Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МАКСИМАЛЬНЫХ УСИЛИЙ В ПОДГОТОВКЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МАКСИМАЛЬНЫХ УСИЛИЙ В ПОДГОТОВКЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / МЕТОД МАКСИМАЛЬНЫХ УСИЛИЙ / РЫВОК КЛАССИЧЕСКИЙ / ТОЛЧОК КЛАССИЧЕСКИЙ / СТАНОВАЯ ТЯГА / ПРИСЕДАНИЯ СО ШТАНГОЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслаков Сергей Игоревич, Петрова Ирина Викторовна, Зангиев Дмитрий Владимирович

В статье представлены результаты исследования по применению метода максимальных усилий в подготовке тяжелоатлетов. Данный метод направлен на работу спортсмена при максимальном сопротивлении. Сбор и анализ данных осуществлялся в двух группах атлетов. Суть апробируемой методики заключалась в использовании в одной из групп метода максимальных усилий, а в другой - метода повторного максимума. В процессе оценки результатов испытуемые выполняли контрольные упражнения. Это рывок классический, толчок классический, становая тяга, приседания со штангой на плечах. В ходе анализа полученных данных было установлено, что увеличение результатов спортсмена отмечено лишь в двух тестовых упражнениях. Ими выступили становая тяга и приседание со штангой на спине. В соревновательных движениях силового двоеборья прибавка оказалась статистически незначительной. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маслаков Сергей Игоревич, Петрова Ирина Викторовна, Зангиев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF USING THE METHOD OF MAXIMUM EFFORT IN THE TRAINING OF WEIGHTLIFTERS

The article presents the results of a study on the use of the maximum effort method in the training of weightlifters. This method is aimed at the athlete's work with maximum resistance. Data collection and analysis was carried out in two groups of athletes. The essence of the tested technique was to use the maximum effort method in one of the groups, and the repeated maximum method in the other. In the process of evaluating the results, the subjects performed control exercises. This is a classic jerk, a classic push, deadlift, squats with a barbell on the shoulders. During the analysis of the data obtained, it was found that an increase in the results of the athlete was noted only in two test exercises. They performed deadlift and squat with a barbell on the back. In the competitive movements of the power duathlon, the increase turned out to be statistically insignificant. Thus, the hypothesis was partially confirmed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МАКСИМАЛЬНЫХ УСИЛИЙ В ПОДГОТОВКЕ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ»

3. Ешев, М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности / М. Ешев // Власть. - 2013. - № 6. -С. 116-118

4. Рядовой, А.Г. Патриотизм как системно-комплексное качество личности: сущность и содержание [электронный ресурс] / А.Г. Рядовой // Омский научный вестник. - 2008. - №3. - С. 100-103. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/patriotizm-kak-sistemno-kompleksnoe-kachestvo-lichnosti-suschnost-i-soderzhanie (дата обращения: 21.12.2022).

5. Соловьёва, Е.З. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодёжи в процессе возрождения народных обрядов / Е.З. Соловьева: автореф. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. -М., 2011. - 25 с.

6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.2 / К.Д. Ушинский; [вступ. ст., сост. и примеч. С.Ф. Егорова]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 492 с.

7. Шпикалова, Т.Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусства на основе деятельностной парадигмы / Т.Я. Шпикалова // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 6. -С. 52-54

Педагогика

УДК 37.037.1

кандидат психологических наук Маслаков Сергей Игоревич

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Старый Оскол); кандидат психологических наук, доцент Петрова Ирина Викторовна Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Старый Оскол); ассистент Зангиев Дмитрий Владимирович Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Старый Оскол)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МАКСИМАЛЬНЫХ УСИЛИЙ В ПОДГОТОВКЕ

ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по применению метода максимальных усилий в подготовке тяжелоатлетов. Данный метод направлен на работу спортсмена при максимальном сопротивлении. Сбор и анализ данных осуществлялся в двух группах атлетов. Суть апробируемой методики заключалась в использовании в одной из групп метода максимальных усилий, а в другой - метода повторного максимума. В процессе оценки результатов испытуемые выполняли контрольные упражнения. Это рывок классический, толчок классический, становая тяга, приседания со штангой на плечах. В ходе анализа полученных данных было установлено, что увеличение результатов спортсмена отмечено лишь в двух тестовых упражнениях. Ими выступили становая тяга и приседание со штангой на спине. В соревновательных движениях силового двоеборья прибавка оказалась статистически незначительной. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично.

Ключевые слова: тяжелая атлетика, метод максимальных усилий, рывок классический, толчок классический, становая тяга, приседания со штангой.

Annоtation. The article presents the results of a study on the use of the maximum effort method in the training of weightlifters. This method is aimed at the athlete's work with maximum resistance. Data collection and analysis was carried out in two groups of athletes. The essence of the tested technique was to use the maximum effort method in one of the groups, and the repeated maximum method in the other. In the process of evaluating the results, the subjects performed control exercises. This is a classic jerk, a classic push, deadlift, squats with a barbell on the shoulders. During the analysis of the data obtained, it was found that an increase in the results of the athlete was noted only in two test exercises. They performed deadlift and squat with a barbell on the back. In the competitive movements of the power duathlon, the increase turned out to be statistically insignificant. Thus, the hypothesis was partially confirmed.

Key words: weightlifting, maximum effort method, classic jerk, classic push, deadlift, barbell squats.

Введение. Многолетняя подготовка спортсмена определяется задачами, предусматривающими изменения в определенном направлении. В связи с этим исследования физической культуры и спорта ведутся в различных аспектах. Работы, направленные на доказуемость критериев и параметров тренировочной нагрузки, несут в себе рекомендации для спортсменов различных уровней спортивного мастерства и специализаций, в микро-, мезо-, макроциклах программирования тренировочного процесса.

При подготовке настоящего исследования нами было определено противоречие между использованием различных методов воспитания скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов и их эффективностью. Проблему в изучаемом вопросе мы видим в том, что в работе многих спортивных специалистов недооценивается практическая целесообразность метода максимальных усилий. В большинстве случаев рост спортивных результатов связывают с большим количеством повторов в упражнениях (в качестве которых, к примеру, могут выступить подъём штанги). В то же время, слабо используется интенсивность тренировки с грузом (весовые отягощения), при помощи которой можно усилить межмышечную координацию и получить дополнительные результаты в двигательном действии.

Цель исследования - определить эффективность использования метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей тяжелоатлетов.

Объект исследования - методы воспитания скоростно-силовых способностей у тяжелоатлетов.

Предмет исследования - метод максимальных усилий в тренировочном процессе тяжелоатлетов.

Гипотеза исследования: использование метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей тяжелоатлетов эффективно для таких упражнений, как рывок классический, толчок классический, становая тяга и приседания со штангой.

Практическая часть нашего исследования проходила с 1 февраля по 1 сентября 2022 года на базе спортивного клуба «Армия» (г. Старый Оскол).

Изложение основного материала статьи. Метод максимальных усилий является одним из эффективных способов повышения результативности в самых разных видах спорта. Однако, несмотря на это, в научной литературе его

использованию посвящено не так много работ. Так, по запросу «Метод максимальных усилий» в названии публикации, научная электронная библиотека elibrary.ru показывает лишь девять наименований научных материалов [7]. Такое положение дел предоставляет широкие возможности ученым и специалистам, изучающим вопросы подготовки спортсмена.

В настоящем исследовании мы бы хотели проверить эффективность метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей у атлетов.

Особенность данного метода (его называют также «метод кратковременных усилий» или «метод кратковременных максимальных силовых нагрузок») заключается в том, что тяжелоатлет работает при максимальном сопротивлении (примером может считаться подъем штанги предельного веса). Это приводит к верхнему порогу мышечных усилий, что является особенно мощным, а, следовательно, и эффективным физиологическим раздражителем.

Метод максимальных усилий должен использоваться в процессе подготовки спортсмена аккуратно. К примеру, С.М. Вайцеховский указывает на то, что такие «упражнения должны выполняться не более 2-3 раз в неделю и ни в коем случае не чаще, чем через день» [3, С. 150].

В.Г. Заботин, С.В. Иванов и А.Б. Лаврентьев приводят следующие рассуждения: «Одни атлеты после тренировки с предельными отягощениями могут повторить ее в течение ближайшей недели, другим ... требуется около месяца» [6, С. 7].

В нашей работе для проверки заявленной гипотезы необходимо было соблюсти определенную очередность этапов исследовательской деятельности:

1. Анализ научной литературы.

Мы обратились к изучению специализированной научной литературы с целью теоретического обоснования исследования. Рассмотрены исследования, описывающие проблему применения специальных методик воспитания скоростно-силовых способностей в тренировках спортсменов. Среди основных теоретических концепций нами были выделены идеи таких ученых как В.С. Беляев [1], А.В. Большой [2], Ю.В. Верхошанский [4], А.Н. Воробьев [5] и др.

2. Контрольные испытания.

На этом этапе была разработана методика тренировок с применением метода максимального усилия, чтобы воспитать скоростно-силовые способности у спортсменов. В процессе оценки результатов испытуемые выполняли контрольные упражнение, в качестве которых выступили: 1) рывок классический; 2) толчок классический; 3) становая тяга; 4) приседания со штангой па плечах. 3. Педагогический эксперимент.

Организация данного этапа предполагала вовлечение в исследование двух групп атлетов: экспериментальной и контрольной. Состав каждой из групп включал в себя 8 человек, занимающихся по групповой программе. Стаж занятий испытуемых спортсменов составлял 3 года. Отметим здесь, что «метод максимальных усилий - очень «жесткий» метод. Поэтому начинающим атлетам он не может быть рекомендован» [6, С. 11].

Эксперимент проходил с 1 февраля по 1 сентября 2022 года на базе спортивного клуба «Армия» (Старый Оскол), тренер Р.А. Емельянов. Суть нашей методики заключалась в использовании испытуемыми экспериментальной группы метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей, тогда как в контрольной группе применялся преимущественно метод повторного максимума. В ходе исследования мы проверяли эффективность разработанной нами методики и сравнивали её с общепринятой.

3. Методы математической статистики.

Данные, которые мы получили в ходе педагогического эксперимента, подверглись математико-статистической обработке с использованием программы MS Excel. Достоверность различий между признаками определялась при помощи t-критерия Стьюдента.

Рассмотрим полученные результаты (см. табл. 1, табл. 2). Тестовые упражнения (рывок классический, толчок классический, становая тяга и приседания со штангой па плечах) применялись как в начале, так и в конце исследования.

Таблица 1

Результаты тестирования до проведения эксперимента

Тесты Группы X±m t p

Рывок классический (кг) Экспериментальная 69,50± 4,72 0,50 >0,05

Контрольная 69,88± 4,72

Толчок классический (кг) Экспериментальная 85,38± 5,40 0,60 >0,05

Контрольная 86,50± 7,42

Становая тяга (кг) Экспериментальная 100,00± 6,07 1,80 >0,05

Контрольная 98,63± 6,75

Приседания со штангой на спине (кг) Экспериментальная 94,25± 7,42 2,10 >0,05

Контрольная 94,50± 8,10

Показатели разности между контрольной и экспериментальной группами являются недостоверными ^=0,50; t=0,60; t=1,80; t=2,10). Данные показатели говорят о том, что для эксперимента был подобран равный состав испытуемых групп, вовлеченных в работу.

Таблица 2

Результаты тестирования после проведения эксперимента

Тесты Группы X±m t p

Рывок классический (кг) Экспериментальная 77,88± 5,40 1,1 >0,05

Контрольная 71,88± 4,45

Толчок классический (кг) Экспериментальная 94,16± 6,07 1,2 >0,05

Контрольная 91,13± 6,61

Становая тяга (кг) Экспериментальная 130,00± 7,42 3,20 <0,05

Контрольная 109,00± 5,40

Приседания со штангой на спине (кг) Экспериментальная 130,00± 8,10 3,70 <0,05

Контрольная 108,75± 6,75

Разница показателей в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента составила в каждом из тестов, соответственно:

1) 8,00 кг (13%) - в рывке классическом;

2) 8,88 кг (12%) - в толчке классическом;

3) 30,00 кг (33%) - в становой тяге;

4) 36,25 кг (43%) - в приседаниях со штангой на плечах.

Это говорит о статистически значимом прогрессе к концу эксперимента в двух тестах (становая тяга и приседания со штангой на плечах).

Показатели в контрольной группе не так существенно различаются, и составляют:

1) 3,63 кг (6%) - в рывке классическом;

2) 5,88 кг (8%) - в толчке классическом;

3) 15,63 кг (19%) - в становой тяге;

4) 14,38 кг (18%) - в приседаниях со штангой на плечах.

Итогом контрольного замера можно считать то, что показатели в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Однако, полученные изменения являются частично достоверными (t= 1,1; t=1,20; t=3,20, t=3,70,). Использовав метод максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей, мы смогли добиться более значительного прироста показателей у испытуемых экспериментальной группы в таких тестовых упражнениях, как становая тяга и приседание со штангой на спине. В соревновательных движениях силового двоеборья прибавка оказалась статистически незначительной.

В ходе анализа результатов эксперимента мы установили, что использование метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей привело к увеличению результата у атлетов лишь в двух тестовых упражнениях, что частично подтверждает нашу гипотезу. Используемая методика приводит к повышению собственно силовых способностей.

Выводы. Анализируя данные литературных источников, мы определили, что существует ограниченное количество работ, которые в той или иной степени затрагивают интересующий нас вопрос. Неполноценность существующих методик тормозит целостность тренировок и развития спорта в целом.

По итогам исследования нам удалось разработать методику воспитания скоростно-силовых способностей у атлетов. Суть нашей методики заключалась в использовании испытуемыми экспериментальной группы метода максимальных усилий для воспитания скоростно-силовых способностей, тогда как в контрольной группе применялся преимущественно метод повторного максимума.

В результате проведённой работы определена эффективность метода максимальных усилий для воспитания собственно-силовых способностей в силовых упражнениях: становой тяге и приседаниях со штангой на спине. Однако, с целью увеличения результата в сумме двоеборья у атлетов методика оказалась неэффективной.

На основе полученных в результате проведенного исследования данных, мы считаем, что целесообразно будет применять предложенную методику в тренировочных занятиях для развития собственно-силовых способностей. Для тренировки рывка и толчка следует особое внимание уделять технической и психологической подготовке атлетов.

Литература:

1. Беляев, В.С. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Тяжелая атлетика» / В.С. Беляев, Ю.Л. Тушер, Д.Н. Черногоров. - М.: 2016. - 244 с.

2. Большой, А.В. Параметры объёма и интенсивности тренировочной нагрузки квалифицированных тяжелоатлетов при подготовке к соревнованиям / А.В. Большой, О.И. Загревский // Педагогический ИМИДЖ. - 2020. - №4 (49). -С. 629-637

3. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 311 с.

4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М.: Торговый дом «Советский спорт», 2019. - 216 с.

5. Воробьев, А.Н. Современная тренировка тяжелоатлета / А.Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 207 с.

6. Заботин, В.Г. Особенности методики подготовки и развития силовых способностей студентов: учебное пособие / В.Г. Заботин, С.В. Иванов, А.Б. Лаврентьев. - Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2007. - 72 с.

7. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 20.03.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Матвеева Ирина Анатольевна

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Суслова Юлия Викторовна Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); доцент Иевлева Галина Владимировна

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГАФОННОГО КАБИНЕТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования лингафонного кабинета в процессе преподавания учебной дисциплины «Авиационный английский язык» в военном авиационном вузе. Описываются задания, направленные на взаимосвязанное обучение профессионально-ориентированному чтению, аудированию и взаимодействию, являющимися ведущими видами речевой деятельности авиационных специалистов.

Ключевые слова: авиационный английский язык, лингафонный кабинет, профессионально-ориентированное чтение, профессионально-ориентированное аудирование, профессионально-ориентированное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.