Научная статья на тему 'Усовершенствованная методика развития становой тяги в пауэрлифтинге в соревновательном периоде'

Усовершенствованная методика развития становой тяги в пауэрлифтинге в соревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУЭРЛИФТИНГ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СТАНОВАЯ ТЯГА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / POWERLIFTING / TRAINING PROCESS / BECOMING TRACTION / COMPETITIVE STAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несмеянов Андрей Иванович, Колокольцев Михаил Михайлович

Статья посвящена оценке эффективности усовершенствованной методики развития становой тяги у пауэрлифтеров не ниже 1 спортивного разряда и КМС на соревновательном этапе подготовки. Установлено, что у спортсменов экспериментальной группы, где использовалась предложенная методика развития становой тяги в соревновательный период, отмечены достоверно большие значения прироста показателей становой тяги в тестах «соревновательная становая тяга», «тяга с плинтов», по сравнению с контрольной группой наблюдения. При планировании учебно-тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге следует придерживаться предложенной методики подготовки спортсменов, которая является более эффективной по сравнению с общепринятой методикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несмеянов Андрей Иванович, Колокольцев Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF STANOVY DRAFT IN POWERLIFTING IN THE COMPETITIVE PERIOD

The article is devoted to search of advanced methods of development of a traction in powerlifters not less than 1 sports category and KMC at competitive stage of preparation. It was established that the sportsmen of the experimental group, where the advanced method of development of the traction in the competitive period was used, were marked by reliably large values of growth of the parameters of the traction in Tests " Competitive deadlift "," thrust on the Stand ", in comparison with control group of observation. When planning training loads in powerlifting should adhere to the proposed method of training athletes, which is more effective than the conventional method.

Текст научной работы на тему «Усовершенствованная методика развития становой тяги в пауэрлифтинге в соревновательном периоде»

практические аспекты Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018. С. 103-106.

2. Бидова Б.Б. Принципы развития преподавательских навыков ведения антипропагандистской работы, направленной на противодействие религиозному экстремизму. // Вестник Чеченского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 139-143.

3. Коблов Ф.Ч. К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 189-191.

4. Ковтун Н.А. Коммуникативная компетенция в системе правоохранительной деятельности как социокультурный фактор. // В сборнике: Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 288-292.

5. Коркмазов А.В. Понятие и представление о «смысле» как о фундаментальной составляющей характеристики личности. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 54-55.

6. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.

7. Магомедова М.Г. Процесс формирования педагогической культуры будущих педагогов в процессе их адаптации к обучению в вузе. // В сборнике: Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы. Материалы межвузовской студенческой и международной научно-практических конференций. 2018. С. 3-16.

8. Нагоева М.А. Современные формы организации самообразовательной деятельности студентов. // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.

9. Рубан Д.А. Деятельность курсовых офицеров в рамках учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России. // Перспективы науки. 2018. № 10 (109). С. 243-246.

10. Сурцев А.В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 263-266.

11. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

12. Шигалугова М.Х. Методика преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России. // Евразийский юридический журнал. 2018. № 3 (118). С. 418-419.

Педагогика

УДК 37.013.75

старший преподаватель Несмеянов Андрей Иванович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск); доктор медицинских наук, доцент Колокольцев Михаил Михайлович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск)

УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СТАНОВОЙ ТЯГИ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ В

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Аннотация. Статья посвящена оценке эффективности усовершенствованной методики развития становой тяги у пауэрлифтеров не ниже 1 спортивного разряда и КМС на соревновательном этапе подготовки. Установлено, что у спортсменов экспериментальной группы, где использовалась предложенная методика развития становой тяги в соревновательный период, отмечены достоверно большие значения прироста показателей становой тяги в тестах «соревновательная становая тяга», «тяга с плинтов», по сравнению с контрольной группой наблюдения. При планировании учебно-тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге следует придерживаться предложенной методики подготовки спортсменов, которая является более эффективной по сравнению с общепринятой методикой.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, учебно-тренировочный процесс, становая тяга, соревновательный этап.

Annotation. The article is devoted to search of advanced methods of development of a traction in powerlifters not less than 1 sports category and KMC at competitive stage of preparation. It was established that the sportsmen of the experimental group, where the advanced method of development of the traction in the competitive period was used, were marked by reliably large values of growth of the parameters of the traction in Tests " Competitive deadlift "," thrust on the Stand ", in comparison with control group of observation. When planning training loads in powerlifting should adhere to the proposed method of training athletes, which is more effective than the conventional method.

Keywords: powerlifting, training process, becoming traction, competitive stage.

Введение. Пауэрлифтинг (силовое троеборье) - относительно молодой, но ставший довольно популярным во всем мире вид спорта. Здесь характерны силовые упражнения: приседания со штангой, жим лёжа и становая тяга, которые требуют мощных силовых усилий во время их выполнения [1, 7]. Специалисты в области силового троеборья считают актуальным поиск наиболее рационального и оптимального варианта организации тренировочных нагрузок [2, 6, 8]. При выборе того или иного варианта тренировочных нагрузок по пауэрлифтингу необходимо учитывать характеристики, определяющие как качественную так и количественную меру влияний, оказываемых на организм спортсмена физических нагрузок, определяемых их содержанием, объемом, интенсивностью и соотношением средств специальной (СФП) и общей физической подготовки (ОФП) [3].

Упражнение «становая тяга» является заключительным этапом в соревнованиях по силовому троеборью и нередко определяет победителя в сумме троеборья. Поэтому разработка новых и совершенствование существующих методических принципов развития становой тяги у атлетов является важным этапом подготовки.

В тренировочном процессе пауэрлифтеров используются разнообразные средства физической подготовки, которые можно отнести к основным, специально-вспомогательным и вспомогательным упражнениям [3]. При этом по своим динамическим характеристикам и режиму выполняемой работы, все упражнения должны быть с максимальной степенью приближены к условиям соревновательной деятельности [4, 5, 7].

Варьирование объема физической нагрузки дает количественную характеристику тренирующего воздействия на организм спортсмена. Вместе с тем объем тренировочных нагрузок не способен определять качественные особенности, в частности, ее продолжительность и интенсивность, которые являются маркером уровня напряженности тренировочной работы, выполняемой спортсменом [8]. Интенсивность зависит от силы тренирующего потенциала применяемых средств, частотой их использования, интервалом между упражнениями, а также отношением объемов различных средств физической подготовки. Таким образом, варьируя соотношением объема и интенсивностью различных средств физической подготовки, возможно наиболее рациональное планирование тренировочных нагрузок для развития становой тяги в соревновательном этапе подготовки пауэрлифтера.

Цель работы. Усовершенствование методики тренировочного процесса пауэрлифтера в становой тяге на соревновательном этапе подготовки спортсменов не ниже 1 спортивного разряда.

Задачи исследования:

1. Проанализировать существующие методики тренировочного процесса в силовом троеборье и тяжелой атлетике;

2. Усовершенствовать основные положения существующей методики развития становой тяги на соревновательном этапе подготовки пауэрлифтеров;

3. Сравнить полученные результаты развития становой тяги у спортсменов уровня 1-го спортивного разряда и КМС на соревновательном этапе подготовки занимающихся по усовершенствованной и общепринятой методике;

4. Разработать рекомендации по применению данной методики в соревновательный период для спортсменов уровня 1-го спортивного разряда и кандидата в мастера спорта (КМС).

Материал и методы исследования. Педагогический эксперимент, продолжительностью 6 недель, проводился на кафедре физической культуры Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). На соревновательном этапе подготовки пауэрлифтеров были выделены контрольная и экспериментальная группы по 9 человек в каждой в возрасте от 18 дет до 21 года, с различными весовыми категориями. Из них 6 человек являлись кандидатами в мастера спорта (по три человека в группе), остальные спортсмены имели первый спортивный разряд.

В начале исследования была проведена прикидка в становой тяге соревновательной, а также в специально-вспомогательных упражнениях - становой тяге с плинтов (и.п. гриф ниже колен).

Для совершенствования становой тяги у пауэрлифтеров экспериментальной группы в соревновательном мезоцикле подготовки предложена следующая методика:

1). Тренировать становую тягу следует не реже двух раз в неделю, при этом в недельном микроцикле соревновательная тяга с помоста должна выполняться не реже одного раза в неделю. Рабочих подходов в данном упражнении должно быть больше, чем в специально-вспомогательных и дополнительных упражнениях.

2). Объем тренировочной нагрузки необходимо снизить, а интенсивность значительно увеличить, при этом высокая интенсивность должна достигаться за счет увеличения тренировочных весов в соревновательной тяге, а не в специально-вспомогательных и дополнительных упражнениях, что в конечном итоге должно способствовать росту спортивного результата.

3). Пик тренировочной нагрузки должен приходиться на 4-ю неделю с последующим плавным снижением нагрузки, как по интенсивности, так и по объему в последнюю перед соревнованиями неделю.

В целом основные параметры тренировочной нагрузки оставались в следующих границах: количество подъемов штанги (КПШ) - в среднем за неделю: 99 повторений, с пиком (118-120 повторений) на 4-ю неделю шестинедельного цикла подготовки, суммарное КПШ за 6 недель - составило 591 повторений. Коэффициент интенсивности (средний вес) - 73 %, также с пиком на 4-ой неделе (75 %) и снижением на последней неделе.

В качестве специально-вспомогательных упражнений применялись тяга, стоя на подставках, тяга со средних и низких плинтов, тяга до колен; вспомогательные упражнения - наклоны стоя и сидя, "мертвая" тяга. Соотношение основных и специально-вспомогательных упражнений к вспомогательным составило: по удельному объему в экспериментальной группе - 75%:25%, в контрольной - 68%:32%; по интенсивности 83%:17% и 77%:23% соответственно.

В контрольной группе тренировки проводились по традиционному плану подготовки к соревнованиям со следующими параметрами: пик тренировочной нагрузки приходился на 3-ю неделю шестинедельного цикла, средне недельное КПШ составило 92 подъема, средняя интенсивность тренировок - 70 %. Обе группы тренировались 4 раза в неделю.

Характеристика соревновательного этапа подготовки спортсменов в контрольной и экспериментальной группах приведена в таблице 1.

Параметры тренировочного процесса в соревновательном периоде в контрольной и экспериментальной группах

Основные параметры Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество тренировок в неделю (кол-во раз) 4 4

Пик тренировочных нагрузок (№ недели) 3 4

Количество подъемов штанги в неделю (кол-во раз) 92 99

Суммарное КПШ за 6 недель (кол-во раз) 552 591

Интенсивность (средний вес, %) 70 73

Соотношение по объёму основных и специально- вспомогательных упражнений к вспомогательным (%) 68:32 75:25

Соотношение по интенсивности основных и специально-вспомогательных к упражнений к вспомогательным (%) 77:23 83:17

Наблюдение за собственным весом спортсменов, тестирование силовых способностей и оценку уровня соревновательной становой, тяги на плинтах проводили до педагогического эксперимента и после его завершения. Полученные в ходе эксперимента данные обработаны статистическими методами с вычислением средних арифметических величин. Достоверность разницы значения показателей определялась непараметрическим методом с расчетом коэффициента достоверности и-критерия Манна-Уитни. Статистически значимыми считали различия между значениями показателей при уровне Р<0,05.

Результаты исследования. Изменение значений показателей становой тяги у спортсменов контрольной группы на соревновательном этапе их подготовки приведено в таблице 2.

Таблица 2

Динамика тестовых показателей в контрольной группе (в начале и конце наблюдения)

Фамилия спортсмена Собственная масса тела (кг) Становая тяга (кг)

соревновательная с плинтов

До После До После До После

1. С-в 78,22 76,72 187 197,5 185 205

2.С-н 71,42 72,14 183,5 198 180 194

3. К-р 90,00 91,46 198 215 205 213

4. Б-в 98,76 97,34 236 245 210 225,5

5. Ж-в 67,12 66,52 142,5 155 140 167,5

6. Б-й 73,34 70,04 158 170 130 155

7.Н-в 51,42 50,66 110 127,5 120 137,5

8. П-н 74,60 74,22 174 192,5 160 168,5

9. Ф-н 66,20 64,82 138,2 157,5 135 142

X 74,6 73,7 169,6 184,2 162,7 178,6

и-критерий Манна-Уитни иЭмп =37; ЦКр=21 иЭмп =31,5; ЦКр=21 иЭмп =27,5; ЦКр=21

Как видно из таблицы 2, через 6 недель после завершения соревновательного этапа подготовки пауэрлифтеров контрольной группы отмечается незначительный прирост значения показателей в тестовых показателях становой тяги (Р>0,05). В соревновательной тяге увеличение составило 7,9 % (14,6 кг), в тяге на плинтах прирост составил 8,9 % (15,9 кг).

Изменение значений показателей становой тяги у спортсменов экспериментальной группы на соревновательном этапе их подготовки приведено в таблице 3.

Динамика тестовых показателей в экспериментальной группе (в начале и конце наблюдения)

Фамилия спортсмена Собственная масса тела (кг) Становая тяга (кг)

соревновательная с плинтов

До После До После До После

1. А-в 54,10 54,80 146,5 168,8 150,3 162,5

2. Б-й 79,46 79,68 185 205,3 200,5 214

3. Л-в 73,70 74,26 170,3 205 185,2 215,5

4. К-в 65,12 66,84 186 203 150,7 202,5

5. С-н 68,24 68,42 167,5 175 130 196,5

6. М-в 70,98 67,50 172,7 200 132,5 200,4

7. Б-в 73,76 74,48 180,5 215 151,5 185,9

8. В-й 59,00 59,96 167,8 177,5 145 178,3

9. П-о 88,00 89,16 177,5 205,9 204 205,6

X 70,26 70,56 172,6 195,1 161,1 195,6

U-критерий Манна-Уитни иЭмп =37; ПКр=21 ПЭмп =13,5; ПКр=21 ПЭмп =13; ПКр=21

У спортсменов экспериментальной группы в тестовых показателях в начале исследования был установлен примерно одинаковый с контрольной группой исходный уровень результатов оценки становой тяги (Р>0,05).

Как видно из таблицы 3, в экспериментальной группе к концу педагогического эксперимента установлен достоверный прирост значения показателей становой тяги, по сравнению с контрольной группой, где использовалась традиционная методика подготовки тяжелоатлетов.

Так, к концу наблюдения у спортсменов экспериментальной группы соревновательная становая тяга статистически значимо возросла (Р<0,05) на 22,5 кг (11,5 %), с 161,1 кг до 195,6 кг. Данный прирост в экспериментальной группе больше на 54,1 % по сравнению со значениями показателей спортсменов контрольной группы.

К концу наблюдения в силовом испытании «становая тяга с плинтов» в экспериментальной группе прирост показателей оказался больше на 17,6 %, чем в контрольной (34,5 и 15,9 кг соответственно) и значение показателя оказалось больше на 41,5 % по сравнению со спортсменами контрольной группы.

Наблюдения за собственной массой тела спортсменов обеих групп не выявило достоверного отличия в значении этого показателя (Р>0,05).

Выводы. Установлено, что у спортсменов экспериментальной группы, где использовалась усовершенствованная методика развития становой тяги в соревновательный период, достоверно отмечен рост значения показателей становой тяги в тестах «соревновательная становая тяга», «тяга с плинтов», по сравнению с результатами контрольной группой наблюдения.

Полагаем, что больший прирост результатов в становой тяге у спортсменов экспериментальной группы произошел за счет использования в тренировочном процессе оптимального соотношения объема и интенсивности основных и специально-вспомогательных упражнений к вспомогательным.

Перенос акцента основной нагрузки с 3-й на 4-ю неделю до соревнований позволил организму спортсмена не только восстановиться полноценно, но и повысить уровень физической подготовленности за счет плавного снижения нагрузки как по интенсивности, так и по объему в последнюю неделю перед соревнованиями. Незначительное увеличение и рациональный объем тренировочной нагрузки в мезоцикле не снизили адаптационные возможности спортсменов и не привели к перенапряжению и перетренированности организма занимающихся.

Предложенная методика подготовки спортсменов не ниже 1 спортивного разряда и КМС оказалась более эффективной по сравнению с общепринятой и может быть использована при планировании учебно-тренировочных занятий пауэрлифтингом.

Литература:

1. Бондаренко А.А. Пути повышения силовой подготовки атлетов / А.А. Бондаренко // Пауэрлифтинг. -2009. - № 6. - С. 5-7.

2.Ворожейкин О.В. Методика применения индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов в пауэрлифтинге / О.В. Ворожейкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - 9(55). -C. 20-25.

3. Пупышев А.Е. Анализ эффективности вариантов организации тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров / А.Е. Пупышев, Н.А. Мудренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). C. 222-228.

4. Рязанов В.Н. Оперативный контроль в тренировочном процессе пауэрлифтеров / В.Н. Рязанов // Физическая культура и спорт как фактор профессиональной подготовки специалистов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20-21 октября 2012 г. / под ред. В.А. Серебрянникова, В.Ф. Лигуты, В.В. Мороза. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2012. - С. 129-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рыбальский П.И. Структура и содержание тренировочных микроциклов различной направленности в зависимости от характеристик соревновательных упражнений в пауэрлифтинге: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Рыбальский П.И. - М., 2000. - 176 с.

6. Сулейманов Н.Л. Эффективность применения скоростно - силовой тренировки пауэрлифтеров на этапе специализированной базовой подготовки / Н.Л. Сулейманов, П.А. Сычев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). C. 181- 186.

7. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера / Б.И. Шейко. - М. : Медиагрупп «Актиформула», 2013. - 403 с.

8. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг: учебное пособие / Б.И. Шейко. - М.: Физкуль-тура и спорт, 2005. - 504 с.

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант 1 года обучения Варламова Валентина Андреевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается особенности формирования полиэтнической культуры младших школьников. Раскрывают и анализируют точку зрения авторов по отношению к понятию «полиэтническая культура». Выявляют уровень этнической идентичности якутских школьников, также предлагают формы и приемы работы по повышению полиэтнической культуры детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: полиэтническая культура, этническая идентичность.

Annоtation. The article discusses the features of the formation of a multi-ethnic culture of younger students. Disclose and analyze the point of view of the authors in relation to the concept of "multi-ethnic culture". They reveal the level of ethnic identity of Yakut schoolchildren, and also offer forms and methods of work to improve the multiethnic culture of children of primary school age.

Keywords: polyethnic culture, ethnic identity.

Введение. На современном этапе приоритетным направлением образовательной политики является формирование личности ребенка, способного жить в полиэтническом регионе, знающего и уважающего не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способного сочетать национальные и интернациональные интересы.

В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев выделил направления по развитию культуры, одним из которых является сбережение «единого культурного пространства страны во всем его многообразии, помощь сохранению богатых национальных традиций народов России» [1].

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что в политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Пол и культурное направление в педагогике является сравнительно молодым, так как особое внимание ученых к данному направлению проявилось лишь в середине XX в., изначально в США. В отечественной педагогике развитие поликультурного образования началось в 1990-х гг., что было вызвано историческими и социокультурными предпосылками. В условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

В стандартах второго поколения поликультурное образование рассматривается как ядро воспитательного потенциала системы образования, предлагается следующее определение: «...поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, - это образовательная система, которая в рамках единого федерального государственного стандартаформирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руко водствуетсяцелями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации» [2].

Мы согласны с мнением Г. В. Здеревой о том, что поликультурное воспитание составляет сущность межэтнического. В его рамках поликультурные, национальные особенности проявляются более ярко.

Оно опирается на многообразие российской культуры в условиях интеграции и не ставит своей целью формирование единой народности, как это имело место в советский период. На современном этапе нельзя проводить грань между межэтническим и поликультурными воспитанием, поскольку они тесно взаимосвязаны в рамках полиэтнической и поликультурной России. Осуществление одного без другого может привести к деформации узкоэтнического характера [3].

В связи с вышесказанным нами была предпринята попытка определить сущность понятия «полиэтниче ская культура». Уточняя понятие «культура», отметим, что оно всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека во всех сферах его жизнедеятельности (культура - культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (культура - культ, поклонение, любовь). По словам В. С. Библера: «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных -прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур» [4].

Не менее важным является единство и взаимопроникновение этнических культур, использование выработанных человеком духовных ценностей национальной культуры. Помочь человеку в диалоге с иными культурами, другими людьми, людьми разных национальностей, услышать их, осмыслить и прочувствовать их ценности, их смыслы, сопоставить различные голоса - такова, по нашему мнению, основа этнокультурологического подхода, как одного из ведущих методологических принципов современного образования.

Другими словами, как нам представляется, каждый этнос, имея свою собственную культуру, следуя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.