ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ПАУЭРЛИФТЕРОВ В ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
Панфилов Максим Геннадьевич
Студент 5 курса, Кемеровского государственного университета
Аннотация
В статье представлены результаты эксперимента по построению тренировочного процесса для подготовки юных спортсменов-пауэрлифтеров. Проводилось тестирование экспериментальной методики для оценки результативности и воспитания силовых способностей подростков спортсменов-пауэрлифтеров, включающие упражнения пауэрлифтинга -жим штанги лежа и становая тяга. Выявлена высокая результативность исследуемой методики, необходимой для подготовки юных спортсменов-пауэрлифтеров, что позволяет рекомендовать ее для достижения максимальных спортивных результатов.
Abstract
The article presents the results of an experiment to build a training process for the preparation of young athletes-powerlifters. Experimental methods were tested to assess the effectiveness and education of the power abilities of teenagers, powerlifters, including powerlifting exercises - bench press and deadlift. The high efficiency of the studied methodology, which is necessary for the training of young athletes-powerlifters, is revealed, which allows us to recommend it to achieve maximum sports results.
Ключевые слова: пауэрлифтинг, подростковая группа, жим штанги лежа, становая тяга.
Keywords: powerlifting, teenage group, bench press, deadlift.
В основе физической натренированности спортсменов подростковых групп лежат различные физиологические механизмы. Развитие физических качеств спортсменов-пауэрлифторов требует особых специализированных тренировок и научного подхода к учету и использованию огромного количества факторов определяющих эффективность тренировочного процесса [1, 3, 4]. Методика подготовки юных спортсменов-пауэрлифтеров еще недостаточно отражена в научно-методической литературе, в том числе, это касается и вопросов развития силовых способностей. По этой причине наше исследование актуально.
Целью работы являлось изучение особенностей построения тренировок для подготовки спортсменов-пауэрлифтеров в подростковых группах.
На базе МОУ ДОД «Пульс» г. Кемерово было проведено исследование, в котором приняли участия две учебно-тренировочные группы второго года
обучения (экспериментальная и контрольная) юношей в возрасте 14-16 лет по десять человек в каждой, не имеющие спортивной квалификации или разряда. Эксперимент проведен с сентября 2016 г. по май 2017 года, контрольные испытания - в момент начала эксперимента и через каждые три месяца тренировок, совпадая с соревновательными периодами. Для построения тренировочного процесса в контрольной группе использовалась программа для детско-юношеских, спортивных школ, подготовленная А. Н. Бычковым [2]. Тестирования проводились для оценки результативности экспериментальной методики воспитания силовых способностей подростков спортсменов-пауэрлифтеров и включали упражнения пауэрлифтинга: жим штанги лежа и становая тяга. Статистическая обработка полученных данных выполнена с помощью стандартного пакета программ Statistica 8.0. for Windows.
Анализируя результаты эксперимента в жиме лежа установлено, что применение вспомогательных упражнений жим лежа в «машине Смита» не дает прироста в результате базового движения. Контрольная группа во втором контрольном испытании, показала улучшение результата в жиме лежа на 5,7%, а в третьем испытании - на 5,8%. Уже на втором этапе тестирования отмечена тенденция прироста в жиме лежа как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Это позволяет сделать вывод о том, что вспомогательные упражнение: жиме лежа в «машине Смита», снизило результативность экспериментальной группы, а, значит, в наработке результата лучше работают базовые упражнения (жим на наклонной скамье штанги или гантелей).
Выявлено улучшение результата на 3,6% по становой тяге в первом контрольном испытании в контрольной группе, в сравнении с экспериментальной, однако во втором и третьем испытании результаты экспериментальной группы увеличились на 23,5%, в сравнении с контролем. Во всех исследуемых группах к концу проведения эксперимента произошло достоверное улучшение данного показателя, однако результаты в опытной группе к концу эксперимента оказались выше относительно контроля. Вероятно применение вспомогательного упражнения: приседание в «гакк»-трена-жере, требует адаптации атлета к дополнительной нагрузке в начальном периоде тренировок, а затем позволяет добиться значительного прироста в результате. При контрольном испытании, подводящем итоги девятимесячного эксперимента, члены исследуемых учебно-тренировочных групп выполнили спортивные разряды.
Таким образом, экспериментальная методика по построению тренировок и воспитания силовых способностей подростков, используемая для подготовки спортсменов-пауэрлифтеров, показала высокую результативность, которая позволяет добиться максимальных спортивных результатов.
Список литературы
1. Авсиевич В. Н. Влияние тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге на общую и специальную работоспособность юношей // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 5 (47). С. 185-191.
2. Бычков А. Н. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Пауэрлифтинг: учебное пособие. М.: Спорт сервис, 2005. С. 323-366.
3. Фаламеев А.И. Тяжелая атлетика для юношей. М.: Физкультура и спорт, 2011. 154 с.
4. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. Учебное пособие. М.: ЗАО ЕАМ Спорт-сервис, 2005. 544 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Калинина И.Ф.,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области « Технологический университет »
МГОТУ (г. Королев МО) Смирнов А.А.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологическийуниверситет»
МГОТУ (г. Королев МО)
Аннотация.
В настоящее время со стороны современного общества возрастают требования к состоянию здоровья и физической подготовке будущих специалистов. В этой связи особое актуальное значение приобретает работа со студенческой молодежью по укреплению мнения о важности здорового образа жизни и формированию потребности в регулярных занятиях физкультурой. Центральной задачей вузовского образования выступает формирование у студента умения учиться, овладевать навыками самообучения и самообразования для подготовки полноценного специалиста. Целью данной работы является повышение самообразования для организации самостоятельной работы и формирование знаний и умений студентов, освобожденных от занятий физической культурой, для организации их самостоятельной двигательной деятельности. Актуальность данного исследования заключается в пересмотре значения и роли ценности здоровья для молодого поколения и