Научная статья на тему 'Модельная характеристика силовой подготовки пауэрлифтеров высокой квалификации на этапе подготовки к ответственным соревнованиям'

Модельная характеристика силовой подготовки пауэрлифтеров высокой квалификации на этапе подготовки к ответственным соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
452
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУЭРЛИФТИНГ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пупышев Александр Евгеньевич, Мамедов Роман Яшарович, Кормин Владимир Георгиевич

В статье рассматривается вопрос эффективной организации учебно-тренировочного процесса пауэрлифтеров на этапе подготовки к ответственным соревнованиям. Авторская методика проведения силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов на учебно-тренировочном этапе построена на принципах качественного подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Представленная модельная характеристика силовой подготовки может быть использована тренерами и специалистами в области пауэрлифтинга для эффективной организации тренировочного процесса с целью достижения высоких соревновательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пупышев Александр Евгеньевич, Мамедов Роман Яшарович, Кормин Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model features of power training of lifters of top qualification at the stage of preparation for important competitions

The article discusses the question of effective organization of training process for the power lifters at the stage of preparation for the important competitions. The unique technique for strength training of the elite athletes at the training stage is built on the principles of the qualitative approach, given the individual characteristics of each athlete. The presented model features of strength training can be used by the trainers and experts in the field of powerlifting for the effective organization of the training process with the aim of achieving highly competitive results.

Текст научной работы на тему «Модельная характеристика силовой подготовки пауэрлифтеров высокой квалификации на этапе подготовки к ответственным соревнованиям»

2. Пантелеева, Е.А. Формирование команды для групповых упражнений в художественной гимнастике, с учетом психологических особенностей спортсменок : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Пантелеева Е.А. - М., 2018. - 24 с.

3. Прописнова, Е.П. Методика занятий эстетической гимнастикой с использованием детских танцев / Е.П. Прописнова, М.А. Терехова, Д.И. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 13.

REFERENCES

1. Panteleeva, E.A. (2015), "Evaluation of the expected performance of young gymnasts in group exercises on the psychological and pedagogical characteristics of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 236-239.

2. Panteleeva, E.A. (2018), Forming a team for group exercises in rhythmic gymnastics, considering the psychological characteristics of athletes, dissertation, Moscow.

3. Propisnova, E.P. Degtyareva, D.I. and Terekhova, M.A. (2017), "Teaching methods of aesthetic gymnastics using the children's dance", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 13.

Контактная информация: winston555@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.08.2018

УДК 796.89

МОДЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПАУЭРЛИФТЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ОТВЕТСТВЕННЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Александр Евгеньевич Пупышев, преподаватель, майор полиции,

Роман Яшарович Мамедов, преподаватель, старший лейтенант полиции, Владимир Георгиевич Кормин, преподаватель, лейтенант полиции, Дальневосточный Юридический Институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос эффективной организации учебно-тренировочного процесса пауэрлифтеров на этапе подготовки к ответственным соревнованиям. Авторская методика проведения силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов на учебно-тренировочном этапе построена на принципах качественного подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Представленная модельная характеристика силовой подготовки может быть использована тренерами и специалистами в области пауэрлифтинга для эффективной организации тренировочного процесса с целью достижения высоких соревновательных результатов.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, силовая подготовка, методика силовой подготовки, модельная характеристика, качественные и количественные показатели, объем и интенсивность нагрузки.

MODEL FEATURES OF POWER TRAINING OF LIFTERS OF TOP QUALIFICATION AT THE STAGE OF PREPARATION FOR IMPORTANT

COMPETITIONS

Alexander Evgenyevich Pupyshev, the teacher, police major, Roman Yasharovich Mamedov, the teacher, senior police lieutenant, Vladimir Georgiyevich Kormin, the teacher, police lieutenant, Far East Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk

Annotation

The article discusses the question of effective organization of training process for the power lifters at the stage of preparation for the important competitions. The unique technique for strength training of the elite athletes at the training stage is built on the principles of the qualitative approach, given the individual characteristics of each athlete. The presented model features of strength training can be used by the trainers and experts in the field of powerlifting for the effective organization of the training process with the aim of

achieving highly competitive results.

Keywords: powerlifting, power training, strength training methods, model characteristics, quantitative and qualitative indicators, volume and intensity of load.

ВВЕДЕНИЕ

Большинство авторов, рассматривающих проблему осуществления эффективной силовой подготовки и дальнейшего совершенствования тренировочного процесса в пауэр-лифтинге [1, 2, 3, с.38-42; 5, с.100; 6; 7, с.52-60], неоднократно подчеркивают, что наиболее актуальной проблемой теории и методики спортивной тренировки является уровень психологической и физической готовности пауэрлифтера к соревновательной деятельности, что непосредственно обуславливает исход соревновательной борьбы. Таким образом, совокупность вышеназванных компонентов составляют основу модельной характеристики многокомпонентной системы подготовки, что обуславливает их детальный учет в процессе планирования, разработки и реализации непосредственной методики подготовки спортсменов. На наш взгляд при осуществлении организации и дальнейшей реализации подобной методики необходимо учитывать основные принципы качественного подхода, способного учитывать всевозможные показатели подготовленности спортсмена с учётом как количественных, так и качественных его характеристик через призму индивидуальных особенностей (рисунок 1).

Рисунок 1 - Качественный подход к анализу показателей подготовленности спортсмена в построении методики

подготовки пауэрлифтера

Теоретический анализ результатов ранее проведенных исследований [4, 8] в области оптимизации методики подготовки спортсменов в процессе тренировочных занятий, позволил выявить основные этапы разработки методики применения качественного процесса в подготовки пауэрлифтеров с учетом модельных характеристик, выявленных нами в процессе проведения педагогического эксперимента. Ими стали:

1) первый «прогностический» этап включал процесс планирования - прогнозирования роста всех показателей силовых качеств и улучшение физического состояния спортсменов, постановку цели и задач всех тренировочных занятий, отталкиваясь от индивидуальных особенностей силовой подготовки и уровня подготовленности спортсмена;

2) второй «побудительный» этап содержал детальное исследование индивидуальных особенностей восприимчивости спортсменов к разнообразным силовым нагрузкам, и формирование положительной мотивации, побуждающей участников экспериментальной программы к саморазвитию с целью достижения высоких и устойчивых спортивных результатов в пауэрлифтинге;

3) третий «деятельностный» этап заключался в использовании всего имеющегося арсенала средств, форм и методов воздействия для стимулирования спортсмена к достижению значимых спортивных результатов; выявление оптимального соотношения всех тренировочных нагрузок, получаемых в процессе осуществления тренировочных занятий

с обязательным учётом личностного характера энергообеспечения двигательной деятельности и спроектированных модельных характеристик; разработку индивидуальных тренировочных программ тренировочных занятий;

4) на четвертом «корректировочном» этапе был осуществлен анализ полученных в ходе эксперимента результатов спортсмена, достигнутых в ходе реализации планируемых тренировочных занятий, их корректировку в случае необходимости и оказание необходимой помощи спортсменам в планировании последующих тренировочных занятий с целью достижения намеченных результатов.

С целью более эффективной реализации специальной силовой подготовки с учётом выявленных модельных характеристик основанной на принципах качественного подхода в тренировочном процессе пауэрлифтеров к ответственным соревнованиям, нами были созданы две группы участников эксперимента, мужчины в возрасте от 19 до 25 лет, имеющие разряды от КМС до МС: экспериментальная группа (п=10, ЭГ) и контрольная группа (п=10, КГ). Для участников экспериментальной группы (ЭГ) нами была разработана 12-недельная тренировочная программа. Вся динамика объема тренировочной нагрузки, выполняемая спортсменами экспериментальной группы, изображена на рисунке 2, при этом, группы средств изображены вверху, а полученный суммарный объем - внизу.

12 3 4 Объем нагрузки (присед.), повт.

5 6 7 Недели тренировки

Объем нагрузки (жим), повт.

9 10 11 12

Объем нагрузки (тяга), повт.

300

н

в

§ 250

к200

Ь 150

н

§

е

-

ю

О

100 50 0

г- \

\ / \ Л Л

хз Г \ /

1 к т

--1 >—1-1-

1

9

10

11

12

2 3 4 5 6 7 8 Недели тренировки

■ Объем нагрузки (жим), повт. А Объем нагрузки (тяга), повт. И Объем нагрузки (присед.), повт.

Рисунок 2 - Динамика объема тренировочной нагрузки в экспериментальной группе (ЭГ) по неделям всего

тренировочного цикла.

На рисунке 3 нами представлена общая динамика объема и интенсивности групп используемых тренировочных средств, что позволило нам сопоставить два основных показателя используемой тренировочной нагрузки между собой. При этом объем тренировочной нагрузки показан в абсолютных своих значениях, а интенсивность тренировочной нагрузки изображена в относительных значениях.

я

§

-

ю

О

100 80 60 40 20 0

250

5 6 7 8 Недели тренировки

Объем нагрузки (присед.), повт. Интенсивность (присед), % от макс.

5 6 7 8 Недели тренировки

Объем нагрузки (жим), повт. Интенсивность нагрузки (жим), % от макс.

120 100 80 60 40 20 0

< \ /1

\ _ А / V.

■ ^ - чи-^ -Ч | ■

9

10

11

12

1 2 3 4 5 6 7 8

Недели тренировки

"Объем нагрузки (тяга), повт. Интенсивность нагрузки (тяга), % от макс.

Рисунок 3 - Соотношение динамики объема и интенсивности нагрузки в тренировочном цикле экспериментальной группы (ЭГ) спортсменов по группам средств.

Основной отличительной особенностью в содержании всех представленных тренировочных средств, стали упражнения с использованием разнообразных отягощений, имеющие место лишь в программах тренировок экспериментальной группы (ЭГ) и, соответственно отсутствующих в программах тренировок контрольной группы (КГ).

В целом вся представленная экспериментальная методика специальной подготовки спортсменов - пауэрлифтеров разработанная на основе основных принципов качественного подхода и представляет собой стройный, рациональный и логически взаимосвязанный комплекс, как основных, так и вспомогательных упражнений, который содержит оптимальное и наиболее эффективное соотношение тренировочных средств, увязанных во времени и обеспечивающих тем самым непротиворечивую динамику, как объема, так и интенсивности тренировочной нагрузки. Все показатели, характеризующие уровень физических качеств у спортсменов - пауэрлифтеров обеих групп, как до, так и после эксперимента представлены в таблице 1.

Анализ результатов физической подготовленности спортсменов, полученных в ходе проведения педагогического эксперимента, позволяет нам говорить о значительных положительных сдвигах, которые произошли на уровне развития значимых для пауэрлифтеров

физических качеств у испытуемых, входящих в состав экспериментальной группы, что нельзя сказать о показателях спортсменов контрольной группы.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп до и после проведения педагогического эксперимента_

№ п/п Контрольные упражнения Группа Начальный показатель Итоговый показатель Р

1 Бег на 30м (с) ЭГ 4,1±0,28 4,2±0,27 >0,05

КГ 4,2±0,23 4,0±0,23 >0,05

2 Прыжок в длину с места (м) ЭГ 2,41±0,72 2,35±0,53 >0,05

КГ 2,29±0,74 2,39±0,41 <0,05

3 Приседание со штангой (кг) ЭГ 193,51±8,54 212,27±6,12 >0,05

КГ 193,57±8,55 219,03±5,08 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Жим штанги лежа (кг) ЭГ 136,08±6,14 156,01±6,12 >0,05

КГ 124,11±7,15 153,85±8,11 <0,05

5 Становая тяга (кг) ЭГ 218,17±6,65 235,21±6,54 <0,05

КГ 215,89±6,78 227,75±8,47 <0,05

Примечание: показатели функционального состояния пауэрлифтеров контрольной (п=10) и экспериментальной (п=10) групп до и после эксперимента (х±m)

На наш взгляд, эта разница была обусловлена оптимальностью величин получаемой нагрузки на учебно-тренировочных занятиях экспериментальной группы. Особенно эта разница заметна в высоких показателях у испытуемых экспериментальной группы в становой тяге, что еще раз подчеркивает преимущество разработанной нами методики построения и организации тренировочных занятий. Таким образом, по сумме всех трех упражнений преимущество у спортсменов экспериментальной группы является также достоверным 4,4 кг/мес. (против 2,5 кг/мес. в КГ).

Таблица 2 - Средний темп прироста результатов в месяц в КГ и ЭГ относительно веса тела пауэрлифтера в период проведения эксперимента, М±а (кг/мес./вес тела)_

Группы испытуемых Присед Жим Тяга Сумма

ЭГ 0,015±0,0142 0,016±0,0107 0,010±0,0095 0,044±0,0310

КГ 0,012±0,0055 0,004±0,0068 0,009±0,0065 0,025±0,0149

Р <0,05 <0,01 >0,05 <0,01

ЭГ 0,014±0,0046 0,011±0,0050 -0,002±0,0050 0,021±0,0115

КГ -0,006±0,0032 -0,009±0,0062 -0,012±0,0045 -0,026±0,0139

Р <0,01 <0,01 <0,05 <0,001

0,05 0,04 0,03

0,02 0,01

0,044

0,015

0,012

0,016

0,01 0,009

0,004

0,025

I

Присед* Жим** Тяга

Упражнения

□ Экспериментальная группа (п=10) ^Контрольная группа (п=10)

Сумма*

Примечание: различия достоверны на уровне * - 0,05, **- 0,01

Рисунок 4 - Средний темп прироста результатов в месяц в КГ и ЭГ относительно веса тела, кг/мес./вес тела

ВЫВОДЫ

Таким образом, все полученные в ходе проведения педагогического эксперимента результаты, при проведении сравнительного анализа темпа прироста соревновательных результатов подчеркивают явное преимущество результатов спортсменов экспериментальной группы над этими же результатами спортсменов контрольной группы.

Полученные в ходе проведения эксперимента результаты могут быть использованы тренерами и специалистами в области пауэрлифтинга для эффективной организации тренировочного процесса с целью достижения высоких соревновательных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ге, Н.Д. Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ге Н.Д. - М., 1998. - 24 с.

2. Горбов, A.M. Комплексная подготовка пауэрлифтера. Победа на турнире / A.M. Горбов.

- М. : АСТ ; Сталкер, 2007. - 176 с.

3. Гузь, С.М. Влияние занятий пауэрлифтингом на развитие двигательных качеств спортсменов 12-17 лет / С.М. Гузь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 4 (50). - С. 38-42.

4. Каленикова, Н.Г. Конструктивная методика профессионально прикладной физической подготовки средствами пауэрлифтинга студентов технического университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Каленикова Н.Г. - Смоленск, 2004. - 20 с.

5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

6. Уайдер, Д. Бодибилдинг : фундаментальный курс / Д. Уайдер. - М. : Уайдер Спорт, 1992.

- 175 с.

7. Шейко, Б.И. Статистический анализ техники тяги становой / Б.И. Шейко, Б.Г. Лукьянов // Мир силы. - 2009. - № 2. - С. 52-60.

8. Douglas, D. Close Grip Bench Press / D. Douglas // Powerlifting USA. - 2000. - January. - P.

34-36.

REFERENCES

1. Ge, N.D. (1998), Methods of training techniques weightlifting exercises, dissertation, Moscow.

2. Gorbov, A.M. (2007), Integrated training of a powerlifter. Win the tournament, AST, Stalker, Moscow.

3. Guz, S.M. (2009), "Influence of powerlifting on the development of motor skills of athletes 1217 years", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 50. No. 4, pp. 38-42.

4. Kalinikova, N.G. (2004), Constructive methods ofprofessionally applied physical preparation means powerlifting engineering students, dissertation, Smolensk.

5. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in Olympic sports. The General theory and its practical application, Olympic literature, Kiev.

6. Weider, D. (1992), Bodybuilding: fundamental course, Weider Sport, Moscow.

7. Sheiko, B.I. and Lukyanov B.G. (2009), "Statistical analysis technology thrust deadlift", World power, No. 2, pp. 52-60.

8. Douglas D. (2000), "Close Grip Bench Press", USA Powerlifting, January, pp. 34-36. Контактная информация: pupyshev-1982@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2018

УДК 796.011.3

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСХОДНЫХ УРОВНЕЙ И ТЕМПОВ ПРИРОСТА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Фёдоровна Зелова, старший преподаватель, Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск

Аннотация

В ходе исследования установлено, что выраженности уровней проявлений и темпов прироста двигательных способностей юношей от 12 до 20-ти лет различаются в зависимости от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.