: Советский писатель. - 1982. 303с.

14. Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6(14). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/patrioticheskaya-kultura-i-ee-izmereniya.

15. Сергеева В.В. Компоненты патриотической культуры и их содержание // Вестник Казахстанско-Американского свободного ун-та. 2009. №1. С. 23-31.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. 50 с.

17. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Саратов. - 2006. 393 с.

18. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение. - 2011. 79 с.

19. Hall, E. How cultures collide / E. Hall // Weaver G. R. (ed.) Culture, communication, and conflict: readings in intercultural relations. - Needham Heights, MA: Simon and Schuster Publishing, 1998. - P. 9-16.

Сведения об авторах:

Позднякова Оксана Константиновна, профессор кафедры педагогики и психологии Самарского государственного социально-педагогического университета, доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО E-mail: oksana_1970@mail.ru

443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67

Верещагина Нина Ивановна, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №2

с углубленным изучением отдельных предметов E-mail: ninel-vvv@yandex.ru

446442, Россия, Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Спортивная, 9

Телефон: +7(846) 6346143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.